Дата:                                                                                        Класс: 9   урок 1  
Тема:  Введение. О предмете «Человек. Общество. Право  
Цель урока: 1.Знакомство с понятием «общество» и его составными элементами;

2.Размышление о проблемах современного общества и пути  их решения;

3.Формирование общественного сознания

 

 
. Ожидаемый результат:

 

1 умение выделять главное, работать с источниками информации, делать выводы, развитие творческих способностей

2) ученик получит возможность  для  развития  исследовательских навыков и навыка использования интерактивных средств.

 
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности  
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.    
5 мин. II. Проверка домашней работы.  С помощью метода «Ромашка Блума» осуществляет проверку домашней работы. Ученики отвечают на разноуровневые вопросы. Ромашка Блума  
20 мин. III. Актуализация знаний  По методу Аквариум

Общество – это конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны. В широком смысле: общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира. Учащиеся записывают одно из определений понятия «общество». Фило­софы отмечают динамичность общества, называя его само раз­вивающейся системой, способной серьезно изменяться.

Отметить, что социологи предлагают несколько определений понятия общество, называя его социумом. Они выделяют дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Ряд ученых считают, что общество прохо­дит через аграрную, затем индустриальную, и, наконец, по­стиндустриальную стадию, на которой сегодня находится большинство стран мира. Сделать акцент на том, что на после­дующих занятиях подробно будут рассмотрены различные подходы к изучению общества. Но какие бы определения не давали ученые, никто не будет отрицать, что в образовании лю­бого общества главная роль принадлежит человеку. Объяснить понятие общественные отношения. Продиктовать, что они ха­рактеризуются разными формами взаимодействия людей в об­ществе. Отметить, что особым видом общественных отношений являются межличностные отношения, о которых речь пойдет позже. Продиктовать, что общество состоит из подсистем, которые чаше принято называть сферами обще­ственной жизни и перечислить их: экономическая, социаль­ная, политическая и духовная. Кратко охарактеризовать каждую из них, подчеркнув при этом неразрывную связь друг с другом каждой из подсистем (сфер). Объяснить, что гармонич­ное развитие одновременно всех сфер общества делает обще­ственную систему более устойчивой и менее подверженной социальным конфликтам.

Общество или человеческое общество — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти и доминирующей культуре

 

Вообще, понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия — «первобытное общество», «средневековое общество», «казахстанское общество», означающие определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

— определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.);

-людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);

— население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);

— все человечество (человеческое общество).

 

-А как вы думаете, какие функции выполняет общество? Какую пользу оно приносит?

Функции общества:

Производство материальных благ и услуг

Распределение продуктов труда (деятельности)

Регламентация и управление деятельностью и поведением

Воспроизводство и социализация человека

Духовное производство и регулирование активности людей

 

-А как вы считаете, какие области человеческих структур включает в себя общество?

Человеческое общество включает в себя ряд областей — сфер общественной жизни:

— экономическую — отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ, услуг и информации;

-социальную — взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографических групп;

— политическую — деятельность государственных организаций, партий и движений, связан­ная с завоеванием, удержанием и осуществле­нием власти;

— духовную — мораль, религия, наука, образование, искусство, их влияние на жизнь людей.

 

-Ребята, подумайте, а есть разница, между такими понятиями, как «общество», «государство», «страна». Какая разница?

Общество-это общность людей, с условно одинаковыми социальными принципами.

Государство-это искусственно созданный аппарат, который регулирует и координирует общество.

Страна-это территория, на которой проживает определенная общность людей.

 

-Ребята, мы с вами разобрали понятие «общества», его функции, виды. А как вы считаете, есть ли проблемы у современного общества? Если есть, то, какие? С чем это связано?

(Наркомания, алкоголизм, преступность, невежество, борьба за власть, территорию, низкий уровень жизни, пассивность людей — конформизм и так далее).

-А как вы думаете, в первую очередь, кто в этом виноват — народ или государство? Почему?

 

4. Практическая часть урока.

Цель: выяснить, интересуются ли учащиеся, насколько они информированы о проблемах современного обществен­ного развития.

Тест:

1. Как часто вы интересуетесь событиями, происходящими в нашей стране?

а) слежу за ними ежедневно;

б) иногда они меня интересуют;

в) меня не интересует то, что происходит в нашей стране.

2. Интересуют ли вас события в мире?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

3. Какие газеты вы читаете?

4. Смотрите ли Вы программу новостей по ТВ?

а) регулярно;­

б) иногда;

в) вообще не смотрю,

5. Пользуетесь ли Вы Интернетом для получения ново­стей?

а) да;

б) иногда;

в) никогда.

6. Перечислите, с Вашей точки зрения, главные проблемы современной общественной жизни.

7. Какие программы ТВ Вам больше всего нравятся?

8. Где Вы предпочитаете обсуждать общественные проб­лемы?

а) дома, с родителями;

б) в кругу своих сверстников;

в) в школе;

г) нигде.

9. Перечислите, какие проблемы общественной жизни Вы хотели бы обсудить на уроках «Человек. Общество. Право»

10. Перечислите, какие молодежные проблемы Вы хотели бы обсудить в классе.

 

В заключение подвести итоги занятия.

Задание на дом: повторить все записи в тетради

 

 

 

 

 
10 мин. IV. Закрепление урока. Работа в парах по методике «Толстые и тонкие вопросы» Что вы поняли по данной теме?

Групповая работа.

Проблемы общества на этом перечне, отнюдь, не заканчиваются. Их можно умножать по иерархической лестнице. Но у всего этого негатива имеются общие причины его существования и процветания. Эта причина — невежественные люди, которые и составляют в целом социальное общество. Ведь недаром говорят умные люди: чисто не там, где постоянно убирают, а там, где не мусорят! Взглянув на любую проблему со стороны рациональности (мудрого подхода) можно без особого труда найти первопричину этого всего безобразия.

 Не было бы людей (точнее сказать, глупых, безнравственных, гордых, эгоистичных, бессердечных, злых и т.д.), и многие проблемы общества сами собой перестали бы существовать. Если бы каждый жил по совести, а не по общепринятым канонам, уровень и качество жизни изменилось бы за считанные дни. Самая главная проблема общества — сложность изменения самих людей

Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников.    
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. фишки

 

стикеры

 
 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 
дополнительная информация

 

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

 

?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема Происхождение человека .   Урок 2  
Цель формировать знания в области  жизнедеятельности  человека, его происхождении

Развивать природное и социальное в человеке

 

 
Ожидаемый результат размышление о сущности человека, развитии и перспективах человеческой цивилизации на основе анализа эволюции человека с момента его появления до наших дней.  
 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 
Организационный момент Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.                                                                                             1)Деление на группы

2 мин

 

Разминка «Музыкальные соприкосновения»

 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Делит класс на группы. Для этого ученики выбирают любую карточку с пожеланиями. (А это цветные карточки, и группа делится на микрогруппы по цвету: красные, синие, желтые)

Учитель объясняет ход разминки, создает условие для разминки.

накомит с критериями оценивания. Раздача  бланков оценивания. Распределение ролей в группах. (лидер, эксперт, хронометражист)

 
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 

                                          

Организация учебного процесса Стратегия «Джиксо». Дети должны вспомнить, что изучает морфология и все, что касается данного раздела.

— Что мы называем проблемой человека?

 

— Каково происхождение человека?

 

— Кого мы называем человеком?

Формулируют ответы на вопросы учителя.

 

 
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 

По предположениям ученных, около 40 тыс. лет назад  на Земле появился первый человек, вида «хомосапенс».  Разнообразные  определения человека и вопросы  его происхождения  в преданиях и легендах.

Проблемой человека  занимаются  различные науки

 
Антропология                                   Социология                 Этнология                 Анатомия

 

Физиология                               Педагогика                      Психология

Все научные  определения  и формулировки, касающихся  человечества, составляют проблему человека, они включают вопросы  о сущности человека.

Человек —  вид высокоорганизованных живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической  деятельности и культуры, биосоциальная сущность.

Социальное и природное в человеке.

Человек представляет собой единство  физического и духовного, природного, социального,  наследственного и приобретённого. Все природные  свойства ребенка  развиваются  и реализовываются  только в условиях социального  образа жизни в процессе его общения со взрослыми.

В общем виде детерминация  человеческой жизни зависит от системы  биологических  и социальных элементов.  Перед каждым человеком, вступающим в жизнь  предстоит мир вещей  и социальных образований созданных  предыдущем поколением. Именно этот человечный мир, в котором  все окружающее ребенка, предметы и процессы  как бы  заряжены человеческим смыслом, социальной функцией и целью. Причем достижения культуры не даны ему  в готовом виде.

В процессе приобщения к культуре  у людей формируется механизм  самоконтроля , который проявляется  в способности  регулирования  своих желаниях и инстинктах.

 
. Задание  

 

Вопросы для дискуссии

  1. Если ребенок от рождения окажется среди животных, сможет ли он усвоит их повадки?
  2. Почему человек в этом случае теряет способность говорить?
  3. Если взрослый человек будет оторван от человеческого общества, что с ним может произойти?
  4. Сможет ли такой человек, вернувшись в человеческое общество, снова стать его полноценным членом?
  5. Надо ли человеку развивать память?

 

 

 

 

 

Учащиеся обсуждают ситуацию.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся  формулируют тему урока.

 

 
Построение проекта выхода из затруднения

 

Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Как вы думаете, сможет ли  взрослый  человек  прожить без отдыха?

Вспомните приключение героя романа Д. Дефо  «Робинзон Крузо»  и дайте характеристику  поведения взрослого человека, оторванного от человеческого общества.

 

4.Заключение.

1. Сравните биологические черты  людей и животных?

2.Дайте характеристику социальных черт человека

3.Такой персонаж,  как Маугли, не более чем выдумка английского писателя Р.Киплинга.

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

 

Составление учащимися плана действий.

 
Физкультминутка   Выполняют упражнения  
6. Первичное закрепление с проговариванием       во внешней речи

 

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление

Тест.

 

 

1. Наука, изучающая происхождение человека …

 

а) цитология.

б) генетика.

в) антропология.

 

2. Человек разумный относится к подотряду …

 

а) человекоподобных.

б) обезьяноподобных.

в) приматов.

 

3. В связи с прямохождением у человека появляется …

 

а) сводчатый свод стопы.

б) большая масса тела.

в) маленькие размеры головного мозга.

 

4. Впервые установил систематическую принадлежность к отряду приматов:

 

а) К. Линей.

б) Ж.Б. Ламарк.

в) И. Дарвин.

 

5. Основной предпосылкой антропогенеза было …

 

а) прямохождение.

б) сознание и речевое общение.

в) трудовая деятельность.

 

6. К социальным факторам антропогенеза относится:

 

а) естественный отбор.

б) борьба за существование.

в) устройство постоянных жилищ.

Учащиеся работают в группах, выступают с сообщениями.

Описывают картины .Отвечают на вопрос: наречия какого разряда используются в описаниях?

аходят в текстах стихотворений, пословиц и поговорок  наречия.Определяют разряды наречий по значению.

Выписывают группами словосочетания с наречиями

 

 
7. Самостоятельная работа с работа по учебникам После выполнения работы проводится проверка по эталону Проверяя упражнение, учащиеся отмечают  ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов.  Проводится анализ и исправление ошибок.

 

 
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

— Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите.

— В чём испытывали трудности?

— Что помогло нам их преодолеть?

— Оцените свою деятельность на уроке (карточка для этапа рефлексии).

 

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.  
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  

 

Записывают задание.  
дополнительная информация

 

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

 

?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

«

 

 

Дата:                                                                                        Класс: 9   урок 3
Тема:  Особенности жизни человека.
Цель урока: в ходе урока объяснить понятие общество.

Образовательная – создать условия для понимания взаимосвязи общества и природы;

Развивающаяся – создать условия для закрепления навыков и умений работы самостоятельно, а также составления графических схем;

 Ожидаемый результат   Осознавать потребность общества в таком регуляторе общественной жизни как право.

Понимать каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства.

Связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

Признавать установленное государством позитивное право.

 

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.  
5 мин. II. Проверка домашней работы.  С помощью метода «Ромашка Блума» осуществляет проверку домашней работы

Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ(без служебных частей речи)

Есть … «связь» …языком, … котором говорит человек, … морщинами … его лице? Да, есть, … самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог ЭусибиоСалине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих … разных языках. Самыми «щадящими» … кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, … испанский, итальянский … русский.

-Чего в  тексте не хватает? (нет предлогов, союзов, частиц)

-Как вы думаете, способен существовать язык без служебных частей речи? Почему? (нет и не может быть грамматически правильной речи)

Ученики отвечают на разноуровневые вопросы. Ромашка Блума
20 мин. III. Актуализация знаний. По методу «Кластер»

 

1.      Человек. Основные концепции происхождения человека, биологическая и социальная природа человека

2.      Потребности и интересы человека, возможности и способности человека, ценности и идеалы человека.

 

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, называется антропогенез.

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

 

Заполнить таблицу:

 

 

 

Религиозная теория Теория палеовизита Естественно-научные теории
Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке. Человек – создание неземное. Человек как биологический вид имеет природное происхождение и генетически связан высшими млекопитающими (Ч.Дарвин).

Главная причина появления человека – труд, благодаря которому сформировались сознание, язык, творческие способности (Ф.Энгельс).

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек – биосоциальное существо
Социальное существо

Связан с обществом. Становится человеком лишь вступив в общественные отношения. Социальная сущность проявляется через способность и готовность к ОПТ, сознание и разум, свободу и ответственность.

Биологическое существо

Принадлежит к высшим млекопитающим. Биологическая природа проявляется в его анатомии, физиологии. Биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.

Условие, предпосылка существования человека
Сущность человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
МШ: Основные отличия человека от животного?

Подводим итоги:

Ø  Обладает мышлением и членораздельной речью.

Ø  Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

Ø  Преобразует окружающую действительность.

Ø  Способен изготавливать орудия труда.

Ø  Имеет материальные и духовные потребности.

 

  1. Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Склонность – выражает направленность на определенную деятельность.

Учитель предлагает поработать со словарем с понятиями   «право», «норма права».

Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право – регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства

10 мин. IV. Закрепление урока. Работа в парах по методике «Кубизм» Что вы поняли по данной теме?

Что мы называем проблемой человека?

 

— Каково происхождение человека?

 

— Кого мы называем человеком?

Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников.  
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

— Что тебе понравилось на уроке?

— Что не понравилось?

— Насколько трудным был урок?

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация

 

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

 

?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                        Класс: 9    урок 4
Тема:  Человек как личность.
Цель урока: Знакомство с понятиями индивидуальность, индивид, личность; значение понятия деятельность, знакомство с характером, формами деятельности

Через обзор динамики формирования личности подвести школьников к мысли о необходимости самовоспитания и формирования личности; научить правильно ставить цель;

 

 Ожидаемый результат Раскрыть роль и значение в обществе , развитии общества.

умений усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе, сопоставлять факты, делать выводы, на практике применять полученные знания, оценивать свою работу и работу группы в целом

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.  
5 мин. II. Проверка домашней работы.  С помощью метода «Ромашка Блума»   и о Ассоциативная карта существляет проверку домашней работы.
Ассоциативная карта.

Составьте ассоциации на абстрактные понятия  — доброта и любовь.

 

Вопросы для повторения:

1.      Сравните биологические черты человека и животного.

2.      Дайте характеристику социальных черт человека.

3.      В чем отличия способностей, таланта и интеллекта.

4.      Может ли школа раскрыть все способности ребенка?

5.      Прочитайте высказывания, характеризующие способности, талант, гениальность. Как взаимосвязаны эти свойства личности? Каждый ли человек может стать гением’? Что для этого необходимо?

 

 

Ученики отвечают на разноуровневые вопросы. Ромашка Блума
20 мин. III. Актуализация знаний  По методу «Диаграмма Венн»

Диаграмма Венна.

        

 

 

Человек личность общество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске написать «индивид, индивидуальность, личность» В чем отличия?

Упражнение «Мы с тобой одной крови».

Цель: определить, что нас объединяет, а что делает неповторимым?

Записать определение личности (устойчивая система социальных черт индивида, характеризующих его как члена определенного общества или сообщества0.

Основные признаки личности:

Ø  Конкретный человек как носитель сознания;

Ø  Ориентируются в обществе на ценности, осуществляет ОПД;

Ø  Личное достоинство;

Ø  Способность нести ответственность за свои поступки перед обществом.

Характер в узком смысле слова (и в повседневной речи) — естественные для человека особенности его поведения, делающие его ситуативно легким или трудным для других; совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека в определенной ситуации.

Если вас предупреждают: «Это человек с характером!», вы должны быть готовы к тому, что вам с ним может быть нелегко. Характер — это «острые углы» человека.

Основу характера составляют динамики, воля и привычки.

Динамика — это рисунок действий, прочерченный непроизвольной ситуативной мотивацией. Как отреагирует человек в ситуации нападения: растеряется и заплачет? Драпанет что есть мочи? Пойдет навстречу обидчику? В зависимости от сработавшей в человеке динамики люди по-разному определят его характер: «боец», «трус», «баба»…

Воля —  способность собирать силы, чтобы добиваться своих целей. Человек волевой — человек с характером. Человек безвольный и человек бесхарактерный — практически синонимы.

Привычки — сложившиеся со временем шаблоны поведения, окостеневшие повороты живого характера. «Посеешь привычку — пожнешь характер».

Вопросы для беседы:

Хотите ли вы стать знаменитыми, когда повзрослеете?

Как можно завоевать известность?

Как бы вы хотели зарабатывать деньги?

Хотите стать лидером преступного общества?

Сделать коллаж «Черты личности».

  1. Записать определение деятельности )

Сделать схему «Основные компоненты деятельности»

Виды действий (по М.Веберу).

Записать классификацию деятельности.

Игра «Как преподнести себя на рынке труда?»

Учащиеся встают в два круга, внешний – работодатель, внутренний – молодой специалист, который должен дать себе рекламу за 2 минуты.

Определить лучшую саморекламу.

Диктант «Верно/неверно».

1.      Человек  представляет собой единство биологического и социального.

2.      Все природные свойства ребенка развиваются и реализовываются  в любых условиях, даже вдали от человека.

3.      Сущность человека представлена его биологическими признаками.

4.      Способности являются условием успешного выполнения той или иной деятельности и проявляются в том, насколько индивид быстро и основательно, легко и прочно усваивает способы ее организации.

5.      Склонности – это проявление потребностей.

6.      Опыт прошлого можно использовать благодаря памяти.

7.      Память бывает долговременной, кратковременной и гипотетической.

8.      Потребность – это способность человека к мышлению.

9.      Основа жизни человека – физиологические потребности.

Задание )

 

О человеке нельзя сказать – «он не

 

личность». Каждый человек – личность, хотя черты этой личности могут быть и

 

отрицательные. У вас на столах изображение двух людей . Как вы думаете, что они

 

символизируют? (Ответы детей.)

 

Для выполнения следующего задания вам

 

необходимо за 5 минут из карточек, которые лежат у вас на столе, выбрать

 

качества, характеризующие положительную и отрицательную личность.

 

Карточка:

 

отзывчивость;

 

сострадание;

 

неуважение;

 

агрессивность;

 

раздражительность;

 

мужество;

 

желание

 

помочь;

 

цинизм;

 

чуткость;

 

грубость;

 

игнорирование;

 

уважение.

 

И ЗАЩИТИТЬ ПОСТЕР

 

ПОСЛЕ

 

ЗАЩИТЫ КАЖДАЯ ГРУППА ОЦЕНИВАЕТ ВЫСТУПЛЕНИЕ ДРУГ ДРУГА

10 мин. IV. Закрепление урока. Работа в парах по методике «КСО» Что вы поняли по данной теме?

Вопросы для закрепления

  1. Прочитайте отрывок. На какие проблемы взаимоотношений

родителей и детей указывает автор? Как они связаны с процессом воспитания?

Е. Вроно: « … Что жизнь — театр, замечено давно. Семейная жизнь очень часто — театр кукольный: дети — куклы, родители кукловоды. Иногда они меняются ролями … Не только кукловоды, но и куклы в этом театре всегда живые люди. В искусных руках кукла послушно смеется и плачет, по ее щекам текут не глицериновые слезы …

Послушный и покладистый ребёнок — мечта родителей. Однако есть разница между послушностью и эмоциональным рабством, психологической зависимостью, возникающей, когда основой взаимоотношений в семье служат не защита, поддержка, сочувствие и любовь, но использование чувств другого для безраздельного подчинения себе близких, манипулирования ими».

  1. Назовите типы и виды деятельности.

В чем отличие деятельности человека от действий животного

Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников.  
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

— Что тебе понравилось на уроке?

— Что не понравилось?

— Насколько трудным был урок?

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация

 

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

 

?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема Деятельность человека.   Урок 5  
Цель Образовательные: раскрытие значения понятия человеческая деятельность; знакомство с характером, образом и формами деятельности; определение соотношения между целью деятельности и средствами ее достижения; знакомство с факторами, побуждающими к деятельности.

Развивающие: научить учащихся правильно ставить цель; быть целеустремленными, упорными в ее достижении, выбирать только честные пути достижения цели.

 
Ожидаемый результат Получат опыт исследовательской работы с предложенными источниками информации,
приобретут навыки сравнения, анализа и обобщения материала,
получат эмоциональное удовлетворение от результатов

 

 
Этапы урока Действия учителя Действия ученика  
І. Вызов Нацеливание на новую тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы

 

 

Цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие новых знаний

. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится»

1.Мозговой штурм.

1. Как вы думаете, какую тему урока мы будем изучать?

2. Заполнение таблицы ЗХУ

 Игра «Подумай, отгадай!»

 

Задание: дополнить определения терминов нужными словами.

   Сила, побуждающая человека к определенной деятельности, называется… (мотив).

   Виды, образы деятельности… (духовная, материальная, производственная, трудовая, нетрудовая).

    Существенное отличие деятельности человека от действий животных – это… (целенаправленность и выполнение трудовой деятельности с помощью орудий труда).

    Конечный результат деятельности человека… (цель).

    Достижение цели – это… (ликвидация несоответствия между целью и жизненной ситуацией).

) Игра-презентация «Как преподнести себя на рынке труда?»

Условия игры: Один из учащихся выступает в роли работодателя, другой предстает в качестве молодого специалиста. Задача «молодого специалиста»: в течение трех минут наилучшим образом представить свои деловые качества, рассказать о своих знаниях, способностях, целях. Причем он должен показать себя с наилучшей стороны, заинтересовать своего собеседника.

Ответственность — это необходимость отвечать за свои действия и поступки.

Юридическая ответственность — это виды наказаний, которые применяет государство к человеку, не выполнившему обязанности или нарушившему закон. Юридическую ответственность перед государством за своего ребенка несут родители.

» Дисциплинарная ответственность осуществляется за нарушение трудовой, учебной, служебной и воинской повинности. Рабочие, служащие учащиеся, нарушившие трудовую дисциплину, привлекаются к дисциплинарной ответственности администрацией предприятия, учреждения, организации. До наложения взыскания должны быть истребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины. Законодательством установлен порядок обжалования дисциплинарного взыскания, сроки его применения и действия, порядок снятия. Виды наказания: замечания, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, исключение из школы, института.

Административная ответственность осуществляется на основе законодательства об административных нарушениях. Меры обеспечения производства по делу: административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов. Виды наказания: предупреждение, штраф, конфискация, лишение специальных прав, лицензии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают со статьями словарными

 

 

Ученики перечисляют качества, которые  они считают добрыми

 

 

 

 

Ученики самостоятельно заполняют 2 колонки таблицы «Знаю. Хочу знать».

 

 
ІІ. Осмысление

 

1.Самостоятельное чтение правила с учебника

.

Стратегия «Дерево предсказаний»

Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первая группа – предскажет дальнейшее развитие текста,

1.Что вы понимаете под словом человек и культура

 

2.Какую роль играет культура в жизни человека

 

3.Почему необходимо быть культурным

Ученики читают учебник,

знакомятся с теорией.

 

В парах отвечают на вопросы.

 

 

Ученики читают неполный текст.

 

 

 

Слушают.

 

 

Отвечают на вопросы, пробуждают дар воображения.

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

Работают в группах.

 

 

Оценивают.

 

.

 

 

 
ІІІ. Рефлексия.

 

9. Заполнение таблицы ЗХУ

 

 

 

Ученики заполняют третью колонку таблицы (выявляется их уровень овладения новым материалом).  
   ТЕЛЕГРАММА

Каждому ученику  предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? Напишите мне об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов».

Ученики оценивают и подводят выводы к уроку.  
Домашняя работа:

 

 написать эссе на тему «Любовь — это труд души»,    
дополнительная информация

 

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

 

?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                        Класс: 9   урок 6
Тема:  Человек – творец культуры
Цель урока: Формировать представление о человеке как созидателе культуры.
 Ожидаемый результат ищут свою позицию в многообра­зии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений, в диалоге с учителем совершенст­вуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится» Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Мне в тебе нравится» Мяч
5 мин.
 Деятельность человека.

II. Проверка домашней работы.  С помощью метода «Ассоциативная карта» осуществляет проверку домашней работы.

 

 

 

 

 

Ученики составляют ассоциативную карту. Бумага А4
20 мин. III. Актуализация знаний  По методу «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет новую тему

Укажите верное утверждение

Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит культуру: создаёт материальные ценности, совершает научные открытия, устанавливает традиции и обычаи.

С другой стороны, он усваивает созданную ранее культуру: использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, обычаям, нормам поведения. Человек- одновременно и творец, и носитель культуры. С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего народа- слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками матрёшками, участвуем в народных праздниках.  Став взрослыми, мы своим трудом можем обогащать культуру общества – писать книги, сочинять музыку, возводить памятники, совершать научные открытия. Так постепенно культура общества становится богаче и разнообразнее.

Вклад каждого человека различен. Это зависит от его таланта, способностей, упорства.

Мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе оздания и восприятия культурных ценностей. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Разобраться в том, что такое нравственность, помогает наука этика.

 

 

 

 

Установите   соответствие.

Сфера  жизни  общества Вид  деятельности
1.Экономическая А.Деятельность  парламента
2.Политическая Б.Взаимодействие  классов (страт)
3.Социальная В. Обмен  продуктами
4.Духовная Г.Художественное  творчество

 

 

10 мин. IV. Закрепление урока. Работа в парах по методике «КСО» Что вы поняли по данной теме?

Какое общество может считаться нравственно здоровым?

Какие качества характеризуют нравственного человека?

 

Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников.  
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

— Что тебе понравилось на уроке?

— Что не понравилось?

— Насколько трудным был урок?

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация

 

 

 

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
 

 

 

   
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

 

?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дата   урок 7
Тема урока Человек и взаимоотношения людей.
Общая цель обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Человек в системе общественных

отношений».

повторить понятия: общество, общественные  отношения, типы обществ

Ожидаемые результаты умения анализировать; активизировать мышление

школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь

Задания Составить лингвистический портрет слова «союз». Работа с текстом. Используя ресурсный материал, составить флипчарт.
Необходимые материалы  Ресурсы Интернет. Реквизиты для групповой работы. Бортовые журналы.
Х   О   Д         У   Р   О   К  А
Этапы урока Действия учителя Действия ученика
 

Вводная часть

Психологический настрой на урок.

Приём «Настроение»

Словарик настроения ( 1 слайд)

Бодрое,                    ожидающее

весёлое,                    приподнятое

спокойное,              ликующее

таинственное,         взволнованное

радостное,              волнующее

Что общего и чем отличаются эти слова?

Какое у вас настроение?

 

 

 

Обсуждение в группе (30 секунд)

Каждая группа высказывается по поводу своего настроения.

 

 

Проверка пройденного материала.

По методу  «Ромашка Блума»

осуществляет проверку домашней работы.

1.Дайте  определение  понятию – общество.

2.Какие  вы  еще  знаете определения?

3.Какие   науки  изучают  общество?

4.Установите  соответствие: наука   и  определение  науки  изучающее  общество.

 

1.История А. Народонаселение, процессы  рождаемости  и  смертности, миграция, продолжительность  жизни
2.Социология Б.Бытовые  и  культурные  особенности  народов  мира, проблемы  их  происхождения, расселения  и  взаимоотношений
3.Антропология В.Происхождение  и  эволюция  человека, образование  человеческих  рас, нормальные  вариации  физического  строения  человека
4.Демография Г.Прошлое  человечества  в  многообразии  конкретных  событий  и  фактов, закономерности  развития  общества.

 

5.Этнография Д. Взаимодействие  социальных  групп, функционирование  социальных  институтов, социальная  структура  общества.

 

5.Назовите  версии  происхождения  человеческого  общества.

 6.Вставьте  пропущенное   в следующей  фразе  слово:

-« Философия  существования Ж.П.Сартра  получила  название  …….»(экзистенциализм).

-«……..-человечность, признание  человека  высшей  ценностью». (гуманизм)

— «……..и  ……..являются  отличительной  особенностью  человека  от  животного. (Речь,мышление)

 — Совокупность  всех  видов  и  результатов   преобразующей  деятельности  является  ….

Её  называют    второй  ……человека.

— «………. – процесс становления  общества». (социогенез)

7.Дайте  определение  понятию – человек.

8. Общество  состоит  из  огромного  количества  составляющих  элементов  и  подсистем. К  числу   подсистем  можно  отнести  сферы  общественной  жизни .Назовите сферы   общественной  жизни.

 

Уч-ся опредляют ключевые слова: союз, ССП

.

 

Каждая группа представляет свою работу и устанавливает связь с темой урока.

 

Союз, соавтор, сотрудник.

1-я и 2 -я группа – стандартное оценивание

3-я и 4-я группа — форма оценивания «Две звезды и одно желание».

Основная часть .

I.                   Реши вордингворд:

 

1.      Форма общения, осуществляющаяся при непосредственной, лицом к лицу, встрече людей.

2.      Обмен информацией между людьми с применением какого-либо языка называется … общение.

3.      От него зависит характер общения.

4.      Сторона общения, включающая в себя процесс восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя и т.д.).

5.      Стороны общения, которые не зависят друг от друга, не связаны между собой отношениями власти.

6.      Общение в общественных местах, в ходе профессиональной деятельности.

7.      Одно из условий эффективной работы любого коллектива.

 

 

  1 П Р Я М О Е              
    2 В Е Р Б А Л Ь Н О Е    
  3 О Б Р А Щ Е Н И Е        
  4 П Е Р Ц Е П Т И В Н А Я  
    5 Р А В Н Ы Е            
      6 О Ф И Ц И А Л Ь Н О Е
        7 И Е Р А Р Х И Я    

Задания    1.Общество — это

1)   материальный мир в целом

2)часть  материального  мира, обособившаяся  от  природы, но  тесно  связанная  с  ним

3) часть  природы

4) часть материального  мира, обособившаяся  от  природы  и  потерявшая  связи  с  ней

 

2.К  общественным  отношения  не  относятся

1)отношения  в  семье

2) отношения  между  работником  и  работодателем

3) отношения  между  природой  и  обществом

4) связи между  социальными  группами

 

3.Развитие  общества, для  которого  характерен  переход  от  низшего  к  высшему, это

1) общественный  прогресс

2) социальная  стратификация

3) социальная  адаптация

4) социальная  мобильность

 

4.Земледелец  обрабатывает  землю  с  помощью  специальной  техники. Субъектом  этой  деятельности  является

1) земля

2)техника

3)земледелец

4)выращиваемая  культура

 

5.Примером   влияния  природных  факторов  на  развитие  общества  является(ются)

1)строительство  пирамид  в  Древнем  Египте

2) возникновение  древнейших  очагов  цивилизации  в  долинах  крупных  рек

3) успехи   земледелия  вследствие  строительства  оросительных  систем

4) загрязнение  вод  Мирового  океана

 

6. Верны  ли  следующие  суждения  о  взаимодействии  сфер  общественной  жизни?

А.На  парламентских  выборах  победила  партия, выступавшая  за  снижение  налогового  бремени, это  пример  взаимосвязи   политической  и  экономической  сфер  жизни  общества.

Б. В  результате  налоговых  реформ  выросли  темпы  промышленного  развития. Это  пример  взаимосвязи  экономики   и  морали.

1) верно  только  А

2) верно  только  Б

3) верны  оба  суждения

4) оба  суждения  неверны

 

7.Верны ли следующие  суждения  об обществе?

А.Понятие  «общество»   охватывает  все  способы  и  формы  взаимодействия  людей.

Б.Понятие  «общество»  применяется, в  частности, для  обозначения  исторических  этапов  развития  человечества.

1) верно  только А

2) верно  только Б

3) верны  оба  суждения

4)оба  суждения  неверны

 

8.Верны  ли  следующие  суждения  о  взаимодействии  сфер  общественной  жизни?

А.Общество  состоит   из  подсистем (сфер), каждая  из  которых  обладает  качественной  спецификой.

Б.Процессы, происходящие  в  одной  сфере  общественной  жизни, не  связаны  с  процессами, происходящими  в  других    её  сферах.

1) верно  только  А

2) верно  только  Б

3) верны  оба  суждения

4) оба  суждения  неверны

 

9.Верны  ли  следующие  суждения  о  человеке?

А.Человек  остается  частью  природного  мира.

Б.Человек  развивается  в  процессе  социальной  и  культурной   эволюции.

1)верно  только  А

2) верно  только  Б

3) верны  оба суждения

4) оба  суждения  неверны

 

10.Верны  ли  суждения  о  глобальных  проблемах человечества?

А.Сегодня  существует  реальная  угроза  выживанию  человечества как  биологического  вида.

Б.В  целях  выживания  человечество  должно  серьёзно  заняться  сохранностью  окружающей  среды.

1) верно  только  А

2)верно  только  Б

3) оба  суждения  верны

4)оба  суждения неверны

 

 

 

 

 

 

На основе презентации уч-ся группируют

 

 

 

 

 

Итог  

Прочитайте  приведенный  текст, в  котором  пропущен  ряд  слов

«Характеристика  общества  как  ……………….(1) предусматривает  изучение  его  внутренней  структуры.

Её  основными  элементами  являются ……..(2)  общественной  жизни  и  социальные  институты.

Выделяют  экономическую, социальную, политическую  и  духовную  подсистемы. все  они  находятся  в

тесной  взаимосвязи, так  как  поддерживают  необходимую  …….(3) общества………(4)  в  каждой  из

подсистем  решают  важные  социальные  задачи. Они  обеспечивают  производство  и  распределение

различных  видов  …….(5), а  также  управление  совместной  ……..(6) людей».

 

Слова  в списке  даны  в  именительном  падеже. Каждое  слово (словосочетание)  может  быть  использовано  только  один  раз. Выбирайте  последовательно  одно  слово  за  другим, медленно  заполняя  каждый  пропуск.

А) целостность

Б) система

В) общество

Г) социальные  блага

Д) сфера

Е) производство

Ж) культура

З) социальные  институты

И) деятельность

 

 

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
 

 

   
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

 

?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code