ПРоективная методика Дерево
Проективный тест «Дерево»
Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и
профилактика проблем обучения в начальной школе / Л. А. Ясюкова. – СПб.: ГП
ИМАТОН, 1999. – 178 с.
Рисунок
дерева
традиционно
рассматривается
в
проективной
психодиагностике как самопортрет, в котором целостно отражаются отношение
к себе, самооценка, характер взаимоотношений ребенка с окружающими, а
также его проблемы. Для понимания личностных особенностей ребенка, по
нашим данным, вполне надежны следующие параметры рисунка:
1. Общий размер дерева.
Отражает эмоционально-окрашенное ощущение собственной ценности и
значимости. Крупное дерево (более 2/3 листа) — уверенность в себе, полнота
жизни, энергетическое богатство. Размер 1/2-2/3 листа соответствует норме.
Уменьшение размера дерева (менее 1/3 листа) — отсутствие уверенности в
себе,
ощущение
собственной
незначимости,
ненужности,
сниженная
энергетика.
2. Положение дерева.
Сдвинуто к верхней части листа — мечтательность, отсутствие склонности
к активным действиям; сдвинуто к нижней части листа — практичность,
приземленность.
Сдвинуто влево — тяготеет к матери, находится под ее влиянием; сдвинуто
вправо — тяготеет к отцу, испытывает его влияние.
3.
Толщина ствола. Отражает силу «Я».
4.
Форма ствола.
Ствол в виде «морковки» острым концом вверх — инфантильность.
Ствол-«морковка» острым концом вниз — взрослость, чаще всего встречается у
независимых, развитых детей. Такие дети управляют родителями, занимают по
1