Тема Кюи рассказывают о жизни Курмангазы  Урок 1
Цель Раскрыть социальную обусловленность происхождения музыкального жанра – кюй-посвящение;

знакомство с мастером шертпе кюев Татимбетом Казангапулы;

сформировать представления о музыкальном жанре;

закрепить понятие «кюй», дать понятия «кюи-посвящения — арнау»;

познакомить с различными домбровыми школами и их основоположниками (Курмангазы, Таттимбет);

 

Ожидаемый результат Развивать у учащихся музыкальную речь, образное мышление, фантазию, навыки вокального хорового пения, расширять их музыкальный кругозор.

Прививаться  интерес и уважение к культуре казахского народа, воспитывать эстетические качества учащихся, умение правильно слушать и исполнять музыку.

 

Этапы урока Виды деятельности Деятельность учащихся
1. Орг.момент Организация начала урока, музыкальное приветствие

Целевая установка

(повторим термины, познакомимся с новым произведением,

усвоим понятие арнау)

Музыкальное  приветствие,

настрой на урок,

2. Проверка выполнения домашнего занятия В этом году мы узнаем много новых терминов

1.Что такое кюй?

2.Как мы называем музыканта, который исполняет кюй?

3.Когда несколько кюйши вступают в состязания, это…?

 

5.С какими кюйши мы уже знакомы?

 

 

7. Стиль токпе какой?

8. Стиль шертпе, какой?

 

Что такое жанр? (Жанр – это определенный тип произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число (произведений, сочинений.)
— Какие жанры музыкального искусства вы знаете? (инструментальный, вокальный).
— Что такое инструментальная музыка? вокальная музыка? (Музыка вокальная, предназначенная для человеческого голоса (песня, романс, серенада, ария). Музыка инструментальная (симфония, соната этюд, прелюдия), звучащая без слов в исполнении скрипача, пианиста, трубача или различных групп музыкантов). »

 

Ответы детей

 

Самостоятельная работа

 

Ответы детей

4 Чем тартыс отличается от айтыса?

 

6. Эти кюйши играли разными стилями, какими?

 

 

Самостоятельная работа

3. Подготовка к основному этапу занятия Рассказ об истории появления кюя «Адай»

Как вы думаете, какой вид тартыса выбрали Курмангазы и Акмандай?

Слушание кюя «Адай»

Анализ произведения

Работа на мониторе

Музыка была быстрая или медленная?

Каким стилем исполнялся кюй?

Какое новое слово у нас появилось?

Ответы детей

Знакомство с понятием арнау

Какой кюй Курмангазы мы уже слушали, и кому он его посвятил?

Назовите жанр казахской инструментальной музыки? (Кюй).

— Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос нации. Казахами кюй воспринимается еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме.

— Сегодня мы познакомимся с произведениями великих композиторов-кюйши.Курмангазы – великий народный композитор-кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его называют «отцом кюев» – тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры.
— Курмангазы родился в Уральской области. С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре.

— Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву можно считать кюй «Сары арка», что в переводе означает «Золотая степь». Это самое известное произведение Курмангазы, завоевавшее необычайную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире.
.Слушание

Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и жизнерадостный характер музыки.

·         Слушание музыки (кюй Курмангазы «Сары арка») домбровое исполнение.

— Каков характер музыки? (Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный).
— Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Қайран шешем»?
— Какой инструмент исполняет кюй? (Домбра).

 

4. Усвоение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прошло более 100 лет, а кюй продолжает звучать. Но звучал он уже иначе

 

Слушание оркестрового звучания кюя

 

Что слышим, что изменилось?

 

Видео «Адай»

 

Это была танцевальная, песенная или маршевая музыка?

 

 

 

 

 

Слушание фрагмента, анализ

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеофрагмента

 

 

Отметить в тетради подходящий рисунок с. 9

Физминутка Выполнение физминутки
5. Закрепление знаний Прошло еще 80 лет и кюй «Адай» опять приобретает новое звучание

 

Показ портрета Курмангазы.

-Что вы знаете об этом копозиторе? (ответы детей)_

-На каком инструменте играл кюйши?

-Какое произведение вам уже знакомо

 

 

 

 

Анализ: какие изменения можно услышать в звучании кюя? Что изменилось?

5. Вокальная работа Какую песню про танцы мы с вами начали разучивать?

 

Работа с песней «Кел билейік»

 

 

Попевка «Начинаем петь сейчас,

Будет дружно петь весь класс»

Работа с песней, разучивание 2 куплета

6. Подведение итогов занятия Рефлексия.

Если бы вы были композитором, какой кюй вы бы сочинили? Кому бы его посвятили?

Обобщение полученных знаний.  Выставление оценок

Участие в обобщении знаний.
7. Д/з С. 9 выучить понятие арнау, знать название кюя Курмангазы Запись в дневник д/з
Музыкальное прощание

 

Музыкальный материал:

 

  1. «Адай» кюй
  2. Видео «Адай»- оркестр
  3. «Адай» — современное звучание
  4. Физминутка
  5. «Кел, билейік» — каз. народная песня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                            Класс: 2    урок 2
Тема: Кюи рассказывают о жизни Курмангазы
Цель урока: Продолжить знакомство с великим наследием казахского народа, его традициями. Расширить знания о домбровых школах, стилях исполнения кюев. Продолжить знакомство с творчеством казахского композитора- кюйши и его кюями. Рассказать об истории возникновения кюев.. Развивать тембровый слух в процессе слушания казахских кюев уметь определить их названия.

Ожидаймый результат: умение исполнять песни с использование различных темпов.

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. С помощью разрезанных пазлов, класс делится  на группы. Пазлы
10 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме.

Показ портрета Курмангазы.

-Что вы знаете об этом копозиторе? (ответы детей)_

-На каком инструменте играл кюйши?

-Какое произведение вам уже знакомо?

 

Демонстрируют свои знания, умения. Карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.

, Слушание и исполнение песни Т. Кулиновой «Родной Казахстан»

— О чём поется в песне?

-Какая по характеру песня?

Какие чувства передает музыка?

-Из каких частей состоит песня? (обратить внимание на дикцию, интонирование, правильность произношения текста)

Курмангазы Сагырбайулы- автор замечательных домбровых произведений и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его называют «ОТЦОМ КЮЯ», тем самым подчёркивая исключительную роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры. Кюи композитора понятны и близки казахскому народу по содержанию и звучанию. Большинство своих кюев он посвящал родным и друзьям. Собираясь в дальнюю дорогу, он сочиняет кюй для самого родного человека- мамы, кюй, который так и называется «Аман бол, шешем, аман бол!»  Однажды во время трогательной встречи Курмангазы с матерью, создает известный кюй «Кайран шешем» (О моя милая мать)

Слушание кюя «Аман бол, шешем, аман бол»

— О чём рассказывают кюи Курмангазы?

-Какую картину можно представить, слушая этот кюй?

-Какую форму имеет домбра?

-А сколько форм домбры известны в Казахстане?

В домбровой музыке сложились свои исполнительские традиции. Они такие древние, что их стали называть школами: западноказахстанская и восточноказахстанская. Восточное исполнение получило название шертпе. Поэтому этот стиль называют ещё «игра щипком», т.е щипковое извлечение звука. Кюи в стиле шертпе имеют песенный склад, они похожи на песни. Среди них много лирических, нежных произведений.

Топке получило свое название от слова «льющийся», что говорит о характере его исполнения

-Как вы думаете в каком стиле исполнялись кюи Курмангазы, которые мы с вами услышали? (ответы детей).

Для свободного размышления предлагает ученикам  составить «Кластер».

 

 

 

Свободный микрофон»

— Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном. Для ответов можете воспользоваться «Словами-помощниками

— «Впечатление произвел…»;

— «Запало в душу…»;

— «Был поражен…».

Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер. Флипчарт
5 мин. IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Призма».

Подготовка к пению (распевка) упражнение для голоса и слуха

-надуваем воздушный шар, затем сдуваем на звук ш-ш

 слушание песни «Когда мои друзья с тобой» М. Шаинский

-Как надо исполнять песню? О чём она?Из каких частей состоит?

Авторский стул:

-Напиши эссе на тему Кюи

Синквеин к слову дружба.

1.Слова

2 Речи

3Литература

4 Диалог

 

Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. Бумага А4
5 мин. V. Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и  учащимися. Систематизирует и обобщает совместное  достижение. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Рефлекция

Оценивание фишками  Проводит рефлексию.

 

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Оценочный лист

 

Стикеры

 2 мин. VI. Объясняет выполнение домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация  
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями  
       
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

 
Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема

 

Мастер шертпе кюев-Таттимбет Казангапулы.  Урок3

 

 

Цель

Познакомить с творчеством основоположника домбровой школы Таттимбета приёмом игры га домбре-шертпе.

Задачи образовательные:

сформировать представления о музыкальном приёме игры на домре-шертпе.

закрепить понятие «кюй».

Задачи развивающие:

развивать навыки восприятия казахской инструментальной музыки..

Ожидаймый результат Познакомиться  с шертпе-кюйши Таттимбетом Казангапулы и его творчеством.

Научиться  слушать и определять характер прослушанных кюев

Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Проверка дом зад Проверка пройденного материала. С помощью метода  «Ассосация» осуществляет проверку домашнего знаний учащихся

Учитель: Какие жанры музыкального искусства вы знаете? (инструментальный, вокальный).

 

-Что такое жанр? (Жанр – это определенный тип произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число произведений, сочинений.)

 

-Что такое инструментальная музыка? вокальная музыка? Музыка вокальная, предназначенная для человеческого голоса (песня, романс, серенада, ария). Музыка инструментальная (симфония, соната этюд, прелюдия), звучащая без слов в исполнении скрипача, пианиста, трубача или различных групп музыкантов.

-Какие жанры сформировались в казахской народной музыкальной классике? (музыкально-поэтический, инструментальный).

 

Кюй как основной жанр традиционной казахской инструментальной культуры продолжает развиваться и в наши дни.

Учитель: Как называют исполнителя кюя? (Кюйши).

Как называют музыканта, который не только исполняет, но и сочиняет кюи? (Композитор-кюйши).

-Искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства.Сегодня мы познакомимся с произведениями великого композитора-кюйши-Таттимбет.Показ портрета композитора.

Уч-ся работают с текстом «Язык – это окно в новый мир», отвечают на вопросы, делают выводы, готовят презентации .
4. Освоение темы

По методу Джигсо :  всем группам  раздаем материалы для                  задание , индивидуально, по парам.

. Таттимбет – великий кюйши казахского народа, принадлежал к родовой знати, к старинной благородной и состоятельной семье из рода шаншар и увлечение музыкой сочеталось в его жизни с административной деятельностью. Среди его предков — знаменитый бий Каздаусты Казыбек би. Отец Казангап имел высокий воинский чин в царской армии. И сам Таттимбет был офицером российской армии. Таттимбет не знал нужды, которая была спутницей почти всех народных композиторов. Благодаря находчивости, остроумию, справедливости Таттимбет становится известен по всей округе.  Он был известен как серэ́, это звание дал ему казахский народа. Серэ — артист, одевался богато и нарядно, и водил в нарядном уборе своих дорогих коней. Сохранилось предание, что у Таттимбета был конь Бозжорга́, которого он научил танцевать под звуки домбры. Когда он играл свой кюй «Кара жорга» («Вороной иноходец»), Бозжорга ходил в ритме кюя — то шагом, то иноходью, то убыстряя движения. Таттимбет — яркий представитель домбрового стиля «шертпе» — особый, «шелковистый» и трепетный звук извлекается не ударом по струнам всей кистью (энергичная западно-казахстанская школа «токпе» — Курмангазы, Даулеткерей, Махамбет), а путём шертпе — щипковым приемом, изящным перебором пальцев.

 

Задание: внимательно прочитай текст, закончи предложения:

1. Таттимбет – это ……

2. Коня Таттимбета звали …..

3. Таттимбет играл на ……

4. В игре на инструменте Таттимбет придерживался стиля ……

5. Таттимбет для коня играл кюй ……

Оценивание по окончании этого этапа работы (формативное оценивание с участием учащихся).

Слушание: «Саржайляу»,  «Сылкылдак» («Хохотушка»).

-Какой характер? Настроение кюя?

-Кюй о внезапно умершей девушке- кюйши Сакау из рода найманов про-славил юного кюйши на всю степь.

— В кюе «Сары жайляу» («Пожелтевшая летовка») отчетливо выражены философские настроения о природе и жизни.

Слушание: «Саржайляу» Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и лиричный характер музыки. Его произведения отличаются тонким лиризмом, глубоким психологизмом, исключительной образной силой. Кюй поражает слушателей необычной мелодичностью, является шедевром музыки Таттимбета. В этом произведении композитор передает образ жайлау.

Мелодия кюя рождает образ прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами, зеркальными озерами. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями.

Ильяс Джансугуров (читает учитель)

1. Распевки на дикцию «На зелёном-то лугу».

2. «Листья-парашюты»- знакомство, пение.

3. Пение с солистами, по рядам

Каков характер кюя Саржайляу? (светлый, жизнерадостный, лиричный, нежный, возвышенный).

Что вы представляли, слушая эту музыку?

Кому посвятил кюй Таттимбет? (природе).

Для какого музыкального инструмента написан кюй?

Что такое шертпе?

Слушание кюя «Саржайлау» Таттимбет Казангапулы

-Каков характер музыки светлый, жизнерадостный, нежный

-Какую картину можно представить, слушая кюй?

 Подгтовка к пению (распевка) упражнение для слуха

«Ритмическое эхо»- развитие чувства ритма

 Разучивание песни «Кел балалар, ойнайык» А. Еспаев

(работа над текстом в спокойном темпе)

5. Рефлексия Что знали? Что узнали?

Что хотят узнать?

 

Уч-ся заполняют карточки. Сдают.
6. Подведение итогов. Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.  
7.Последующие задания Самостоятельная работа.

Прочитать описания «серебряного века» у Гесиода и Овидия. Сравнить описания, сделать выводы о сходстве и различии. Записать результат в тетрадь в виде таблицы.

 

Запись в дневниках.
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                             Класс:2   урок 4
Тема: Мастер шертпе кюев-Таттимбет Казангапулы (продолжение)
Цель урока: углубить знания учащихся о традиционных стилях исполнения на домбре (топке, шертпе)

Познакомить учащихся с шертпе-кюйши Таттимбетом Казангапулы и его творчеством. Научить детей слушать и определять характер прослушанных кюев.

 

Ожидаемый результат умение выразительно исполнять песни на казахском языке, передавая содержание текста.

умение сравнивать кюи и определять стиль исполнения.

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.  

 

 

10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы.

Кто сочинил кюй «Саржайлау»?

-В каком традиционном стиле исполняется кюй?

-С какими видами традиционных стилей вы знакомы?

 

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Кубик Блума
20 мин. III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.

За

По методу «Кластер » осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися.

Мастер шертпе кюев-Таттимбет Казангапулы

 

 

 

 
Кюй «Сары-Арка» считают вершиной не только творчества Курмангазы, но и всей казахской музыки. Для кюя характерно светлое, жизнерадостное настроение, вызывающее душевный прилив и эмоциональный подъём у слушателей.

Кюй Таттимбета «Саржайлау» поражает слушателей необной мелодичностью. В кюе через описание красоты природы передается ощущения человека, его духовный мир, размышление о сущности бытия

Слушание кюев «Саржайлау» Таттимбет Казангапулы, «Сары-Арка» Курмангазы

-Есть ли сходство или различие в обоих кюев?

-Есть ли изменения в звучании кюев?

Сегодня мы услышали волшебные звуки кюя и можно сделать вывод о том, что казахская инструментальная музыка- важная часть казахской музыкальной культуры

. Подгтовка к пению (распевка) упражнение для слуха

«Ритмическое эхо»- развитие чувства ритма

.  Продолжение разучивание песни «Кел балалар, ойнайык» А. Еспаев

(работа над текстом в спокойном темпе)

 

Закрепление темы и подведение итогов урока

Повторить, что такое казахская инструментальная музыка, кюй, кюйши, композитор-кюйши, домбра, оркестр казахских народных инструментов; прочитать сведения о композиторе Казангапулы Таттимбете; слушать казахскую инструментальную музыку.

 

10 мин. IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

 

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

Стикеры

 2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                           Класс: 2      5  урок
Тема: Музыкальные портреты Даулеткерея Шыгайулы.
Цель урока:

 познакомить с творчеством казахского композитора Даулеткерея Шыгайулы, с кюями композитора.

Развивать вокальнор -хоровые навыки, чувство ритма, умение исполнять песню в характере. Развивать музыкальное восприятие, умение подбирать к прослушанному музыкальному произведению словесное описание.

 

Ожидаемый результат:

Научатся синтезировать  все полученные знания;

Научатся анализировать, рассуждать,  обобщать и работать в группе.

.

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик»

— Возьмите себя за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали?

Осмысливают поставленную цель. Ученики берутся за руки. Говорят то, что почувствовали от прикосновения своих одноклассников.  
10 ми. II. Проверка пройденного материала.

По стратегии  «Таблица Фила» проводит проверку домашней работы.

Таблица Фила
Точная информация Свое мнение Вопросы по тексту План текста
       

 

 

Демонстрируют свои знания, умения  по жизни и творчеству Д. Байрона (по домашней работе)

 

 

 

 

Таблица Фила
I.                    Вызов.

1.      Создание колаборативной среды.  Работа в больших группах с учебным материалом. Материал для анализа обучающиеся должны найти сами посредством ИКТ или дополнительной литературы, предоставленной учителем. Каждой группе дается карточка с заданием, роль в группе для себя выбирает самостоятельно каждый член группы. По ходу презентации ответов каждой группы, остальные учащиеся заполняют краткий конспектный лист, предложенный учителем.

.

Даулеткерей Шыгайулы родился в ауле Орда Бокейординского района Западно- Казахстанской области. Отец Даулеткерея умер, когда ему было всего 5 лет. Мальчика стал воспитывать брат отца султан Мендигирей Букейханов- самый богатый и влиятельный человек. В детстве Даулеткерей учился мусульманской грамоте у муллы и знал арабский язык. Хан Жингер, получивший образование в России, создал все условия для того, чтобы все дети могли обучаться русской грамоте в Орде. Даулеткерей научился говорить по- русски, умел читать и писать, но особенно его привлекала игра на домбре. Мастеру игры на этом инструменте он научился у превосходного домбриста Мусиралы Бердалыулы. Даулеткерею принадлежит ряд кюев «Кыз Акжелен», «Косалка», создающих женские образы и воспевающих женскую красоту. В начале 40-х 19века были созданы первые, ставшие впоследствии широкоизвестными, кюи Даулеткерея «Кыз Акжелен», и «Косалка»Толчком к сочинению этих домбровых пьес послужили жизненные впечатления акына. Казахские домбристы обращались с туркменскими дутаристами, и в результате такого обращения происходило взаимовлияние и взаимообогащение двух национальных культур.

 

Посмотрите и определите, на каком рисунке изображена казахская добра, а на каком –туркменский дутар. В кюе «Косалка» нарисовал нежный облик девушки, идущей с ведрами воды. Обратите внимание на рисунок с женскими украшениями.

.Подготовка к пению (распевка)

«Три синички» по ролям

Повторение раннее пройденных песен

.Закрепление темы и подведение итогов урока

Пересказ в тетради и выучить попевку «Три синички»

 

III. Рефлексия.

Учитель: первый урок русской литературы подошел к концу, я думаю, мы очень продуктивно поработали. Но мне бы хотелось, чтобы вы высказали свои впечатления об уроке, может быть, внесли свои предложения для проведения следующего урока.

Домашнее задание: составить три тестовых вопроса открытого типа на материалах урока.

 

 

Модуль «Обучение тому, как обучаться». 

 

Стратегия «Выставка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «Развитие критического мышления».

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «ИКТ в преподавании».

 

 

 

Модуль «Оценивание для обучения».

 

Стратегия «Карта оценки».

 

 

Модуль «Развитие критического мышления».

 

 

Стратегия «Минутный обзор».

 

 

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                           Класс: 2              6 урок
Тема: Изобразительность кюев Казангапа Тлепбергенулы. Арнау кюй
Цель урока: познакомить с творчеством казахского композитора Казангапа Тлепбергенулы

Задачи:

Образовательная: познакомить с кюями композитора

Развивающая: развивать музыкальное восприятие, умение подбирать к прослушенному музыкальному произведению словесное описание.

 Ожидаемый результат:

Раскроет  социальную обусловленность происхождения музыкального жанра – кюй-посвящение.

умение подбирать к прослушанному музыкальному произведению словесное описание.

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру  «Хорошее настроение». Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу.  
5 мин. Проверка пройденного материала и Подготовка к восприятию новой темы. С помощью приема «Корзина идей» проводит первичное   восприятие тему.

— Словарь терминов

 

1)     Домбыра – казахский музыкальный щипковый инструмент.

 

2)     Кюй – программная пьеса для домбры.

 

3)     Торе – чиновник, аристократ, господин. Тартыс – игра на домбре.

 

4)     Кюйши – исполнитель кюев.

 

5)     Султан – представитель феодальной знати ( «белая кость»), не входившей в состав казахской родовой общины.

 

6)     Жуз (буквально – часть, сторона) – объединение отдельных родов и племен в племенные союзы.

Демонстрируют свои знания.

На стикерах записывают все, что знают о Пушкине.

 

 

Мяч

15 мин. IV. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.
«Таблица Фила» ученики самостоятельно изучают биографию писателя.

Проявляют интерес к изучаемому материалу.

Музыкальное наследие Казангапа представляет актюбинско-аральскую школу западноказахстанской домбровой музыки. Учителями Казангапа были талантливые кюйши, такие как Усен-торе, Тореш, Орынбай. Чтобы исполнять  кюи Казангапа, требуется большое исполнительское мастерство.

Каждый кюй Казангапа – размышление о жизни и судьбе простых людей. Послушайте легенду о содержании кюя «Көкіл». Однажды Казангап с караваном держал путь на юг страны к Аральскому морю. Проходя мимо аула Каракамыс Актюбинской области, Казангап решил остановиться и познакомиться с известным кюйши Усеном-торе, богатым и влиятельным человеком. Хозяина дома не оказалось. Немного отдохнув, Казангап взял домбру, висевшую на стене, и начал играть. Тем временем вернулся Усен-торе, увидев незнакомца, недовольно спросил: « Кто ты, осмелившийся взять мою домбру?». Тогд Казангап сыграл свой кюй «Көкіл». Мастерство незнакомца поразило Усена-торе. «Твой печальный кюй растрогал мою душу. Большие трудности и испытания пришлось тебе пережить. Слышал я, что живет очень талантливый, но бедный кюйши Казангап. Ты ведь и есть тот кюйши? Проходи на почетное место». Так Казангап познакомился с Усеном-торе.

Слушание кюя Казангапа «Көкіл».

— Какую картину вы представили себе, услышав кюй «Көкіл»?

— Понравился ли вам этот кюй?

— Каков характер кюя?

— В каком темпе исполняется кюй?

Упражнение для певческого дыхания «Воздушный шар»

Давайте надуем большой воздушный шарик ( дети имитируют надувание шарика). Но вдруг в шарике образовалась дырочка и он стал сдуваться вот с таким звуком «ш-ш-ш» (ребята повторяют упражнение 2-3 раза)

Разучиваем песню «Айголек», слова Н.Баймухамедова, музыка Б.Байкамадова. Прослушивание песни.

— Какая песня по настроению?

— Можно ли под неё танцевать казахский танец?

— Как вы думаете, о чем говорится в песне?

Давайте вместе переведем текст песни и разучим ее.

Послушаем кюи.

Казангап. «Шыныаяқ тастар», «Құс кайтару».

Разучивание песни «Танец маленьких утят».

Французская народная песня

Русский текст Ю.Энтина

Слушание кюя Казангапа «Көкіл».

— Какую картину ты представляешь себе, услышав этот кюй? — Понравился ли он вам?

-Каков характер кюя? -В каком темпе исполняется кюй?

 Подготовка к пению (распевка)

Упражнение для певческого дыхания «Воздушный шар»

(Надуваем большой воздушный шарик, но вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка и он стал сдуваться вот с таким звуком ш-ш-ш)2-3раза

. Разучивание песни «Айгөлек» муз Б.Байкадамова. (прослушивание песни)

— — Какая по настроению песня?

-Можно ли под нее танцевать казахский танец?

— Как вы думаете о чем говориться в песне?

Давайте вместе переведем текст песни и разучим её

 

 

 

10 мин. V. Закрепление урока. 

 

Фамилию какого известного композитора ты можешь составить из этих букв?

А З К Н А П Г А

-Расскажи, что ты знаешь о Казангапе

 

Демонстрируют свои знания, опираясь на таблицу, составленную ими.

 

 

Карточки

 

 

 

 

5 мин. VI. Итог урока.  С помощью метода «Телеграмма» проводит итог урока.

Оценивание фишками  Проводит рефлексию.

— За что бы вы себя могли похвалить?

— Какие трудности встретились на уроке?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока, и отправляют своим одноклассникам телеграмму. Оценивают работу своих одноклассников.  

Светофор

 

Стикеры

 

 2 мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Составить хронологическую таблицу основных моментов жизни и творчества А. С. Пушкина, используя материалы урока…

 

Ученики записывают в дневниках. Дневник
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code