8 класс. Литература. 2 четверть
Урок №38.
Александр Сергеевич Пушкин
Образ Маши Мироновой.
Нравственная красота капитанской дочки
1. Прочитай стихотворение. С какой точкой зрения ты солидарен и почему?
Найди в стихотворении строку, которая могла бы стать эпиграфом к
разговору об образе Маши Мироновой. Объясни свой выбор.
Что такое красота? Спор зашёл случайно,
Это спорили глаза и душа печально.
"Ничего красивей нет женского создания Внешний облик, грация - основы мироздания.
И черты её лица, и её фигура," С блеском спорили глаза, в этом их натура.
Тихо слушала душа эти восклицанья,
Её очередь дошла делать замечанья:
"Вы, глаза, во всём правы,
Только слушать грустно…
Если сверху красота, а внутри всё пусто.
Красота - это когда мир богат духовный,
А внутри и доброта, и уют любовный."
2.Прочитай описание Маши Пушкиным, а затем рассмотри портреты героини, созданные
художниками, и сделай вывод, какому иллюстратору точнее всех удалось передать
внешность героини. Пушкин не изображает Машу красавицей. Почему?
«…лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые
у ней так и горели».
М. Миронова и
П.Гринев.
Иллюстрация
художника
Анатолия Иткина
Маша.
Иллюстрация
художника
Дмитриевой Г. С.
Маша Миронова.
Иллюстрация
художника
Павла Соколова
3. Работай в мини-группе. Составьте психологический портрет героини, опираясь на цитаты
произведения. Представляя результаты своей работы, заполните коллаж.
1 группа
1.“…Тут вошла девушка лет
осьмнадцати, круглолицая,
румяная, с светло русыми
волосами, гладко зачесанными
за уши, которые у нее так и
горели…” “…одета была попрежнему просто и мило…”
“…увидел перед собою Марью
Ивановну; ангельский голос ее
меня приветствовал…” “…Милый
голосок Марьи Ивановны
раздался из-за дверей…”
2.“частый гребень, да веник, да
алтын денег”
2 группа
1.“…Милая, добрая Марья
Ивановна…” “…Незаметным
образом я привязался к доброму
семейству…” “…Марья Ивановна
такая добрая барышня <…>
Провожу ее, ангела божия <…>
такой невесте не надобно и