josparik.kz

Диагностика уровня интеллектуального развития мл школьников

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОПИСАНИЕ НАБОРА МЕТОДИК Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками. Основой для предлагаемого набора послужил комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. При подборе заданий составители стремились согласовать уровень их сложности и содержание с требованиями программы обучения в выпускном классе начальной школы. В набор включены следующие шкалы (см. Приложение): 1. Общая осведомленность. Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы. 2. Сложение чисел с переключением. Методика направлена на изучение психического темпа, устойчивости и колебаний внимания, переключаемости, утомляемости. Позволяет оценить сформированность устного счета в пределах 20, понимание и способность следовать словесной инструкции, скорость формирования новых способов действия. 3. Исправь ошибки. Направлена на изучение внимательности, сформированности функции контроля. 4. Воспроизведение рассказа. Направлена на определение некоторых сторон речевого развития: понимания речи, сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти. 5. Смысловая память. Оценивается способность ребенка к смысловому запоминанию. 6. Составление фразы из трех слов. 7. Составление фразы из четырех слов. Методики направлены на оценку способности к речевому синтезу способности к установлению смысловых логических связей. 8. Сравнение понятий. 9. Классификация (исключение лишнего понятия). 10. Простые аналогии (анализ отношений понятий). 11. Выделение существенных признаков