Дата:                                                                              Класс: 9 1урок
Тема: Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства и признаки
            Цель урока:

ознакомление со свойствами квадрата, с решением задач на нахождение периметра;

закрепление вычислительных навыков.

Задачи:

сформировать прием мышления по определению квадрата из других фигур;

вызвать интерес к усвоению данной темы;

продолжить работу над вычислительными навыками.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней  работы.

.

– Уберите лишнюю фигуру (круг). Почему?

– Уберите лишнюю фигуру (треугольник). Почему?

– Уберите лишнюю фигуру (трапеция). Почему?

– Уберите лишнюю фигуру (ромб). Почему?

– Какие фигуры остались? (квадрат и прямоугольник).

– Как вы думаете какова тема урока?

Ученики демонстрируют свои знания.
20 мин. III. Осмысление новой информации.
Мозговой штурм. или лучшим уче. Диаграмма Венна

Кадрат
Четрехугольникк

 
-Какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим слово «квадрат?

Возьмите конверт под цифрой 1, в конвертах у вас лежат фигуры.

Задание: разбейте фигуры на группы, в соответствии с нашей темой урока (дети разбивают фигуры на группы)

– На сколько групп вы разбили все фигуры? (2)

– Под какими номерами у вас фигуры первой группы.

– Под какими номерами у вас фигуры второй группы.

– Как называются фигуры первой группы? Докажите.

– Как называются фигуры второй группы? Докажите.

– Давайте сформулируем правило, как найти квадрат среди других фигур.

 

 

КАРТОЧКА I ГРУППЫ

Схема исследования.

 

Название фигуры     ПРЯМОУГОЛЬНИК                                                         

Проведите исследования и закончите предложение ПРЯМОУГОЛЬНИК —  это параллелограмм, у которого…                                                                                                                                                                                                             

Исследуйте стороны, углы и диагонали прямоугольника и заполните таблицу.

 

Параллелограмм

С
А
D
В
O

 

 

Прямоугольник

D
A
В
С
О

 

 

 

Стороны 1. ,

2. АВ=СD, BC=AD

Углы 1. ,

2. , ,

,

Диагонали 1.

2. AO=OC, BO=OD

 

КАРТОЧКА II ГРУППЫ

Схема исследования.

 

Название фигуры     КВАДРАТ                                                   

Проведите исследования и закончите предложение КВАДРАТ —  это параллелограмм, у которого…                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Исследуйте стороны, углы и диагонали квадрата и заполните таблицу.

 

 

 

 

 

С
А
D
В
O

Параллелограмм

 

D
A
B
C
O

Квадрат

 

 

 

 

 

Стороны 1. ,

2. АВ=СD, BC=AD

Углы 1. ,

2. , ,

,

Диагонали 1.

2. AO=OC, BO=OD

 

 

КАРТОЧКА III ГРУППЫ

Схема исследования.

 

Название фигуры     РОМБ                                               

Проведите исследования и закончите предложение РОМБ —  это параллелограмм, у которого…                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Исследуйте стороны, углы и диагонали квадрата и заполните таблицу.

 

С
А
D
В
O

Параллелограмм

 

 

 

 

 

B

Ромб

А
С
D
O
Стороны 1. ,

2. АВ=СD, BC=AD

Углы 1. ,

2. , ,

,

Диагонали 1.

2. AO=OC, BO=OD

 

 

По окончании работы, каждая группа, сообщает о результате выполненных исследований и представляет свои выводы.

В ходе  выступления каждой группы заполняется таблица, представленная на интерактивной доске, которую учащиеся должны перечертить в тетрадь.

 

 
В

Прямоугольник — это параллелограмм, у которого все углы прямые.

С
D
A
О
В

 

Ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны.

А
С
D
O

 

 

 

 

 

 

Квадрат – это параллелограмм, у которого все стороны равны, и все углы прямые.

D
A
B
C
O
Стороны 1. .

2. АВ=CD, BC=AD

1.

2. AB=BC=CD=DA.

1.

2. AB=BC=CD=DA.

Углы 1.

2.

3.

1. , .

2.

3. АО, ВО, СО, DO – биссектрисы углов A, В, С, D.

 

1.

2. АО, ВО, СО, DO – биссектрисы углов A, В, С, D.

3.

Диагонали 1. , AO=OC,BO=OD

2. AC=BD.

1. , AO=OC,BO=OD

2.

 

1. , AO=OC,BO=OD

2. AC=BD

3.

 

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.

Что у меня в руках? (Платок)

 – Какой он формы? (Квадратный).

 – Скоро праздник 8 Марта и я хочу в подарок украсить платок тесьмой, но не знаю сколько мне тесьмы понадобится. Может вы мне поможете?

 – Определите, сколько вам тесьмы потребуется, чтобы обшить платочек тесьмой.

 – Как вы узнали, сколько тесьмы потребуется? (Надо найти периметр).

 – А сейчас, давайте вернёмся к квадрату, который мы начертили в тетради?

 – Какова длина стороны квадрата?

 – Найдите периметр.

 – Чему равен периметр?

Проводят обсуждение по данной теме.
5 мин. V. Итог урока. Рефлексия:
— О чём вы сегодня узнали на уроке?
— Изменилось ли ваше отношение к фигурам?
— Было ли вам комфортно на уроке?
Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.  

стикеры

 

фишки

 2 мин. VI. Домашнее задание. Домашнее задание: Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:____________________________________________________

 

 

 

Отрицательные стороны урока:________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Дата: Тема занятия:

Четырехугольники (параллелограммы, прямоугольники, ромбы, квадраты, трапеции) в окружающем нас

Класс: 9

Урок 2

Предмет: геометрия
Общие цели ·         Повторить определения, виды, свойства четырехугольников. Найти применение знаний о четырехугольниках в повседневной жизни.

Развивать способность саморегуляции. Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.

·         Создать благоприятный психологический климат через работу в группах. Воспитывать у учащихся стремление к совершенствованию своих знаний.

Результат обучения ·         Будут знать определения, виды, свойства четырехугольников.

·         Уметь применять их при решении задач в повседневной жизни.

Будут уметь работать в группе: представлять творчески решение задания, делать выводы, отвечать на проблемные вопросы.

Высокая мотивация учащихся на уроке.

Ход урока
Этапы проведения занятия Время Действия учителя Действия ученика Формы оценивания учеников
Психологический настрой на урок 1 мин «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине»

Карл Поппер, австрийский философ

 

 
Мозговой штурм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание

1 мин Учитель задает вопросы:

-что изучали на прошлых уроках?

-какие фигуры изучали?

-как их назвать одним словом?

-нужны ли нам знания о четырехугольниках?

-где нужны знания о четырехугольниках?

 

Обобщает сказанное

 

 

Отвечают на вопросы учителя:

-параллелограмм, квадрат, и т.д.

-четырехугольники

-знания нужны в жизни

 

 

 

 

 

 

Озвучивают  тему урока: «Четырехугольники в окружающем мире»

Похвала
Повторение изученного (диаграмма Эйлера-Венна) 8 мин ГР. Учитель предлагает разбиться  на 3 группы по 4 человека и выявить сходства и различия четырехугольников:

1 группа – параллелограмм и квадрат

2 группа – трапеция и прямоугольник

3 группа – трапеция и ромб

 

Учащиеся выявляют сходства и различия четырехугольников. Самооценивание  – участники группы оценивают свою работу по получившемуся шифру, результаты заносятся в оценочный лист класса (макс. 16*0,5=8 баллов).
Систематизация знаний по теме:

 

 

1)      кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)      видеовопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)      тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)      постер

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

ГР. Учитель предлагает группам разгадать кроссворд  по теме четырехугольники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГР. Видеовопросы о четырехугольниках в жизни

1 вопрос. Сколько нужно досок шириной 10 см, чтобы отгородить участок, имеющий форму параллелограмма (6*8м)?

 

Разминка

 

2 вопрос. Достаточно ли будет 40000 тенге для покупки стендов в класс, если изготовление стенда 1м*1м стоит 10000 тенге(4*1м)?

3 вопрос. Я занимаюсь лоскутным шитьем. Сколько мне потребуется лоскутков размером 10*10 см для изготовления одеяла?

 

 

 

ИР. Тест по свойствам четырехугольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГР. Постер о четырехугольниках в окружающем мире.

По горизонтали:

1.Четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны

2. Четырехугольник, у которого только две стороны параллельны

3. Параллелограмм, у которого все углы прямые

4. Точки, из которых выходят стороны четырехугольника

По вертикали:

1. Сумма длин всех сторон

5. Отрезок, соединяющий противолежащие вершины

6. Прямоугольник, у которого все стороны равны

7. Параллелограмм, у которого все стороны равны

8. Отрезок, соединяющий соседние вершины

 

Учащиеся  в группах обсуждают и решают задачи.

1 задача.

6*100=600см

8*100=800см

Р=2*600+2*800=2800см

Р/10=2800/10=280 досок

 

 

2 задача.

S=4*1=4 кв.м.

4*10000=40000тг

 

3 задача.S=150*100=15000

15000/10*10=150 шт

 

 

 

 

 

 

Свойства Фигуры
Паралле-

лограмм

Прямо-

угольник

ромб квадрат
Противоположные стороны попарно параллельны        
Противоположные стороны попарно равны        
Все стороны равны        
Все углы равны        
Диагонали точкой пересечения делятся пополам        
Диагонали  равны        
Диагонали перпендикулярны        
Диагонали делят углы пополам        

Учащиеся защищают свои работы, подводят итог о необходимости знаний о четырехугольниках.

Взаимооценивание – группы меняются кроссвордами и оценивают работы, баллы выставляются в оценочный лист (макс. 9 баллов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивает учитель, баллы выставляются в лист оценивания (по 1 баллу за правильный ответ+3 балла за ответ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценивание – учащиеся оценивают друг друга, баллы заносятся в лист оценивания (макс. 32*0,5=16 баллов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель подсчитывает полученные баллы

Домашнее задание 1мин Опережающее задание – законспектировать теорию с подробным чертежом по теме «среднии линии треугольника и трапеции» стр25, 28
Оценивание 1мин Выставление  оценок за урок согласно шкале оценивания
Рефлексия 2 мин Кому было скучно  – поднимите правую руку,

Кому было некомфортно в группе – поднимите левую руку,

Кто узнал что-то новое — топните,

Кому урок понравился – хлопните в ладоши 10 раз.

В таблицу поставить знак «+»,  если геометрическая фигура имеет указанное свойство, «-»  если не имеет:

 

Свойства Фигуры
   
Противоположные стороны попарно параллельны        
Противоположные стороны попарно равны        
Все стороны равны        
Все углы равны        
Диагонали точкой пересечения делятся пополам        
Диагонали  равны        
Диагонали перпендикулярны        
Диагонали делят углы пополам        
В таблицу поставить знак «+»,  если геометрическая фигура имеет указанное свойство, «-»  если не имеет:

 

Свойства Фигуры
   
Противоположные стороны попарно параллельны        
Противоположные стороны попарно равны        
Все стороны равны        
Все углы равны        
Диагонали точкой пересечения делятся пополам        
Диагонали  равны        
Диагонали перпендикулярны        
Диагонали делят углы пополам        
В таблицу поставить знак «+»,  если геометрическая фигура имеет указанное свойство, «-»  если не имеет:

 

Свойства Фигуры
   
Противоположные стороны попарно параллельны        
Противоположные стороны попарно равны        
Все стороны равны        
Все углы равны        
Диагонали точкой пересечения делятся пополам        
Диагонали  равны        
Диагонали перпендикулярны        
Диагонали делят углы пополам        
В таблицу поставить знак «+»,  если геометрическая фигура имеет указанное свойство, «-»  если не имеет:

 

Свойства Фигуры
   
Противоположные стороны попарно параллельны        
Противоположные стороны попарно равны        
Все стороны равны        
Все углы равны        
Диагонали точкой пересечения делятся пополам        
Диагонали  равны        
Диагонали перпендикулярны        
Диагонали делят углы пополам        

 

 

 

 

Критерии выставления оценки

 

Макс 39

 

35-39 баллов «5»
30-34 баллов «4»
20-29 балла «3»
<20 баллов «2»

 

 

Дата:                                                                                            Класс: 93   урок
Тема:Теорема Пифогора
Цель урока:Знакомство с теоремой Пифагора, формирование навыков решения задач.

.

Ожидаемый результат: Развитие познавательного интереса, логического мышления учащихся, провести самооценку учебной деятельности на уроке.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится» Ученики осмысливают поставленную цель. Дети берут друг друга за руки и улыбаются, называют хорошие качества своих одноклассников.
5 мин. II. Проверка пройденной темы. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проверяет пройденную тему. Ученики отвечают на вопросы учителя.
25 мин.

III. Актуализация знаний.

Используя прием «Путешествие по галерее» осуществляет усвоение данной темы.

Устная работа.

  • Нарисуйте треугольник ABC-прямоугольный.
  • Как называются стороны прямоугольного треугольника?
  • Назвать стороны прямоугольного треугольника ABC.
  • Что называется косинусом острого угла прямоугольного треугольника?
  • Из вершины прямого угла прямоугольного треугольника проведите высоту.

 

,
– Давайте на основе данных рисунков заполним соответствующую таблицу. В этой таблице нам надо записать квадраты длин катетов и гипотенузы для каждого из данных треугольников. 3 треугольника, соответственно 3 строки таблицы и заполним.

Дети  заполняют таблицу в парах по рисункам на доске:

 

 

 

 

a b c
1. 64 225 289
2. 144 25 169
3. 16 9 25

– Итак, определите, как связаны катеты и гипотенуза в каждом из треугольников (как связаны квадраты катетов с квадратом гипотенузы).

(Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов).

«Теорема Пифагора» – теорема, которая отражает связь между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике.

a2 + b2 = c2

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Правильность утверждения о свойстве гипотенузы установили путем рассуждений. Это рассуждение называется доказательством. А само утверждение, которое доказывается, называется теоремой.

Таким образом мы доказали замечательную теорему, которая называется теоремой Пифагора. Итак, тема нашего урока: «Теорема Пифагора».

На уроке, ребята, вы узнаете о жизни Пифагора; познакомитесь с его математическими открытиями;, примените её для решения задач.

. Исторические сведения из жизни выдающегося математика. (Индивидуальное задание).

Пифагор – древнегреческий ученый, живший в VI веке до н.э.

5 мин. IV.  Закрепление урока. С помощью метода «Таблица Фила» закрепляет усвоение пройденных тем.

Как называлась теорема Пифагора у математиков?

Как следовало бы поступить юному математику, чтобы надёжным образом получить прямой угол? ( Можно воспользоваться теоремой Пифагора и построить треугольник матиков арабского Востока и почему? Найти различные доказательства теоремы Пифагора.

 Ученики заполняют таблицу.

Задают вопросы своим одноклассникам.

 «Таблица

Фила»

5 мин. V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма» На стикерах записывают все, что узнали на данном уроке. фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают в дневниках.  

 

Итог урока:_________________________________________________________________________

Положительные стороны урока:_______________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                           Класс: 9            урок4
Тема:Решение задач на нахождение площадей треугольников и четырехугольников.
Цель урока:  Закрепить понимание темы площади треугольников и четырехугольников, выявлять уровни овладения системой знаний и умений

1. Умеет применять нужную формулу при решении задач при различных их условиях;
2. Развивает навыки решения задач, применяя формулы нахождения площадей;

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик»

— Возьмите себя за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали?

Осмысливают поставленную цель. Ученики берутся за руки. Говорят то, что почувствовали от прикосновения своих одноклассников.
10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По стратегии  «Таблица Фила» проводит проверку домашней работы.

Таблица Фила
Точная информация Свое мнение Вопросы по тексту План текста
 

 

 

Демонстрируют свои знания, умения  по жизни и творчеству Д. Байрона (по домашней работе)

 

 

 

 

Таблица Фила
15 мин. III. Актуализация знаний

Работа над содержанием поэмы.

 

1 группа

1.      Найти смежные стороны прямоугольника, если
известно, что площадь равна 250 см2, а одна из
сторон в 2,5 раза больше другой.

2.      Найти сторону квадрата, площадь которого равна
площади прямоугольника со сторонами 8 см и 18 см.

3.      Найти площадь трапеции, основания которой равны
45 см и 68 см, боковая сторона 36 см и угол при ней
равен30o.

2 группа

1.      Высоты параллелограмма, проведенные из вершины
острого угла, образуют угол 150o. Найдите
площадь параллелограмма, если его стороны равны
12 см и 18 см.

2.      В равнобедренной трапеции периметр равен 64 см,
разность оснований равна 18 см, а высота относится
к боковой стороне как 4 : 5. Найдите площадь
трапеции.

3.      Найдите площадь квадрата, диагональ которого
равна 6 см.

3 группа

1.      Высота, проведенная к боковой стороне
равнобедренного треугольника, равна 15 см и
отсекает на боковой стороне отрезок длиной 8см,
считая от вершины, противолежащей основанию.
Найдите площадь треугольника.

2.      Найдите углы ромба, если его периметр 16 см, а
площадь 8 см2.

3.      Как изменится площадь прямоугольника, если одну
его сторону увеличить в 9 раз, а другую –
уменьшить в 3 раза.

 

 

Ученики самостоятельно изучают новый материал.

 

 

Учебник

 

Таблица Фила

10 мин. I.                   Закрепление урока. Проблемные вопросы.Заполнить «Таблицу Фила»

                                1-3 группа

.Сторона параллелограмма равна 21 см, а высота, проведенная к ней 15 см. Найдите площадь параллелограмма.

2.Сторона треугольника равна 5 см, а высота, проведенная к ней, в 2 раза больше стороны. Найдите площадь треугольника.

3.В трапеции основания равны 6 и 10 см, а высота равна полу­сумме длин оснований. Найдите площадь трапеции.

4.Стороны параллелограмма равны 6 и 8 см, а угол между ними равен 30°. Найдите площадь параллелограмма.

5.Диагонали ромба относятся как 2 : 3, а их сумма равна 25 см. Найдите площадь ромба.

2- 4 группа

1.  В равнобедренном треугольнике АВС высота АН в 4 раза меньше основания ВС, равного 16 см. Найдите площадь ∆ABC.

2.  В параллелограмме ABCD высоты равны 10 и 5 см, площадь параллелограмма равна 60 см2. Найдите стороны параллело­грамма.

3.  В равнобокой трапеции АВСМ большее основание AM равно 20 см, высота ВН отсекает от AM отрезок АН, равный б см. Угол ВАМ равен 45°. Найдите площадь трапеции.

4.  Стороны параллелограмма равны 4 и 7 см, а угол между ними равен 150o. Найдите площадь параллелограмма.

Диагонали ромба относятся как 3 : 5, а их сумма

Ученики демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно составляют вопросы, и задают их своим одноклассникам.

Заполняют таблицу.

Таблица Фила
5 мин. V. Итог урока. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                Класс: 9             урок  5
Тема: Понятие вектора. Коллинеарные векторы. Длина (модуль) и направление вектора. Равенство векторов.
Цель урока: ввести понятие вектора, рассмотреть две основные характеристики вектора – абсолютная величина (модуль) и направление; определить равенство векторов;

Ожидаймый результат: Научиться  изображать и обозначать вектор, различать начало и конец в записи и на чертеже, распознавать, изображать и записывать сонаправленные и противоположно направленные векторы,.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. С помощью разрезанных пазлов, класс делится  на группы. Пазлы
10 мин. Подготовка к восприятию новой темы. С помощью наводящих вопросов, подвести к теме урока.

 

  • Что такое геометрия?
  • Что такое планиметрия?
  • Приведите примеры плоских и неплоских фигур.
  • Опишите понятие точка.
  • Опишите понятие прямая.
  • Опишите понятие плоскость.
Демонстрируют свои знания, умения. Карточки
20 мин. III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала.

Опр.: Отрезок, для которого обозначены начало и конец, называется направленным отрезком или вектором.

На рисунке вектор обозначается отрезком со стрелкой, показывающей направление вектора. Обозначается вектор двумя заглавными латинскими буквами со стрелкой над ними, например , где А – начало вектора, В – конец вектора.

Также любая точка плоскости – вектор. В данном случае вектор называется нулевым, т.е начало вектора совпадает с его концом. Обозначается такой вектор двумя одинаковыми заглавными латинскими буквами —  или .

Длиной или модулем ненулевого вектора  называется длина отрезка АВ. Длина вектора обозначается  (½½). Длина нулевого вектора считается равной нулю: ½½=0. Рассмотреть рис. 243(а,б).

2.     Рассмотрим движение тела, при котором все его точки движутся с одной и той же скоростью и в одном и том же направлении. Скорость каждой точки М тела является векторной величиной => можно изобразить эту точку в виде направленного отрезка, начало которого совпадает с точкой М. Так как все точки данного тела движутся одновременно и с одной скоростью, то все они направлены и имеют одинаковые направления.

Опр.: Ненулевые векторы называются коллинеарными, если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых; нулевой вектор коллинеарен любому вектору.

Рассмотреть рис.245.

Если два вектора  и коллинеарны, то они могут быть направлены либо одинаково, либо противоположно. В первом случае векторы называются сонаправленными (­­), а во втором – противоположно направленными (¯­).

Т.к. у нулевого вектора начало и конец совпадают, поэтому определенного направления он не имеет.

Свойства нулевого вектора:

1.     Если ­­,­­(≠0), то ­­.

2.     Если ¯­,¯­, то ­­.

3.     Если ­­,¯­(≠0), то ¯­.

Опр.: Векторы называются равными, если они сонаправлены и их длины равны.

3.     Пусть дана точка А и А – начало вектора . Тогда вектор  отложен от точки А

Опр.: От любой точки М можно отложить вектор, равный данному вектору , и притом только один.

Задание для группы

 

1 группа Решить задачу: В четырехугольнике ABCD  = , точка О, точка пересечения диагоналей. Прямая m проходит через точку О и пересекает стороны BC и ADсоответственно в точках M, N соответственно. Среди векторов BM, MC, AN, DN, AM, NC  найдите :                                                           а) коллинеарные,                                                                                                               б) сонаправленные векторы,                                                                                              в) противоположно направленные векторы,                                                               г) равные векторы,

д) векторы, имеющие равные длины.

 

2  группа В треугольнике ABC, AM – медиана, равны ли вектора , . Если, да – то почему, если – нет то почему?

3 группа В четырехугольнике ABCD  = . Докажите, что этот четырехугольник параллелограмм.

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал. Учебник
5 мин. IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Синквейн».

 

Для всех групп

Прием «Синквейн»

1.Дети возвращаются к таблице«Верю не верю», корректируют свои знания.

2. Прием синквейн

1 -3 группа

Вектор

2 – 4 группа

Отрезок

Отрезок

Направление

Равенство

Стрелка.

Отрезок

Направление

Равенство

Стрелка

 

 

Что такое вектор?

— Как он изображается на рисунках?

— Какой вектор называется нулевым?

— Что такое длина вектора?

— Какие векторы называются коллинеарными?

— Сонаправленными?

— Противоположно направленными?

— Какие векторы называются равными?

Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. Бумага А4
5 мин. V.Итог урока. Организует самооценку результатов учебной деятельности. Систематизирует и обобщает совместное  достижение. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Оценочный лист

 

Стикеры

 2 мин. VI.Домашняя работа. Объясняет выполнение домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code