Раздел долгосрочного плана:

Семья: права и обязанности

Школа:
Дата: ФИО учителя:
Класс: 8 Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока Семейные ценности. Публицистическии стиль речи. Омонимичные самостоятелные части речи и предлоги
Вид урока изучение новой темы
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 8.1.2.1 определять основную мысль на основе структурных элементов текста и целевой аудитории;

8.2.2.1 выявлять особенности структуры текста, раскрывающие основную мысль;

8.3.1.1 составлять цитатный план (простой и сложный), учитывая жанровое своеобразие текста

Цели урока подготовить к написанию сочинения в жанре публицистики.

вспомнить особенности публицистического стиля, жанры публицистики;

анализ языка и художественных особенностей текстов публицистического стиля

Критерии

оценивания

Учащиеся называют структурные элементы прослушанного текста

находят основную мысль текста на основе плана

определяют целевую аудиторию текста

выявляют особенности структуры прочитанного текста, раскрывающие основную мысль текста

составляют цитатный (простой и сложный) план текста

Языковые цели

 

 Учащиеся могут

Дать определения словам и понятиям «праздник семьи», «день семьи» и другим, относящимся к теме изучаемого раздела

Понимать и использовать в своей речи фразы:

— я думаю…, я полагаю…, что касается меня…, на мой взгляд…

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

семья, праздник, жанровые особенности репортажа, основная мысль текста, структура текста

Полезные выражения для диалогов и письма:

Этот текст является репортажем, так как…

Привитие ценностей

 

 

Данный урок направлен на развитие ценностей обучение на протяжении всей жизни, сотрудничества, академической честности.

Привитие ценностей осуществляется посредством работы в группе, оказания поддержки менее способным учащимся.

Межпредметные

связи

Межпредметная связь с предметом «литература» наблюдается во время изучения особенностей репортажа как жанра публицистики, а также во время чтения репортажа и выявления в нем изобразительных средств
Предварительные знания

 

Данный урок является вторым уроком, на котором изучается репортаж как жанр публицистики. Учащиеся могут поделиться своим пониманием  значений слов по теме изучаемого раздела.

Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через групповую работу, обсуждение жанровых особенностей репортажа, выполнение заданий на составление предложений с омонимичными  самостоятельными и служебными частями речи

Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы
Начало урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс делится на 5 групп: начинающие журналисты, опытные журналисты, родители, дети, редакторы.

 

Прием «До — после»: учащиеся индивидуально в тетрадях заполняют только первую колонку «До» таблицы: все, что знают о репортаже.

 

ДО ПОСЛЕ
   
Карточки для деления

с названиями групп

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начнем со словарно-орфографической работы.

Подберите однокоренные слова: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

– Какой общий корень имеют слова?

– Дайте лексическое значение слов.

Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

Публицистика (от лат. publicus общественный) – литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества.

Публицистический – характерный для публицистики.

Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

Группа 1 — начинающие журналисты

— ответить на вопрос:

Чем интересен репортаж как жанр? В чем его особенности? Доказать на примере.

 

Раздать таблицу «Публицистический стиль»

ВЫСТУПЛЕНИЕ  I ГРУППЫ

«Мир профессий»

Слово «профессия» происходит от латинского слова «professio», означающего буквально «официальное объявление своего занятия».

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.

Как сделать правильный выбор? Какие профессии сегодня нужны обществу?

Когда человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области.

Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера.

Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что в ближайшем будущем, когда мы начнем свой профессиональный путь, очень большое значение приобретут такие черты личности, как, например, готовность учиться, постоянно получать новые знания и умения, навыки общения, готовность трудиться, направленность на достижение результата, самостоятельность, ответственность и т.д.

Оцените выступление

ВЫСТУПЛЕНИЕ II ГРУППЫ

«Наш выбор»

— Как вы думаете, из каких факторов складывается выбор профессии? Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какова формула правильного выбора?

При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:

Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию нужно :

1.Определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии т.е , что я «ХОЧУ».

2. Оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т.п. Или проще сказать – это наше «МОГУ».

3.Узнать какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня «НАДО».

Например, если ваши мечты , т.е что я « Хочу» соответствуют вашим способностям, состоянию здоровья или характеру, т.е что я «Могу», а также ваша выбранная профессия пользуется спросом на рынке труда, т.е «Надо», то вот эта золотая середина говорит о том, что вы правильно выбрали ту или иную профессию.

Как можно определить свои возможности, потенциал, способности, склонности? (при помощи диагностических методов).

1. При помощи «Дифференцированно-диагностического опросника» Климова мы определили наши склонности по предметам труда: человек-знак, человек-техника, человек-природа, человек-художественный образ, человек-человек.

2. Тест Голланда помог нам выявить особенности учащихся нашего класса относительно различных сфер деятельности.

3. Очевидно: каждому человеку что-то удаётся лучше, чем всё остальное. Наша задача — обнаружить в себе этот талант. Интересно, что видят в тебе окружающие? Какие грани твоего таланта наиболее заметны. Мы провели опрос среди одноклассников «Какую профессию ты мне рекомендуешь?»

Результаты очень интересны.

Оцените выступление

 

  • Стилевые черты. 3 группа.

ВЫСТУПЛЕНИЕ III ГРУППЫ

 

Сфера использования — средства массовой информации

Тематика —

Общезначимые вопросы культуры, образования.

Задачи речи — воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации. Формирование определённого отношения к проблеме.

 

Общие стилевые черты публицистического стиля

•          актуальность;

•          образность;

•          логичность;

•          эмоциональность;

•          призывность;

•          экономия языковых средств

•          четко выраженное авторское отношение к проблеме

•          доходчивость и доступность.

 

Строение текста публицистического стиля:

тезис, аргументы, вывод

Жанр —  статья.

 

  • Определим, какие лексические средства использует автор.

—          Нейтральные слова и выражения (образованным и культурным человеком,  родной язык);

—          клише (ценность народа, сознательная жизнь);

—          литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки («Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде»);

—          книжная и научная лексика (обладает, быть по – настоящему интеллигентным, жаргонные выражения);

—          разговорно-просторечная лексика (ему все нипочем, на самом деле он трус и робок, неуверен в себе, плюётся словами);

—          газетизмы – слова, сфера функционирования которых газеты, журналы ();

—          профессиональная журналистская лексика (публично выступать);

—          слова в переносном значении (плюётся словами)

 

·         Обратим внимание на словообразование и морфологию

— суффиксы -ость, -ств-о, -еств-о, -ни-е-, -изм (обстоятельства),

— суффиксы -ому, -ему, -и, -ски, -ки (по-настоящему),

— приставки не-, по-, меж:-, сверх-, (неуверен в себе),

— существительные в ед. ч. в значении мн.ч. (человек не говорит, а «плюется словами»);

— глаголы в форме повелительного наклонения (обращайте, следите)

— прилагательные в превосходной степени (вернейший, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих)

— отрицательные и модальные частицы (Вот это правильно!)

Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить её воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

Побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения:

повторы;

однородные члены;

параллелизмы (сходное построение предложений текста).

вводные слова (одним словом,  прежде всего)

—          Как вы думаете, к кому обращается автор?

—          Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

 

Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

Оцените свою работу

Сегодня наиболее серьезные проблемы переживает газетная публицистика. Мы с удовольствием смотрим телевизор, в Интернете узнаем новости, часто перелистываем страницы иллюстрированных журналов. А вот газеты читаем все реже и реже.

Поднимите руки, кто читает газеты?

Какие газеты вы читаете?

А ведь именно газеты наиболее оперативно отражают  все актуальные проблемы общества.

Разнообразны и газетные жанры.

?

Дескрипторы:

— отмечает положительные стороны просмотренного репортажа для общества

— определяет целевую аудиторию

— приводит примеры для доказательства

Критерии оценивания

Некоторые учащиеся

определяют целевую аудиторию текста

 

ФО учителем. Учитель комментирует ответы учащихся по критериям оценивания, дает обратную связь.

 

Демонстрируются слайды об особенностях репортажа.

Прием «До — После»: учащиеся просматривают слайды и индивидуально заполняют вторую часть таблицы.

 

ДО ПОСЛЕ
   

 

Предтекстовая работа.

Повторение. Учащиеся записывают примеры омонимичных частей речи. Некоторым учащимся можно предложить выполнить упражнения.

Текстовая работа.

Задание: прочитать текст и ответить на вопросы:

— Что описывается в этом репортаже? Найдите предложения, в которых описывается что, где, когда произошло?

— Кому адресован текст?

— От чьего лица ведется изложение?

— Найдите слова, в которых доказывается, что автор был на месте описываемого события.

— Как автору удается передать свои впечатления?

Послетекстовая работа

Задание:

— найдите в тексте основную мысль

— определите, в какой части текста она находится

— составьте цитатный план (простой и сложный)

Дескрипторы:

— находит в тексте предложение с основной мыслью

— определяет структуру репортажа

— выявляет местоположение основной мысли текста

— составляет простой цитатный план

— составляет сложный цитатный план

Критерии оценивания

выявляют особенности структуры прочитанного текста, раскрывающие основную мысль текста

составляют цитатный (простой и сложный) план текста

Повторение изученного. Особенности публицистического стиля. (Учащиеся работают с таблицей «Особенности публицистического стиля».

— Назовите сферу употребления (использования)  публицистического стиля.

(общественно – экономические, политические, культурные отношения или средства массовой информации, публичные выступления)

— Какие задачи выполняет публицистический стиль?

(информировать, одновременно воздействуя на читателя, слушателя, убеждать его в чем-то, внушать ему определенные идеи, взгляды, побуждать его к определенным поступкам, действиям).

— Назовите характерные черты стиля.

(логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

— Назовите проблемы, рассматриваемые в публицистике.

(проблемы семьи, детства, развития и сохранения русского языка, влияния человека на природу, свободы личности и др.)

Вывод: публицистика во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским т.д.

Публицистический стиль возник очень давно. Необходимость поделиться наболевшим, воздействовать на слушателей, очевидно, возникла как только человек научился говорить

 

Карточки с заданиями для групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=FDSKwifR1g0 репортаж «День семьи»

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

Конец урока

37-40

Учащиеся составляют синквейн на одну из тем по выбору:

— репортаж

— праздник

— семья

Рефлексия.

В конце урока учащиеся выполнят задание «3-х минутная пауза».

На экран интерактивной доски вывести фразы рефлексии (либо распечатать на листах) и предложить учащимся продолжить подходящую к его ощущениям от урока фразу

Учащиеся должны продолжить одну из фраз:

— Я изменил мое отношение к..

— Я узнал больше о…

— Я был удивлен …

— Я почувствовал…

— Я соотнес …

— Я сопереживал..

 

 
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация выражена в подборе заданий для групповой работы, во время которой осуществляется поддержка слабым ученикам одноклассниками. Способные ученики могут проявить себя во время заполнения таблицы «До- после», так как могут быстро справиться с заданием и помочь учителю проверить выполнение данного задания у учеников, нуждающихся в поддержке.

 

После просмотра видеоматериала и выполнения дифференцированных заданий в группах некоторые учащиеся (учащиеся 2 и 3 групп) оцениваются по цели

8

 

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время деления на группы и групповой  работы в классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3:

Мир профессий

Школа:
Дата: ФИО учителя:
Класс: 8 Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока Типы профессий. Профессиональные слова. Официально- деловой стиль
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 8.СГ2.определять основную мысль на основе структурных элементов текста и целевой аудитории
Цели урока Учащиеся смогут:

определить основную мысль и целевую аудиторию прослушанного текста и аргументировать свой ответ.

Критерий оценивания Понимает основную мысль прослушанного текста.

Определяет целевую аудиторию.

Привитие ценностей

 

 

Учащиеся выслушивают мнения друг друга и относятся к ним с уважением. Учащиеся свободно высказывают своё мнение, все мнения принимаются и обсуждаются.
Межпредметные связи Психология.
Навыки использования

             ИКТ

Учащимся будет представлена презентация, видеоролик.
Предварительные знания

 

Этот раздел основывается на знаниях и навыках, полученных в рамках изучения раздела «Мир профессий» в 5 классе. На уроке будет продолжена работа по развитию навыков слушания. Это первый урок данного раздела.
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы
Начало урока

5 минут

1.      Организационный момент.

2.    Введение в тему урока, обсуждение.

К

Учащиеся рассматривают картинки с изображением предметов: гидрант, строительная каска, хирургический скальпель/фонендоскоп, доильный аппарат, палитра, ювелирные весы.

 

Ответьте на вопрос:

Что объединяет эти предметы?

Учащиеся прогнозируют тему раздела.

 

Обсуждение с учащимися целей урока.

Сегодня на уроке мы будем слушать текст о выборе профессии.

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

Слайд 2,3

Середина урока

5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

Актуализация знаний учащихся.

Учащиеся в парах подбирают и записывают в тетрадях  «синонимический ряд» для слова профессия.

И

Слова для справок.

Дело, занятие, деятельность, род занятий, специальность,

ремесло, профиль, работа, квалификация, звание, призвание.

 

Сначала учащиеся самостоятельно подбирают синонимы, затем учитель представляет материалы словаря синонимов. Учащиеся поясняют, в чём особенность синонимов, их роль в речи.

 

Г

Задание. Какие профессии вы знаете? Давайте попробуем их сгруппировать. На постере распределите профессии по группам. Объясните свой выбор.

 

Человек – природа: …

Человек – техника: …

Человек – человек: …

Человек – знаковая система: …

Человек – художественный образ: …

 

ФО  презентация работ, дополнение постеров

Можно использовать стратегию «Галерея», когда работы развешаны по кабинету, а учащиеся имеют возможность рассмотреть каждый постер.

 

Лексическая работа.

Определите значение слова по словарю.

Способность  – -и. 1. Природная одарённость, талантливость. 2. Умение, а также возможность производить какие-либо действия.

Ресурс – -а, 1. Запасы, источники чего-нибудь. 2. Средство, к которому обращаются в случае необходимости.

Мышление  – -я, 1. То же, что и мыслить. 2. Высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

 

Ребята, как вы думаете, о чем пойдёт речь в видеоролике?

 

Работа по аудированию.

1.  Определите  значение выделенного слова в предложении?

Каждый человек обладает уникальным набором природных способностей.

A) повторяющийся, бывает и у других;

B) неповторимыйсуществующий только у него;

C) встречающийся у других очень редко.

 

2. Какие способности, по мнению эксперта,  являются ресурсом, который обязательно нужно использовать в профессиональной деятельности?

A) способности, относящиеся ко второй зоне

B) способности, относящиеся ко третьей зоне

C) способности, относящиеся к четвёртой зоне

 

3. Какая информация соответствует тексту?

Способность, необходимая юристу, – это …

 A) пространственное мышление

B) умение выделять важную информацию

C) умение вращать предметы в воображении

 

4. Что означает выражение «математическая  интуиция»?

 A) способность читать чертежи;

B) абстрактное мышление;

C) способность оперировать цифрами.

 

5.  Какова  главная мысль текста? Сформулируйте ответ в двух предложениях.

 

6. Как вы считаете, для кого предназначен данный текст?

 

Ключ ответов: 1) В, 2) С, 3) В, 4) С, 5) К выбору профессии нужно подходить осознанно. Проводить диагностику способностей, интересов, ознакомиться с информацией о содержании профессии, 6) Данный текст предназначен для подростков, психологов, родителей старшеклассников.

 

ФО  Проверка по ключу ответов

 

Дифференциация. Для более подготовленных учащихся достаточно одного прослушивания, менее подготовленным учащимся можно прослушать 2 раза.

 

 

 

Словарь синонимов русского языка

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Толковый словарь С.И. Ожегова.

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.youtube.com/watch?v=h3HZqjauWdw

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

Конец урока

5 минут

Рефлексия «Метод пяти пальцев». Учащимся предлагается

поразмышлять над собственным процессом обучения.

М (мизинец) – МЫСЛИ, информация, знания.

Что нового сегодня мне довелось узнать? Какие я приобрёл знания?

Б (безымянный палец) – БЛИЗОСТЬ к цели.

Что сегодня я предпринял и чего смог достичь?

С (средний палец) – СОСТОЯНИЕ духа.

Каким сегодня было моё расположение духа, преобладающее настроение? 

У (указательный палец) – УСЛУГА, сотрудничество, помощь.

Чем я помог сегодня другим людям? 

Б (большой палец) – БОДРОСТЬ, физическое состояние.

Что сегодня я предпринял для поддержания моих физических сил, для моего здоровья, для физической формы?

Слайд 6
Дифференциация.

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание.

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Так как данный урок является первым в разделе, учитель заготавливает «подмостки» для учащихся: направляет работу, использует наводящие вопросы. Вопрос-ответ

Взаимооценивание по ключам

 
Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 
 
Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code