дата Класс: 4 Урок 1
Тема Вводныйурок.Знакомство с учебником
Цели  формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному;

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение различать рассказы и стихотворения.

Ожидаемый результат .развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
Предыдущее обучение:

 

Проверка домашнего задания.
Ход урока
Этапы урока:

5мин

Запланированная деятельность

І. Организационный момент.

Начало урока

 

10мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

25 минКонец урока

5мин

 

 

 

II.Объяснение новой темы.

Игра “Скороговорка”

Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

— Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.

Игра “Читайте быстро целыми словами” (на доске слова).

Молоко здоровье

Солнце сокровища

Пенка природа

Родина

Три ученика читают и записывают слова, которые запомнили, после того, как их закроет учитель. Побеждает тот, кто запомнит наибольшее количество слов. Побеждает тот, кто запомнит наибольшее количество слов.

читель читает загадку:

 

Говорит она беззвучно,

 

Но понятно и не скучно.

 

Ты беседуй чаще с ней –

 

Станешь вчетверо умней.

 

(Книга.)

 

– За лето вы все, ребята, заметно повзрослели. Теперь вы – третьеклассники.

 

– Скажите, какие книги из тех, которые вы читали на летних каникулах, вам особенно понравились? (Дети делятся своими впечатлениями.)

 

…Книга!

 

Ты учишь правдивым

 

И доблестным быть,

 

Природу, людей понимать и любить,

 

Тобой дорожу я, тебя берегу.

 

Без книги хорошей я жить не могу!

А) Ребята, я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и попробуйте угадать одно пропущенное слово.

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

… — лучший спутник мой и друг! (Книга).

 

Знакомство с содержанием учебника.

– Чтение и анализ статьи «Как мы будем учиться?» (с. 4).

– Ознакомимся с содержанием учебника. Просмотрите оглавление (содержание) обеих частей.

– Сколько всего разделов в учебнике?

– Прочитайте названия разделов. О чём будем читать в каждом?

Предположения детей по разделам.

– Какой раздел вам кажется самым интересным? Таинственным? Знакомым?

– Какие разделы вошли в первую часть учебника?

– Найдите и прочитайте в содержании, что находится на с. 3. («Обращение к читателям-второклассникам»).

 

3. Чтение авторского вступления.

– Откройте с. 3. Здесь находится обращение авторов к вам, юным читателям. Послушайте его. (Читает учитель.)

 

Вопросы после чтения.

– Что включили авторы в учебник? (Сказки.)

– А как они их отбирали, ведь сказок очень много? (Они выбрали те, которые читали в детстве и которые читали своим детям.)

– А зачем читать сказки? Найдите ответ в тексте. Прочитайте.

– Какую сказку вы бы предложили авторам-составителям включить в свою книгу? Почему?

– Как вы думаете, какой человек может придумать свой сказочный мир? (Этот человек должен быть в душе фантазёром, мечтателем.)

– А так ли это, мы скоро узнаем.

 

Беседа.

– Прочитайте заглавие. Как понимаете слово «Вообразилия»?

– Рассмотрите иллюстрации. Что вы узнали о стране Вообразилии из иллюстраций к стихотворению?

– Автор этого стихотворения вам знаком. Вспомните его имя по стихам:

В этой сказке                                     Вот что

Нет порядка.                                     Сказка говорит:

Что ни слово –                                  Жили-были…

То загадка!

– Кто сможет продолжить?

Чтение по цепочке.

 

– Давайте прочитаем текст по цепочке.

 

– Много интересных открытий в мире литературы нас ждёт впереди. Верными помощниками будут члены Международного Совета Консультантов: Баба Яга, Кентавр Хирон, Кот Учёный, Шалтай-Болтай. Познакомимся с ними. Откроем  страницу 6.

 

Дети читают характеристику каждого консультанта.

 

– Все четыре консультанта «работают» в конце учебника в разделе «Совет консультантов», и каждый отвечает за какую-то область знаний: от древнейших представлений до приёмов формотворчества – с. 147.

 

– Чтобы стать членом этого Совета, надо хотя бы иногда быть самым внимательным читателем или настоящим исследователем и прислушиваться к словам автора учебника.

V.Задание на дом.

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема М.Айтхожина.Отчийкрай    Ф.Унгарсынова.Степьширокая   Урок 2
Цель любовь к Родине, к родному краю;способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к

родителям, взаимопонимания в отношениях взрослых и детей; формировать потребности в общении взрослых и детей,

необходимость помогать друг другу; развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции.

осознанному, правильному, беглому, выразительному чтению на уровне осмысления и понимания тематического и идейного

содержания произведения; сформировать читательский кругозор, расширить знания учащихся  об  окружающей  действительности

на материале  русской литературы;

 и обогащать связную речь, творческое и образное мышление; эмоциональную отзывчивость при чтении художественных

произведений.

 

Ожидаемый результат развивать умение составить монологический ответ, навык работы в группе, умение вести диалог, развивать образного мышления
Этапы урока  

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

Подготока к НККЗ
І.Психологичекий настрой

 

ІІ. Работа по теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІІ.

Физминутка.

 

 

 

V.

Итог урок.

ІV. Домашнее задание.

I. Оргмомент.  Психологический настрой.

А) Прослушивание песни «Здаравствуй: мир!»

Круг радости:

 

Здравствуй, день, здравствуй, друг! (руки вверх, в стороны, положить на плечо соседей)
Здравствуй, песен щедрый круг! (руки впереди себя, показать круг)
Здравствуй, мир, здравствуй, век! (руки вверх, показать круг над собой)
Здравствуй, добрый человек! (повернуться к соседу и пожать ему руку)

Б) Слово учителя

-В нашей стране учреждён День Семьи, который будет отмечаться в Казахстане каждое второе  воскресенье сентября.В нашем обществе семья всегда была и остаётся связующим звеном между разными поколениями, хранительницей духовных и культурных традиций. Любовь к Родине начинается с любви к семейному очагу. Воспитание, полученное под родным шаныраком – это залог здорового и успешного всего нашего народа.

17 января 2014 года в своём Послании Нурсултан Назарбаев отметил, что у казахстанского народа «Единая цель, единые интересы, единое будущее», что для на судьба – это наш «Мәңгілік ел»,-это национальная идея нашего общего казахстанского дома, мечта наших предков. Это Независимость Казахстана, во – вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе.

-Это, ребята, наши общие задачи, также для нашей конкретной семьи.

II. Постановка целей и задач перед учащимися.

-И сегодня мы поговорим о поэтессе Марфуге Айткожиной, которая родтилась в 1936 году в Кульдже, В Китайской Народной Республике. В 1958 году переехала в СССР.(Союз Советских Социалистических Республик). О том, насколько ей дорога была родная страна, как она скучала и её тоска по Родине прозвучала в её стихах вы узнаете из её произведения»Горсть земли». Подумайте, какое понятие вы вкладываете в понятие «родина», «семья». Вот на доске вы видите её портрет.

III. Организация восприятия, осмысления новой информации

(усвоения исходных знаний).

-Расскажите, какое впечатление у вас при чтении этого стихотворения?

-Да, чувство тоски по родине, родному очагу, картины природы земли Казахстана.

-Какие слова характеризуют картину природы Казахстана?

Да, лошади, бесконечная степь.

-А что вам дорого на Родине? Да, наша родная земля и те, кто живёт рядом с нами.  И сегодня ваши родители придут, чтобы на спортивном празднике «Папа, мама и я » вы могли порадоваться вместе общему празднику, вместе достигли высот в состязании, могли почувствовать атмосферу всеобщей радости, любви и признания.

-Кто из родителей придёт на «Весёлые старты «Папа, мама и я»? Да, семья Сёминых (папа и мама Амиртаева Рахата, папа Матвеевой дианы Евгений Александрович, мама Олжаса – Жаукина Гульмира Жапаргалиевна, Юлии – Богомаз Евгения Александровна.Мы приготовили на выставку в школе-  наш общий плакат по теме «Вежливые слова».

Б)Посмотрите, с каким выражением лица смотрят дети друг на друга. Не забывайте говорить ласковые, добрые слова, поблагодарить за вкусно приготовленный обед, за помощь в приготовлении домашнего задания    своей маме, папе, дедушке, бабушке. Помогите родителям по дому.

 

IV. Словарная работа. (Жайлау – летнее жилище на пастбище)

V . Чтение учителем стихотворения.

VI . Чтение учащимися про себя.

VII . Работа над пословицами.

Без корня и трава не растёт.

Где родился, там и сгодился.

Для родной Отчизны не жаль и жизни.

Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.

От Родины теплом веет.

VIII.Работа по группам

1- я группа «Литераторы».  Рассказать о творчестве  М. Айткожиной и Ф. Унгарсыновой.

-Почему так сильно притяжение родной земли? Какие чувства она дарит человеку?

2-я группа. Письмо эссе о родном крае, о его простоте и силе притяжения.

3-я группа. «Художники»

Нарисовать свою семью.

4-я группа. Спикеры»

Спеть песню «Бабушка рядом с дедушкою»

 

1-й ученик

Марфуга Айткожина окончила отделение журналистики Казахского государственного университета им. С. М. Кирова, высшие литературные курсы в г. Москве. Сотрудничала в редакциях газет и республиканских издательств.
Первый сборник стихов «Балкурак» вышел в 1962 году. Затем последовали поэтические книги: «Надпись на вершине» (1966), «Молодость» (1968), «Пора цветения» (на русском языке, 1970), «Лебедь мой» 1971), «Карагозайым» (1972), «Баян журек» (1973), «Козимнин карасы» (1974), «Утверждение» (М., 1974), «Белая колыбель» (1977), «Струна степей

2-й ученик

Фариза Онгарсынова родилась в 1939 году, умерла в2014 году в взрасте 74 лет.

Родилась в ауле Манаш Новобогатинского района Гурьевской области (ныне Атырауской области). Отец — Онгарсын Имангалиев, мать — Халима Имангалиева.

В 1961 году окончила филологический факультет Гурьевского педагогического университета.

С 1961 года по 1969 год поочерёдно занимала должности учителя казахского языка и литературы, завуча и директора в сельских школах.

В 1966 году начала журналистскую деятельность с должности литературного сотрудника редакции Гурьевской областной газеты «Коммунистік еңбек» («Коммунистический труд»).

С 1969 года по 1970 год являлась собственным корреспондентом газеты «Лениншiл жас» («Ленинская молодёжь») по Гурьевской, Актюбинской, Уральской областям.

С 1970 года по 1977 год занимала должность редактора республиканской газеты «Қазақстан пионерi» («Пионер Казахстана»).

С 1978 года по 1996 год — главный редактор республиканского журнала «Пионер».

С 1996 года по 2004 год — депутат Мажилиса парламента Казахстана I и II созывов.

Перу Фаризы Онгарсыновой принадлежат поэтические сборники «Соловей», «Мелодия», «Беспокойная пора», «Гордое поколение». Кроме того, она является автором сборника художественных очерков «Высота» и документальной повести «Камшат».

 

IХ. Домашнее задание.

Составить рассказ о своей родной местности, используя слова и выражения из текста. Выучит стихотворение М. Айткожиной «Горсть земли»

Х. Итоги (рефлексия).

-Итак, ребята, написали своё мнение стикерами прикрепили к доске. Посмотрим, сколько признаний получили ребята каждой группы, и каждого ученика в отдельности. Об этом нам расскажет палата спикеров.

-Ребята, подводят ли итоги успехов в вашей семье? Каким образом? Да, мождно похвалить кого – то из членов семьи, а кто- оол допускает оплошность. Несмотря на это, всех стараются подбодрить старшие в семье, о родители пусть всегда будут вашими  пормощниками. Не случайно до начала XX в. семья состояла из одного поколения (слово т образовалось: «семь» — «я»). В ней были дедушки, бабушки, мамам, папа, дети, внуки, правнуки.

 

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель

Анеализ поступков героев, связь с сегодняшним днём

 

 

 

 

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие информационной компетентности

 

 

Развитие индивидуальных способностей

 

Развитие связной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие индивидуальных способностей

 

Литературные термины

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                             Класс: 4   урок 3
Тема: С.Бегалин.Жеребенок      А.Бахтыгереева.Странародная
Цель урока:

 

Познакомить учащихся с биографией и стихотворением С. Бегалина и Бактыгерева                                 Совершенствовать  навыки выразительного чтения,  развивать устную и   письменную речь.
Ожидаемый результат учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.  

 

 

10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы.

Опрос домашнего задания

-Что такое литература?

— Чем он отличается  природа от дома?

-Составление диаграммы Венна

 

 

 

 

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Кубик Блума
20 мин. III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кластер

» осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися. Предлагает ученикам составить «Синквейн»

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

 

Работа над новым материалом                                                                                                               1.Сообщение темы , цели урока                                                                                                                                            2. Знакомство с биографией. Портрет.                                                                                                                                          Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Жеребенок», а написал его Сапаргали Бегалин. Он наш земляк, родился он в Семипалатинской области. Детство его было трудным. С 12 лет он батрачил, был пастухом , конюхом. Он перевел на казахский язык многие произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Д.Н. Мамина-Сибиряка.                                                                                                        2. Первоначальное чтение  учителем. – Понравилось стихотворение? Какое настроение овладело вами? Каким представляете себе жеребенка? Совпало ли ваше представление с авторским?                                     3. Чтение про себя.                                                                                                                                              4. Словарная работа. – Какие слова не понятны для вас?  (Слайды)                                                                        Камыш – высокое водное или болотное растение                                                                                                          Челка- прядь гривы, падающая на лоб.                                                                                                                    Бархат- плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.              Круп – задняя часть туловища лошади.                                                                                                                                      Шерсть- волосяной покров животного, мех.                                                                                                              Копыта- роговое образование на концах пальцев.                                                                                                           Звякать – издавать резкий и отрывистый , звенящий звук.                                                                      Тулпар- могучий конь.                                                                                                                                   Масть – цвет шерсти животного.                                                                                                                                       Акын –поэт.                                                                                                                                                                   Кобылица- самка лошади.                                                                                                                               Скакун – резвая в беге лошадь чистокровной породы.                                                                                    5. Чтение вслух цепочкой.                                                                                                                                       6. Работа над выразительным чтением.                                                                                                         –На сколько частей можно разделить стихотворение?(3)                                                                                                    1 часть – образ жеребенка (легкий быстрый словно весенний ветерок.) Любуемся жеребенком, передаем голосом.                                                                                                                                                                 2 часть- образ могучего юного тулпара (крылатый, лихой),удивляемся?                                                         3 часть – ответ на? С легким радостным настроением.

 

VIII Рефлексия.                                                                                                                                                                          Запишем «5-стишие» о жеребенке.                                                                                                                                             Кто? Жеребенок.                                                                                                                                                                    Какой? Легкий , быстрый, красивый.                                                                                                                             Любуемся жеребенком, передаем  голосом.                                                                                                                           Что делает? Летит, возник, вышел.                                                                                                                               Как он еще назван?

 

 

 

 

 

Синквейн —  пятистрочная стихотворная форма.

1.      Ключевое слово, о чём пойдёт речь

2.      2-3 прилагательных об этом предмете

3.      3-4 глагола

4.      Фраза, выражающая отношение к предмету

5.      Одно слово — суть предмета

 

 

 

Тест по теме «Родные просторы»    с

1. Назови автора стихотворения «Отчий край»

а) Ф.Унгарсыноваб) М.Айтхожина           в) А.Бахтыгереева

г) М.Сариковад) Н.Чернова

 

2. Назови автора стихотворения «Степь широка»

а) М.Айтхожинаб) Ф.Унгарсыновав)А.Бахтыгереева

г) М.Сариковад) Н.Чернова

 

3. Назови автора стихотворения «Страна родная»

а) М.Айтхожина           б) Ф.Унгарсынова           в)А.Бахтыгереева

г) М.Сарикова            д) Н.Чернова

 

4. . Назови автора стихотворения «Алатау»

а) М.Айтхожина           б) Ф.Унгарсынова           в)А.Бахтыгереева

г) Н.Чернова           д) М.Сарикова

 

5.. Назови автора стихотворения «Отчизна»

а) М.Айтхожина           б) Ф.Унгарсынова           в)А.Бахтыгереева

г) М.Сарикова            д) Н.Чернова

 

6. Кто автор произведения « Жеребёнок»

а) С.Бегалин           б) С.Муканов           в) Ф.Унгарсынова         г) С.Бабенко

 

7. Кто автор произведения « Родная степь»

а) С.Бегалин           б) С.Муканов           в) Ф.Унгарсынова         г) С.Бабенко

 

 

 

 

10 мин. IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

 

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

Стикеры

 2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                            Класс: 4     урок 4
Тема: А Вн.Чт.М.Айтхожина.Разговор со степью  Ф.Унгарсынова.Безмятежнаястепь
Цель урока: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания.
Ожидаемый результат умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. С помощью разрезанных пазлов, класс делится  на группы. Пазлы
10 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме.

Любите ли вы читать книги? Какие книги вы любите читать? Что дает вам чтение книг? Почему во все времена книгу называли помощником и другом человека? Какие пословицы, загадки книге вы знаете?

 

Искусство – Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность.

Изящные искусства: музыка, живопись, (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика; поэзия, пение,

Живопись  — 1.Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок.

Пейзаж  –  [франц. paysage]

1.Жанр и произведение изобразительного искусства, изображающие виды природы.

2.Описание природы в литературном произведении.

 

Демонстрируют свои знания, умения. Карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.

Для свободного размышления предлагает ученикам  составить «Кластер».

Составление ассоциативного кластера на тему: «Степьа», выделение групп по значению

 

СТЕПЬ

 

 

 

 

 

 

 

Распределить учащихся заранее по творческим группам:

1-я группа – “лирики” – готовят выразительное чтение стихов об осени, , презентацию о поэтах, пишущих об осени, оформляют  выставку сборников стихотворений об осени.

2-я группа – “художники” – готовят презентацию о  биографиях художников, пишущих о природе, подбирают стихи к их картинам

3-я группа – “композиторы” – готовят презентацию о  биографиях композиторов, пишущих о природе и кинозарисовку об осени

На столе: таблица “Осень в искусстве”, листы бумаги

Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер.

Уч-ся слушают рассказ учителя о жизни и творчестве М. Горького, читают рассказ, анализируют по отрывкам, находят в тексте предложения, заключающие главную мысль, работают по группам, по парам, индивидуально

Флипчарт
5 мин. IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Призма».

1-3 группа

Степь да степь кругом…

1. Что символизирует степь (презентация).

2. Наизусть  стихотворение о степи кыыыыыыыы

3. Прочитать все стихотворения в учебнике и хрестоматии о степи.

4. Выполнить анализ одного стихотворения о степи.

2-4 группа

Лучше гор могут быть только горы…

1. Горы

2. Наизусть  стихотворение о горах.

3. Прочитать все стихотворения в учебнике и хрестоматии о горах.

4. Выполнить анализ одного стихотворения

Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. Бумага А4
5 мин. V. Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и  учащимися. Систематизирует и обобщает совместное  достижение. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Оценочный лист

 

Стикеры

 2 мин. VI. Объясняет выполнение домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                          Класс: 4      5 урок
Тема урока: М.Сарикова.Алатау, Н.Чернова.Отчизна
Цель урока:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Сарикова  «Алатау»,  Н.Чернова  «Отчизна»

продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.

Ожидаемый результат: умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

Развивать восприятие, мышление, внимание, воображение, память, устную речь учащихся.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на группы по приему «Выбери меня» Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы.
                                     СТЕПЬ

5 мин.

II. Мотивация к изучению нового.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

Учитель читает ученикам притчу. Составление ассоциативной карты.

ть добрые поступки во благо другим)

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя.

— СабитМуканов (1900- 1973) – один из акса

 

Ученики отвечают на вопросы учителя.
20 мин. I.                   Актуализация знаний

По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.

 

Надежда Михайловна Чернова, русская поэтесса Республики Казахстан, публицист, переводчик, литературный критик, член Союза писателей Казахстана, родилась 15 января 1947 года в Баянауле. Ее отцовский род берет начало на Украине. В поисках лучшей доли во время столыпинских реформ семья переехала в Казахстан. Предки по матери, казаки Бутаковы и Яковлевы, два столетия жили в Баянауле. Ее деды строили Баянаульское укрепление, дружили с местными казахами, прекрасно знали народный язык, фольклорный, богатый красками. Быт в семье благодаря бабушке Татьяне Гавриловне Бутаковой был полурусский, полуказахский. Она отличалась щедростью и гостеприимством. Двери этого дома были всегда открыты.

Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания.

 

учебник

 

карточки

 

 

10 мин. II.                Закрепление урока. По методу «Снежный ком» проводит закрепление урока.Просмотр видео  теме урока

Работа над произведением.  Для всех групп

 

Ученики демонстрируют свои знания.
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.- Чему научил вас урок?
— Какое впечатление осталось у вас от урока?
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки

 

 

 2 мин. VI. Домашнее задание. прочитать сказку, стр.25-32, пересказать

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 


Дата___________  Предмет ____________ Класс___4 урок 6________
Тема урока: С.Муканов Родная степь
Общие цели: Продолжить формирование понятия о связном тексте на базе сравнительного анализа текста и набора предложений; развивать аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию, творческие способности; воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе.
Ожидаемые результаты:

 

Понимают о связном тексте на базе сравнительного анализа текста и набора предложений; Имеют аналитическое и образное мышление, умеют выделять главное, обобщать, развивать фантазию, творческие способности; ответственное, добросовестное отношение к выполняемой работе
Ключевые идеи:

 

1.Вовлечь всех учащихся в активную деятельность на уроке. 2.Развитие умения взаимодействовать в группах для достижения общей цели, умения презентовать свой продукт деятельности, развитие коммуникативных навыков в процессе деятельности. 3.Применять критериальное оценивание учебных достижений, чтобы критически оценивать свою работу и идеи других
Оборудование и ресурсы:

 

Компьютер, раздаточный материал, постеры, фломастеры, стикеры, карточки с заданиями, оценочные листы, критерии, экран настроения, экран понимания темы.
Ход урока
Этапы   Время Действия учителя Действия учеников
Введение

 

Организационный момент.

На новый урок
Дал старт заливистый школьный звонок.
Вы готовы, ребята, писать?
Быстро отгадывать и сочинять?

— Ребята, начнём урок русского языка.

— Что вы от него ждёте?

— Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными, дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Я уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

Презентация Деление на группы      
Целеполагание и мотивация обучения.

— Сегодня наш урок будет уроком творчества. На уроке сегодня с нами будет работать ваш друг и помощник Миша. У него появились вопросы, ответ на которые мы будем искать вместе с ним.

3. Актуализация опорных знаний.

— Ребята, для начала Миша просит напомнить ему, что такое речь? Для чего нужна речь? Какие бывают предложения по интонации и по цели высказывания?

4. Сообщение темы урока.

А вот чтобы тему урока узнать, надо запись расшифровать.

Да, сегодня на уроке вы будете учиться определять основную мысль текста, подбирать заголовки и, наконец, сами станете авторами небольших рассказов.

— Итак, начнём. Нам надо выяснить, что мы называем текстом. Прочитайте две записи. Какую из них можно назвать текстом? Объясни свою точку зрения.

— А я уже знаю, какая запись является текстом! — сказал Миша. — Просто я не могу это объяснить!

— Ребята, а вы можете объяснить? Давайте рассуждать вместе.

— Можно ли сказать, что обе записи на одну тему.

— В какой записи все предложения связаны по смыслу?

— С какой целью составлена первая запись, какая в ней основная мысль? Расскажи своими словами.

Можно ли определить основную мысль второй записи?

— К какой записи можно подобрать несколько названий? Придумай два. Пусть одно название соответствует теме, а другое выражает основную мысль.

·         «Обмен идеями в группах»

Обменяйтесь своими версиями предполагаемого содержания текста. Кто хотел бы озвучить свою идею в группе?

·         Ассоциации. Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «Степь»?

·         Краткий анализ ассоциаций.(Казахстан – это страна степей. Степь – это обширное, ровное, покрытое травянистой, растительностью, безлесное пространство. Она занимает одну пятую часть территории республики)

Вопросы учащимся:

— Какое время года описывает автор?

— По каким признакам догадались?

— Что нового узнали о наступлении весны в степи?

— Вы любите весну? Что любите делать весной?

— Как проходит весна в наших краях?

— Как вы думаете, летом степь такая же?

Об этом мы узнаем, прочитав 2 часть рассказа.

Ответы детей.

·         20, 6, 14,1

·         10

·         16,19,15,16,3,15,1,33

·         14,29,19,13,30

1) В ясные осенние дни готовит себе ёж зимнюю постель. Таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох. Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под снегом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу. Всю зиму проспит ёж. Никто не найдёт его норки, никто не потревожит до самой весны!

2) Осенью у ежей мало добычи. Саше и Маше подарили хорошенького ёжика. Ёж проводит в зимней спячке более шести месяцев. Однажды наша кошка увидела ежа. Ежи-млекопитающие животные из отряда насекомоядных. Ёж охотится ночью.

 

Основная часть Динамическая пауза.

Игра «Времена года».  Четыре группы. Для игры используются четыре шапочки из бумаги: Зима, Весна, Лето, Осень. Придумать слова, соответствующие данному времени года.

— Дополни каждое высказывание нужным словом: тема, переживание, смысл, мысль и запиши в тетрадь.

— А теперь, ребята, вы сумеете научно объяснить, почему запись 1 является текстом, а запись 2 — нет?

— Какие условия не выполняются в записи 2?

— А какая ещё отличительная черта есть у текста?

— Проверим свои выводы с выводим учебника.

— Давайте попробуем определить тему и основную мысль рассказа С. Муканова «Родная степь»

·         Почему травы высокие?

·         Когда теперь описывается степь?

·         Кого называют «соловьём» степи?

·         Приходилось ли вам слышать пение жаворонков? (прослушивание пение жаворонка)

·         Какая трава растёт в степи? Что ещё может расти в степи?

Об этом мы узнаем, прочит Чтение цепочкой в группе.

·         Приходилось ли вам собирать ягоды в степи?

·         Что узнали о степной ягоде?

·         Почему же она так называется?

— Как вы себе представляете землянику?ав последнюю часть рассказа.

Все предложения в тексте написаны на одну : (их объединяет общая :).

Все предложения в тексе связаны по :

В тексте всегда можно обнаружить основную : или главное : автора.

Работа по учебнику стр. 6.

5. Физминутка.

Раз — поднялись, потянулись.
Два — согнулись, разогнулись.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть- за парту тихо сесть.

6. Закрепление изученного материала.

Задание для  групп

— Что с большой любовью описывает Сабит Муканов в своем рассказе?

2. Прочитать текст, определить тему и основную мысль, придумать заголовок.

Текла через село река. Была она весёлая, говорливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю пахать, и огороды поливать, и брёвна пилить, и зерно молоть.

Работа в группах. Заполнить карточку.

1.Заполни таблицу (по ответам на вопрос)

Ф.И.О. автора
Название рассказа
Эпитеты:
Сравнения:
Олицетворения:
    Деление на пары  
  ·          Рисование степи в разное время года.( 1 группа – «ЗИМА», 2 группа – «Весна», 3 группа – «Лето», 3 группа – «Осень»

·         Составить Синквейн «Степь»

·         Вычислите. В течении скольких месяцев описана степь у СабитаМуканова?

( Ребята в группе распределяются, кто чем займётся) После защита и рисунка и синквейна.

(читать, узнавать, приключения, сказки, интересно, удовольствие, советую). ( После выполнения задания зачитываются тексты. Ученики называют более удачные на их взгляд, учитывая соответствие теме и основной мысли, точное употребление слов, связь предложений, образность языка.
Д/з К своим текстам нарисовать иллюстрацию.
Заключение Рефлексия

 

— Что является темой текста?

— Какова основная мысль текста?

— Чем отличается тема текста от его основной мысли?

— Что должен отражать заголовок текста?

— Что можете сказать о работе своих одноклассников?

— Что можете сказать о своём личном вкладе в общую работу?

— А сейчас создадим свою картину. Вернём листики на ветки деревьев. Оцените свою работу на уроке. Зелёный листик — «знаю», жёлтый — «сомневаюсь», красный — «не знаю».

Завершение занятия Выставление оценок

 

 

 

 

 

 

Дата:                             Класс: 4                          урок 7

 

Тема: Б.Сокпакбаев. Меня зовут Кожа
Цель урока:

 

продолжить работу над отрывком из повести Б. Сокпакбаева «Меня зовут Кожа»;

способствовать развитию устной, выразительной речи, развивать умение пересказывать текст, активизировать словарный запас учащихся;

Ожидаемый результат Осмыслить прочитанное произведение   Сокпакбаева , продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природу.

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Атом и молекулы». Ученики с помощью атомов и молекул объединяются в группы.
10 мин. Проверка пройденного материала. Проверяет домашнюю работу по методу «Аквариум».

Составим кластер «Друг». По одному слову от каждой пары называют дети.)

                                  ДРУГ

 

 

 

 

 

Демонстрируют свои знания и умения.  

 

15 мин. III. Актуализация знаний.  Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По электронному учебнику учитель объясняет новую тему.

 

Работа со словарем.

 

Поджарый.

 

Саврасый.

 

Брюк-галифе.

 

Кокпаре.

 

Распалённый

 

Гущи

 

Дёру.

 

Работа с пословицами.

 

– Выберите пословицу, отражающую главную мысль рассказа:

 

1) Маленькое дело лучше большого безделья.

 

2) Какие труды, такие плоды.

 

3) С кем поведешься, от того и наберешься.

 

4) Терпение и труд все перетрут.

1гр —  о значениях повести

2 гр автобиография

3  гр- рассказ

 

10 мин. III.             Закрепление урока. Предлагает ученикам тест на соответствие. По методу «Мозговой штурм» закрепляет урок

·          Игра «С миру по нитке»

·         Над отрывком какой повести работаем?

1.      Расскажите, что вы знаете об авторе повести «Меня зовут Кожа»

2.      Конкурс «Ассоциации»

— Учитель читает существительные, характеризующие героев, учащиеся должны догадаться о ком идет речь?

Слова: удивление (К), проказник(С), хитрец(С), смущение(К), позор(К), подлость(С), глупость(К), досада(К), зло(С), радость(к), трусость(С), стыд(К)

Вопросы для закрепление урока

Кто из героев произведения вам больше понравился? Почему?

— Какие качества должен воспитывать в себе Кожа?

— Посоветовал бы ты почитать эту повесть другим ребятам? Почему?

 

Ученики соотносят вопросы с правильными ответами. Ученики демонстрируют свои знания. Тест на соответствие
5 мин. V. Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Проводит рефлексию. Оценивают работу своих одноклассников.

 

Дерево Блоба

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Меня зовут Кожа

 

(Отрывки из повести)

 

Бердибек Сокпакбаев

 

Из главы третьей

Я пришёл в школу, чтобы погонять футбольный мяч. Неведомо откуда прямо передо мной оказался хитрец Жантас. В руке он держал листок исписанной бумаги. Несколько раз щёлкнув по нему пальцами, Жантас спросил:

– Кара Кожа, ты знаешь, что это такое?

– Ну?

– Путёвка. Мы едем в лагерь. Ну, а тебя оставляют в ауле. Говорят: как же наши собаки? Гонять некому будет.

Сначала я собирался немного помять бока Жантасу, чтобы поучить его вежливости, но сообразил, что сперва следует разузнать о том, что это за путёвка.

– А кто тебе дал путёвку?

– Конечно, Майканова-апай. Она раздаёт эти путёвки по списку. Только тебя в этом списке нет.

Я так обиделся, что даже не подумал, что Жантас может соврать, и побежал к учительнице.

Запыхавшись, я влетел в учительскую, где она сидела и что-то писала.

– Что с тобой, Кадыров? – удивилась учительница.

– Апай! Дайте и мне путёвку!

– Какую путёвку?

– В лагерь…

– Тебя не включили в список.

– Почему?

– Видишь ли, Кадыров, мы решили послать в лагерь самых лучших, самых дисциплинированных учеников. Тебя много раз предупреждали, что ты должен исправиться.

Я вскипел.

– А Жантасу дали?

– Конечно!

– Значит, Жантас лучше меня?! Чем это он лучше меня? Потому что он ябедничает… Жантас главный безобразник у нас в классе. Жантас всегда списывает. Только на подсказках и отвечает…

Учительница усмехнулась:

– Кажется, в роли ябеды выступаешь ты, а не он…

Задание

После прочтения текста рекомендуется перейти к обсуждению вопросов, представленных в задании к тексту.

Как вы думаете, Жантас насмехался над Кожой или просто шутил? Почему?

Как бы вы охарактеризовали поведение Жантаса по отношению к Коже?

Правильно ли Кожа вёл себя, отстаивая своё право на получение путёвки в лагерь? Почему?

Уместно ли проявление соперничества одноклассников в данной ситуации? Почему?

Как в этой ситуации повели бы себя вы?

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                             Класс: 4                    8  урок
Тема: Вн.чт.В.Климушкин. Сказание о травеемшан
Цель урока:

 

создать условия для развития навыков речевой и мыслительной деятельности; совершенствования навыков анализа произведения , осмысления основной идеи, формирование желания быть добрым , по- доброму относиться ко всем.

 

Ожидаемый результат развить устную речь при помощи выразительного чтения,  вопросно-ответной беседы, словарной работы   и  выполнением творческих заданий.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.  

 

10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По методу  «Ромашка Блума»

осуществляет проверку домашней работы.

Учащиеся стоят, взявшись за руки, и говорят друг  другу добрые слова.Затем они получают задание написать 2-3 предложения о том,что было приятнее — слушать или говорить добрые слова.Ученики( по очереди) читают вслух написанное и замечают,что слушать добрые слова приятно,однако, прежде чем услышать их,надо научиться говорить эти слова самому.Предлагаю подумать,как можно было бы определить понятия «добро» и «доброта». Ответы учащихся:

Добро –это умение любить всем сердцем и прощать обиды.

Доброта – это желание бескорыстно помочь другому.

Добро – это умение делать хорошее,приятное другим  людям.

-Доброта — теплота и бескрайность души, готовность помочь незнакомому человеку в беде.

Мозговая атака: ( вопросы по пройденной теме  )     Почему имя и дела Киша стали легендой? Что , на ваш взгляд, является ценным в человеке и прославляет его?     ( ДОБРО И ДОБРОТА.)

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.  

Разноуровневые

карточки

 

20 мин. III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кубизм» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися.

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

Составление словаря нравственных понятий

 

 

Словарь доброты

сострадание                                                                                  внимание

 

сочувствие                                                                                     забота

 
чуткость                                                                                         человечность

 

 

 

 

 

 

Словарь жестокости

 
злость                                                                                                безразличие

 

хамство                                                                                            равнодушие

 
грубость                                                                                            бессердечие

 

 

4

V. Игра  «Собери пословицу» .

Народ очень ценит добрых людей. «Добрые дела красят человека» — гласит народная мудрость.  В правой и в левой колонках записаны части пословиц. Внимательно прочитайте их.  К части пословицы,записанной в левой колонке ,найдите её продолжение ,которое дается в правой колонке.

А.Добро делать              1.словно свету принесёт

Б.Добро не горит,         2.не тонет

В.Добро не умрёт           3.спешить надобно

Г.Добро помни,              4.а зло пропадёт
Д.Доброе братство        5.лучше богатства

Е.Доброе дело                6.ста родственников

Ж.Доброе дело питает   7.мягкого пирога
З.Доброе слово лучше    8.без награды не останется
И.Доброму везде              9.да дела их живут

К.Добрые умирают         10.а зло  забывай

Л.Добрый друг                  11.и разум и тело

М. Добрый человек придёт  12.добро

Ответ: А Б В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К Л М

3  2  4  10 5  8  11  7  12 9  6  1

 

 

10 мин. IV.Итог урока.Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

Фишки

 

Стикеры

 

 

 

 

 2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                Класс: 7                                       урок 9
Тема: Внеклассное чтение. Ю.Яковлев.«Стриженый черт»
Цель урока: З накомство с новым произведением, развитие правильного и осознанного чтения, воспитание любви к родному краю.

Задачи: Познакомить с биографией автора и его произведением; развивать навыки чтения, мышления, воображения, памяти; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

Ожидаемый результат умение анализировать и давать оценку прочитанному тексту;

учить уч — ся делить элементарный анализ художественного произведения;

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится…».

 

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.
10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы.

Кластер» со словом «Земля

— Какие ассоциации у вас возникают , когда вы слышите слово «стрижаться». Работа идёт в группах.

Земля

 

 

 

 

 

-Проверим, запишем на доске ваши ассоциации.

-Чем мы занимались? Что этим заданием развивали?

 

 

 

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Кубик Блума
20 мин. III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися. Показывает сюжет о писателе.

 

Степан Бабенко — казахстанский писатель, родившийся и выросший в казахской степи и на всю

свою жизнь запомнивший степные запахи, звуки, краски. Он навеки прикипел сердцем к родным местам,

к своей малой родине, не устает любоваться степным пейзажем, связанным в его воспоминаниях с босоногим детством.

«Тюе-Тас» — это лирический рассказ о родном крае, полный любви к нему, восхищения его красотой. Писатель теплыми, проникновенными словами, идущими из самого сердца, делится своими воспоминаниями, раздумьями, находит необычные, яркие сравнения, чтобы читатель вместе с ним восхитился великолепием лазурной степи, полыхающих тюльпанов, мелодией звонких оврагов. Обязательно следует обратить внимание детей на художественные изобразительные средства в

рассказе, провести специальную работу, чтобы показать богатство и выразительность русского языка, способного передать тончайшие оттенки красок, звуков и запахов.

 

Тюе-Тас в переводе с казахского языка означает буквально «камень-верблюд». Недалеко от аула находится гора, по форме напоминающая верблюда. Она и дала название деревне.

Название речки Кутурган можно перевести как «разбушевавшаяся», «бешеная». «Сай» в переводе с казахского означает овраг, балка. Кызылсай — красная балка (в апреле «полыхает тюльпанами»),

 

овраг Амансай назван по имени Аман.

Чем является Тюе — Тас для автора?

Тюе — Тас — это и детство, и юность, и степь, и балки, овраг», небо, песни жаворонка и т. д.

 

Напоминаю все чувства и ощущения автора при возвращении в родные места:

-сильно — сильно забилось сердце;

-защемило на душе;

-тянуло в родные места;

-чувство радости «Здравствуй, Родина!»

 

Эпизод 1. Картины пейзажа. Картины пейзажа. Краски:

«Степь отливала лазурью». Вспомнив, значение слова «лазурь», дети отметят этот яркий синий цвет

у васильков и незабудок. Настолько много этих цветов в поле, что они даже как бы приглушили

зеленый цвет травы и придали степи ярко-синий оттенок.

Маков тоже очень много весной («от края до края»), у них до того чистый, насыщенный красный цвет, что создается зрительное ощущение маленьких язычком пламени по всей необъятной степной

шири (маки «пламенели»). Весной, в это благодатное для степи время года, трава также буйно

растет, она сочная, гибкая, еще не высушена солнцем («податливая трава») и ярко-изумрудного

цвета — ни единой желтой травиночки.

***Теперь можно представить общую картину весеннего цветения в степи: чистое, голубое, как будто только что умытое, небо, яркая зелень травы отливает лазурью васильков и незабудок, среди них — красные огоньки маков, а над этим великолепием кружатся разноцветные бабочки, похожие на отколовшиеся от радуги кусочки.

*** Запахи:

Как пахнет скошенное сено? Прежде всего, свежестью. К этому запаху примешивается терпкий, чуть горьковатый запах трав, нежные ароматы цветов. Такой воздух можно пить, зажмурив глаза, дышать — и никогда не надышаться. Это теплый запах родной земли.

***Звуки:

Воздух в весенней степи наполнен птичьими голосами, радостно приветствующими солнечное тепло, и веселее всех — песнь жаворонка. А из балки ему вторит перепел — четко, требовательно, ровно. В оврагах звонко поют птицы.

Во время сенокоса мальчик впервые внимательно вгляделся в окружающий мир и постиг его

красоту, прикоснулся душой и сердцем к загадочному, пленительному миру природы.

Третий вопрос. Отрывок — описание аула Тюе-Тас можно сравнить с картиной пейзажа в начале рассказа и найти общее:

 

густая, податливая трава;

пламенеющие от края до края маки;

звездная ночь, весенняя степь навсегда останутся в памяти. Степь покрыта веселым

 

изумрудно-зеленым полушалком;

пламенно-радостный оттенок от множества полевых цветов;

Лучше нашей степи вряд ли что можно сыскать на всей земле.

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

Ученики делают выводы по увиденному.

Самый главный объект воспоминания — степь. Давайте составим постер по  группам

1 групрпа — КРАСКИ.

2 группа — ЗВУКИ.

3 группа — ЗАПАХИ.

 

 

 

10 мин. IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Прикрепите ваш стикер со смайликом на дерево знаний соответственно полученному вами уровню знаний на сегодняшнем уроке (где вы себя чувствуете: наверху, в середине, внизу дерева).

 

 

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

стикеры

 2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

Iприложение

  1. Степь, которой любовался герой рассказа С. Бабенко, переливалась
  2. весенними красками
  3. осенними оттенками
  4. зимними искристыми тонами
  5. Деревенька, в которой проживал герой называлась Тюе – Тас, что в переводе на русский язык означает:
  6. горный посёлок
  7. красивый цветок
  8. верблюжий камень
  9. Рядом с деревенькой Тюе – Тас протекала речка, когда-то кишевшая рыбой:
  10. Ишим
  11. Кутурган
  12. Тобол
  13. По вечерам отец главного героя долго рассказывал сказки про:
  14. Смелого Добрыню Никитича и ненавистного Змея Горыныча
  15. Хитрого Алдара Косе и жадного Шигай-бая
  16. Конька-горбунка, хитрую лису и ворону, про звёзды, которые золотой россыпью светились на небе
  17. Герой рассказа уже давно вырос:
  18. и каждую весну приезжал в деревню, хотя из родных там никого не осталось, вспомнить своё босоногое детство
  19. он так и продолжал жить в деревне Тюе – Тас, по прежнему ходил в степь дышать волнующими ароматами
  20. уехал далеко от родной деревеньки и никогда не вспоминал о родной стороне, потому что теперь у него появилось много забот
  21. Герой рассказа называет Тюе – Тас
  22. гордость моя
  23. детство и юность моя
  24. моя милая речушка
  25. Степан Бабенко, автор рассказа Тюе – Тас:
  26. казахстанский писатель
  27. русский писатель
  28. украинский писатель
  29. II. Прочитав рассказ С. Бабенко Тюе – Тас, мне хочется отметить, что:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. I. Изучив данное произведение я понял/а/ позицию автора и на основе своих размышлений создаю свой бренд.

Обязательным условием данного бренда является использование трёх словосочетаний из произведения.

О! Казахстан! Ты степь моя!

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code