Предмет

Самопознание

Класс     6 Дата № урока   1-2
Тема занятия Путь познания
Ссылки, источники Учебник «Самопознание», методическое руководство к учебнику,, дополнительная литература
Общая цель . углубить представление о значении потенциальных возможностях человека и о важности их развития.

Задачи:

– раскрытие роли созидательной активности человека в познании своих возможностей;

– развитие потребности в раскрытии своих возможностей

Результаты обучения Научатся синтезировать  все полученные знания;

Научатся анализировать, рассуждать,  обобщать и работать в группе

Ключевые  идеи значимые для урока Новые  слова,  основная мысль текста, что такое рассказ
Этапы Время Виды занятий и действия участников занятия Процесс оценивания
1. Организация  класса   1. Эмоциональный настрой на урок Раздается лист самооценивания
2Актуализация действий (вызов)   2. Работа по группам

-вспоминаем литературные приемы (каждая группа рассказывает об одном лит. приеме)

3. Проверка домашнего задания

 

Формативно (фишки)
3 Изучение нового материала

(понимание)

  4. Объяснение  материала учителем.

Учитель предлагает одному из учеников прочитать отрывок из романа английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», а всем остальным проанализировать ситуацию и ответить на вопросы.

Я принялся за изготовление самой необходимой мебели, прежде всего стола и стула; без них я не мог вполне наслаждаться даже теми скромными удовольствиями, какие были доступны мне теперь; не мог расположиться поудобнее, чтобы есть, читать или писать.

И вот я принялся столярничать. Тут я должен заметить, что основа математики – разум, а потому, определяя и измеряя разумом вещи и составляя себе о них наиболее разумное суждение, каждый может через известное время овладеть любым ремеслом. До тех пор я ни разу в жизни не брал в руки рубанка, однако благодаря трудолюбию, прилежанию и природной            сообразительности я мало-помалу так наловчился, что мог бы, я уверен, смастерить всё, что угодно, в особенности, если бы у меня были нужные орудия. Но даже и без инструментов или почти без инструментов, с одним только топором и рубанком, я сделал множество предметов, хотя, вероятно, никто еще не делал их таким первобытным способом и не затрачивал при этом столько труда. Так, например, когда мне нужна была доска, я должен был срубить дерево, очистить ствол от ветвей, и, поставив его перед собой, обтесывать с обеих сторон до тех пор, пока он не приобретал нужную форму. А потом доску надо было еще выстругать рубанком. Правда, при таком способе работы из целого дерева выходила только одна доска, и выделка этой доски отнимала у меня массу труда и времени. Но против этого у меня было лишь одно средство – терпение. К тому же, моё время и мой труд стоили недорого, так не всё ли было равно, куда и на что они шли?

Итак, я прежде всего сделал себе стол и стул. Я употребил на них короткие доски, которые привёз на плоту с корабля. Затем, натесав вышеописанным способом несколько длинных досок, я приладил в моём погребе, по одной его стороне, полки фута в полтора шириною и разложил на них свои инструменты, гвозди, железо и прочий мелкий скарб, — словом, распределили всё по местам, чтобы легко можно было найти любой предмет. Я забил также в стенку погреба колышки и развесил на них свои ружья и вообще все то из вещей, что можно было повесить.

Кто увидал бы после этого мою пещеру, тот, наверно, принял бы её за склад предметов первой необходимости. Всё было у меня под руками, и мне доставляло огромное удовольствие заглядывать в этот склад: такой образцовый порядок царил там и столько там было всякого добра.

 

Вопросы для анализа:

1.     Что помогло Робинзону Крузо обустроить свой быт на необитаемом острове?

2.     Какие открытия сделал он в окружающем мире?

3.     Что он открыл в себе? Как?

Формативно

 

 

Лист самооценивая

4Первичное закрепление знаний (применение)   Творческая деятельность. Ненасилие в воспитании.

Учитель предлагает задание для творческой деятельности.

Напишите рассказ о человеке, который попал в трудную ситуацию и вышел из неё победителем. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

Процесс выполнения задания поможет учащимся осмыслить изученное на уроке и по-новому посмотреть на возможности человека. Желающим предоставляется возможность презентовать результаты. Вместе с тем, можно организовать выставку иллюстраций к рассказам, а самые лучшие сочинения опубликовать в школьной газете.

формативно
5 Самостоятельная работа (анализ)   1 Работа в группах

Что такое путь ?

?

(составить диаграмму Венна)

 

 

 
 

 

 

 

 
-выборочное чтение по опорным словам.

 

 

 

Работа над произведением.  Для всех групп

Прием «Синквейн»

1. Дети возвращаются к таблице «Верю не верю», корректируют свои знания.

2. Прием синквейн

1 -3 группа

 

2 — группа

 

1

2

 

1

2

 

 

 

 

формативно
6. Совместная работа с классом   1.       . Творческая деятельность, групповая работа.

Размышление над ситуацией
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с ситуацией, описанной в письме ученика, и выполнить задание: В редакцию детского журнала пришло письмо. Прочитайте его, проанализируйте и ответьте автору.
Дорогая редакция!
Пишет вам ученик шестого класса алматинской средней школы Азамат. Мне трудно дается учение. По всем основным предметам у меня «тройки». Мне кажется, что мне не хватает способностей, но старший брат говорит, что я просто ленюсь. Я же не считаю себя ленивым. Мне нравится мастерить, придумывать модели машин, играть с маленькой сестренкой. Однако долго сидеть за уроками я не могу. Мне трудно даются математика, языки, физика. Только на уроке труда мне бывает интересно. Недавно мы с товарищем придумали интересную конструкцию рабочего стола школьника. В нем предусмотрены и полка для книг, и ящики для инструмента, и приспособление для канцелярских принадлежностей. Учитель нас похвалил и предложил осуществить задуманное. Сейчас мы подбираем материалы, инструменты для будущей конструкции. А вот задачу по алгебре, заданную на дом, я так и не решил. Скорее всего, получу плохую отметку. Мама будет сердиться. Что мне делать?
Азамат
Вопросы для анализа:
— Почему Азамат не считает себя ленивым?
— Какие, на ваш взгляд, причины вызывают трудности в усвоении основных предметов Азаматом?
— Какие советы вы дали бы Азамату, чтобы преодолеть эти трудности?

 

 

 

 

 
7 Синтез (обобщение и закрепление)  

 

 

1.      Групповое пение.

Наша школьная страна Сл. К.ИбряеваМуз. Ю.ЧичковаНе крутите пёстрый глобус,Не найдёте вы на нём,Той страны, страны особой,О которой мы поём.Наша старая планетаВся изучена давно,А страна большая эта –Вечно «белое пятно».Припев:Пусть в эту странуНе идут, не идут поезда,Нас мамы впервыеПриводят за ручку сюда.В стране этой звонкой, весёлойВстречают нас как новосёлов –Страна эта в сердце всегда.В новый класс, как в новый город,Мы приходим каждый год,Племя юных фантазёров,Непоседливый народ.Значит, вновь лететь и плыть намПо бескрайней той странеК неожиданным открытьям,К выпускной своей весне.Припев.Здесь нам слышится пороюВ тихом шелесте страницГул далёких новостроек,Голоса цветов и птиц.Ветер странствий крутит глобус,Машет нам своим крыломВ той стране, стране особой,О которой мы поём.

формативно

 

8 Рефлексия   -Что делали на уроке?

-Какое чувство осталось после урока?

-Оцените свою работу  на уроке

самооценивание
Ресурсы оснащения Рабочие тетради , картинки степей, альбомные листы, фломастеры
Последующие задания и чтение (д/з) прочитать  стр.

пересказать

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                                 Класс: 6  урок 3-4
Тема: Возможности человека
Цель

расширять  представление  учащихся о  безграничных  возможностях человека через праведное поведение.

Задачи:

совершенствование  навыков  самоконтроля;

– развитие  потребности в раскрытии своих возможностей; смелость;

Ожидаемый результат: Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, речи учащихся, умения выражать свои чувства через чтение текстов
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине». Ученики осмысливают поставленную цель. Рисуют рисунки. Бумага А4
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «КСО» осуществляет проверку домашней  работы.

Вопросы:

·         Почему автор Д. Олдридж назвал свой рассказ «Последний дюйм»?

·         Какие качества характера проявил Дэви в экстремальной ситуации?

·         Был ли примером для Дэви его отец и в чем это выражалось?

·         Какие чувства испытывает человек,  беря ответственность за чужую жизнь?

·         Какие качества проявляет человек, совершая праведные поступки?

·         Расскажите о людях, которые удивили вас  своими возможностям, верой в себя?

А как бы вы поступили в подобной ситуации и почему

Ученики демонстрируют свои знания, задают друг другу вопросы.  
20 мин. III. Осмысление новой информации.

С помощью метода «Подумать – сговориться — обсудить» осуществляет усвоение нового материала.

Ученики демонстрируют свои знания. Проводят игру «Хочу спросить». Ученики задают вопросы,

Учитель предлагает учащимся обсудить вопросы, представленные в учебнике. Цель беседы – активизировать имеющиеся знания о возможностях человека и подготовить их к усвоению учебного материала. Все вопросы ориентированы на размышления о возможностях человека как источника природных задатков, способностей и склонностей.

1.     Как вы понимаете смысл выражения «возможности человека»?

2.     Как и когда проявляет человек свои возможности?

3.     Что значит утверждение «человеческие возможности безграничны»?

4.     Какие качества помогают человеку расширить свои возможности?

Различные точки зрения учащихся в отношении заявленных вопросов в сочетании раскроют проблемы, актуальные для данного урока. Опираясь на жизненный опыт учащихся и первоначальные представления их о рассматриваемых вопросах, учитель инициирует дискуссию. Обобщая ответы учащихся важно подчеркнуть, что данные от природы способности человек может развивать всю жизнь, это и есть процесс совершенствования личности.

Рассказывание истории. Сила характера.

Сергей Шепелев был спортсменом, занимался дзюдо, готовился к международным соревнованиям. И произошла трагедия. Неудачное сальто на тренировке обернулось переломом шейного отдела позвоночника. Потом операция, шесть месяцев пришлось провести только на больничной койке. Наверно, сложно представить все переживания человека, который попадает в такую ситуацию. Тем более, когда до этого ты спортом занимался. Шесть лет (вы только вдумайтесь!) он провел дома, ни разу не выходя на улицу. Четыре стены и невеселые мысли. За что? Почему и как жить дальше? К Сергею пришел как-то друг, предложил начать рисовать. Этим Сергей занимался когда-то в детстве. Но как рисовать, если пальцы не слушаются, даже ложку, и ту с трудом он удерживал. Какие приспособления были придуманы, чтобы резинками, изолентой, другими вещами обматывать руку, удерживать карандаш и начинать что-то делать. Потом пришли и краски. А вскоре Сергей стал писать. Все его размышления вылились в сборник сказок и притч. Родители и друзья все сделали, чтобы эти сказки и притчи были изданы. «Дорога к счастью» — так называется его сборник. Название говорит само за себя. Действительно, дорога…Вы когда — нибудь печатали на компьютере, когда у вас болела рука, или пальцы вас не слушались? А вот Сергей печатал все не пальцами, а теми же привязанными карандашами к своей руке. Вот это воля! Я всегда удивляюсь и восхищаюсь такими людьми. Просто безграничные возможности и способности человека. Становится просто неловко за себя, когда ты на что-то сетуешь в своей жизни.

Вопросы:

·         Как вы думаете, почему Сергей начал писать притчи?

·         Можно ли «опускать руки»  при малейших трудностях  и почему?

·         Расскажите,  что  помогает  человеку поверить в себя?

·         Какой совет вы  бы могли дать людям, попавшим в подобную ситуацию?

·         Были ли в вашей жизни случаи, когда вы шли вперед, к цели, преодолевая себя? Расскажите.

Творческая деятельность, групповая работа.

«Познай людей и самого себя» (5-7  минут)

Вспомните историю о человеке, попавшем в трудную ситуацию и сумевшем справиться с ней?Разыграйте сценку

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока. Предлагает ученикам тестовые вопросы.

Задание

Учитель предлагает задание для творческой деятельности.

Напишите рассказ о человеке, который попал в трудную ситуацию и вышел из неё победителем. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

Процесс выполнения задания поможет учащимся осмыслить изученное на уроке и по-новому посмотреть на возможности человека. Желающим предоставляется возможность презентовать результаты. Вместе с тем, можно организовать выставку иллюстраций к рассказам, а самые лучшие сочинения опубликовать в школьной газете.

Круг «От сердца к сердцу»

 При наличии фонограммы песня исполняется под музыку. В случае отсутствия таковой можно предложить прочитать стихотворный текст нескольким учащимся.

Не бойся быть отважным!

Сл. Г. Остера

Муз. Г. Гладкова

Запомни это навсегда:

В себя поверить важно.

Не сомневайся никогда,

Не бойся быть отважным!

Припев:

А если сомневаешься,

Но сделать не решаешься,

То надо же, то надо же

Когда-нибудь начать!

Припев.

Давай! Не надо мучиться!

Попробуй – и получится,

А если не получится,

Попробуешь опять!

Припев.

Давным-давно мечтаешь, но

Не пробовал ни разу.

Давай, решайся – решено,

Берись за дело сразу!

Учащиеся отвечают на  разноуровневые вопросы. Работают с тестовыми вопросами. Тестовые вопросы
5 мин. V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о спряжении глаголов. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма») Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.

 

 

стикеры

 

фишки

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                                Класс:6    5-6  урок  
Тема:  Вера в себя  
Цель урока:

раскрыть понятие «вера в себя», значение самообразования и самовоспи­тания в личностном и профессиональном становлении человека.

Задачи:

– расширение представлений о значении ответственности и веры в себя в процессе становления личности;

– развитие потребности в творческой самореализации;

 
   Ожидаемый результат:

развивать внимание, любознательность, познавательный интерес, умение работать с текстом, делать выводы; воспитывать дисциплину, коллективизм.

 
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности  
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания псих-кой атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики осмысливают поставленную цель.    
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода

«Кластер» провод проверку домашней работы.

Учитель приглашает учащихся к беседе, используя для этого вопросы, представленные в учебнике под рубрикой «Раз​мышляем, беседуем».

 

Вопросы 1-4 способствуют выявлению представлений учащихся о понятии «вера в себя». Заслушав ответы на вопрос 3, учитель может пояснить, что вера в себя и самоуверенность – совершенно разные качества личности. Самоуверенность – это характеристика поведения человека, который, как правило, необдуманно берется за сложные дела, позиционирует себя как незаменимый в каком-либо деле человек.

 

Вопросы 5-6 помогут учащимся проанализировать своё внутреннее состояние, может быть, впервые задуматься о самооценке.

 

1.​ Как вы понимаете смысл выражения «верить в себя»?

 

2.​ Легко ли поверить в себя?

 

3.​ Вера в себя и самоуверенность – это одно и то же? Почему?

 

4.​ В чем сила человека, который верит в себя?

 

5.​ Верите ли вы в себя? Как это проявляется?

 

6.​  Кем вы себя видите в будущем?

Ученики демонстрируют свои знания. Бумага А4  
20 мин. III. Осмысление новой информации.

1.                                    Ребята, как вы думаете, легко ли поверить в себя?2.      В чем сила человека, который верит в себя?3.      Верите ли вы в себя? Как это проявляется?Итог: Человек, который верит в себя, умеет полагаться на свой опыт,  способности.

Веру в себя можно обрести благодаря способности быть ответственным за свои слова и поступки, стремлению прилагать усилия для достижения поставленных целей.

 4.      Ребята, напишите, каким вы видите себя в будущем?(например: сильным, успешным, добрым и т.д. не профессии) (написать на цветных листочках и поделить на 3 группы) Чтение в группахДля того, чтобы еще больше узнать о понятии «вера в себя», мы прочтем рассказ русского писателя А. Грина «Зеленая лампа».1 группа

Прочитайте I часть рассказа А. Грина «Зелёная лампа». Охарактеризуйте социальное положение Стильтона и Джона Ива. Ответьте на вопросы.

С какой целью Стильтон поднял беспризорного человека?

Какое предложение сделал Стильтон Джону Иву? Оказал ли он этим помощь Джону Иву?

Был ли прав Стильтон в оценке Джона Ива?

Что вы можете сказать о поступке Стильтона? (Издевательская щедрость)

 

2 группа

Прочитайте II часть рассказа А. Грина «Зелёная лампа» и ответьте на вопросы.

При каких обстоятельствах пришлось встретиться героям рассказа?

Как изменилась судьба Стильтона?

Что, на ваш взгляд, явилось причиной падения Стильтона на дно жизни?

Каким образом, по вашему мнению, Джон Ив смог стать врачом?

 

3 группа

Прочитайте ІІІ часть рассказа А.Грина «Зелёная лампа» и ответьте на вопросы.

Могло ли случиться, что Джон Ив так и остался бы нищим?

Какие качества помогли герою рассказа подняться со дна жизни?

Какое значение имела вера в себя в судьбе Джона Ива?

 

Вопросы

1.      Ребята, проследите динамику судьбы Джона Ива и Стильтона

 

Джон Ив Стильтон
Хорошо одетый человек среднего возраста плохо одетый человек лет двадцати пяти
-Я голоден … и я жив, — пробормотал несчастный Хорошо шутить…делать из людей игрушки
Сирота, не получил образования, изголодался, истощал… Изведал всё, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище…
Страшно изумлённый предложением Очень гордился своей выдумкой
Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом.
доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом Кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый, с истощённым лицом
Я несколько лет зажигал лампу…а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку…я оказался способным человеком Я разорился…несколько крупных проигрышей…паника на бирже…вот уже три года, как я стал ничем
Я дам вам работу в нашей амбулатории… Простите меня.

 

Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой.

Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, помогает ему и предлагает работу.

2.      Какой характер у нашего героя?

настойчивый, волевой, сильный духом

 

3.Ребята, как вы думаете, почему автор назвал рассказ «Зеленая лампа»?

Зеленый-это цвет жизни

Зелёный светофор говорит, что путь открыт

Псевдоним Грина переводится как «зелёный» (возможно, он писал о себе)

Зелёный свет-это мягкий, добрый свет

 

 
10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ассоциативная карта» проводит закрепление урока.

             Верь в себя

.

 

 

 

 

Творческая работа в группе «Заботимся друг о друге»

Обсудите и подготовьте инсценировку о том, как нужно заботиться об одноклассниках в следующих ситуациях:
Группа 1: Ваша одноклассница плохо себя чувствует.
Группа 2: Ваши одноклассники поссорились.
Группа 3: Ваша одноклассница плачет.

 

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает всех в Круг «От сердца к сердцу» и читает отрывок из стихотворения Г. Корина.

* * *

Григорий Корин

Любые рубежи

Возьмёт душа в полёте.

Нет срока для души,

Есть только срок для плоти.

Учащиеся составляют ассоциативную карту. Бумага А4  
5 мин. V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о сказке. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма») Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.

 

 

стикеры

 

фишки

 
 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Вера в себя».  Урок 6

 

Цель: расширять  представление  учащихся  о  вере в себя  через  общечеловеческую ценность – внутренний покой.

Задачи:

осознавание  чувства  уверенности в себе;

— развитие  самообладания;

-воспитание   позитивного  мышления.

 

Ресурсы: презентация, учебник, тетрадь, спокойная музыка
Ход урока:

2.      Орг.момент.   

     — приветствие

     — проверка отсутствующих

     — проверка готовности

 Позитивный настрой. Концентрация на дыхание.

Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.

Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза…, спинки прямо…, руки можно положить на колени…

Вдо-о-ох…, вы-ы-ыдох…  (9-10 раз, медленно)

Анализ состояния:

·         Что вы испытывали, когда спокойно дышали?

·         Удалось ли ощутить тишину и покой?

Сообщение темы урока. «Вера в себя».

3.      Проверка домашнего задания (опережение)

Рассказ Александра Грина «Зелёная лампа»

Вопросы:

·         Какое впечатление на вас произвел рассказ «Зеленая лампа» и почему?

·         Какое у вас отношение к двум главным героям и почему?

·         Какими качествами обладал главный герой? (выход на позитивное мышление, трудолюбие, уверенность в себе, самообладание)

·         Какие качества личности  помогли добиться того,  что он изменил свою жизнь?

·         Проявление  данных качеств,  приводит к  практике,  какой ценности?

·         Как часто вы  проявляете   качества  внутреннего покоя  в своей жизни?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тетрадь, учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Позитивное высказывание (цитата).

«Человек лишь тогда чего-то добивается, когда он верит в свои силы». Андреас Фейербах — (1804–72) немецкий философ.

 

Как вы понимаете смысл этой цитаты?

 

 

 

 

 

Дар от учителя. Притча «Об ответственности за свои поступки».

Как-то раз один неудачник обратился с вопросом к успешному человеку:
– Мне постоянно не везет. Как ты думаешь, в чем причина?
В ответ успешный человек спросил:
– А в чем именно тебе не везет?
– Да во всем, – ответил неудачник. – Вот, например, вчера я опоздал на работу и получил от начальника выговор.
– А почему ты опоздал? – спросил успешный человек.
– Потому что вчера в пути на работу я попал в автомобильную пробку – ответил неудачник. И добавил: но я же в этом не виноват!
– Понятно, – сказал успешный человек, – в чем тебе еще не везет?
Неудачник подумал и говорит:
– Ну, еще я недавно разбил свою машину.
– А почему ты ее разбил, как ты думаешь? – спросил успешный человек.
– Потому что дорога была скользкая. И опять же, я в этом не виноват, мне просто как всегда не повезло – я же не знал, что внезапно ударит мороз и дорога обледенеет!
– Понятно, – сказал успешный человек. – В чем еще тебе не везет?
– Еще мне не везет в семейной жизни, потому что жена меня постоянно ругает.
– И в этом ты тоже не виноват? – спросил успешный человек.
– Конечно, не виноват! Разве я виноват, что у моей жены скверный характер?
– Всё понятно, – констатировал успешный человек, словно врач, который поставил диагноз.
– Что тебе понятно? – спросил неудачник.

 

Как вы думаете, что ответил успешный человек?..

 

(предположения  учеников). Продолжение  притчи…

 

– Понятно, что в своих неудачах ты, прежде всего, винишь обстоятельства, поэтому не стремишься к самосовершенствованию. До тех пор, пока ты не научишься принимать ответственность за свои поступки на себя, вместо того, чтобы перекладывать ее на других, ты так и останешься неудачником.

 Вопросы:

·         Как вы понимаете смысл притчи?

·         В чем причина постоянных его неудач?

·         Бывали ли  вашей жизни случаи, когда вы старались переложить ответственность на другие плечи?

·         Подумайте, каких качеств  внутреннего покоя вам не доставало в тот момент?

·         Приведите примеры, когда вы, испытывая неудачу, принимали ответственность на себя и  извлекали из ситуации опыт, какие качества вы принимали на тот момент?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Творческая деятельность, групповая работа ( 5- 7 минут)

Рецепт сохранения внутреннего покоя.

Напишите 3-4 совета, как  нужно вести себя человеку, попавшему в затруднительное положение, использую качества внутреннего покоя.

 

Защита проекта.

 

Медленная музыка
6.      Групповое пение.  Песня Братья Борисенко: «Я – герой»

 

Если в сердце свое заглянешь, то увидишь что ты герой.
Сам дорогу себе выбираешь, хоть бывает сложно порой.
Ты же знаешь, что время лечит,
Что ж давай, сейчас докажи!
Если вдруг потеряешь надежду,
То ты просто себе скажи!

Припев:
Я все смогу, я все сумею,
Лицом к лицу, с надеждой жить.
Я все пройду, преодолею,
Я смогу победить, я смогу победить, ведь я — герой.
Я смогу победить, я смогу победить, ведь я — герой.

Иногда путь кажется длинным,
Настроение будто-то не то!
Загляни в себя — будешь сильным,
Знаешь истину — ты герой!

Припев:
Я все смогу, я все сумею,
Лицом к лицу, с надеждой жить.
Я все пройду, преодолею,
Я смогу победить, я смогу победить, ведь я — герой.
Я смогу победить, я смогу победить, ведь я — герой.

Я все смогу, я все сумею,
Лицом к лицу, с надеждой жить.
Я все пройду, преодолею,
Я смогу победить, я смогу победить, ведь я — герой.
Я смогу победить, я смогу победить, ведь я — герой.
Ведь я герой!

 

Минус и плюс песни, текст песни.
7.      Домашнее задание (опережающее).

·         Прочитать отрывок из воспоминаний  французского философа Мармонтеля  с 29- 30.

 

 
8.      Заключительная минута урока.

Закройте глаза…подумайте о том, как важно в жизни сохранять внутренний покой и быть уверенным  в себе…

 

 

Спокойная музыка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                           Класс: 6              урок 7-8
Тема: жена В стремлении к красоте
Цель урока:

 

расширить представление учащихся о красоте человека через осмысления понятия «красота души»

Задачи:

·         раскрытие значения понятия «красота души»

·         развития стремления стать красивым  человеком в истинном смысле этого понятия.

·         Развивать уверенность в себе

 

Ожидаемый результат умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на группы по стратегии «Выбери меня»

Круг радости:

Учитель приглашает учеников в круг и все вместе произносят слова:

Я люблю этот мир

И я очень счастлива здесь.

Хочу, буду полной

Хочу, буду худой

Хочу, буду маленькой

Хочу, буду большой

Я такая, какая я есть…

И пусть мир принимает меня такой.

Сегодня на нашем занятии мы продолжим  говорить о красоте.  Мы будем говорить не только о внешней красоте человека, но раскроем понятие, что значит «внутренняя красота», в чем проявляется она?  И чтобы понять тему беседы нашего занятия обратимся к эпиграфу.  (чтение эпиграфа).

 

Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы с помощью наводящих вопросов учителя.  
10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По методу «Поп-корн» учитель организует проверку домашнего задания.

Составление диаграммы Венна

 
 

 

 

 

 

 

Ученики демонстрируют свои знания.  
15 мин. III. Актуализация знаний

Группе дается задание: Стратегия «Послушать – сговориться – обсудить»,
составить постеры и выступить с ним перед Стратегия Жигсо -1 (текст сказки делится на 4 части, каждая группа ведет рассчёт на 1-4, учащиеся пересаживаются по столам, где указаны номера с 1 по4. Группа под 1 номером изучают в группе 1 часть сказки, 2 группа –вторую часть и т.д. Затем все учащиеся возвращаются после обучения в свою первичную группу , где каждый учащийся обучает остальнвх членов группы по той части сказки, которую он изучил в «командировке».)

 

 

 

 

Красота – важное средство воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви.

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.

Красота – это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком или постигается, живет в его душе, не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее…

…Красота – один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь. Изумление кустом шиповника, на котором пылают красные ягоды и оранжевые листья, маленьким кленом и стройной яблонькой с несколькими желтыми листочками, кустом помидоров, обожженных первым ночным дыханием заморозка, – все это пробуждает ласковое, доброжелательное, заботливое отношение к живому и красивому…

… Тот, кто творит красоту, творит счастье для людей. Пусть рядом с пшеничным полем цветет хризантема, рядом со стеблем подсолнечника – роза, рядом с кустом картофеля – куст сирени. Украшая землю, вы творите собственную красоту.

Красота облагораживает только тогда, когда человек работает, создавая хлеб для жизни и красоту для того, чтобы не было жизни только ради самого хлеба. Наш воспитательный идеал – чтобы человек трудился не только ради хлеба, но и для радости, чтобы добрые чувства, возникающие при созерцании красивого, вдохновляли на труд во имя счастья людей…

… Красивое возвышает, одухотворяет, облагораживает человека…

…Красота женщины – вершина человеческой красоты. Восторженное отношение к женской красоте воплотили в бессмертных художественных образах великие поэты – Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин, Шевченко, Мицкевич. Целомудренно воспетая ими красота живых женщин, в которых они сами были влюблены, стала мерилом нравственности, чистоты чувства любви для многих поколений.

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства. Человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым – это закономерно. Но осуществимость этого стремления зависит от нравственного облика – от того, в какой мере красота человека сливается с его творческой, деятельной сущностью. Ярче человеческая красота проявляется тогда, когда человек занят любимой деятельностью, — внешний облик как бы озаряется внутренним вдохновением. Не случайно красоту дискобола Мирон воплотил в тот момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании – апофеоз красоты. В девушке, помыслы которой – о творчестве, красота ярче и глубже, чем в такой же девушке, изнывающей от безделья. Безделье – враг красоты. Красив человек труда – комбайнер, тракторист, летчик за штурвалом своей машины, садовод у любимого дерева. Внутренняя духовная красота озаряет лицо ученого, мыслителя, поэта, художника, рабочего в тот момент, когда разум воодушевлен, озарен светом творчества.

Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества. Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любимое творчество накладывает отпечаток на черты лица, делает их тоньше, выразительнее.

Красоту создают тревога, забота – то, что обычно называют муками творчества. Как неизгладимые морщины откладывает на лице горе, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. Понятие творчество надо считать многогранным. Внутренняя творческая жизнь, накладывающая тончайший отпечаток на внешнюю красоту, – это не создание новых ценностей. Это также и умение видеть красоту окружающего мира. Тот, кто тонко видит и чувствует красоту, и сам становится красивым. И наоборот, внутренняя пустота придает внешним чертам лица выражение тупого равнодушия, невыразительности.

Если внутреннее духовное богатство создает красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губит. Когда соприкасаешься с многими молодыми людьми в большом коллективе, то среди ярких, запоминаю­щихся лиц видишь лица, которые ничем не обращают на себя внимания – они мелькают, но не запоминаются. Духовная пустота делает внешность человека безликой.

Безнравственная деятельность уродует. Привычка лгать и пустословить постепенно создает блуждающий взгляд: человек избегает прямо смотреть в глаза людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет ее. Подхалимство, угодничество придают выражение подобострастия глазам, всему лицу; зависть, эгоизм, подозрительность огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Гармония всестороннего развития – в единстве физического, нравственного, эстетического совершенства. Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека во всех отношениях. Вершина человеческой красоты в том, что каждый из миллионов членов нашего общества, говоря образно, засверкает своей внутренней красотой.

Творческое  задание:    Сейчас мы с вами прослушаем два произведения – Бетховена и «Звуки природы». Вы должны отобразить при помощи цветных карандашей, что отражает в вашем внутреннем мире каждое из этих произведений. (выполнение и проверка задания.)

 Резюме:  Два занятия мы говорили о внешней и внутренней красоте человека. Каждый  из вас определили для себя, какая красота для вас важней…

Вы видите  ночное  небо. Вы должны на нём зажечь свои звёзды.

Ø  Красная звезда – для меня важнее внешняя красота.

Ø  Золотая звезда – для меня важнее внутренняя красота.

Ø  Серебряная звезда – в человеке всё должно быть прекрасным.

Учащиеся берут ту звезду, которую они определили для себя и крепят на «ночное небо»  (перед уроком учитель на доске вывешивает полумесяц, учащиеся крепят свои звёзды.)

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урока.

Задание  для групп:

При выполнении данного задания важно обратить внимание учащихся на своеобразие красоты человека. Так, на портрете Розы Баглановой, выполненном художником О. Кужеленко, мы видим удивительной красоты женщину. Её лицо, изящная поза, национальный казахский костюм, подчёркивающий изящество стана, – всё вызывает восхищение. Почему возникает такое чувство? Думается, ответ кроется в удивительной гармонии внутреннего состояния певицы и окружающей её действительности. Героиня любит мир, в котором живёт, ощущает себя частицей своего народа, во имя которого она творит.

Изображая железнодорожника, художник М. Калимов увидел человека, уверенно идущего по жизни, с оптимизмом воспринимающего будущее. На нем рабочая спецовка, в руках – путевой фонарь, он, скорее всего, привычно спешит на объект. Но в этом человеке играет энергия молодости, рабочий задор и твёрдая уверенность в полезности своего дела.

Столь разные герои композиций похожи в одном: они по-настоящему красивы. Художникам удалось показать людей, которые понимают своё предназначение и этим счастливы. А счастливый человек прекрасен!

Рассмотрите репродукции картин известных казахстанских художников. Это – портреты разных людей. Можно ли сказать, что эти люди красивы? Почему? Как художникам удалось отразить внутренний мир героев своих произведений?

От сердца к сердцу: Учитель подводит итог уроков. Благодарит учащихся за работу на уроках и заканчивает урок чтением высказывания  Д.Фонфизина:

Красота ума вызывает удивление, красота души – уважение.

Чтение стихотворения Э.Балашова:

Покой таит в себе движенье.

Молчание лелеет звук.

Свет истины, тьма заблужденья

Единый образует круг.

 

И путь готов: открыта книга.

Повсюду радость разлита.

Мгновеньем дышит Красота,
и в Красоте – дыханье мига

 

Ученики делают внутренний и внешний круг. Внутренний- обсуждают тему, а внешний- наблюдает за их действиями.  
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.

— Что нового я узнал на уроке?
— За что я могу похвалить себя?
— Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать?

 

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Самопознание»

6 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

 

Название

раздела

урока

Название темы к/ч    цели урока Результаты обучения Формы работы, используемые при активном обучении Оценивание включая оценку в целях обучения Включая всех Основные ресурсы
I.

Радость познания

1

2

Путь познания 2 углубить представление о значении потенциальных возможностях человека и о важности их развития Научатся синтезировать  все полученные знания Стратегия «ЗХУ», «Чтение с пометками»,

Групповая работа

Формативное оценивание, взаимооценивание «Лучший рисунок» Суммативное и формативное оценивание доска, цветные мелки, бумага, фломастеры или маркеры, учебник
  3

4

Возможности человека 2 расширять  представление  учащихся о  безграничных  возможностях человека через праведное поведение Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, речи учащихся, умения выражать свои чувства через чтение текстов «Мозговой штурм», «Чтение с пометками», практическая работа, парная работа Формативное оценивание, самооценивание по критериям Формативное и суммативное оценивание

 

 

Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры
  5

6

Вера в себя 2 раскрыть понятие «вера в себя», значение самообразования и самовоспи­тания в личностном и профессиональном становлении человека.

 

развивать внимание, любознательность, познавательный интерес, умение работать с текстом, делать выводы; воспитывать дисциплину, коллективизм. «Мозговой штурм», цифровой диктант, созговой штурм, «Ассоциация», тонкие и толстые вопросы Формативное оценивание, самооценивание по критериям Формативное и суммативное оценивание

 

 

Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры
  7

8

В стремлении к красоте 2 расширить представление учащихся о красоте человека через осмысления понятия «красота души»

 

; умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; «Стратегия ЗХУ», «Чтение с пометками», Групповая работа Поощрение, Взаимооценивание «Лучшая группа» Формативное и суммативное оценивание Интерактивная доска, презентация цветные мелки, бумага, фломастеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code