дата Класс: 4 Урок 1
  Тема Кали Жантилеуов-ученик Курмангазы
  Цели  Формирование знаний о народной профессиональной музыки Казахстана

Познакомить с творчеством музыканта  20 века, домбристом , народным  артистом  Республики Кали Жантлеуовым   , подчеркнув исключительную роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры

Задачи урока:

Образовательная:

• Формировать духовно-нравственную культуру учащихся

• В процессе вокально-хоровой работы формировать навыки исполнительского мастерства

Развивающая:

• Развивать у учащихся интерес к культурному наследию казахского народа. В процессе слушания музыки развивать тембровый и динамический слух

• Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, творческих способностей, инициативы и самостоятельности

  Ожидаемый результат . развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и музыкальную  речь, выразительное чтение, логическое мышление;
  Предыдущее обучение:

 

Проверка домашнего задания.
  Ход урока
  Этапы урока:

5мин

Запланированная деятельность

І. Организационный момент.

  Начало урока

 

10мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

25 минКонец урока

5мин

 

 

 

II.Объяснение новой темы.

 
Прослушав  музыкальный фрагмент, вы без труда сможете определить  жанр музыки, поднимите ту карточку, которая, по вашему мнению,  будет правильным ответом

(на столах две карточки: «вокальная музыка» и «инструментальная музыка». ( Звучит кюйКурмангазы) .

—  Правильно, позвучал фрагмент —инструментальной музыки.

А чтобы узнать имя композитора этого произведения вы должны были дома  отгадать кроссворд.

Проверка домашнего задания

—  Итак, имя композитора?

—  Курмангазы

—  Правильно,  и сегодня на уроке мы познакомимся  с творчеством кюйшикоторый по праву считается продолжателем музыкальных традиций  Курмангазы. Кали ЖантлеуовКали Жантлеуов  в совершенстве владел   исполнительскими традициями, виртуозно исполнялпроизведения  своего учителя, на самом полюбившемся с детства музыкальном инструменте.   На следующем слайде вы узнаете название инструмента, отгадав загадку.

Загадка о домбре

—  Правильно, ребята,  а вы знаете, что домбра, самый традиционный , популярный и любимый  народом  музыкальный инструмент является одним из 7 чудес Казахстана ,  Юля, нам подготовила информацию.

В 2007 году группа казахстанских учёных определила 7 уникальных явлений культуры, сыгравших значительную роль в истории Казахстана. Национальными сокровищами признаны 7 объектов: наскальные рисунки урочища Тамгалы, археологическая находка «Золотой человек», музыкальный народный инструмент домбра, казахская юрта, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, наскальные мечети Мангистау и монумент Байтерек.

—  А Азамат, нам напомнит о музыкальном инструменте и связанной с ним легенде.

Домбра — народный музыкальный инструмент казахов. Во время раскопок близ города Аральска археологи нашли глиняную статую человека с домброй в руках. Находка датируется IIII — V веками до н. э. В Алматинской области, в местности Майтобе на наскальных рисунках увековечены танцующие люди и домбра. Эти изображения относятся к эпохе неолита. Существует несколько легенд о происхождении домбры. Одна из них гласит, что старший сын Чингисхана был убит на охоте раненым куланом. Отец, предчувствуя беду, пообещал отрубить голову тому, кто сообщит плохую весть о сыне. Никто не осмеливался рассказать Чингисхану правду, и лишь один певец сыграл на домбре песнь «О хромом кулане», из которой отец всё понял. Великий хан повелел отрубить певцу голову, но на что тот ответил: «Я ничего не говорил. Говорила моя домбра». И тогда Чингисхан казнил не старика, а домбру, вылив на её середину горячий свинец. Так на корпусе инструмента появилось отверстие.

Вспоминая «легенду о домбре», переход к понятию « кюй, кюйши», через ответы на вопросы по группам (слайд 4)

·         Как называется инструментальная пьеса, исполняемая на домбре?

·         Как называется исполнитель домбровых пьес?

·         О чём  могут  рассказать эти инструментальная пьесы?

(слайд 5)

Рассказ о творчестве певца, домбриста-кюйши  в совершенстве владеющем исполнительскими традициями, Кали Жантлеуове, который по праву считается продолжателем музыкальных традиций  Курмангазы, чьи произведения он исполнял виртуозно. (слайды 6,7).

(приложение № 3. Информация о творчестве кюйши ):

КАЛИ ЖАНТЛЕУОВ

Выдающийся традиционный музыкант 20 века, домбрист, артист оркестра народных инструментов, Народный артист республики, столетний юбилей которого отметили в 2002 году, Кали Жантлеуов донес до нас дыхание великой эпохи, «золотого века» казахской музыки – наследие и живую традицию Курмангазы и Даулеткерея, Баламайсана, Мамена и Дины. Инструментальная музыка Западного Казахстана, традиция игры на домбре – одно из величайших достижений казахской культуры, ее замечательный вклад в сокровищницу мирового искусства. Искусство казахского кюя – длящегося состояния (слово кюй переводится как состояние), звуковые вибрации которого подобны космическим вибрациям, всегда поражало слушателя своей поистине вселенской, философской глубиной. Западно-казахстанскаядомбровая традиция, вершинами которой в 19 веке было гениальное искусство Курмангазы и Даулеткерея, дошла до нашего времени в исполнительских версиях, передаваемых “из рук в руки”. Одним из замечательных представителей этой живой исполнительской традиции был Кали Жантлеуов, подхвативший нить преемственности из рук Мамена, ученика Курмангазы.

  Кали Жантлеуов родился в Уральской области, бывшей Букеевской Орде, местечке Кисыккамыс/Камыссамар (ныне Жана кала). С 5 лет Кали не выпускает из рук домбру. Учителями мальчика в домбровом искусстве в начале творческого пути стали Алабас и Нуртазакюйши. Вскоре сам Мамен – выдающийся музыкант, виртуозный домбрист, бывший одним из учеников великого мастера, обратил внимание на Кали, научил его нескольким кюям. Кали сопровождал его в поездках. Поскольку в детстве Кали учился грамоте у аульного муллы, в 25 лет он становится членом аульного совета, а в 1929 году вступает в колхоз.

Новый период начинается в жизни Кали в 1934 году, когда он приезжает в Алма-Ату для участия в Республиканском слете деятелей народного искусства. На слете он завоевывает 1 место, его приглашают остаться в оркестре народных инструментов. В оркестре Кали становится “правой рукой” Ахмета КуановичаЖубанова, художественного руководителя оркестра и дирижера. Долгие годы Кали Жантлеуов был концертмейстером домбристов в оркестре. Кали занимается с молодыми домбристами, терпеливо передавая им кюи, обучая исполнительскому мастерству.

 Когда открылась Алматинская консерватория и кафедра народных инструментов, Кали Жантлеуова пригласили преподавать по классу домбры. Учениками Кали были такие замечательные музыканты как ШамгонКажгалиев, Фуат Мансуров, ставшие позже известными дирижерами. Классическую традицию игры на домбре Кали Жантлеуов передал Азидулле Ескалиеву, Каршыге  Ахмедьярову, Шамилю Абильтаеву, Абдулхамиту Раимбергенову, ТуякуШамелову.

Творчество Кали Жантлеуова многогранно, он был не только выдающимся домбристом, педагогом-наставником, но и хорошим певцом. Исполнительское искусство Кали включает в себя широкий диапазон стилей. Кали — непревзойденный исполнитель Даулеткерея, народно-профессионального композитора, углубившего философский и психологический диапазон содержания домбровой традиции. Его исполнение кюя «Жигер» по словам А.Затаевича, «музыки совершенно исключительной глубины, пафоса и значительности», до сих пор остается недосягаемой вершиной домбрового искусства. Исполнение кюевКурмангазы и Дины отличается верностью духу первоисточника и виртуозной отделкой деталей. Кюи же Мамена, этого уникального по сложности исполнительского воплощения автора, смогли дойти до нашего времени только благодаря тому, что сам Кали как музыкант не уступал учителю.

Кали Жантлеуов – «последний великий представитель букеевскойдомбровой традиции», по словам А.Раимбергенова. Жизнь и творчество Кали Жантлеуова – убедительное подтверждение жизненной стойкости и силы народного искусства, его непреходящего значения для культуры Казахстана.

 (Прослушивание произведения Курмангазы «Кишкентай» в исполнении

Кали Жантлеуова.)

—  Мы с вами уже знакомились с кюем «Кишкентай» Курмангазы,  слушали в оркестровом  исполнении под руководством Ахмета Жубанова, какие чувства, и какое настроение в  этом кюе  постарались передать музыканты?

Раскрытие темы кюя « Кишкентай» Курмангазы -« Меньшой», посвященный другу, руководителю  восстания —  ИсатаюТайманову.

(Работа с таблицами «Музыкальное настроение»- «Ключ эмоций»)

 Вопросы о дружбе, об умении дружить , разучивание песен «Дружба» ,

« Большой хоровод», «Болашак».

.Закрепление темы урока.

Самостоятельная работа:

Рисование эмблемы «Дружба».

Назовите имя известного кюйши, о творчество которого мы узнали сегодня на уроке? Отгадайте  кроссворд «Кюйши» (работа у доски и самостоятельно на заранее приготовленных листах.

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                             Класс: 4   урок 2-3  
Тема: Певец,композитор- Манарбек Ержанов  
Цель урока:

 

1. Сформировать представление о многогранности жизни и творчества певца, композитора Манарбека Ержанова.

2. Расширение и углубление знаний о казахской музыке 20 века.

3. Заинтересовать детей, вызвать у них желание разучить песню.

4. Выявлять исполнительский уровень класса.

 

 
Ожидаемый результат Способствовать развитию памяти, внимания, мышления;

 

 
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности  
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.  

 

 

 
10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы.

Опрос домашнего задания

-Составление диаграммы Венна

 

 

 

 

 

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Кубик Блума  
20 мин. III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кластер

» осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися. Предлагает ученикам составить «Синквейн»

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

а) Кто мне скажет, какая была у нас тема прошлого урока?

б) Кто такой Манарбек Ержанов?

в) Какую песню в исполнении Манарбека Ержанова, мы послушали на прошлом уроке? Какой он по характеру. Кому был посвящен?

г) Что такое этикет? Скажите, как нужно слушать музыку, что бы ее понять!

Тема сегодняшнего урока: «Певец, композитор – Манарбек Ержанов».

Сегодня мы поговорим об этом выдающемся человеке, как о композиторе.

Многогранный талант Ержанова ярко проявился в создании множества замечательных песен. Он сочинил более 150 песен и кюев. Среди песен особенно были популярны у народа такие, как “Жарыс”, “Амангельды туралы олен”, “Койши ани” и др.

 Значительный раздел творческого наследия Ержанова составляют его кюи для домбры. Это “Би куйи”, “Акку”, “Жетысу” и др. Ержанов был также и выдающимся артистом. Мастерство актера и певца проявилось в операх: “Кыз Жибек” — Шиге, “Жалбыр” — Елемес, “Ер Таргын” — Сахан и др.

 Последние годы жизни Ержанов вел в Государственной филармонии им. Джамбула активную концертную деятельность.

Столетие со дня рождения замечательного музыканта, автора многих песен и кюев, знаменитого артиста Оперного театра было отмечено в 2002 году. Манарбек Ержанов родился в местности Карабулак Карагандинской области. Каркаралы — эта уникальная местность – дала казахской культуре такие имена как Амре и Жусупбек, Естай, Кали и Косымжан и, конечно же, Манарбек.

 Родители Манарбека были от природы одарены талантами: отец – народный умелец, кузнец и ювелир, был замечательным кюйши-инструменталистом, мать хорошо пела.

 Учителем Манарбека в пении был известный музыкант, кюйши и певец Кусенбай. Непререкаемым художественным авторитетом для будущего знаменитого певца аркинской традиции стал Амре Кашаубаев — «легенда» отечественной культуры. Манарбек уже в молодости овладел всем богатством певческой традиции Сары-Арки, великолепно исполнял песни Биржан-сала, Ахана-серэ, Жарылгапберди, Естая, Жаяу Мусы и Шашубая. Удивительная тембровая окраска, «прозрачность» голоса Манарбека придают особое очарование вариантам известных песен в исполнении певца.

 

 Манарбек Ержанов был одним из первых актеров Казахского драматического (1928 г.) и Казахского музыкального (1934 г.) — будущего оперного театра (1937 г.). Он вошел в первый, «звездный» актерский состав оперного вместе с Куляш и Канабеком Байсеитовыми, Курманбеком Джандарбековым, Амре Кашаубаевым, Исой Байзаковым, Елюбаем Умурзаковым, Сергали Абжановым, Урией Турдыкуловой, Гарифуллой Курмангалиевым. С Гарифуллой Курмангалиевым Манарбек делил одни роли в национальных операх — Шеге в опере «Кыз-Жибек», Елемеса в «Жалбыре», Сахана в опере «Ер-Таргын», Азима в опере «Абай», Естая в опере «Биржан и Сара».

 Распределение труппы на первый и второй составы относительно Манарбека и Гарифуллы всегда представляло огромные трудности, ибо оба певца были «равными из равных». Не случайно, на Декаду казахского искусства в Москву (1936), где был представлен первый состав, выехали и Манарбек, и Гарифулла. Но принципиальным было – кому доверят исполнение роли Шеге в опере «Кыз Жибек» – первом спектакле, открывавшем Декаду. Выбор пал на Ержанова. Ведь именно Манарбеку принадлежит «заглавная» музыкальная характеристика акына – терме Шеге. Брусиловский вспоминал, что долго не мог подобрать соответствующего народного напева. И тогда он обратился с просьбой к Манарбеку. Только ночь понадобилась певцу, чтобы представить к утренней репетиции свое искрометное и блистательное терме, сочиненное в лучших традициях народного жанра! Ахмет Жубанов пишет, что после этого спектакля академик-музыковед и композитор Борис Владимирович Асафьев восхищенно воскликнул: «О! Этот певец принес бескрайнюю казахскую степь на сцену Москвы!» и спросил у него, какую музыкальную школу окончил Манарбек. Трудно найти более убедительную характеристику высокого профессионализма певца, прозвучавшую из уст авторитетнейшего советского музыканта.

 Особое место в творчестве Манарбека занимает сочинение собственных произведений. Не случайно именно он стал одним из первых членов Союза композиторов КазССР (1942). Будучи исполнителем «аркинских» песен, Манарбек в собственном композиторском творчестве продолжает и развивает народные традиции. В то же время, на творениях Манарбека печать современной эпохи — они богаты новыми ритмами и новыми для казахской музыки приемами развития. Таковы песни «Паровоз», «Куанамын», «Жасасын», «Шопан эни» и др. Эти песни до сих пор пользуются неизменной популярностью и любовью публики. Интересны и кюи – инструментальные произведения Манарбека Ержанова – Би кюй, Шалкар коль, Орнек, Конил кюй. Сочиненные в традиции шертпе, они, тем не менее, индивидуальны и ярки по стилю. Особенно характерен оригинальный ритм, придающий неповторимость звуковой палитре.

 Последние годы жизни Манарбек занимается в основном концертной и композиторской деятельностью (1953-1960). Он много выступает, выезжая с гастролями по республике. Этот период наиболее продуктивен для Манарбека в творческом плане. Самые известные его произведения – песни и кюи в народно-профессиональных традициях, песни нового времени — сочинены именно в эти годы.

 Вклад Манарбека Ержанова в казахскую советскую музыкальную культуру был высоко оценен государством. Ему было присвоено почетное звание Народного артиста Каз.ССР, он был награжден орденами Красной звезды и «Знак Почета», правительственными грамотами. И все же главная награда – народная любовь и неизбывная память, бесконечная благодарность и поклонение большому таланту замечательного певца и творца Манарбека Ержанова.. Слушание музыки:

Кюй Манарбека Ержанова «Акку».
Мы прослушали кюй, который сочинил Манарбека Ержанова «Акку».

 

Ребята, вы наверно устали? Давайте немного отдохнем и сделаем небольшую зарядку.

. Физминутка

А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
(Потягивания, руки вверх.)
И вокруг запели птицы!
(Потягивания, руки в стороны.)
Ну а нам пора учиться. (Дети садятся за парты.)

 

Отдохнули? А теперь продолжаем наш урок.

. Разучивание песни.

Наши лучшие учителя

Исполнение песни.

«Песня друзей»

Итог урока:

 

1. Какая тема сегодняшнего урока?

2. Кем был Манарбек Ержанов?

3. Кто такой композитор?

4. Что такое кюй?

5. Какой кюй Манарбека Ержанова мы слушали?

Молодцы ребята, вы хорошо поработали на уроке.

Синквейн —  пятистрочная стихотворная форма.

1.      Ключевое слово, о чём пойдёт речь

2.      2-3 прилагательных об этом предмете

3.      3-4 глагола

4.      Фраза, выражающая отношение к предмету

5.      Одно слово — суть предмета

 
10 мин. IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

 

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

Стикеры

 
 2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                            Класс: 4     урок 4  
Тема: Жусипбек Елибеков-хранитель аркинских песен  
Цель урока: Обучающая: Формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения. Развивать умение устанавливать связь между художественными образами музыки и произведениями литературы.

Развивающая: Развивать музыкальные способности в процессе разучивания и исполнения песен, уметь передать характер. Развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчество поэтов, композиторо

;

 
Ожидаемый результат Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. Понимать  выразительные возможности музыки и ее изобразительности. Запомнить вклад Ж. Елебекова в казахскую традиционную музыку.;  
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности  
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. С помощью разрезанных пазлов, класс делится  на группы. Пазлы  
10 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме.

Любите ли вы читать книги? Какие книги вы любите читать? Что дает вам чтение книг? Почему во все времена книгу называли помощником и другом человека? Какие пословицы, загадки книге вы знаете?

 

 

Демонстрируют свои знания, умения. Карточки  
20 мин. III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.

Для свободного размышления предлагает ученикам  составить «Кластер».

Составление ассоциативного кластера на тему: «Книга», выделение групп по значению

Жусупбек Елебеков прожил долгую творческую жизнь и своей многогранной и талантливой деятельностью внес выдающийся вклад в историю отечественной музыкальной культуры. Школа традиционного народного пения, неувядаемую славу которой создали Амре Кашаубаев, Кали Байжанов, Габбас Айтпаев, Манарбек Ержанов, имеет двухвековую историю и охватывает большую часть территории Казахстана. Иногда ее называют аркинской или сары-аркинской, потому что Арка или Сары-Арка – это центральные, северные и восточные области республики. Аркинская песенная и певческая традиция – самая многочисленная, авторитетная. Известна она и количеством песен, и числом авторов великолепных песен, и тем, как она представлена в композиторском творчестве Казахстана в 20 веке. Именно певец этой традиционной школы Амре Кашаубаев впервые в истории музыкальной культуры Казахстана выступал в Европе и поразил слушателей Всемирной музыкальной выставки в Париже (1925 г.) своим необыкновенно высоким, сильным и красивым голосом, своим безупречным вокальным мастерством. Ж.Елебеков получил эстафету аркинской традиции из рук легендарного Амре. По словам исследователя творчества ведущих казахских музыкантов, журналиста М. Майчекина, сам Амре завещал Жусупбеку Елебекову свою домбру со словами, что лучше Жусупбека ему не приходилось слышать певца этой традиции. Ж. Елебеков  родился в Егиндыбулакском районе Карагандинской области 28.08.1904. Актерский и музыкальный талант, голос Жусупбека были замечены, и в 1920-1922 гг. он входит в драматическую труппу «Ес-аймак» в Семипалатинске, с которой участвует в спектаклях и концертах. С 1931 по 1935 гг. Ж.Елебеков работает артистом Казахского драматического театра, где не только проявляет себя как певец, но и создает запоминающиеся образы в театральных и оперных спектаклях (Алибек в музыкальной комедии «Айман-Шолпан», Жапал в «Енлик-Кенбек», Тулеген в первой казахской опере «Кыз-Жибек»). И все же вскоре определяются творческие пристрастия Жусупбека – продолжение и развитие исконной профессиональной певческой традиции, а именно – исполнение казахских классических песен в собственном сопровождении на домбре. Потому совершенно естественен был переход Ж.Елебекова в филармонию (1935-1960 гг.), а позже в Казахконцерт (1960-1977 гг). Уже в качестве концертирующего профессионального музыканта Ж.Елебеков завоевывает безусловное признание и любовь народа.  Он пропагандирует казахское классическое искусство пения и в республике, и за ее пределами. Его могли слышать на казахских Декадах в Москве 1936 и 1958 гг., в Китае (1950 г.,1955 г.) Монголии (1960 г.), Индии (1967 г.), узнали в Киргизии, Туркмении, Узбекистане, Каракалпакстане. В этом же качестве Ж.Елебеков работает на радио, с его участием был снят телефильм. Особая и очень важная для жизни национальной певческой традиции пора – преподавание Ж.Елебековым народного пения в Эстрадно-цирковой студии (с 1967 по 1977 гг.). Репертуар Жусупбека Елебекова включал в себя все известные и яркие песни казахских народно-профессиональных авторов Сегиз-серэ, Биржан-сала, Ахана-серэ, Мади, Ибрая, Естая, Майры, Жарылгапберди. Этим песням своим исполнением он придал классически-совершенную и безупречную форму. Особое место в творчестве Ж.Елебекова занимает песенное наследие Абая. Жусупбек был не только прекрасным исполнителем шедевров абаевской лирики – «Письмо Татьяны», «Сегиз аяк», «Козимнин карасы», «Бойы булган», «Ата-анага коз куаныш», но проводником его новаторских музыкально-эстетических идей, мыслей о содержании и значении песни, музыки.

Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер.

группам, по парам, индивидуально

Флипчарт  
5 мин. IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Призма».

 

Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. Бумага А4  
5 мин. V. Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и  учащимися. Систематизирует и обобщает совместное  достижение. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Оценочный лист

 

Стикеры

 
 2 мин. VI. Объясняет выполнение домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс                     урок 5
Тема занятия: Жаппас Каламбаев вернул кобызовую музыку
Общие цели: сформировать  представление о кобызовой музыке;

познакомить с биографией Жаппаса Каламбаева;

раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

развивать самостоятельность мышления, развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.

Результаты обучения: Развивать творческое воображение — уметь ценить яркие моменты музыки.

Уметь давать характеристику героям и персонажам.

Ключевые идеи:  Образы детей в литературе, автобиография, детство,  анализ
Оргмомент

Психологический настрой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадях

 

 

Изучение новой темы:

1.      Знакомство с мзыкантом

 

 

 

 

2.      Знакомство с

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

Закрепление урока

 

Рефлексия

 

-Здравствуйте, ребята! Сегодня, ребята, мы с Вами начнём знакомство с новой главой в литературе, которая называется «Образы детей в литературе». Мы познакомимся  с новыми интересными личностями – писателями, которые расскажут о себе, о своём детстве, их героями, изучим из произведения. Уроки будут интересны тем, что на них мы будем говорить о таких же детях, как Вы, детей вашего возраста и мышления.

Давайте же улыбнёмся друг другу  с пожеланиями всего хорошего.

 

 

Заполнение кластера – характеристика главного героя  темы

 

 

Кобыз

 

 

 

 

 

 

 
Кобыз – инструмент удивительной формы и необыкновенно выразительный по богатству тембра. Одни сравнивают его с птицей: «Звуки оного, когда по струнам из лошадиных волос смычком из оных же волос сделанных поведешь, подобен лебединому крику, как и самый инструмент вид лебедя имеет» (П.Паллас). Другие, в звуках кобыза слышали человеческий голос (Б.Сарыбаев), «печальный и плачевный» (И.Гмелин). Каждая из 2-х струн и смычок состоит из 40 длинных конских волос. Высота звука регулируется касанием кончика ногтя или подушечками пальцев струн «на весу», над корпусом инструмента (игра флажолетами). Отсюда своеобразие звучания, богатого обертонами.

Слушание фрагментов произведений Жаппаса Каламбаева;

— Ребята как вы думаете, что за музыку вы сейчас прослушали?

— Мы слушали произведения кобызиста Жаппаса Каламбаева.

— Давайте познакомимся с ним поближе. Прочитаем небольшие выдержки из его биографии.

Жаппас Каламбаев — казахский композитор, кобызист, заслуженный деятель искусств Казахской ССР

БИОГРАФИЯ

В 1934 году участвовал в 1-м слёте Всеказахстанской художественной самодеятельности вАлма-Ате.

В 1934-1937 годах работал концертмейстером группы альт-кобызистов и солистом Казахского оркестра народных инструментов.

В 1968-1970 годах преподавал в Алма-Атинской государственной консерватории имени Курмангазы. Среди учеников Каламбаева народные артисты Казахской ССР Г. Баязитова, Ф. Ж. Балгаева, кобызисты К. Кудабаева, А. Шангереева, искусствовед Б. Ш. Сарыбаев.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями СССР.

ТВОРЧЕСТВО

Основное место в репертуаре Жаппаса Каламбаева заняли кюи Ыкылас Дукенов («Казан», «Вой волка», «Коныр», «Ерден», «Белая лебедь», «Камбар», «Кер толгау» и другие). Толичался виртуозным исполнением на кобызе музыкальных сочинений Курмангазы Сагирбаева, Таттимбета Казангапова, Даулеткерея Шигаева, песен Биржан-сала, Ахана сере, Укили Ибрая, Балуана Шолака, Естая Беркимбаева и других.

— А что вы можете рассказать о кобызе?

— Кобыз – инструмент удивительной формы и необыкновенно выразительный по богатству тембра. Одни сравнивают его с птицей: «Звуки оного, когда по струнам из лошадиных волос смычком из оных же волос сделанных поведешь, подобен лебединому крику, как и самый инструмент вид лебедя имеет» (П.Паллас). Другие, в звуках кобыза слышали человеческий голос (Б.Сарыбаев), «печальный и плачевный» (И.Гмелин). Каждая из 2-х струн и смычок состоит из 40 длинных конских волос. Высота звука регулируется касанием кончика ногтя или подушечками пальцев струн «на весу», над корпусом инструмента (игра флажолетами). Отсюда своеобразие звучания, богатого обертонами. Трудная судьба выпала на долю этого инструмента. Кобыз можно назвать своеобразным носителем этнической истории казахов, представленной эпосом и инструментальной музыкой. Но и это не оградило его от гонений. Ведь изначально это был инструмент шаманов (баксы). Именно это обстоятельство стало удобным поводом, чтобы изгнать его из нового строящегося цивилизованного мира «как пережиток темного прошлого» и «осудить его на исчезновение» (А.Затаевич). И как следствие, в начале ХХ века для этого инструмента перестали сочинять новые кюи. Далее стали прерываться семейные традиции игры на кобызе – «от отца к сыну». Последним легендарным классиком кобызовой музыки был Ыхлас Дукенов, родившийся еще в середине 19 века. Много было попыток воссоздать забытую культуру, но лишь немногим удалось прорваться «сквозь время». Среди таких музыкантов Жаппас Каламбаев (1909-1970) и Даулет Мыктыбаев (1904-1976). Именно им мы сегодня обязаны сохранению традиции игры на инструменте и музыкального кобызового наследия. Это «с их рук» были записаны бесценные творения прошлого, они первыми шагнули на концертную эстраду, первыми стали учителями по классу кыл-кобыза, открывшегося в Алматинской консерватории в 1968 году.
— Давайте еще послушаем произведения которые исполняются на кобызе

 Слушание музыки

Источники: Учебник  «5 класс,дополнительный материал

 

Ресурсы: Интерактивная доска, иллюстрации, рабочие тетради
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                          Класс: 4      6  урок  
Тема урока: Чарующий голос Гарифоллы Курмангалиева  
Цель урока:

    Развитие художественного  мышления через    интегративные связи видов искусства, умение сопоставлять зрительные и слуховые впечатления, закрепления знаний через фронтальный опрос, тестирование, работа в группах по карточкам, иллюстрация на тему урока. Формирование музыкальных знании, умении, навыков-теоретических, живописных, литературных, артистических, искусствоведческих и вокально-хоровых

.

 
Ожидаемый результат: развитие слушательской культуры; образно-ассоциативного мышления, развитие эмоционально-личностного переживания произведении искусства, самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений  
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности  
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на группы по приему «Выбери меня» Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы.    
5 мин. II. Мотивация к изучению нового.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

 

Ученики отвечают на вопросы учителя.    
20 мин. I.                   Актуализация знаний

По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.

 

Заслуженный деятель культуры, певец (тенор), народный артист Казахской ССР. Родился в ныне Каратюбинском районе Западно-Казахстанской области. К певческому искусству имел склонности еще с детства. Брал уроки у учеников великого Мухита Шынтаса и Шайкы. В 1934 г. участвовал а первом всеказахстанском слете представителей народного творчества в г. Алма-Ате. В том же году был принят в состав Казахского театра музыкальной драмы (ныне — Казахский театр оперы и балета), Курмангалиев исполнил самые сложные партии в операх Брусиловского «Жалбыр», «Ер Таргын», «Айман-Шолпан», «Кыз-Жибек», Толебаева «Биржан-Сара», Жубанова и Хамиди «Абай». Народные песни в его исполнении звучали широко, разливаясь ясно и мелодично. Он все время старался совместить песни, которые он пел, со степными мелодиями, как бы влить в них образ бескрайних казахских степей, передать какие-то свои ощущения и личные чуства. И это внутреннее сопереживание показывало, с одной стороны, его мастерство исполнения, а, с другой, — увлеченность любимым делом — искусством. Гарифолла Курмангалиев побывал с гастролями во многих странах мира, демонстрируя богатство национальных музыкальных традиций. С 1967 г. он преподавал в Республиканской студии искусства и цирка.

За неоценимый вклад в развитие отечественной культуры Г. Курмангалиев неоднократно награждался почетными орденами и медалями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания.

 

учебник

 

карточки

 

 

 
10 мин. II.                  Закрепление урока. По методу «Снежный ком» проводит закрепление урока.Просмотр видео  теме урока Ученики демонстрируют свои знания.    
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

— Чему научил вас урок?
— Какое впечатление осталось у вас от урока?

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки

 

 

 
 2 мин. VI. Домашнее задание. прочитать сказку, стр.25-32, пересказать

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет Класс  4   № урока______7______

 

Тема урока «Даулет Мыктыбаев – знаток казахских легенд»
Ссылки, источники Электронный носитель «Музыкальное наследие Казахстана»
Общая цель Познакомиться с выдающимся деятелем казахской музыки – собирателя казахских легенд Даулетом Мыктыбаевым.
Результаты обучения Обобщают все знания, анализируют полученные сведения  с точки зрения патриотического воспитания.

 

Ключевые идеи значимые для занятия  Патриотические и нравственные категории отношений между людьми и к окружающему миру, уважительное  отношение к музыке разных народов.
Этапы время Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Мотивационное начало урока.

 

2 мин 1.Приветствие на двух языках, психологический настрой – пропевание звука «И», влияющего на активизацию работы всего организма.

 

 
2. Актуализация Вызов

 

5мин 1.Проверка домашней работы по методу «Вопрос-ответ», дети подготовили по 2 вопроса дома. Один вопрос высокого порядка, второй – низкого порядка.

2. Работа в парах: задают вопросы друг другу, взаимо оценивают. Приложение №1

 

Суммативное оценивание
3.Изучение нового материала

 

8 мин 1.Проблемный вопрос «Как вы считаете, о ком мы будем говорить?»  Кумулятивная беседа.

2.Чтение текста учениками.

3.Метод «Цепочка» «Кто?, Что? Где? Когда? Как?, Зачем? Почему?»

Дискуссия
4.Осмысление

 

 

 

 

 

 

 

 

7мин

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Работа в группах.

Составление постера «Закончи предложение по другому»  Представьте себе, что вы являетесь продюсером Даулета Мыктыбаева. Как вы будете его рекламировать? – работа в группах; защита проекта.

Итог осмысления – каждый патриот воспевает свою страну.

Формативное оценивание (по критериям)

афиширование-3 балла

содержание-3балла

оформление-3балла

5.Закрепление .

Работа с текстом.

5 1. Пересказ текста  «Цепочкой»  на время

2. Составление синквейна  по группам со словом «Патриот»

Кем был Даулет Мыктыбаев?

Расскажи о его жизни?

Для какого инструмента Д.Мыктыбаев писал свои произведения?

С каким новым понятием вы сегодня познакомились?

Что такое тембр?

.Разучиваем песню Е.Ботярова «Птица-Музыка».

Слушаем песню в исполнении учителя.

Анализируем:

— О чём поётся в песне?

— В каком темпе исполняется песня?

— Какая песня по характеру?

— Из скольких частей состоит песня?

 

 

Суммативное оценивание

 

6.Слушание музыки

 

5 Слушают три произведния, изученных на прошлых уроках, проставляют нумерацию в их звучании, дописывают автора.

Взаимо проверка, затем индивидуально на доске.

Формативное оценивание:

5 – всё выполнено,

4 – не указан автор,

3 – допущена ошибка,

2 – не справился с заданием.

7.Пение

 

10 Исполнение песен «Песня о школе» — знать слова 1 куплета и припева. Правильно интонировать мелодию. Работать в хоре.

Продолжить работу по песни «Мой Казахстан» — знать весь текст, во время вступать в запев и припев. Работа в хоре.

Оценивание
8.Рефлексия

 

3 1.      Какой этап урока дал возможность раскрыться?

2.      На каком этапе урока произошло самообучение?

3.      Что принесло удовлетворённость в работе на уроке?

Суммативное оценивание (оценочный лист).
Последующие задания (д.з.)  пересказывать классный конспект, найти дополнительные сведения о Даулете Мыктыбаеве.
Ресурсы и оснащение  доска, проектор, музыкальный материал для слушания музыки и пения, электронное пособие по музыкальному наследию Казахстана.

 

Анализ и оценивания практики

 

Урок целей достиг, учащиеся активно работали на уроке, затруднения были по взаимо оцениванию вопросов высокого и низкого порядка, так как учащиеся не имеют навыков по оцениванию. Работа по  методу «Цепочка» повысила мотивацию к познавательной деятельности.
Изменения к последующим занятиям Продолжить работу по вопросам высокого порядка, разработать памятку учащимся по данным вопросам.

 

Приложение №1

Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» Примечание
Все сведения, приведены примеры, исторический хронометраж, рефлексия Все сведения, приведены примеры Краткие сведения Нет ответа Дополнительно  даны наводящие вопросы,

Не точные или не полные вопросы или  ответы,

Не корректные вопросы

 

 

Даулет Мыктыбаев является потомком легендарного Ыхласа. Родился он в 1904 году в Коргальджинском районе Целиноградской области. Искусство игры на кыл-кобызе перенял у ученика Ыхласа Абикена Токтамысулы, а лучшие кюи для кобыза — у своего дяди Тусупбека – сына Ыхласа. Трудовую деятельность Д.Мыктыбаев начал в Карагандинском областном радиокомитете (1933). Первое серьезное публичное выступление состоялось на 1-м Республиканском смотре народных исполнителей (1934). В Караганде же началась его концертная деятельность в качестве солиста областной филармонии (1937), прерванная Великой Отечественной войной, на фронтах которой он сражался все ее годы (1941-1945). Вернувшись с фронта, Д.Мыктыбаев связывает свою жизнь с Алма-Атой, где работал солистом-кобызистом Казахской государственной филармонии им.Жамбыла и Казахконцерта (1945-1965). Вслед за Ж.Каламбаевым вел класс кыл-кобыза в Алматинской консерватории (1970-1976). Среди его учеников немало замечательных последователей, продолжающих традиции Ыхласа – заслуженный артист КазССР К.Ажмуратов, заведующий кафедрой кобыза и баяна консерватории, профессор Б.Косбасаров, педагог музыкальной школы им. К.Байсеитовой А.Жумабеков. У Д.Мыктыбаева есть собственные произведения для кобыза – кюи и переложения образцов народной музыки.

Главная трудность, с которой сегодня сталкиваются исполнители – недостаток репертуара. На тернистом пути выживания кобыза были серьезные потери. О некоторых кюях мы знаем только по дошедшим легендам, сопутствовавшим исполнению кюев. Ведь традиция предполагала пересказ его сюжета либо перед исполнением кюя – «кюй и легенда», либо вставками в кюй – «кюй с легендой», «кюй в легенде», «кюй-легенда» (А.Мухамбетова). Восполнение репертуара – это также заслуга Жаппаса Каламбаева и Даулета Мыктыбаева. Они первыми стали делать переложения казахских народных песен и домбровой музыки для кобыза, значительно пополнивших репертуар исполнителей.

К сожалению, в имеющихся фондах мало записей в исполнении выдающихся кобызистов Жаппаса Каламбаева и Даулета Мыктыбаева.

Но мы с вами послушаем в исполнении Даулета Мыктыбаева обработку для кобыза хорошо известной вам песни Абая «Көзімнің қарасы».

МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА «Танцуем сидя».

Музыкальный грамотей.

Знакомимся с новым понятием тембр.

Тембр. Слово тембр произошло от французского «timbre», что означает «колокольчики», а также «метка», то есть отличительный знак. Тембр является отличительным знаком каждого инструмента. Это окраска звука, присущая тому или иному инструменту или голосу. Тембр зависит от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от способа извлечения звука, от размеров инструмента. Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают её при инструментовке своих сочинений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                             Класс: 4                          урок 8

 

Тема: Толеген Момбеков-ученик достойный великого учителя ПДД.Основные понятия и термины ПДД
Цель урока:

 

формирование музыкальной культуры учеников, воспитание художественного вкуса, развитие творческой личности.

Задачи:

Обучающая. Познакомить с творчеством Толегена Момбекова.

Развивающая. Развивать творческие способности, вокально-хоровые навыки. Определить уровень знаний, умений, навыков.

 

Ожидаемый результат ученики будут развивать устную и письменную речь, образное мышление, творческие способности;

—  .

 

 

  Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Атом и молекулы». Ученики с помощью атомов и молекул объединяются в группы.  
10 мин. Проверка пройденного материала. Проверяет домашнюю работу по методу «Аквариум».

Аквариум». (Учитель + 2-3 ученика)

Демонстрируют свои знания и умения.  

 

15 мин. III. Актуализация знаний.  Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По электронному учебнику учитель объясняет новую тему.

: Сегодня мы с вами познакомимся с Толегеном Момбековым – учеником, достойным великого Учителя.

 Раскрытие темы урока.

толеген момбеков.jpg

1/2

Родился в 1918 г. в Чимкентской области. Первый учитель Момбекова – его дед, известный кюйши Бапыш Кожамжаров, затем он обучался исполнительскому мастерству у прославленного композитора-кюйши Сугура Алиева. Исполняя его кюи “ Тел коныр”, “Бес жорга”, “Шалкыма”, совершенствовал их, вносил стилевые новации. Момбеков сочинил кюи, среди которых: “Салтанат”, “Мешин”, “Каткабат”, “Анама”, “Коштасу”, “Каратау шертпеси”, пользуются широкой популярностью. 

Сочинения Момбекова входят в репертуар фольклорно-этнографического оркестра “Отрар сазы”, ансамблей “Сазген”, “Шертер”. Момбеков поднял на новую высоту музыкальные традиции, заложенные народными композиторами Таттимбетом, Сугуром и другими.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА «Танцуем сидя».

Музыкальный грамотей.

Повторяем все изученные ранее музыкальные понятия.

(Малая музыкальная энциклопедия).

 

10 мин. Закрепление урока. Предлагает ученикам тест на соответствие. По методу «Мозговой штурм» закрепляет урок

Кто такой Толеген Момбеков?

Расскажи о его жизни?

В репертуар каких оркестров входят сочинения Т. Момбекова?

Какие понятия вы сегодня вспомнили?

 Разучиваем песню «Мы маленькие дети» сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, к/ф «Приключения Электроника».

Слушаем песню в исполнении учителя.

Анализируем:

— О чём поётся в песне?

— В каком темпе исполняется песня?

— Какая песня по характеру?

— Из скольких частей состоит песня?

Разучиваем песню.

 

Ученики соотносят вопросы с правильными ответами. Ученики демонстрируют свои знания. Тест на соответствие
5 мин. V. Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Проводит рефлексию. Оценивают работу своих одноклассников.

 

Дерево Блоба

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                             Класс: 4                    9  урок
Тема: Обобщающий урок  четверти.  Повторение
Цель урока:

 

Развивать логическое мышление учащихся, аналитические способности (сравнивать, сопоставлять, делать выводы );
Ожидаемый результат Умения и навыки работы в группе, воспитывать сплоченность, культуру общения, расширить кругозор.
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.  

 

10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По методу  «Ромашка Блума»

осуществляет проверку домашней работы.

 

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.  

Разноуровневые

карточки

 

20 мин. III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кубизм» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися.

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

10 мин. IV.Итог урока.Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

Фишки

 

Стикеры

 

 

 

 

 2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code