Диагностика уровня интеллектуального развития мл школьников
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ОПИСАНИЕ НАБОРА МЕТОДИК
Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных
операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности,
понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям,
запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками.
Основой для предлагаемого набора послужил комплекс методик для определения готовности к
обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. При подборе
заданий составители стремились согласовать уровень их сложности и содержание с требованиями
программы обучения в выпускном классе начальной школы.
В набор включены следующие шкалы (см. Приложение):
1. Общая осведомленность. Направлена на выявление круга представлений ребенка об
окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы.
2. Сложение чисел с переключением. Методика направлена на изучение психического темпа,
устойчивости и колебаний внимания, переключаемости, утомляемости. Позволяет оценить
сформированность устного счета в пределах 20, понимание и способность следовать словесной
инструкции, скорость формирования новых способов действия.
3. Исправь ошибки. Направлена на изучение внимательности, сформированности функции
контроля.
4. Воспроизведение рассказа. Направлена на определение некоторых сторон речевого развития:
понимания речи, сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти.
5. Смысловая память. Оценивается способность ребенка к смысловому запоминанию.
6. Составление фразы из трех слов.
7. Составление фразы из четырех слов.
Методики направлены на оценку способности к речевому синтезу способности к установлению
смысловых логических связей.
8. Сравнение понятий.
9. Классификация (исключение лишнего понятия).
10. Простые аналогии (анализ отношений понятий).
11. Выделение существенных признаков