Методика Филипса
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего
и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и
предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить
«Да» или «Нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из
вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и
правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами
долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним,
или «-», если не согласны».
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с
ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе
этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с
ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно
говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа
вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в
тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется
общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся
наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы
№ вопросов
1. Общая тревожность в школе
2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48,
49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;
сумма = 22
2. Переживание социального стресса
5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44
сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41,
43; сумма = 13
4. Страх самовыражения
27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний
2, 7, 12, 16, 21, 26; су