1. раздел 1. артикуляционные навыки

№1

 

Тема: Введение. Как хорошо, что есть театр! Кто я? Какой? Школа/ДО:
Дата: Ф.И.О. педагога:
Предшкольный класс/группа: Кол-во присутствующих: отсутствую- щих:

 

Цели обуче- ния данного

занятия

0.1.1.1 Управлять дыханием при проговаривании фраз и реплик
Предпо- лагаемый результат Все воспитанники смогут:

•    объяснить, что такое «театр», «фраза», «реплика»,

«артист».

•    произносить реплику на одном дыхании

Большинство воспитанников смогут:

•    определять выразительность фразы

•    находить нужную интонацию

•    распределять дыхание в процессе воспроизведения фразы.

Некоторые воспитанники смогут:

 

•    найти информацию о видах театра при помощи взро- слого

•    запомнить дополнительную информацию по теме за- нятия

•    запомнить некоторые театральные профессии: режис- сер, костюмер, композитор, гример, декоратор.

Языковая цель развитие навыков:

•    объяснить, что такое театр;

•    давать полные, развернутые ответы, используя полу- ченную информацию на занятии.

 

Полиязычие:

театр – театр – theater актер – actor

ым – жест – gesture

 

Основные термины и словосочетания:

Выразительность фразы, актерское мастерство, театраль- ные атрибуты.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Что такое актерское мастерство? Что такое выразительная речь?

На каком языке могут говорить актеры? Какие спектакли вы видели?

 

Предшествую- щие знания Посещение спектакля в театре.

Элементарные знания о видах театра, понимать игры- драматизации, импровизировать мини-спектакли.

План
Планируе- мое время Запланированная деятельность ресурсы
І. Создание положи- тельного эмоцио- нального настроя

 

0–1 мин

 

II. акту- ализация жизненного опыта. Це- леполага- ние

2–5 мин

(К) Педагог создает благоприятную ат- мосферу для работы на занятии, предла- гает познакомиться с героями Айсулу и Куанышем, которые будут с нами путе- шествовать по театральной стране.

(К) Игра «Давайте познакомимся»,

«Кто я? Какой?» (с мячом)

Дети, перебрасывая мяч друг другу, рассказывают о себе, о своих талантах, увлечениях: мое имя Айбатыр, я люблю играть в футбол.

(К) Айсулу и Куаныш рады знакомству и предлагают поприветствовать друг друга, не используя слов, при помощи мимики и жестов.

(К) Обсуждение трудностей, которые ис- пытывали воспитанники.

Вопросы: где можно научиться вырази- тельности мимики и жестов?

Педагог подводит к выводу о том, что это и есть театральное (актерское) мастерст- во, которое преподается в театральных институтах.

(К, И) Предложить рассмотреть кубик настроения и собрать его (можно дать как предварительную работу дома). ар- тикуляционная и дыхательная гимна- стика. Сядем на пригорке да расскажем чистоговорку, используя «Кубик настро- ения»:

Ра-ра-ра, у театра детвора. Ра-ра-ра, у театра детвора? Ра-ра-ра, у театра детвора!

Педагог следит за правильным и четким произношением, в соответствии с на-

строением, на которое «указал» кубик.

Музыкальный фон: «Детство» А. Енсепов http://iplayer. fm/search/q/ детство+ а+енсепов/ Куклы Куаныш и Айсулу

 

Мяч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зеркала на каждого ребен- ка

 

  Предложить просмотр фрагмента спек- такля «Куклы Великаны».

Обратить внимание на то, как говорят актеры: громко, выразительно, четко. Предложить детям назвать знакомых героев.

Подвести к выводу о том, что это и есть театральное (актерское) мастерство, которое преподается в театральных ин- ститутах.

 

(К) Воспитанники предполагают, о чем пойдет речь на занятии. Определяют тему исследования и цель.

Просмотр фраг- мента спекта- кля  http://www. youtube.com
Середина занятия

III. работа по теме за- нятия 6–25 мин

(К) работа в азбуке-тетради Воспитанники рассматривают азбуку- тетрадь, листают ее и по изображениям высказывают предположения: будем учиться быть актерами, развивать речь и т.д.

(К, г) Загадывание, обсуждение загад- ки:

Там есть сцена и кулисы, И актеры, и актрисы, Есть афиша и антракт, Декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера! Догадались вы, наверно. (Театр) (К) Игра «Играем в театр»

Айсулу рассказывает, что она недавно посетила драмтеатр в городе Алматы, знакомит детей с понятием «театр», дает первоначальное представления о том, как устроен театр, кто работает в театре, как готовят спектакли, сцену и т.д., воспитывает интерес к новому, любовь к театру, желание стать «актером».

Рассмотреть в азбуке- тетради и

прочесть детям

«Реверанс другу!»

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование: игра представ- ляет собой сце- ну и кулисы, атрибуты – рек- визит для обы- грывания сцен- ки, спектакля: стульчик, сто- лик, диванчик, макет летнего сада, убранство комнаты, части двора.

Набор карточек с изображением

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(К) Беседа «Виды театра»

людей разных профессий те- атра и набор карточек с изо- бражением дей- ствия данной профессии. материал: ма- кет изготовлен из картона, к нему прилага- ется комплект мелких игру- шек для обыг- рывания сце- нок спектакля. Карточки из плотного лами- нированного картона.

В азбуке-тетра- ди рассмотреть иллюстрации о видах театра. Музыкальное сопровождение: группа «Улы- тау» «Ветер».

 

Осенние листья для каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование: лото состоит из шести игровых карт с изобра- жением

Почему в кукольном театре главные ак-
теры – куклы?
Если в театре поют, то этот театр называ-
ется… (оперный).
Обратить внимание детей на виды теат-
ров, их особенности.
(К, г) минутка шалости: игры на разви-
тие певческого дыхания:
«Поиграем животиками». Предложить
сделать глубокий вдох – «наполнить
воздухом живот», медленно выдыхая
воздух, как бы «сдуваем живот». Обра-
тите внимание на то, что вдох через нос,
выдох через рот.
«Дуем, дуем, задуваем!» Набираем в
легкие воздух через нос и выдыхаем,
направляя струю воздуха на лист, повто-
рить несколько раз.
(г) «Театральное лото»
Воспитанники закрепляют полученные
знания о видах театра.

 

  Разделить детей на шесть ко- манд. Ведущий раздает игровое поле, на котором изображены виды театральных направлений (каждой команде). Ведущий на- зывает карту из колоды, а игро- ки закрывают картинку на сво- ем игровом поле (по типу игры в лото с бочонками).

 

(К) рассматривание речевого аппарата. Педагог обращает внимание воспитанников на страницу с иллюстрацией рече- вого аппарата.

 

Выслушивает мнения детей: что это изображено, какие части мо- гут назвать (зубы, язык, губы)

 

(г) мини-исследование: что по- могает человеку говорить?

Класс делится на две группы: готовят коллаж. Каждая груп- па представляет результаты работы, поясняя: без чего невоз- можно говорить, и что помогает говорить.

 

 

(р) Сказка о «Веселом язычке» – уточнение знаний детей о функ- циях каждого органа речи.

Рот – домик, губы – двери. А кто живет в этом домике? В этом домике, дружок, Живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка, И немножко шалунишка.

Педагог подводит детей к выводу о том, что во время произноше- ния фразы, важно правильно

дышать.

шести видов театраль- ных направлений и 106 маленьких карточек с разными картинками, соответствующими определенному виду театрального направле- ния; в игре могут участ- вовать до шести игро- ков и один ведущий.
 

Иллюстрация речевого

аппарата.
 

 

 

 

Оборудование и заго-

товки для создания
коллажа: иллюстрации
с изображением орга-
нов речевого аппарата,
2 листа формата А3,
фломастеры
 

Презентация артикуля-

ционной гимнастики
http://phsihologia.ucoz.
ru

 

  Воспитанники приходят к вы- воду: тренировка органов речи и дыхания, позволяет актерам четко, выразительно и правиль- но произносить звуки, фразы, реплики.  
Куаныш предлагает отгадать

«Театральные загадки». Он по сцене ходит, скачет, То смеется он, то плачет! Хоть кого изобразит, — Мастерством всех поразит! И сложился с давних пор Вид профессии — …(актер)

 
Всеми он руководит, Мыслит, бегает, кричит! Он актеров вдохновляет,

Всем спектаклем управляет, Как оркестром дирижер,

Но зовется — …(режиссер)

 
Спектакль на славу удался И публика довольна вся!

Художнику особые овации За красочные …(декорации)

 
Если хочешь стать другим, — Призови на помощь … (грим) Воспитанники рассматривают иллюстрацию и определяют, какие атрибуты необходимы людям разных театральных про- фессий.

(К, И) работа в азбуке-тетради. Предложить детям соединить атрибуты с  профессией:  грим и гример, костюмер и костюм рыцаря.

 

 

 

 

 

 

 

Азбука-тетрадь, прак- тическое задание, ка- рандаши или гелевые ручки

 

IV. Итог за- нятия. реф- лексия. Конец заня- тия

26–30 мин

(И, р) работа в азбуке-тетради. Айсулу и Куаныш предлагают детям оценить свою работу на занятии, закрасить маски (радостную, грустную) карандашом:

1. доволен своей работой – закрашивает радостную маску;

2. испытывал затруднения – грустную маску.

Азбука- тетрадь, каран- даши

 

 

 

 

 

Дополнительная информация

Дифференци- ация – Как вы планируете помогать вос- питанникам? Какие задания вы планируете давать более способным вос- питанникам? Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания воспитан- ников? межпредметные связи

«Самопознание»

«ИКТ»

Ценности

Педагог по мере необходимости оказывает по- мощь воспитан- никам, работаю- щим в группах. Наблюдая за работой детей в группе, их самостоятель- ной работой

 

Задавая вопросы во время мини-исследования

 

 

Просматривая их работы в тетради (вывод, задания)

 

Анализируя результаты рефлексии

Ценности: развитие духовного, нравствен- ного, театрального мастерства через игру, образ, воображение.

 

Наблюдения Были ли цели обучения/ занятия дости- жимыми?

Чему сегодня научились вос- питанники?

Какой была атмосфера обу- чения?

Успешными ли были действия по дифферен- циации между воспитанника- ми?

Придерживал- ся ли я времен- ного графика? Какие отсту- пления от пла- на я сделал и почему?

Используйте это место для записи ваших наблюдений по занятию. Ответьте на вопросы о вашем занятии, написанные в левом столбике.
Итоговое оценивание

 

Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения).

 

1:

2:

 

Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению качест- ва занятия (как преподавания, так и обучения).

 

1:

2:

 

Что нового я узнал (а) о группе и его отдельных воспитанниках, и как это отразится на проведении моего следующего занятия?

 

№ 2

 

 

Тема: Как правильно го- ворить? Кто я? Какой я? Школа/ДО:
Дата: Ф.И.О. педагога:
Предшкольный класс/группа: Кол-во присутству- ющих: отсутствующих:
Цели обучения данного занятия 0.1.1.2 Произносить звуки четко и правильно в раз- ных темпах, шепотом и громко.
Предполага- емый результат Все воспитанники смогут:

 

 

•    выполнять артикуляционную и дыхатель- ную гимнастику.

•    произносить фразы в разном темпе.

Большинство воспитанников смогут:

•    называть четко и правильно все звуки.

•    определять тембровую окраску голоса.

•    подражать сказочным героям.

Некоторые воспитанники смогут:

 

•    без речевых ошибок, четко и правильно про- износить чистоговорки и скороговорки.

•    определять на слух ошибки в словах.

 

Языковая цель развитие навыков:

четко и правильно произносить звуки, слова, предло- жения подбирать к фразам соответствующую тембро- вую окраску.

  Полиязычие:

сөз – слово – word сөйлеу – речь – speech тембр – tembr

  Основные термины и словосочетания:
  Тембр и темп голоса, слуховое внимание, четко, пра- вильно говорить.
  Используемый язык для диалога/письма на уроке:
  Вопросы для обсуждения:

Для чего нужно правильно говорить?

Что помогает нам четко проговаривать звуки, слова? Что необходимо для тренировки речевого аппарата?

Предшествую- щие знания Понятие о слове, словосочетании, предложении; элементарные знания об эмоциональной окраске предложения; характерные черты героев казахского эпоса.
План
Планируемое время Запланированная деятельность ресурсы
І. Создание по- ложительного эмоционального настроя

 

0–1 мин

(К) Педагог создает благоприят- ную атмосферу для работы на занятии.

Айсулу предлагает прослушать фонограмму, которую записал Куаныш, и определить, кого изо- бражает Куаныш при помощи голоса.

(К) Игровое упражнение «чей голосок?»

Музыкальный фон: «Детство» А.Енсепов

 

 

 

 

 

Ширма, ребенок, изображающий Куаныша,

 

 

II. актуализа- ция жизненного опыта. Целепо- лагание

2–5 мин

Развитие слухового восприятия тембра голоса.

Айсулу предлагает определить, кого изображает Куаныш при по- мощи голоса.

Воспитанники характеризуют тембр голоса и предполагают – кто это?

(К) работа в азбуке-тетради

Игра «Подражание» – отработать темп речи.

Воспитанникам предлагается произнести фразы, подражая тембру и темпу голоса литера- турного героя Жалмауыз кемпір (старческий, хриплый, низкий, зловещий, медленный), Баян-Су- лу (нежный, мелодичный, прият- ный, благозвучный, напевный), Алдаркосе (молодой, звонкий, задорный, быстрый).

Педагог подводит детей к выводу, что все характеристики голоса, которые они дали, относятся к таким компонентам интонации, как сила голоса и тембр, темп, высота и тон. Подводит детей к определению темы занятия: «Как правильно говорить?»

который изменя- ет голос: говорит грубым, низким, хриплым голосом и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Азбука-тетрадь, иллюстрации сказочных героев

«Озвучь сказоч- ных героев».

Середина занятия

III. работа по теме занятия 6–25 мин

(К) Проблемная ситуация: Айсулу и Куаныш размышляют, почему некоторые дети плохо говорят? (плохо проговаривают звуки, не- выразительно произносят фразы, тихо и невнятно говорят)

Педагог объясняет, для того чтобы правильно говорить, необходимо регулярно проводить разогревающий массаж, артикуляционную гимнастику речевого аппарата.

(К,      И)      артикуляционная         и

дыхательная гимнастика. Сядем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зеркала на каж- дого ребенка

 

  на пригорке да расскажем чисто- говорку, используя «Кубик настроения».

Ва-ва-ва – четко проговори слова. Ко-ко-ко – громко и тихо!

Чу-чу-чу – правильно говорить хочу!

Педагог следит за правильным и четким произношением, в соот- ветствии с настроением, на кото- рое «указал» кубик.

(К, И) «Хомяк» (на артикуляцию). Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо.

(К, И) Фонопедические упражне- ния на развитие дыхания. Дети стоят в шахматном порядке, руки в стороны. Педагог показывает картинку-сигнал, дети пищат тихонько и тоненько, как комар

– «з-з-з». Звук произносится на выдохе и на одном дыхании. Руки медленно сводятся, и в конце ды- хания «комар» прихлопывается. Картинка-сигнал «муха»: чуть громче звенит муха: зззззз… Еще громче звенит пчела: зззззз… А самым низким голосом звенит шмель: ззззззз… Дети выполняют звукоподражания, постепенно по- нижая голос.

(К, И) «ауканье». Педагог пред- лагает воспитанникам пред- ставить,  что  они   заблудились  в дремучем лесу. Вы стоите и кричите: «Ау! Ау!» Дети произ- носят звуки сначала тихо, потом громче, и еще громче.

(К) Игровое упражнение.

Дети рассматривают иллюстра- ции, рассуждают, описывают и произносят звуки с разной тем- бровой окраской: как качают ребенка, как выражают зубную боль, как реагируют на проказы кота.

«Кубик       настро- ения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинки-сигна- лы муха, комар, шмель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстрации, на которых изобра- жены прописан- ные сюжеты.

 

  (г, И) Умозаключение: определяют, что такое сила и тембр голоса.

Сила голоса – это громкость зву- ка, который произносит человек. Высота голоса – это его способ- ность к тональным изменениям, то есть его диапазон.

Тон голоса – это его эмоциональ- ный окрас.

(р) Педагог обращает внимание на то, что правильная и четкая речь – это речь, в которой все звуки, слова и предложения проговариваются без ошибок.

 

(г, И) Шумовой оркестр: Когда педагог говорит: «Дождь!» – дети звенят колокольчиками; на слово

«Молния!» говорят:

«Ш-ш-ш…»; когда педагог про- износит: «Гром!» – ребята громко топают ногами. На слово «тиши- на» – все смолкают.

Отдохнул у нас дождик и решил с нами поиграть.

(И, г) Куаныш называет слова, умышленно изменяя некоторые звуки. Айсулу удивляется, про- сит детей помочь ей найти пра- вильные слова.

(К, г) минутка шалости: «Как живешь?», дети импровизируют, выполняют действия в соответ- ствии с текстом, передают свое настроение друг другу.

Как живешь?

—  Вот так!

(Большие пальцы обеих рук — вверх, остальные собраны в ку- лак)

А плывешь?

—  Вот так!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальное со- провождение:

«Звуки природы»

 

  (Руками изображают движение пловца.)

Как бежишь?

—  Вот так!

(Руки согнуть в локтях, движе- ние вдоль туловища)

Вдаль глядишь?

—  Вот так!

(Поочередно прикладывать ладо- ни ко лбу)

Машешь вслед?

—  Вот так!

(Энергичные движения кистями рук)

Ночью спишь?

—  Вот так!

(Ладони под голову.)

А шалишь?

—  Вот так!

(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.)

Игра «Звуки заблудились» на- правлена на развитие слухового внимания; восприятие звуков на слух.

Звуки бегали как белки, И играли все в горелки.

Завертелись, закружились, Не в том месте очутились. Разбежались впопыхах,

Не в своих стоят словах. Педагог говорит слово, умыш-

ленно заменяя в нем один звук на другой, и бросает мяч ребенку.

Воспитанник должен поймать мяч и произнести слово правиль- но, после чего мяч возвращается к взрослому. Затем называется другое слово и т.д.

Например, при дифференциации звуков [ц], [ч] педагог может про- износить такие слова: чипленок, кацели, чветы, палеч, цулок и т.д. (К) айсулу приглашает детей на динамическую разминку.

Музыкальное со- провождение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мяч

 

  (г) азбука-тетрадь Игра «Близко-далеко»

Педагог руководит рассматрива- нием иллюстрации в азбуке-тет- ради. Ребенок учится различать, где воет волк (у-у-у) – далеко (тихо) или близко (громко). Ка- кая дудочка играет: большая (у-у- у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) и т.д.

Игровое упражнение на закрепле- ние понимания о тембровом окра- се голоса: отгадай, в кого превра- щается Айсулу, определи звуки, которые она слышит в комнате. (К, г, И) Куаныш приглашает де- тей в «Караоке». Демонстрация приема «Караоке»: дети, говоря

в микрофон, наблюдают измене- ние цветового индикатора силы голоса.

Азбука-тетрадь, карандаши

 

 

 

 

 

Работа по иллю- страции в азбуке- тетради: рассмо- треть изображе- ние эквалайзера (если возможно: подключить му- зыкальный центр с демонстрацией цветового инди- катора)

IV. Итог заня- тия. рефлексия. Конец занятия 26–30 мин (И, р) Айсулу и Куаныш просят детей оценить свою работу на занятии, закрасить маски каран- дашом:

1. доволен своей работой – закра- шивает радостную маску;

2. испытывал затруднения – грустную маску.

 

Азбука-тетрадь, карандаши

Дополнительная информация
Дифференциация – Как вы планируете помогать воспитанникам? Какие задания вы планируете давать более способным воспитанникам? Оценивание – как вы планируете отслежи- вать прогресс/знания воспитанников? межпредметные связи

«Самопознание»

«ИКТ»

Ценности

 

•    Педагог предлагает частично – поисковые вопросы, которые по- могают мотивировать знания всех воспитан- ников.

•    Оказывает помощь во время индивидуаль- ной работы.

Наблюдая за работой воспитанников в груп- пе, их самостоятельной работой.

 

 

Просматривая их ра- боты в азбуке-тетради (вывод, задания)

Связь с предме- том «Самопозна- ние», с образова- тельной областью

«Коммуника- ция» Ознакомле- ние с окружаю- щим миром.

   

Анализируя результа- ты рефлексии

Ценности: разви-

тие правильного произношения всех звуков, отрабатывание дикции, развитие интонационной выразительности речи.

Наблюдения Используйте это место для записи ваших наблю-
Были ли цели обуче- дений по занятию. Ответьте на вопросы о вашем
ния/занятия занятии, написанные в левом столбике.
достижимыми?  
Чему сегодня научи-  
лись воспитанники?  
Какой была атмос-  
фера обучения?  
Успешными ли  
были действия по  
дифференциации  
между учащимися?  
Придерживался ли  
я временного гра-  
фика? Какие отсту-  
пления от плана я  
сделал и почему?  

 

Итоговое оценивание

 

Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения).

 

1:

2:

 

Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению заня- тия (как преподавания, так и обучения).

 

1:

2:

 

Что нового я узнал (а) о группе и его отдельных воспитанниках, и как это отразится на проведении моего следующего занятия?