Рисунок семьи
«Рисунок семьи» (Л. Корман)
Цель: исследование межличностных отношений ребенка с родителями.
Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего
места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.
Наиболее продуктивно применение теста «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и
младшем школьном возрасте.
Материалы: для исследования необходимы лист белой бумаги размером 15х20 см или
21х29 см, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый,
коричневый), ластик.
Ход исследования
Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае
нельзя объяснять, что обозначает слово «семья». Если ребенок спрашивает, что ему
рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Даже если он задаст вопрос
типа: «А бабушку рисовать надо?» - не отвечайте на вопрос прямо, а лучше скажите:
«Рисуй так, как тебе хочется». Время выполнения задания не ограничивается (в
большинстве случаев оно длится не более 35 минут).
При выполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последовательность
рисования деталей; б) паузы более 15 сек.; в) стирание деталей; г) спонтанные
комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым
содержанием.
После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным
путем. Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцирую ребенка на открытое обсуждение чувств, что не
каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает
формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться
выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не
нарисовал кого-нибудь из членов (если так произошло); что значат для ребенка
определенные детали