Раздел долгосрочного плана:

8.1 Дети и взрослые

Школа:
Дата: ФИО учителя:
Класс: Количество присутствующих:

Отсутствующих:

Тема урока  В. Распутина «Уроки французского»
Цели урока: Все учащиеся научатся: понимать содержание небольших прозаических и поэтических произведений/фрагментов, определяя их сюжетную линию и настроение стихотворения
Большинство учащихся научатся: формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни. Употреблять в речи причастные обороты
Некоторые учащиеся научатся: анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства
Критерии успеха: Понимает содержание прозаического произведения, фрагмента, определяя их сюжетную линию

Формулирует проблемные вопросы по тексту, отвечает на вопросы, приводя аргументы

Связывает информацию из текста с другими фактами из реальной жизни

Анализирует содержание художественных произведений

Умеет употреблять причастные обороты

Языковые цели: Ключевые слова: профессия, урок, учитель, ценности, французский язык

Слова для выражения мысли: «После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…

Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял…»

Привитие ценностей: Нравственные ценности: доброта, сострадание, ответственность, упорство
Воспитание глобальной гражданственности: Изучение классики русской литературы, уроки жизни для молодого поколения
Навыки использования ИКТ: Презентация, онлайн-словари, видеофильмы, онлайн-тесты
Аутентичность обучения: Обучение на протяжении всей жизни
Межпредметные связи: «Самопознание», «Русская литература», «География»
Предварительные знания: Это 7-8 уроки этого раздела. Учащиеся продолжат изучать особенности мира профессий. Продолжат анализировать и сопоставлять информацию, развивать навыки групповой работы.
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
1 урок

Начало урока

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5  минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8  минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

Активити

«Давай поговорим» диалог в парах, ролевое участие

Ф. Взаимооценивание. Обратная связь «Ты молодец, потому что…, обрати внимание на …»

Просмотр фрагмента урока французского языка. На каком языке общаются дети? Какой язык они изучают? Правильно, это уроки французского языка.

Объявление темы, цели, критериев урока

Предтекстовая работа. Составить кластер «Самостоятельный человек», «Франция»

Критерий. Составляет кластер

Дескрипторы

Представляет в форме кластера

Использует не менее 5 слов/ словосочетаний

Время 3 минуты

1.      Что значит быть самостоятельным человеком?

(Отвечать за свои поступки;

Принимать решения;

Брать на себя ответственность;

Не перекладывать проблемы на других; Уметь проявлять инициативу)

2.      Как вы думаете, во сколько лет человек становится самостоятельным?

3.      Главный герой младше или старше вас? (11 лет)

4.      Какой год описывается в произведении? (1948 год)

5.      Что вы знаете о Франции? Что является символом Франции?

 

Для расширения кругозора обучающихся предлагается  просмотр фрагмента  из фильма  «Франция»

 

Работа с текстом. Деление на группы «Байтерек», «Эйфелева башня», «Кремлевская башня».

 

Работа в группах.

1 группа – найти в тексте информацию, подтверждающую самостоятельность героя

2 группа – найти описание, показывающее жизнь людей в эти годы

3 группа – словарная работа (онлайн – словарь)

Найти и дать объяснение слов или подобрать синонимы к словам, или нарисовать, изобразить: «райцентр, квартировать, полуторка, узел с постелью, глазки проросшей картошки, овес, рожь, неказистая, облигации»

Критерий. Находят нужную информацию

Дескрипторы

1.      Работает с текстом

2.      Работает в команде

3.      Информацию оформляет в кластер

4.      Пишет кратко, аккуратно, без ошибок

5.      Защита 1 участником (не более 2-х мин)

Защита работ

ФО. Взаимооценивание.

Какие профессии встречаются в произведении? (шофер, учитель)

Образуйте форму множественного числа этих слов (шофёры, учителя)

(Помним, что в русском языке ё всегда ударная)

Директор школы – это тоже профессия?

Задание  для группам Составить 1 предложение с причастным оборотом

 

1 группа

Проблема тяжелого детства и взаимоотношений в семье старших и младших (Руководитель группы распределяет вопросы, напечатанные на карточках, среди участников)

Задание: найдите эпизоды и прочитайте о том:

—  Как жилось мальчику в семье? Выделите ключевые слова.

— Как относился герой к младшим детям и к матери?

Вывод: жили плохо, ведро картошки- целое богатство, мальчик как мог заботился о младших детях в семье, был очень способным, стремился к знаниям, и  несмотря на голод, бедность мать отправила сына учиться в райцентр, понимая важность образования. Она шла на большие жертвы ради детей, и сын понимал это и был благодарен, не хотел расстраивать мать. Тяжелое детство только закалило характер мальчика)

 

— Война закончилась 3 года назад, и стране нужны были образованные люди. Как автор изображает процесс обучения героя и его ответственность перед обществом?

2 группа

 

Проблема ответственности перед обществом и проблема образования

Задание:

А)  Найдите в тексте ответ на вопрос: « Почему герой не вернулся с матерью в родную деревню? Выделите ключевые слова к относился герой к младшим детям и к матери?

Б) Проследите по тексту, как мальчик учился, его отношение к школьным занятиям

В) Как автор описывает процесс обучения и успехи героя?

Вывод: мальчик чувствовал свою ответственность перед обществом, которое отправило его учиться, и ему было стыдно возвращаться назад, не выполнив наказ односельчан. Учился хорошо, но не ладилось сфранцузским, из-за деревенского произношения, он не понимал, почему Л.М. решила с ним заниматься, а другие в это время свободно гуляли, ему было тяжело заниматься, но постепенно появились успехи. Мальчик относится к учению ответственно: не может прийти в школу с невыученными уроками, не может пропустить занятия. Со временем ему стали нравиться занятия, и он забегал вперед, изучая новый материал.

3 группа

Проблема одиночества и взаимоотношений со сверстниками.

Задание:

А) Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором говорится об одиночестве главного героя.

Б) Найдите в тексте ответ на вопрос: почему мальчик начал играть на деньги?

В) Прочитайте эпизод со слов: «Больше Вадик не давал мне шайбу раньше себя … и до слов «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня». Сделайте вывод, как герой вел себя во время драки и  какой жизненный урок получил? Выпишите ключевые слова .
Вывод: мальчик был одинок, он не знал другого способа, как заработать на молоко. Дети вдали от глаз взрослых играли на деньги, прав был тот, кто сильнее, никто за героя не заступился, но он упрямо  стоял на своем. Он расчетлив в игре, играет только понеобходимости. Ведет себя с достоинством, упасть для него- является позором. Он смирился при невозможности доказать правоту, но от обиды внутри у него все затвердело. Он чувствовал себя несчастным.

— В такие моменты человек может сломаться, особенно ребенок. Кто же поддержал мальчика, укрепил в нем веру в добро и доброту?

4 группа

Проблема духовной памяти

Задание:

А) Найдите и прочитайте отрывок, в котором дается описание учительницы. Что поражает героя в ее внешнем и внутреннем облике?

Б) Ответьте на вопрос, используя цитаты из текста: Что сделала для своего ученика Лидия Михайловна? Почему он запомнил ее навсегда?

Вывод: Учительница поражает своим  внутренней красотой: вниманием к детям, материнской заботливостью, отсутствием жесткости. Л.М. пыталась помочь своему способному  ученику, но убедившись, что все бесполезно, пошла на «преступление». Бескорыстие, доброта, желание помочь укрепили в герое веру в добро, в трудный период жизни Л.М. поддержала его, не дала укорениться в нем обиде на сверстников. Она пожертвовала своей работой ради того, чтобы герой продолжил учебу,  и всю вину взяла на себя. Чувство благодарности не позволило мальчику забыть этот поступок учительницы.

— Как повлияли эти события на характер главного героя?

Проблема формирования характера.

Задание:

А)  Какие качества характера проявляет герой в эпизоде с посылкой?

Б) Проанализируйте содержание отрывка и сделайте вывод : как изменился характер героя?

Вывод: герой упрямо не хотел принимать помощь учительницы, он стеснялся и боялся садиться с ней за стол, из гордости не принимает посылку, в герое просыпается чувство собственного достоинства, ему присущи душевная чистота, честность, появляется уверенность в себе, смелость. Испытывает чувство глубокой благодарности к учительнице.

— Итак, подведем итоги: заполняем Дерево Души. На Дереве Души нужно выращивать только красивые плоды, заполните дерево теми качествами, которые необходимы человеку (Доброта, достоинство, благодарность, ответственность, честность, благородство)

Критерий. Составляет простое осложненное предложение

Дескриптор

Использует 1 слово во множественном числе

Использует причастный оборот

Правильно расставляет знаки препинания

Пишет без ошибок

ФО. Наблюдения учителя

Работа в паре. Прочитайте отрывок. Составить профессиональную характеристику Лидии Михайловны

Критерий. Умеют анализировать полученную информацию

Дескриптор

Выписывают слова/словосочетания, которые помогают раскрыть образ Лидии Михайловны (не менее 8)

Умеют использовать слова для анализа

Составляют профессиональную характеристику Лидии Михайловны

Формы

1 группа — кластер

2 группа — пирамида

3 группа – таблица

 

 

Профессиональные качества Моральные качества
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(классный руководитель, интересовалась больше других учителей, внимательно осматривала каждого, делая обязательные для исполнения замечания, спросила, спокойный, безразличный тон, подождала)

 

(Это был внимательный и требовательный учитель, ей небезразлична судьба учеников, терпеливый, с чувством юмора и т.д.)

 

ФО. Взаимопроверка

Выполнение теста из 10 вопросов в разделе «Человек среди людей» по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского»

 

Рефлексия:

У меня получилось

Есть трудности с …, чтобы их устранить я сделаю 2 шага:

 

 

 

 

 

А-3

Тексты произведения, конспект содержания

 

iTest→ предмет → русская литература  →  Человек среди людей →  В.Г.Распутин  «Уроки французского» → конспект

https://www.itest.kz/ru/lekciya_v_g_rasputin_uroki_franczuzskogo_ru

 

 

 

Словари, компьютер

 

BilimLand→ курсы  →  видеоколлекция   → телевизионные программы   → Всезнайка → Франция

Ссылка:https://bilimland.kz/ru/content/structure/1604-education_movies#lesson=18730

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист взаимооценивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отрывок из текста «Прикрывая глаз рукой..» до «После уроков останешься»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А-3

 

 

 

 

Раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Листы для рефлексии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

iTest→Предмет →  русская литература  →  Человек среди людей → тест по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского»

https://itest.kz/ru/russkaya-literatura.

 

разноцветные стикеры

Домашнее задание

 

1 минута

Составить линию сравнения 3 профессий

Критерий. Составляет несплошной текст

Дескрипторы

Сравнивает не менее 3-х профессий

Использует не менее 4 параметров для сравнения

Пишет без ошибок

Почерк аккуратный, разборчивый

 
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности

Распределение ролей в группе, участие в оценивании в качестве экспертов, сменные группы и пары Все виды оценивания Класс готов к проведению урока, смена групп позволяет проводитьфизразгрузки во время урока.
Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

 

 

Раздел

долгосрочного плана:

Сатира на общество Школа:  
Дата:   ФИО учителя:  
Класс: 8 Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Тема урока Никалай Васильевич Гоголь«Ревизор.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 8.1.5.1 — пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования;

8.4.1.1 — участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора

Цели урока Все учащиеся научатся:
Участвовать в обсуждении изучаемого произведения,  отстаивая свою точку зрения и комментируя позицию автора
Большинство учащихся научатся:

Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

Характеризоватьперсонажей произведения, выявляя отношение к героюпроизведения других персонажей, объяснять взаимоотношения персонажа с общественным окружением

Критерии успеха Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

Дает полную характеристику персонажам произведения, выявляя отношение к героюпроизведения других персонажей и объясняя взаимоотношения персонажа с общественным окружением

Участвует в обсуждении изучаемого произведения

Языковые цели понимать  термины:романтизм, реализм, литературное направление, жанр
Привитие ценностей развивать эстетическую восприимчивость, уважительное отношение к близким людям, к чувствам
Воспитание глобальной гражданственности Приобщение к мировой литературе, культуре
Навыки использования ИКТ Презентация
Аутентичность обучения Через обсуждение проблемных вопросов формирование личных качеств
Межпредметные связи История, искусство
Предварительные знания Урок построен на основе знаний учащихся о произведения «Ревизор» из предыдущих уроков. Опора на сведения о всемирно известных литературных произведениях, критическое осмысление  произведения.
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы
Начало урока

(3 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока    20 мин.)

( 10 мин –подготовка, по 2 мин на выступление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

3 мин.

 

 

 

 

 

Разминка

«Узнай героя!»

а) Человек “без царя в голове”. (Хлестаков)
б) “Не любит много говорить и молча плут”. (Осип)
в) “Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен”.

(Ляпкин-Тяпкин)
г) “ Простодушный до наивности человек”.

( почтмейстер)

 

Проверка домашнего задания

Подготовить  в группах инсценировку одного из явлений первого действия комедии «Ревизор».

— движения, жесты;

— использование реквизита;

— актерское мастерство;

— соблюдение регламента и др.

— объяснить, какую роль играет каждая из сыгранных сцен и почему.

— найти самые важные цитаты в каждой из этих сцен, объяснить их роль

(распределить роли: костюмер, декоратор, актеры, режиссер, др.)

2)читать 2-3 действия

Обратная связь

какую роль играет каждая из сыгранных сцен и почему?

Ф – наблюдение учителя, самооценивание

 

Проблемный вопрос

«Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и разом посмеяться над всем».

Что включено в понятие «дурное»? (состояние города N;взаимоотношения между чиновниками;

деятельность чиновников и др.)

-Каким образом Н.В. Гоголь выражает свое отношение к событиям, через какие приемы?

 

Запись темы и целей урока.

Работа в группах

8.2.5.1-характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий

Стратегия «Мозаика»

Критерии оценивания:

дает полную характеристику персонажам произведения

Дескрипторы:

Готовит полный аргументированный ответ от группы;

Характеризует героя по наводящим вопросам;

Использует цитаты для подтверждения ответа

 

 

Учащиеся объединяются в группы (стратегия «Мозаика»).

Учителю необходимо разрезать портреты героев на количество частей, соответствующее количеству участников в каждой группе.

Г

Задание :подготовьте полную характеристику героев при помощи наводящих вопросов.

1 группаХлестаков

 

Речь героя
Хлестаков и другие.

Кто эти другие

Портрет героя (описание автора)
Поступки героя. Развитие характера.
Что помогает вам отличить Хлестакова от других персонажей?
Как ведет себя герой? О чем это может нам рассказать?
Важно ли то, как выглядит герой? Как автор представляет своего героя?
Как общение с другими героями помогает нам понять этот образ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь героя
Городничий и другие.

Кто эти другие

Портрет героя (описание автора)
Поступки героя. Развитие характера.
Что помогает вам отличить Городничегоот других персонажей?
Как ведет себя герой? О чем это может нам рассказать?
Важно ли то, как выглядит герой? Как автор представляет своего героя?
Как общение с другими героями помогает нам понять этот образ?

2 группа —              Городничий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3       

Речь героев
С какими героями и как взаимодействует этот образ?
Портрет героя (описание автора)
Поступки героя. Развитие характера.
Какие отличительные черты имеют эти герои?

 

Как ведет себя герой? О чем это может нам рассказать?
Важно ли то, как выглядит герой? Как автор представляет своего героя?
Как общение с другими героями помогает нам понять этот образ?

группа –    Женские образы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 группа —           Чиновники

Речь героя
С какими героями и как взаимодействует этот образ?

 

Портрет героя (описание автора)
Поступки героя. Развитие характера.
Какие отличительные черты имеют эти герои?
Как ведет себя герой? О чем это может нам рассказать?
Важно ли то, как выглядит герой? Как автор представляет своего героя?
Как общение с другими героями помогает нам понять этот образ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Требования к  ответу:

-соответствие заданию;

-информационность;

-выступление всех участников группы;

-подготовка – 15 мин.;

-выступление – не более 3 мин.;

ФВыступления групп, взаимооценивание

 

Обратная связь

 

Вывод по уроку

Вопрос:

·         Есть ли положительные герои в пьесе?

·         Почему разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через положительного героя (такового нет в пьесе), а через действие, поступки, диалоги?

 

Запись в тетрадь:

Осмеивается среда, порядок, устои. Это не «насмешка над Россией», а «картина и зеркало общественной… жизни».

 «Только смехом поражается здесь порок», — писал Н.В. Гоголь.

Основные пороки уездного города

— беспорядок в городе и его учреждениях,

— казнокрадство, взяточничество,

— беззаконие, произвол,

— мошенничество, низкий уровень морали

 

Рефлексия

Ситуация комедии «Ревизор» является характерной только для России времён Николая Первого?

— К сожалению, нет. Она встречается и сейчас. В этом и состоит бессмертие комедии.

 

Домашнее задание. 1.Подготовить рассказ о Городничем (1 вариант) и Хлестакове (2 вариант).

 

«Ревизор» Н.В. Гоголя. Малый театр

https://www.youtube.com/watch?v=pzOXFNttDHY

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы для самооценивания учащихся демонстрируются на слайдах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.literaturus.ru/2015/09/harakteristika-hlestakova-revizor-opisanie-vneshnost-harakter.html

Образы героев

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Пары  будут поддерживать  друг друга. Дифференциация

осуществляется по  заданию.

Создание текста-высказывания

Участие в диалоге

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Наблюдение за взаимооцениванием

Обратная связь с одноклассниками.

 

Метапредметные связи
Связи с ИКТ
Связи с ценностями (воспит. элемент)

Межпредметная связь с географией. Видеоматериал.    Навыки межличностного общения при работе  в  парах (уважение, тон голоса)

 

 

 

 

 

 

Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code