Как работает проективный тест «Домики»: диагностика эмоций первоклассников
Что такое методика «Домики»?
Проективный тест «Домики» — это инструмент для оценки эмоционального состояния детей, их отношений к школе, социальных эмоций и ценностных ориентаций. Методика, разработанная О.А. Ореховой, основана на цвето-ассоциативном эксперименте, аналогичном тесту отношений А. Эткинда. Она помогает выявить скрытые переживания ребенка, его отношение к обучению, учителям и одноклассникам.
Для чего используется тест?
Методика «Домики» применяется психологами и педагогами для:
- Диагностики эмоционального состояния первоклассников;
- Выявления уровня адаптации к школе;
- Определения отношения ребенка к учебной деятельности, учителю, сверстникам;
- Анализа ценностных ориентаций и социальных эмоций.
Как проводится тестирование?
Для проведения теста необходимы:
- Бланки ответов;
- 8 цветных карандашей (синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный).
Рекомендуется тестировать небольшие группы (10–15 детей), рассадив их по одному. Учитель не должен присутствовать, чтобы не искажать результаты. Процедура включает три этапа и занимает около 20 минут.
Этапы проведения теста
1. Выбор предпочтительных цветов
Ребенка просят раскрасить дорожку из восьми прямоугольников, последовательно выбирая наиболее приятные цвета и откладывая использованные карандаши.
2. Ассоциация цветов с эмоциями
Дети раскрашивают домики, соотнося цвета с названными психологом чувствами (например, радость, страх, обида, дружба).
3. Интерпретация результатов
На основе выбранных цветов анализируется:
- Эмоциональное восприятие школы и обучения;
- Отношение к учителю и одноклассникам;
- Наличие тревожности или позитивных установок.