Дата:                                                                                                    Класс: 5   1 урок  
Тема:   Общие правила поведения в школьной мастерской и личная гигиена труда,оборудование мастерской и правила  безопасности труда при ручной обработки древесины.  
Цель урока:

Введение. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины.

 Цель урока:

раскрыть содержание и задачи раздела “Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения”;

научить правильно, организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины;

ознакомить с техникой безопасности труда

 
Ожидаемый результат: умение рационально использовать и организовывать учебно – познавательскую деятельность;формировать коммуникативные навыки.  
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности  
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель. С помощью пазлов класс делится на группы. пазлы

 

 
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью приема «Эврика» осуществляет повторение пройденного материала. Ученики демонстрируя свои знания, заполняют перфокарты. перфокарты  
20 мин. III. Актуализация знаний.

С помощьюметода «Подумать-сговориться-обсудить» осуществляет усвоение нового материала.Предлагает ученикам «Графический тест».

Работа по учебнику

.Слово уч    Ребята, вам нравится   рабать ? Что вы вспоминаете в связи с этим словом?

Ассоциация к слову

         Труд

 

 

 
Итак, приступим к изучению новой учебной дисциплины — технология.

Что же это за термин?

Слово “технология” происходит от древнегреческого techno — “искусство, мастерство, умение” и латинского logos — “учение, наука”.

Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

Технологией называют также определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности — гарантия выпуска качественной продукции.

Технология же, как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.

Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.

— Как вы думаете, что это за технологии?

Это технология общения, технология ухода за жильем и др.

Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, — это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.

Древесина — один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы, орудия труда, посуду и многое другое.

— Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете? Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др. Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.

Слово “верстак” в переводе с немецкого означает “мастерская”. Верстак, как вы уже поняли, — это рабочий стол.

— Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

Столяр (от словосочетания — изготовление столов). Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный — для обработки древесины, а универсальный — для обработки древесины и металлов.

Столярный верстак (рис. 1) состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в которые вставляются клинья, лотка (4). переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7).

Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия (3) с клиньями — для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке (4) размещают инструмент. Задний зажим — для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы — для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.

Какие инструменты относятся к измерительным?

Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.

Технике безопасности на уроке труда при ручной обработке металла и древесины

Перед началом обработки материала нужно правильно надеть спецодежду и средства защиты. Особенно важна безопасность и защита глаз, при выполнении рубки металла всегда надевай защитные очки;

Перед тем как приступить к уроку надо проверить полное наличие необходимого инвентаря и удостовериться, что инструменты находятся в безопасном работоспособном состоянии. Их рукоятки должны быть без трещин, и плотно прилегать к основанию;

На верстаке все инструменты должны быть положены в указанном учителем порядке и в строго отведенных для этого местах. Ничего лишнего на верстаке быть не должно;

Весь обрабатываемый материал должен быть надежно закреплен в соответствующих зажимах (тиски, струбцины и т.д.);

При обработке материалов необходимо всегда использовать установленные упорные и подкладные приспособления;

Если во время выполнения учебного задания был повреждён или сломан инструмент, то работу надо прекратить, а его заменить у учителя;

В процессе обработки и соединения материалов необходимо соблюдать особую осторожность при работе с ударным, режущим инвентарём, клеем, острыми краями металла;

Запрещено использовать палец в качестве упора при начальном запиле дерева;

При пилении материала надо всегда следить за степенью натяжения полотна лучковой пилы. Не проверяй остроту режущей части пальцами, ты можешь порезаться;

При обработке материала напильником, пальцы должны быть на его поверхности, при резке металла придерживай отрезаемую часть рукой защищенной рукавицей или перчаткой;

Нельзя сдувать стружку ртом или смахивать её рукой, используй для этого специальный инвентарь.

 
10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока.

 

.Стратегия «Т-схема». Напишите в одну строчку слова и выражения об технике безопасности

— Какие требования к содержанию своего рабочего места вы должны выполнять?

— Где находятся и как располагаются инструменты во время работы?

— Почему у каждой из вас закреплено определенное рабочее место? С чем сопряжено это правило?

— Где и как хранятся материалы, оборудование, инструменты?

— Какой должна быть одежда учащихся на уроках технологии?

— В каком виде необходимо содержать свое рабочее место?

_ Какие требования к дисциплине должны вами исполняться неукоснительно? Почему это так важно?

_ Какими инструментами и оборудованием можно пользоваться на уроках технологии?

— Что вы должны сделать по окончании работы?

_ Сделайте вывод: что обеспечивает строгое следование пра­вилам техники безопасности? К каким последствиям может при­вести игнорирование этих правил?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Ромашка Блума  
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

стикеры

 
 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема Основы почвоведения, характеристика основных типов почв, обработка почвы, почвообрабатывающая техника, удобрения, севооборот, мелиорация..   Урок 2
Цель Ученики ознакомились с видами основные теоретические сведения, основы почвоведения, характеристика основных типов почв, обработка почвы, почвообрабатывающая техника, удобрения, севооборот, мелиорация;е.

 

Ожидаемый результат Ученики знают. технологии выращивания цветочно-декоративных культур;

Умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулирование

собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения )

 

 

Этап урока

Содержание урока Деятельность ученика Деятельность учителя
Организационный момент Проверка готовности учащихся к уроку

 

Подготовка к уроку Приветствие учащихся. Проверка готовность учащихся к уроку. Проверка отсутствующих
Изучение нового материала Актуализация знаний.

— Вспомните, что такое почва?

— Какое основное свойство почвы? (плодородие)

— От чего зависит плодородие почвы?

— Для чего в почву вносят песок?

— Можно ли создать искусственную почву?

— Чем почва отличается от горной породы?

— Как образуется перегной?

Изучение нового материала.

« Земля – кормилица… нет более привычного для человека и более уникального явления в природе. Почвы – связующее звено между живой и неживой материей. В противоборстве стихий возник и сформировался этот тончайший, легкоранимый плодородный покров планеты. У истоков плодородия – Человек»

                                                                                                                    М.И.Калинин.

Сегодня мы узнаем, как образуется почва; какова роль русского учёного Докучаева в изучении почвы; почему почвы разнообразны; что такое механический состав почвы и структура почвы; что такое почвенные горизонты. А также какие типы почв распространены на территории Казахстана.

Первая почва сформировалась в результате жизнедеятельности бактерий.

Почвоведение – наука изучающая почвы. Возникло в конце 19 века в России.

— Основателем науки «почвоведение» стал русский учёный Докучаев.

— Докучаев назвал почву «Зеркалом ландшафта природы» Почему?

 Найдите определение «почва» — стр 132 учебник.

Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.

Образование почв

Как же образуется почва? Какие компоненты участвуют в процессе почвообразования? Образование почвы идёт очень медленно. За 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см (в тундре) до 2 см (в степях)

Начало образования почвы это процесс выветривания (разрушения) горных пород, на которых поселяются микроорганизмы, первые растения, мхи и лишайнинки. Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных (личинки, черви). Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с перегноем (гумусом) они становятся почвой.

На процесс почвообразования оказывают влияние другие факторы: климат, рельеф, деятельность человека и время. Нельзя говорить о почвообразовании, не учитывая время.

Климат влияет на скорость образования почвы и на тип почвы. При избыточном увлажнении в почве идёт промыв, из неё вымывается органическое вещество. Такие почвы формируются в тайге. Гумуса в них мало. При недостаточном увлажнении (к=0.9 – 0.8) гумус накапливается, но есть опасность засоления почвы особенно при скудном увлажнении и т. Д.

Запись схемы в тетрадь:

Г/П – выветривание (разрыхление г/п) – материнская порода ( песок, щебень) – поселяются микроорганизмы – воздействуют на материнскую породу – поселяются низшие растения (мхи, лишайники)  — образуется гумус.

Рельеф также оказывает влияние на процесс почвообразования.

— Подумайте, в чем влияние рельефа?( в горах разные температуры у подножья и на скалах, с высотой температура понижается, значит, и замедляется с высотой и скорость почвообразования. На южном и северном склонах разное количество тепла, поэтому почвы тоже будут отличаться)

 

Составьте в тетради кластер: «Факторы, влияющие на образование почв»,

Механический состав почв

— Подумайте, какое влияние на образование почвы оказывают горные породы? (одна почва образуется на песках, другая – на глине, третья на известняках. Минеральная часть почвы будет различна)

В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование, почвы делятся по механическому составу на песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые в зависимости от процентного содержания глины и песка.

Если в почве больше частиц глины – почва суглинистая или глинистая – это тяжёлые почвы ,они плохо промываются, но легко заболачиваются или засоляются. В такое почвы необходимо вносить песок, чтобы облегчить механический состав.

Лёгкие почвы – песчаные и супесчаные, легко промываются, плохо удерживают влагу. В сухое лето такое почвы требуют обильного полива.

—        Как узнать, какая по механическому составу почва в нашей местности? (из увлажнённой почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо. Если кольцо развалилось, то почва – лёгкая, песчаная. Если в кольце глубокие трещины, то почва – супесчаная, если трещины неглубокие по внешнему краю – почва суглинистая. А если трещин нет – то почва – глинистая)

Структура почвы. Почва бывает структурная и бесструктурная.

Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней и через комочки свободно проходит влага. Это есть структура почвы. Только структурная (рыхлая) почва может быть плодородной.

Какова роль гумуса в образовании структуры почвы? Гумус и глинистые частицы почвы склеивают почву в комочки, а кальций придаёт прочность комочкам. Чем больше гумуса, тем лучше структура почвы.

Лучшая структура – зернистая с комочками размером от просяного семени (1 мм в диаметре) до размеров горошины – 10 мм в диаметре. Такую структуру имеют чернозёмы – почвы степей. Если в почве мало гумуса и глинистых частиц, то нет и структуры, такие почвы называют бесструктурными. Бесструктурные (песчаные) почвы малоплодородны.

— А теперь посмотрите на почвенную карту Казахстана (с. 133) Назовите почвы, которые есть на территории нашей республики (серые лесные и лугово-степные, обыкновенный чернозём, южный чернозём, тёмно-каштановые почвы, типичные каштановые почвы, светлокаштановые почвы, бурые почвы, серо-бурые почвы, горные области.

— Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте посмотрим с севера на юг по территории Костанайской области и южнее (почвы подвергаются закону широтной зональности, т. К. мы двигались по равнине с севера на юг.  В горах почвы подвергаются закону высотной поясности)

— Нарушают закон широтной зональности почвы аллювиальные, в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почв соответствует типу растительности «Почва – зеркало ландшафта».

 

 

Закрепление нового материала (практическая работа) Постановка вопросов Инструктирует по выполнению практической работы

 

Чернозем.

1.      Северный Казахстан

2.      9,5%,  25.5 млн.га

3.      Подтипы – выщелоченные (юг лесостепи, 6-8% гумуса), обыкновенные (степь, 6-8%), южные (степь, 4-6%).

Наши степи разнотравно-типчаково-ковыльные. Докучаев назвал чернозем «Царем почв». Он писал: «Богатство чернозема гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота. Русский чернозем, нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России»

? Что происходит каждый год с огромной массой травянистой растительности в степи?

Таким образом, получается структура «лучшей губки», по словам Докучаева, где легко движется вода и питательные вещества, а величина гумусного слоя до 1,2 м. (Какие культуры выращиваются?).

Каштановые.

1.      Центральный Казахстан, север Прикаспийской низменности, равнины Восточно-Казахстанской области.

2.      90,6 млн. га,  34 %.

3.      Подтипы: темно-каштановые (умеренно сухие степи, 4.5-3%), каштановые (сухие степи, 4,5-3%), светло-каштановые ( полупустыни, 3-2%)

ü  Почему к югу плодородие уменьшается?

Бурые и серо-бурые почвы.

1.      На юге Казахстана.

2.      44%, 120 млн.га.

3.      2-1 % гумуса, требуется орошение

Докучаев: « Ценна здесь не земля. А вода. Земля, за которую не дают ломанного гроша, как только удается её оросить, стоит баснословные деньги…»

Мелиорация – улучшение земель

Закрепление

— В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса?

— Какие почвы самые плодородные?

В какой зоне происходит накопление солей (полупустынь)

Формулирование правил безопасной работы

 

Выполнение практической работы с использованием технологической карты

 

 

 

 

 

Уборка рабочих мест

Подведение к обобщениям:

Прежде чем приступить к выполнению практической работы, о чём мы должны вспомнить?

 

 

Показ приёмов нарезки колбасы

 

 

 

 

 

Проверка

Подведение итогов Группам предлагается написать на доске новые слова которые они узнали на сегодняшнем уроке

Д/з Узнать в Интернете рецепт приготовления  яйца-пашот

Оценка и самооценка

¾    сервировки стола;

¾    дегустации;

¾    качества выполненной работы по критериям (Приложение 1)

 

Рассказ, прослушивание одноклассников

 

 

Фиксирование д/з

Оценка выполненных работ (совместно с учащимися) по критериям (Приложение 1)

 

Наблюдение и обсуждение найденных решений

 

 

 

Консультация по выполнению д/з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс 5 «а» Предмет « Технология» Дата Урок №3
Тема урока Технологии выращивания цветочно-декоративных культур. Приемы выращивания овощных и декоративных растений. Практические работы: осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений.
Цель: познакомить учащихся с группами цветочно-декоративных растений, способами их размножения, изготовить пакеты для семян цветочных растений.
Результат обучения:  Понятие о технологии производства продукции растениеводства и ее основных элементах.
Вид деятельности /краткий ход урока с указанием походов и времени/ Действия учителя

 

Действия ученика
I.Водная часть:

1.орг. момент

2.психолог.настрой

3.Погружение в тему. Разгадывание   загадок

4.использование ИКТ показ мультфильма «Веселый огород»

1.Организует, активизирует учащихся, создает положительный эмоциональный настрой.

2.»Приветствие»
Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями.

Дети настраиваются на продуктивную работу и групповое сотрудничество

Дети повторяют приветствие вместе с учителем.

 

Разгадывают  загадки

 

В каждой группе выбирают лидера, который оценивает членов группы, секретеря, тайм менеджера, докладчика,дизайнера

 

Разрабатывают правила работы в группе

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.

 

II.Основная часть:

1.Актуализация знаний и целеполагание.

Цель: выявить уровень знаний и систематизировать их

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Использование ИКТ

Сбор информации из ресурсов Интернета с помощью ноутбуков, сотовых  телефонов, iPAD.

 

 

 

 

 

 

4.Использование ИКТ

Изложение нового материала- показ    слайд презентации

Цель: научить   уч-ся правильно воспринимать новую тему

 

 

 

 

 

.Использование дополнительных источников: учебник, распечатанный материал из  Интернета

Взаимооцеивание групп

 

.

Цветы всегда привлекали человека своей красотой и ароматом. Ученые и путешественники, бывая в дальних странах, привозили в Европу различные диковинные растения, размножали их. Так, из Турции разошлись по всему свету тюльпаны, из Японии, Китая, с Дальнего Востока – лилии, из Индии и Ирана – розы, из Южной Америки – гладиолусы.

Цветоводство – отрасль растениеводства, занимающаяся культурой цветущих и декоративно-лиственных растений.

Для того чтобы выращивать цветы, нужно много знать не только об их декоративных свойствах, но и о почве, на которой они будут произрастать, удобрениях и подкормках, размножении, вредителях и болезнях.

Цветочные растения можно разделить на три основные группы:

•         однолетники,

•         двулетники,

•         многолетники.

По ходу беседы уч-ся заполняют таблицу

Группа цветочно-декоративных растений  

Это…

 

Примеры

однолетники    
двулетники    
многолетники    

 

     Однолетники – это растения, весь цикл развития которых проходит в один год.

Однолетники очень разнообразны по расцветке и высоте. Наиболее распространенные однолетники — львиный зев, астры, бархатцы, бегонии, вербена, календула (ноготки), левкой, мак, настурция, петуния, сальвия, портулак

     Двулетники высевают обычно весной или в начале лета, а цветут они на второй год.

Большинство двулетников — многолетние растения, но после второго года жизни образуют мелкие цветки, теряют свою декоративную ценность. К двулетникам относятся виола (анютины глазки), гвоздика турецкая, колокольчик, мальва, маргаритка, незабудки

      Многолетники —   многолетние растения, травянистые растения и полукустарники, зимующие более двух лет.

      Одни из них живут несколько лет, другие — до 20—30 и даже до 100 лет (например, тау-сагыз). Достигнув определённого возраста, они могут цвести и плодоносить каждый год (поликарпические растения). У некоторых из них  листья сохраняются круглый год (вечнозелёные растения). У большинства же в неблагоприятные периоды (зимой, в период засухи) листья и др. надземные органы отмирают, живыми у них остаются лишь подземные органы (корневища, клубни, луковицы, корни). У некоторых же сохраняются частично и надземные побеги с почками возобновления (розетки, ползучие побеги, нижние части прямостоячих стеблей).

СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

  1. Семенное
  2. Вегетативное

У некоторых цветов-однолетников очень мелкие семена – более 5 000 штук в 1 грамме. А у бегонии, к примеру, семена совсем мелкие – около 80 000 штук в одном грамме!

Сложно представить, что из таких крохотных семян-пылинок вырастают порой настоящие садовые гиганты – как, например, табак, который образует мощные метровые кусты с большими листьями.

       Мелкие семена однолетников не заглубляют в почву, рассыпая их по поверхности.

Нужное количество семян высыпают на лист гладкой бумаги, который затем складывают пополам (чтобы образовался желобок для семян в виде сгиба). В почве нужно наметить бороздки для семян – сделать это можно ребром линейки. Затем, постукивая слегка по листу с семенами пальцем, осторожно и равномерно высыпают семена в приготовленные бороздки. Нужно приложить все усилия, чтобы не загустить растения – это приводит к ослаблению и болезням всходов. Кроме такой импровизированной сеялки из листа бумаги используют ручные мини-сеялки. Распространенный прием для равномерного посева мелких семян – смешивание их с речным песком. А также можно покупать специальные семена – некоторые фирмы выпускают мелкие семена однолетников в специальных гранулах. Гранулы облегчают посев. После посева семян, емкость плотно закрывают полиэтиленовой пленкой.

Когда прорастут семена, если они стояли у вас в темном месте, то переместите их как можно ближе к свету. Начинайте приоткрывать пакет, увеличивая время такого проветривания постепенно с каждым днем, чтобы сеянцы привыкали к воздуху.

Вегетативное размножение декоративных культур очень разнообразно по приемам предварительной подготовки материала и по особенностям условий, при которых происходит окоренение.

•         Делением куста

•         Стеблевыми черенками

•         Корневыми отпрысками

•         Делением корней

•         Делением клубней

•         Усами

•         Луковицами-детками

•         Отводками

 

ПЕРЕРЫВ 2 урок
4..использование ИКТ

физминутка

III..Практическая работа по теме урока.

Цель:выявить, на сколько  хорошо учащиеся поняли тему.

1.Отработка практических навыков.

 

 

 

2.Применение ЗУН учащихся на практике

1. Водный инструктаж по выполнению и

организациилабораторно-практической работы в группе

«Определения доброкачественности и способы их нарезки»

.Работа в группах /по технологическим картам/

 

 

 

4.Уч-ца А проводит физминутку

 

1При организации групповой работы необходимо дать возможность всем учащимся проявить свои способности и распределить работы для активизации всех членов групп

IV.Заключительная часть

Цель: Закрепление и отработка полученных знаний на уроке

 Решение кроссворда

Взаимооценивание работы каждой группы

Практическая работа.

Изготовление пакета для семян цветов.

Учащиеся группы Авзаимооценивают работы по критерием

1.соблюдение правила гигиены и т/б

2. последовательность выполнеиея

3.эстетичность оформления

 

V.Рефлексия

Цель: подведения итогов занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Суммативное

оценивание

Учащиеся  на стикерах пишут

отвечая

«Мне понравилось» …

Я научилась….

Мне запомнилось…

И выбирают смайлики, которые лежат на краю парты

 

Суммативное оценивание.

Стикеры вывешивают на солнышко
10.Ресурсы

 

Учебно-наглядные оборудования: мультфильм«Веселый огород» слайд презентация «Овощи.первичная Обработка Приготовления блюд из овощей»,

 

 
11.Домашнее задание Повторите правило т/б  работы с острыми режущими приборами и с горячей жидкостью  

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                                 Класс: 5  урок 4
Тема: Основные теоретические сведения: Назначение и устройство столярного верстака.

 

Цель  ознакомление учащихся с устройством столярного верстака и его назначением.

Задачи урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с устройством и назначением столярного верстака. Учить правилам использования верстака.

Развивающая: развивать, память на основе работы с новыми понятиями; мышление в процессе выполнения практической деятельности.

 

Ожидаемый результат Научитьcя  правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины, ознакомить с техникой безопасности труда, изучить устройство верстака.

 

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине». Ученики осмысливают поставленную цель. Рисуют рисунки. Бумага А4
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «КСО» осуществляет проверку домашней  работы.

Повторение пройденного материала.

Ø  Нужны ли нам цветы в жизни?

Ø  Какова роль цветов?

Ø  Зачем мы садим цветы?

Ø  Скажите, пожалуйста, какие цветы вы знаете?

Ø  Какие цветы вы выращиваете дома?

Ø  Как вы думайте на какие группы по отношению к свету можно разделить декоративно-цветочные растения?

Ø  На какие группы можно разделить растения по продолжительности жизни?

Ученики демонстрируют свои знания, задают друг другу вопросы.  
20 мин. III. Осмысление новой информации.

С помощью метода «Подумать – сговориться — обсудить» осуществляет усвоение нового материала.

-С чем сравнивает родничок?

 

 

 

 

Где бы человек не работал – на заводе, в мастерской, у пульта электрической станции, в лаборатории, какую работу он ни выполнял, ему надо прежде всего позаботится о своем рабочем месте. Только при хорошей организации рабочего места можно достичь высокой производительности труда.

Как вы видите, большую часть мастерской занимают столярные верстаки. Верстак —  в переводе с немецкого «мастерская» рабочее место столяры, это специальный стол для столярных работ. Столярные верстаки обычно располагают возле окон, так как площадь работающего должно быть хорошо освещена.

 

Существует 2-ва вида верстака:

Ø  Столярный (деревянный стол для обработки древесины)

Ø  Универсальный (комбинированный, для обработки древесины и металла)

На верстаке во время работы находятся инструменты, приспособления и материалы, нужные для занятия.

Рис. 1.
Столярный верстак. 1 – подверстачье; 2 – крышка; 3 – отверстия под клинья;
4 – лоток; 5 – передний зажим; 6 – задний зажим; 7 – выдвижные пальцы.

(раздать уч-ся картинки верстака)

 

Столярный верстак состоит из двух основных частей (показ на верстаке): подверстачье – опоры столярного верстака и крышки – его рабочей части. Для закрепления заготовок служат приспособления верстака – передний и задний винтовые зажимы, а также гнезда с клиньями. В гнезда вставляются клинья – предназначены для упора и крепления заготовок, деталей. Инструменты кладут в лоток – углубление в крышке верстака.

(Показ закрепление заготовке на верстаке). Заготовку для обработке на верстаке закрепляют между клиньями. Один торец заготовки упирают в клин стола, а другой вращая рукоятку по часовой стрелке, поджимают клином заднего зажима.

 

Чтобы удобно было работать и преждевременно не утомляться, следует подбирать высоту столярного верстака соответственно своему росту. Нормальную высоту определяют так (показ возле верстака): надо встать прямо у верстака, руки опустив вниз и, положить на крышку ладони, если при этом не требуется накланяться или сгибать руки значит высота верстака соответствует росту. Если верстак высокий надо подставить подставку под ноги. Если не приходиться сгибать руку или наклоняться, значит верстак соответствует твоему росту.

На предприятиях за верстаками работают столяры, сборщики деталей и изделий из древесины. Они изготавливают детали мебели, оконные рамы, двери и др. предметы. Столяры должны владеть приемами обработки древесины, знать ее свойства, уметь читать чертежи.

Правила безопасности работы.

 

Ø  Не повреждать крышку верстака режущими инструментами, беречь от попадания на него влаги, клея, краски, лака.

Ø  Закручивать передний и задний зажим верстака нужно только с усилием руки.

Ø  Чтобы детали зажимов при закреплении заготовок не сломались, не прикладывать излишних усилий к рукояткам зажимов.

Ø  Забивать клинья в гнезда и выбивать их можно только киянкой.

Ø  Закончив работу, верстак следует очищать щеткой сметкой от опилок, стружек, пыли.

 

I.                   Практическая часть:

назовите основные части столярного верстака.

— определите соответствует ли верстак твоему росту.

— закрепи заготовку с помощью заднего зажима.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.  Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок  анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

Ответь на вопросы:

1. Что представляет собой рабочее место в школьной мастерской?

2. Почему в мастерской надо соблюдать правила внутреннего распорядка, организа­ции рабочего места, культуры и безопасности труда?

3. Для чего предназна­чен столярный вepcтaк. Из каких основных частей он состоит?

4. Как вы думаете, почему заготовка на верстаке должна быть надежно закреплена?

5. Назовите правила ухода за верстаком.

6. Узнайте, есть ли среди ваших родных и знакомых столяры.

7. Попросите их рассказать о своей работе. Термин «верстак» происходит от немецкого слова, которое в переводе означает «мастерская». И действительно, каждый верстак — это целая мастерская: на нем можно выполнять многие работы по обработке древесины и металла.

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока. Предлагает ученикам тестовые вопросы.

. Рабочий стол на котором работает столяр?

2. Назовите приспособление, которое служит для закрепления заготовок?

3. «Верстак» в переводе с немецкого означает…….?

4. Опорой столярного верстака называется?

5. Приспособление которое служит для закрепления заготовок при строгании и распиливании?

6. Рабочая часть столярного верстака?

7. Как называется профессия людей, которые работают за столярным верстаком?

8. Углубление в крышке верстака, называется?

9. Как называются деревянные колышки, которые вставляются в гнезда?

10. Как называются отверстия, в которые вбивают деревянные колышки и тем образом служат для закрепления заготовок и деталей?

11. Как называется спец одежда, в которой работает слесарь?

12. Это режущий инструмент, которым работает слесарь?

13. Это измерительный инструмент, которым работает слесарь?

Учащиеся отвечают на  разноуровневые вопросы. Работают с тестовыми вопросами. Тестовые вопросы
5 мин. V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о спряжении глаголов. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма») Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.

 

 

стикеры

 

фишки

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

  дополнительная информация  
  дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями  
         
  рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

 
  Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

5 класс

 

 

Тема урока ч/с Основные цели обучения Результаты обучения Формы работы, используемые при активном обучении Оценивание включая оценку в целях обучения Включая всех Основные ресурсы
1 Основные теоретические сведения:Общие правила поведения в школьной мастерской и личная гигиена труда,оборудование мастерской и правила  безопасности труда при ручной обработки древесины.

Ресурсы Казахстана. Участники экономики.

1 раскрыть содержание и задачи раздела “Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения”;

 

умение рационально использовать и организовывать учебно – познавательскую деятельность;формировать коммуникативные навыки.

 

Стратегия «ЗХУ», «Чтение с пометками»,

Групповая работа

Формативное оценивание, взаимооценивание «Лучший рисунок» Суммативное и формативное оценивание доска, цветные мелки, бумага, фломастеры или маркеры, учебник
2 Основные теоретические сведения: Основы почвоведения, характеристика основных типов почв, обработка почвы, почвообрабатывающая техника, удобрения, севооборот, мелиорация.

Экономия ресурсов (капитальные, человеческие, природные)

1 Ученики ознакомились с видами основные теоретические сведения, основы почвоведения, характеристика основных типов почв Ученики знают. технологии выращивания цветочно-декоративных культур;

 

«Мозговой штурм», «Чтение с пометками», практическая работа, парная работа Формативное оценивание, самооценивание по критериям Формативное и суммативное оценивание

 

 

Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры
3  Технологии выращивания цветочно-декоративных культур. Приемы выращивания овощных и декоративных растений. Практические работы: осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений.

Производство и производители.

1 познакомить учащихся с группами цветочно-декоративных растений, способами их размножения, изготовить пакеты для семян цветочных растений.

;

х

Понятие о технологии производства продукции растениеводства и ее основных элементах. «Мозговой штурм», цифровой диктант, созговой штурм, «Ассоциация», тонкие и толстые вопросы Формативное оценивание, самооценивание по критериям Формативное и суммативное оценивание

 

 

Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, стикеры
4 Основные теоретические сведения: Назначение и устройство столярного верстака.

Экономия в быту.

1 ознакомление учащихся с устройством столярного верстака и его назначением. Научитьcя  правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины «Стратегия ЗХУ», «Чтение с пометками», Групповая работа Поощрение, Взаимооценивание «Лучшая группа» Формативное и суммативное оценивание Интерактивная доска, презентация цветные мелки, бумага, фломастеры
5 Общие сведения о древесине как конструкционном материале.

Домашнее хозяйство

1 формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Уметь вдумчиво читать текст, анализировать прочитанное, делать выводы по изученному материалу фронтальная, индивидуальная, парная работы Формативное оценивание, поощрение, «Плюс, минус, интересно» Формативное и суммативное оценивание Компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, стикеры
6 Свойства и строение древесины.

История денег. Бартер.

1 ознакомление учащихся с целями и задачами учебного процесса,

 

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем Работа в паре, индивидуальная работа, проблемное задание Формативное оценивание, самооценивание по критериям, «Смайлики» Формативное и суммативное оценивание Атлас, карта, раздаточный материал, презентация
7 Профессии в деревообрабатывающей промышленности. Графическая документация.

Товарные, металлические, бумажные, электронные деньги.

1 обобщить и систематизировать знания учащихся в технологии обработки древесины, ознакомить с основными профессиями в деревообрабатывающей промышленности научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную в учебнике Проблемный вопрос, парная работа, практическая работа, Синквейн Поощрение, взаимооценивание хлопками, самооценивание Формативное и суммативное оценивание Компьютер, видеоролик, атлас, карта, раздаточный материал, стикеры
8 Изготовление изделий из древесины, разметка.Практическая работа.

Доходы и расходы семьи.

1

1

Ознакомить с технологией изготовления изделий из древесины; умения и навыки разметки деталей прямоугольной формы по чертежу. Закрепить умения и навыки при разметке. Толстые и тонкие вопросы, индивидуальная работа, работа по учебнику Формативное словесное оценивание оценивание по жетонам Формативное и суммативное оценивание физическая карта мира, атласы, таблицы, учебники, иллюстрации

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code