AA:

 

Дата:                                                                                                    Класс: 5   1 урок  
Тема:   Айтыс – состязание акынов.

»

 
Цель урока:

Закрепление знаний об айтысе. Дальнейшее воспитание интереса и уважения детей к творчеству казахского народа. Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения.

 
Ожидаемый результат: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песнях.  
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности  
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель. С помощью пазлов класс делится на группы. пазлы

 

 
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью приема «Эврика» осуществляет повторение пройденного материала.

Музыкальное обобщение

 

Что такое айтыс?

 

Кто такой акын? Какой он использует инструмент?

 

Виды айтысов.

Ученики демонстрируя свои знания, заполняют перфокарты. перфокарты  
20 мин. III. Актуализация знаний.

С помощьюметода «Подумать-сговориться-обсудить» осуществляет усвоение нового материала.Предлагает ученикам «Графический тест».

.

         Айтыс- душа народа

 

 

 

 

 

Самостоятельно изучают новый материал.

 

 

В это время заметное распространение у казахов получил айтыс. Он представлял из себя импровизированное песенное состязание акынов — певцов-импровизаторов. Практически каждый род имел своего акына, который прославлял свой род, его выдающихся представителей — батыров, биев, балуанов и т. д. Во время песенного состязания акыны, без предварительной подготовки сочиняли стихи. Они поочередно вели словесные поэтические состязания, соревнуясь в знаниях, мудрости, остроумии и находчивости. Они должны были хорошо знать историю, генеалогию, обычаи и обряды казахского народа. Айтыс проходил под сопровождение таких музыкальных инструментов, как домбра, гармонь и кобыз. Айтыс проходил в публичной форме. Присутствующие своими возгласами определяли победителя. Слава о таких акынах быстро распространялась по Степи. В XIX веке известными мастерами айтыса были акыны Орынбай, Жанак, Шоже, Биржан, Асет, Сара, Суюнбай и многие другие. С этого же времени айтысы стали записываться исследователями. В айтысах отражались наиболее злободневные проблемы традиционного казахского общества. В них также были затрагивались вопросы любви, разоблачения отживших некоторых обычаев и обрядов, вопросы равноправия женщины.

1.      Каковы основные мотивы творчества поэтов XIX века? 2. Какое время мы называем «эпохой скорби»? 3. Расскажите о выдающихся мастерах кюя. 4. Что вы узнали об айтысе? 5. Используя свои знания из уроков казахской литературы, подготовьте небольшие рассказы о поэтах, музыкантах изучаемого периода. 6. Исполните одну из песен поэтов, музыкальных произведений композиторов изучаемого периода.

: Рассмотрим иллюстрации. Скажите, что изображено на этих картинках? (ответы детей)

Правильно, это – айтыс. Айтыс – это самобытный жанр культуры казахского народа, искусство словесной импровизации.

Кто такой акын? (ответы детей)

Правильно, акын – человек, мастер слова, ведь главное в айтысе – слово! Айтыс родился на народных праздниках, ярмарках, когда собиралось много народа. Чтобы привлечь народ на ярмарку обычно приглашали акынов, которые рассказывали народу о знаменитых батырах, защищавших свою Родину, о местах природы, которыми гордится казахский народ: это и горы Алатау, сосновый бор Семея, реки и озёра. Ведь народ многого не знал, так как был неграмотен. Это теперь мы, даже никуда не выезжая, видим столько красивого и прекрасного благодаря кинотеатрам, телевидению, книгам, спектаклям.

Биржан-сал был народным любимцем, его песни очень популярны в народе до сей поры. Биржан-сал – композитор яркого, самобытного стиля, автор популярных песен «Темиртас», «Жамбас синар», «Жанбота». Интересна история возникновения песни «Жанбота». Жанбота был волостным старостой и всё, что он приказывал, должно было исполняться.

В опере М. Тулебаева «Биржан и Сара» используются авторские песни Биржана. На ярмарке Биржан встречается с местной поэтессой Сарой Тастамбековой и влюбляется в неё, но вот беда, ведь Сара сосватана за старого горбатого старика. И Жанбота, пригласивший Биржана, узнал про чувства, которые возникли между Сарой и Биржаном, и по его приказу Биржан был схвачен и отправлен в тюрьму, где погибает, ведь в песне «Жанбота» – Биржан осмеял самоуправство и алчность Жанботы и призывал народ бороться против его произвола.

В народе бережно хранят имена акынов: Биржана, Абая, Мухаммеда Канафия, Амре Кашаубаева, Кали Байжанова и других. Одна из улиц нашего города названа именем Амре Кашаубаева. Кто из вас живёт по улице Кашаубаева? (ответы детей) Теперь вы тоже должны гордиться и знать историю вашей улицы.

 
10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока.

 

.Стратегия «Т-схема». Напишите в одну строчку слова и выражения об осени, поднимающие настроение, а на другой – снижающие.

Вопросы для закрепление урока:

Что такое айтыс?

Какой айтыс самый сложный?

Что главное в айтысе?

Кто может участвовать в айтысе?

Какие стихи используются в айтысе акынов?

Какой айтыс является свадебным?

Какое качество личности помогает победить в айтысе?

Кто из композиторов первым использовал айтыс в опере?

Что общего в айтысе и тартысе?

Что означает две начальные строчки в айтысе «Девушки и джигита»?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Ромашка Блума  
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

стикеры

 
 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                                 Класс: 5  урок 2
Тема: Искусство русских скоморохов
процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров.
Ожидаемый результат Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.;
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине». Ученики осмысливают поставленную цель. Рисуют рисунки. Бумага А4
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «КСО» осуществляет проверку домашней  работы.

Вопросы для обсуждения:

Ученики демонстрируют свои знания, задают друг другу вопросы.  
20 мин. III. Осмысление новой информации.

С помощью метода «Подумать – сговориться — обсудить» осуществляет усвоение нового материала.

-С чем сравнивает родничок?

 

Мы начинаем урок, и всё на этом уроке у нас будет необыкновенным: два учителя — музыкант и художник, большой экран вместо доски, много музыки. Мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждём с минуты на минуту. Да вот и они!

 (Выход скоморохов под фонограмму «Ах, вы, сени».)

   1 -й скоморох: Представление начинается, Сюда, сюда все приглашаются. Билетик купите, к нам заходите.

   2-й скоморох: Кто к нам зайдёт, тот в рай попадёт. А кто не зайдёт, со скуки пропадёт.

   1-й скоморох: Давай, давай, налетай. Места занимай!

   2-й скоморох: Такое узрите, что в Америку не захотите.

   1-й скоморох: У нас гуляний немало, а такого шуму и гаму ещё не бывало. А посему пора урок начинать…

   2-й скоморох: А кто ж будет начинать?

  1-й скоморох: Надо выбрать хозяйку, самую краси­вую!

  2-й скоморох: Да вот же она.

(Выводит девочку в костюме Царевны-лягушки. Голова накрыта шубой наизнанку.)

   1-й скоморох: Ой, что за страсти?! Это ты у нас хо­зяйкой будешь?

   Царевна-лягушка: Я!

(Сбрасывает шубу.)

Нам не время скучать, пора урок начинать.

   2-й скоморох: Ой, царевна, какая ты красивая, видно и правда на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется?

(Показывает на сарафан.)

   1-й скоморох: Верно. А что представляет собой са­рафан?      (Длинное, прямое платье без рукавов.)

    Царевна-лягушка: Правильно. Испокон веков об­раз русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина. Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут-величают красавиц? (Василиса Прекрасная, Марья Моревна.)

Царевна-лягушка: А ещё лебёдушка, утушка-голубушка — так ласково называют в народе русских женщин.

Учитель: Давайте посмотрим фрагмент хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как плавно и неторопливо движутся они в танце.

(Видеофрагмент хоровода.)

Учитель: Не зря А. С. Пушкин в своей сказке «О царе Салтане» написал следующие строки:

А сама-то величава, Выступает, словно пава.

Учитель: Вы, наверное, заметили, что и музыка у хо­ровода особенная. Попробуйте описать эти особенности. (Плавность, непрерывность мелодической линии, чёткие гра­ницы фраз, многократные повторы.)

Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьётся по подолу сарафана и по рукавам рубашки. Давайте по­смотрим, как изображали русских красавиц живописцы и по­пробуем увидеть особенности украшения их одежды.

(Под любые народные мелодии демонстрируются картины с объяснениями.)

Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству? (На праздничные и повседневные.)

—          Найдите общие черты для обеих групп. (Одинаковый
покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов.)

—          Теперь отличия. (Цвет, материал, количество и богатство украшений.)

—          Как вы думаете, одеждой какого сословия был сара­фан, когда он только появился на свет? (Одеждой для крестьян!)

—    Нет. Сначала сарафан был одеждой женщин из цар­ской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить
эти наряды из дорогих заморских тканей — шёлка, бархата, пар­чи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой,
драгоценными камнями. В орнаментах в основном использова­лись элементы растений, стилизованные изображения солнца
и так называемые орнаменты — обереги.

В конце XVII века сарафан всё ещё не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижёт боярам бороды, вво­дит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» — они предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шел­коткацкие фабрики будут работать зря?

«Нет» — решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России — кроме дворян! — носить «старо-боярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.

Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого? (Красный.)

—         Действительно, «красна девица», «красно солнышко»
— так называли в народе что-то красивое. Вы уже поняли, что
цвета нарядов — это своеобразный язык, который был понятен
всем. Во многих песнях можно было по цвету одежды дога­
даться о сюжете песни. Например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? (Красный.)

—         Верно. А о каком событии речь, если первая строчка
песни звучит так:

— Не шей ты мне, матушка, Красный сарафан.

—    Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем дальше и
убедимся в этом.

(Звучит фрагмент песни «Красный сарафан».)

—    Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важ­ную роль. А теперь попробуйте по литературным описаниям
нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц.

(На доске написаны в столбик: Царевна-лягушка, Снегу­рочка, старикова дочь из сказки «Морозко».)

1. «Под большою елью сидит его дочь, весёлая, румя­ная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с
богатыми подарками».

2.      «Как снежинка белая, глазки — что голубые бусины;
русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет да в губах
ни кровиночки».

3.      «Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди».

— А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых вы выполнили на предыдущем уроке. Вспомните, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.

(Под музыку дети выполняют задание.)

О сарафане говорили не только всерьез, но и в шутку. Давайте разучим шуточную песенку «Во кузнеце».

(Во время разучивания песни, раскрашенные сарафаны наклеиваются на лист с нарисованными девушками в хороводе.)

— Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточ­ной? (У неё задорная мелодия, быстрый темп и смешные слова}

—         Вспомните, пожалуйста, из чего сшили Дуне сара­фан?

(Из лопуха.)

—    Молодцы, вы очень внимательны.

Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите, что вас вдох­новляло на работу? (Картины, музыка и загадки.)

—    А что было центром, что объединяло и музыку, и
картины, и ваши работы? (Сарафан.)

Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа, а чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке, я предлагаю разместить нашу картину в классе, и пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока. Предлагает ученикам тестовые вопросы.

Работа в  группе:

Учащиеся отвечают на  разноуровневые вопросы. Работают с тестовыми вопросами. Тестовые вопросы
5 мин. V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о спряжении глаголов. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма») Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.

 

 

стикеры

 

фишки

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

  дополнительная информация  
  дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями  
         
  рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

 
  Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Почему ханы верили жырау? »   Урок 3  
Цель Дать представление об особенностях эпических произведений тюркских народов «жыр».

Задачи: познакомить учащихся с  определением «жыр», создать представление о звучании жыра через слушание фрагмента Бухар жырау «Биік тауға жарасар» ; прививать учащимся чувство уважения к народной музыкальной культуре казахов

 
Ожидаемый результат Знает  что  такое жыр, жырау, айтыс и  тартыс.

Знает  кто   были  героями  казахского    зпоса.

 

 
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Стратегия Оценивание  
Приветствие Пение приветствия. Пение приветствия. Вопрос — ответ Оценка с комментарием  
Пение Руководство разучиванием песни: пение по строчкам, пение по листу. Слушание и разучивание песни. Пение «Эхо» Устный комментарий  
Повторение

тема урока

Какие слова относятся в музыкальной культуре казахского народа?

Жыр, кюй, акын, былина, олонхо, кара олен

Дети выбирают слова и дают определение одному из определений. Визуальные данные  
Постановка целей урока Как вы думаете, что означает слово «жыр»?

Дети делают свои предположения

Ассоциации

Задание  №1.            Составить   по  2  вопроса  и  задать  друг  другу.    (Работа   в  паре.)

Задание  №2

(Найти  ответы  и  выписать  в  тетрадь  по  теме.)

А )Что  такое   жыр ?      Б) Что  воспевали   эпические   жыры?

В) Кто  был  главными  героями   этих  сказаний?      Г) Какую  роль  в  казахском   обществе  играли  жырау?

Д)  Кого из  великих  жырау   прошлого   вы  знаете?         Е) Какой  совет  дал  Бухар  жырау   Абылай  хану?

.       Задание № 3         ( послушай  слова назидания и поразмышляй).

Слушание   Бухар  жырау.  Слова назидания  «Биик  тауга  жарасар» — « Подобно    вершине  горы».             (Дети  внимательно   вникают  и  размышляют.)

. Творческое  задание № 3 . (Кем были жырау? Выбери правильный ответ и докажи  его.  )       Что  нового  вы  узнали?   Что  бы  хотели  еще  узнать?    Что  такое  импровизация?  Что  такое   жыр ?       Что  воспевали   эпические   жыры?  Кто  был  главными  героями   этих  сказаний?      Какую  роль  в  казахском   обществе  играли  жырау?)   Кого из  великих   жырау   прошлого   вы  знаете?  Какой  совет  дал  Бухар  жырау   Абылай  хану? и  т.д.

Работа в группах:  опережающее задание:

1  группа: СТРУННЫЕ:                                                                                                      Домбра — наиболее широко распространенный в народе инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре: путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипывания струн;                                                                                                            Кобыз — древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент. Изготавливается из цельного дерева и имеет форму ковша;                                          Жетиген — музыкальный инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. В настоящее время используется как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях;

2 группа: ДУХОВЫЕ:

Керней                                                                                                                             Камышовые и роговые сырнаи                                                                                   Сыбызгы — широко распространенный инструмент в народном быту. Изготавливается из камыша, дерева, реже из металла, в виде двух деревянных желобков, скрепляемых нитью полыми сторонами;                                                       Адырна — древний казахский духовой инструмент. Обладает сильным звуком. В старину использовался во время боевых походов, а также в дни охоты для привлечения внимания птиц, зверей, имитируя их голоса;
Язычковые:
Шанкобыз
— разновидность варгана, одного из древнейших музыкальных инструментов. При игре шанкобыз прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта даёт возможность менять тембр инструмента;

3 группа: УДАРНЫЕ:                                                                                                       Дангыра — представляет собой обод, обтянутый с одной стороны кожей, на внутренней поверхности которого прикреплены металлические подвески, издающие при ударе по коже и при движении дополнительный шумовой эффект;
Дауылпаз — имеет деревянный котлообразный корпус, обтянутый с двух сторон кожей. Игра производится ударами руки или плети. Использовался в качестве военного сигнального и шумового охотничьего инструмента;                                          Дабыл — представляет собой деревянный обруч, обтянутый с двух сторон кожей. Сбоку на ободе имеется ручка или кожаный ремешок. Удары производятся руками или деревянными палками. Предназначался для подачи сигналов и имел различные размеры, вплоть до больших батальных с очень громким звуком;

Асатаяк — казахский народный шумовой музыкальный инструмент. Атрибут шаманских инициаций. Представляет собой деревянный жезл высотой более одного метра. В верхней части имеется головка, на которую подвешиваются металлические подвески различной формы, издающие при движении шум.

 
Что бы вы хотели узнать об жыре? Дети задают вопросы «Хочу узнать»  
Задание Задание

 Соревнование между двумя группами.

Кем были жырау  ?

Выберите правильный ответ и докажите его.

Поэт Воин.

Прорицатель.

Певец.

Политический деятель. Советник хана. Сказитель эпоса. Летописец. Военачальник. Кобызист

ИКТ, здоровьесберегание  
Слушание фрагмента «Ответ Бухар жырау хану Абылаю» На фоне презентации звучит музыка жыра.

Есть ли инструментальное сопровождение?

Каковы способы исполнения жыра?

Какими качествами должен обладать человек, исполняющий жыр?

Каковы ваши впечатления о слушании?

Слушание

 

Ответы на вопросы учителя

ИКТ  
Рефлексия. Вопросы целеполагания

 

Что вам больше всего понравилось? Что показалось новым, необычным? И др.

Ответы на вопросы целеполагания    
Прощание и выставление оценок.  Традиционное прощание. Традиционное прощание. «До свиданья, дети!» попевка  
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:  5 класс   Урок 4
Тема урока  

Кер оглы – чей батыр

Цели урока  
 

Ожидаемый результат

   Закрепить знания предыдущего урока

Сформировать представление об эпических сказаниях и героях

Развивать умение слушать и анализировать музыку.

.

 

Основные идеи закрепление знаний о о жырау. Знакомство с героическими эпосами.

 

Групповая работа способствует улучшению психологического климата, в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

 

Обору-дова-ние

 

Работа с текстом  учебника, индивидуальные задания,групповое задание

Учебное пособие,мел,доска, интерактивная доска,смайлики,постер

 

 

 

Записи учителя по уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

З

Вре-мя Деятельность учителя Деятельность ученика
 

 

2- минута

 

 

І.Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок:

«Дерево целей».

Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своем «дереве».

 

 

Деление класса на 3 команды

 

  5 мин

 

 

 

 

ІІ. Повторение дом заданий и  Постановка цели урока

Почему жырау были в доверии у ханов?

Слушание фрагмента исполнения жырау.

 

 

ученики отвечают на вопросы по пройденной теме

 

25 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

3 мин

ІІІ.Объяснение нового материала:

а) Самый большой жанр народного творчества – эпос (жыр). В казахстане от народных сказителей записано свыше 100 сказаний.

Жыр- означает сказание, песнь, рассказ.

Эпические сказания – один из самых любимых жанров народного творчества. И взрослые и дети могут часами слушать рассказы о героях батырах – Алпамыс и Кобланды, об их освободительных походах.

В эпических сказаниях отражены  реальные исторические события древних эпох. Эпические сказания можно разделить на 2 вида: героические и лирический. В героическом эпосе – борьба героев батыров за освобождение родной земли.

В лирическом эпосе- воспевается глубокая и верная любовь, во имя которой могут пожертвовать даже собственной жизнью.

Эпос исполняется обычно под домбру жырау, жырши, акынами.

Б) К героическому эпосу относится эпос «кер оглы» — героический эпос народов Ближнего Востока и средней Азии. В основе сюжета – подвиг богатыря, борца за народное счастье и справедливость.

Кер – оглы – герой туркмен из племени тәке – йомут, народный мститель, чтобы отомстить тирану который ослепил его отца (отсюда имя героя Кер – оглы- сын слепого). Он возглавляет борьбу угнетенных против власти имущих. В его сказочной стране – крепости Чамбел царит дух равенства, братства, любви к свободе.

Кер – оглы поэт импровизатор, один из вождей крестьянского движения конца 16 начало 17 веков на территории Азербайджана. Его конь богатырь обладает сказочными достоинствами.

 

 

 

Защита постеров «Кер оглы»

 

 

Учитель объясняет новый урок

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание письменно

 

 

 

 

ІҮ. Закрепление

? — Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

? – Что такое жыр?

? – Кто исполняет жыр?

?- Кер оглы к какому виду эпоса относится?

?- Что лежит в основе эпоса «Кер – оглы»?

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы

 
 

 

2 мин

 

Рефлексия

Сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 

 

Ребята по кругу

 высказываются одним

предложением,

выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на

доске:

 

 

 
1 мин Итог урока Выставление и

комментирование оценок

 

 
Домашнее задание . 1. прочитать рассказ стр.10-12

2. пересказать содержание

 

 
 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code