дата Класс: 7 Урок 1-2
  Тема  Разум и воля
  Цели углубить представления учащихся о познании самого себя через раскрытие значения понятий «разум» и «воля».

Задачи:

ачи:
— расширение знаний о понятиях «разум», «воля»;
— развитие интереса к познанию своих возможностей

  Ожидаемый результат . умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
  Предыдущее обучение:

 

Проверка домашнего задания.
  Ход урока
  Этапы урока:

5мин

Запланированная деятельность

І. Организационный момент.

  Начало урока

 

10мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

25 минКонец урока

5мин

 

 

 

II.Объяснение новой темы.

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши руки лёгкие, лёгкие, ваши ноги лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …. Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на поляну. Улыбнитесь своему облаку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облаке.

. Проверка домашнего задания

. Цитата урока

Круг радости

Учитель приветствует учеников и приглашает их встать в круг. Звучит аудиозапись песни «ТЫ – человек» на слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова. Под звуки аудиозаписи учащиеся вместе с учителем поют песню. Затем учитель предлагает сказать друг другу слова напутствия для того, чтобы «своими руками судьбу свою делать …»

— Настоящий процесс познания у человека проходит через чувства и разум («все это сердцем и умом обдумав, беритесь новую науку познавать»), которые, дополняя друг друга, помогают человеку познавать себя, других людей, мир. Прочитайте стихотворение Бектемиса Утетилеуова.

После прочтения

— Как вы понимаете смысл поэтической строки «Все это сердцем и умом обдумав…»

 

Беседа

1. Как вы понимаете смысл выражений: «слабовольный – человек», «человек с сильной волей»?

2. Каким вы представляете себе слабовольного человека?

3. Как проявляется воля человека?

4. Что характеризует разумного человека?

5. Чем руководствуется человек в жизни: разумом или чувствами?

 

Разум есть основа всякого добра, ключ к каждому желанию, и никому не обойтись без него. Он приобретается опытом и образованностью. Разум таится в человеке: не виден он, пока не обнаружит его образованность и не даст ему силы и опыт; когда же утвердится он, то первым устремляется к добру и отгоняет всякий вред.

Абдаллах ибн Аль-Мукаффа

1.Чтение цитаты

2. Беседа по содержанию цитаты

Как вы понимаете смысл изречения?

4. Рассказывание истории (беседа).  «Разум, чувства и воля» (притча)

Вопросы для анализа:

—        Какой совет дал мудрец?

—        В чем отличие воли человека от его разума и чувств?

—        В чем смысл притчи?

. Творческая работа.  Групповая  работа.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
Семиклассник Асыл уныло смотрел на учебник физики. И вздохнув, открыл нужную страницу и стал делать задание на дом. После десяти минут безуспешного труда Асыл потерял терпение. — Ну, не получается у меня! Я ничегошеньки не понимаю в этой физике! — сердясь на себя, сетовал Асыл.
Успокоившись, он стал рассуждать:
— Если гора не идет к Магомеду, значит, Магомед идет к горе! Так? Так. Значит, мне самому необходимо разобраться в моей неудаче с физикой, ведь наука не виновата, что я ее не понимаю. Первое, что я сделаю, — искреннее заинтересуюсь физикой, ведь это наука о закономерностях окружающего нас мира и явлениях природы. А мне хочется узнать о нашем мире как можно больше. Второе, — настроюсь на удовольствие от занятий физикой, которые поднимут мое настроение. Вот тогда мне станет легко и весело на душе!
Через две недели одноклассники просили Асыла разъяснить им ту или иную задачу по физике, удивляясь тому, как легко он усваивает новые трудные темы.
— Какие трудности испытывал Асыл при выполнении заданий по физике?
— Как вы думаете, какова причина этих трудностей?
— Какое решение принял Асыл для преодоления трудностей?
— Какие качества помогли Асылу понять физику?

1 группа:Перечислите три самых важных качества, которые характеризуют разумного человека. Приведите пример.

2 группа: Назовите три отрицательных качества, не свойственных человеку с сильной волей. Приведите пример.

6. Групповое пение. «Человек из дома вышел»
слова  С.Пожлакова                    муз. А.Ольгина
Поднялся рассвет над крышей,
Человек из дома вышел,
Поглядеть на жизнь поближе
Вздумал с утра.
Человеку много ль надо?
У него на сердце радость,
Он смеется снегопаду,
Солнцу в небе и ветрам.
Припев:
Ля-ля-ля-ля-ля
ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля
ля-ля-ля-ля-ля
Солнцу в небе и ветрам.
Человеку много ль надо? Надо, чтобы друг был рядом, Песня чтоб была на случай, Случай любой,
Чтобы дома не забыли, Чтобы следом письма плыли,
Чтобы в этих письмах были, Были строчки про любовь
Припев:
Ля-ля-ля-ля-ля
ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля
ля-ля-ля-ля-ля
Были строчки про любовь.
Человеку много ль надо?
Чтоб в природе был порядок,
И была бы жизнь длиннее, чтобы шагать,
Чтоб не терла плечи ноша,
Повстречать людей хороших,
Да и счастье тоже надо,
Тоже надо повстречать.
Припев:
Ля-ля-ля-ля-ля
ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля
Счастье надо повстречать. Счастье надо повстречать. Счастье надо повстречать.

.

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                             Класс: 7   урок 3  
Тема: Вншеняя привлекательность и внутренний мир человека  
Цель урока:

 

углубить представление учащихся о взаимоотношении в коллективе, вызвать потребность совершать приятные сюрпризы .

Формировать умение исследовать текст, понимать его смысл.

 

 
Ожидаемый результат умения проявлять честность, порядочность,  справедливость, ответственность в мыслях, словах и поступках;

 

 
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности  
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.  

 

 

 
10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы.

Опрос домашнего задания

-Что такое разум человека?

-Чем он отличается от простого ума?

-Составление диаграммы Венна

 

 

 

 

 

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Кубик Блума  
20 мин. III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кластер

» осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися.

О дурных и хороших влияниях

В жизни каждого человека есть любопытное возрастное влияние: сторонние влияния. Эти сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка начинают становиться взрослыми — на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Но о влияниях и их «патологии», а иногда и нормальности надо помнить всегда.

Может быть тут и нет особой патологии: просто подрастающему человеку, мальчику или девочке, хочется поскорее стать взрослым, самостоятельным. Но, становясь самостоятельными, они стремятся освободиться прежде всего от влияния своей семьи. Со своей семьёй связаны представления об их «детскости». Но привычка слушаться ещё не прошла, и вот он «слушается» того, кто признал его взрослым, — иногда человека, самого ещё не ставшего взрослым и по-настоящему самостоятельным.

Влияния бывают и хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддаётся дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддаётся дурным влияниям. Бойтесь безотчётных влияний: особенно если вы ещё не умеете точно, чётко отличать хорошее от плохого, если вам нравятся похвалы и одобрения своих товарищей, какими бы эти похвалы и одобрения ни были: лишь бы хвалили.

Предлагаю поддаться хорошему влиянию песни б. Окуджавы и сказать что-нибудь хорошее своим одноклассникам. (Дети по очереди говорят комплименты друг другу)

 

Игра «Мой тайный друг»

За несколько дней дети выбрали себе жребий, в котором написана была фамилия его одноклассника. Необходимо было всё это время под строгим секретом, дарить подарки, оказывать знаки внимания, писать письма, не называя себя.

А на этом занятии раскрываются «тайные друзья». Прежде чем подарить подарок, ученик должен сказать, за какие качества он уважает своего одноклассника.

Игра проходит увлечённо, долго. Даётся время каждому высказаться, подарить подарок, приготовленный собственными руками, поблагодарить за внимание и сюрпризы того человека, от которого в течение недели получал сюрпризы.

Круг «От сердца к сердцу»

По кругу передаём горящую свечу, делаем вывод, в чём уникальность каждого человека и почему каждый, абсолютно каждый ценен.

В качестве домашнего задания предлагается нарисовать Альбомы Любви, состоящие из 10 страниц: любимое время года, любимое животное, любимое занятие, любимая одежда, любимый вид спорта, любимый цветок, любимая книга, любимый цвет, любимый фильм, люблю бывать.

 

 

   

 

 
10 мин. IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

 

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

Стикеры

 
 2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

7 класс

 

№ п/п Тема занятий к/ч  цели урока Результаты обучения Формы работы, используемые при активном обучении Оценивание включая оценку в целях обучения Включая всех Основные ресурсы
1

2

Разум и воля 2 углубить представления учащихся о познании самого себя через раскрытие значения понятий «разум» и «воля».

 

умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

 

Стратегия «ЗХУ», «Чтение с пометками»,

Групповая работа

«Мозговой штурм», «Чтение с пометками», практическая работа, парная работа

Формативное оценивание, взаимооценивание «Лучший рисунок»

Формативное оценивание, самооценивание по критериям

Суммативное и формативное оценивание

Формативное и суммативное оценивание

 

 

доска, цветные мелки, бумага, фломастеры или маркеры, учебник

Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры

3

4

Вншеняя привлекательность и внутренний мир человека 2 углубить представление учащихся о взаимоотношении в коллективе, вызвать потребность совершать приятные сюрпризы умения проявлять честность, порядочность,  справедливость, ответственность в мыслях, словах и поступках «Мозговой штурм», цифровой диктант, созговой штурм, «Ассоциация», тонкие и толстые вопросы

«Стратегия ЗХУ», «Чтение с пометками», Групповая работа

Формативное оценивание, самооценивание по критериям

Поощрение, Взаимооценивание «Лучшая группа»

Формативное и суммативное оценивание

 

Формативное и суммативное оценивание

Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры

Интерактивная доска, презентация цветные мелки, бумага, фломастеры

5

6

О достоинстве человека 2 раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности через праведное поведение.

 

умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление фронтальная, индивидуальная, парная работы

Работа в паре, индивидуальная работа, проблемное задание

Формативное оценивание, поощрение, «Плюс, минус, интересно»

Формативное оценивание, самооценивание по критериям, «Смайлики»

Формативное и суммативное оценивание

Формативное и суммативное оценивание

доска, цветные мелки, бумага, фломастеры или маркеры, учебник

Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры

7

8

Счастье человека 2 углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «счастье Развивать восприятие, мышление, внимание, воображение, память, устную речь учащихся. Проблемный вопрос, парная работа, практическая работа, Синквейн

Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику

Поощрение, взаимооценивание хлопками, самооценивание

Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам

Формативное и суммативное оценивание

Формативное и суммативное оценивание

Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры

Интерактивная доска, презентация цветные мелки, бумага, фломастеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Вншеняя привлекательность и внутренний мир человека   Урок 4

Цель: углубить понятие учащихся о ценности любовь как основе красоты души.

Задачи:

—    раскрытие  значения понятия    «внешняя красота» и «внутренний  мир  человека»

— формировать понимание значимости качеств доброжелательности, честности, милосердия, бескорыстной  любви, спокойствия  и терпения.

— развитие умения проявлять честность, порядочность,  справедливость, ответственность в мыслях, словах и поступках.

— воспитывать  стремление соблюдать нравственные нормы в мыслях, словах, поступках,  обогащать и развивать свой внутренний мир.

 

Ресурсы:(материалы, источники)
Ход урока:

1.      Орг.момент. Приветствие.

2.      Позитивный настрой. Концентрация  на  свете.

 

         Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди.В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать  всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света  и любви.

         Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

       Свет становится все интенсивнее  и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты.  Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

 

— что вы чувствовали во  время позитивного настроя?

— Удалось ли ощутить свет?

— Удалось ли  послать свет родным  и  близким?

— Удалось ли  послать свет  людям, с  которыми  у  вас  временное недопонимание, конфликты?

3.      Проверка опережающего  домашнего задания

Размышления О.Хайама  «О красоте лица»   (учебник,  страница 16)

 

1.      Важно ли быть внешне привлекательными?

2.       Можно ли судить о человеке по его внешним данным?

Примечания
4. Позитивное высказывание (цитата).

Добро убеждает нас, только если  его  осветит  красота

М. Пришвин 

 

В человеке все должно быть прекрасно:   и лицо,  и одежда, и душа, и  мысли.

А.П.Чехов

Русский писатель

1.      Как вы понимаете это высказывание?

Повторить цитату с детьми.

 
5. Рассказывание истории. Подарок.

– Сегодня на уроке мне бы хотелось рассказать одну историю.

В одном доме жили две девочки-подружки – Алена и Даша. Алена считала себя очень красивой девочкой. Она все время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей.

Даша же была девочкой скромной, стеснительной.

Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрестку, они увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу.

Алена собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:

– Вам помочь?

– Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу.

Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.

– Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как солнышко.

«Какая же она красивая, я намного красивее ее», – подумала Алена, обиженная тем, что ее красоту не заметили. А вслух она спросила:

– Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?

– Красоту этой девочки сможет увидеть даже слепой, потому что ее красота идет от сердца, – ответил дедушка.

 

Вопросы для беседы.

— Как вы считаете, которую из двух девочек  можно считать красивой?  Почему?

— О какой красоте говорил дедушка?

— А где живет эта красота?

 

— Обратите внимание на цитату нашего урока. (Хором повторить).

— Какого человека, по-вашему, можно назвать по-настоящему красивым?

— С кем приятнее находиться рядом: с внешне красивым, но равнодушным  человеком, или  внешне неприметным, но добрым, чутким, заботливым? Приведите примеры  из жизни.

Обсуждения детей.

Показ  ролика «Одна  смерть  спасла  миллионы  жизней»

Обсуждение.

— красивая ли душа у  этой девочки?

— какие  качества этой маленькой девочки показывают на «красоту души»?

Где живет красота Рейчл? (В её душе, и в сердцах людей)

 
 

6. Творческая деятельность..

1 группа. Сочинить стихотворение по двум строчкам.

Что такое красота

______________________________

У каждого она своя

2 группа.

Составить портрет(модель красивого человека)

 

3 группа.

Выделить качества, характеризующего человека с красивой душой.

 

 

 
7. Групповое пение.

«Об  истиной  красоте»

1. Красоту  не  увидишь  снаружи

Красота  изнутри  бъет  ключом.

Марафет  наводите  на  души,

Тут  одежда  и  грим  ни  при чем.

Марафет  наводите  на  души,

Тут  одежда  и  грим  ни  при чем.

 

2. Ведь  людей  по  одежке  встречают

По  нутру  провожают  всегда.

Роли  внешность  совсем  не  играет,

Если  есть  у  души  красота.

Роли  внешность  совсем  не  играет,

Если  есть  у  души  красота.

 

3. И  любовью  людей  согревая

Красоту  излучают  сердца.

Лишь  была  бы  душа  не  кривая,

При  любом  устроенье  лица.

Лишь  была  бы  душа  не  кривая,

При  любом  устроенье  лица.

 

4. Гримирую  лицо на продажу

Красотою  поддельной  маня.

Совершаем  привычную  кражу

И  других  обокрав,   и  себя.

Совершаем  привычную  кражу

И  других  обокрав   и  себя.

 

5. Кошельки  на  местах  без  изъяна

Но  скудеет все  больше  душа.

У  неё опустели  карманы

За  душой  у  неё  ни  гроша.

У  неё опустели  карманы

За  душой  у  неё  ни  гроша.

 

6. Ну  от   тела в  отличие,  братцы

Не  стареет  душа  никогда.

Она  может из  грязи подняться

И  воскреснет  её  красота.

Она  может  из  гроба  подняться

И воскреснет её красота

7. Красоту  не  ищите снаружи,

Красота  изнутри бьет  ключом.

Не  тела  украшайте,  а  души

Постигая  душой,  что — почем.

Не  тела  украшайте, а  души,

Постигая  душой,  что- почем.

 

 

 
8. Домашнее задание.

 Написат эссе на тему « Расскажу о красивом человеке».

«Что есть красота души?»

 
9. Заключительная минута тишины. Музыкальная композиция  “Хрустальная грусть”.

Учитель предлагает учащимся сесть на свои места и закрыть глаза. Под тихую, красивую мелодию детям предлагается вспомнить все то, о чем говорилось на уроке и сохранить все хорошее в своем сердце.

И поблагодарив детей за участие закончить урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                            Класс: 7     урок 5
Тема: О достоинстве человека
Цель урока: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности через праведное поведение.

Задачи:

·         Расширение представлений о понятии «достоинство»;

·         Развитие сотрудничества  и взаимопонимания в коллективе;

·         Воспитание чувства дружбы и собственного достоинства.

;

Ожидаемый результат умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. С помощью разрезанных пазлов, класс делится  на группы. Пазлы
10 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме.

Любите ли вы читать книги? Какие книги вы любите читать? Что дает вам чтение книг?

Проверка опережающего домашнего задания

Ø  Как вы ответили бы на вопрос автора?

Ø  Можно ли утверждать, что у участниц описанной истории сложились ошибочные представления о достоинстве? Почему?

Ø  Можно ли утверждать себя после такого поступка? Почему?

Ø  Что такое чувство собственного достоинства?

Беседа:

Ø  Как вы объясните смысл понятия «достоинство человека»?

Ø  Какие качества человека подчеркивают его достоинства?

Ø  Все ли люди умеют ценить себя? Удается ли это вам?

Вывод: достоинство человека есть нечто иное, как следование нравственному закону, совести, исполнению долга и стремления к высокому призванию.

 

Демонстрируют свои знания, умения. Карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.

Для свободного размышления предлагает ученикам  составить «Кластер».

Составление ассоциативного кластера на тему: «Книга», выделение групп по значению

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.

Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом,  находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

 

Сообщение темы урока: О достоинстве человека

 

Беседа:

·         Как вы объясните смысл понятия «достоинство человека»?

·         Какие качества человека подчеркивают его достоинства?

·         Все ли люди умеют ценить себя? Удается ли это вам?

Вывод: достоинство человека есть не что иное,  как следование нравственному закону, совести, исполнению долга и стремления к высокому призванию.

 

Позитивное высказывание (цитата).

 

«О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется»

Ларофрук

·         Как вы понимаете смысл изречения?

 

Рассказ учителя.

·          Притча о недостатках и достоинстве

(просмотр видеоролика «притча о недостатках и достоинстве»)

 

Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
— Что вы здесь видите? — спросил старец.
— Точку. — ответил один.
— Черную точку. — подтвердил другой.
— Жирную черную точку, — уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
— Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? — удивились ученики.
— Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа…
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах..

·         Какой вопрос задал  старец своим ученикам, и что они ему ответили?

·         Из-за чего старец расплакался?

·         В чем смысл притчи?

 

 Творческая деятельность

Напишите сочинение – размышление.

Выберите одно из высказываний в качестве эпиграфа к сочинению на тему «Достоинство человека».

 

   Доверие к самому себе — первое необходимое условие великих начинаний.

Дж. Сэмюэл

•   Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.

В.Белинский

•   Первый шаг к переменам — это принятие. Как только вы приняли самого себя, вы открываете дверь переменам. Изменения — это не то, что вы должны сделать, это то, чему вы позволяете происходить.

У.Гарсиа

 

 

5 мин. IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Призма».

Дар  от учителя – Притча о недостатках и достоинстве

Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
— Что вы здесь видите? — спросил старец.
— Точку. — ответил один.
— Черную точку. — подтвердил другой.
— Жирную черную точку, — уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
— Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? — удивились ученики.
— Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа…
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах..

Ø  в чем смысл притчи?

ü просмотр видеоролика «притча о недостатках и достоинстве»

Текст песни
«Дружба крепкая не сломается»

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг

 

Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. Бумага А4
5 мин. V. Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и  учащимися. Систематизирует и обобщает совместное  достижение. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Оценочный лист

 

Стикеры

 2 мин. VI. Объясняет выполнение домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: О достоинстве человека  урок 6

Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности.

Задачи:

Расширение представлений о понятии «достоинство»;

Развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих;

Воспитание чувства собственного достоинства

Ресурсы:(материалы, источники)

У учащихся наличие учебника, тетради, карандаши, ручка

Для учителя Проектор, интерактивная доска, музыка.

Ход урока:

4.      Орг.момент. Позитивный настрой под музыку «Хрустальная печаль» текст о свете и добре.

5.      Проверка домашнего задания:

6.      Обсуждение рассказа «Подделка» Текст О. Стыкалиной из учебника 7 класса стр23-24.

Вопросы:

— Почему Саша решилась на такой поступок исправлять ластиком оценки?

— Как вы относитесь к такому поведению школьников, заключенному в утверждении: «медвежья услуга»?

— Могла ли Саша по- другому помочь своим товарищам, не прибегая к обману? Что нужно делать, чтобы не обманывать?

— Что вы ответили бы на последний вопрос автора?

— Можно ли считать, что у героев истории сложилось правильное представление о праведном поведении. Почему?

_ Как вы думаете, изменится ли поведение Саши и одноклассников после этого разоблачения. Что бы случилось, если бы никто не распознал факт обмана?

— Будут ли дети по-прежнему с уважением относиться к Саше?

Сегодня я предлагаю начать наш урок с упражнения «Имена».

Назовите свое имя и качество характера, начинающееся на ту же букву, что и ваше имя. ( Выполняют упражнение).

(ОТВЕТЫ ПО КРУГУ)

Анализ хода урока

2-3 минуты

7.      Позитивное высказывание (цитата).

Слайд № Мы обладаем в душе ровно столькими достоинствами,

сколько можем видеть их в других людях.( Хэзлит У)

 
8.      Рассказывание истории (беседа). Подарок учителя.

Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.

Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?

Значит, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? («О достоинстве человека»)

Как вы думаете, какие проблемы нам необходимо обсудить на уроке? (вывесить на доске 3 проблемы)

Что такое достоинство?

Что значит быть достойным человеком. Что такое чувство собствен­ного достоинства?

Что значит жить достойно?

Сергей Иванович Ожегов.

ДОСТОИНСТВО: совокупность высоких моральных качеств, а также

уважение этих качеств в самом себе.

Ронять свое достоинство. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства.

— ДОСТОИНСТВО: стоимость, ценность денежного знака Spec

Банковый билет достоинством в 25 рублей.

-ДОСТОЙНЫЙ: справедливый, заслуженный

Достойная награда.

— ДОСТОЙНЫЙ: уважаемый, почтенный

Достойная личность.

— ДОСТОЙНЫЙ: заслуживающий чего-нибудь

Достоин похвалы. Достоин порицания.

9.      Как видим, это слово имеет 5 значений. Какие значения имеют отношение к теме урока? (в ходе ответов детей выделять цветом нужное значение

 
Творческая деятельность, групповая работа.

Поговорим о том, что значит достойный человек.

Работа в группах.

1 группа.

В начале урока вы назвали качества своего характера. Вспомните эти качества. Какими из них, по-вашему, обладает достойный человек? Обсудите в группе и попробуйте создать модель достойного человека. Можно добавить качества, о которых еще не упоминалось. (5 мин)Можно изобразить.

2 группа.

Перед вами пословицы, высказывания, афоризмы. Выберите и объясните из них те, которые подходят к теме нашего урока.

Отчет о работе групп.

Узнать, правильно ли мы понимаем значение этого словосочетания, нам поможет старинный словарь Даля.

(На доске)

Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, “достойный уважения”, “стоящий доверия”, “заслуживающий внимания”, “надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы”, “ должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени”, “приличный в поведении”, “ сообразный с требованиями правды, чести”, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.

А как вы понимаете, что такое чувство собственного достоинства?

(ответы детей)

Чтение рассказа

В гости к Ване приехал дедушка. Это был не седой старичок с палочкой, а настоящий капитан. У него была очень красивая морская форма и фуражка с эмблемой. На погонах были звезды, а на рукавах полоски и якоря.

Ваня был горд и ему очень хотелось, чтобы дедушка заметил, какой Ваня сильный, смелый, ловкий – настоящий мужчина.

Когда Ваня с дедушкой пошли гулять по городу, прохожие с восхищением смотрели на деда. Ваню переполняло счастье. Они решили поехать в парк. В подошедший трамвай Ваня, опередив всех пассажиров, вскочил первым. Свободных мест было немного, но Ваня, ловко проскользнув, занял место у окна. Он ждал, что сейчас дедушка обязательно похвалит его ловкость. Но дедушка (а он зашел в вагон последним) был не доволен: “ — Не думал я, что ты еще такой маленький, ростом вроде не мал, а вот да настоящего мужчины еще очень далеко…”. Ваня был удивлен: — “Деда, ведь я всех обогнал, место лучшее занял…?”

– Вот в этом-то все и дело. Кого ты обогнал? Женщин, старушек?

– Да! А, вон, смотри, парни – студенты, другие мужчины,” – показал Ваня.

– А ты заметил, что они вперед женщин пропустили, только потом сами зашли? Вот это настоящие мужчины. А ты еще малыш.

Очень, очень огорчили Ваню эти слова.

Как вы думаете, почему?

Он думал, что, когда быстрее всех все лучшее себе успеваешь добыть, это хорошо, а, оказывается, уступать, пропускать вперед себя кого-то надо, чтобы тебя сильным мужчиной считали.

В парке дедушка спросил Ваню:

– Ты слышал про гибель “Титаника”?

– Конечно, я и фильм смотрел и книжку читал, – ответил Ваня.

– Обратил ли ты внимание, когда судно начало тонуть, на воду спустили шлюпки, но мест в них было мало, на всех не хватало. Капитан отдал приказ: “В шлюпки садятся только женщины, дети и гребцы-матросы”.

В салоне — люкс плыли очень состоятельные люди. На родине у них были и заводы, и банки, и дорогие дома. Но сейчас ничего это не могло им помочь. Все они хотели жить, но сидели и ждали, когда огромный пароход пойдет ко дну вместе с ними. Только один мужчина пробрался в шлюпку, которую потом подобрали спешащие на помощь суда. Он спас свою жизнь, но потерял честь. Никто не подавал ему руки, никто не хотел иметь с ним дела. Его все презирали.

–Почему капитан отдал такой приказ?

– Почему у людей принято правило в трудных ситуациях спасать слабых?

– Как называют людей, способных сделать что-то хорошее другим или даже отдать свою жизнь, спасая других? (Добрые, сильные, мужественные, милосердные, благородные, герои, сильные духом, бескорыстные, жертвенные, способные служить другим и т.д.) Все предложенные детьми варианты записать на доске.

— Обязательно ли быть героем, чтобы стать достойным человеком?

— А где в наше время можно проявить достоинство? По отношению к кому надо вести себя достойно? А в чем это выражается? Или А как?

— Надо ли вести себя достойно по отношению к себе? Как называется чувство уважения, достойного отношения к себе? (Чувство собственного достоинства)

Выберите цитату, которая, по-вашему, лучше всего подходит к понятию чувства собственного достоинства.

Информация к размышлению:

Достоинства есть именно то, что

Больше всего возвышает человека, что

Придает его деятельности, всем его

Стремлениям высшее благородство…

К. Маркс

Не сильные лучшие, а честные. Честь и

Собственное достоинство – сильнее всего.

Ф. М. Достоевский.

 

Безмерное самолюбие и самомнение

Не есть признак чувства собственного Достоинства.

Ф. М. Достоевский

Всякое достоинство, всякая сила спокойны именно потому, что уверены в самих себе.

В.Белинский

Что значит жить достойно?

(беседа )

Конституция РК о достоинстве.

Скажите, какой закон в нашей стране стоит на защите чести и достоинства человека?

В статье 17 Конституции Республики Казахстан записано, что достоинство человека неприкосновенно. Никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению. Эти деяния уголовно наказуемы. Ведь, действительно, достоинство – это неотъемлемая и безмерная ценность каждого человека, которая позволяет ему оставаться самим собой, осознавать свою неповторимость в огромном мире людей

 
Групповое пение.»Замыкая круг»  
Домашнее задание. стр.27-29  
Заключительная минута тишины.

— А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code