Дата:                                                                                                  Класс: 7                    1   урок
Тема: Введение
                 Цель урока:   повторить, обобщить, закрепить знания, полученные при изучении  данной темы.

Закрепить понятие «исторический источник и его виды»; показать, о чём может рассказать исторический памятник; повторить и закрепить навыки работы с «Лентой времени» и исторической картой;

   оОжидаемый результат умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. С помощью разрезанных пазлов делит класс на группы. Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. пазлы
5 мин. II. Проверка домашней работы.

По методу «Фишбоун» проводит проверку домашней работы.

 

Ученики отвечают на вопросы учителя. карточки
20 мин. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.

составление кластера

Древняя история

 

 

 

 
Игровая ситуация «Оставьте последнее

               с лово за мной» (учащиеся выбирают из всего прочитанного за год самоё интересное произведение, обосновывают свой выбор)

 

По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала.

1 группа-

1       2 группа

2       3 группа

I ГРУППА, II ГРУППА

7 х 7 = В                             6 х 6 = И                            32 : 8 = Т               3 х 7 = Ю

4 х 4 = Е                             11 х 2 = Н                           7 х 8 = О

25 : 5 = Д                           4 х 6 = С                             5 х 9 = Р

 

49 49 16 5 16 22 36 16
В В Е Д Е Н И Е

 

 

49
В

                 

36 24 4 56 45 36 21
И С Т О Р И Ю

III ГРУППА (с помощью таблицы умножения)

7 х 7 = В                             6 х 6 = И                            3 х 8 = Т                 3 х 7 = Ю

4 х 4 = Е                             11 х 2 = Н                           7 х 8 = О

2 х 5 = Д                             4 х 6 = С                             5 х 9 = Р

 

49 49 16 10 16 22 36 16
В В Е Д Е Н И Е

 

49
В

 

36 24 24 56 45 36 21
И С Т О Р И Ю

 

 

 

 

 

НАЙТИ СЛОВА В ЧАЙНВОРДЕ:

1.      Наука, которая изучает прошлое человечества;

(ИСТОРИЯ)

2.     Страна, где вы родились;

(РОССИЯ)

3.     Столица нашей страны;

(МОСКВА)

4.     Списки родственников и предков;

(РОДОСЛОВНАЯ)

5.     Отрезок времени в 100 лет;

(ВЕК)

6.     Один календарный день.

(ДАТА)

I – II  ГРУППА

 

А П М Р Д О С У В
Д И Ю Р О Н Л Б Е
А С Б К Ы К О Ю К
Т Т О Р Й О В Ж К
А Ч И И М П Н А Я
Ь Р Ж Я Э Д Х Я О
И О В У М О С Ч Д
Т С С И Я Ъ К В А

 

III  ГРУППА (СОНЯ, ДИМА)

Д И Р О Д О С У Й
А С О З Ъ Н Л Б Ъ
Т Т М К Ы К О Ю Э
А О М О С О В Ж К
Ж Р В Ц К В Н А Я
Р И Ж А Э А В Я О
О Я В У У П Е Ч Д
С С И Я Ы Ъ К Я Ч

 

 

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ассоциативная карта» проводит закрепление урока.

 

Возрождение истории

 

 

 

 
 РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Скажите, какими цифрами мы записываем годы?

Годы мы записываем арабскими цифрами.

Какими цифрами записываем века?

Века записываем римскими цифрами.

Сейчас вам нужно определить век. (ПРОВЕРКА «ДА — НЕТ»)

1523 г.                     1025 г.                     734 г.

            1950 г.                     2000 г.                   1113 г.

            1001 г.                     988 г.                      1457 г.

Учащиеся:

1523 г. – XVI в.              1025 г. – XI в.                 734 г. – VIII в.

            1950 г. – XX в.               2000 г. – XX в.              1113 г. – XII в.

            1001 г. – XI в.                 988 г. – X в.                    1457 г. – XV в.

 

Показать на карте границу нашей страны.

.Показать на карте столицу нашей страны.

.           Чем отличается историческая карта от географической

Составляют ассоциативную карту. плакат
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                             Класс: 7   урок 2
Тема: Западная Европа в V-Х веках
Цель урока:

 

дать представление о начальном периоде формирования государства в Англии.

Формировать умение исследовать текст, понимать его смысл.

 

Ожидаемый результат Научаться анализировать текст и выделять главную идею, составят хронологическую таблицу

-научаться сотрудничать и открыто выражать свою точку зрения

Научаться определять по карте территорию Западной Европы;

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.  

 

 

10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы.

Опрос домашнего задания

Составление диаграммы Венна

 

Проводится по следующим заданиям и вопросам:

Почему раннефеодальное государство сменилось феодальной раздробленностью?

Почему франкская знать сначала поддерживала центральную власть, а затем перестала ее поддерживать?

Когда произошел раздел империи Карла Великого по Верденскому договору? Сколько лет просуществовала империя?

Покажите на карте королевства, образовавшиеся на территории империи Карла Великого.

Подумайте, могли ли сохраниться эти государства в таких границах? Почему вы так думаете?

Докажите, что каждый крупный феодал имел в своих владениях такую же власть, как и король.

Докажите, что королевская власть была слабой.

Почему сохранялась королевская власть?

Охарактеризуйте причины междоусобных войн.

Объясните, зачем феодалам нужна была организация в виде феодальной лестницы? Охарактеризуйте взаимные обязанности сеньоров и вассалов.

 

 

 

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Кубик Блума
20 мин. III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кластер

» осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися. Предлагает ученикам составить «Синквейн»

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

1. Англия до норманнского завоевания. Легенды и быль о короле Артуре. Остров Британия — маленькая островная страна. В I веке до н. э. Британия была заселена народами, принадлежавшими к кельтской языковой группе, из которых самым крупным были бритты. Кельтские племенные княжества вели войны друг с другом. К III веку н. э. сложилась римская провинция Британия со смешанным бритто-римским населением, располагавшаяся на юго-востоке и в центральной части острова. Остальные районы оставались кельтскими. В конце III — начале IV вв. римская Британия была христианизирована. В это же время начались набеги на Британию германских племен (саксов). Набеги совершались с моря.

В середине IV века Британия подверглась нашествиям с севера племен пиктов, с запада — кельтов и скоттов. Вследствие данных событий в 407 году римские войска уходят из Британии, в 410 году из Британии уходят римские должностные лица, а за ними и все римские колонисты. Британия оказалась предоставленной самой себе.

Начинается кельтское возрождение. Восстанавливаются кельтский язык и быт, постепенно утрачивают свое значение римские обычаи. Но длится это недолго.

В V веке на Британию с моря обрушились германские племена: юты, англы, саксы. Юг и юго-восток Британии захватили саксы, восточное побережье — англы. Германцы продвигались вглубь острова, разрушая селения, истребляя и изгоняя местное население, уничтожая церкви.

В VI веке племена бриттов и оставшиеся потомки римлян объединяются и начинают борьбу с завоевателями. В середине VI века бритто-римским войскам удалось нанести англам, ютам и саксам несколько поражений, но в 60-70-е годы VI века нашествие завоевателей продолжилось и к 600 году было завершено завоеванием основной части острова. Окончательно переселившись в Британию, племена англов, саксов и ютов практически полностью подчинили себе местное население. Англосаксы образовали семь королевств. Независимость сохраняла только населенная кельтами Ирландия.

Христианство вновь стало распространяться в Британии с 597 года и закончилось во второй половине VII века. В Британию прибыли миссионеры — посланцы папы Римского — для распространения этой религии. Первым епископом Англии был Августин — настоятель одного из римских монастырей. Христианство распространялось без какого-либо насилия. В Британии было основано очень много монастырей. Но кельтское население Ирландии сильно сопротивлялось распространению христианства.

Далее учитель ярко, образно рассказывает о легендарном герое бриттов короле Артуре.

Кельтские племена бриттов не могли смириться с поражением. Они объединились вокруг своего вождя — короля Артура – и продолжали борьбу с завоевателями. Король Артур прославился воинской доблестью и стал национальным героем. О нем народ сложил очень много поэм, песен, легенд, где вымысел переплетается с реальностью. Согласно сказаниям, король Артур жил с женой Джиневрой в окружении блестящего двора. Рыцари королевского двора прославились своим мужеством, доблестью и благородством. А двенадцать самых достойных заседали вместе с королем за круглым столом. Их стали называть «рыцари круглого стола». Они разъезжали по разным странам в поисках приключений, защищали слабых, укрощали разбойников и т. д. Сам король Артур разгромил всех врагов Британии и покорил Францию, Данию, Норвегию. Племянник короля Артура, Модред, похитил его жену. Артур вступил с ним в бой и умер от смертельной раны. Таковы легенды о короле бриттов Артуре.

По мнению историков, Артур — не вымысел: он действительно существовал, но был не королем, а знатным вождем бриттов. Артур сражался за свободу Британии с саксами и англами и погиб в бою с изменившим ему племянником Модредом.

2. Норманны. «Боже, избавь нас от ярости норманнов».

Англосаксы недолго наслаждались своими победами. Норманны — викинги, грабившие в то время всю Европу, — высадились на берег Британии. В 793 году обитатели одного из монастырей Северо-восточной Англии первыми приняли на себя удар викингов-норманнов. Так началась для Англии «эпоха викингов», которая длилась три века. Викинги — так называли в Скандинавии воинов, которые совершали морские торгово-грабительские и завоевательные походы в другие страны. Слово «викинг» означает «пират и воин, искатель добычи и славы». Учитель обязательно должен уточнить, что викингов (в Европе их еще называли «северные люди») во Франции называли норманнами, в Англии — датчанами, на Руси — варягами. По всей Европе духовенство молилось: «Боже, избавь нас от неистовства норманнов». Родиной викингов был Скандинавский полуостров. Природно-климатические условия не способствовали развитию там земледелия, поэтому основными занятиями викингов были: скотоводство, рыболовство, мореплавание. Из-за трудных условий жизни многие норманны вынуждены были покидать родину. В далекие походы уходили младшие сыновья, не получавшие долю наследства от своих отцов. Во главе походов становились викинги, то есть морские вожди. Защититься от нападения норманнов было очень трудно, а порой и невозможно. Норманны нападали не только на прибрежные районы, но и поднимались по течению рек. Позднее норманны стремились проникнуть вглубь страны. В Англии, затем во Франции и по всей Европе начинается быстрый сбор «датских денег», чтобы откупиться от нападения викингов или выкупить у них захваченный город и земли. Викинги вели не только собственные завоевательные походы. Они становились наемниками в Византии, на Руси и в Западной Европе. Викинги занимались и торговлей. Именно они открыли путь «изваряг в греки» по рекам Древней Руси.

3. Завоевание Англии норманнами.

Король Альфред Великий. В северной части Англии норманны образовали Денло — область датского права, где господствовали скандинавские обычаи и все находилось под контролем викингов. В Ирландии викинги основали город Дублин и завоевали все восточное побережье. Викинги напали также на арабскую Испанию и Италию. Датчане полностью захватили Англию в XI веке, но они были вытеснены другими норманнами, поселившимися во Франции в провинции Нормандия. В 911 году их вождь Роллон заставил короля Франции Карла Простоватого дать ему в наследственное владение за воинскую службу завоеванную им область северной Франции. Потомки викингов — нормандцы — завоевали Неаполь и остров Сицилию и образовали там Королевство обеих Сицилии.

Очень тяжело приходилось Англии, три века она терпела нападения норманнов. В борьбе с датчанами прославился английский король Альфред Великий (около 849-900 гг.). Происходил он из королевской семьи. При его деде Эгберге произошло объединение англов и саксов — так появилось название Англия. Альфред посетил Рим и получил благословение папы Римского в пятилетнем возрасте, побывал при дворе французского короля.

Потерпев поражение от датчан, король Альфред ушел в пустынную местность. Прошло время, он построил среди болот замок и стал собирать вокруг себя сторонников. Он вооружал простой люд и обучал его военному искусству. Началось строительство крепостей по всей Англии для защиты от вторжений завоевателей. В эпоху Альфреда появляется и военный флот, достойно сражавшийся с викингами. Альфреду удалось объединить жителей Англии, разгромить датчан, а остальных Альфред обратил в христианство и заставил подчиниться королевской власти.

Правление короля Альфреда:

—        разделил Англию на графства;

—        собрал все древние законы и издал первый английский судебник «Правда короля Альфреда»;

—        учредил новый суд, в котором судья был независим от предводителя войска;

Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

Чем были вызваны морские походы норманнов?

Покажите на карте направления норманнских походов.

Какие государства в Европе были созданы норманнами?

 

 

10 мин. IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

 

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

Стикеры

 2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 3
Тема урока: Образование Византийской империи
Цель:

 

к концу урока ученики будут:

знать: что такое империя, причины разделения Римской империи, понимать: основные термины и понятия

уметь: привести пример усиления и упадка государства, объяснить связь между соседями, дать оценку личности правителя

Результат обучения для ученика А: ученик А — понимает и объясняет что такое империя, приводит доказательства, сравнивает с ранними протогосударственными объединениями,  приводит   примеры,  дает оценку внешней и внутренней политике государства
Результат обучения для ученика Б: ученик Б — понимает и объясняет что такое империя, видит различие между внешней и внутренней политикой, сможет  показать плюсы и минусы в развитии государства, запомнит основные имена и даты

 

Результат обучения для ученика В: ученик В — понимает и объясняет что такое  империя, выделяет ключевые определения, даты, имена
Основные ключевые идеи: Диалоговое обучение
Вид деятельности и время Деятельность учителя Деятельность ученика
Вводная часть

ГР— деление на группы по методу Мозаика (повторение основных понятий предыдущей темы урока)

Решение тестовых  заданий по предыдущей теме

КМ-таксономия Блума –начинаем с простых вопросов –знание-понимание к концу урока переходим к вопросам высокого порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствует учащихся. Предлагает им поделиться на группы с помощью метода «Мозаика».  Спрашивает, почему названия у групп именно такие. С чем это связанно? Приветствуют учителя. Сдвигают столы. Собирают мозаику. Формируют группы (4 – Каролинги, Меровинги, Хлодвиг, Карл Великий). Озвучивают, почему именно такие названия групп

 

Знакомит со способом проверки задания – тесты по 4 уровням сложности и напоминает им о системе оценивания Учащиеся  решают тестовые задания

 

 

Развешивает на доске картины. Просит учащихся подумать, что их объединяет. Просит учащихся сформулировать тему урока. Записывает ее на доске Ученики выдвигают предположения. Записывают  тему урока
Проверка пройденного материала

Чем были вызваны морские походы норманнов?

Покажите на карте направления норманнских походов.

Какие государства в Европе были созданы норманнами?

1.Какой вклад внес в развитие культуры Карл Великий?

2.Почему стала распадаться империя Карла Великого?

3.Охарактеризуй распад империи?

4.Что вы знаете о господстве майордомов?

 

 

Ученики отвечают на простые вопросы.

Ученики стараются сравнить периоды и выделить общие черты.

Называют события

Основная часть

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кластер

» осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися

 

 

 

 

 

 

Дает задание группам. Теперь они «картографы, летописцы, военные историки, купцы». Раздает рабочие и оценочные листы. Определяет время работы каждой группы. Напоминает о необходимости внутри групп распределять обязанности. Наблюдает за работой учащихся. Прослушивает выступления. Корректирует. Делает поправки

Учащиеся работают в группах по методу составления кластера. Готовят одного представителя от группы для защиты постера

По уровню развития экономики восточные части Римской империи были выше, чем западные. Император Константин перенёс столицу из Рима в 324 году в Византий и империю стали называть Византийской. В 330 году город стали называть Константинополем. Византийская империя занимала земли Европы, Азии и Африки. В её состав вошли страны Балканского полуострова,Малой Азии, Сирия, Египет, Месопотамия и часть Армении. Население было пёстрым: греки, евреи, армяне, арабы, даки, грузины. Государственным языком был латинский до VII века. Затем его вытеснил греческий. Империю полностью обеспечивали зерном Египет и Фракия. Здесь развивались ремёсла, было много городов, развивалась торговля. Константинополь называли «золотым мостом»  между Востоком и Западом. В городе можно было встретить купцов из многих стран мира: Китая, Тюркского каганата, Ирана, Западной Европы, Африки, Индостана. Золотая византийская монета – номисма – во всех странах мира считалась самой надёжной монетой. Земли Византии были плодородными и давали по 2-3 урожая в год. Культивировалось бахчеводство и садоводство. Хорошо было развито скотоводство. Здесь преобладали общины свободных землевладельцев и крестьян.По государственному строю, империя была  абсолютной монархией. Вся власть сосредоточена в руках «василевса» — императора. Он являлся судьёй, издавал законы, проводил внешнюю политику, командовал войсками. Передача его власти по наследству не была узаконена, поэтому любой заговорщик мог захватить власть в государстве.В 532 году было подавлено восстание «Ника», организованное партиями «венета и «прасины».Византийская империя достигла своего могущества в период правления Юстиниана (527-565гг.) При Юстиниане христианская религия была объявлена государственной. Христианская церковь была опорой государству и союзником императора. В 532-537 гг. был возведён храм Святой Софии. С конца VI века главой византийской церкви стал константинопольский патриарх. Церковь освобождали от налогов и наделяли землями. Законы Юстиниана «Собрание гражданских прав» преследовали цель укрепления неограниченной власти императора и государственного строя . Они способствовали и развитию экономики.

В 443 году и 447-448 годах гунны под предводительством Атиллысовершили поход на Византию и вынудили её платить дань.  С конца V века на Византию стали нападать славяне. Доходили до Константинополя. В 70-х годах VII века было создано первое славянское государство – Болгарское царство. С 30-х годов Византии стали угрожать арабы. Они отторгли от Византии Сирию, Палестину, Египет и Северную Африку. Византийская империя существовала более тысячи лет. Захватнические войны и восстания народа ослабили империю и она пала под напором турок сельджуков.

Творческие задания  для группы:

1.Составьте тезисы по сильной императорской власти в Византийской империи.

2.Составьте кроссворд по теме «Византийская империя».

 

 

Развитие памяти- составлениесвязного текстас  помощью приёма КМ Чистая доска.  Запоминание ключевых терминов с помощью  приёма «чистая доска»

Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Призма».

 

 

 

На доске написаны слова по теме, учащиеся выходят и объясняют каждое

Закончи мысль

1.Экономика Восточной Римской империи была выше, потому что…

2.Византийская империя занимала земли Европы, Азии и Африки, в её состав вошли страны…

3.Византийская монета…… считалась…..

4.Законы Юстиниана «Собрание гражданских прав» преследовали цель…..

5.Христианская церковь была опорой……

 

Ученики А, Б, В слова. Пытаются дать определение каждому

 

 

 

Заключительная часть

Рефлексия –вопросы высокого порядка по теме интегрировано с упражнением на развитие памяти(запомнил-расскажи)

Обратная связь-на стикерах. Ответь на вопрос: Как работалось тебе сегодня на уроке?

Всё понял, смогу объяснить другу- улыбка

Всё понял, — ровная черта

Было трудно, нужно ещё раз объяснить- грусть

Что запомнилось вам на уроке? Почему именно этот факт? Назовите три самых удачных момента урока? Почему именно они? Поясните

 

 

 

 

ученик А-   запоминает  основные даты и события, дает оценку событиям

ученик Б-   запоминает суть изученной темы, приводит примеры

ученик В – запоминает основные понятия

 

Оценивание Самооценивание

взаимооценивание согласно критериев

суммативное оценивание учителем

 

Домашнее задание: составление таблицы «Тюркский каганат. Западнотюркский каганат»

 

 

Ресурсы:

пазлы, карандаши простые, флипчарты, фломастеры, стикеры для взаимооценивания, сигнальные карточки, оценочные листы, иллюстрации, рбочие листы, таблички

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема Арабы в VІ-Х веках   Урок 4
Цель:

 

сформировать представление о зарождении и становлении арабской цивилизации

Задачи урока:

Образовательные –  сформировать понимание о процессе складывания восточного феодализма, главная тенденция и особенности общественного строя, присущего арабам: это, во-первых, определяется широким распространением общинно-родового строя и классовым расслоением общества в условиях кочевого скотоводства, во-вторых, важной ролью новой религии – Ислама в консолидации арабов и образования их государственности.

Результат обучения для ученика А: ученик А — понимает и объясняет что такое халифат, приводит доказательства правильной политики первых правителей, сравнивает с ранними протогосударственными объединениями,  приводит   примеры,  дает оценку внешней и внутренней политике государства
Результат обучения для ученика Б: ученик Б — понимает и объясняет что такое халифат, видит различие между внешней и внутренней политикой, сможет  показать плюсы и минусы в развитии государства, запомнит основные имена и даты

 

Результат обучения для ученика В: ученик В — понимает и объясняет что такое  халифат, выделяет ключевые определения, даты, имена
Основные ключевые идеи: Диалоговое обучение
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
Приветствие. Деление на группы – 2 мин Приветствует учащихся. Предлагает им поделиться на группы с помощью метода «Времена года».  Отмечает по рядам, где какая группа сидит Приветствуют учителя. Рассаживаются по 4 периодам года.
Проверка домашнего задания – 7 мин Знакомит со способом проверки задания – тесты по 4 уровням сложности и напоминает им о системе оценивания

м1.Император, перенёсший столицу из Рима в Византий

А) Константин  В) Август  С) Юстиниан  Д) Нерон  Е) Каллигула

2. В состав Византийской империи вошли страны

А) Египет  В) Сирия  С) Палестина  Д) Армения  Е) все перечисленные

3. Самая надёжная монета в странах в VI-VII веках

А) номисма В) лира  С) дирхем  Д) динар  Е) фельс

4. Власть монарха в Византии была

А) конституционной  В) передавалась по наследству  С) ограничивалась партиями  Д) была абсолютной Е)  была  выборной

5. В годы своего правления Юстиниан стремился

А) возродить мощь Византии В) возродить мощь Аахена с) возродить мощь Римской империи   Д) возродить мощь Египта  Е) возродить мощь Финикии

6. Религия, ставшая государственной при Юстиниане

А) ислам  В) буддизм  С) иудаизм  Д) манихейство Е) христианство

7. С конца VI века главой византийской церкви стал

А) константинопольский патриарх  В) римский папа  С) буддийский монах  Д) тибетский лама Е) мулла Мекки

8. Предводитель гуннов, заставивший  Византию платить дань

А) Аларих  В) Атилла  С) Модэ  Д) ЧжиЧжи Е) Джучи

9. «Собрание гражданских прав» преследовало цель

А) укрепление власти имперетора  В) укрепления государства  С) укрепления государственного строя  Д) защиты права собственности Е) все ответы верны

10. Византия в V-VI веках отражала нападения

А) арабов  В) иранцев  С) славян  Д) германцев  Е) гуннов

 

 

Учащиеся  решают тестовые задания
Определение темы и целей урока – 5 мин Проводит метод перемешанных событий. Цель: определение темы урока. Цель урока определена.

Учащиеся расставляют даты и события по хронологии,  получается арабское вторжение на территорию Византийской империи.

 

 

 

Через Аравию проходил торговый путь из Византии в Африку и Индию.1 раз в год в главном городе-Мекке собирались торги.

В центре Мекки располагается Святое место-КААБА

 

Общественное устройство арабских племен

Бедуины делились на племена и роды, которые враждовали из-за паст-бищ.Каждое племя поклонялось своим богам.

Племена возглавлялись вождями.В случае голода вожди кормили бедняков которые считали племя своей семьей.

Вожди владели большими пастбищами.Усобицы их только разоряли.

 

Мухаммед – основатель Ислама

В к.6 в. Аравия потеряла ряд территорий-торговля была нарушена.

Объединение стало необходимо.

Объединению арабов помогла новая религия ислам.

Его основатель-Мухаммед род.ок.570 года в бедном роде.Он женился на быв-шей своей хозяйке и стал торговцем.

В «город пророка» стали стекаться сторонники но-вой религии.Они захватили ряд караванов и дорог.Знать предприняла поход на Медину,но потерпела поражение.

В 630 году знать подписала договор с Мухаммедом и большинство арабов приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Кааба-стала-святилищем.

Коран и история его появления

Будда и Христос объявлялись предшественниками Му хаммеда, но борьба с неверными объявлялась святым делом.Неравенство объявлялось установленным богом.Завидовать богатству запрещалось.

Законы Ислама

запрет вина, азартных игр.

ежедневные молитвы.

глава семьи-мужчина,он может иметь до 4 жен.

за жену нужно платить калым.

Назовите сходства ислама и христианства ?

В чьих интересах был написан Коран ?

Завоевания арабов

В 711 г. арабы обрушились на Пиринеи и захватили полуостров.Дальше их продвижение было остановлено франками.

Вскоре арабы обрушились на Закавказье и Среднюю Азию. Они покорили Северный Кавказ, но в Средней Азии они столкнулись с Китаем.В 751 г.арабы победили в битве у Таласа и подчинили Иран и Афганистан.

Суниты и шииты

Шииты призвали народ к Свержению Омейядов. Вскоре восстали Иран и Средняя Азия.

К власти пришли Аббаси ды-потомки дяди Мухам меда-Аббаса.

Все Омейяды были убиты или бежали в Испанию.

В 750 году власть в халифате перешла к Аббасидам.

Правления Аббасидов

Но потом эту льготу отменили.Тем не менее практически во всех завоеванных странах в качестве единой религии был утвержден ислам.

Новая династия создала новую столицу-Багдад, на р. Тигр. Здесь пересекались торговые пути.Государство стало называться Багдадский халифат.

Халифат при Харуне ар-Рашиде

Расцвет халифата пришелся на правление Халифа Харун ар-Рашида-героя «1000 и 1 ночи»,где он показан мудрым и справедливым политиком.

Но он был деспотом.Опасаясь жить в городе халиф поселился в соседней крепости.Его визирь был казнен из-за зависти к его богатству.Харун хотел продолжить войны, но потерпел неудачу.

Народные восстания

Карматы попытались взять Багдад, но не удачно, хотя Сирия и Египет платили им дань. Зато им удалось взять Мекку и они выломали черный камень из Каабы.

Только через 20 лет его вернули на место. Это государство просуществовало около 150 лет.

Распад халифата

Борьба покоренных народов подрывала власть арабов.Из жителей Средней Азии халифы набирали гвардию,но скоро ее начальники стали назначать халифов.наместники-эмиры передавали свои престолы по наследству и не подчинялись халифам.В 8 в.возник Кордовский халифат, в 9 в.отделились Египет,Северная Африка,Иран и Афганистан.в 1055 г. Турки-сельджуки захватили Багдад

 

Рефлексия – 1 мин Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Заполняют столбцы «Знаю. Хочу узнать»
Работа в группах. Ознакомление с новой темой урока – 10 мин Раздает детям материал, по которому ведется работа.

Творческие задания  для группы

1.      Составьте кроссворд по теме «Арабский халифат и его культура»

2.      Найдите материал о Мухаммеде и напишите сообщение для класса.

3.      Сделайте иллюстрации крупным форматом из учебника и расскажите об арабской архитектуре.

Закончить мысль

1.      Основатель исламской религии – житель Мекки…..

2.      В период правления династии Омейядов много внимания уделялось строительству……. Высокого уровня равития достигли ……. Выпускались деньги – …..

3.      Арабский историк , географ аль- Масуди написал энциклопедию …….в 30 томах.

4.      Искусная вязь арабского письма, сложность и неповторимость различных видов узоров – характерные черты …….

5.      Халифат превратился в огромную державу, в которой жили множество народов, а такая пестрота обычно

1.      Учащиеся заполняют таблицу «Плюс. Минус. Интересно»

2.       Отвечают

Опрос каждой группы по таблице  – 12 мин Прослушивает выступления. Корректирует. Делает поправки

Рубрика «Арабская мудрость гласит…». Учащиеся называют пословицы, поговорки, изречение мудрецов.

Прием «Данетики».

1 Население Аравийского полуострова занималось земледелием? Да или нет.

2. Основной для завоевания земель послужило развитие феодального строя? Да или нет.

3. Проповедник, основатель ислама Мухаммед?   Да или нет.

4. После смерти Мухаммеда государством управляли халифы- светские и духовные правители. Да или нет.

5. Священная книга мусульман «Коран» Да или нет.

6. Кому принадлежат слова «Знания украшают человека» (арабам

Слушают. Выставляют оценки
Оценивание – 2 мин Слушает оценки Ставят оценки и комментируют
Рефлексия – 2 мин Таблица «ЗХУ» Заполняют столбец «Узнал»
9.Рефлексия – 2мин «Три момента урока» Учащиеся их заполняют

 

 

Решить тест

  1. Население Аравийского полуострова занималось

А) скотоводством  В) земледелием  С) бахчеводством  Д) садоводством  Е) всем перечисленным

  1. Основой для завоевания земель  арабами послужило

А) рост производительных сил  В) развитие феодального строя  С) имущественное неравенство  Д) единая религия  Е) всё перечисленное

  1. Проповедник, основатель ислама

А) Мухаммед  В) Омар Хайям  С) Аббас  Д) Омейяд  Е) аль Фараби

  1. Город, объявленный центром  исламской религии

А) Медина  В) Мекка  С) Таиф  Д) Ясриб  Е) Александрия

  1. В Вопросах управления Мухаммед опирался на советы

А) военачальников  В) везиров  С) служителей ислама Д) сборщиков налогов  Е) воинов

  1. После смерти Мухаммеда  государством управляли

А) Халифы  В) эмиры С) ходжи Д) муллы  Е) везиры

  1. Арабский халифат прекратил своё существование после

А) завоевания моголами В) после войн с Ираном С) после распада на пять частей  Д) после войн с Сирией Е) после войны с Египтом

  1. Священная книга мусульман

А) Библия  В) Авеста  С) Коран  Д)  Евангелие Е) Новый Завет

  1. Кому принадлежат слова «Знания украшают человека»

А) русским  В) англичанам  С) французам  Д) арабам  Е) туркам

  1. Настольные книги для врачей принадлежат перу

А) аль Фараби В) Авиценны  С) Ибн Бируни  Д) аль Масуди  Е) Фирдоуси

 

Приложение 1

Дай краткую характеристику Византийской империи.

Напиши названия крупных городов Византии

А)………………..

Б)………………..

В)………………..

Г)………………..

 

Напиши о хозяйстве в Византийской империи

Кому принадлежала верховная власть в Византии ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                            Класс: 7     урок 5
Тема: Развитие феодальных отношений в Центральной Азии
Цель урока: Формирование знаний о развитии феодализма в Центральной Азии.

Задачи:

образовательная: сообщение учащимся о истории государства эфталитов, о развитии хозяйства и культы и распаде эфталитского государства;

развивающая: продолжить отрабатывать навыки индивидуальной работы с учебником, создание условий для развития умений доказательно излагать материал, выявлять причинно-следственные связи;

 

Ожидаемый результат умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. С помощью разрезанных пазлов, класс делится  на группы. Пазлы
10 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме.

На каком полуострове издавна проживали арабы? Где он расположен?

Как повлияли природа и климат Аравии на занятия ее населения?

Какой общественный строй был у арабов в VI – начале VII в.в.?

Почему арабские племена часто враждовали друг с другом?

Какую роль в жизни арабов играли ярмарки? Где проходили крупнейшие ярмарки?

Что подталкивало арабские племена к объединению?

Демонстрируют свои знания, умения. Карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.

Для свободного размышления предлагает ученикам  составить «Кластер».

Составление ассоциативного кластера на тему: «Азия», выделение групп по значению

Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер

По-китайски «йе-да», на армянском — «хейтал», по-арабски — «хайтал», на иранском — «хавтал». Русский во­стоковед В. В. Бартольд называл эфталитов тюркоязычным народом — «белыми гуннами». Известные историки Р. Гиршман и П. И. Лерх связывали происхождение эф­талитов с массагетами и считали, что среди племен, при­шедших с побережий Аральского моря было племя эф­талитов. А С. П. Толстов утверждал, что между I в. до н. э. и по IV в. н. э. к аральским массагетам присоединились из региона Жетысу гунны и смешались с ними. Надо ска­зать учащимся, что мнение С. П. Толстова ближе всех подходит к истине. Племена Государства эфталитов сос­тояли из тюркоязычных гуннов — потомков массагетов. В V веке в Северной Азии тюркоязычные племена захва­тили индийские земли в Гандхаре, Синде, Раджастхане, 24 Дисе и Ганге и основали сильное Государство эфталитов. Кроме эфталитов в него входили племенные союзы хионитов и киданей. Хиониты жили по верхнему течению Амударьи, у них были города Мерв, Балх и др.

В V-VI веках Эфталитское государство было самым могущественным в Средней Азии, эфталитские племена сыграли важную консолидирующую роль для народов Средней Азии, это учитель должен обязательно подчерк­нуть. Столицей государства был город Бадиян в Бадах-шане.

Исторические письменные источники свидетельству­ют, что Эфталитское государство было монархией во главе с царем. Византийский историк Прокопий в VI веке пи­сал, что «эфталиты живут в мире и согласии с покорен­ными соседями». Основным видом хозяйства эфталитов было кочевое и полукочевое скотоводство. В китайских источниках писали, что эфталиты жили в войлочных юртах.

В Эфталитском государстве были много городов: Кей-Кобад, Бегран, Сейстан, Гандхар. При археологических раскопках близ городов Самарканд, Хорезм, Бухара были обнаружены предметы эфталитской культуры. Через эф­талитские города проходил Великий Шелковый путь, эф­талиты торговали с Ираном, Византией, Индией и Кита­ем. В торговом обороте у эфталитов функционировали серебряные монеты. В учебнике даны изображения эфта-литских монет. Большинство монет чеканилось из сереб­ра. Надписи на монетах выполнены эфталитскими бук­вами, что свидетельствует о наличии у них своей пись­менности.

На территории Эфталитского государства сохрани­лось много памятников зодчества, в основном они строи­лись из кирпича и некоторые сохранились до наших дней. В учебнике имеется иллюстрация остатков дворца царя эфталитов и минарета в г. Герате (Афганистан). На сте­нах дворца встречаются художественные изображения. Развалины такого дворца были найдены близ города Таш­кента, в местности Актепе на берегу канала Бозсу. В эпо­ху эфталитов их стеклянные изделия с мозаичными бу­синками продавались и в Китай. На заключительном этапе урока делается краткое резюме: в V-VI веках в Средней Азии образовалось сильное государство белых гунно (массагетов), известное в истории под названием Эфталитское государство. Оно вело войны с Ираном, отстояло независимость Средней Азии, но в середине VI века ослабло и распалось.

Творческие задания  для группы:

1.      Найдите дополнительный материал о царе Перозе и напишите сообщение. Выступите пред классом.

2.      Составьте чайнворд по теме.

3.      Нарисуйте иллюстрации эфталитских монет составьте исторический очерк.

 

5 мин. IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Призма».

Закончи мысль

1.         В V веке эфталиты объединились и создали на территории Афганистана сильное государство, которое в 460 году…….

2.         Белые гунны в отличие от гуннов Казахстана говорили на……

3.         При царе Перозе эфталиты захватили Иран и…….

4.         В 545 году начались внутренние противоречия. Этим воспользовались Иран и Тюркский каганат……

5.         Эфталиты выпускали свои деньги, а при раскопках найдены монеты различных стран –…..

 

Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. Бумага А4
5 мин. V. Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и  учащимися. Систематизирует и обобщает совместное  достижение. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Оценочный лист

 

Стикеры

 2 мин. VI. Объясняет выполнение домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                          Класс: 7      6 урок
Тема урока: Славяне в раннем средневековье
Цель урока:

сформировать знания учащихся о трёх ветвях славянских племён и создании первых славянских государств.

Развивать восприятие, мышление, внимание, воображение, память, устную речь учащихся продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения

Ожидаемый результат:

.. умение анализировать и давать оценку прочитанному тексту;

учить уч — ся делить элементарный анализ исторического  произвед

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на группы по приему «Выбери меня» Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы.
5 мин. II. Мотивация к изучению нового.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

Закончи мысль

1.         В V веке эфталиты объединились и создали на территории Афганистана сильное государство, которое в 460 году…….

2.         Белые гунны в отличие от гуннов Казахстана говорили на……

3.         При царе Перозе эфталиты захватили Иран и…….

4.         В 545 году начались внутренние противоречия. Этим воспользовались Иран и Тюркский каганат……

5.         Эфталиты выпускали свои деньги, а при раскопках найдены монеты различных стран –…..

 

Ученики отвечают на вопросы учителя.
20 мин. I.                   Актуализация знаний

По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.

Работа в группах:

Древние славянские племена – коренные жители Европы. Первые письменные упоминания  о славянских племенах встречаются  в трудах римских историков Плиния и Тацита, живших в I-II веках  н.э. Греческий историк Птолемей называл славян венедами, антами и славинами. К VII веку славяне разделились на три ветви: западных, южных и восточных славян. Западные славяне – это чехи, словаки и поляки. Южные – это болгары, сербы, хорваты, словенцы, черногорцы. Восточные славяне – это русский украинский и белорусский народы.

Хозяйство славян – земледелие. Они сеяли пшеницу, рожь, овёс, ячмень. Землю вспахивали плугом с металлическим лемехом, впрягая волов. Полученный урожай хранили в амбарах, перемалывали в муку на мельницах. Занимались и скотоводством. Содержали коров, овец, коз, свиней, разводили птицу. Развивалось ремесло, охота рыболовство.

Рост производительных сил в VIII-IX веках способствовал образованию государств:

В IX веке – Чешское государство; в 833-836гг. – князь Моймир создал Великоморавскую державу, в 862 году приняли христианство. В IX веке учёные монахи Кирилл и Мефодий  из Византии, направленные в Великоморавскую державу  на основе греческого алфавита создали славянскую письменность кириллицу. В X  веке создано Чешское государство; в середине IX века – Польское государство. Первая столица Польши – город Гнезно. В 966 году принята христианская вера. В 1025 году Болеслав I Храбрый провозглашён королём.

Историк Псевдо-Маврикий писал, что славяне продавали много военнопленных, так как воевали с Восточной Римской империей. Славянское общество было союзом племён. Союзом племён руководил военный вождь. В 681 году хан Аспарух создал на Балканском полуострове Болгарское государство. В V-VI веках славянские племена напали на Восточную Римскую империю, захватили Балканский полуостров и город Константинополь, что привело к падению Восточной Римской империи. В IX X веках образовались сильные славянские государства. Здесь быстрыми темпами

Славянские государства

Болгарское государство. Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны ко-чевниками-болгаралш. Предки болгар сначала жили в За­падной Сибири, но в первые века нашей эры откочевали к Азовскому и Черному морям, а отсюда их часть пришла на Балканский полуостров.

Здесь возникло Болгарское государство. Постепенно бол­гары перешли к оседлому земледелию и растворились среди завоеванных ими славян, но дали им свое имя. На севере соседями Болгарии были предки современных румын, а на юге — Византийская империя. Болгария вела долгие войны с Византией. Много раз болгарское войско подступало к Кон­стантинополю, но взять его не могло. Временами Византия была вынуждена платить болгарам дань.

В середине IX века Болгария приняла от Византии хри­стианство. Это способствовало развитию связей с остальным христианским миром. Вскоре болгарская церковь стала не­зависимой от Византии.

Самым выдающимся правителем Болгарии был князь   Болгарское Симеон (893—927). Образованный, энергичный и безмерно   царство честолюбивый, Симеон мечтал не только о подчинении всего Балканского полуострова, но и о захвате императорского трона Византии. Около 30 лет он вел с Византией войны, не раз осаждал ее столицу. Ему удалось отвоевать часть земель, населенных славянами, подчинить себе сербов. Симеон на­зывал себя «царем болгар и греков».

Но долгие войны истощили страну и разорили населе­ние. После смерти Симеона Болгария ослабела, от нее от­делилась Сербия. С севера на Болгарию и Византию совер­шала набеги венгерская конница, а затем — полтора сто­летия — кочевники-печенеги, оттесненные в Северное При­черноморье из глубин Азии.

В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно во главе войска совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и де­ревни, выселял болгар из родных мест. Разгромив болгар­ское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч плен­ных, оставив на каждую сотню слепых по одному одногла­зому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. По словам современника, болгарский царь при виде такой массы ослепленных воинов умер от сердечного приступа.

Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию. Бол­гария утратила независимость более чем на полтора столетия.

 

Великоморавская держава и создатели славянской письменности. В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян — Велико­моравская держава. На первых порах оно подчинялось фран­кам, а после распада империи Карла Великого — Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немец­ких епископов.

Но затем Великоморавская держава добилась независи­мости, и выплата дани была прекращена. К концу века борьба с Германией обострилась. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугод­ных князей, заменяя их своими сторонниками.

Для борьбы с Германией один из моравских князей за­ключил против нее союз с Византией. Чтобы освободить цер­ковь от влияния немецкого духовенства, он просил напра­вить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке.

Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Ме­фодий, хороший организатор, около 10 лет управлял визан­тийской областью, а затем, поступив в монастырь, вскоре возглавил его.

В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфа­вита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книг.

В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей. Они соз­дали независимую от немецких епископов церковь.

После смерти братьев на их учеников немецкое духовен­ство начало гонения. Некоторые ученики бежали и нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить грече­ские религиозные книги, способствовали подъему болгар­ской литературы. Из Болгарии славянская письменность пе­решла на Русь.

Жестокая борьба с королями Германии ослабила Вели­коморавскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть ее земель. Велико-моравская держава распалась.

Образование Чехии и Польши. В IX веке образовалось могущественное государство восточных славян — Киевская Русь. (Об этом вы подробно узнаете в VIII классе.)

Из Великоморавской державы выделилось Чешское госу­дарство. В первой половине X века при поддержке знати князья чешского племени, которое проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. Чеш­скому князю пришлось признать вассальную зависимость от германского короля, но он продолжал самостоятельно управлять страной. Позднее (в 1085 г.) чешский князь при­нял титул короля — влияние Чехии в Европе возросло.

Во второй половине X века польский князь Мёшко I (960—992) подчинил себе племена, обитавшие вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христи­анскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству. Ведя борьбу за объединение польских земель, Мешко заключил союз со Священной Рим­ской империей против полабских славян, но временами под­держивал германских феодалов против императора.

Объединение Польши завершилось в годы правления Бо­леслава I Храброго (992—1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков — крупный торго­вый центр на пути из Киева в Прагу — была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, но вскоре Чехия освободилась от его вла­сти. В Германии он поддерживал недовольных императором феодалов. Болеслав ходил походом на Киев, пытаясь поса­дить на престол своего зятя, но не смог добиться своей цели. На западе он с переменным успехом вел долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болес­лав был провозглашен королем Польши.

В середине XI века Польша вступила в полосу феодаль­ной раздробленности.

Задания в группах – Составьте в виде рисунков, ключевых слов «говорящую схему» и её защитите (используете материал учебника и дополнительные сведения):

I группа  и  IV группа – Болгарское государство

II группа  V группа – Великоморавская держава

     III группа и VI группа – Образование Чехии и Польши

Творческие задания

 

1.      Найти  художественную  литературу, описывающую жизнь славянского общества. Подготовить библиографический обзор и предложить его классу.

2.      Составить чайнворд по теме «Славянские племена».

 

3.      Написать исторический очерк о жизни восточных  славянских племён.

Закончить мысль

1.      Первые письменные упоминания  о славянских племенах встречаются  в

трудах римских историков ……

2.      К  VII  веку славяне разделились на три ветви:……

3.      Хозяйство славян – земледелие. Они сеяли…. Землю вспахивали плугом с металлическим лемехом, впрягая…..

4.      IX веке учёные монахи Кирилл и Мефодий из Византии, направленные в Великоморавскую державу на основе греческого алфавита создали…….

5.      Славянское общество было союзом племён. Союзом племён руководил..…

10 мин. II.                Закрепление урока. По методу «Снежный ком» проводит закрепление урока.Просмотр видео  теме урока

Как выглядели древние славяне?

Какие религиозные верования существовали у древних славян?

В каких домах жили славяне?

Какие занятия существовали у древних славян?

Какие нравы существовали у славян?

Какое управление существовало у славян?

Какие хитрости придумывали мужчины в борьбе с врагами?

Тест для закрепление урока:

 

1.Древние славянские племена жители

   А) Европы  В) Америки  С) Африки  Д)Австралии  Е) Азии

2. Первые письменные упоминания о славянских племенах встречаются в    трудах

А) римлян  В) китайцев  С) арабов  Д) персов Е) иранцев

3. Гпеческий историк Птолемей называл славян

А) венедами  В) славинами  С) антами Д) всё перечисленное

4. К VII веку славянские племена разделились на

А) три ветви  В) четыре ветви  С) две ветви  Д) пять ветвей  Е) шесть ветвей

5. Основным видом хозяйства славянских племён было

А) земледелие  В) скотоводство  С) ремесло  Д) металлургия  Е) гончарное ремесло

6. Религия, являвшаяся государственной у славян

А) иудаизм  В) ислам  С) буддизм  Д) христианство  Е) манихейство

7. Учёные монахи из Византии, создавшие славянскую письменность

А) Мефодий и Маврикий  В) Филипп и Михаил  С) Кирилл и Мефодий  Д)Само и Моймир  Е) Борис и Болеслав

8. В  VI – VIII веках у славян стал развиваться

А) капитализм  В)  феодализм  С) империализм  Д) монополизм  Е) рабство

9. Союзом племён у славян руководил

 А)  старейшина  В) хан  С) нойон  Д) военный вождь  Е) старшина

10. К падению Восточной Римской империи привело

 А) захват Константинополя  В) пленение императора  С) падение Гнезно  Д) пленение вождя Е) разгром городов

Ученики демонстрируют свои знания.
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.- Чему научил вас урок?
— Какое впечатление осталось у вас от урока?
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки

 

 

 2 мин. VI. Домашнее задание. прочитать сказку, стр.25-32, пересказать

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Comments

  1. Гуля

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, у вас есть КСП и ССП по праву с 9 по 11 классы на русском и на казахском языках ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code