Основы грамоты и письма

Тема: № 1 Давайте знакомиться!                                                                                Школа №
Число :  ФИО педагога :
Класс: предшкольная подготовка Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения данного занятия 00.1.2.2 отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

0.3.3.2 Штриховать, рисовать элементарные бордюры.

Предполагаемый результат Все воспитанники смогут:

отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

 

Большинство воспитанников смогут: Штриховать, рисовать элементарные бордюры.ориентироваться на странице прописи.

 

Некоторые воспитанники смогут:

вежливо общаться со сверстниками и взрослыми, рассказывать о любимых занятиях.

Языковая цель

 

 

 

развитие навыков.

воспитанники осваивают первоначальные умения:

задаватьвопросы;вступатьвдиалог;пополнятьпассивныйиактивныйсло-варь; оценивать результаты своей работы на занятии;

Полиязычие: есім (ат) – имя – name.

Основные термины и словосочетания: азбука-тетрадь, обложка, титульный лист, иллюстрации, страницы, листы, условные обозначения, пальчиковая гимнастика.
Вопросы для обсуждения: что значит «познакомиться»?

Правило посадки при письме.как держать карандаш?

Предшествующие занятия
                                                                                          План
Планируемое время Запланированная деятельность Ресурсы
Создание положительного эмоционального настроя

0-3минута

 

 

 

 

 

 

 

 

К) Здравствуйте, ребята! вставайте в круг, будем знакомиться.каждый из вас поздоровается с соседом справа и назовет свое имя и передаст ему хорошее, солнечное настроение. А для этого обязательно нужно улыбнуться!

 

 

 

 

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

4-5 минут

Дети поочередно поворачивают голову и говорят: «Здравствуй, я Карлыгаш» и т.д. Затем садятся на места.

Что означает слово «познакомиться»? (значит, назвать себя, свое имя, сказать, как тебя зовут). Сегодня мы познакомимся не только друг с другом, нам предстоит еще несколько интересных знакомств

 

 

Середина занятия.

Работа по теме занятия

6-25 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К) Загадка.что принадлежит каждому из вас, но чаще всего им пользуются другие? (имя)

Имя есть у каждого человека. Это имя собственное, данное ему при рождении.каждому мальчику и девочке бывает очень приятно, когда их называют по имени.

кто из вас уже успел познакомиться друг с другом? Представьтесь, пожалуйста, мне и остальным ребятам. Но мы не сможем ничего услышать и понять, если будем говорить все сразу какое мы установим правило? (дети сами выводят правило общения в классе: говорит вслух один, а другие внимательно слушают).

дети используют выражения «Меня зовут…» или «Мое имя…, а фамилия…».

теперь мы с вами – одна дружная семья.вы будете вместе учиться несколько лет, и, значит, обращаться друг к другу за поддержкой и советом как на занятиях, так и в минуты отдыха. А я буду помогать вам: объяснять все новое, непонятноеи, конечно, всех вас любить. Я буду приходить на помощь тому, кому трудно.для этого нужно знать, как правильно обратиться к педагогу или к другим ребятам, как следует вести себя в классе.

объясняются правила поведения в классе, на перемене, повторяются вежливые слова при приветствии, прощании, просьбе.

(и, г) Проводятся индивидуальные и групповые упражнения (смотреть друг другу в глаза, говорить доброжелательным тоном).

 

(К, Д) Динамическая пауза.

Мы топаемногами,

Мы хлопаем руками, киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем

и побежим кругом.

 

Знакомство с азбукой-тетрадью и ее героями.

Загадка.

Открыть свои тайны любому готова,

Но ты от нее не услышишь и слова. (книга).

 

А это наша с вами первая учебная книга, и называется она «Азбука-тетрадь».с ней мы будем путешествовать по стране Знаний: рассматривать иллюстрации, выполнять интересные задания.

Она очень хочет, чтобы вы с ней подружились.

 

(Д) Педагог показывает и называет элементы тетради (обложка, титульный лист, иллюстрации, страницы, листы), объясняет значение знаков, как правильно переворачивать страницы.

кто хочет с вами познакомиться? (мальчик и девочка). Мальчика зовут Куаныш, а девочку Айсулу. они ваши ровесники, им 6 лет. Куаныш и Айсулувместе с нами отправятся в путешествие по стране Знаний.

В подарок они нам принесли копилочку. в нее мы будем складывать слова на казахском и английском языках.

Вы узнали имена друг друга, познакомились с Куанышем и Айсулу. А вы знаете, что у имен есть значения?

так, имя Виктор означает победитель, Александр – защитник, Куаныш – радость, Айсулу – лунная красота и т.д. Сегодня мы положим в копилочку слова: атым, имя, name. (и) Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки в тетра-ди с различными видами занятий и обвести те, на которых изображены их любимые занятия (определение ценностных ориентаций детей, тестирование, чему дети отдают предпочтение).

(П) расскажите другу, с кем и с чем вы любите общаться.

 

Знакомство с правилами посадки при письме. Как правильно держать карандаш.

Правила посадки при письме:

1) сидеть при письме нужно прямо, не сгибаясь.

2) держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.

3) Придерживать тетрадь левой рукой (для праворуких). Педагог предлагает сесть детям так, как показано на плакате. Писать надо аккуратно, не нажимать сильно карандашом, не обводить одну линию несколько раз, не исправлять.

Я тетрадочку открою, уголочком положу.

и от вас, друзья, не скрою карандаш вот так держу! сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.

 

(Д, К, и) Пальчиковая гимнастика

(загибаютпоодномупальчику,начинаясмизинца).раз, два, три, четыре, пять.

Буду я друзей считать:

(Разгибаютпоодномупальчику,начинаясмизинца).Ваня, Катя, Ангелина,

вот Василий и Полина.

(Сильноесжимание,разжиманиепальцевобеихрук). Будем пальчики сгибать

и опять начнем считать.

 

Письмо.выполните штриховку.

(и) обведите рисунок по точкам, выполните штриховку.дети заштриховывают предмет, сначала пальчиком в воздухе, затем на парте, показывая направление линий, затем карандашом в тетради. Штриховку выполняют с приговором: «веду линию слева направо, сверху вниз, наискосок».

 

 

 

 

Азбука-тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинки с изо-бражениемКуа-ныша и Айсулу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Копилка дляслов на русском, казахском и английском языках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плакат «сиди правильно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Азбука-тетрадь. Простые карандаши

 

Конец занятия

Итог занятия.

Рефлексия

26– 30минут

 

с кем и с чем мы сегодня познакомились?

(друг с другом, Айсулу и Куанышем, азбукой-тетрадью) и еще у нас появилась копилочка слов.

сегодня и на следующих занятиях вы будете сами оценивать свою работу. Посмотрите на смайлики.они помогут вам выразить свое настроение на занятии, показать, как вы спра-вились с заданиями.

если ребенок хорошо работал, справился со всеми заданиями

(Я очень доволен! отлично!), он дорисовывает смайлику широкую улыбочку; если были затруднения, смайлик чуть-чуть улыбается

(Я доволен.Хорошо).

объясните свой выбор

 

 

смайлики («от-лично!», «Хорошо»)

 

 

 

Основы грамоты и письма

Тема: № 2. Как люди общаются друг с другом? Речь устная и письменная                                                                                Школа №
Число :  ФИО педагога :
Класс: предшкольная подготовка Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения данного занятия 0.1.2.2 отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

0.2.2.1 Находить информацию в/по иллюстрации / пиктограмме/ условных обозначениях.

0.3.3.2 Штриховать, рисовать элементарные бордюры.

Предполагаемый результат все воспитанники смогут:

отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

 

Большинство воспитанников смогут: ориентироваться на странице прописи. Штриховать, рисовать элементарные бордюры. Находить информацию по иллюстрации.

 

Некоторые воспитанники смогут:

Приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, говорить не торо-пясь, достаточно громко, без напряжения.

 

Языковая цель

 

 

 

развитие навыков.

воспитанникиосваиваютпервоначальныеумения:задаватьвопросы;вступатьвдиалог;пополнятьпассивныйиактивныйсловарь;оцениватьрезультаты своей работы на занятии;

Полиязычие: сәлеметсіз бе – здравствуйте – hеllo.

Основные термины исловосочетания:речь устнаяиписьменная,обще-ние.
вопросы для обсуждения:что помогает людям общаться?для чего нужна речь?
Предшествующие занятия Знакомство с азбукой-тетрадью, правилами обращения с книгой, правилами поведения на занятии, посадка при письме.

 

                                                                                          План
Планируемое время Запланированная деятельность Ресурсы
Создание положительного эмоционального настроя

0-3минута

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

4-5 минут

г) «вспомним вежливые слова» (какая группа знает больше вежливых слов).

одна группа называет вежливые слова, следующие дополняют, стараясь не повторяться. Педагог на наборном полотне выставляет фишки. Подводит итог.

Педагог напоминает детям, чтобы они чаще говорили друг другу ласковые, вежливые слова, которые так радуют окру-жающих. даже обыкновенное, простое слово «здравствуй-те», которым приветствует встретивший вас человек, значит очень многое. оно как бы говорит: «ты мне приятен, я радуюсь, что вижу тебя, я желаю тебе самого доброго здоровья, радости, веселья и счастья!».

усвоить науку общения – это значит овладеть умением вести себя так, чтобы людям было хорошо с тобой, удобно и приятно. так как же люди общаются друг с другом? сегодня мы пого-ворим об этом.

 

Фишки (кружочки) для подсчета коли-чества слов. Наборное полотно.
 

 

Середина занятия.

Работа по теме занятия

6-25 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(К) работа в азбуке-тетради. вспомнить, как правильно об-ращаться с тетрадью: бережно раскрывать, переворачивать страницы. Не загибать их.

Педагог предлагает рассмотреть рисунки в тетради и подумать, кто как общается.

что случилось с мальчиком? что делает его друг? что вы можете сказать о мальчиках и девочке?

о чем говорят дети, работая на участке?

что делают дети и взрослые на следующих картинках? (дети занимаются в детском саду, папа читает книгу малышу).

все они получают новые знания.

к нам на занятие пришли Куаныш и Айсулу, они принесли картинки (животное, человек, птица, рыба) и хотят узнать, кто на картинках лишний и почему. (человек. Потому что только человек может говорить).

Подводит детей выводу.

все что мы говорим – это речь.

с помощью речи люди общаются друг с другом. с помощью речи можно договориться о совместной работе, игре. речь помогает узнавать новое, интересное об окружающем мире. речь может утешить, развеселить, обрадовать.

работа с копилочкой.

Положить слова сәлеметсіз бе – здрав-ствуйте – hеllo в копилочку.

 

(Д, К, и) Динамическая пауза. Мы не пишем, не читаем,

Мы на дудочке играем! (Играютнадудочке:Ду-ду-ду,ды-ды-ды,

Да-да-да,ди-ди-ди) Приходите в гости к нам, (Хлопаютвладоши)

Мы еще и спляшем вам! (Веселопритопывают).

 

Речь устная и письменная.

(Д) один из органов, который помогает нам говорить — это губы. в старину их называли «уста», поэтому такая речь (когда мы говорим и слушаем) называется устной. и в тетради нарисованы губы и ухо.

долго человек пользовался только устной речью. Но все, что он говорил, тут же исчезало. Наконец он догадался, как мож-но сохранить речь, ее можно записать.

Педагог предлагает детям рассмотреть пиктограммы, наскальные рисунки, иероглифы и буквы.

вспомните, как «написала» письмо первобытная девочка Таффи. (Нарисовала акульим зубом на куске березовой коры то, что она хотела сказать маме).

так что же мы делаем, когда пользуемся письменной речью? (пишем и читаем).

А в тетради нарисованы ручка и бумага.

Определение видов речи.

(и) Покажите с помощью стрелок, какой речью пользуются дети.

 

(г) обсудите в группе, что вы узнали о речи. (один ребенок от группы рассказывает Куанышу и Айсулу об услышанном на занятии (с опорой на иллюстрации).

Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А. Барто «Сильное кино».

они ползут,

А он им – раз! А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла! она им – раз!

Но тут как раз ее он спас,

он был с ней заодно. Ух сильное кино!

А сестренка сказала: Нет, видно я еще мала, Я ничего не поняла.

Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата?

Чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.

Поговорка. Хорошую речь приятно слушать.

Педагог подводит детей к выводу: без речи трудно, невозможно поиграть, поговорить с ребятами, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.

 

Письмо.

 

Педагог предлагает детям рассмотреть задание, определить по знакам, что нужно сделать в каждом задании. Знакомит с прямой, волнистой линией, и ее написанием, ви-дами штриховки.

 

(и, К) Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

 Этот пальчик уж заснул,

Ну, а этот долго спал,

А потом будить всех стал. встали пальчики! ура! Заниматься нам пора.

(Поочереднопригибатьпальчикикладошке,начинаясми-зинца.Затембольшимпальцемкасатьсявсехостальных–«будить»,ритмичносжиматьиразжиматьпальцы.) вспомнить правило посадки при письме, как правильно дер-жать карандаш.

 

Работа в азбуке-тетради (от легкого задания к более сложному).

1. Провести прямую и волнистую линии по точкам.

2. выполнить штриховку квадрата, треугольника.

 

Азбука-тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

копилка слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация пись-менной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стихотворение А. Барто «сильное кино».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец занятия

Итог занятия.

Рефлексия

26– 30минут

 

Напомните Куанышу и Айсулу, как люди общаются друг с другом.

что такое речь? какая бывает речь?

Я думаю, что Куаныш и Айсулу тоже поняли и запомнили все, что вы рассказали им о речи.

 

А как вы запомнили материал, я узнаю по улыбкам ваших смайликов. Объясните свой выбор.

Если ребенок хорошо работал, справился со всеми заданиями (Я очень доволен! отлично!), он дорисовывает смайлику широкую улыбочку;

если были затруднения, смайлик чуть-чуть улыбается (Я доволен. Хорошо). Наблюдение за работой всех детей, в группе, выполнением заданий индивидуально.

 

 

Азбука-тетрадь. Простые каранда-ши.

 

 

Акаквызапомнилиматериал,яузнаюпоулыбкамвашихсмайликов. объясните свой выбор.

еслиребенокхорошоработал,справилсясовсемизаданиями(Яоченьдоволен!отлично!),ондорисовываетсмайликуширокуюулыбочку;еслибылизатруднения,смайликчуть-чутьулыбается(Ядоволен.Хорошо).Наблюдениезаработойвсехдетей, в группе, выполнением заданий индивидуально.

 

 

Тема: №3. Общение без слов.язык жестов                                                                                Школа №
Число :  ФИО педагога :
Класс: предшкольная подготовка Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения данного занятия 0.1.2.2 отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

0.2.2.1 Находить информацию в/по иллюстрации / пиктограмме/ условных обозначениях.

0.3.3.2 Штриховать, рисовать элементарные бордюры.

Предполагаемый результат все воспитанники смогут:

отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

 

Большинство воспитанников смогут: ориентироваться на странице прописи. Штриховать, рисовать элементарные бордюры.

 

Некоторые воспитанники смогут:

Пересказывать информацию по опорной иллюстрации.

соблюдать интонацию, использовать в речи невербальные средства общения (мимика, жесты и т.д.), слова (извините,… Послушайте! и др.).

Говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения, использовать жесты.

Языковая цель

 

 

 

Развитиенавыков.

воспитанникиосваиваютпервоначальныеумения:задаватьвопросы;вступатьвдиалог;пополнятьпассивныйиактивныйсловарь;оцениватьрезультатысвоей работы на занятии;

Полиязычие:сәлем – привет – hеllo.

Основныетерминыисловосочетания:жест, значение жеста, штриховка.
Вопросыдляобсуждения:что такое жест?

Значение жеста в общении.

Предшествующие занятия речь устная и письменная, жесты.

 

                                                                                          План
Планируемое время Запланированная деятельность Ресурсы
Создание положительного эмоционального настроя

0-3минута

 

 

 

 

 

 

 

 

(К)созданиеположительногоэмоциональногонастроя.(Д,К)вкругуподмузыку.

рано утром я встаю. (Детиидутпокругу)

слово «здравствуй» говорю. (Дружнопроизносят«здравствуй»)

с кем встречаюсь поутру.

всем здоровья я желаю. (Приветствуютдвижениямидругдруга)

Никого не обижаю.

(Машутуказательнымпальцемизсторонывсторону)

Хватит места на земле (показываютрукамишар)

Людям всем, животным, мне. (Прикладываютладошкиксер-дцу)

чтоб земля моя цвела, (поднимаютрукивверх)

Я желаю всем добра. (Ксолнцупосылаютпожелания) дети здороваются на казахском и английском языках.

 

Музыкальный фон.

 

 

 

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

4-5 минут

(К)Что такое речь?

Какая бывает речь?

Устная речь – это когда …

Письменная – это когда… какой речью вы сейчас пользовались?

Очем стихотворение? (о приветствии, пожелании всем здоровья и добра).

Чем вы сопровождали текст стихотворения? (движениями).

Такие движения называются жесты. Жесты используются наряду с устной речью или взамен ее.

Сегодня мы с вами поговорим о жестах.

 

 

 

Середина занятия.

Работа по теме занятия

6-25 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К)Работавазбуке-тетради.

Педагог предлагает рассмотреть рисунки в тетради.расскажите, в каких случаях жесты помогают общению. (Мама машет «до свидания» уезжающему сыну, так как услышать

ее слова на расстоянии он не сможет. Малыш показывает на пальцах, что ему 2 года, так как говорить он еще не умеет.рыбак показывает размер выловленной им рыбы, чтобы это было удобнее представить.)

Дети приходят к выводу, что жесты помогают словам и даже нередко заменяют их.

Куаныш и Айсулу впервые увидели, что дети на картинках показывают что-то с помощью движений.

что это за движения? (жесты).

Расскажите о каждом жесте по плану, чтобы им стало понятно, что такое жест и когда его используют.

(П) План:

1. описание жеста.

2. его значение.

3. когда используется? (дети составляют рассказ в паре).

Жест дополняет речь человека, делая ее более выразительной.

 

(г)Игра«гдемыбыли,мынескажем,ачтоделали–покажем».

Педагог делит детей на группы.каждая группа создает выразительные пластические образы с помощью характерных движений, поз и выразительных жестов, а другие угадывают, что они означают.

(Д,К)Динамическаяпауза. – как живешь?

– вот так! (Показатьбольшойпалец) – как плывешь?

– вот так! (Изобразитьплывущегочеловека) – как бежишь?

– вот так! (Изобразитьбегущегочеловека) – вдаль глядишь?

– вот так! (Приложитьрукукглазам,«вглядываясьвдаль») – Ждешь обед?

– вот так! (Импровизация) – Машешь вслед?

– вот так! (Помахатьрукой) – А как спишь?

– вот так! (Рукиподщеку) – А шалишь?

– вот так! (Надутьщекиикулачкамихлопнутьпоним).

(г) Педагог предлагает показать сценку из школьной жизни (на занятии, на перемене, в столовой). Например: разыгрывают сценку в «столовой» (как дети сидят за столом, обращаются со столовыми приборами, убирают свою посуду). Задача зрителей – не просто угадать, где происходит действие, но и оценить игру артистов, определить правильность поведения детей в той или иной ситуации.

Пальчиковаягимнастика. дружно пальчики сжимаем. раз, два, три, четыре, пять Начинаем разгибать.

(Детивытягиваютрукивперед,сильносжимаютпальцывку-лачки,азатемразжимают–повторяютнесколькораз).

работавазбуке-тетради.

Письмо.обвести предметы по опорным точкам, закрасить ри-сунок, не выходя за контур, выполнить штриховку.

 

 

 

Азбука-тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

иллюстрации на тему «На занятии», «На перемене», «в столовой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Азбука-тетрадь. Простые и цветные карандаши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец занятия

Итог занятия.

Рефлексия

26– 30минут

 

когда люди пользуются жестами? (во время речи для ее выразительности, или вместо нее).

Куаныш и Айсулу тоже знают жест, который обозначает «отлично»: большой палец поднят вверх, а рука вытянута вперед и приподнята (покажите его).

для оценки своей работы на занятии закрасьте кисть руки, показывающую жест, в соответствующий цвет.

 

 

 

 

 

Краткосрочное планирование

№1

 

тема: Давайте знакомиться! Школа / ДО:
Число: Ф.и.О. педагога:
Предшкольный класс / группа Кол-во присутствующих: отсутствующих:
Цели обучения данного ОУД 0.1.2.2 отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

0.3.3.2 Штриховать, рисовать элементарные бордюры.

Предполагаемый результат все воспитанники смогут:

отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

Большинство воспитанников смогут: Штриховать, рисовать элементарные бордюры. ориентироваться на странице прописи.
Некоторые воспитанники смогут:

вежливо общаться со сверстниками и взрослыми, рассказывать о любимых за- нятиях.

языковая цель развитие навыков.

воспитанники осваивают первоначальные умения:

задавать вопросы; вступать в диалог; пополнять пассивный и активный сло- варь; оценивать результаты своей работы на занятии;

Полиязычие: есім (ат) – имя – name.

Основные термины и словосочетания: азбука-тетрадь, обложка, титульный лист, иллюстрации, страницы, листы, условные обозначения, пальчиковая гим- настика.
вопросы для обсуждения:

что значит «познакомиться»?

Правило посадки при письме. как держать карандаш?

Предшествующие знания
План
Планируемое вре- мя запланированная деятельность ресурсы
I. создание по- ложительного эмоционального настроя

0-3 мин

II. Актуализация жизненного опы- та. Целеполагание

 

4-5 мин

(К) Здравствуйте, ребята! вставайте в круг, будем знакомить- ся. каждый из вас поздоровается с соседом справа и назовет свое имя и передаст ему хорошее, солнечное настроение. А для этого обязательно нужно улыбнуться!

 

дети поочередно поворачивают голову и говорят: «Здравст- вуй, я карлыгаш» и т.д. Затем садятся на места.

что означает слово «познакомиться»? (значит, назвать себя, свое имя, сказать, как тебя зовут). сегодня мы познакомимся не только друг с другом, нам предстоит еще несколько инте- ресных знакомств.

III. работа по теме занятия

 

 

6-25 мин

(К) загадка. что принадлежит каждому из вас, но чаще все- го им пользуются другие? (имя)

имя есть у каждого человека. Это имя собственное, данное ему при рождении. каждому мальчику и девочке бывает очень приятно, когда их называют по имени.

кто из вас уже успел познакомиться друг с другом? Пред- ставьтесь, пожалуйста, мне и остальным ребятам. Но мы не сможем ничего услышать и понять, если будем говорить все сразу.

 

какое мы установим правило? (дети сами выводят правило общения в классе: говорит вслух один, а другие внима- тельно слушают).

дети используют выражения «Меня зовут…» или «Мое имя…, а фамилия…».

теперь мы с вами – одна дружная семья. вы будете вместе учиться несколько лет, и, значит, обращаться друг к другу за поддержкой и советом как на занятиях, так и в минуты отды- ха. А я буду помогать вам: объяснять все новое, непонятное и, конечно, всех вас любить. Я буду приходить на помощь тому, кому трудно. для этого нужно знать, как правильно обратиться к педагогу или к другим ребятам, как следует ве- сти себя в классе.

объясняются правила поведения в классе, на перемене, повторяются вежливые слова при приветствии, прощании, просьбе.

(и, г) Проводятся индивидуальные и групповые упражне- ния (смотреть друг другу в глаза, говорить доброжелатель- ным тоном).

 

(К, Д) Динамическая пауза.

Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, киваем головой,

Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками: Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем и побежим кругом.

 

знакомство с азбукой-тетрадью и ее героями. загадка.

открыть свои тайны любому готова,

Но ты от нее не услышишь и слова. (книга).

 

А это наша с вами первая учебная книга, и называется она

«Азбука-тетрадь». с ней мы будем путешествовать по стра- не Знаний: рассматривать иллюстрации, выполнять интерес- ные задания. она очень хочет, чтобы вы с ней подружились.

 

(Д) Педагог показывает и называет элементы тетради (об- ложка, титульный лист, иллюстрации, страницы, листы), объясняет значение знаков, как правильно переворачивать страницы.

кто хочет с вами познакомиться? (мальчик и девочка). Мальчика зовут куаныш, а девочку Айсулу. они ваши ровес- ники, им 6 лет. куаныш и Айсулу вместе с нами отправятся в путешествие по стране Знаний.

в подарок они нам принесли копилочку. в нее мы будем складывать слова на казахском и английском языках.

 

 

 

Азбука-тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

картинки с изо- бражением куа- ныша и Айсулу

 

 

 

 

 

 

 

копилка для слов на русском, казахском и ан- глийском языках

 

вы узнали имена друг друга, познакомились с куанышем и Айсулу. А вы знаете, что у имен есть значения?

так, имя виктор означает победитель, Александр – защит- ник, куаныш – радость, Айсулу – лунная красота и т.д. сегодня мы положим в копилочку слова: атым, имя, name. (и) Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки в тетра- ди с различными видами занятий и обвести те, на которых изображены их любимые занятия (определение ценностных ориентаций детей, тестирование, чему дети отдают предпоч- тение).

(П) расскажите другу, с кем и с чем вы любите общаться.

знакомство с правилами посадки при письме. Как пра- вильно держать карандаш.

Правила посадки при письме:

1)       сидеть при письме нужно прямо, не сгибаясь.

2)       держать оба локтя таким образом, чтобы они не опира- лись на стол или, в крайнем случае, опирались на него рав- номерно.

3)       Придерживать тетрадь левой рукой (для праворуких). Педагог предлагает сесть детям так, как показано на плакате. Писать надо аккуратно, не нажимать сильно карандашом, не обводить одну линию несколько раз, не исправлять.

Я тетрадочку открою, уголочком положу.

и от вас, друзья, не скрою карандаш вот так держу! сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.

Плакат «сиди правильно»
(Д, К, и) Пальчиковая гимнастика

(загибают по одному пальчику, начиная с мизинца).

раз, два, три, четыре, пять. Буду я друзей считать:

(Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца).

ваня, катя, Ангелина, вот василий и Полина.

(Сильное сжимание, разжимание пальцев обеих рук).

Будем пальчики сгибать и опять начнем считать.

Письмо. выполните штриховку.

(и) обведите рисунок по точкам, выполните штриховку. дети заштриховывают предмет, сначала пальчиком в возду- хе, затем на парте, показывая направление линий, затем ка- рандашом в тетради. Штриховку выполняют с приговором:

«веду линию слева направо, сверху вниз, наискосок».

Азбука-тетрадь. Простые каран- даши
IV. итог занятия. рефлексия

 

 

26-30 мин

с кем и с чем мы сегодня познакомились?

(друг с другом, Айсулу и куанышем, азбукой-тетрадью) и еще у нас появилась копилочка слов.

сегодня и на следующих занятиях вы будете сами оценивать свою работу. Посмотрите на смайлики. они помогут вам выразить свое настроение на занятии, показать, как вы спра- вились с заданиями.

смайлики («от- лично!», «Хоро- шо»)

 

если ребенок хорошо работал, справился со всеми задания- ми (Я очень доволен! отлично!), он дорисовывает смайлику широкую улыбочку; если были затруднения, смайлик чуть- чуть улыбается (Я доволен. Хорошо).

объясните свой выбор.

 

№ 2

 

тема: Как люди общаются друг с другом? речь устная и письменная Школа / ДО:
Число: Ф.и.О. педагога:
Предшкольный класс / группа Кол-во присутствующих: отсутствующих:
Цели обучения данного ОУД 0.1.2.2 отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

0.2.2.1 Находить информацию в/по иллюстрации / пиктограмме/ условных обозначениях.

0.3.3.2 Штриховать, рисовать элементарные бордюры.

Предполагаемый ре- зультат все воспитанники смогут:

отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

Большинство воспитанников смогут: ориентироваться на странице прописи. Штриховать, рисовать элементарные бордюры. Находить информацию по иллюстрации.
Некоторые воспитанники смогут:

Приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, говорить не торо- пясь, достаточно громко, без напряжения.

языковая цель развитие навыков.

воспитанники осваивают первоначальные умения: задавать вопросы; всту- пать в диалог; пополнять пассивный и активный словарь; оценивать ре- зультаты своей работы на занятии;

Полиязычие: сәлеметсіз бе – здравствуйте – hеllo.

Основные термины и словосочетания: речь устная и письменная, обще- ние.
вопросы для  обсуждения: что помогает людям общаться? для чего нужна речь?
Предшествующие знания Знакомство с азбукой-тетрадью, правилами обращения с книгой, правила- ми поведения на занятии, посадка при письме.
План
Планируемое время запланированная деятельность ресурсы
I. создание по- ложительного эмоционального настроя

 

0-3 мин

II. Актуализа- ция жизненного опыта. Целепо- лагание

 

4-5 мин

(г) «вспомним вежливые слова» (какая группа знает больше вежливых слов).

одна группа называет вежливые слова, следующие дополня- ют, стараясь не повторяться. Педагог на наборном полотне выставляет фишки. Подводит итог.

Педагог напоминает детям, чтобы они чаще говорили друг другу ласковые, вежливые слова, которые так радуют окру- жающих. даже обыкновенное, простое слово «здравствуй- те», которым приветствует встретивший вас человек, значит очень многое. оно как бы говорит: «ты мне приятен, я раду- юсь, что вижу тебя, я желаю тебе самого доброго здоровья, радости, веселья и счастья!».

 

Фишки (кружочки) для подсчета коли- чества слов.

Наборное полотно.

 

усвоить науку общения – это значит овладеть умением вести себя так, чтобы людям было хорошо с тобой, удобно и приятно. так как же люди общаются друг с другом? сегодня мы пого- ворим об этом.
III. работа по теме занятия

 

 

6-25 мин

(К) работа в азбуке-тетради. вспомнить, как правильно об- ращаться с тетрадью: бережно раскрывать, переворачивать страницы. Не загибать их.

Педагог предлагает рассмотреть рисунки в тетради и под- умать, кто как общается.

что случилось с мальчиком? что делает его друг? что вы можете сказать о мальчиках и девочке?

о чем говорят дети, работая на участке?

что делают дети и взрослые на следующих картинках? (дети занимаются в детском саду, папа читает книгу малышу).

все они получают новые знания.

к нам на занятие пришли куаныш и Айсулу, они принесли картинки (животное, человек, птица, рыба) и хотят узнать, кто на картинках лишний и почему. (человек. Потому что только человек может говорить).

Подводит детей выводу.

все что мы говорим – это речь.

с помощью речи люди общаются друг с другом. с помощью речи можно договориться о совместной работе, игре. речь помогает узнавать новое, интересное об окружающем мире. речь может утешить, развеселить, обрадовать.

работа с копилочкой. Положить слова сәлеметсіз бе – здрав- ствуйте – hеllo в копилочку.

 

Азбука-тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

копилка слов.

(Д, К, и) Динамическая пауза.

Мы не пишем, не читаем, Мы на дудочке играем! (Играют на дудочке:

Ду-ду-ду, ды-ды-ды,

Да-да-да, ди-ди-ди) Приходите в гости к нам, (Хлопают в ладоши)

Мы еще и спляшем вам!

(Весело притопывают).

речь устная и письменная.

(Д) один из органов, который помогает нам говорить — это губы. в старину их называли «уста», поэтому такая речь (ког- да мы говорим и слушаем) называется устной. и в тетради нарисованы губы и ухо.

долго человек пользовался только устной речью. Но все, что он говорил, тут же исчезало. Наконец он догадался, как мож- но сохранить речь, ее можно записать.

Педагог предлагает детям рассмотреть пиктограммы, на- скальные рисунки, иероглифы и буквы.

вспомните, как «написала» письмо первобытная девочка таффи. (Нарисовала акульим зубом на куске березовой коры то, что она хотела сказать маме).

так что же мы делаем, когда пользуемся письменной речью? (пишем и читаем).

 

Презентация пись- менной речи.

 

А в тетради нарисованы ручка и бумага.

Определение видов речи.

(и) Покажите с помощью стрелок, какой речью пользуются дети.

Азбука-тетрадь.
(г) обсудите в группе, что вы узнали о речи. (один ребенок от группы рассказывает куанышу и Айсулу об услышанном на занятии (с опорой на иллюстрации).

Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о прос- мотренном кинофильме в стихотворении А. Барто «сильное кино».

они ползут,

А он им – раз! А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла! она им – раз!

Но тут как раз ее он спас,

он был с ней заодно. ух сильное кино!

А сестренка сказала: Нет, видно я еще мала, Я ничего не поняла.

как вы думаете, почему сестренка не поняла брата? чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить. Поговорка. Хорошую речь приятно слушать.

Педагог подводит детей к выводу: без речи трудно, невоз- можно поиграть, поговорить с ребятами, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.

 

 

 

 

сти хо тв орен и е А. Барто «сильное кино».

Письмо. Педагог предлагает детям рассмотреть задание, определить по знакам, что нужно сделать в каждом задании. Знакомит с прямой, волнистой линией, и ее написанием, ви- дами штриховки.

 

(и, К) Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул,

Ну, а этот долго спал,

А потом будить всех стал. встали пальчики! ура!

Заниматься нам пора.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с ми- зинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных –

«будить», ритмично сжимать и разжимать пальцы.) вспомнить правило посадки при письме, как правильно дер- жать карандаш.

 

работа в азбуке-тетради (от легкого задания к более слож- ному).

1. Провести прямую и волнистую линии по точкам.

2. выполнить штриховку квадрата, треугольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Азбука-тетрадь. Простые каранда- ши.

 

IV. итог заня- тия. рефлексия

 

 

26-30 мин

Напомните куанышу и Айсулу, как люди общаются друг с другом.

что такое речь? какая бывает речь?

Я думаю, что куаныш и Айсулу тоже поняли и запомнили все, что вы рассказали им о речи.

А как вы запомнили материал, я узнаю по улыбкам ваших смайликов. объясните свой выбор.

если ребенок хорошо работал, справился со всеми заданиями (Я очень доволен! отлично!), он дорисовывает смайлику ши- рокую улыбочку; если были затруднения, смайлик чуть-чуть улыбается (Я доволен. Хорошо). Наблюдение за работой всех

детей, в группе, выполнением заданий индивидуально.

№ 3

 

тема: Общение без слов. язык жестов Школа / ДО:
Число: Ф.и.О. педагога:
Предшкольный класс / группа Кол-во присутствующих: отсутствующих:
Цели обучения дан- ного ОУД 0.1.2.2 отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

0.2.2.1 Находить информацию в/по иллюстрации / пиктограмме/ условных обозначениях.

0.3.3.2 Штриховать, рисовать элементарные бордюры.

Предполагаемый результат все воспитанники смогут:

отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

Большинство воспитанников смогут: ориентироваться на странице прописи. Штриховать, рисовать элементарные бордюры.
Некоторые воспитанники смогут:

Пересказывать информацию по опорной иллюстрации.

соблюдать интонацию, использовать в речи невербальные средства общения (мимика, жесты и т.д.), слова (извините,… Послушайте! и др.).

Говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения, использовать жесты.

языковая цель развитие навыков.

воспитанники осваивают первоначальные умения: задавать вопросы; вступать в диалог; пополнять пассивный и активный словарь; оценивать результаты сво- ей работы на занятии;

Полиязычие: сәлем – привет – hеllo.

Основные термины и словосочетания: жест, значение жеста, штриховка.
вопросы для обсуждения:

что такое жест?

Значение жеста в общении.

Предшествующие знания речь устная и письменная, жесты.
План
Планируемое время запланированная деятельность ресурсы
I. создание по- ложительного эмоционального настроя

0-2 мин

 

(К) создание положительного эмоционального настроя. (Д, К) в кругу под музыку.

рано утром я встаю. (Дети идут по кругу)

слово «здравствуй» говорю. (Дружно произносят «здравст- вуй»)

с кем встречаюсь поутру.

всем здоровья я желаю. (Приветствуют движениями друг друга)

Никого не обижаю. (Машут указательным пальцем из сторо- ны в сторону)

Хватит места на земле (показывают руками шар)

Людям всем, животным, мне. (Прикладывают ладошки к сер- дцу)

чтоб земля моя цвела, (поднимают руки вверх)

Я желаю всем добра. (К солнцу посылают пожелания)

дети здороваются на казахском и английском языках.

 

 

Музыкальный фон.

II. Актуализа- ция жизненного опыта. Целепо- лагание (К) что такое речь? какая бывает речь? устная речь – это когда

… Письменная – это когда… какой речью вы сейчас пользова- лись?

о чем стихотворение? (о приветствии, пожелании всем здоро- вья и добра).

чем вы сопровождали текст стихотворения? (движениями). такие движения называются жесты. Жесты используются наря- ду с устной речью или взамен ее.

сегодня мы с вами поговорим о жестах.

 

(К) работа в азбуке-тетради.

Педагог предлагает рассмотреть рисунки в тетради. расскажите, в каких случаях жесты помогают общению. (Мама машет «до свидания» уезжающему сыну, так как услышать

ее слова на расстоянии он не сможет. Малыш показывает на пальцах, что ему 2 года, так как говорить он еще не умеет. ры- бак показывает размер выловленной им рыбы, чтобы это было удобнее представить.)

дети приходят к выводу, что жесты помогают словам и даже нередко заменяют их.

куаныш и Айсулу впервые увидели, что дети на картинках по- казывают что-то с помощью движений.

что это за движения? (жесты).

расскажите о каждом жесте по плану, чтобы им стало понятно, что такое жест и когда его используют.

(П) План:

1. описание жеста.

2. его значение.

3. когда используется? (дети составляют рассказ в паре).  Жест дополняет речь человека, делая ее более выразительной.

 

(г) игра «где мы были, мы не скажем, а что делали – пока- жем».

Педагог делит детей на группы. каждая группа создает вырази- тельные пластические образы с помощью характерных движе- ний, поз и выразительных жестов, а другие угадывают, что они означают.

3-5 мин
 

 

III. работа по теме занятия

 

 

 

Азбука-тетрадь.

 

6-25 мин

 

иллюстрации на тему «На занятии», «На перемене», «в столовой».

 

(Д, К) Динамическая пауза.

–  как живешь?

–  вот так! (Показать большой палец)

–  как плывешь?

–  вот так! (Изобразить плывущего человека)

–  как бежишь?

–  вот так! (Изобразить бегущего человека)

–  вдаль глядишь?

–  вот так! (Приложить руку к глазам, «вглядываясь вдаль»)

–  Ждешь обед?

–  вот так! (Импровизация)

–  Машешь вслед?

–  вот так! (Помахать рукой)

–  А как спишь?

–  вот так! (Руки под щеку)

–  А шалишь?

–  вот так! (Надуть щеки и кулачками хлопнуть по ним).

(г) Педагог предлагает показать сценку из  школьной  жизни (на занятии, на перемене, в столовой). Например: разыгрывают сценку в «столовой» (как дети сидят за столом, обращаются со столовыми приборами, убирают свою посуду). Задача зрителей

– не просто угадать, где происходит действие, но и оценить игру артистов, определить правильность поведения детей в той или иной ситуации.

Пальчиковая гимнастика. дружно пальчики сжимаем. раз, два, три, четыре, пять Начинаем разгибать.

(Дети вытягивают руки вперед, сильно сжимают пальцы в ку- лачки, а затем разжимают – повторяют несколько раз).

работа в азбуке-тетради.

Письмо. обвести предметы по опорным точкам, закрасить ри- сунок, не выходя за контур, выполнить штриховку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Азбука-тетрадь. Простые и цветные каран- даши.

IV. итог заня- тия. рефлексия

 

 

26–30 мин

когда люди пользуются жестами? (во время речи для ее выра- зительности, или вместо нее).

куаныш и Айсулу тоже знают жест, который обозначает «от- лично»: большой палец поднят вверх, а рука вытянута вперед и приподнята (покажите его).

для оценки своей работы на занятии закрасьте кисть руки, по-

казывающую жест, в соответствующий цвет.

№ 4