Календарно –тематическое планирование    8 класс  2012-20013уч . год

2 часа в неделю-всего 68 часов.

 

 

Гл Тема урока Час Дата Повт. демонстрации Примеч.
Тепловые явления (22ч.)
Тепловое движение. Температура. §1,2 1 Польз.термометром
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. §3,4 1 ЭУ  «Тепловые явления»
Виды теплопередачи. § 5-8 1 Естествозн., география ЭУ  «Тепловые явления» Виды теплопередач, устр.термоса
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. § 9,10 1
Л/р. №1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры 1 Л/р.№1

Теплопроводность различных веществ

Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии. §11,12 1 ЭУ  «Тепловые явления»
Решение задач. 1 С/р.
Агрегатные состояния. Плавление и отвердевание. §13,14 1 Естествозн., Презент.
Л/р. №2. Определение удельной теплоты плавления льда. 1 Изменение агрег.сост.вещ-ва Л/р.№2
Испарение и конденсация. §15 1 Естествозн., география Испарение разл.веществ

Выдел.энергии при конденсации

Решение задач. 1 С/р.
Насыщенные и ненасыщенные пары. §16 1 биология Св-ва насыщ.паров
Влажность воздуха. Кипение. Решение задач. §17,18 1 география ЭУ  «Тепловые явления», психрометр
(Термодинамические условия на Луне, Венере, Марсе. §27) 1 астрономия
Первый закон термодинамики. Решение задач. §19 1 ЭУ  «Тепловые явления»
Работа газа и пара при расширении. Второй закон термодинамики. §20,21 1 Работа газа при расширении

ЭУ  «Тепловые явления»

Тестовая проверка
Тепловые двигатели. Решение задач..§22 1 модели
Двигатель внутреннего сгорания. §23 1 Модель, таблицы
Паровые и газовые турбины. Реактивные двигатели. §21 1 Модель, таблицы
(Холодильные машины). КПД теплового двигателя. § 25,26 1
Решение задач. 1 С/р.
Контрольная работа №1. (по главе «Тепловые явления») 1 К/р.№1
Электрические явления (22ч.)
Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. §28 1 Электризация тел

ЭУ «Электрические явления»

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Строение атома. §29,30 1 Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
Закон Кулона. §31 1 ЭУ «Электрические явления» электрометр
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. §32 1 таблицы

ЭУ «Электрические явления»

Потенциал и разность потенциалов. §33 1
Конденсаторы. §34 1 конденсаторы

ЭУ «Электрические явления»

Тестовая работа
Электрический ток. Источники тока. Сила тока. §35,36 1 Источники тока
Напряжение. Вольтметр. §37 1 Вольтметр ЭУ «Электрические явления»
Л/р. №3. Сборка электрической цепи, измерение силы тока и напряжения. 1 Работа с амперметром и вольметром Л/р. №3
Закон Ома для участие цепи. Удельное сопротивление. §38,39 1 Определение сопрот.

ЭУ «Электрические явления»

Л/р. №4. Проверка закона Ома для участка цепи. 1 Проверка закона Ома для участка цепи Л/р. №4
Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.§40 1 Зависим. сопрот. от температуры
Последовательное и параллельное соединение проводников. §41 1 Сборка эл.цепи
Л/р. №5. Изучение последовательного и параллельного соединения. 1 Изучение последовательного и параллельного соединения. Л/р. №5
Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. §42-44 1 ЭУ «Электрические явления»
Л/р. №6. Измерение работы и мощности тока. 1 Мех.работа и мощность Измерение работы и мощности тока. Л/р. №6
Контрольная работа. 1 К/р. №2
Электрический ток в различных средах. §45-50 1 Эле. ток в различных средах.
Применение электролиза. Электронно-лучевая трубка. §46,49 1
П/проводниковый диод. §51 1 ЭУ «Электрические явления» Полупров.диод
Обобщение темы «Электрические явл-я» 1
Проверка знаний. 1 Тестовая работа
Электромагнитные явления (6+1)
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли §52,53

Л/р №7 Изучение свойств постоянного магнита

1 география Пост.магниты ЭУ «Магнитные  явления» Л/р. №7
Магнитное поле прямого тока. §54. Изучение св-в постоянного магнита и получение изображений магнитных полей. 1 Магнитное поле прямого тока
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Л/р №8 Сборка электромагнита и проверка его в действии. §55 1 ЭУ «Магнитные  явления» Магнитное поле катушки с током. Электромагниты Л/р. №8
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Электроизмерительные приборы. §56 1 Модель, таблицы

 

ЭУ «Магнитные  явления»

(Магнитные свойства веществ. Магнитная запись информации) §57,58 1 ЭУ «Магнитные  явления»
Электромагнитная индукция. (Генераторы. Трансформаторы) §59,60 1 Трансформаторы, таблицы

ЭУ «Магнитные  явления»

Зачет. 1 . Тестовая работа
Световые явления. (8ч)
Свет. Солнце-звезда. §61,62 1 Естествозн., ЭУ «Световые   явления»
Распространение света. Отражение света. §63,64 1 Естествозн., ЭУ «Световые   явления» Отражение света
Плоские и сферические зеркала. §65,66 1 Естествозн., ЭУ «Световые   явления» Плоские и сфер.эеркала
Преломление света. Законы преломления света. §67,68 1 Естествозн., Преломление света  ЭУ «Световые   явления»
Спектральное разложение белого света. §69. Решение задач. 1 Естествозн., спектр

ЭУ «Световые   явления»

Линзы. §70-72 1 ЭУ «Световые   явления» линзы
Получение изображений с помощью линзы Л/р №9 определение фокусного расстояния линзы 1 Получение изображений с помощью линзы Л/р. №9
Оптические приборы. Глаз. §73,74 1 биология Лупа, микроскоп, телескоп
С/р. по решению задач. 1 Тестер -8 Тестовая работа
Повторение
61 62 1 -2 Тепловые явления. 2 Тестер -8
63 64 3- 4 Электрические явления. 2 Тестер -8
65 5 Проверка знаний материала, пройденного за 7-8 класс. 1 Тестер -8 Тестовая работа
66-68 6- 8 Работа над ошибками. Решение задач. Сдача зачета. 3 Тестер -8 Зачет.

 

 

 

Физика 8 класс

Урок 1. Температура. Способы ее измерения. Различные виды термометров. Температурные шкалы

Цели: дать ввести понятие температуры; познакомить учащихся с различными видами термометров и температурными шкалами.

Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Приборы и материалы: различные виды термометров

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Повторение

—     Как называются частицы, из которых состоят вещества?

—     Какие наблюдения свидетельствуют, что размеры молекул малы?

—     Какие явления показывают, что вещества состоят из частиц, раз­деленных промежутками?

Как изменяется объем тела при уменьшении или увеличении расстояния между частицами?

—     Что такое диффузия?

—     Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и в твердых телах?

—     Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?

—     Какие явления указывают на то, что молекулы не только притя­гиваются друг к другу, но и отталкиваются?

—     Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества? Какие три состояния вещества вы знаете?

Имеются ли различия между молекулами льда, воды, водяного пара?

—     Как расположены и как движутся молекулы газа, жидкости и твердые тела?

III. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

  1. В окружающем мире происходят различные физические явления, ко­торые связаны с нагреванием и охлаждением тел.Словами «холодный», «теплый», «горячий» указывают на различную степень нагретости тела и говорят о различной температуре. Для объективности измерений температуры были созданы различного рода термометры. Нетрудно убедиться, что при повышении температуры газа возраста его давление на стенки сосуда.
  2. Опыт показывает, что в основном все твердые тела и жидкости расширяются при повышении температуры. Таким образом, явление теплового расширения тел тоже может быть использовано для измерения температуры.

В повседневной деятельности мы часто встречаемся с понятиями «холодно», «горячо». Однако ощущение тепла и холода является субъективным фактором. В субъективности теплового ощущения учащиеся могут убедиться на следующих опытах:

а)  учитель предлагает учащимся левой рукой дотронуться до деревянного предмета (например, стол, стул), а правой — до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной и той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая — холод.

Отсюда делается вывод: с помощью ощущений судить о температуре невозможно.

Первый прибор для объективной оценки температуры был изобретен Гали леем в 1592 г. Термоскоп Галилея был очень чувствителен к изменению температуры. Газовые термометры используются в науке в качестве образцовой прибора, по которому градуируются все остальные термометры.

Самое широкое применение на практике приобрели жидкостные термо­метры, в которых для регистрации температуры используется тепловое  расширение жидкости. Чаще всего для этих целей используют ртуть или, подкрашенный спирт.

Демонстрируются два термометра, обращают внимание на устройство медицинского термометра, и на диапазон температур. Формулируются пра­вила, обеспечивающие сохранность термометра и правильность измерений.

1)  Определить, в каких диапазонах температур можно производить из­мерения с помощью данного термометра.

2)  Определить цену деления шкалы и определить, с какой точностью можно измерить температуру с помощью данного термометра.

Совершенствованием термометров занимались много ученых. Каждый из них создавал свою шкалу. Некоторые из этих шкал широко распространялись, другие, наоборот, быстро забылись. В настоящее время в большинстве стран для научных и практических целей используется Международная практическая температурная шкала. За нуль принимается температура плавления льда при нормальном ат­мосферном давлении (101,325 Па). Температуре кипения дистиллирован­ной воды при нормальном  атмосферном давлении приписывается значение 100 градусов. Шкала делится на 100 равных частей — градусов, каждый градус можно вновь поделить на равные доли.

Во Франции (и до революции в России) применялась шкала Реомюра, предложенная французским естествоиспытателем Р. Реомюром в 1730 г. В Англии и США до сих пор используется шкала Фаренгейта. Кипение воды по шкале Реомюра равно 80 °R, по шкале Фаренгейта 212 °F. Такой произ­вольный выбор нуля температур существенно усложняет теоретические выводы, приводит к громоздким формулам и ненужным вычислениям.

У. Томсон в .1848 г. (получивший впоследствии за научные заслуги ти­тул лорда Кельвина) предложил ввести новую шкалу температур, которая называется абсолютной. Нулевой уровень -273,15 °С.

Важно отметить, что любое измерение температуры требует времени. Время необходимо для того, чтобы термометр мог войти в состояние теп­лового равновесия с телом, температуру которого мы измеряем.

Фактически термометр показывает собственную температуру, которая в состоянии теплового равновесия равна температуре тела.

  1. IV. Закрепление изученного

—   Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры?

—   Что мы понимаем под температурой вещества?

—   Какие температурные шкалы вам известны?

—   Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?

Домашнее задание §

 

 

Урок 2. Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия.

Цели: дать понятие теплового движения молекулы; познакомить учащихся с тепловым движением как особым видом движения. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Оборудование: духи, кристаллик перманганата калия, колба с водой

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

—   Что мы понимаем под температурой вещества?

—   Какие температурные шкалы вам известны?

—   Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?

III. Изучение нового материала

  1. Тепловые явления привлекали внимание людей с древнейших времен. Умение добывать огонь и поддерживать его было одним из величайших открытий человечества. Однако для объяснения тепловых явлений, для понимания их сути ученым пришлось затратить немало труда в течение очень длительного времени. (рассказать про две теории воззрения на природу теплоты).

К концу XIX в. известные ученые из разных стран — Д. Джоуль, Р. Клаузиус, Дж. Максвелл, JI. Больцман — сделали окончательный вывод. Тепловые явления они объясняли хаотическим движением
молекул, из которых состоят все тела.

Тепловое движение молекул внутри тела можно сравнить с роем мошек в безветренную погоду. Рой как бы неподвижно висит в воздухе. Внутри же него сотни мошек непрестанно, беспорядочно движутся то вправо, то влево и так по всем направлениям. И в то же время весь рой остается на том же месте и не изменяет своей формы.

Невидимые движения атомов и молекул носят такой же хаотический, беспорядочный характер. Если одни молекулы ушли из объема, то их место заняли другие. Тело же остается неизменным. Каждая молекула беспрестанно меняет свою скорость при столкновениях с другими молекулами. Траектория ее движения представляет собой чрезвычайно запутанную, ломаную линию. Никогда, ни при каких условиях не прекращается невидимое тепловое движение частичек, из которых построен мир.

Беспорядочное движение молекул называют тепловым движением.

Следствием хаотического движения молекул является броунов­ское движение. Названо оно так в честь английского ботаника Р. Броуна, который наблюдал за поведением плавающих в воде спор растений. Он заметил, что крошечные частички спор непре­рывно движутся во всех направлениях. Чем меньше были частички, тем быстрее они двигались. Самым поразительным было то, что движение частичек никогда не прекращалось. Их будто постоянно толкали какие-то невидимые силы. При этом скорость их движения возрастает с повышением температуры.

В чем причина броуновского движения?

Являясь автором открытия такого значительнейшего явления в области естествознания, сделанного в 1827 г., Броун однако не смог объяснить, почему оно происходит.

Правильное, качественное объяснение броуновского движения было дано рядом ученых во второй половине XIX в. Однако полная теория его разработана только в 1905—1906 гг. А. Эйнштейном и М. Смолуховским.

Причиной броуновского движения является тепловое движение молекул среды и их столкновение с броуновской частицей.

Другим следствием беспорядочного движения частиц вещества (молекул, атомов) служит явление диффузии. С этим явлением вы ознакомились в 7 классе. Явление диффузии наблюдается как в газах, так и в жидкостях и твердых телах. Распространение запахов в воздухе, перемешивание различных жидкостей, получение растворов, склеивание твердых тел — все это объясняется диффузией. Диффузия — это явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества. (привести примеры диффузии в газах, жидкостях и твердых телах)

Интенсивность диффузии существенно зависит от плотности вещества и скорости хаотичного движения молекул,

  1. IV. Закрепление изученного

Домашнее задание §

 

 

Урок 3. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Конвекция. Излучение

Цели: ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия; рассмотреть способы изменения внутренней энергии. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, набор для демонстрации теплопроводности тел, колба с водой, кнопки, пластилин, спиртовка, кристаллик перманганата калия

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Повторение. Проверка домашнего задания

А) Что понимают под тепловым движением тел?

Б) Броуновское движение

В) Дать определение диффузии. Привести примеры

III. Изучение нового материала

Суммарную энергию движения и взаимодействия всех частиц, из кото­рых состоит тело, называют внутренней энергией.

Объясните опыты:

—    Почему при периодическом изгибании железной проволоки тела:

нагреваются?

—    Почему два бруска при трении нагреваются?

Эти примеры иллюстрируют превращение механического движения в тепловое.

Внутренняя энергия обозначается буквой U.

Особенностью внутренней энергии является то, что она всегда больше нуля, ведь тепловое движение частиц никогда не прекращается. При этом величина внутренней энергии тела не зависит от механической энергии тела. Необходимо обратить внимание учащихся на отличие внутренней энергии от механической энергии тел. Механическая энергия зависит от скоро­сти движения и массы тела, а также от расположения данного тела относи­тельно других тел. Внутренняя же энергия не зависит от скорости движе­ния тела в целом. Она определяется скоростью движения частиц, из кото­рых состоит тело, и их взаимным расположением.

  1. Для описания энергетических превращений используют закон сохра­нения энергии. Он определяет соответствие между изменением механиче­ской и внутренней энергий.

Полная энергия, равная сумме механической и внутренней энергии, остается постоянной при всех взаимодействиях.

С другой стороны, этот закон подчеркивает тот факт, что какой-либо I вид энергии сам по себе не появляется и не исчезает бесследно. Всегда один вид энергии переходит в другой в равных количествах. Закон сохра­нения полной энергии был открыт Робертом Майером.

Способы изменения внутренней энергии тела

Существуют два способа изменения внутренней энергии системы — путем теплообмена с окружающими телами и путем совершения механической работы (трение, удар, сжатие).

Изменение внутренней энергии тел без совершения над телами работы, называется теплопередачей.

Следует обратить внимание на тот факт, что при теплопередаче (тепло­обмене) энергия всегда передается от горячего тела к холодному, то есть от тела с высокой температурой к телу с низкой температурой. Обратный процесс сам собой никогда не происходит.

Различают три вида теплообмена:

  1. Теплообмен посредством теплопроводности.

Теплопроводность — такой тип теплообмена, когда тепло перемещается от более нагретых участков тела к менее нагретым вследствие теплового движения молекул.

Очевидно, что этот перенос энергии требует определенного времени.

Для опыта необходимо взять два стержня одинаковой геометрии из ме­ди и железа. На равных расстояниях по длине стержней укрепить кнопки на воске и свободные концы стержней начать нагревать от спиртовки. Легко заметить, что первыми кнопки нач­нут падать с медного стержня. То есть тепло  быстрее перемещается по медному стержню.

Особенность теплопроводности в том, что само вещество не перемеща­ется. Ясно, что чем меньше расстояние между молекулами, тем с большей скоростью идет перенос тепла.

Все кристаллы имеют очень хорошую теплопроводность. И наоборот, те вещества, в которых расстояния между молекулами большие — плохие про­водники тепла. Это — различные породы древесины, строительный кирпич, в котором есть поры, заполненные воздухом, различные газы. Плохая теп­лопроводность у шерсти и меха, так как между ворсинками также много воздуха. Именно наличие меха позволяет отдельным животным переносить зимнюю стужу.

  1. Под конвекцией понимают перенос энергии струями жидкости или газа.

Включив лампу накаливания с отражателем и подставив над лампой бумажную вертушку, мы замечаем, что она начинает вращаться . Объяснение этому факту может быть одно: холодный воздух при нагревании у лампы становится теплым и поднимается вверх. При этом вертушка вращается.

Плотность горячего воздуха или жидкости меньше, чем холодного, по­этому нагрев производят снизу. При этом конвекционное потоки теплой жидкости поднимаются вверх, а на их место опускается холодная жид­кость. На опыте по нагреванию пробирки с водой, на дно которой опущены, кристаллики марганцовки, мы замечаем лиловые «змейки», которые поднимаются вверх.

Замечено, что жидкость можно нагреть и при нагревании ее сверху, но это отделительный процесс. В данном случае нагрев происходит не за счет конвекции, а за счет теплопроводности.

Система отопления помещений основана именно на перемещении кон­векционных потоков теплого и холодного воздуха: постоянное перемеши­вание воздуха приводит к выравниванию температуры по всему объему помещения.

Очевидно, что главным отличием конвекции от теплопроводности явля­ется то, что при конвекции происходит перенос вещества, имеющего большую внутреннюю энергию, а при теплопроводности вещество не пе­реносится.

Холодные и теплые морские и океанские течения — примеры конвекции.

Под лучистым теплообменом, или просто излучением, понимают пе­ренос энергии в виде электромагнитных волн. Любое нагретое тело являет­ся источником излучения.

Этот вид теплообмена отличается тем, что может происходить и в вакууме. Ведь солнечная энергия доходит до Земли.

Темные тела не только лучше поглощают энергию, но и лучше ее отда­ют в окружающую среду. Два одинаковых тела, нагретые до одной темпе­ратуры, остывают по-разному, если у них разный цвет поверхности. Спо­собность светлых тел хорошо отражать лучистую энергию используют при строительстве самолетов; крыши высотных зданий в жарких странах также красят в светлые тона.

  1. IV. Закрепление изученного

С целью закрепления изученного материла можно провести в конце урока краткий опрос-беседу по следующим вопросам:

—    Приведите примеры, какие вещества имеют наибольшую и наименьшую теплопроводность?

—    Объясните, как и почему происходит перемещение воздуха над нагретой лампой.

—    Почему конвекция невозможна в твердых телах?

—    Приведите примеры, показывающие, что тела с темной поверхностью больше нагреваются излучением, чем со светлой.

Домашнее задание §