ТемаУрок 1 Любимец народа –Ахан сері
Цель Формирование духовной культуры учащихся средствами  музыки композитора кюйши  Ахана-сері.

Задачи:

развить эмоционально- личностного переживания  искусства казахской музыки, патриотическое воспитание, активное приобщение к духовным общечеловеческим ценностям через знакомство с музыкальными и литературными произведениями, репродукциями казахстанских авторов.

закрепить знания учащихся о песенном жанре , знания о возможностях музыки и литературы. Сопоставлять музыкальные и литературные образы. Закрепить полученные знания  о биографии   композитора Ахана-сері.

 

 

Ожидаемый результат

Повышение самостоятельной активности, умение самостоятельно добывать знания

продолжать  развивать музыкальный , тембровый слух, голосовые данные. Учить петь с интересом, образно.

умение объяснить понятия кюй, песня, сал серэ, материала о композиторе.

Этап урока  

Деятельность учителя

Деятельность учеников
Оргмомент 

 

·         Приветствие!

·         Контроль посещаемости.

·         Проверяет наличие школьных принадлежностей

·         Деление на группы. Ведущий: в нашем классе всего три девочки и они на сегодня объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части  (Процедура имеет социометрический характер.)

 

Подготовка к уроку.

Делятся на группы.

 

I.Актуализация темы  «Вызов»

 

·         Вводное слово. Сообщение темы урока и целевая установка на уроке,  .работа с эпиграфом.

·         Проблемное задание: учащимся предлагается ответить на вопрос:

«Что мы знаем об Абае?».

 Стратегия «Корзина идей».

Игра «Третий лишний».

Значительное место в казахской музыкальной культуре занимает инструментальная музыка.

 

Казахские народные инструменты прошли длительный путь эволюции от древних, давно забытых,до бытующих сегодня.Давайте вспомним казахские народные инструменты. На какие группы делятся все музыкальные инструменты? Сейчас мы поиграем в игру «Третий лишний». Вы находите на карточке лишний музыкальный инструмент и объясняете почему он лишний.

 

1. Кобыз, кылкобыз, шанкобыз

 

2. Жетыген, дабыл, шертер

 

3. Ускирик, асатаяк, конырау

 

4. Сыбызгы, сазсырнай, дангыра

 

5. Домбра, жетыген, кобыз

Записывают формулировку

темы и плана в тетрадь.

Анализируя названия пунктов плана, пытаются определить задачи урока.

Ответы учащихся.

II. Изучение нового материала «Осмысление»     Стратегия «Воздушные человечки».

добрый день дорогие ребята! Вот и снова к вам в гости пришла фея музыка! Вы рады встрече с ней?

— С каким же подарком она пришла к вам в третьем классе!? (открываю шкатулку достаю портрет Ахана-сері)

— посмотрите какой интересный человек изображён на этом портрете, и в руках у него домбра. Как вы думаете, като же этот человек?

— конечно это композитор, но не простой композитор, а композитор кюйши.

. Биография композитора Ахана-сері.

Акан-Серэ Корамса-улы родился в 1843 году в ауле Косколь, ныне аул Акан-Серэ Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Настоящее имя Акжигит, но с детства его ласкательно звали Аханом. Его зажиточный отец Корамса был из рода Аргын Караул. Арабской грамоте он научил сына у аульного муллы, а в 13 лет отправил Ахана в Петропавловск учиться в медресе. Но религиозные догмы тому быстро наскучили и он вернулся домой, но сумев немного научиться в городе русскому языку.

Ахан имел красивую внешность, отличался изящными манерами и сильным приятным голосом. С юных лет он выделялся тягой к музыке и поэзии, а его постоянное участие в празднествах и состязаниях закрепило за ним приставку — серi (каз. — поэт-песенник). Довольный сыном отец предоставил ему все атрибуты преуспевающего степняка. Он помог ему купить молодого жеребца Кулагера, ставшего позже знаменитым скакуном, щенка гончей Базар ала, молодого беркута по кличке Караторгай (за год беркут ловит ему 60 лисиц) и охотничьего ястреба по кличке Кокжендет (Сивый палач). К славе акына добавилась и слава ловкого охотника. И вскоре Ахан Серэ становится известен всей степи.

Одним из выдающихся певцов-композиторов второй половины XIX, начала XX столетия был Ахан-серэ. Он прожил жизнь полную приключений – участвовал в скачках, айтысах, увлекался охотой.Акын надеялся, что народ не забудет его имя и песни останутся жить после смерти.  Множество прекрасных песен сочинил Ахан-серэ. Среди них «Мақпал», «Сырымбет», «Ақтокты», «Кербез сулу», «Балқадиша», посвящённые девушкам; о верных скакунах «Маңмаңгер», «Құлагер».

 

Был у Ахана-серэ любимый беркут Қараторғай. С каждым годом он старел, с хвоста осыпались перья, это мешало ему приземляться, отчего он в воздухе жалобно кричал. Глубоко тронул Ахана-серэ беспомощный вид беркута. Родилась грустная, полная печали и раздумий песня«Қараторғай».

. Песня  «Манмангер»  история создания и слушание.

В 70-тых годах Ахан Серы дважды женился, но смерть унесла обоих жён. Из глубокой депрессии поэта вывел его любимый конь Кулагер, который становится широко известен в Сары-Арке, выигрывая подряд все байги. Акын посвятил ему свою знаменитую песню «Манмангер» с ласковой и нежной мелодией в ритм поступи скакуна

.  Распевка.

1. гамма

2. гармоническая гамма

3 . квинта – до соль.

. пение песен пройденного репертуара.

 

Групповая самостоятельная работа.

Готовят презентацию вопроса. Готовые презентации учащихся вывешиваются на доске. Защита проектов.

Внимательно слушают, задают вопросы.

Обсуждают видеоролик.

Закрепление

 

— назовите кличку любимого коня Ахана-серы?

— чем ещё профессионально занимался Ахан-серы?

— кому посвящена песня «Манмангер»?

 

Ответы на вопросы.

Обсуждение пройденной темы.

Делают выводы.

Рефлексия урока.
  • 1 группа: составить синквейн
  • 2  группа: написать эссе.
  • 3  группа: Стратегия «Телеграмма»: составить телеграмму:

«Акан Сери: пожелание потомкам»;

Чтение работ, оценивание.

Пишут на стикерах рефлексию урока.

 

IV. Домашнее задание ·         . Отв. на вопр. Осмысливают содержание д/з, записывают в дневник
Подведение итогов

 

Выставление оценок

анализ типичных ошибок учащихся;

выводы и заключение по уроку

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дата:                                                                                           Класс: 3     урок 2
  Тема: Почему песня Маңмаңгер до сих пор популярна?
  Цель урока:

. развитие и закрепление певческих умений и навыков учащихся на знакомом и новом музыкальном материале;

  формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;

 создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.

.

  Ожидаймый результат , активное приобщение к духовным общечеловеческим ценностям через знакомство с музыкальными и литературными произведениями, репродукциями казахстанских авторов; 
    Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
  3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик»

— Возьмите себя за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали?

Осмысливают поставленную цель. Ученики берутся за руки. Говорят то, что почувствовали от прикосновения своих одноклассников.  
  10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По стратегии  «Таблица Фила» проводит проверку домашней работы.

Таблица Фила
Точная информация Свое мнение Вопросы по тексту План текста
       

 

 

Демонстрируют свои знания, умения  по жизни и творчеству Д. Байрона (по домашней работе)

 

 

 

 

Таблица Фила
  15 мин. III. Актуализация знаний

Учитель оценивает работы учащихся.

Каких музыкантов называют сал, серэ?

Творчество каких певцов-композиторов относится к песенному искусству? Вспомните настоящее имя Ахан-серэ.

Какие песни Ахан-серэ звучат в казахских операх?

Исполнение песни «Дорога добра».

3. Актуализация опорных знаний.

Сегодня продолжим тему прошлого урока о творчестве певца-композитора Ахан-серэ. Послушаем лирическую пес­ню  «Балкадиша». Познакомимся с новым казахск Что вы видите на иллюстрациях в учебнике? Что хотел передать художник на первой иллюстрации? О чем рассказываает нам вторая?

Учащиеся знакомятся с текстом в учебнике.

В  70-х годах XIX века Ахан-серэ дважды женился, но смерть унесла обеих жен. Из глубокой депрессии поэта вы­нем его любимый конь Кулагер, который становится широко известен в Сарыарке, выигрывая подряд все байги. Акын посвятил ему свою знаменитую песню «Манмангер» с ласковой и нежной мелодией в ритме поступи скакуна.

Байга — это конное состязание.

Лирическая песня «Балкадиша» посвящена молодым чекушкам. В песне говорится не только об их веселой и без­мятежной юности, но и о предстоящей суровой жизни в за­мужестве без любви.

Песенное творчество, композиторский талант, высокое песенно-исполнительское мастерство Ахан-серэ стали широ­ко известны в народе. Его песни заняли свое место в реперту­аре современных профессиональных певцов и артистов. Два века назад песни Ахан-серэ звучали по всей степи, их продол­жают петь по сей день.

Как вы думаете, в каком настроении исполняются лири­ческие песни?

А теперь послушайте песню «Балкадиша», после прослу­шивания песни определите, относится ли песня «Балкадиша» к лирическим песням? Подберите слова, которые могли бы передать характер песни.

Разучивание песни.

Прочитайте казахский, затем русский текст песни. Срав­ните иллюстрацию в учебнике, соответствует ли описание коня словам песни. При разучивании песни обратите внима­ние на правильное дыхание и произношение текста на казах­ском языке, при исполнении песни продемонстрируйте дви­жения коня, ступающего важно, мягко.

Закрепление темы и подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Как назы­вают конное состязание на казахском языке? Какие песни Ахан-серэ вы прослушали на уроке?

Отметить учащихся, подготовивших рассказы о четверо­ногих друзьях, а также тех, кто участвовал в беседе по теме.

им словом «байга». Разучим песню на казахском языке «Манмангер».

Прочитайте казахский, затем русский текст песни. Срав­ните иллюстрацию в учебнике, соответствует ли описание коня словам песни. При разучивании песни обратите внима­ние на правильное дыхание и произношение текста на казах­ском языке, при исполнении песни продемонстрируйте дви­жения коня, ступающего важно, мягко.

Закрепление темы и подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Как назы­вают конное состязание на казахском языке? Какие песни Ахан-серэ вы прослушали на уроке?

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                  Класс: 3    урок 3  
Тема: Гордость степи-Биржан сал  
Цель урока:

Познакомить творчеством Биржан-сала, с понятиями айтыс, опера, сольное исполнение.

Развивать музыкальное восприятие, умение подбирать прослушанному музыкальному произведению словесное

Развивать умение писать пожелания, посвященные празднику учителей.

 

 
Ожидаемый результат: способности в процессе раз­учивания и исполнения песни на казахском языке, уметь передать характер песни, имитируя движения коня, ступаю­щего важно и легко.

 

 

 
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности  
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.  Психологический настройформировать в группе атмосферу взаимной поддержки). Показ видеоролика.

Учитель раздает Лист самооценивания, стикеры, геометрические фигуры ученикам и  просит сгруппироваться по геометрическим фигурам.

Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы.  

Стратегия «Карусель»

 

 

 

 
5 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода  «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.

Составление диаграммы Венна

Учитель оценивает работы учащихся.

Назовите: творчество каких певцов-композиторов отно­сится к песенному искусству? Настоящее имя Ахан-серэ. Ка­кие песни Ахан-серэ звучат в казахских операх? Как звали коня Ахан-серэ?

Исполнение песни «Манмангер».

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы.  

 

 
15 мин. IV. Актуализация знаний. С помощью стратегии  «Таблица Фила» осуществляет усвоение нового материала.

. Сегодня мы познакомимся еще с одним представителем казахского песенного творчества — талантливым певцом, по­этом, композитором Биржан-салом Кожагулулы.

Работа по учебнику.

В тексте вам встретилось новое слово — айтыс. Это песенно-импровизационное состязание между двумя акынами. Во время айтыса акыны вели как бы песенный диалог на произ­вольную тему. Это состязание на находчивость, умение быс­тро, оригинально находить ответ в песенной форме, сопрово­ждая его игрой на домбре, кобызе и выразительными жеста­ми. Айтысы акынов проводятся перед большой аудиторией. Акын должен обладать не только поэтическим даром, но и глубокими знаниями истории.

Бессмертным народным достоянием является айтыс между выдающимся акыном Биржан-салом и поэтессой Са­рой Тастанбековой, соловьем народного песнопения.

Биржан-сал был душой любого праздника, всюду, где он бывал, тут же рождались его вдохновенные стихи, которые звучали в песнях «Жанбота», «Ляйлим шырак,», «Темиртас».

Рождению песен «Жанбота» и «Адаскак» послужила встречи с сыном известного бая Коныркожи.

У подножия Кокшетау поставлены белые юрты. Причина тому был ожидавшийся приезд генерал-губернатора из Омска, тогдашней столицы Сарыарки. Особенно беспокоились полостные и старшины. Каждому хотелось выглядеть не хуже других, поставить юрту как следует, оказать гостям торжественный прием. Среди всех волостных этого края особенно выделялись Азнабай и Жанбота. Азнабай — сын известного бая  Коныркожи. Со стороны юрт Жанботы послышалось пение. Все люди, узнав голос Биржана-сала, стали сбегаться  туда. Это не понравилось волостному Азнабаю, который хотел быть во всём выше Жанботы. Азнабай начал возмущаться, мол, Жанбота затеял развлечения, не дождавшись приезда генерала-губернатора. А Жанбота уперся: «Я здесь не при чем. Биржан поет по просьбе молодежи». Посредники
пробовали обратиться к хозяину юрты, где находился акын: «Пусть Биржан-сал подождет приезда генерал-губернатора». Но тот тоже не соглашался: «Народ собрался, ждет. Что же им пыль пускать в глаза вместо песен?» Разозленный Азнабай  послал вестового с требованием остановить Биржан-сала. Востовой попытался отнять у акына домбру. Но тот не отдал , за что вестовой ударил певца плеткой. Все закончилось дракой. Биржан, достоинство которого было задето, тут же импровизировал песню «Жанбота», в которой укорял Жанботу, что тот не защитил честь поэта, хотя сам же и приглал его на торжество. Но даже после этого призыва Жанбота — предпринял никаких мер, чтобы заступиться за Биржана. Вот тогда-то акын написал свою знаменитую песню «Адаскак», где говорится о том, что в мире нет справедливости, хотя каждый должен жить, уважая других.

Раньше песни Биржан-сала исполнялись сольно в со­провождении домбры. Композитор Мукан Тулебаев написал оперу под названием «Биржан — Сара», в которую включил многие песни композитора. Песни Биржан-сала продолжают жить в сердце казахского народа.

Выполнить задание, данное в учебнике.

Слушание: Биржан-сал, песня «Адаскак,».

Песня исполняется сольно или хором? В каком темпе исполняется песня «Адаскак,»? Произведение исполняется в протяжном или тревожном характере?

 

 

Работают по учебнику.

 

 

.

Таблица «Фила»  
10 мин. V. Закрепление урока.  Составьте синквейн 

В учебнике предлагается скороговорка на казахском языке. Попробуйте перевести и понять смысл скороговорки.
Подходит ли содержание скороговорки к следующему рисун­ку в учебнике? Провести беседу, придумать рассказ по рисун­ку, посвященный Дню учителя.

Проводится игра «Кто быстрей?». Побеждает тот, кто быстро и без запинки проговорит скороговорку на казахском языке.

7.         Разучивание песни   И. Нусипбаева «Мейербан устаздар» на слова К. Жумагалиева. Ознакомить с содержанием песни. При разучивании работать над правильным дыхани­ем и казахским произношением.

8Закрепление темы и подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Как называется песенно-импровизационное состязание? Как зовут поэтессу, с которой состязался Биржан-сал? Как переводится название песни «Адаскак,»? О ком мы сегодня пели в новой песне, как она называется?

Отметить учащихся, подготовивших рисунки и рассказы о четвероногих друзьях, а также тех, кто участвовал в беседе по новой тгмо.

 

Демонстрируют свои знания.

Работают индивидуально, вспоминают, проговаривают вслух.

 

 

 

Учебник

 

 

Разноуровневые задания

 

 
5 мин. VI. Итог урока

Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они  достигнуты?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников.  

Стикеры

Фишки

 

 
 2 мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках.    
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:

 

Дата:                                                                                  Класс:3     урок 4
Тема: Наиздание потомкам
Цель урока:

I. Сформировать знания о назидании потомкам в народ­ном музыкальном творчестве.

Познакомить с музыкальными произведениями, посвя­щенными теме. Дать понятие об эпосе, жыре, жырау, жырши, о песнях сынсу, жар-жар, коштасу, беташар, естирту, терме.

Развивать умение сравнивать и различать характер музыкальных произведений.

 

Ожидаемый результат:.

умение исполнять песни выразительно хором, отрабатывая ритмический рисунок, передавая характер песни.

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.  Психологический настройформировать в группе атмосферу взаимной поддержки). Показ видеоролика.

Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы.  

 

 

 

5 мин. III. Проверка пройденного материала и Подготовка к восприятию новой темы.

С помощью приема  «До и после» осуществляет первичное представление о жизни и творчестве поэта.

. Беседа о казахском устном народном творчестве.

Слушание народного терме «Он уш жаман».

Разучивание казахской народной песни «Жар-жар».

Кто быстро и без запинки произнесет скороговорку на ка­захском языке? Учитель оценивает работы учащихся.

Как называется песенно-импровизационное состязание? Назови имя певца-композитора, который участвовал в айты-сах. Как зовут поэтессу, с которой состязался в импровиза­ции Биржан-сал?

Расскажи историю возникновения песни Биржан-сала «Адаскдк,».

Что такое опера? Какой композитор написал первую ка­захскую оперу и как она называется?

Исполнение песни «Мешрбан устаздар».

 

Демонстрируют свои знания.

У каждого учащегося появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать.

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

15 мин. IV. Актуализация знаний.

 С помощью стратегии  «Таблица Фила» осуществляет усвоение нового материала.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным наследием казахской народной культуры: назидательными терме, жырами (эпос), обрядовыми песнями, которые пере­давались из поколения в поколение и дошли до нашего вре­мени. Услышим звучание народного терме «Он уш жаман» с воспитательным смыслом. Разучим народную обрядовую песню «жар-жар».

Еще в глубокой древности казахский народ, кочуя по степи, любуясь закатом или восходом солнца, воспевал при­роду, сравнивая ее величие с храбростью и мужеством своих предков. Большое развитие получили разнохарактерные бы­товые, лирические и обрядовые песни, назидательные терме, жыры (песни-сказания).

Особое место в песенном творчестве занимают обрядовые (бытовые, свадебные) казахские песни, среди которых распространены «жар-жар»  «сынсу» (плач невесты), «беташар»  . По традиции девушка обходила с прощальной песней сынсу близких и родных. В ауле жениха невесту встречали песней беташар, в которой акын поет назидание невесте, знакомя ее с новыми родственниками.

Жырау — поэт, импровизатор, сказитель. Жырши — не поэт, он только исполнитель жыров. Исполнителя терме называют термеши. Терме является собранием мудрых слов и назиданий потомкам.

Выполнить задание:

Обратите внимание на иллюстрации, определите, какое произведение песенного народного творчества исполняется.

Чтобы закрепить знания о терме, мы сейчас прослушаем и пропоем народное терме, которое называется «Он уш жаман» Слушание: народное терме «Он yni жаман».

После прослушивания дети зачитывают терме на казахском и русском языках.

Ответьте на вопросы в учебнике. Сделайте письменное за­дание.

6Разучивание песни: казахская народная песня «Жар-жар ».

«Жар-жар» исполняется хором девушек от имени неве­сты и хором джигитов, утешающих невесту на узату-тое (про­воды невесты), который проводится в ее доме. (Объяснить со­держание песни «Жар-жар».) Обратите внимание на разное настроение исполнения песен. Как вы думаете, почему?

Исполнить в характере, разделившись на хор девочек и хор мальчиков.

 

Работают по учебнику.

Работают индивидуально.

Слушают.

Дают оценку своей деятельности.

Сравнивают новую информацию со старой.

 

Таблица «Фила»
10 мин. V. Закрепление урока.  С помощью метода «До и после» проводит закрепление урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

С каким народным песенным жанром вы познакомились? Чему нас учат эти песни? Какими человеческими качествами должен обладать каждый человек?

Какой из инструментов вам понравился больше и почему?

Какую музыку вы сегодня слушали на уроке?

Какое различие между жырши и жырау?

Поощрить активных детей оценкой, комментариями к каждой оценке.

Написать в рабочей тетради, почему в песне «Жар-жар» хор девушек поет грустно, а хор джигитов весело.

 

Демонстрируют свои знания.

Работают индивидуально, вспоминают, проговаривают вслух.

 

Учебник

 

 

Разноуровневые задания

 

5 мин. VI. Итог урока

Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они  достигнуты?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников.  

Стикеры

Фишки

 

 2 мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках.  
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дата:                                                                                  Класс: 3     урок 5  
  Тема: Прекрасная Гакку  
  Цель урока: Познакомить с творчеством композитора, певца Ибрая Сандыбайулы.

Ознакомить с содержанием песни, рассказать легенду о возникновении народной песни «Гэкку».

Развивать воображение, фантазию, умение сочинять и исполнять мелодию на написанный текст попевки в разных настроениях.  Работать над чувством ритма в процессе исполнения  песни, сопровождая танцевальными движениями.

 

 
  Ожидаемый результат:

Учиться  различать  народную и композиторскую музыку по стилю  и звучанию.

Учиться  анализировать музыку

 
    Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности  
  3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.  Психологический настройформировать в группе атмосферу взаимной поддержки). Показ видеоролика.

Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы.  

 

 

 

 

 

 
  5 мин. III. Проверка пройденного материала  иПодготовка к восприятию новой темы. С помощью метода  «Корзина идей» осуществляет проверку знаний учащихся.

С помощью приема  «До и после» осуществляет первичное подготовка к новой теме

Исполнение народной песни «Жар-жар» (в каждой груп­пе по 2-3 ученика).

Учитель оценивает работы учащихся.

В каком веке начало свое развитие казахское народное творчество? Назовите обрядовые песни.

Что такое эпос, переведите слово на казахский язык. Ка­кие виды эпоса вы знаете? Кто исполняет эпос?

Чему учат нас терме? Кто исполняет терме? Рассказать содержание народного терме «Он уш жаман».

 

Демонстрируют свои знания.

У каждого учащегося появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать.

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 
  15 мин. IV. Актуализация знаний.

 С помощью стратегии  «Аквриум» осуществляет усвоение нового материала.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с широко распростра­ненной популярной казахской песней «Гэкку» Ибрая Самды-байулы. Проведем беседу об опере и фильме «Кыз-Жибек». Услышим звучание песни «Гекку». Разучим задорную «Ве­селую песенку».

Укили Ибрай Сандыбайулы родился в 1860 году ком­позитор, певец, акын-импровизатор. Прозвище Укили он получил за то, что на своей тюбетейке носил украшение из перьев (Ибрай с перьями филина). Песням учился у казах­ских певцов-акынов Ахан-серэ и Биржан-caлa.Ибрай со­чинил более сорока песен, многие из них посвящен и моло­дости, любви, возлюбленным девушкам, наиболее известны «Гекку», «Арарай», «Дуние», «Шалк,ыма» идр. Песни Пбрая ярки по своей мелодичности, глубоко задумчивы. Нгрпшиой его творчества является широко распространенная и попу­лярная песня «Гэкку» — песня о лебеде. По рассказам совре­менников, когда появилась эта песня, Ибраю было двадцатьлет.. Легенда гласит, что посвящена она возлюбленной поэта Какиме. Девушка не была робкой, стеснительной, вела себя  свободно,   независимо,   гордо.   Ибрай  восхищался  ее игрой на гармони, голосом, складной и остроумной речью. Ребята читают, знакомятся с переводом песни «Гакку».

Слушание: «Гекку» Ибрая Сандыбайулы.

Подбери подходящие слова для характеристики голоса, исполнявшего песню «Гекку».

Выполнить задание.

В учебнике даны две иллюстрации, сделайте сравнитель­ное описание образов девушки и лебедя в рабочей тетради.

В 30-е годы XX века композитор Е.Г. Брусиловский ис­пользовал песню «Гекку» как главную арию главной героини своей знаменитой оперы «Кыз-Жибек». Если раньше песня исполнялась в сопровождении одной домбры, то в опере арию Кыз-Жибек в сопровождении целого оркестра прекрасно ис-иолнила первая профессиональная казахская певица Куляш Байсеитова, а в наше время на сцене столичного оперного те­атра в Астане ее блестяще исполняет Нуржамал Усенбаева.

В учебнике даны две иллюстрации из фильма «Кыз-Жибек», повествующего о далеком прошлом казахского на­рода эпохи XVI-XVII веков.

Исполнение попевки и разучивание «Веселой песен­ки». «Я весело пою» — упражнение на развитие артистич­ности. «Я весело пою. Печально я пою. Я ласково пою. Как смело я пою!» — сочинить мелодию, передающую характер
предложенных фраз.

«Веселая песенка» — музыка Г. Ловкодимова, слова И. Бурсова. Придумать танцевал ьные движения, чтобы пере­дать веселый характер песни (маракас, коиырау).

 

Ибрай   Сандыбаев   «Гакку»

В разных местах с почёт принимали и угощали меня.

У озера с ястребом на руке не раз бил я в дауылпаз (казахские литавры).

В неповторимой песне «Гакку» воспеваю свою любимую: «Гакку, Гакку»..

На девяносто вариантов пою эту песню, плавно в пол голоса начинаю и довожу до предела,

Стоит вспомнить тебя, баловницу Гакку, я весь перерождаюсь и, волнуясь, повторяю песню снова.

 
  10 мин. V. Закрепление урока.  С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

Почему Ибраю Сандыбайулы дали прозвище Укили? На­зовите песни Ибрая. Какую песню он посвятил девушке Ка­киме?

В какой опере и какой композитор использовал песню «Гэкку»? В чьем исполнении вы слушали «Гэкку»?

Поощрить активных детей оценкой и прокомментиро­вать ее.

 

Демонстрируют свои знания.

 

Учебник Разноуровневые задания

 

 
  5 мин. VI. Итог урока

Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они  достигнуты?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников.  

Стикеры

Фишки

 

 
   2 мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках.    
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«

 

Дата:                                                                              Класс: 3               урок 6  
Тема: Как Жаяу Муса стал пешим?  
Цель урока

 

Познакомить с творчеством Жаяу Мусы, рассказать об истории появления прозвища Жаяу (пеший).

Учить слушать и уметь сравнивать музыкальное про­изведение Жаяу Мусы «Ак сиса» с произведениями других композиторов.

Продолжать развивать умение исполнять песни выра­зительно хором, передавая характер каждой фразы.

 

 
Ожидаемый результат знать имя известного казахского композитора Жаяу Мусы Байжанулы.

приобщить детей к высшим человеческим ценностям, развивать их духовную культуру с помощью средств музыки.

уметь высказывать свое отношение к музыкальным произведениям.

Материальное обеспечение урока.

;

 

 
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности  
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы. Пазлы  
10 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся.

Исполнение «Дорога добра», «Что такое ноты».

Учитель оценивает работы учащихся.

Назовите песни Ибрая Сандыбайулы. Кому была посвящена песня «Гәкку»? Какую оперу написал Е. Брусиловский?

 

Демонстрируют свои знания.

 

Карты  
15 мин. III. Актуализация знаний

— Казахские музыканты, обладая талантом слова и имея в руках домбру, нередко выступали против несправедливости.

Одним из самых одаренных акынов, живших в казахской степи в XIX в., был Муса Байжанулы. Будучи одаренным мальчиком, он прекрасно владел искусством игры на кобызе, домбре, скрипке, сырнае.

Муса учился в русской школе г. Омска, где и сочинил свою первую песню «Кыздар-ай» («Ох, девушки»). Здесь Му­са встретился с человеком из знатного рода Султангазы Абы-лайхановым. Живя у него, он смог пополнить свое образова­ние. В Омске появилась возможность посещать различные вечера, концерты, театр. Все это помогло ему познакомиться с профессиональной музыкой. Муса стал совершенствовать­ся в игре на гармони, скрипке, чему он научился еще в Кызылжаре, ходил на концерты военного духового оркестра, русских народных музыкальных инструментов.

К сожалению, некому было его учить, но в творчестве одаренного от природы композитора Мусы Байжанулы есть такие известные произведения, как «Шолпан», «Сэлем, кыздар», «Гayhap к,ыз», которые относятся к лирическим песням, а также песни, посвященные борьбе за справедли­вость: «Ацсиса», «Хаулау», «Толгау».

Местных богачей и знать раздражало, когда кто-то из простых односельчан пытался подняться на достойный уро­вень. Особенно их самолюбие задело то, что Муса, сын такого недостойного, по их мнению, человека, как Байжан, держал себя перед ними независимо, знал языки. Они и раньше пы­тались всякими способами унизить таких выскочек. Теперь они решили уронить перед всеми авторитет Мусы. В те вре­мена у власти в Баянауле находились Муса и Мустафа, два сына известного человека по имени Шорман. У Мусы Бай­жанулы была единственная, но хорошая лошадь. Мустафа отобрал лошадь Мусы со словами: «Не бывать и одном ауле двум с именем Муса. Отныне твое имя будет «Жалу Муса» (т. е. пеший Муса)».

В ответ на это унижение обладающий острым языком и замечательным даром акына Муса создал свою самую знаменитую песню «Ак, сиса» («Белый ситец»). В ней поэт в стихах повествует о происшедшем и высмеивает подлые действия местных богачей.

Презентация.

Қазақ тілі.

1           группа. Оқы

Сөздік:

1.      әнші — ақын – певец поэт

2.      өнерлі – талантливый

3.      беделді – авторитетный

4.      жаман – плохой

5.      өтірікші – лживый (лжец)

6.      тартып алады — отбирает

2 – группа. Тыңда. Оқы.

Мұса Байжанұлы – әнші – ақын. Ол – өнерлі, беделді адам. Мұса көп әндер шығарды.

Мұстафа – өтірікші, жаман адам.

Мұстафа Мұсаның атын тартып алады. Ал Мұса атақты «Ақ сиса» әнімен жауабын береді.

3        группа

  1. Мұса Байжанұлы кім?
  2. Ол қандай адам?
  3. Мұса нелерді шығарды?
  4. Мұстафа қандай адам?
  5. Мұстафа кімнің атын тартып алды?
  6. «Ақ сиса»  әнің шығарған кім?

 

Сценка. (Сахналық көрініс).

Мұстафа:

Әй, Мұса. Сен патшаға қарсы шықтың! Мен сені айдауға жіберемін! Әкел атыңды! Жаяу журесің! Енді сенің атың Жаяу Мұса болады! Бір ауылда екі Мұса болмайды!

Мұса Байжанұлының жауабы:

 

Ақ сиса, қызыл сиса, сиса-сиса

 Қалмайды кімдер жаяу зорлық қылса

 Шорманның Мұстафасы атымды алып

 Атандым сол себептен Жаяу Мұса.

 

 Слушание: Жаяу Муса «Ақ сиса».

Подберите слова, чтобы передать звучание и характер песни «Ақ сиса».

Закрепление темы и подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

На каких инструментах умел играть Муса Байжанулы?

Назовите песни Мусы Байжанулы.

Как переводится прозвище Жаяу?

Какая связь между песней «Ақ сиса» и именем композитора Жаяу Мусы? Как переводится название песни «Ақ сиса»?

Поощрение активных детей оценкой, комментарии к каждой оценке.

 
10 мин. IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

. Творческое задание.

.Сочинить стих о музыке кюя или о композоторе.

1.Поёт———/домбра/

Звенит——-/домбра/

О беге быстрого———/коня/

2.Без коня ходил——-1/пешком/2/акын/

Всей степи он стал ——-1/знаком/2родным

3.Зовут акына ————/Жаяу Муса/

Всем известна его песня————/Ак сиса/

4.Конечно, можно отобрать———/коня/

Но п Слушание: Жаяу Муса « Ак, сиса».

Подберите слова, чтобы передать звучание и характер песни «Ак сиса».

Исполнение попевки «Музыкальное эхо».

Обратите внимание на рисунок в учебнике. Что можно сказать об этих ребятах? Подходят ли к этому рисунку слова «дружба, друзья»?

Разучиваем песню Ю. Чичкова «Надо только захотеть»
на слова 3. Петровой. Придумать танцевальные движения, чтобы передать веселый характер песни (маракас, конырау).

На каких инструментах умел играть Муса Байжанулы? Назовите песни Мусы Байжанулы. Как переводится прозви­ще Жаяу? Какая связь между песней «Ак, сиса» и именем композитора Жаяу Мусы? Как переводится название песни «Ак, сиса»?

Поощрение активных детей оценкой, комментарии к каждой оценке.

есню эту запретить ———-/нельзя/

 

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки  
5 мин. V. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 
 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках. Дневник  
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                              Класс: 3    урок 7-8
Тема: Песни Абая живут вместе с нами
Цель урока: Познакомить с Абаем – композитором, обобщить полученные знания об Абае.

Образовательные задачи: обеспечить в ходе урока усвоение, теоретических знаний, познакомить с Абаем — композитором;

Развивающие задачи: развивать умение слушать серьезную музыку, анализировать, умение критически мыслить, навыки культуры и исполнительского мастерства , умение обобщать.

 

Ожидаемый результат умение слушать серьезную музыку, анализировать, умение критически мыслить, навыки культуры и исполнительского мастерства, умение обобщать.
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы. Пазлы
10 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся.

рассказать историю воз­никновения песни Жаяу Мусы «Ак, сиса».

Исполнение песенки «Надо только захотеть» с танцевальными движениями, чтобы передать веселый характер песни (маракас, конырау).

Учитель оценивает работы учащихся.

Назовите лирические песни Жаяу Мусы. Какие языки изучал Жаяу Муса? Кто отобрал коня у Жаяу Мусы?

Повторение попевки «Музыкальное эхо».

Исполнение песни «Надо только захотеть».

 

Демонстрируют свои знания.

 

Карты
15 мин. III. Актуализация знаний

Мозговой штурм. Демонстрируют знания, умения. Постеры

— Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством Абая Кунанбаева.

Тема сегодняшнего урока «Песни Абая живут вместе с нами»

-А сегодня речь пойдет об Абае – композиторе.

— Музыка и в жизни , и в поэзии Абая занимала важное место. Абай создал ряд чудесных песен, вошедших в золотой фонд казахской культуры. Домбра была спутником всей его жизни. Песни Абая быстро распространялись среди народа, превращались в любимые. Таким образом, песни его сохранились до сегодняшнего дня.

В отличие от других поэтов, певцов, композиторов поэт не пел своих песен перед большой аудиторией, не ездил по аулам, его песни распространяли его многочисленные ученики и почитатели его таланта, а также известные народные певцы сыновья Абрахман и Акылбай , жена поэта Айгерим.

Центральное место в песенном творчестве Абая занимает лирический жанр. Им написано около 50 песен и многие из них любовно- лирические. На страницах одной из записок помещено свидетельство очевидца одного концерта. Певец Адылхан предложил присутствующим послушать казахскую песню «Письмо Татьяны». На удивленье всех откуда он знает «Письмо Татьяны» ,не без гордости указав на себя, пояснил, что у русских был такой же как он , певец- акын Пушкин, который воспел, как Татьяна – полюбила джигита Онегина, которому и написала письмо. Девушки – казашки , которых уже с детства обручили с немилыми и часто еще в колыбели продавали за калым, подхватили новые в степи слова:

Образ Пушкинской Татьяны был дорог Абаю схожестью с образами тех женщин- казашек, о которых рассказывали его стихи и песни. Песни Абая на слова Пушкина еще при жизни Абая прочно вошли в быт народа, что на свадебных встречах девушки и юноши устраивали песенные состязания , распевая монологи Татьяны и Онегина.

Слушание «Письмо Татьяны»

Произведения русских поэтов в переводе Абая и с мелодией, сочиненной Абаем, приобретали новый художественный облик. Слова песни «Горные вершины» написал немецкий поэт Гете, на русский язык перевел Лермонтов, а музыку к ним сочинил Рубинштейн.

Слова и мелодия этой песни овладели сердцем Абая, что он создал свою песню «Қараңғы түнде тау қалғып»

Слушание«Қараңғы түнде тау қалғып»

Абай в своих произведениях воспевает красоту природы, «Желсіз түнде жарық ай»- еще одна лирическая и мелодичная песня.Перед глазами встает тихая безветренная ночь.

Слушание«Желсіз түнде жарық ай».

Следующая его песня «Айттым сәлем, Қаламқас» -«Привет тебе, тонкобровая».

Это восторженный лирический монолог , выражения чувства любования и восхищения своей возлюбленной.

Слушание «Айттым сәлем, Қаламқас»

Многие песни Абая родились в Акшокы. Это место- колыбельабаевского творчества.Здесь набирало силу и крепло его литературное дарование.

Мухтар Ауэзов писал: Песни и поэмы ,рожденные в Акшокы, переписывались и заучивались мгновенно, они растекались по всей Арке. Раньше таких не слышали ее просторы. Веками молчаливая и загадочная степь зазвучала новыми словами и мотивами, словно весна пришла в эти края. Это были звуки новой эры…

Песня покоряет своих слушателей нежностью. Песни Абая своей красотой , задушевностью вдохновляют многих композиторов. На сценах известных театров, домов культуры исполняют произведения в основу которых положены песни Абая. Одним из таких песен является песня «Көзімнің қарасы». В этой песне поется о страданиях влюбленного и восторженной чувстве любви.

Слушание «Көзімнің қарасы»

Эти песни пользуются в народе большой популярностью в народе. Для исполнения песни не требуется большого сильного голоса , особого вокального мастерства. Давайте и мы с вами разучим ее.

Какой инструмент у Абая был спутником всей жизни? Назовите песни Абая. Абай Кунанбаев знал нотную грамоту? Как появилась песня «Горные вершины»? С творчеством ка­ких знаменитых русских поотон был знаком Абай?

Как зовут певца, исполнявшего место «Коземнен к,арасы», которую мы прослушали?

 

10 мин. IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

Сегодня мы познакомились с Абаем- композитором. А теперь ответьте на следующие вопросы:

— Песни Абая как распространялись ? Они записывались, печатались?

— Какой жанр преобладал в его творчестве?

— В каких песнях поется о красоте, любви?

— Мы узнали, что Абай это фигура уникальная, это личность мирового уровня.

Подведение итогов и рефлексия.

 

 

Демонстрируют свои знания. Отвечают на

 

Разноуровневые карточки
5 мин. V. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках. Дневник
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                           Класс: 3    урок 9  
Тема:  Обобщающий урок І четверти  Повторение  
Цель урока: повторение изученных тем, провер­ка усвоенных знаний, закрепление материала.  
Ожидаемый результат: знать казахских певцов-ком­позиторов, уметь объяснить понятия: айтыс, сольное пение, опера, темп, сал, серэ, эпос, жыр, жырау, жырши, сынсу, жар-жар, коштасу, беташар, естирту, жоктау, терме, тенор, ария.

приобщить детей к высшим человеческим ценностям, развивать их духовную культуру с помощью средств музыки.

уметь рассуж­дать о звучании и тембрах музыкальных инструментов

 
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности  
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится» Ученики осмысливают поставленную цель. Дети берут друг друга за руки и улыбаются, называют хорошие качества своих одноклассников.    
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проверяет домашнюю работу. Ученики отвечают на вопросы учителя.    
25 мин. III. Актуализация знаний. Зачитывается таблица, составленная одним из учащихся.

.

Таблица  
5 мин. IV. Закрепление урока.

Передайте с помощью техники “Синквейн”

С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление по данной теме.

 Демонстрируют свои знания. Отвечают на все вопросы по группам    
5 мин. V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма» На стикерах записывают все, что узнали на данном уроке. фишки

 

стикеры

 
 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают в дневниках.  

 

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                           Класс: 3               урок 10
Тема:  Как создавался оркестр народных инструментов
Цель урока: 1) Формировать представления учащихся об оркестре, знакомить с различными видами оркестра,

2) Развивать музыкальный слух, умение определять звучание инструментов по тембру, развивать вокально-хоровые навыки,

3) воспитывать уважительное отношение к музыке прошлого.

 

Задачи:

познакомить с группами инструментов оркестра, историей его создания;

выявить различия тембров инструментов; дать представление об истории создания оркестра казахских народных инструментов, его структуре, руководителях и репертуаре.

 

объяснить понятие новых терминов: орхестра, симфония, оркестровая яма, дирижер; воспитание патриотических чувств через знакомство с казахской народной музыкой; формирование эстетической и музыкальной культуры.

Ожидаемый результат: умение слушания и слышания; развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с интернет ресурсами, картами, таблицами, схемами
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится» Ученики осмысливают поставленную цель. Дети берут друг друга за руки и улыбаются, называют хорошие качества своих одноклассников.  
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Горячий стул» проверяет домашнюю работу.

опрос домашнего задания при помощи приема «Горячий стул»

Задание группам: составить вопросы по содержанию

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся научатся использовать знания по теме в новых условиях

 
25 мин. III. Актуализация знаний.

С помощью стратегии «Таблица Фила» передать содержание данного рассказа.

Прием «Фишбоун»

факты

причины

 

Работа по группам

 

Вспомните имена великих казахских кюйши XIX века и начала XX века. Можно ли их назвать солистами и почему?

В первой половине XX века в Казахстане бурно начинает развиваться культурная жизнь. Много перемен произошло в музыкальной жизни страны. На смену традиционному сольному исполнению музыки пришел оркестр. Создание ор­кестра связано с именем А.К. Жубанова. (Показать портрет Лхмета Жубанова.)

Как создавался оркестр казахских народных инструмен­тов, узнаем из учебника.

В тексте мы встретили слова «профессиональные музы­канты». Кого называют профессиональным музыкантом? Кто в Казахстане был первым музыкантом-профессионалом? В каком учебном заведении он получил профессиональное образование?

Консерватория — высшее музыкальное учебное заведе­ние. Готовит музыкантов-исполнителей, композиторов, му­зыковедов.

Почему публика восторженно приняла оркестровое ис­полнение кюев? Сколько музыкантов входило в состав орке­стра? Какую музыку исполнял оркестр в начале своей дея­тельности и в дальнейшем?

Кто делал переложение музыки Гайдна, Моцарта, Чай­ковского для оркестра казахских народных инструментов? Чье имя носит оркестр казахских народных инструментов в наши дни? (Фотографии оркестра им. Курмангазы.)

Послушайте в исполнении оркестра казахских народ­ных инструментов кюй Туркеша «Кенел ашар». Сравните оркестровое звучание кюя с домбровым. Подберите слова для передачи характера звучания кюя.

В исполнении того же оркестра казахских народных инструментов послушайте «Пляску скоморохов» П.И. Чай­ковского и подумайте, что дает слушателю такое необычное исполнение русской музыки? Кто такие скоморохи? Почему пьеса названа пляской? Какое исполнение вам больше нра­вится? Какие музыкальные инструменты вы услышали в ор­кестре?

Запишите в тетрадь: Ахмет. Жубанов, Курмангазы, консерватория.

Вы были на уроке слушателями, а теперь подготовимся к вокальному исполнению. Для развития хорошей артику­ляции и дикции выучим скороговорки: «От топота копыт….» и «Карл у Клары….» А теперь послушаем и разучим песню А. Жубанова на слова Н. Баймухамедова «Ак, кегершин». О чем поется в песне? Какая по характеру песня «Ак, когершиш»? Какие чувства она передает? Чем отличается ку­плет песни от припева? Разучиван Задание-таблица: вставь пропущенную букву:  (6 мин.)

Оркестр казахских народных инструментов

 

Струнные Духовые Ударные
До_______ра Сыр_______й Асат_________к
Ко________з Уски__________к Коны_________у
Жет________ен Шер__________р  

 

Оркестр имени Курмангазы создан — 25 июня 1934г

Основатель оркестра —

Ахмет Куанович Жубанов. Первым главным дирижером и художественным руководителем оркестра имени Курмангазы был Ахмет Жубанов. В конце 50-х эту миссию выполнял Шамгон Кажигалиев. Он внес изменения в оркестр, включив в него четырехструнный кобыз — домбыру с проволочными струнами — и некоторые другие инструменты, что обогатило звуковую палитру оркестра и приумножило его исполнительские возможности.

*Ключ-ответ

Оркестр казахских народных музыкальных инструментов — коллектив музыкантов, исполняющих казахскую народную и классическую музыку на казахских народных музыкальных инструментах.

ие песни

Синквейн на тему

«Оркестр казахских народных музыкальных инструментов»

ОРКЕСТР

казахский народный

«воздушной» оркестровкой разучил

кюй любимый народный исполнили

МУЗЫКАНТЫ

 

ОРКЕСТР

казахских народных

музыкальных инструментов играл

под руководством Жубанова имени Курмангазы

КОЛЛЕКТИВ

 

Исполнение песни «Я пою».

5 мин. IV. Закрепление урока.

С помощью метода «ЗХУ» проводит закрепление данной темы.

Стратегия  Диаграмма  Вена.

   Народный оркестр
   Государоственный оркестр

                         

        

 

 

 

 

Кто из вас хотел бы в будущем стать музыкантом оркестра? На каком инстру­менте вам бы хотелось играть?

Сделать рисунок к прослушанной музыке (по выбору уча­щихся). Прочитать текст в учебнике к теме «Как создавался оркестр казахских народных инструментов».

 Учащиеся умеют оценивать поступки с точки зрения правил поведения; аргументировать свою позицию Таблица

«З-Х-У»

5 мин. V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма» На стикерах записывают все, что узнали на данном уроке. фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают в дневниках.  

 

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет музыка Класс 3  Урок 11
Тема урока: Сколько инструментов в оркестре?
Общая цель: Определить состав оркестра казахских народных инструментов.
Задачи: Сформировать знания о группах струнных, духовых и ударных инструментов;

Развить умение слышать в оркестровом звучании тембровые краски и определять по ним названия музыкальных инструментов, исполнять песни выразительно хором, передавая характер каждой фразы;

Воспитать познавательный интерес к традиционной казахской культуре.

Ожидаемые результаты обучения Предметные: знают названия музыкальных инструментов, понимают в какую группу они входят;

Личностные: имеют хороший художественный вкус, понимают связь музыки с жизнью людей, умеют воспринимать красоту окружающего мира, умеют выразить свои чувства и настроение средствами музыки;

Системно-деятельностные: могут рассуждать о сходстве и различии казахских музыкальных инструментов.

Подходы в преподавании: методы и приемы «Мозговой штурм», стратегия  «Кластер»,  Метод «Продолжи фразу»
Основные идеи, отработанные на уроке Казахские музыкальные инструменты, будучи драгоценным наследием культуры, дошли до нас из глубины веков. Их передавали от поколения к поколению безвестные народные музыканты. Каждый инструмент имеет свой неповторимый тембр, окраску голоса. А когда звучит целый оркестр, он раскрашивает музыку разными тембровыми красками и делает музыку более яркой и выразительной.
Источники, оснащение, оборудование: Видеозаписи, СД – диск, учебники, презентация Microsoft Office PowerPoint

Интернет ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=iTUV3j6UNFA     «Серпер», https://www.youtube.com/watch?v=cgvgFRfKJBI шанкобыз

Межпредметные связи Казахский язык, изобразительное искусство, познание мира.
Слушание, исполнение Курмангазы «Серпер», «Голоса казахских инструментов»,

«Вместе весело шагать»,

Этапы время Виды заданий и действия участников занятия Процесс

 оценивания

Организационный момент 2 мин 1.      Организационный момент.

 

Эмоциональный настрой на урок «Я, ты, он, она…»

Разделение на группы «Струнные», «Ударные», «Духовые» помощью карточек (3 группы)

Психологический настрой.

Повторение правил работы в группе.

— Вам что-нибудь говорят названия групп? Что вы можете предположить?

— Давайте в конце урока посмотрим, верны ли ваши предположения?

Формативное оценивание (похвала)
Вызов. Актуализация опорных знаний 7               7 мин 1.«Мозговой штурм»

— Автор песни «Гәкку»…

— Автор песни «Ақ сиса» …

— Автор песни «Козімнін қарасы»…

— Автор песни «Мәңмәңгер»…

 

— Сейчас я буду показывать слова. В них спрятались имена музыкальных звуков. Кто найдет? (дорога, мир, фамилия….)

— Ой, посмотрите, звуки потеряли свое место. Кто сможет выстроить звукоряд.

 

2.Пение гаммы До мажор с показом ручными знаками.

Рефлексия (подсчет смайликов)

 

— А сейчас, я предлагаю отправиться в замечательный мир казахской народной музыки.

Слайд 1

Тема нашего урока – Сколько инструментов в оркестре?

— Сегодня мы узнаем, сколько инструментов в казахском народном оркестре, послушаем голоса казахских народных инструментов.

Формативное оценивание (смайлики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(похвала)

Раскрытие темы урока. Осмысление 15 мин

Вступительное слово учителя:

— Но сначала, я хочу познакомить вас с одним человеком. Это очень известный, выдающийся казахский музыкант, композитор, дирижер – А. Жубанов. Именно Ахмет Жубанов создал первый оркестр казахских народных инструментов. А что такое оркестр? (группа музыкантов, играющих на музыкальных инструментах)

— Отлично! А какие казахские народные инструменты вы знаете?

— Молодцы, как много вам уже известно..

Ребятки, каждый инструмент имеет свой неповторимый тембр, окраску голоса. А когда звучит целый оркестр, он раскрашивает музыку разными тембровыми красками и делает музыку более яркой и выразительной.

— Послушайте в исполнении оркестра казахских народных инструментов кюй Курмангазы «Серпер».

После прослушивания вопросы:

— Какие инструменты вы назвали бы главными в исполнении кюя?

— В каком темпе звучит кюй?

— Какое передает настроение?

Слайд 3

— А теперь, внимание – весь оркестр разделен на 3 группы: струнная, духовая, ударная. Давайте посмотрим, какие инструменты входят в каждую группу.

Главной группой оркестра является группа струнных инструментов. Домбры-примы, домбры-альты и домбры- те­нора похожи формой, но имеют разную величину. Чем мень­ше инструмент, тем выше его тембр. Самый высокий тембр у домбры-примы. Более низкий тембр имеет домбра-альт, и наиболее низкий тембр у домбры-тенора. Свои необычные тембры имеют струнные инструменты жетыген и шертер. В группе струнно-смычковых инструментов кобыз-прима звучит подобно скрипке, а кыл-кобыз — как виолончель.

Духовые инструменты саз-сырнай, сыбызгы, муйиз-сыр-най своим звучанием напоминают свистящие птичьи голоса, а также близки к человеческому голосу.

Ударные инструменты вам хорошо известны. Во 2 классе вы узнали о том, что ударные инструменты хорошо подчер­кивают ритм в музыке. А вот исполнение мелодии, конечно   лучше всего доверить струнным, струнно-смычковым и духовым инструментам.

Послушайте в исполнении оркестра казахских народных инструментов кюй «Серпш» Б. Джуманиязова. Обратите вни­мание на звучание инструментов.

Какие инструменты вы назвали бы главными в исполне­нии этого кюя? В каком темпе звучит кюй? Какое передает настроение? Подберите подходящие к музыке слова. В испол­нении оркестра эта музыка прозвучала ярко и многоцветно.

Дифференциация- проверка знаний учащихся 10 мин Составление кластера

— Теперь вам предстоит самостоятельная работа в группах: струнная группа выбирает свои инструменты, духовая группа – свои и ударная группа – свои.

Защита работ.

— Теперь давайте проверим, правильны ли ваши ответы?

— Но я хотела бы добавить еще один необычный инструмент – шанкобыз (слайд).

— Посмотрите видеоролик…

— Так какой инструмент нам надо добавить в кластер?

Формативное (смайлики)
Задание и пение  Творческое задание.

Заполните таблицу инструментов, входящих в состав оркестра казахских народных инструментов. Где можно ус­лышать и увидеть выступление оркестра?

На больших народных праздниках, гуляньях всегда вы­ступают оркестры. Иногда несколько оркестров объединя­ются вместе, и получается большой сводный оркестр. В нем может быть более 100 музыкантов. Выступление оркестра всегда украшает праздник, создает праздничную атмосферу.

Давайте и мы подготовимся к празднику, на котором бу­дем петь. Выучим канон «Пусть попляшет язычок» .

Послушаем песню Р. Паулса на слова И. Резника «Золо­тая свадьба».

О чем эта песня? Какой характер, настроение передает эта песня? Можно ли золотую свадьбу назвать праздником? Бывал ли кто-либо из вас на золотой свадьбе? Разучивание песни «Золотая свадьба».

— Ребятки, а какое у вас сейчас настроение? Чтобы настроение наше сохранилось до вечера давайте споем песню «Вместе весело шагать». Споем?

Вопросы для закрепление урока:

Какие инструменты входят в состав оркестра казахских народных инструментов?

Какая роль в оркестре оч водится струпным, струнно-смычковым и духовым инструментам? Какие инструменты

в оркестре подчеркивают ритм?

Как называется язычковый инструмент? Как называется оркестр, собранный из нескольких орке­стров? Сколько в нем инструментов?

Формативное (похвала)
Анализ и самооценивание урока 3 мин Давайте вспомним ваши предположения названий групп. Кто правильно предположил?

Метод «Продолжи фразу»

Сегодня я узнал…

Мне не понравилось….

Формативное (похвала)
Рефлексия

Выставление оценок

2 мин Дерево Блоба. Формативное (похвала, выставление оценок)
Итоги урока, д/з 1 мин Пойте песни, слушайте народную музыку и ваша душа всегда будет счастлива.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code