Прихожан тест личностной тревожности
Приложение 3
ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
10–16 ЛЕТ
1. Краткая информация о методике
Настоящая шкала тревожности была разработана нами в 1980–1983 гг. по принципу «Шка#
лы социально#ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в
том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных
ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является, на наш взгляд, то,
что, во#первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу,
и, во#вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои пережи#
вания, чувства, т. е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря пережи#
ваний.
Предлагаемый вариант шкалы прошел стандартную отработку. Поскольку первый вари#
ант настоящей шкалы, опубликованный нами в 1984 г. (см. Диагностическая и коррекцион#
ная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной), без ведома автора и без ссыл#
ки на него был опубликован Е. И. Роговым1 , а затем воспроизведен в ряде других изданий,
обращаем внимание читателей на то, что первый вариант был нормирован в 1980–1982 гг. и
соответственно, не может быть использован в настоящее время.
Публикуемый в данной книге вариант методики прошел всестороннюю отработку и апро#
бацию в 1995–1998 гг.2
Важным его отличием является то, что нормирование проходило не по классам, а по воз#
расту испытуемых, что связано с современной ситуацией в образовании, когда в одном клас#
се могут учиться дети различных возрастов. Работа включала современную экспертную
оценку пунктов шкалы, психометрическую проверку и апробацию на различных половозра#
стных и региональных выборках. Всего в психометрической проверке участвовали около
1400 чел.
Первый вариант методики содержал 3 субшкалы, определяющих соответственно тревож#
ность, связанную со школьными ситуациями (школьную), с ситуациями общения (межлич#
ностную) и с отношением к себе (самооценочную). Настоящий вариант дополнен шкалой
мистическ