josparik.kz

ПРоективная методика Дерево

Проективный тест «Дерево» Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе / Л. А. Ясюкова. – СПб.: ГП ИМАТОН, 1999. – 178 с. Рисунок дерева традиционно рассматривается в проективной психодиагностике как самопортрет, в котором целостно отражаются отношение к себе, самооценка, характер взаимоотношений ребенка с окружающими, а также его проблемы. Для понимания личностных особенностей ребенка, по нашим данным, вполне надежны следующие параметры рисунка: 1. Общий размер дерева. Отражает эмоционально-окрашенное ощущение собственной ценности и значимости. Крупное дерево (более 2/3 листа) — уверенность в себе, полнота жизни, энергетическое богатство. Размер 1/2-2/3 листа соответствует норме. Уменьшение размера дерева (менее 1/3 листа) — отсутствие уверенности в себе, ощущение собственной незначимости, ненужности, сниженная энергетика. 2. Положение дерева. Сдвинуто к верхней части листа — мечтательность, отсутствие склонности к активным действиям; сдвинуто к нижней части листа — практичность, приземленность. Сдвинуто влево — тяготеет к матери, находится под ее влиянием; сдвинуто вправо — тяготеет к отцу, испытывает его влияние. 3. Толщина ствола. Отражает силу «Я». 4. Форма ствола. Ствол в виде «морковки» острым концом вверх — инфантильность. Ствол-«морковка» острым концом вниз — взрослость, чаще всего встречается у независимых, развитых детей. Такие дети управляют родителями, занимают по 1