Подтема: Добротой мир согревается

Тема: чтение рассказа У. Турманжанова «Хромой скворец»

 

ОУД №1 Школа /ДО:  
Дата: Ф.И.О. педагога  
Предшкольный класс / группа: количество присутствую- щих:   количество отсутствующих:
Цели ОУД 0.1.1.1. Отвечать на вопросы по содержанию небольших текстов, сказок, расска- зов, детских стихотворений и т.д.

0.2.1.1. Распознавать жанры по их особенностям (загадка, сказка, стихотворение и т.д.).

0.2.2.1. Высказывать отношение к поступкам героев (нравится/не нравится, по- тому что).

0.2.4.1. Сопоставлять иллюстрации с эпизодом сказки.

Предполагаемый результат Все дети смогут:

–  отвечать на вопросы по содержанию текста произведения;

–  высказывать отношение к поступкам героев.

Большинство детей смогут:

– распознавать жанр произведения по особенностям.

Некоторые дети смогут:

– пересказывать прослушанный материал по иллюстрациям, сохраняя последо- вательность.

Языковая цель Развитие навыков: активное участие в диалоге, умение давать полные, развер- нутые ответы на поставленные вопросы; анализировать причинно-следственные связи происходящих событий.

Полиязычие:

бала, мальчик, boy.

Основные термины и словосочетания:

литературный жанр, рассказ.

Вопросы для обсуждения

Почему писателей называют творческими людьми? Почему скворец постоянно прилетал к мальчику Карашу? Почему скворец улетел в теплые края?

материал про- шедших ОУД    
План
Временное планиро- вание Планируемые мероприятия Ресурсы
 

0–3 мин.

(к) Создание положительного эмоционального настроя – игра «Добрые пожелания». Педагог при- глашает детей встать в круг, предлагает передавать друг другу мяч и при этом высказывать соседу добрые пожелания.  

Мяч

 

 

3–7 мин.

(к, И) Актуализация жизненного опыта. Целепола- гание.

Педагог предлагает детям сесть удобно, закрыть глаза и внимательно прослушать аудиозапись. Проигрывается аудиозапись пения скворца. После завершения записи задает детям вопросы:

–    Понравилась вам аудиозапись? Чем понравилась?

–     Как вы думаете, пение какой птицы воспроизведено на аудиозаписи?

–    Какие чувства вы испытывали во время прослушива- ния пения птицы?

–     Как вы думаете, для чего я предложила вам прослу- шать пение скворца?

–   Кто может рассказать нам об этой птице: какая она на вид, где живет, чем питается, остается ли у нас на зиму или улетает в теплые края?

После короткой беседы предлагает послушать стихот- ворение про скворца:

«Из дальних стран вернулся я, Чтоб вас порадовать, друзья. Весна пришла!

Зиме – конец!»

Пел у скворечника… .

Аудиозапись пения скворца
7–17 мин. (к, И, Д) Педагог сообщает детям, что сегодня они по- знакомятся с рассказом казахского писателя У. Турман- жанова «Хромой скворец». Показывает детям портрет писателя. Сообщает, что писателей также называют авторами произведений творческими людьми, пото- му что они сочиняют интересные рассказы. Писатели придумывают разные интересные истории приключе- ниях, описывают события, некоторые из них сочиняют сказки. Далее педагог знакомит детей с разными вида- ми литературных произведений писателей: рассказы о природе, о приключениях, юмористические рассказы. Рассказы – это отдельный жанр литературы. Рассказ

– это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-нибудь событие, происшествие, действие ко- торого разворочивается за короткий период времени. Персонажей в рассказе обычно немного. У. Турманжа- нов – известный казахский детский писатель-поэт. Он написал очень много интересных рассказов, стихотво- рений для детей. И сегодня дети послушают очень ин- тересный его рассказ.

чтение рассказа.

Вопросы:

1. Понравилось ли произведение? Почему?

2. Какими словами можно охарактеризовать мальчика Караша?

3. Как он заботился о беспомощном птенчике?

4. Как вы думаете, почему птица прилетала к Карашу каждый день?

5. Что обещал построить для своего друга-скворца Караш на следующий год?

Портрет писателя У. Турманжанова

 

  6.    Как вы думаете, любит ли автор птиц, каким ласко- вым словом он назвал скворца в рассказе?

7.    Почему и куда улетел скворец осенью?

8.    Какие чувства вы испытываете к мальчику Карашу?

9.    Как вы относитесь к поступку мальчика Караша?

10.     А как поступили бы вы, если бы вам встретился беспомощный скворец?

11.    Кто может рассказать о том, как он помогал беспо- мощным животным или птицам?

При оценивании поступка героя рассказа педагог про- сит детей использовать оборот потому что.

Словарная работа: стая птиц, галдеть.

 
17–19 мин. Динамическая пауза

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки в бок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно.

 
19–28 мин. (к, И) Знакомство с азбукой-тетрадью.

Педагог знакомит детей с элементами азбуки-тетради: титульный лист, иллюстрации, страницы, условные обозначения, правила работы с азбукой-тетрадью.

(к, И, Г) Работа в азбуке-тетради.

Задание № 1. Работа по сопоставлению эпизодов рас- сказа с иллюстрациями.

Какие ситуации из рассказа «Хромой скворец» изобра- зил художник на картинке?

Как зовут мальчика? Какими словами можно оценить его поступок? Как бы ты поступил на его месте? Как ты думаешь, мальчик совершил добрый поступок?

Работа с пословицами.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Не одежда красит человека, а добрые дела. Обсуждение вместе с детьми смысла пословиц. Задание № 2. Какие добрые поступки совершают дети на картинках?

Составление предложений о добрых делах по картин- кам.

Закрепление слов на трех языках: бала, мальчик, boy.

Азбука-тетрадь
28–30 мин. Итог ОУД. Рефлексия.

–  Рассказы пишут ….

–  Рассказы бывают …..

Автор рассказа «Хромой скворец»… :

–  Перелетные птицы улетают…

–  Караш помог скворцу, потому что… .

 

–  Не одежда красит человека… .

–  Правила посадки при работе в азбуке-тетради (покажите). Педагог просит детей дать оценку своей работе на занятии:

Если ребенок понял тему и способен применить знания и умения, он дори- совывает смайлику улыбку; если цель достигнута частично – прямой ротик; если цель не достигнута – грустный ротик.

 

Раздел: кто я? какой я?

 

Подтема: Труд – всему голова

Тема: Пересказ рассказа м. Турежанова «маленький садовод»

 

ОУД № 2 Школа/ДО:
Дата: Ф.И.О. педагога:
Предшкольный класс/ группа: количество присутствующих: количество от- сутствующих:
Цели ОУД 0.1.1.1. Отвечать на вопросы по содержанию небольших текстов, сказок, расска- зов, детских стихотворений и т.д.

0.1.3.1. Пересказывать прослушанный материал по иллюстрации, сохраняя по- следовательность событий.

0.2.1.1. Распознавать жанры по их особенностям (сказка, загадка, рассказ и т.д.).

0.2.2.1. Высказывать отношение к поступкам героев (нравится/не нравится, пото- му что)

0.2.4.1. Сопоставлять иллюстрации с эпизодом сказки.

Предполагаемый результат Все дети смогут:

отвечать на вопросы педагога по содержанию рассказа; отличать жанровые особенности рассказа.

Большинство детей смогут:

дать оценку поведению мальчиков.

Некоторые дети смогут:

сопоставить иллюстрацию с эпизодом рассказа, определить несоответствия ил- люстрации и содержания.

Языковая цель Развитие навыков: делать самостоятельные выводы, давать полные, разверну- тые ответы на поставленные вопросы.

Полиязычие: бау-бақша, сад, garden.

Основные термины и словосочетания:

писатель, тема занятия, автор рассказа, литературный жанр, пересказ.

Вопросы для обсуждения

Почему автор сравнивает Садыка и его отца с муравьями? Что важнее для Садыка: труд или игра?

материал про- шедших ОУД Беседа об охране природы, работа по составлению сложных предложений, жан- ровые особенности рассказа.
План
Временное пла- нирование Планируемые мероприятия Ресурсы
 

0–1 мин.

(к) Создание положительного эмоционального настроя – игра «Дружный круг».  

 

  Дети встают в круг и повторяют движения за педагогом. Если вместе соберемся,

Если за руки возьмемся И друг другу улыбнемся, Хлоп-хлоп!

Топ-топ!

Прыг-прыг!

Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички … (мышки, солдаты, старушки).

 
1–4 мин. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

(к, И, Д) Педагог предлагает детям послушать стихотворение К. Ильяшевой «У папы яблоневый сад».

У папы яблоневый сад Растет из года в год.

И радует всех в нашем доме По осени апорт.

И я решил сажать свой сад, Чтоб радовать людей.

Апортом буду угощать Всех близких и друзей.

Пришла весна – пора сажать Цветы, деревья, виноград.

И дедушка с любимым внуком Сажают яблоневый сад.

 
  Вопросы.

1.    Понравилось ли стихотворение?

2.    О чем рассказывает автор стихотворения?

3.    А вы помогаете своим родителям?

4.    Как можно назвать детей, которые помогают своим родите- лям?

 

Педагог сообщает детям, что сегодня хочет познакомить их с одним мальчиком, которого зовут Садык. Садык – это мальчик из рассказа казахского писателя М. Турежанова, а рассказ на- зывается «Маленький садовод».

Педагог показывает портрет писателя. Просит вспомнить об

особенностях литературного жанра – рассказ.

 

 

 

 

 

 

Портрет М. Туре- жанова

 

 

 

 

4–14 мин.

(к, И) чтение рассказа.

Вопросы:

1. Понравилось произведение? Почему?

2. Кто из мальчиков понравился больше? Почему?

3. Какими словами можно охарактеризовать Садыка?

4. Какими словами можно охарактеризовать Халела?

5. Что важнее было для Садыка: труд или игра?

6. Почему он выбрал труд, хотя ему очень хотелось играть?

7. Почему автор сравнивает Садыка и его отца с муравьями?

8.  Почему Садык и его отец смогли вырастить такой богатый урожай?

9. Любите ли вы трудиться вместе с родителями?

Предлагает вспомнить, как называют людей, которые ухажи- вают за овощами, за цветами.

Словарная работа: урожай, фрукты, хлопотать, пересилить.

Хрестоматия

 

14–16 мин. Динамическая пауза Вот так яблоко! (Встали) Оно (Руки в стороны)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс) Руку протяните, (Протянули руки вперед) Яблоко сорвите. (Руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками) Трудно яблоко достать. (Подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой) Вот так яблоко! (Встали)

Оно (Руки в стороны)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс)

 
16–28 мин. (к, И, Г) Пересказ.

Повторное чтение с установкой на пересказ.

Пересказ детей. Желательно прослушать сначала более подго- товленных ребят.

Работа в азбуке-тетради.

Задание № 1. Рассмотри картинку. Найди изменения, которые внес художник, когда рисовал картинку к рассказу.

Вопросы:

Где трудились отец и Садык? Что они вырастили?

Каким одним словом можно назвать то, что растет на огороде,

и то, что растет в саду?

Азбука-тетрадь, карандаши
  2. Знакомство с пословицей: «Без труда не вынешь рыбку из пруда».

Совместное обсуждение смысла пословицы.

Задание № 2. Обведите предметы, которые понадобятся для работы в саду маленькому Садыку и его отцу. Объясните свой выбор.

Закрепление слов из текста рассказа на трех языках: бау- бақша, сад, garden.

 
28–30 мин. Итог ОУД. Рефлексия.

–  Автор рассказа «Маленький садовод»… .

–  Отец Садыка был… .

–  Садыка можно назвать … .

–  Халела можно назвать… .

–  Урожай – это… .

–  Инвентарь для работы в саду: …

Педагог просит детей дать самооценку своей работе на занятии:

если ребенок понял тему и способен применить знания и умения, он дорисовы- вает смайлику улыбку; если цель достигнута частично – прямой ротик; если цель не достигнута – грустный ротик.

 

Раздел: Для чего нужна школа?

Подтема: Соблюдаем правила – делаем все правильно!

Тема: чтение сказки В. Викторова «Лесная школа михайло Потапыча»

 

ОУД № 3 Школа/ДО:
Дата: Ф.И.О. педагога:
Предшкольный класс / группа: количество присутствующих: количество отсутствующих:

 

Цели ОУД 0.1.1.1. Отвечать на вопросы по содержанию небольших текстов, сказок, расска- зов, детских стихотворений и т.д.

0.2.1.1. Различать жанры по их особенностям (загадка, сказка, стихотворение).

0.2.2.1. Высказывать отношение к поступкам героев (нравится/не нравится, по- тому что)

0.2.3.1.1. Оформлять свое представление в форме рисунка, схемы

Предполагаемый результат Все дети смогут:

отвечать на вопросы по содержанию сказки;

оформлять свое представление в форме рисунка, схемы.

Большинство детей смогут:

различать особенности литературных жанров: стихотворение, сказка.

Некоторые дети смогут:

выразить свое отношение к поступкам сказочных персонажей.

Языковая цель Развитие навыков: делать самостоятельные выводы, давать полные, разверну- тые ответы на поставленные вопросы, воспроизводить услышанное во время за- нятия.

Полиязычие: мұғалім, учитель, teacher.

Основные термины и словосочетания:

школьные правила, сказка, стихотворение.

Вопросы для обсуждения

Для чего в школе необходимо соблюдать правила?

Чем отличаются правила поведения в школе от правил поведения в детском саду?

материал про- шедших ОУД Беседа о роли школы в жизни человека, о необходимости соблюдения правил поведения на уроках, переменах.
План
Временное пла- нирование Планируемые мероприятия Ресурсы
 

0–1 мин.

(к) Создание положительного эмоционального настроя – круг радости.

Доброе утро солнцу, Доброе утро небу,

Доброе утро приветливым лицам, Доброе утро всем, всем, всем!

 
 

1–3 мин.

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Педагог предлагает познакомиться с очень интересным худо- жественным произведением – сказкой.

Сказка к нам придет сегодня, Сказка в дом сейчас войдет И волшебными путями

За собою поведет!

Педагог просит вспомнить названия своих любимых сказок. Предлагает выяснить, чем отличается сказка от других лите- ратурных произведений. Знакомит детей с жанровыми особен- ностями сказки.

 
  Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побе- ждает зло. Сказки бывают авторскими (сочиненные опреде- ленным автором) и народные (сочиненные многими людьми). Напоминает детям об особенностях сказочного языка, о рече- вых оборотах. Приглашает детей познакомиться с авторской сказкой.  

 

3–15 мин. (к, И) чтение сказки В. Викторова «Лесная школа михай- ло Потапыча».

Называет автора сказки, название сказки. Проводит беседу по содержанию.

 

Вопросы:

1.  Понравилась ли сказка?

2.  Кто из персонажей понравился больше всех? Почему?

3.  Почему лиса вела себя недружелюбно, когда узнала про лес- ную школу?

4.  Какие преграды она чинила школьникам и учителю?

5.  Права ли лиса? Как вы оцениваете ее поведение?

6.  Почему изменилась Лиса в конце сказки?

7.   Кто помог Лисе изменить свое поведение к школе и одно- классникам?

Педагог заостряет внимание детей на том, чтобы при оцени- вании поступков героев в ответах они использовали оборот потому что.

Словарная работа: местные обитатели, звонкая трель, рыжая

плутовка, прийти с повинной.

Хрестоматия
15–16 мин. Динамическая пауза

Веселые мышки бегут по лужайке, (бег на месте)

На мышках красивые красные майки, (рывки руками) У мышек на лапках зеленые тапки. (приседания) Торопятся в школу веселые мышки, (бег).

Боюсь, опоздают! Скорее вприпрыжку! Вот узенькой стала лесная дорожка, Мышата поскачут на одной ножке.

Портфель уронили! Нагнулись, подняли. Скорее бежим!

Уф! Успели (садимся на места)! Устали!

Музыкальное сопровождение
 

16–28 мин.

Работа в азбуке-тетради.

Задание № 1. Какой эпизод сказки изображен на картинке? О чем думает лиса? Как вы думаете, сожалеет ли лиса о своем поведении? Раскрась картинку.

(к) коллективное составление правил поведения в школе. Педагог предлагает детям всем вместе подумать и составить правила, для того чтобы в школе вести себя правильно и уве- ренно.

Можно предложить несколько основных тем для разговора:

–  Правила поведения на уроках

–  Об уважительном отношении к педагогам, одноклассникам.

–  Правила поведения на переменах.

–  Правила бережного обращения с учебными принадлежно- стями.

Азбука-тетрадь
  – Правила работы с тетрадями, учебниками на занятии.

Все предложения детей следует выслушивать внимательно, корректировать и записывать на доске, чтобы дети видели, как выполняется задание и какие правила необходимо соблюдать в школе.

(к, И) Работа а збуке-тетради.

Задание № 2. Вы уже знаете, что такое правила поведения в школе. Для чего их нужно знать и соблюдать?

 

 

 

 

 

Азбука-тетрадь.

 

  Выберите и отметьте картинки, которые вам понравились. Объясните, почему вы выбрали именно эти картинки?

Повторить с детьми слова на на трех языках: мұғалім; учитель, teacher.

28–30 мин. Итог ОУД. Рефлексия.

–  Сказки бывают … .

–  Школа помогает детям … .

–  Михайло Потапыч…..

–  В школе необходимо соблюдать следующие правила… .

–  Одноклассники – это дети, которые … .

Педагог просит детей дать самооценку своей работе на занятии:

если ребенок понял тему и способен применить знания и умения, он дорисовы- вает смайлику улыбку; если цель достигнута частично – прямой ротик;

если цель не достигнута – грустный ротик.