Тема Понятие  мировоззрения  Урок 1
Цель Сформировать понятие мировоззрения, определить структуру, основные элементы, общественно- исторический и индивидуальный характер мировоззрения

Задачи:

О. Формирование научных представлений  о понятии мировоззрение,выяснить какую роль играет мировоззрение  в духовном развитии личности.

Р.Развивать умения: анализировать,  решать познавательные и проблемные задачи,делать выводы, работать в группе; участвовать в дискуссии, отстаивая свое мнение, считаться с мнениями других и находить общее решение. ориентироваться  в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях и делать нравственный выбор.

В. Формиования  основ нравственной культуры, способствовать выроботки  отношения  приверженности к гуманистическим и общечеловеческим ценностям.

 

Результаты обучения Знать: основные элементы и структуру мировоззрения

Уметь: анализировать, обобщать материал по изучаемой теме

Оборудование: учебник,  презентация, раздаточный материал

 

Вид работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 «Если вы»

Организационный момент

Приветствие. Психологический настрой Прием «Волшебная поляна». Учитель напоминает детям требования к уроку, поведению на уроке, правила ведения тетрадей, контурных карт; знакомит с учебником.

 

.Психологическая релаксация “Если вы”Здравствуйте ребята. Сегодняшний урок давайте начнем с психологической релаксации. Если вы  любите шоколад –хлопните в ладоши. Если вы всегда делаете зарядку по утрам – поднимите руки вверх. Если вы забываете, здороваться по утрам со своими соседями покачайте головой. Если вы любите лето и ждете его с нетерпением, то скрестите руки на груди. Если вы пришли на урок с желанием продуктивно поработать протяните руку своему соседу.

Учащиеся делятся на группы, выбирая геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, ромб). Класс делится  на 4-5 групп по  5-6 человек. Организуется работа в группах.

В ходе занятия вам предстоит заполнить таблицу:

 

знаю узнал хочу узнать
Учащиеся хлопают в ладоши, поднимают руки  вверх, качают головой, скрещивают руки на груди, протягивают руки друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делятся на группы, выбирая геометрические фигуры.

 

2 «Сегодня на уроке»

 

Решение проблемного задания.

( Используем  проектор, открываем  слайд №1   презентации , где записано это задание)

 

 

Проблемное задание № 1.

Прежде,чем мы  узнаем  тему урока,мы с вами  решим проблемное задание. В Древней Индии считали, что человек  рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он  впервые приходит  в этот мир. Второй раз  человек рождается духовно, когда он обретает…….

Вы должны продолжить высказывание индийских мудрецов. Работая в  группе вы должны выяснить, что же должен  обрести человек, чтобы  началось его духовное рождение?

5 минут идет работа в группах.

Каждая группа в помощь получает  список  понятий, из которых можно выбрать ключевое слово для   продолжения  высказывания.

Список понятий  на карточке  №1  для каждой группы:

Богатство,  слава,  карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт,власть,  мировоззрение,  авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения,  влияние  и нужные  связи.

Каждая группа   дает ответ на проблемное задание.

Ответ к заданию №1:( демонстрируется слайд презентации с ответом). В  Древней Индии считали, что человек  рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он  впервые приходит  в этот мир. Второй раз  человек рождается   духовно , когда он обретает  мировоззрение.О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

Учащиеся работают в группах, отвечают на вопрос, высказывают свое мнение, определяют тему урока, записывают в тетрадь.
3 «По лестнице знаний»

 

1.Что такое мировоззрение?

Задание №2. Каждая группа, в ходе совместного обсуждения должна дать свое толкование  понятия мировоззрение    ( 1минута на обсуждение)

Заслушиваются  ответы каждой групп

А теперь сравним свои ответы  с научным  понятием мировоззрение. Откроем учебник  параграф    и посмотрим какое определение дается в учебнике.

 Мировоззрение— это целостное  представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Давайте выясним, а чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека. (Работа с понятием с помощью слайда № 3 презентации  и учебника)

1.Мировоззрение  отличается от других элементов духовного мира человека  тем, что оно  представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно  на мир в целом, то есть совокупность всех взглядов  на мир.

2.Следующей  отличительной  чертой  мировоззрения является то, что оно отражает отношение человека к миру: боится , страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром  или стремится изменить его?

Мы с вами выяснили, что такое мировоззрение. А сейчас нам нужно определить из чего же складывается и  формируется  мировоззрение любого человека.

Учащиеся выполняют задания. Высказывают свое мнение .Участвуют в дискуссии, отстаивают свою точку зрения.

 

 

4 «Работаем сообща»

 

Задание№3.Каждая   группа  получает карточку №2 с заданием.

Выведите философскую формулу мировоззрения.  Мировоззрение= знания+… +…+…+…. и.т.д., используя  карточку№1 со списком понятий.

Список понятий  на карточке   №1  для каждой группы:

Богатство,  слава,  карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт,власть,  мировоззрение,  авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения, влияние  и нужные  связи.

Работа в группах ( 1-2 минуты). Заслушиваются ответы каждой группы.

Сравните свои формулы с формулой на слайде.( слайд №4 презентации).Ответ к заданию №3. Мировоззрение =знания +убеждения + вера +  жизненные ценности + идеалы  + опыт.

Из формулы мывидим , что любое мировоззрение  начинается с приобретения знаний. Из истории вы знаете, что раньше власть имущие  ограничивали доступ простым людям к образованию и знаниям. Почему? Приведите примеры.

Вставьте в схему структуры мировоззрения  все понятия от 1 до 6

?  ?  ?  ?  ?   ?   ?   ?   ?   ?  ?  ?   ?   ?  ?

 

Кто я?                                      Какой я?

В чем смысл жизни?                 Зачем я?

 

 

 

Познание

1   Я…                                                4 Я…

 

5 Я..

2 Я…

3  Я..                                                   6.Я…

 

 

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.Проводят  взаимооценивание по критериям представленным на интерактивной доске:

1Задание выполнено полностью, аккуратно, все факты отражены точно – «5»

2. Задание выполнено полностью, но не аккуратно, содержит не все факты – «4»

3.Задание выполнено не полностью, не аккуратно, имееются ошибки.- «3».

Оценки выставляются в оценочный лист.

 

5 «Найди решение»

 

Мировоззрение нередко называют ядром, « стержнем» духовного развития человека.  Сейчас каждая группа, опираясь, на учебник и свой жизненный опыт  составьте кластер:

« Роль  мировоззрения в жизни и деятельности человека?»

Какие из лих ценностей лежали в основе мировоззрения человека ЭПОХИ:

1)Античности   2)раннего средневековья 3)эпохи Возрождения 4)эпохи Просвещения 5) эпохи Реформации

а) деловой успех,  б)антропоцентризм , в)соревновательность, г)активность, д)индивидуализм е)интерес к личности, ж)верность семье, группе , корпорации,  з)гармония души и тела и)рационализм

 Закрепление нового материала

 

Беседа

 

1. Как развивалась философская мысль в отношении выработки понятия «сознание»?

 

2. Почему трудовая деятельность и человеческое общение считают необходимыми предпосылками возникновения сознания?

 

3. В чем заключается взаимосвязь языка и сознания?

 

4. Попробуйте определить особенности своей памяти.

 

5. Охарактеризуйте свое собственное мышление.

 

6. Объясните, что такое сознание.

 

Построение схемы «структура сознания»

Выполняют задания, обмениваются мнением, делают выводы, выделяют главное. Взаимооценка групп.Критерии оценивания:

1.Умение распределить работу в команде – 3 балла

2.Умение выслушать друг друга – 2 балла

3.Полнота раскрытия темы- 2 балла

4. Наличие рисунков и схем – 2 балл

5.Правильность и полнота выступления – 3 балл

12  — 11 баллов – «5».

10 – 8 баллов – «4»

7- 5 баллов – «3»

.

 

6 «Знания и умения» А теперь попробуйте выразить свое представление о мировоззрении и его роли в жизни людей в форме  стихотворения (прием «синквейн» — пятистишие).

1 строка – существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – ключевая фраза, наиболее важная идея

5 строка – существительное, резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора.

Оцени высказывание

1)Я принимал активное участие в

работе над решением задач урока

2)Я считаю, что задачи урока решены

3)Без моего участия часть задач не смогла быть решена бы работать успешно

4)Мне было интересно отвечать на вопросы, которые ставили меня в тупик

 

 

Учащиеся  составляют синквейн.
7 «Это вы можете» Рефлексия урока. Игра «Веночек»

Дом задание параграф 1,2

Записывают дом.задание, подводят итоги урока

Приложение №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                             Класс: 10          2 урок
Тема: Исторические  типы  мировоззрения»
Цель урока:

формировать знания учащихся мифах, особенностях религиозного мировоззрения

Развивать  и расширять круг мировоззрения учащихся

Ожидаемый результат:

умение анализировать факты и делать выводы, вести дискуссию; воспитывать у учащихся уважение к различным типам мировоззрения и толерантное отношение к представителям разных мировых религий.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. пазлы
10 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся.

1.С чем связано  появление и развитие  философского типа   мировоззрения?

2.В чем отличия  миропонимания от мировоззрения?

3.Какова роль мировоззрения в жизнедеятельности людей?

 

Демонстрируют свои знания.

 

Карты
15 мин. III. Актуализация знаний

Мотивация к изучению нового материала. Вызвать интерес обучающихся к новому материалу.

 

Игра «Веселые бусы» (Составьте из букв, написанных в длинных бусах, слова. Запишите получившиеся слова)

 
                                                                           

 

 

 

 
 

 

В мифологии отразилась способность  человека  выделять  себя из окружающей среды и объяснить  явления на основе  естественных причин. Она объясняет мир и все явления  в нем  действием богов  и героев.

Ранняя мифология – мировоззрение  общества эпохи  охоты и собирательства. Миф в переводе с древнегреческого языка – слово, рассказ.

Мифы – это рассказы о деятельности предков, богов, героев, о происхождении мира, различных природных явлений и общественных  установлений – норм, обычаев, правил поведения. Священная история рода.

Передача опыта из поколения в поколение  в традиционном обществе  происходит в форме  передачи традиций, обычаев т.е.  ценностных, нерасчлененных «блоков» деятельности, воспроизводимых в неизвестном  виде  в определённой ситуации. В традиционном обществе, когда возникал вопрос «ПОЧЕМУ», ответ был единственным – так принято, так делают все, так делали предки. В отличие от этого, современный тип  трансляции опыта  предполагает его разделение  на определённые этапы элементы. Важнейшее место занимает  теоретическое знание, которое содержится  в школьных и вузовских учебниках, научных изданиях.  Главное в мироощущении  индивида той эпохи – чувство теснейшей  связи  социальным  и природным  миром, невыделенность его из окружающего мира.

С мифом и мифологи ей тесно связана религия. Особенностью религиозного мировоззрения  является формирование  в сознании человека  особенного сверхъестественного и сверхчувственного  мира, который  невозможно  познать с помощью разума.

Религия —  это основанное на вере  сверхъестественное  мировоззрение, включающее в себя  систему догм,  чувств, направленных на иллюзионные предметы  и обрядовые  действия, удовлетворяющие  определенные духовные  потребности человека.

Специфические черты  философского знания

 

ü  Главное отличие  философии от всех других наук заключается  в том, что  философия  является  теоретическим  мировоззрением, предельным  общением ранее накопленных человеческих знаний;
ü  Предмет философии шире предмета  исследования  любой отдельной науки,  философия обобщает, интегрирует иные  науки, но не поглощает их, не включает  в себя все научное  знание, не стоит над ним.
ü  Имеет сложную структуру  (включает онтологию, гносеологию, логику и другие разделы)
ü  Имеет предельно общий, теоретический характер
ü  Содержит базовые, основополагающие  идеи и понятия, которые лежат  в основе других наук
ü  Неисчерпаема по своей сути

Философия —  наука наиболее общих законах развития природы,  человека,  общества и познания. Ее  специфика  стремление к достоверному, обоснованному знанию, которое ставится выше мнения, веры, догматов  и авторитетов.

Заметную роль  в формировании и  последующем обогащении  мировоззрений людей играет естествознание.  В него входят такие науки как физика, химия, биология, геология, география,  астрономия и т.д.  Вместе они строят  единую естественнонаучную  картину  мира  как систему наиболее важных, фундаментальных научных знаний о мире природы.

Задание: для групп:

1 группа Представьте образ  человека в трех типах мировоззрения

2 группа: Раскройте соотношение  «Человек -мир» в естественнонаучном мировоззрении.

3группы: Дать характеристику мифологического и религиозного мировоззрения.

4 группы: Дать характеристику философского, научного и обыденного мировоззрения

10 мин. IV. Закрепление урока. Игра «Кто быстре»

.

1.В чем особенности мифологического  мировоззрения?

2.В чем  особенности религиозного мировоззрения?

3.В чем особенности  философского мировоззрения?

Мировоззрение- это….

 Мировоззрение складывается из …+…+….+…

 Карточка №3 для 2 группы. Продолжи предложение. Мировоззрение делится на следующие типы……

 Карточка №3 для 3 группы. Продолжи предложение. Все типы мировоззрения имеют право на существование. Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится …. Основные признаки гуманистического мировоззрения – это …..

 Карточка №3 для 4 группы. Продолжи предложение. Мировоззрение является ….. духовного развития человека и определяет …….

 

Обсуждают над данным заданием, таким образом демонстрируют свои знания, умения, навыки. ( карточки
5 мин. V. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках. Дневник

Итог урока:___________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

 

Решаем тесты на закрепление.

1.Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и к происходящим в нем событиям, является:

а) наука; б) мифология; в) религиозная вера; г) культура.

2.Что лежит в основе формирования научного мировоззрения?

а) направления мировой мысли, опирающиеся на достижения науки

б) учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры

в) личная практическая деятельность г) легенды и мифы.

  1. .Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?

А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.

Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

4.1.Научное мировоззрение не предполагает

а) стремления к объективности б) обоснованности убеждений

в) освоения опыта человечества г) свободной безответственности.

  1. Основная проблема любого мировоззрения – это:

а) вопрос об отношении человека к человеку;

б) вопрос об отношении человека к миру;

в) вопрос об отношении человека к культуре.

г) природа сама по себе, «очищенная» от человека;

6.Продолжи предложение:

А) Мировоззрение основанное на вере в бога и в сверхъестественные силы- это…

Б) Элемент мировоззрения, безоговорочное, бездоказательное принятие каких-то истин и догм — это…

В) Составная часть структуры мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды и установки …

Г) Целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества — это….

Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла человека , его права и свободы -…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                      Класс: 10    урок 3
Тема:  Проблема познаваемости  мира
Цель урока:  .

·                    раскрыть и осмыслить содержание ряда понятий и категорий познавательной деятельности: «знание», «позна­вательная деятельность», «онтология», «гносеология»,«чувственное познание», «рациональное познание», «ощущения», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «агностицизм», «априор­ные идеи», «мыслительные операции», «абстрагирование»;

·                    ознако­мить с особенностями познавательной деятельности;

·                    осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

·                    анализировать и  классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

Ожидаемый результат:

Учащиеся демонстрируют знания  по теме урока  и  умеют классифицировать  их по группам; вырабатывают умение работать в группах для изучения материала; обобщают полученные на уроке знания,  выполняя индивидуальные задания;

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. С помощью разрезанных пазлов делит класс на группы. Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. пазлы
5 мин. II. Проверка домашней работы.

По методу «Прием«Веришь-неверишь»

» проводит проверку домашней работы

 

— Что даёт нам солнце

2        Работа в домашних группах        Ассоциация

 

 

 1.С чем связано  появление и развитие  философского типа   мировоззрения?

2.В чем отличия  миропонимания от мировоззрения?

3.Какова роль мировоззрения в жизнедеятельности людей?

 

Ученики отвечают на вопро  сы учителя. карточки
20 мин. Актуализация знаний. С помощью метода «Фишбоун» осуществляет усвоение нового материала

Новый материал

Человека всегда волновал вопрос о том, сколько он может узнать о мире и о себе. Мудрейшие из философов, подобно Сократу, Кон­фуцию, Лао-цзы, убежденно говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приоб­щается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанно­го окружает его. Поэтому особенно интересно исследовать наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношения с ре­альным миром, границы между знанием и верой, увидеть пределы познавательных возможностей человека.

1. Бытие и познание

«»То be or not to be» — that is a question», — восклицал известный нам герой. А между тем над этим вопросом задумывались филосо­фы с давних времен. Одной из центральных категорий философии является категория бытия. Ее исследованием занимается целая нау­ка — онтология. Это очень сложная для понимания категория, т. к. включает максимальную степень обобщенности.

Работая с п. 1 § 21, познакомьтесь с представлением мыслителей прошлого о сущности бытия человека и заполните таблицу:

Мыслители прошлого о сущности бытия, представьте результат работы на интерактивной доске.

— Как вы считаете, познаваем ли мир?

Однако не все так считают. Представьте себе, что мы находимся на заседании ученого совета, где происходит обсуждение вопроса, связанного с философским пониманием познаваемости окружаю­щего мира. На заседании присутствуют представители разных на­правлений философии. Прислушаемся к их словам, попытаемся разобраться в сущности спора.

(учащиеся представляют результаты выполнения опережающего домашнего задания по материалам Интернета)

— Кто такие агностики? В чем сущность их концепции?

—      Какие проблемы были подняты на заседании ученого совета?

—      Чья позиция вам кажется более убедительной и почему?

2. Виды познавательной деятельности

— Принято различать чувственное познание и рациональное познание (мышление).

Поделившись на две творческие группы, познакомьтесь с харак­теристиками этих видов познания, ответьте на вопросы к текстам и наглядно представьте результаты своей работы на интерактивной доске, используя элементы презентации «Проблема познаваемости мира»  созданной Алексеем Ивановичем Черновым.

3. Познание как деятельность

Знания не возникают сами по себе. Они результат познава­тельной деятельности человека. Попробуем представить по­знание как деятельность в виде схемы на интерактивной доске.

 

Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя.

Ученики проявляют свои знания по творчеству писателя.

учебник

 

Бумага А4

 

карточки

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.

Работа по группам

Демонстрируют свои знания.
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.РефлексияПрием «Плюс- минус – интересно»

Напишите на стикерах положительные, отрицательные и самые интересные стороны урока.

Прием «Гора успеха»

Прикрепите стикеры на гору успеха, определив уровень своих знаний по сегодняшней теме.

Критерии оценивания

5 баллов – активно выполнял задание, предлагал, отвечал

4 балла – участвовал в выполнении задания, но не всегда

3 балла – участвовал не в достаточной мере

 

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Прикрепляют стикеры к горе успеха

Дерево Блоба

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

Материал для группы 1

Чувственное познание

Чувственное познание — процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств.

В результате в сознании человека формируются образы отдель­ных, конкретных объектов. Чувственному познанию присущи следующие формы:

  • ощущение,
  • восприятие,
  • представление.

Ощущения — это данные органов чувств об отдельных свойствах от­дельных предметов. Так, зрение дает человеку ощущения цвета и формы предмета, обоняние — ощущение того или иного запаха, осязание — ощуще­ния твердости, холода и т. п.

Восприятие — это целостный образ предмета, являющийся суммой от­дельных ощущений. При этом восприятие не является простой, «механи­ческой» суммой. Так, ни один человек не воспринимает, к примеру, стол только лишь как совокупность «плоскости», «твердости», «приподнятости над полом». На этапе восприятия человек не просто суммирует отдельные ощущения, но воспринимает предмет как некую целостность, выделяет данный предмет из окружающей действительности.

Представление — это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. На основании чувственного опыта человек может формировать пред­ставления не только о предметах, которые были даны ему в ощущениях и восприятиях, но и о предметах, с которыми он не имел непосредствен­ного контакта.

Особенности чувственного познания

Чувственное познание, реализуемое в форме ощущений, восприятий и представлений, обладает рядом специфических характеристик.

  • Чувственное познание является тем «мостиком», который связывает человека с предметным миром. Именно чувственное познание спо­собно дать нам информацию о том мире, в котором мы существуем и осуществляем свою деятельность.
  • Чувственное познание часто характеризуют как «пассивное». При этом пассивность следует понимать как неспособность человека из­менить данные органов чувств на уровне ощущений. И хотя человеку удалось создать многочисленные приборы и устройства, способные изменить диапазон его восприятий (микроскоп и т. п.), но все же каждый из нас воспринимает горячее как горячее, а красное как красное. При этом человек осознает, что органы чувств могут его обманывать. Тем не менее он доверяет своим органам чувств. Это проявляется, например, в требовании экспериментального подтвер­ждения теоретических выводов о том, что в рамках всех существую­щих правовых систем самым значимым доказательством считается свидетельство очевидца.
  • На уровне чувственного познания человек способен зафиксировать лишь данное в органах чувств, но не способен постичь сущность предметов и их свойств, усмотреть действующие в мире законы и закономерности. Вместе с тем задача познания состоит не толь­ко в чувственном отражении действительности, но и в осознании сущности происходящего, в прогнозировании. Поэтому одного чув­ственного познания недостаточно для формирования целостной картины мира.

 

Вопросы к группе 1

  • Что такое «чувственное познание»?
  • Опишите и объясните механизм протекания чувственного познания.
  • Какие особенности оно имеет?

Проанализируйте его сильные и слабые стороны.

 

Материал для группы 2

Рациональное познание

Рациональное познание — процесс получения знаний о действительно­сти посредством осуществления различных мыслительных процедур.

Рациональному познанию, так же как и чувственному, свойственны определенные формы, к числу которых относят:

  • понятие;
  • суждение;
  • теорию.

Подпонятием подразумевают мысль, выделяющую из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки. Таким образом, понятие дает нам возможность зафиксировать знание об общих признаках какого-либо класса предметов.

Суждение — мысль, содержащая утверждение о наличии в действи­тельности какого-либо положения дел. Суждения включают в себя понятия, а понятия раскрываются через суждения, Так, например понятие «престу­пление» входит в суждение «существуют преступления, посягающие на безопасность личности».

Теория представляет собой систему взаимосвязанных понятий и сужде­ний, раскрывающую совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области. Входе рационального познания используются различ­ные методы, то есть способы познания. К числу наиболее значимых методов рационального познания относятся:

  • анализ;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция, обобщение;
  • абстрагирование;

определение и др.

 

Особенности рационального познания

Рациональное познание обладает рядом характеристик, принципиально отличающих его от чувственного познания.

  • Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляет­ся в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида.
  • Рациональное познание носит абстрактный характер (от лат. abstractio — отвлекаться от чего-либо), то есть обладает способно­стью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в спо­собности человека мысленно создавать абстрактные объекты.
  • Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и це­ленаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые пре­образования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые не­познаваемы непосредственно, с помощью органов чувств.
  • Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыс­лительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания.

Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания.

Вопросы к группе 2

  • Что такое «рациональное познание»?
  • Опишите и объясните механизм рационального познания.
  • Какие особенности оно имеет?
  • Его сильные и слабые стороны?
  • Покажите взаимосвязь двух видов познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет Человек. Общество. Право Класс 10 Урок 4
Тема Научное познание
Цель обучения Иметь представление, что включает в себя понятие научное познание.
Задачи сформировать представление о роли науки в современном мире;

раскрыть особенности научного знания, отличие его от других видов знания;

сформировать представление об основных формах и методах научного познания.

формировать коммуникативную, информационную, социокультурную компетенции.

воспитывать интерес и положительное отношение к научной деятельности гордость за достижения отечественной и мировой науки;

возбуждать готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач.

Результат Уметь выделять главное в большом объеме материала.
Этап время Деятельность учителя Деятельность учащихся
 

Организационный момент.

Проверка домашнего задания через игру «Крокодил»

2
5 Вопросы: Назовите различия между знанием и познанием. Обратите внимание на объекты исследования теории познания, дайте определения каждого из них.

Назовите основную проблематику теории познания.

На экране: Гносеология

Субъект познания

Объект познания

Знание

Познание

Скептицизм

Агностицизм

Гностицизм

Чувственное познание

Рациональное познание

Истина

Блиц-опрос:

 

— Какие формы познания существуют?

 

— Какие из перечисленных понятий относятся к рациональному, а какие к чувственному познанию: ощущение, суждение, понятие, умозаключение, восприятие

 

— Что из ниже перечисленного относится к процессу познания, а что к его результатам: чувственное познание, образы людей и предметов, понятие, знания о мире, абстрагирование, конкретизация

— Как связаны между собой познающий человек (субъект) и изучаемый предмет (объект) в процессе познания?

— Что влияет на результат познания?

 

Учащийся выходит к доске садиться спиной к экрану, остальные ему подсказывают.
Осмысление

Изучение новой темы:

Методом получения научного знания выступает научное исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта с целью выявления его закономерностей . Исследование опирается на специально сконструированные инструменты и методы.

 

— Какие инструменты, специально сконструированные для научных исследований, вы знаете? (

Исследование включает применение частных методов ( характерных для отдельных наук) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза и др.).

После знакомства с методами научного исследования школьникам предлагается конкретизировать полученные знания, обратившись к статье из учебника физики (Касьянов В.А.Физика. 10 кл.: Учеб.для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2003. § 3: Эксперимент. Закон. Теория., с.6)

Какие способы и методы научного исследования упомянуты в этом параграфе?

Почему эксперимент является критерием правильности научной теории?

Два уровня научного исследования. Учитель сопровождает рассказ анализом схемы.

Эмпирический – от греческого empeiria – опыт. Нахождение новых фактов, обобщение, поиск тенденций происхождения процессов.

Теоретический – формулирование закономерностей, создание теорий, формирование научной картины мира.

Учащиеся знакомятся с алгоритмом поведения исследователя:

На эмпирическом уровне путем чувственного опыта осуществляется поиск новых фактов, явлений изучаемого процесса

Исследователь перед началом работы ставит цель и задачи предстоящей деятельности.

Осуществляется анализ литературы по теме.

Формулируются исходные гипотезы.

Организуется и проводится эксперимент.

Анализируются и обобщаются полученные данные.

Проверяются исходные гипотезы на основе полученных фактов.

Делаются выводы исследования, формулируются новые закономерности.

Какие из перечисленных понятий относятся к рациональному, а какие к чувственному познанию: ощущение, суждение, понятие, умозаключение, восприятие.

— Что из ниже перечисленного относится к процессу познания, а что к его результатам: чувственное познание, образы людей и предметов, понятие, знания о мире, абстрагирование, конкретизация

— Как связаны между собой познающий человек (субъект) и изучаемый предмет (объект) в процессе познания?

— Что влияет на результат познания?

Учитель предлагает учащимся представить себя учеными и провести мини исследование.  Каждая группа  из которых получает тему научной работы:

1 группа.

Исследовать роль шпаргалок в учебном процессе. Сделать выводы.

2 группа.

 

Исследовать проблему того, как люди выбирают профессию.

3 группа.

Исследовать тему “Взрослые и дети”. Почему возникают конфликты поколений?

4 группа.

Исследовать роль отметок в учебной деятельности школьников.

Эмпирический – от греческого empeiria – опыт.Нахождение новых фактов, обобщение, поиск тенденций происхождения процессов.

Теоретический – формулирование закономерностей, создание теорий, формирование научной картины мира.

 

Рефлексия — Как вы оцениваете свою работу на уроке?

— Что удалось, что – нет

— Сформулируйте свое мнение об уроке.

Домашнее задание: №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема « Знания  и  образование»    Урок 5
Цель Ответить на вопросы о важности и необходимости знаний для учащихся,  какую роль играет образование для человека

Задачи урока:

 Обучающие:

Дать информация о месте и стратегическом значений знаний.

Развивающие:

Развить познавательную активность к знаниям.

Формировать навыки, умения и теоретические знания

Ожидаемый результат расширение языкового барьера, повышение интереса к уроку с помощью новых подходов
Этап Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент

 

5 мин Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Слушают, наблюдают, настраиваются на урок.
Актуализация прежних знаний 10мин Проводит проверку домашнего задания с помощью кроссворда

1.      Обдумываем

2.      Поднимаем руку

3.      Предлагаем ответ

Нужно не только отгадать но и вспомнить термин который изучали на прошлом уроке.

Учащихся, внимательно слушают вопросы

 

 

 

 

 

 

Вопрос

1.      Первая стадия формировании и развитии науки.

2.      Объединения различных наук.

3.      Особая форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании

4.      Наука делится на ряд отраслевых знаний-

5.      Деление науки на составные части.

            Ответы

1.      Зарождающая

2.      Интеграция

3.      Наука

4.      Знание

5.      Частные

6.      Дифференциация

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

20мин  Посмотрите вы отгадали весь кроссворд. А теперь ваша задача определить вертикальное понятие.

И так тема сегодняшнего занятия «Знание  и образование». Открываем рабочие тетради  и записываем тему урока.

 

 

Учитель задает вопрос … А какая же цель нашего урока?

 

Ребята как вы думаете что такое образование?

Отлично вы правильно сформулировали.

 

Учащихся отвечают.

Ответ-Образование

 

 

 

Учащиеся записываю тему урока в тетради.

Предполагаемый ответ:

Будем обсуждать о образовании как о важной сферы жизни общества.

Какую роль дает для развитии личности.

 

Предполагаемый ответ:

Это результат усвоение человеком навыков и умений.

 

 

Как вы думаете какую функцию выполняет образование?

 

 

 

 

 

 

Правильно! Но самое главное функции для образовании- это обучение и воспитание.

 

·         Передача опыта от одного поколения к другому

·         Развивает человека как личность

·         Подготавливает индивида к труду.

 

В 21 в. образование рассматривается как стратегия важная сфера жизни общества. Образование является важнейшим фактором развития и усиления интеллектуального потенциала нации
Учитель задает вопрос: Что такое знание?

Новая тема:

Когда рождается ребенок, говорят, что родился человек как биологическое существо; и никак нельзя сказать, что родилась личность. Процесс биологического развития человека сочетается с обретением ею определенных социальных свойств и качеств, что характеризует ее как общественное существо. Другими словами, в процессе социализации, от рождения, формируется личность. Социализация обеспечивает усвоение широкого круга ценностей, понятий, ожиданий, на основе которых складывается жизнь людей. Более полувека назад Е. Дюркгейм отмечал, что основная функция образования — передавать ценности культуры, которая господствует. Сегодня в системе образования упор делается скорее на естественно-научных дисциплинах, чем на гуманитарных. Однако это не означает, что остается вне поля зрения задачи всестороннего развития личности. Воспитание молодежи в духе признания идеалов и культурных ценностей, сложившихся в обществе, помогает поддерживать социальный порядок. Именно обучение и воспитание является тем решающим средством, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, совершенствуют задатки и способности человека.

 

Образование имеет очень большое влияние на все виды деятельности человека. Многие ученики после окончания средней школы поступают в вузы для получения высшего образования, кто-то идет в техникумы и профтехучилища.

 

Образование — это залог социального и общественного признания человека в течение всей жизни, успеха и развития ее талантов, способностей, реализации ее надежд, мечтаний и надежд.

Предполагаемый ответ:

Это результат познания, где человек получает представление о мире. Строится теории и гипотезы.

Работа по учебнику: Откройте учебник стр.35, самостоятельно прочтите примеры английского ученого Г. Райля. Необходимо обсудить. Учащиеся внимательно читают

 

 

Учащиеся обсуждают:

1.      Описывается о предметно- орудийном практической деятельности.

2.      Теоретическая деятельность.

3.      Физические законы.

4.      Духовно-психологическая деятельность.

5.      Вычисление.

6.       Умение готовить.

Какие существуют виды знаний? Предполагаемый ответ:

1.      Обыденное- получают в повседневной жизни.

2.      Художественные-развивают воображения.

3.      Научное- представляет теорию.

Задание для группы:

Доклады учащихся о различных системы образования.

 

1) «Система образования и Японии».

 

2) «Система образования в США».

 

3) «Финская модель образования».

 

4) «Болонский процесс в образовании и участие в нем Украины».

 

5) «Швейцарская система образования».

 

 

1) Приведите примеры дифференциации обучения в школах разных стран.

 

2) В чем проявляется практический характер обучения в развитых странах мира?

 

Что такое непрерывность образования?

 

 

Правильно! В процессе жизнедеятельности индивид отдает приоритет самосовершенствованию, самообучению и самовоспитанию.

Предполагаемый ответ:

Человек, всегда должен постоянно пополнять и дополнять знания.

 

 

Закрепление нового материала  Почему современную эпоху можно назвать эпохой образования? Дайте определение понятию «образование» Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

Рефлексия 5 мин Учитель подводит итоги и задает вопрос

С какими новыми понятиями вы познакомились? В каких вопросах расширили   знания? Что для вас было новым на занятии? Что вам было уже известно?

Высказываются о том, как прошел на их взгляд урок.
Домашнее задание 5 мин Читать  §5 стр. 51-59

 

Записывают в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                          Класс: 10   урок  6
Тема:  « Ценности  в  жизни  человека
Цель урока:  охарактеризовать главные 2предметные ценности», выделить особенности системы ценностных ориентаций; продолжить работу по развитию критического мышления, формировать умения систематизировать материал в таблицу, работать в группе; воспитывать  толерантность.

Ожидаемый результат

мышление, память, речь, внимание, воображение, наблюдательность,  познавательный интерес к уроку, умение находить причинно-следственные связи, умение работать с картой и анализировать статистическим материал.умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои доводы, делать выводы

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. С помощью разрезанных пазлов делит класс на группы. Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. пазлы
5 мин. II. Мотивация к изучению нового материала.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

Какие формы познания существуют?

 

— Какие из перечисленных понятий относятся к

рациональному, а какие к чувственному познанию:

ощущение, суждение, понятие, умозаключение,

восприятие

— Что из ниже перечисленного относится к

процессу познания, а что к его результатам:

чувственное познание, образы людей и предметов,

понятие, знания о мире, абстрагирование,

конкретизация

 

— Как связаны между собой познающий человек

(субъект) и изучаемый предмет (объект) в процессе

познания?

 

— Что влияет на результат познания?

Ученики отвечают на вопросы учителя. карточки
20 мин. Актуализация знаний. Учитель читает ученикам притчу. Составление Кластера

— что значит сделать ценностный выбор? (выбрать те вещи и явления, которые несут для человека определенный смысл);

— что значит реализовать ценностное отношение к миру? (оценивать факты своей жизни по значимости);

— что является для человека ценностью? (все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл);

— как называется философское учение о ценностях? (аксиология);

— что является главными «предметными» ценностями? (добро, красота, истина);

— что относится к «субъективным» ценностям? (установки. оценки, требования, запреты);

— что находится в центре понимания ценностей человека? (ценностное отношение человека к миру);

— на чем базируются интересы людей? (на жизненной практике, потребностях и социальных отношениях);

— продолжите высказывание аксиолога Т.Шибутани «…объект обладает ценностью, если…» ( к нему проявляют какой-то особый интерес);

— что влияет на характер ценностей человека? (жизненный опыт и система его знаний).

Технологический прием «Перепутанные цепи». Используя карточки с фактами по материалу учебника с, заполнить таблицу.

понятие Значение
Мнение

 

Ложные «блага»

 

 

Смысловое ядро любого мировоззрения

 

 

Мироощущение

 

Чувства, эмоциональные реакции

 

Искусство, религия, философия, наука

 

 

 

 

Философия

Ложная ценность, которая не связывает, а разобщает

Богатства, власть, удовольствия; то, что разрушает социум.

 

Система ценностей, представление о том, что наиболее значимо для человека, к чему он должен стремиться

 

 

Первичное «знание» о мире

 

Связующее звено между человеком и внешним миром; ориентир. указывающий цели.

 

 

Способы управления «настроением», вызывающие определенные эмоционально-чувственные реакции, которые затем направляют поведение индивида. формируют его образ жизни.

 

 

Наука, которая устанавливает иерархию ценностей, создает знание о мире и человеке, на основе которого индивид способен различать «правильное» и «неправильное» в своих действиях, поступках.

 

прием «Кластер». Работа с текстом. Выделить смысловые единицы текста, оформить их графически в виде «грозди» из основных фактов, имен, дат.

Оформить кластер по материалу учебника с «Ценностные ориентации» на листах А-3. Демонстрация составленных кластеров. Определение общих для всех групп смысловых единиц.

-Совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми.

— Образуют основу сознания и поведения личности; — влияют на ее развитие.

— служат критерием норм и правил поведения личности.

— Самая высшая и абсолютная ценность – человек, его жизнь.

— Ценности вне человека и его жизни лишены смысла.

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока и тест

 

Работа проходит в форме ролевой игры «Актуальное интервью».

 

Задания по карточкам

 

Группа  получает карточку с заданием: один — корреспондент, второй — выдающаяся личность (политик, актер, общественный действие, священник, спортсмен, поэт и т.д.). Корреспондент ведет беседу с целью определить, что для его собеседника есть мораль, человечность, духовность. Какие черты и качества в человеке импонируют ему? Какие нравственные черты присущи ему лично?

 Работа группы экспертов.

Группа экспертов из числа учащихся определяет, убедительными были ответы, есть спорные моменты в интервью, смог корреспондент и его собеседник доказать значимость таких черт, как честность, порядочность, совісливість, достоинство.

 

 

Демонстрируют свои знания.
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code