ТемаУрок 1 Изучаем общечеловеческие ценности    Класс3
Цель расширять представление о человеке и роли самопознания в его жизни.

Задачи:

— раскрывать значение понятия «общечеловеческие ценности»;

— развивать позитивное восприятие собственного «Я»;

 

 

Ожидаемый результат

Развитие творческих навыков в подготовке и представлении проектов, умение выражать свою точку зрения и по необходимости отстаивать ее.

Повышение самостоятельной активности, умение самостоятельно добывать знания

Этап урока  

Деятельность учителя

Деятельность учеников
Оргмомент 

 

·         Приветствие!

·         Контроль посещаемости.

·         Проверяет наличие школьных принадлежностей

·         Деление на группы. Ведущий: в нашем классе всего три девочки и они на сегодня объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части  (Процедура имеет социометрический характер.)

Создание коллаборативной среды. Психологический настрой на урок.

«Концентрация на Свете».

Учитель литературы: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду…   Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя… Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Подготовка к уроку.

Делятся на группы.

 

I.Актуализация темы  «Вызов»

 

Проблемное задание: учащимся предлагается ответить на вопрос:

«Что мы знаем  общечеловеческом ценности?»

 Стратегия «Корзина идей».

. Беседа

Как вы думаете, для чего человек живет?

 

— Чем дорожит каждый человек?

 

Любовь, семья, родина, дружба, природа родного края, знания, которые мы получаем в школе, — все это вечные человеческие ценности, то, чем дорожит каждый человек. Самопознание помогает всем нам лучше узнать себя, других людей. Древние философы говорили: «Познай себя, и ты познаешь мир!». Благодаря самопознанию, мы учимся понимать себя, учимся любить друг друга.

Записывают формулировку

темы и плана в тетрадь.

Анализируя названия пунктов плана, пытаются определить задачи урока.

Ответы учащихся.

II. Изучение нового материала «Осмысление» ,

.». Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о ценностях. Тема нашего урока называется «Изучаем общечеловеческие ценности». Что такое общечеловеческие ценности?

Общечеловеческие ценности  – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Какие ценности вы знаете?

Ценности бывают материальные и духовные.

Как вы думаете, что входит в материальные ценности, а что в духовные?

А что для вас больше ценится материальные или духовные?

Особую важность для человека, как для личности, представляют духовные ценности.

Какие духовные ценности вы знаете?

Правильно —  добро, любовь, сочувствие, самопожертвование, уважение — все это духовные ценности, без которых человек не может жить.

Упражнение

Сейчас, отгадывая кроссворд, вы вспомните название многих нравственно – духовных ценностей.

 

Давайте проверим,  правильно ли вы отгадали кроссворд.

(семья, счастье, мир, любовь, природа, доброта, здоровье, знание, красота, родина, истина, человек).

В этом кроссворде спряталось важное слово. Кто его нашел?

Как вы думаете, как самопознание связано с ценностями, о которых шла речь.

Самопознание помогает всем нам лучше узнать себя как человека, выбрать правильный путь, помогает понять других людей, также различать хорошее и плохое в жизни, как правильно поступить в той или иной ситуации.

Духовные ценности приводят человека в гармоничные отношения с окружающими, придают смысл его жизни. Ни одному живому существу больше не понять, что такое духовные ценности. Это самое прекрасное, что есть у человека.

Рассказывание истории (беседа).

Определите, о каких ценностях идет речь в рассказе  «На перемене».

( о дружбе, уважении, совести, о понимании)

Любовь, добро, мир, Родина, семья, природа, красота, дружба – это все общечеловеческие ценности.

Каждый человек живет для того, чтобы понять их смысл и следовать им в жизни.

Творческая деятельность

Сейчас в тетради обведите свою руку.

Теперь мы на каждом пальчике будем писать самые главные ценности в нашей жизни. Их всего пять.

Истина, ненасилие, любовь, праведное поведение, покой.

Как вы их понимаете?

Каждая их них включает много ценного для каждого человека.

Истина – это правда, честность, искренность.

Ненасилие – когда все в мире в дружбе.

Любовь – большое чувство, которое выражается в доброте, заботе.

Праведное поведение – это не просто красиво ходить, это умение поступать так, чтобы к тебе так же поступали.

Покой – это собственное состояние, когда ты спокоен и уравновешен.

1.      Мультфильм

Вечные ценности

Просматривая мультфильм, определите, о каких ценностях будет идти речь?

Правильно ли поступал Дружок? Что для него было важнее?

Главнее всего это духовные ценности.

Материальные ценности всегда ломаются, портятся, становятся ненужными.

А духовные ценности, они вечны, и ценятся они намного выше материальных.

У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. Надо уметь вовремя разглядеть свои слабые стороны, чтобы исправиться.

2.      Обобщение

Человек всегда стремится стать лучше, добрее, совершенствовать свой внутренний духовный мир.

Древние философы говорили: «Познай себя, и ты познаешь мир!». Благодаря самопознанию мы учимся понимать себя, учимся любить друг друга

Групповая самостоятельная работа.

Готовят презентацию вопроса. Готовые презентации учащихся вывешиваются на доске. Защита проектов.

Внимательно слушают, задают вопросы.

Обсуждают видеоролик.

Закрепление

 

Игра

Дети записывают свои имя и фамилию на отдельных листочках, сворачивают их и кладут в общую коробку. Каждый учащийся выбирают листочки, не произнося вслух фамилии и имени, характеризует одноклассника, называя отличительные черты его характера. Остальные ребята пытаются понять, о ком идет речь

— Подумайте и скажите, какие чувства вы испытывали во время выполнения этого задания?

— Насколько вам понравилось то, что думают о вас другие?

— Что вы открыли в самом себе? Чему удивились?

тение С. Гаврилов «Дороги, которые мы выбираем».

— Постижение общечеловеческих ценностей помогает человеку следовать законам нравственности в повседневной жизни.

Круг «От сердца к сердцу»

Поделиться впечатлениями об уроке, о том новом, что узнали.

Ответы на вопросы.

Обсуждение пройденной темы.

Делают выводы.

Рефлексия урока.
  • 1 группа: составить синквейн
  • 2  группа: написать эссе.
  • 3  группа: Стратегия «Телеграмма»: составить телеграмму:

«Человечесое достойнство»;

Чтение работ, оценивание.

Пишут на стикерах рефлексию урока.

 

IV. Домашнее задание Осмысливают содержание д/з, записывают в дневник
Подведение итогов

 

Выставление оценок

анализ типичных ошибок учащихся;

выводы и заключение по уроку

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема«Изучаем общечеловеческие ценности  Урок 2

Цель: расширить представления о человеке и о роли самопознания в его жизни.

Задачи: раскрыть значение понятия «общечеловеческие ценности»

развивать позитивное восприятие собственного «Я»

воспитывать уважительное и бережное отношение к себе и другим через качество говорить правду, быть честным с самим собой.

Ресурсы

Уч. «Самопоз-нание», рабочие тетради,

муз. сопровож-

дение.

Ход урока Анализ хода урока
1. Орг. момент. Позитивный настрой «Свет».

— Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.

Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.

Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

 

— Ваши ощущения.

 
2. Позитивное высказывание (слова Фирдоуси) Прочитали хором, прочитали по рядам.

Добру, милосердию, любви научись,

Быть чутким и великодушным стремись.

Вот благо несущий единственный путь-

Познавшим великие ценности будь.

— чему учит Фирдоуси?

 

 
3. .Рассказывание истории (беседа). Подарок от учителя.

Китайская притча «Ладная семья»

А теперь я предлагаю послушать одну китайскую притчу. Возьмите соседа за руку, закройте глаза и воображайте.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек. И занимала она целое село. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел он к главе семьи и спросил: «Как ты добиваешься такого согласия и мира?». Взял глава лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте, а потом передал лист владыке. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.

Прочёл владыка и спросил:

— И всё?

— Да, — ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.

— Откройте глазки.

— Почему так называется притча?

— Кто запомнил, какие ценности были в этой большой семье? (Любовь, прощение, терпение)

— Почему именно эти ценности царили в «ладной семье»?

— Соблюдаются в вашей семье ценности : любовь, прощение, терпение?

 
4. Творческая деятельность, групповая работа.

Работа в тетрадях. З.№2.

Кроссворд  «Общечеловеческие ценности».

— какие общечеловеческие ценности вы записали?

— какое слово получилось в столбце?

 
5. Групповое пение. «Дорогою добра»

Сл. Ю. Энтин

Муз. М.Минков

 

 
6. Д/З

Стр. 8. Прочитай притчу.

— представь книгу о вашей жизни, как бы она называлась?

-Почему?

— Назовите ценности , которым бы вы посвятили отдельные главы.

 
7. 8.Заключительная минута тишины.

    Звучит спокойная мелодия.

    — Вспомним о том, что говорили мы  сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дата:                                                                                           Класс: 3     урок 3
  Тема: Учение – мой труд
  Цель урока: овершенствование представлений о понятиях «знание», «учение».

Задачи:

совершенствовать представления об учебной деятельности и ее особенностях;

развивать познавательный интерес, уверенность в себе и своих способностях;

  Ожидаймый результат развивать устную речь учащихся, положительную мотивацию к учению и процессу самопознания;
    Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
  3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик»

— Возьмите себя за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали?

Осмысливают поставленную цель. Ученики берутся за руки. Говорят то, что почувствовали от прикосновения своих одноклассников.  
  10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По стратегии  «Таблица Фила» проводит проверку домашней работы.

Таблица Фила
Точная информация Свое мнение Вопросы по тексту План текста
       

 

 

Демонстрируют свои знания, умения  по жизни и творчеству Д. Байрона (по домашней работе)

 

 

 

 

Таблица Фила
  15 мин. III. Актуализация знаний  Изучает тему по методу: Кубизм

Беседа

Просмотр картинок на тему «Школа». 1)

— Внимательно рассмотрите картинки, определите, на какую они тему.

— А знаете ли вы, что … (выступление ученицы с дополнительной информацией).

 

— Представьте, что вы читаете отрывок из древней рукописной книги. Расшифруйте это предложение, которое и станет темой нашего урока. УЧНМЙТРД (Слайд 2)

— Что у вас получилось ?

-Итак, о чём сегодня будем говорить на уроке? Цель урока: узнать, почему учение – это наш труд.

 

Цитата урока.

На доске: Учение и труд рядом идут. (нар. мудрость)

— Прочитайте пословицу. Вы согласны с таким утверждением? Почему? Поразмышляйте о смысле пословицы. Какие ещё пословицы на тему «Учение» вы знаете?

Мозговой штурм.

Задание: Напишите, пожалуйста, на стикерах, каких успехов вам удалось достичь в учении. (1-2 предл.)

-Кто хочет поделиться своими мыслями?

-По окончании урока заполните своими мыслями и яркими фигурками постер «Мои успехи в учении». Тогда все ребята нашего класса смогут узнать о них.

 

-Послушайте стихотворение, которое нам прочитает Назар.

-О чём стихотворение?

-Легки ли пути к познанию?

-Какие качества человека откроют путь в страну познания? (жажда знаний, поиск нового, упорство, стремление достигать цели, трудолюбие, …)

 

Разминка.

-Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Делаем разминку.

 

 

Творческая работа.

Задание: Работая в группах, создать постер «Учение», где вы обозначите что является залогом успешного учения…. (трудолюбие, любовь к знаниям, стремление исследовать, узнавать новое, …)

-Но прежде, вспомним девиз работы в группах.

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко

И всегда интересно.

Защита постеров спикерами групп у доски. Аплодисменты командам. Дополнение ответов.

-Что понравилось в 1-ой группе? 2-ой? 3-ей?

— Что ещё является залогом успешного учения в школе?

Посмотрите на слайд и скажите. (Соблюдение режима дня)

 

— На партах лежат конверты с заданием. Откройте и прочитайте. (Составить режим дня школьника, расположив режимные моменты в нужном порядке)

Соберите и приклейте на лист бумаги в правильном порядке.

Вывешивание на доску работ каждой группы.

-Кто из вас соблюдает режим дня? Молодцы!!!

 

Обобщение.

Вывод: Одним из самых важных для школьника является учение. Успех в учении будет тогда, когда ученик будет ставить цели и активно трудиться. А также правильно распределять своё время.

— Послушайте стихотворение-совет все вам.

 

Работа по группам

 

У нас в классе три группы, сейчас каждая группа получит задание и попробует, доказать для плодотворной учебы нам необходимо заниматься и уроками, и спортом, и играть. Но необходимо это сделать выпустив стенгазету, материал для которой вы можете найти на столе. (На столе разложены картинки)

 

(Раздаются задания для групп «Игра», «Здоровье», «Учеба» Обсуждение.)

 

— Чтобы ребенок получал хорошие знания, ему необходимы все три условия. Учение — это наш труд, наша работа. Учится нам необходимо, чтобы в будущем каждый из вас мог выбрать себе профессию по душе.

 

— Наука хлеба не просит, а хлеб дает.

 

Кто учится с молоду, не знает на старости голоду.

 

А знаете ли вы профессии?

 

Презентация «Загадки о профессиях» (Prezentacii.com)

 

Обобщение

 

Одним из самых важных видов деятельности для школьников является учение. Успех в учении и в любом другом деле дос¬тигается благодаря умению ставить цели и активно трудиться.

 

— Ребята, интересно вам было на уроке?

 

— Какой вид работы вам понравился больше всего?

 

От сердца к сердцу

 

— У вас на партах лежат маленькие сердечки, представьте, что они ваши, напишите на них «Почему каждый человек должен учиться?»

 

Учитель приглашает детей в общий круг и предлагает прочитать и прикрепить вокруг фото школы свои маленькие сердца с желанием получать новые знания. После того, как последний ученик прикрепит свое сердечко вокруг здания, все вместе под фонограмму исполняют песню Константина Ибряева «Учиться надо весело!»:

В дорогу, девчонки!

В дорогу, мальчишки!

По лесенке знаний

Шагайте смелей!

Чудесные встречи

И добрые книжки

Ступеньками будут на ней.

И песенка, и песенка

Круг «От сердца к сердцу»

— Учение даёт нам дорогу в жизнь, делает её интересной, насыщенной. Я надеюсь, что сегодняшний урок был очень полезен для вас. И вы приобрели новые знания, благодаря своему стремлению, трудолюбию, упорству в достижении цели. И я предлагаю наш урок завершить сплоченным и добрым кругом внутри каждой группы. Продолжите, пожалуйста, фразу, передавая друг другу СЕРДЕЧКО: Сегодняшний урок помог мне понять, что учение  …

 

«Букет настроения».

— Создадим букет нашего настроения. Перед вами 3 цветочка разного цвета. Сейчас вы подумаете и выберете цветок нужного вам цвета.

Красный – если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.

Синий – если вам не понравился урок.

Жёлтый – если вы не определились.

— Очень приятно, что от урока у вас осталось хорошее впечатление. Спасибо за работу на уроке

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема Учение – мой труд  Урок 4
Цель урока  формирование положительной мотивации к учению.

Задачи урока:

•               совершенствовать представления об учебной деятельности и ее особенностях;

•               развивать познавательный интерес, уверенность в себе и своих способностях;

•               воспитывать стремление к достижению позитивных результатов в учебной деятельности.

•               Развивать творческие способности учащихся

•               Формировать положительное отношение к учебной деятельности

•               Воспитывать чувства товарищества

•               Формировать умение рационально использовать досуговое время.

•               Эстетическое воспитание учащихся

 

Ожидаемый результат развивать устную речь учащихся, положительную мотивацию к учению и процессу самопознания;
Этап. цель Деятельность учителья и ученика
 

1.      Орг.момент

 

 

2.      Хоровое пение.

Ц: положительная мотивация, формирование учебного интереса.

 

3.      Беседа

Ц: формирование положительной мотивации к изучению темы урока

 

 

 

 

 

Позитивное высказывание

Цитата урока

Ц: формировать стремление получать знания

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего

творческого задания

Ц: расширение кругозора учащихся. Формирование стремление узнавать новое. Формировать умение применять знания в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наедине с собой

Ц: эстетическое воспитание учащихся. Релаксация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение: полезные дела

Ц: формировать стремление получат знания. Научить рационально использовать свое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АРТ-терапия

Ц: формировать положительное отношение к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Круг от сердца к сердцу.

Ц: воспитание дружеских отношений в классе. Формирование стремления стать лучше.

 

Прозвенел звонок.  Подравняйтесь. Наведите порядок на наших партах. Проверьте наличие необходимых материалов для коллажа.

 

По традиции нашего урока предлагаю вам спеть замечательную песню Константина Ибряева «Учиться надо весело!.

Исполнение учащимися в сопровождении движений.

 

Вопросы:

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Что такое школа?

Для чего нужны школы?

Какие бывают школы?

Что такое знания?

Зачем нужны знания?

Какие источники знаний вы знаете?

Где еще мы можем получить знания?

 

Итог: молодцы, мы с вами знаем, что такое знания, знаем источники знаний.

 

Ребята, а какие пословицы о труде и знаниях вы знаете?

Молодцы,

 

Учение-свет, не учение – тьма!

 

Как вы понимаете эту пословицу?

Почему учение-свет?

Почему говорят, что не учение – тьма?

Что будет если в жизни планеты не будет света? А знаний?

 

Итог: молодцы, мы с вами знаем, что без учения нет жизни. Чтобы в нашем мире всегда было светло каждый из нас должен хорошо учиться.

 

Ребята, на прошлом уроке мы свами говорили о известных людях. Которые внесли неоценимый вклад в развитие искусства, литературы и педагогики. Я просила вас подготовить рассказ о известном человеке который по вашему мнению внес  вклад в развитие мира знаний. ( представление учащихся)

 

В:

Ребята, вам понравился доклад?

Как вы считаете, этот человек достоин  своего звания?

Какой вклад он внес в развитие ( назвать область)

Эти знания пригодились бы нам?

Для чего нам нужны такие знания?

 

Итог: молодцы мы с вами узнали много замечательных людей, которые создали такие замечательные музыкальные, литературные. Научные и художественные труды, которые делают нас умнее и воспитание.

 

Ребята, а как вы думаете, откуда  великие люди  брали вдохновение?

Верно, многое пришло людям от природы. Смотря на нее многие ученые, писатели и художники вдохновлялись ей и создавали прекрасные произведения.

Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть фотографии

осенней природы на музыку  Вивальди – ноябрь.

( просмотр видео)

 

Вопросы:

•               Какие чувства у вас возникли во время просмотра этого видео?

•               Если бы вы были художниками, какую бы картину вы изобразили бы?

 

Итог: молодцы ребята. Мы немного отдохнули, вдохновились и можем продолжить нашу работу.

 

Ребята, а как вы думаете, чтобы у нас все получалось, что нам нужно делать?

А как вы считаете  правильно распределять свое время важно?

Сейчас у вас такое задание. Составьте режим дня так, чтобы в списке дел были полезные дела, которые помогут вам стать умнее.

( составление)

 

Защита:

Прочти свой список

Почему ты считаешь, что эти дела помогут тебе стать хорошим человеком?

Какие знания ты получишь, выполняя это дело?

Ребята, а как вы считаете,  такие дела могут нас чему-нибудь научить?

 

Итог: молодцы ребята, мы с вами умеем распределять наше время так, чтобы проводить его с пользой.

 

 

Ребята, каждый из нас любит определенные предметы, языки, книги.

Все это составляет наш мир знаний.

Давайте мы с вами создадим коллажи на тему Мой мир знаний. ( музыка)

 

Проверка: учащиеся по цепочке выходят к доске и демонстрируют свои плакаты.

 

В:

Что в вашем представление входит в мир знаний

Для чего нужны знания?

Кто помогает вам получить знания?

 

Итог: молодцы, мы свами узнали. Как каждый из вас представляет свой мир знаний.

 

К сожалению, наш урок подходит к концу. Я прошу встать вас в круг и протянуть руки в перед соединив их. Сейчас мы, с вами передавая сердечко, друг другу будем говорить пожелания связанные с учебой и миром знаний.

( передаем сердечко, говорим пожелания)

 

Молодцы ребята, сегодня на уроке мы с вами узнали, как выглядит мир знаний в представлении каждого из вас. Познакомились с удивительными людьми которые создали замечательные произведения, которые помогают нам быть умнее, культурнее и воспитанный.

Я надеюсь, что вы продолжите успешно пути путешествовать по миру знаний.

 

Спасибо за урок, урок закончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                  Класс: 3    урок 5-  
Тема: Книга – источник знаний  
Цель урока:

раскрывать значение книги как источника знаний и мудрости.

Задачи:

·         Расширять представление о важности ежедневного чтения

·         Развивать интерес к источнику знаний

 

 
Ожидаемый результат: развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

 

 
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности  
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.  Психологический настройформировать в группе атмосферу взаимной поддержки). Показ видеоролика.

Учитель раздает Лист самооценивания, стикеры, геометрические фигуры ученикам и  просит сгруппироваться по геометрическим фигурам.

Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы.  

Стратегия «Карусель»

 

 

 

 
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы.

С помощью приема  «До и после» осуществляет первичное представление о жизни и творчестве поэта.

Творческая деятельность в учебнике на стр 16. Расскажите об известном человеке, который добился больших успехов в учении. Что помогло ему в этом?

Демонстрируют свои знания.

У каждого учащегося появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать.

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 
15 мин. IV. Актуализация знаний. С помощью стратегии  «Таблица Фила» осуществляет усвоение нового материала.

Позитивное высказывание (цитата).

Сколько бы ты ни знал, книга всегда откроет новое.                            (Народная мудрость)

·         Как вы понимаете смысл данной народной мудрости?

·         Согласны ли вы с ней?

·         Как человек получает знания?

·         О чём вы любите читать?

·         Кто из ваших родных и близких любит читать? Расскажите о них.

Подарок от учителя

притча «Самое важное».

·         Что случилось в старинном городе?

·         Что спасали жители города?

·         Почему книги оказались самым ценным из того, что спасли жители от пожара?

Творческая деятельность

«Моя любимая книга». Написать о своей любимой книге, нарисовать её героев.

Групповое пение.    Песня  «Тот, кто любит читать»

Тот, кто любит читать

Тот, кто любит читать,

Может столько увидеть и столько узнать

Тот, кто любит читать.

Открыть и исследовать новые страны.

Переплыть на дельфине моря, океаны.

Может сесть в звездолёт, на Луне побывать.

Тот, кто любит читать.

Припев.

Возьмите в руки книгу, дети.

Мир необъятный рад вас встретить.

Помогут книжные страницы

Всему вокруг преобразиться

Тот, кто любит читать

Тот, кто любит читать,

Кем захочет, тем может он стать

Может он стать

Тот, кто любит читать,

Капитаном, врачом, цирковым акробатом,

Доброй феей, волшебником, храбрым солдатом.

Может в битве со злом.

Всех врагов побеждать

Тот, кто любит

История книги

-А вы знаете, когда появились книги?

 

Работа в группах.

-Прочитайте, ответьте на вопросы (устно)

1 Группа

Чему перво-наперво учат ребят, пришедших в школу? Грамоте, конечно: учат читать и писать.

А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не перервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые были когда-то сделаны.

В древние времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. История знает так называемые цивилизации без письменности, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались “живые письма” — гонцы.

Путешественники рассказывали о племенах аборигенов дальних стран, в которых старейшины примерно раз в году уводили подросших юношей в джунгли или в пустыню, и там, из уст в уста передавали им весь опыт племени, который должен быть усвоен. Правда, тогдашний опыт был еще примитивен, и первобытные педагоги для скорейшего запоминания сопровождали его усвоение ритмическими танцами и пением. Так было на протяжении сотен веков до того, как была изобретена первая книга. Если оглянуться назад, то станет понятно, что все народы так или иначе прошли период “устной книги”, прежде, чем стали фиксировать информацию на каком-либо материале. До этого в течение веков информация, а особенно поэмы, распространялись устно. Аэды и рапсоды – древние певцы, сказители, пели их наизусть на народных празднествах. Запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки и узелки, которые помогали им. У индейцев Южной Америки такая вещь называлась КИПУ – узелковое письмо. Для такого письма требовалась толстая веревка (палка) и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке(палке) шнурок особым способом. Чем ближе к началу веревки узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Цвет тоже имел огромное значение:

·         Желтый – золото

·         Белый – серебро или мир

·         Черный – смерть

·         Зеленый – хлеб

Если узел не окрашен – число.

Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом. Такое письмо было трудно прочитать, и часто смысл письма при прочтении становился совсем другим.

(Приложение Узелковое письмо. )

И сейчас, в нашей повседневной жизни, мы можем наблюдать отголоски узелкового письма. Например, светофор. Все знают – что белый флаг – это флаг, цвет перемирия, а черный цвет – это цвет траура.

По мере того, как расширялся кругозор древнего человека и усложнялась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники: разного рода зарубки, заметы и, наконец, рисунки.

Вопросы

-Где древние люди хранили информацию? (в голове)

— Прежде, чем люди стали фиксировать информацию на каком-либо материале

все народы так или иначе прошли какой  период? ( “устной книги”)

— Что использовали вместо книги первобытные сказители использовали? (узелковое письмо)

-Это было легко? (нет)

2 Группа

Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость у людей делиться между собою знаниями привела древних людей к тому, что они стали делать небольшие рисунки на скалах. Это и получило название – каменные книги. Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это зачатки природы, но одновременно и зачатки письменности. Здесь человек впервые выразил и изобразил свою мысль.

(Приложение  Наскальные изображения. )

Вот пример толкования одного из древнейших рисунков

(Изображение в пещере Пасьега. ). Слева вверху, по-видимому изображена внутренняя часть пещеры; две человеческих ступни справа рядом символизируют, вероятно, понятие “идти в пещеру”, а неизвестный знак в самом правом углу может означать или запрещение, или приглашение войти в пещеру.

Приложение

В наши дни, когда вы спешите, вы вдруг замечаете знак в кружке фигура, перечеркнутая наискосок. И вам без слов ясно, что здесь прохода нет. Это пиктография – рисуночное письмо, дошедшее до нас через многие века. Если мы посмотрим вокруг, то увидим множество примеров пиктографии.

(Приложение  Знаки “Проход запрещен и т. д. )

Примером пиктографии также могут служить гербы государств.

Вопросы

-Какие книги появились первыми? (каменные книги)

-Что такое пиктография? ( рисуночное письмо)

-Дошла ли она до нас? (да, знаки)

3 Группа

В какой-то момент люди сделали шаг, за которым открывалась дорога, прямо выводившая людей к современному письму. Знаками стали изображать не только предметы, но и звуки. В разных странах люди пришли к письму похожими путями, только выглядели изобретенные ими знаки по-разному.

В 1929 г. при раскопках погибшего в XIII в. до н. э. древнего города Угарит были найдены остатки клинописного алфавита, состоящего из 22 знаков, обозначающих отдельные буквы. Это самый ранний буквенный алфавит. Через многие поколения идея алфавита дошла до греков. Возник греческий алфавит ,родоначальник всех алфавитов мира.

Это уже стало огромным шагом на пути к появлению книг.

Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Этот величайший вклад в нашу культуру был совершен святыми Кириллом и Мефодием. До Кирилла у славян, по видимому, существовала какая-то письменность, но этот вопрос очень спорный, так как до сих пор не был найден ни один славянский памятник письменности. В IX-XI веках кириллица состояла из 43 букв, позднее 14 из них исчезли, а 4 новых появились.

Вопросы

-Что стали изображать знаками? (предметы и звуки)

-Когда были найдены остатки клинописного алфавита ? (в 1929 г. при раскопках погибшего в XIII в. до н. э. древнего города Угари)

-Из скольких знаков он состоял? (из 22 знаков)

-До кого дошла  идея алфавита через многие поколения? ( до греков)

-Кто привнёс письменность в славянское общество? (святые Кирилл и Мефодий)

-Из скольких букв состояла кириллица? (из 43, потом 14 исчезли, 4 новых появились)

4 Группа

Когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам трудно представить, что когда-то ее не было совсем. Используемые для письма материалы принято делить на две группы: твердые и мягкие. К твердым, кроме камня, относятся кость, металл, керамика и дерево. Писали на всем, что попадалось под руку.

Книги были уже у шумеров, живших на Древнем Востоке. Книги эти состояли из глиняных табличек. “Страницы” были большими: 32 см на 32 см и 2,5 см толщиной. Настоящий плоский кирпич! Приходилось с собой носить по несколько таких страниц-кирпичей.

Показ одной из страниц, изготовленной из бумаги.

В древнем Египте в 3 тысячелетии до н. э. изобрели превосходный материал для письма – папирус. Так называлось растение, которое собиралось по берегам Нила. Его стебель легко расщепляется на волокнистые ленты. Эти ленты укладывали в ряд. Поверх этого ряда клали другой слой так, чтобы эти волокна легли поперек волокон первого ряда. И так несколько раз. Сверху волокна прижимали тяжелыми камнями. Растительный сок, выделявшийся при этом, крепко склеивал все слои в сплошной кусок. Несколько таких кусков соединяли в полоску и сворачивали в свиток, чтобы им было удобно пользоваться, к нему прикрепляли палку. Свернутый свиток вставляли в футляр или кувшин. Несколько таких “книг” укладывали в ящики. На весь мир прославилась Александрийская библиотека. В ней было около 700 000 свитков.

Царь Пергамского царства решил создать еще более крупную библиотеку. Тогда египтяне запретили вывозить папирус в Пергамское государство. Но пергамцы научились делать свой собственный писчий материал, он так и стал называться по месту своего рождения – пергамент. Он был прочнее папируса и из него удобнее было делать книги. Большие листы складывались вчетверо, в виде тетрадки (“тетра” – четыре). Несколько тетрадей сшивали вместе, получалась книга, которую называли “кодекс”. Готовую рукопись заключали в переплет из деревянных досок, обтянутых кожей.

Изготавливали пергамент так: кожу овцы, теленка или козленка вымачивали в извести, туго натянув на раму, разглаживали и втирали мед. Получался очень крепкий материал. На пергамент, нужный только для одной книги требовалось целое стадо телят, ягнят или козлят. Постепенно пергамент перекочевывал и в другие страны. Несколько пергаментных книг, сделанных в Киевской Руси дошли и до наших дней.

Вопросы

-На Древнем Востоке книги были какие? (глиняные таблички)

-В Египте книги были из чего? (папируса-растение)

— Пергамцы научились делать свой собственный писчий материал, какой? (пергамент- кожа овцы или телёнка, вымоченная в извести)

5 Группа

Изобретателем бумаги традиционно считается китаец Цай Лунь. Годом же изобретения считается 105 г. н. э. первые листы бумаги были изготовлены из растительных волокон. Но способ ее производства держался в секрете. Лишь в X в. н. э. в Европе появилась бумага, сваренная из размолотых тряпок, древесного корья, бамбуковой щепы. Изготавливали ее из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша. Делали бумагу вручную с применением самой примитивной техники. За день получали около 100-120 кг бумаги. С развитием книгопечатания этого было недостаточно. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался. С тех пор и производят бумагу из дерева.

На Руси довольно долго использовали другой писчий материал: бересту. Знаки на бересту наносились тонким стерженьком с ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и вешали на пояс. Одна из таких книг хранится в библиотеке Академии наук России. В Средние века возникли мастерские, где изготавливались книги. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи. Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы – буквицы. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Увеличилось число людей, владеющих грамотой, спрос на книги возрастал. Люди стали думать, как увеличить их выпуск. В XV веке немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок. Он стал отливать литеры (буквы) из металла. Из отдельных литер составляли слова, строки, страницы. Такие металлические литеры служили долго. Механизированный станок, изобретенный Гуттенбергом, ускорил печатание книг. Первая книга сошла с этого станка в 1456 г. Вскоре типографские мастерские появились во многих городах Европы.

Началом русского книгопечатания считается 1564 г. русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 г. начали набор первой печатной книги, и она была готова к 1 марта 1564 г. Это была церковная книга “Апостол”. А в 1574 г. во Львове была издана первая российская Азбука, сохранившаяся в одном экземпляре – в библиотеке Гарвардского университета США. Эта азбука – первая русская грамматика, первый русский Букварь.

Вопросы

-Кто считается изобретателем бумаги? ( китаец Цай Лунь. Годом же изобретения считается 105 г. н. э. первые листы бумаги были изготовлены из растительных волокон)

-На Руси довольно долго использовали другой писчий материал, какой? ( береста).

— В Европе появилась бумаг аиз чего? (сваренная из размолотых тряпок, древесного корья, бамбуковой щепы. Изготавливали ее из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша.)

Вот такой длинный путь до первых книг прошло человечество.

6 Группа

Книга — источник знаний, бодрости духа. Книга верно служит людям в труде, борьбе, повседневной жизни.
Посмотрите, как оформлены ваши учебники, какие они яркие, нарядные, красивые. Мы говорим «бесплатный учебник», так что же, он ничего не стоит? Давайте подумаем и вспомним, что же собой представляет учебник? Это книга, только книга учебная. А вы знаете, как создается книга?
Над созданием учебника работают ученые, а чаще коллектив ученых: авторский коллектив. Они пишут рукопись учебника и приносят ее в издательство.
В издательстве над рукописью работают редакторы, машинистки, художники. Они готовят рукопись к производству. Но пока готовится рукопись, в другом месте, очень далеко от издательства, кипит другая работа — нужна бумага, чтобы напечатать книгу. Для создания учебников нужны миллионы тонн бумаги. Значит, лесорубам нужно валить лес.
Но срубленный лес – это еще не бумага. Плотогоны сплавляют его по рекам. На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту. Вот и готовы и рукопись и бумага.
Начинается робота в типографии, где должны напечатать миллионы учебников. За дело берутся наборщики, печатники, переплетчики.

Вопросы
-Кто работает над созданием книги? (коллектив ученых)

— Для создания учебников нужны миллионы тонн бумаги, где её взять? (Лесорубам нужно валить лес. Но срубленный лес – это еще не бумага. Плотогоны сплавляют его по рекам. На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту. Вот и готовы и рукопись и бумага)

-Кто работает в типографии? (наборщики, печатники, переплетчики)

 
10 мин. V. Закрепление урока. 

. Составьте синквейн

Занимательные задания

Усложняющаяся жизнь непрерывно требовала новых решений. Часто изображения, как вы видели на примере рисунков из пещеры Пасьега, напоминают собой ребус, который порой нелегко разгадать, а многие до сих пор не удалось расшифровать.

 

Задание №1.

На этом рисунке запечатлен один из подвигов Тегумая Бобсулая. Попробуйте рассказать, что же произошло.

(Ранним утром Тегумай собрался на охоту. Он вышел из пещеры, а жена и маленькая дочь сопоровождали его. Тешумай и Таффи очень гордились своим охотником. Тегумай шел охотиться на большого зверя, поэтому свое любимое копье с черной ручкой оставил дома.

Тегумай шел по дороге и вдруг увидел огромного первобытного зверя – возможно, бизона. (Точнее сказать трудно, сами видите. Но зверь был большой. ) Закипел поединок, и Тегумай вышел победителем. Он очень обрадовался. А когда на помощь ему подоспели другие охотники племени, им оставалось только помочь Тегумаю донести зверя до дома. По случаю удачной охоты племя ликовало и устроило праздник. )

 

Задание №2. Прочитайте славянскую азбуку-кириллицу. Найдите среди этих букв 14, которые за тысячу лет ушли из нашего алфавита, подчеркните их. Сравните их с современным алфавитом. Какие новые буквы появились?

Беседа о бережном отношении к книге.

-Как видите, прежде чем учебник попадает к вам на парту, он проходит долгий и нелегкий путь, в его создании принимают участие сотни людей. А вы получили учебники бесплатно. Каждый учебник должен послужить четырем-пяти ученикам.
Послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как по учебнику можно рассказывать о его хозяине.
Дают нам учебники в школе бесплатно,
И это, конечно же, очень приятно,
Но в этой приятности что непонятно:
Весною учебник сдается обратно…
А если ты, скажем, не очень опрятна,
И там на страницах какие-то пятна?
Чернилами синими залит портрет…
В тарелку учебник свалился случайно…
Грязнуля? Но это твой личный секрет!
Твоя, так сказать, сокровенная тайна,
И вдруг за зимою приходит весна!
Все улицы залиты солнечным светом!
Учебники в школу вернуть ты должна…
Вернуть со своим сокровенным секретом.
Какой-то мальчишка из младого класса
Отыщет там пятнышко хлебного кваса
И спросит: — Скажите, вы правда грязнуля?
Вы этот учебник весною вернули
С большим живописным пятном на обложке!
Еще я нашел там следы вашей кошки,
Заляпан стишок на четвертой странице,
Какао следы оказались в таблице,
Вверху на полях нарисован пиджак…-
Попробуй поспорить, что это не так!
Ведь надо же: там, где фамилия ваша,
Печать приложила перловая каша!
Учебник…Ну, что в нем? Обложка…Страницы…
Но он в то же время – Портрет ученицы!
Хозяйка учебник весь год изучает,
А он для себя кое-что подмечает
И может весной доложить без утайки
О странных привычках и нравах хозяйки! (В. Суслов)

-Да, к сожалению, и у нас в школе тоже есть ребята, которые небрежно обращаются с учебниками.
Учебники издаются один раз в 4 года. И он обходится государству очень дорого, труд многих людей вложен в него.
-Дело чести каждого ученика — сохранить свои учебники. Сделать это совсем нетрудно, надо их только…
• Не рвать!

• Не пачкать!

• Не разрисовывать!

• Не загибать страницы!

• Не делать записей на полях!
-Кроме этого есть ещё единые для всех правила обращения с учебниками, которые помогают нам сохранять их.
• Бери книгу только чистыми руками!

• Оберни книгу, вложи в нее закладку!

• Переворачивай страницы за верхний правый угол!

• Не перегибай книгу при чтении!

• Не делай в книге пометок!

• Не загибай страницы!

• Если книга порвалась — подклей ее!
 Нарисуй героев любимых книг.

Обобщение

Послушайте обращение книги к вам, ребятам.
Я — книга. Я — товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня залил!
Что здесь за звери?
Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
БЕРЕГИТЕ КНИГУ — ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ!

 

-Познание- непрекращающийся процесс в жизни человека, книга является главным помощником на этом пути. Книга- источник знаний, источник мудрости. В ней можно найти ответы на любые вопросы.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель предлагает прочитать всем вместе стихотворение А. Лопатиной «Книга- это целый мир» с. 22.

 

Демонстрируют свои знания.

Работают индивидуально, вспоминают, проговаривают вслух.

 

 

 

Учебник

 

 

Разноуровневые задания

 

 
5 мин. VI. Итог урока

Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они  достигнуты?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников.  

Стикеры

Фишки

 

 
 2 мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках.    
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  Книга – источник знаний  Урок 6

Цель: содействовать раскрытию содержания общечеловеческой ценности – истина.

Задачи:

 

— расширять представление о любознательности — внутреннем стимуле для получения новых знаний;

— развивать умение сопоставить свою самооценку с оценкой окружающих людей; http://www.xapaktep.net/virtues/knightly/humility/desc.php

— воспитывать бережное отношение к книге, как источнику преемственности поколений. 

 

Ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь, народная мудрость,  Музыка «Мечта дельфина», Притча «Чему учат книги», «Песенка про читателей»

Музыка: Олег Гуртовой

Стихи: Татьяна Пригожина

Ход урока:

1.      Орг.момент.

Позитивный настрой. Концентрация на дыхании.

Музыка «Мечта дельфина»

Прошу вас  сесть прямо, не  скрещивая  руки,  ноги. Мы  сейчас будем  делать упражнение  на  дыхание.  Когда  мы  концентрируемся  на дыхании.  У нас  успокаивается ум. При вдохе  мы  будем вбирать  в себя покой  и радость.  А при  выдохе будем  выдыхать из себя  все  беспокойства.

Давайте  приготовимся,  ребята. Закроем глаза, спинки  прямо,  руки  можно  положить на колени.

Вдо- о-ох…, вы – ы- ыдох… (9-10  раз, медленно).

  1. Проверка домашнего задания.  с.18

Дома вы прочитали стихотворение Елены  Кругловой «Книга – это лучший друг»

— Как человек получает знания?

— О чём вы любите читать?

— Как вы понимаете выражение «Книга – это лучший друг»?

— Кто из ваших родных и близких любит читать?

— Расскажите о них.

Анализ хода урока
3. Позитивное высказывание (цитата).

Сколько бы ты ни знал, книга всегда откроет новое.    Народная мудрость

— Какая мудрость заключена в этой пословице?

 
4. Рассказывание истории (беседа).

Притча «Чему учат книги»

Когда в школу пришёл слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:

— Как же он будет учиться, если он слепой?

— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель.

Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.

Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца.

В этот момент слепой мальчик закричал:

— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.

Дети вскочили с мест. Пришёл врач, и учителя унесли на носилках в больницу.

— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.

— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я всё понял.

— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.

— Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.

— Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился Антуан.

— Меня книги научили чувствовать, — объяснил слепой мальчик.

— Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: «Слеп человек без книги».
Источник: http://pritchi.ru/id_6733

— Кто пришёл в школу?

— Как вёл себя слепой мальчик?

— Что произошло с учителем на уроке?

— Чему научили книги слепого мальчика?

— Почему можно назвать слепого мальчика скромным?

— Что значит любознательность?

— Что значит любознательный ученик?

— Опишите любознательного человека из вашего окружения.

 

 
5. Творческая деятельность, групповая работа.

Выберите аргумент, подтверждающий значение книги в жизни человека. Допишите свой аргумент.

Каждой группе раздаются листочки с изображением разворота книги. Детям необходимо приклеить подтверждающие аргументы на левой стороне листа, а на правой стороне – подписать свой аргумент.

Творческая деятельность

Мы с вами на уроке говорили, что книга дает нам знания, помогает правильно мыслить, узнавать много нового. Я хочу, чтобы вы сейчас придумали свою книгу, вы будете ее авторами. Я вам сейчас покажу образец моей книжки. Обязательно делаете обложку, пишите название книги, разворачиваете и внутри расписываете и рисуете о ней. В вашей книге должно быть что то полезное и интересное, как и настоящие книги. Мы ведь говорили о том, что все книги интересные и полезные. Если вы затрудняетесь создать свою книгу, нарисуйте ту, которую уже знаете. Например:

Колобок, репка, Золушка, Красная шапочка, Семеро козлят, Снегурочка «Царевна-Лягушка», «Теремок», Маша и Медведь», «Дюймовочка», Стойкий оловянный солдатик»,» Гуси-лебеди»,»Гадкий утенок», «Муха-Цокотуха»  «Айболит».

Давайте посмотрим, что у кого получилось.

Сложно было создавать книгу? Почему?

Написать книгу – это огромный труд, а сделать ее интересной и полезной еще сложнее. Поэтому так высоко ценятся книги, где автор тратил все свои силы, чтобы передать читателю свои мысли, знания.

Люди, которые не любят читать книги, проживают только одну жизнь — свою собственную. Любители же книг имеют свободный доступ к огромному количеству жизней реальных и придуманных персонажей, могут проживать с ними их чувства и испытывать все то, что испытывали они.

 
6. Групповое пение.

 «Песенка про читателей»

Музыка: Олег Гуртовой

Стихи: Татьяна Пригожина

В мире столько разных книжек

Для девчонок и мальчишек.

Можно многое узнать,

Если все их прочитать.

 

Припев:

Читайте, читайте,

Творите, мечтайте,

Найдете удачу в пути.

Читайте, читайте,

Страницы листайте

Свой мир открывайте,

В нём всё впереди.

 

Если хочешь быть известным,

Добрым, умным, интересным,

Всю вселенную познать,

Нужно книжку прочитать.

Эссе: Я книга. Я очень люблю себя за то, что… Мне обидно когда…Мне очень хочется…

Нельзя рвать, мять, рисовать в книгах. Книга это ценная вещь, которую нужно беречь.  Многие люди отказываются читать книги, сказываясь, что это им неинтересно, тем самым они многое упускают в своей жизни. Ведь когда ты открываешь книгу и начинаешь читать, ты окунаешься в мир знаний и познавательных историй.

 
7. Домашнее задание.

— с

–запишите, как называется ваша любимая книга, назовите её героев. Чему научила эта книга?

 
8. Заключительная минута урока.(тишины)

А сейчас ребята закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего вы узнали на уроке. Сохраните это в своём сердце. Пусть это вам поможет в вашей жизни.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

3 класс

 

№ п/п Тема занятий к/ч Основные цели обучения Формы и методы работы, используемые при активном обучении Результаты обучения Оценивание, включая оценку в целях обучения Применение модуля Основные ресурсы
1

2

Изучаем общечеловеческие ценности 2 расширять представление о человеке и роли самопознания в его жизни.

 

 

ИНСЕРТ

Ромашка

Блума

Развитие творческих навыков в подготовке и представлении проектов, умение выражать свою точку зрения и по необходимости отстаивать ее  

индивидуальное

 

групповое

 

Новые подходы в преподавании и обучении

Обучение критическому мышлению

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с ВОУ.

Таблица «ИНСЕРТ»

 

Плакат

 

Разноуровневые карточки

фишки

3

4

Учение – мой труд 2 овершенствование представлений о понятиях «знание», «учение Таксономия Блума

 

Кластер

развивать устную речь учащихся, положительную мотивацию к учению и процессу самопознания;   

индивидуальное

 

групповое

Обучение критическому мышлению

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с ВОУ.

Дерево Блоба

 

Плакат

 

Кубик Блума

 

стикеры

5

6

Книга – источник знаний 2       раскрывать значение книги как источника знаний и мудрости.

 

 

«Поп-корн»

 

 

Синквейн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление индивидуальное

 

групповое

Обучение критическому мышлению

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с ВОУ Управление и лидерство в обучении

Учебник

 

Стикеры

 

Дерево Блоба

7

8

Путь любви и добра 2 развивать ценностное отношение к себе, к людям и окружающему миру Стратегия «Карусель»

 

Стратегия

«Таблица Фила»

 

Метод

«Толстые и тонкие вопросы»

 

Прием

«Корзина идей»

 

умение сопереживать и понимать другого человека. индивидуальное

 

групповое

Новые подходы в преподавании и обучении

Обучение критическому мышлению

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Использование ИКТ в П и О

Преподавание и обучение в соответствии с ВОУ. Управление и лидерство в обучении

Перфокарты

 

Электронный учебник

 

Ноутбук

 

Тест на соответствие

 

Дерево Блоба

Стикеры

 

9

10

Культура общения 2 расширять представление о культуре общения Метод «Телеграмма»

Стратегия

«Таблица Фила»

 

Метод

«Толстые и тонкие вопросы»

 

Прием

«До и после»

умение учащихся проявлять вежливость и уважение к себе и окружающим людям . индивидуальное

 

групповое

Новые подходы в преподавании и обучении

Обучение критическому мышлению

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Управление и лидерство в обучении

Пазлы

 

Карточки

 

Кубик Блума

 

Стикер

 

Дерево Блоба

 

Учебник

11

12

Начало начал… 2 расширять представление о ценности семьи, о взаимопониманиях между близкими людьми.

.

 

Таксономия Блума

 

«Броуновское движение»

 

«Ромашка Блума»

 

умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

 

индивидуальное

 

групповое

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с ВОУ.

Управление и лидерство в обучении

 

Учебник

 

Фишки

 

Стикеры

 

Кубик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code