Раздел долгосрочного плана: Раздел 1. Шедевры классической музыки. Школа:

 

Дата:

 

ФИО учителя:
Класс: 6

 

Количество присутствующих: Количество 

отсутствующих:

Тема урока Органная музыка
Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу) 6.1.1.1 — анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль и жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства;

6.1.2.1 — определять жанры и виды классической музыки;

6.1.3.1 — исполнять песни разных стилей и жанров, используя элементы канона, двухголосия, передавая художественный образ и характер мелодии.

Цели урока Знакомство  с понятием «органная музыка» на примере творчества И.С. Баха.

узнают о музыкальном инструменте орган;

будут развивать навыки устной речи, применяя предметную терминологию;

исполнят мелодию «Токката и фуга», передавая художественный образ и характер музыки.

Критерии

оценивания

анализирует с помощью терминологии прослушанное музыкальное произведение;

умеет работать в группе;

может исполнить мелодию произведения, соблюдая темп и ритмический рисунок.

Языковые цели

 

Учащиеся могут:

—        обсуждать и анализировать прослушанную музыку с применением предметной терминологии;

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Орган, органная музыка, жанр, композитор, канон, И.С.Бах.

Полезные выражения для диалогов и письма:

—        Звучание инструмента орган …, подходит к … образу;

—        Органная музыка может звучать…, потому что эта музыка…;

Вопросы для обсуждения:

—        Что вы чувствовали во время слушания произведения?

—        Чем отличается звучание органа от других инструментов?

—        Что характерно для звучания органа?

Привитие

ценностей

Привитие интереса к слушанию классической музыки посредством слушания произведения мировой классики. Уважительное отношение к музыке другого народа.

При выполнении групповой работы развитие общечеловеческих качеств — оказывание поддержки друг другу, уважение к работе других.

Межпредметные

связи

 

Навыки ИКТ По возможности работа со смартфонами или компьютерами в задании на поиск информации.
Предварительные  

знания

Содержание урока основывается на понятиях, таких как классика, композитор, жанр, группы инструментов, пройденных в  предыдущих классах. В задании на выполнение соответствия учащиеся знают о группах симфонического оркестра  по предыдущему опыту.
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы
Начало урока

 

4 мин

 

 

 

Деление на группы при помощи

карточек с изображениями музыкальных инструментов  (орган, скрипка, фортепиано).

Задание 1.Обсуждение в классе.

Просмотрите «Галерею инструментов»:

—        Какие инструменты изображены на рисунках?

—        К каким группам они относятся?

—        Знаете ли вы, как называется данный инструмент?

—        Какие характерные черты вы можете отметить?

—        Как вы думаете, как он звучит?

Определение  с учащимися темы урока с обсуждением целей урока.

Карточки для деления на группы (орган, скрипка, фортепиано);

 

презентация Power Point или иллюстрации, рисунки музыкальных инструментов;

Середина урока

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15  мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9  мин

 

 

 

3  мин

 

 

 

Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.

Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.

Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.

Органная музыка И.С.Баха

О творчестве великого немецкого композитора 18 векаИоганна Себастьяна Баха (1685-1750) можно сказать словами поэта: «Есть люди с голосом глубоким и призывным».  Наследие композитора включает в себя произведения разных жанров. Среди них мессы, кантаты, хоралы, произведения для органа, клавира, вокальные сочинения, пьесы для детей.
Вот как писал русский композитор А.Серов: «Для такого гения, как Бах, самым родным инструментом был орган, этот океан гармоний, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своём».
Иван Бунин — русский поэт, писатель так выразил своё отношение к творчеству великого  композитора:
Под орган душа тоскует,
Плачет и поёт,
Торжествует, негодует.
Горестно зовёт.

Органная музыка И.-С.Баха созвучна величественным образам соборов.

Монументальность её звучания в сознании композитора была связана с такой формой выражения чувств и мыслей, которая получила название  полифония.
Полифония (в переводе с греческого — многозвучие) — вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух или более самостоятельных мелодий.

По словам И.-С.Баха, каждое произведение — это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать , он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности.
Это высказывание непосредственно относится к такой музыкальной форме, как фуга — вершина полифонической музыки. В фуге краткая музыкальная мысль — тема — имитируется  (повторяется, развивается) в разных голосах так, что при одновременном звучании эти повторы, переплетаясь, сходятся вновь и расходятся. Фуга переводится как бег.
Перед фугой как правило, звучит прелюдия (вступление) или Токката (вступление, которое исполняется в быстром темпе, словно удар по клавиатуре).

Задание 1.
Послушай музыкальные произведения, которые написаны для церковного богослужения.
Фрагмент №1 Слушать ЗДЕСЬ
Фрагмент №2 СлушатьЗДЕСЬ
Фрагмент №3 СлушатьЗДЕСЬ
Фрагмент №4 СлушатьЗДЕСЬ
Ответь на вопросы:
1. Какие из  музыкальных произведений, которые написаны для церковного богослужения могут звучать в католическом соборе, а какие — в православном храме? Почему?
2. Что объединяет русскую православную церковную музыку и музыку западной католической церкви?

.

1 группа:

—        Смогла  ли музыка раскрыть особенности инструмента?

—        Или же напротив инструмент раскрывает оригинальность произведения?

—        Через какие средства выразительности?

2 группа:

—        К какому жанру музыки относится произведение?

—        Как бы вы назвали данное произведение?

3 группа:

—        Что вы чувствовали во время слушания произведения? Почему?

—        На ваш взгляд, какие образы изображает музыка? Почему вы так решили?

Обобщение: предложите учащимся кратко резюмировать произведение Баха с применением терминологии.

Задание 3.Поиск информации.

Организация групповой работы (по возможности учащиеся работают со смартфонами, компьютерами).  При невозможности использования технологий для проведения задания учитель заранее готовит раздаточный материал в виде листков с адаптированным текстом, энциклопедии, словари и т.д.

1 группа — творчество И.С. Баха;

2 группа — история создания инструмента;

3 группа — знаменитые произведения И.С. Баха.

Критерии оценивания к заданию:

·         раскрытие предложенного задания;

·         командная работа;

·         применение терминологии.

Предоставьте учащимся время для подготовки задания.

После устной презентации групп предложите учащимся кратко записать информацию в тетради.

Затем учитель организовывает взаимооценивание учащихся  по критериям.

Задание 4. Исполнение.

Дайте задание учащимся  выразительно исполнить голосом на слог «та»основную мелодию отрывка  произведения (3 фразы) И.С Баха «Токката и фуга». Учитель следит за чистотой интонирования и верным ритмическим рисунком музыки. Предложите учащимся исполнить мелодию методом канона. 1 группа- учащиеся, 2 группа- учитель.

Задание 5. Обсуждение.

Предложите учащимся в группах выполнить задание на соответствие с целью закрепления материала урока.

Понятия: токката, фуга, И.С.Бах, орган, инструментальная музыка,  вокальная музыка, духовая группа, струнная группа, ударная группа, классическая  музыка.

Проверка задания.

 

 

И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор

https://www.youtube.com/watch?v=qPNtI2wM9Yo

 

 

 

раздаточные вопросы для групповой работы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

смартфоны, ноутбуки, интернет;

 

раздаточный материал в виде листков с адаптированным текстом, энциклопедии, словари и т.д;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заранее подготовленная раздатка(каждой группе).

Конец урока

2 мин

Рефлексия.

—        Что нового узнали?

—        Что вам больше всего понравилось?

—        Что у вас получилось хорошо?

—        О чем хотите узнать?

—        Что было сложным? Почему?

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности

При выполнении задания на анализ музыки оказание поддержки группам посредством показа правильного направления в обсуждении.

Более способные учащиеся исполняют мелодию Токкаты и фуги, демонстрируя средства музыкальной выразительности.

Учащиеся с более сильными навыками в игре на музыкальном инструменте могут исполнить начало мелодии Токкаты и фуги (учащиеся с музыкальным образованием -от ноты ми).

Проведение взаимооценивания учащихся по критериям в задании на поиск информации.

Проверка усвоения  материала урока через выполнение задания на соответствие.

Здоровьесберегающие технологии.

Наблюдение за ходом выполнения групповой работы.

 

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
 
Общая оценка

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code