Дата:                                                                            Класс: 11     урок 1
Тема: Органическая химия – химия органических соединений углерода
Цель : акцентировать внимание учащихся на основных признаках и свойствах органических

веществ,  как   представителей классов органических соединений;

— продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы;

— формировать умения записывать учебную лекцию;

проводить эксперимент;

совершенствовать способности учащихся к   самоанализу и самооценке;

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы. Пазлы
5 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся. Демонстрируют свои знания.

 

Карты
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы. Разговорная пятиминутка.

— Кроссворд по предмету «химии»  на тему «Органическая химия»

 

По горизонтали

1. Смешение разных орбит s,p,d центрального атома в многоатомной молекуле

3. Свод правил, позволяющих однозначно составить ту или иную формулу или название любого химического вещества, зная его состав и строение

4. Полимер, не имеющий упорядоченого характера боковых заместителей

6. Группа химических элементов, которые содержатся в организмах в очень низких концентрациях

8. Явление обратимой изомерии, при которой два или более изомера легко переходят друг в друга

9. Молекула с высокой молекулярной массой, структура которой представляет собой многократные повторения звеньев, образованных (в действительности или мысленно) из молекул малой молекулярной массы

10. Реакция образования высокомолекулярных соединений путем последовательного присоединения молекул мономера к растущей цепи

11. Замедляет химическую реакцию

13. Введение галогена в молекул орг. соединения

14. Витамин D2

15. Технологический процесс взаимодействия каучуков с вулканизующим агентом, при котором происходит сшивание молекул каучука в единую пространственную сетку

16. Характеризует расположение атомов или групп атомов в молекуле хим. соединения

17. Процесс присоединения электронов атомом вещества, при этом его степень окисления понижается

18. Количественная характеристика способности атома в молекуле смещать к себе общие электронные пары

19. Полимер, который при повышении температуры размягчается, а при понижении твердеет

21. Орг. соединения, молекулы к-рых содержат циклы, включающие наряду с атомами углерода один или неск. атомов др. элементов

22. Реакция образования больших молекул из молекул с меньшей молекулярной массой, протекающая с отщеплением атомов или атомных групп

23. Реакция отщепления воды от молекул органических соединений

25. Ускоряет химическую реакцию

 

По вертикали

2. Легко кипящая жидкость с запахом зелёной листвы

5. Состояние полимера при котором происходит колетательное двидение атомов

7. Это компонент, который уменьшает изменения физических или химических свойств веществ при хранении или применении

12. Область физики, исследующая процессы поглощения и излучения образцом электромагнитных волн

20. Действие, в результате которого происходит необратимое превращение жидких реакционноспособных олигомеров или мономеров в твердые неплавкие и нерастворимые сетчатые полимеры, происходит при нанесении тонким слоем

24. Органические материалы, основой которых являются синтетические или природныевысокомолекулярные соединения

 

Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями. — Вчера я смотрела по телевизору очень интересную передачу… Кто смотрел эту передачу? Что вам больше всего запомнилось?
15 мин. IY. Актуализация знаний

Демонстрируют знания, умения. Выполняют упражнения.

Постеры

 

1) Строение атома углерода.

Электронное строение атома углерода изображается следующим образом: 1s22s22p2 или схематически

 

Углерод в органических соединениях четырехвалентен.

Это связано с тем, что при образовании ковалентной связи атом углерода переходит в возбужденное состояние, при котором электронная пара на 2s- орбитали разобщается и один электрон занимает вакантную p-орбиталь. Схематически:
––

В результате имеется уже не два, а четыре неспаренных электрона.

 

2) Сигма и пи-связи.

Перекрывание атомных орбиталей вдоль линии, связывающей ядра атомов, приводит к образованию σ-связей.

 

 

Между двумя атомами в химической частице возможна только одна σ-связь. Все σ-связи обладают осевой симметрией относительно межъядерной оси.

 

 

 

При дополнительном перекрывании атомных орбиталей, перпендикулярных линии связи и параллельных друг другу, образуются

π-связи.

 

 

 

В результате этого между атомами возникают кратные связи:

 

Одинарная (σ) Двойная (σ+π) Тройная (σ + π + π)
С-С, С-Н,  С-О С=O  и С=С С≡С и С≡N

 

 

3) Гибридизация.

Поскольку четыре электрона  у атома углерода различны (2s- и 2p- электроны), то должны бы быть различны и связи, однако известно, что связи в молекуле метана равнозначны. Поэтому для объяснения пространственного строения органических молекул используют метод гибридизации.

 

1. При обобществлении  четырех орбиталей возбужденного атома углерода (одной 2s— и трех 2p— орбиталей) образуются четыре  новых равноценных sp3— гибридных орбитали, имеющие форму вытянутой гантели. Вследствие взаимного отталкивания sp3— гибридные орбитали направлены в пространстве к вершинам тетраэдра и углы между ними равны 109028′ (наиболее выгодное расположение). Такое состояние атома углерода называют первым валентным состоянием.

 

2. При sp2-гибридизации смешиваются одна s— и две р-орбитали и образуются три гибридные орбитали, оси которых расположены в одной плоскости и направлены относительно друг друга под  углом 120°. Такое состояние атома углерода называют вторым валентным состоянием.

 

3. При sp-гибридизации сливаются одна s— и одна р-орбитали и образуются две гибридные орбитали, оси которых расположены на одной прямой и направлены в разные стороны от ядра рас­сматриваемого атома углерода под углом 180°. Такое состояние атома углерода называют третьим валентным состоянием.

 

 

 

ТИПЫ ГИБРИДИЗАЦИИ в органических веществах.

 

Тип    гибридизации Геометрическая   форма Угол

между

связями

Примеры

 

sp линейная 180o Алкины.
sp2 треугольная 120o Алкены, диены, ароматические соединения, карбонильные соединения, карбоксильная группа.
sp3 тетраэдрическая 109,5o   Алканы, спирты.

 

 

  Строение молекулы метана: Строение сигма (1) и пи (2) связей молекулы этилена. Строение ацетилена

4) Изомерия.

 

Изомеры – вещества, имеющие одинаковый состав (число атомов каждого типа), но разное взаимное расположение атомов – разное строение.

      Например, веществ с молекулярной формулой С4Н10 существует два:

 н-бутан (с линейным скелетом):  СН3 – СН2 – СН2 – СН3 и   изо-бутан, или 2-метилпропан: СН3 – СН – СН3  

                                     ‌│

                                   СН3        Они являются изомерами.

 

Изомерия бывает структурная и пространственная.

 


Структурная изомерия.

 

1.Изомерия углеродного скелета — обусловлена различным порядком связи между атомами углерода, образующими скелет молекулы (см. бутан и изобутан).

 

2.Изомерия положения кратной связи или функциональной группы  -обусловлена различным положением какой-либо реакционноспособной группы при одинаковом углеродном скелете молекул. Так, пропану соответствуют два изомерных спирта:

СН3 – СН2 – СН2 – ОН   — пропанол-1 или н-пропиловый спирт

и  СН3 – СН – СН3

ОН             — пропанол-2 или изопропиловый спирт.
Изомерия  положения кратной связи, например, в бутене-1  и бутене-2

СН3 – СН2 – СН=СН2   — бутен-1

СН3 – СН=СН – СН3     — бутен-2.

 

       3. Межклассовая изомерия – изомерия веществ, отонсящихся к разным классам органических соединений:

— алкены и циклоалканы (с С3)

— алкины и диены (с С3)

— спирты и простые эфиры (с С2)

— альдегиды и кетоны (с С3)

— одноосновные предельные карбоновые кислоты и сложные эфиры (с С2)

Пространственная изомерия   — подразделяется на два вида: геометрическую  (или цис-трансизомерию) и оптическую.

 

       Геометрическая изомерия свойственна соединениям, содержащим двойные связи или циклопропановое кольцо; она обусловлена невозможностью свободного вращения атомов вокруг двойной связи или в цикле. В этих случаях заместители могут быть расположены либо по одну сторону плоскости двойной связи или цикла (цисположение), либо по разные стороны (трансположение).

Понятия «цис» и «транс» обычно относят к паре одинаковых заместителей, а если все заместители разные, то условно к одной из пар.
— две формы этилен-1,2-дикарбоновой кислоты — цис-форма, или малеиновая кислота (I), и транс-форма, или фумаровая кислота (II)

 

 

(I)                                      (II)
Оптическая изомерия свойственна молекулам органических веществ, не совмещающимся со своим зеркальным отображением (т.е. с молекулой, соответствующей этому зеркальному отображению). Чаще всего оптическая активность обусловлена наличием в молекуле асимметрического атома углерода, т.е. атома углерода, связанного с четырьмя различными заместителями. Примером может служить молочная кислота:

   CH3C*HCOOH

\

ОН   (асимметрический атом углерода отмечен звёздочкой).
Молекула молочной кислоты ни при каком перемещении в пространстве не может совпасть со своим зеркальным отображением. Эти две формы кислоты относятся друг к другу, как правая рука к левой, и называются оптическими антиподами (энантиомерами).

Физические и химические свойства оптических изомеров часто очень похожи, но они могут сильно отличаться по биологической активности, вкусу и запаху.

Органическая химия

Прием «Кластер». Группам составить кластер на тему «Органическая химия – химия органических соединений углерода»

 

 

 

 

 

10 мин. V. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

Прием «Эссе». Написать эссе на тему : «: Органическая химия »
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из списка
сегодня я узнал…                                            у меня получилось …
было интересно…                                           я смог…
было трудно…                                                я попробую…
меня удивило…                                              урок дал мне для жизни
я выполнял задания…                                   мне захотелось…
я понял, что…                                                теперь я могу…
я почувствовал, что…                                   я приобрел…

 

 

 

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. VI. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин. VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках. Дневник
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

1.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                           Класс: 11   урок 2
Тема:  Гибридизация. Ковалентная связь.
Цель урока: образовательная: систематизировать и углубить представление учащихся о типах гибридизации и влиянии гибридизации на геометрию молекул;

развивающая: формировать умения: извлекать информацию, анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, сравнивать, обобщать материал и находить главное;

Знаютпространственное строение молекул. Виды гибридизации.

Умеют определять различные виды связи (ковалентную, ионную, металлическую) по составу веществ. Описывать свойства веществ в зависимости от пространственного строения неорганических веществ.

Умеют определять типы кристаллических решеток и описывать по ним физические свойства веществ. Объяснять, как зависят свойства веществ от взаимного влияния атомов друг на друга.

Умеют сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Применяют полученные знания при решении  упражнений.

Умеют аргументировать свое понимание.

Умеют отстаивать свою точку зрения, во время выполнения упражнений.

Приобретают навыки работы в составе малых групп.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится» Ученики осмысливают поставленную цель. Играют в игру «Мне в тебе нравится».
5 мин. II. Мотивация к изучению нового.

Проводит терминологическую разминку.

Проводит фронтальную беседу по вопросам

1.Назовите максимальное количество электронов на внешнем энергетическом электронном уровне у неметаллов.

2. Какие типы химической связи вы помните?

3. В чём вы видите практическую значимость изучения данной темы?

1.В какой части периодической системы расположены неметаллы?

2.Почему неметаллы проявляют тенденцию принятия электронов?

3.Составьте схему строения молекулы фтора, хлора, азота, кислорода; хлороводорода.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Заполняют таблицу

Терминологическая таблица
25 мин. III. Актуализация знаний. С помощью метода «Кластер» осуществляет усвоение нового материала.

Демонстрируют свои знания.

 

Алгоритм определения типа гибридизации и геометрии молекул

Последовательные действия определения типа гибридизации Пример
1. Запишите молекулярную формулу вещества. Определите центральный атом в молекуле. Определите степень окисления (с.о.) центрального атома в молекуле.                                 Степень окисления соответствует количеству неспаренных электронов.
2. Определите координационное число (к.ч.) центрального атома (то, сколько других атомов удерживает он около себя). Координационное число соответствует количеству δ-связей.
3. Составьте электронную и электронно-графическую формулу центрального атома. Сделайте анализ последнего (валентного) энергетического уровня. Если число неспаренных электронов в атоме меньше необходимого, напишите формулу элемента в возбужденном состоянии. Отметьте электроны, образующие π-связи, δ-связи и «уши» (действия производятся справа налево).
4. Определите тип гибридизации центрального атома (помните, что в образовании π-связей принимает участие р-электроны, не принявшие участие в процессе гибридизации), геометрию молекулы, валентный угол.
5. Напишите структурную формулу вещества.

Задание по группам:

1-3 группа: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ и укажите тип связи      Br2    ;   NH3.

2-4 группы: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ и укажите тип связи   F2      ;      HBr.

Два ученика работают у дополнительной доски с этим же заданием для образца к самопроверке.

5 мин. IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

— Вопросы для учащихся:

  1. Что такое гибридизация?
  2. Каковы причины гибридизации?
  3. Какие виды гибридизации вы знаете?
  4. Что такое δ- и π-связь?
  5. Что называется электроотрицательностью?
  6. Что такое степень окисления?
  7. Какие электроны называют валентными?
  8. Что такое координационное число?
  9. Какие параметры : sp-, sp2-,sp3-гибридизации вам знакомы?

Кем было открыто явление гибридизации?

Разноуровневые карточки
5 мин. V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма»

— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

— Какие знания у вас были крепкими?

Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Пишут телеграмму своим одноклассникам. фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы: Повторить теоретический материал по теме «Словообразование». Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог урока:_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

  1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 4:

а) Mg; б) Si; в) Cl; г) S.

  1. Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне:

а) 14; б) 18; в) 8; г) 24.

  1. Орбитали, имеющие сферическую форму, называют:

а) s-орбиталями;

б) p-орбиталями;

в) d-орбиталями;

г) f-орбиталями.

  1. Максимальное число электронов на р-орбиталях:

а) 2; б) 6; в) 10; г) 14.

  1. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу

1s22s22p63s23p1:

а) Na; б) P; в) Al; г) Ar.

  1. Сколько орбиталей в атоме водорода, на которых находятся электроны?

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

  1. Атом какого химического элемента содержит три протона?

а) B; б) P; в) Al; г) Li.

  1. Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +22?

а) Na; б) P; в) О; г) Ti.

  1. Число нейтронов в атоме марганца равно:

а) 25; б) 29; в) 30; г) 55.

  1. Количество неспаренных электронов в атоме серы равно:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

ВАРИАНТ 2

  1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 8:

а) Na; б) P; в) Al; г) Ar.

  1. Максимальное число электронов на четвертом энергетическом уровне:

а) 14; б) 32; в) 26; г) 18.

  1. Орбитали, имеющие гантелеобразную форму, называют:

а) s-орбиталями;

б) p-орбиталями;

в) d-орбиталями;

г) f-орбиталями.

  1. Максимальное число электронов на s-орбиталях:

а) 2; б) 6; в) 10; г) 14.

  1. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу

1s22s22p63s23p5:

а) Mg; б) P; в) Cl; г) Si.

  1. Сколько орбиталей в атоме гелия, на которых находятся электроны?

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

  1. Атом какого химического элемента содержит десять электронов?

а) S; б) H; в) Ne; г) Li.

  1. Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +35?

а) Ni; б) Pt; в) Br; г) Te.

  1. Число нейтронов в атоме цинка равно:

а) 65; б) 22; в) 30; г) 35.

  1. Количество неспаренных электронов в атоме хлора равно:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

ОТВЕТЫ

Вариант 1

1 – б, 2 – б, 3 – а, 4 – б, 5 – в, 6 – а, 7 – г, 8 – г, 9 – в, 10 – б.

Вариант 2

1 – г, 2 – б, 3 – б, 4 – а, 5 – в, 6 – а, 7 – в, 8 – в, 9 – г, 10 – а.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                           Класс: 11     урок 3
Тема:  ТХС А.М.Бутлерова. Значение теории
Цель урока: 1.Выяснить предмет изучения органической химии, особенности  органических веществ, раскрыть причины возникновения

теории химического строения органических веществ.

Раскрыть сущность основных положений теории химического

строения; раскрыть первоначальные понятия о порядке соединения

атомов в молекуле, об их взаимном влиянии.

.Сформулировать первоначальное понятие об изомерии, показать

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится» Ученики осмысливают поставленную цель. Играют в игру «Мне в тебе нравится».
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит проверку домашней работы. Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя. Карточки
5 мин. III. Мотивация к изучению нового.

Вопрос: что такое органическая химия?

: на доске написаны формулы  и названия органических и неорганических веществ

Глюкоза  (С6Н12О6)                           Н2СО3-угольная  кислота;

Крахмал (С6Н10О5)                             Nа2СО3-карбонат натрия;

Сахароза (С12Н22О10)                        Са (НСО3)2-гидрокарбонат кальция;

Этанол   (С2Н5ОН )                          СО2-оксид углерода;

Уксусная кислота (СН3СООН)       СаСО3-карбонат кальция

Ученики отвечают на вопросы учителя.
20 мин. IV. Актуализация знаний. С помощью метода «Кластер» осуществляет усвоение нового материала.

Ι Группа.(желтые)
Задание 1. Рассчитайте степень окисления углерода в молекулах метана (СН4),этана (С2Н6) и пропана (С3Н8).
Вопросы для обсуждения:
1. Какие значения степени окисления углерода у вас получились? (-4,-3,-8/3)
2. Какая должна быть степень окисления у углерода? (-4,0,+2,+4)
Задание 2: Используя набор для составления моделей молекул, составьте модели молекул метана, этана, пропана. Запишите структурные формулы этих веществ.
Вопросы для обсуждения:
1. Сколько связей у углерода в молекуле метана? а в молекулах этана,пропана? (четыре)
2. Как называется свойство атомов химических элементов,образовывать определенное количеств химических связей?(валентность)
3. Какова валентность углерода в этих соединениях? (углеродчетырехвалентен)
4. В каком порядке соединены атомы в молекулах? (атомысоединены последовательно)
Задание3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в предложение.
1 положение:. . . в молекулах органических веществ . . . последовательно, согласно их . . . . Углерод в этих соединениях . . . .
ΙΙ Группа (красные)
Задание 1: Используя набор для составления моделей молекул, составьте модели молекул метана (СН4), этана (С2Н6), пропана (С3Н8). Запишите структурные формулы этих веществ в тетрадь.
Вопросы для обсуждения:
1. Одинаков ли качественный состав предложенных вам веществ? (одинаков)
2. Одинаков ли количественный состав этих веществ?(неодинаков)
3. Существуют ли сходства в строении этих веществ? (существуют)
Задание 2: Сравните по таблице физические свойства метана, этана, пропана.

Физические свойства Метан Этан Пропан
1. Агрегатное состояние

2. Цвет

3. Запах

4. Растворимость в воде

5. Температура плавления

 

газ

без цвета

без запаха

плохо
растворим

— 182,6

газбез цвета

без запаха

плохо
растворим

— 183,3

газбез цвета

без запаха

плохо
растворим

— 187,1

Вопросы для обсуждения:
1. Имеются ли сходства в физических свойствах метана, этана, пропана? (сходства имеются)
2. Как называются вещества, имеющие сходное строение и свойства,но разный количественный состав? (гомологами)
Задание 3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в предложение.
2 положение: . . . по строению органические вещества, имеют . . . свойства.
ΙΙΙ Группа (синие)
Задание 1: Используя набор для составления моделей молекул, постройте две молекулы состава С2Н6О так, чтобы соблюдался порядок соединения атомов. Запишите структурные формулы этих веществ в тетрадь.
Вопросы для обсуждения:
1. Одинаково ли строение у получившихся молекул? (строение разное)
2. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение? (изомеры)
Задание 2: Вещества, которые у вас получились, называются диметиловый эфир и этиловый спирт. В таблицу по аналогии впишите известные вам физические свойства этилового спирта и сравните свойства двух веществ между собой.

Свойства веществ Диметиловый эфир Этиловый спирт
1. Физические свойства

а) агрегатное состояние

б) цвет

в) запах

г) растворимость в воде

2. Химические свойства

летучая жидкость

без цвета

приятный запах

не растворяется в воде

не взаимодействует с натрием

 

 

 

 

 

 

 

 

взаимодействует с натрием

 Вопрос для обсуждения:
Отличаются ли свойства, предложенных сам веществ?(отличаются)
Задание 3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в предложение.
3 положение: . . . веществ зависят не только от их состава, но и от . . . .
ΙV. Группа (зеленые)Задание 1: Используя набор для составления моделей молекул, постройте две молекулы этана (С2Н6), а затем у одной из молекул вставьте атом кислорода между атомами углерода и водорода. У вас получилась модель молекулы этилового спирта. Запишите структурные формулы этих веществ в тетрадь. Сравните значения
электротрицательности атомов, образующих молекулы, между собой.
 Вопрос для обсуждения
У какого из атомов значение электроотрицательности больше? (у кислорода)
Задание 2: В таблицу со свойствами веществ допишите физические свойства этилового спирта и сравните свойства обоих веществ между собой.

Свойства веществ Этан Этиловый спирт
Физические свойства

а) агрегатное состояние

б) цвет

в) запах

г) растворимость в воде

газ

без цвета

без запаха

плохо растворим в воде

Вопрос для обсуждения
Как вы думаете, повлиял ли атом кислорода на другие атомы? (повлиял)
Задание 3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в предложение.
4 положение: . . . в молекулах органических соединений . . . друг на . . . , изменяя . . . веществ.

5 мин. V. Закрепление урока. С помощью метода «Корзина идей» проводит закрепление урока.

Чтотакое органические вещества и что изучает органическая химия?

2. В  чём заключается смысл виталистических взглядов?

3.Какие вы можете привести примеры в органической химии, на которые учёные не могли дать ответ?

4. Назовите основные предпосылки возникновения химической теории строения органических веществ.

5.Перечислите четыре положения теории Бутлерова

. Работают над тестовыми заданиями. Корзина

 

 

Тесты

5 мин. VI. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма»

— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

— Какие знания у вас были крепкими?

Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Пишут телеграмму своим одноклассникам. фишки

 

стикеры

 2 мин. VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог урока:_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема Взаимосвязь неорганических и органических веществ.    Урок 4
Цель составить генетические цепочки отражающие круговорот веществ в природе и написать соответствующие уравнения реакций, дать определения понятий «генетическая связь веществ», «генетический ряд элемента».

Задачи: 1. Образовательные: рассмотреть генетическую связь между классами неорганических и органическихвеществ на примерах природных процессов, закрепить  умения и навыки в написании уравнений химических реакций, совершенствовать умения в проведении лабораторных опытов.

2. Развивающие:  развить навыки индивидуальной работы и в коллективе, умение анализировать и синтезировать.

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность

учеников

 

I. Мотивация к учебной

деятельности.

 

Приветствие.

Класс предварительно разделен на четыре группы. Каждая группа подготовила материал необходимый для работы на сегодняшнем уроке.

Приветствие. Включение в деловой ритм. Каждая группа подготовила материал по темам «Круговорот азота в природе», «Круговорот углерода в природе», «Круговорот кислорода
II. Постановка

проблемы

Цель — включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

У каждой группы на столах технологические карты по выполнению опыта, который они должны провести и оформить результат

 

 

Проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя с учетом техники безопасности.
III. Решение проблемы.

Цель –включение в  деятельность применяя знания, умения.

Учитель контролирует работу учеников.

 

-Подумайте, какую взаимосвязь имеют данные реакции?

 

Объединим уравнения реакций и составим генетическую цепочку

Коррекция – внесение корректив в план и способ действия.

 

Представитель из группы выписывает на доске уравнение реакции.

Учащиеся предлагают различные варианты ответов.

Составляют и записывают цепочку

Cu → CuO →CuCl2→ NaCl→ AgCl.

 

IV. Формулировка

темы, постановка

цели урока

Цель — постановка задач урока

 

1 группа

1. В схеме превращений веществ

конечным продуктом «Х3» является…

2.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

[1]

 

2 группа

1. В схеме превращений

веществом «Х2» является…

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

[1]

Приложение 2.

 

Учащиеся предлагают варианты темы.

Учащиеся пишут тему урока в тетрадь.

 

V. Первичное

закрепление

Цели: Воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений

 

Контролирует работу учеников.

1.Репродуктивноезадание – Li, Li2O, LiOH, LiCl, S, SO2, H2SO3, Na2SO3. Постройте генетические цепочки и дайте определение понятий «генетическая связь», «генетический ряд элемента».

2.Импровизационное задание –составьте аналогичные цепочки.

3.Эвристическое задание –Каждой группе было задание подготовить дополнительный материал по темам «Круговорот азота в природе», «Круговорот углерода в природе», «Круговорот кислорода в природе», Круговорот фосфора в природе».

Группы составляют рисунок — схему каким образом происходит круговорот данных веществ.

Под руководством учителя выполняют задания, аргументируя свой выбор; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.
VI. Рефлексия УД на

уроке

Цели: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

 

Выполнение заданий по вариантам  из ким по подготовке к ЕГЭ. Отвечают на вопрос: Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, которые мы получили на сегодняшнем уроке?
VII. Домашнее

задание

Осуществить цепочку превращений из заданий ким №11, 38. Записывают задание в дневниках.

 

Приложение.

Карточка 1.

Оборудование Инструкция Что наблюдали? Уравнение реакции
Медная проволока, спиртовка, держатель для пробирок, спички. Внесите в пламя спиртовки медную проволоку.

 

Карточка 2.

Оборудование Инструкция Что наблюдали? Уравнение реакции
спиртовка, спички, пробиркодержатель, штатив с пробиркой,  CuO, HCl. Внесите в пламя спиртовки пробирку с порошком оксида меди (II) и раствора соляной кислоты.

 

Карточка 3.

Оборудование Инструкция Что наблюдали? Уравнение реакции
Штатив с пробиркой,  CuCl2, NaOH. В раствор хлорида меди (II) прилейте несколько капель раствора гидроксида натрия.

 

Карточка 4.

Оборудование Инструкция Что наблюдали? Уравнение реакции
Штатив с пробиркой,  AgNO3, NaCl. В раствор хлорида натрия прилейте несколько капель раствора нитрата серебра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока Классификация и номенклатура органических веществ
Место урока в теме урок 5
Тип урока Систематизация и обобщение  знаний
Вид урока Комбинированный
Цели  урока:

образовательные

 

Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека

развивающие Развивать:

учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов, схем, таблиц;

учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;

учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность.

воспитательные Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения. Продолжить формирование естественнонаучной картины мира.

Продолжить формирование убеждения учащихся в   необходимости привлечения средств химии к пониманию свойств веществ и их обоснованного и безопасного использования.

Содержание урока Номенклатура, классификация и общие свойства кислот. Закономерности изменения кислотных свойств от состава кислот. Нахождение в природе, роль в живом организме, применение в хозяйственной деятельности человека.
Требования к знаниям и умениям учащихся: Должны знать: определение, номенклатуру, принципы классификации кислот, основные химические свойства неорганических и органических кислот, закономерности изменения свойств кислот, образованных элементами одного периода, одной подгруппы Периодической системы, закономерности изменения свойств кислородсодержащих кислот, образованных элементом в разной степени окисления.
Должны уметь: подтверждать изученные свойства и закономерности уравнениями химических реакций. Осуществлять химический эксперимент, выполняя правила ТБ.
Этапы Организационный этап – 2 мин

Вводная часть: мотивация, тема и цели урока – 8 мин

Систематизация и обобщение знаний – 20 мин

Первичная проверка степени усвоения материала – 8 мин

Контроль и самопроверка знаний – 4 мин.

Подведение итогов – 2 мин

Домашнее задание – 1 мин

Средства обучения Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и реактивы для лабораторных опытов, таблица растворимости, Периодическая система химических элементов, ряд активности металлов
Методы и приемы обучения Репродуктивный,  метод поисковой беседы, лабораторно- практический
Способы мотивации учения Связь темы с повседневной жизнью и кругом интересов учащихся (использование компьютерных технологий для выполнения творческого домашнего задания)
Формы организации учебной деятельности Коллективная, групповая, индивидуальная,
Виды познавательной деятельности Участие в беседе, выполнение лабораторных опытов
Способы управления познавательной деятельностью Ознакомление с целями и задачами урока, сообщение плана урока, информирование о  виде контроля.
Способы отслеживания результатов

Тестовое задание, два варианта.

Лист самоконтроля

Домашнее задание Творческое задание – составить опорный конспект или компьютерную обучающую программу «Классификация и свойства кислот»

 

  1. Организационный этап – 1 мин
  2. Вводная часть: мотивация, тема и цели урока – 2 мин

Изучили классификацию органических и неорганических веществ. На сегодняшнем уроке подробно изучаем 1 из классов неорганических веществ. Какой – вы можете сказать самостоятельно, прослушав информацию.

Эти вещества содержатся во всех живых организмах. Много их в овощах и фруктах. У человека вещество этого класса входит в состав желудочного сока. Другое – содержится в листьях крапивы и выделениях муравьёв.

(вывод учащихся по теме урока, сообщение темы)

О кислотах мы говорили в 8,9,10 классах. Каковы же цели сегодняшнего урока? что мы хотим узнать, чему научиться?

(выводы учащихся по целям урока, сообщение целей урока)

Насколько важны для нас эти знания? Сталкиваемся ли мы в обычной жизни с кислотами?

(ответы учащихся)

Кислоты содержатся в организмах животных: молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке, соляная кислота, находящаяся в желудке, помогает переваривать пищу.

Кислоты  применяются  в медицине: аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетил-салициловая и другие кислоты

Кислоты  применяются  в кулинарии: уксусная и лимонная

Образование кислотных дождей в природе.

эпиграф: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».

  • Актуализация и проверка знаний – 10 мин

Прежде чем перейти к новому материалу, проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока и вспомним основные моменты, которые пригодятся нам при изучении нового темы.

Фронтальный опрос (закончить предложение)

  • Неорганические вещества делятся на 2 группы — …
  • Простые вещества состоят …
  • Сложные вещества состоят …
  • Сложные вещества делятся на ….
  • Оксиды – это …
  • Оксиды делятся на …
  • Гидроксиды делятся на …
  • Основания – это …
  • Основания делятся на …
  • Кислоты – это …
  • Органические кислоты – это …
  • Амфотерные гидроксиды – это …
  • Соли – это …

Тест (объяснение правил работы с листами самоконтроля)

Выписать № формул, соответствующих:

 

А. Основным оксидам

Б. Кислотным оксидам

В. Амфотерным оксидам

Г. Растворимым основаниям

Д. Нерастворимым основаниям

Е. Кислотам

Ж. Солям

 

  • HCl
  • NaOH
  • CaO
  • Cu(OH)2
  • CO2
  • FeO
  • Fe2O3
  • H2SO4
  • Ca(OH)2
  • SO3
  • Al (OH)3
  • Na2CO3
  • ZnO
  • NaHCO3
  • Fe(OH)3
  • SO2
  • Ba(OH)2
  • MgO
  • K2SO4
  • H3PO4
  • Al2O3

 

 

(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)

1 балл за каждую правильно названную группу

 

  1. Систематизация и обобщение знаний – 20 мин
  2. Понятие «кислоты»

Что такое кислоты? (ответы учащихся)

Структурная теория: сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла, и кислотного остатка.

Теория электролитической диссоциации: электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются катионы водорода (HCl = H+ + Cl)

Протолитическая теория кислот и оснований (теория Бренстеда-Лоури): вещества – доноры протонов (HCl + H2O = H3O+ + Cl).

Теория Льюиса: акцепторы электронной пары (NH3 + BF3 = NH3BF3)

Чаще используются 1,2,3 теории. Они близки между собой.

  1. Классификация кислот

Вспомним признаки классификации кислот (учебник § 22 — таблица). Выполнить тестовое задание (СР в листах самоконтроля)

 

1 группа        Соотнесите: 2 группа         Соотнесите:
Тип кислот: Формула вещества: Тип кислот: Формула вещества:
1)      кислородсодержащие

2)      бескислородные

3)      одноосновные

4)      двухосновные

5)      сильные

6)      слабые

а) H2SiO3

б) HCOOH

в) H2SO4

г) HBr

д) HNO3

 

1)      кислородсодержащие

2)      бескислородные

3)      одноосновные

4)      двухосновные

5)      сильные

6)      слабые

а)  H3PO4

б) HClO4

в) CH3COOH

г)  HCl

д)  H2CO3

 

(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)

0,5 балла за каждую правильно названную группу

 

  1. Общие химические свойства кислот

Какие общие химические свойства характерны для органических и неорганических кислот?

Почему кислоты обладают общими химическими свойствами? (ответы учащихся)

Доказать и уточнить эти свойства нам поможет лабораторный опыт. Будете работать в группах. Каждая группа получит своё задание и будет работать с определённым свойством кислот. Необходимо провести опыты в соответствии с инструкцией, ответить на вопросы, составить уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах в листах самоконтроля. По завершении работы 1 человек отчитывается о работе группы, 1- составляет уравнения реакций на доске в молекулярной форме.

Лабораторный опыт. Химические свойства органических и неорганических кислот.

Отчёт групп, проверка уравнений реакций (1 балл за каждое правильное уравнение)

Реакция этерификации.

  1. Специфические свойства кислот

Кроме общих кислоты обладают и специфическими свойствами. Какие специфические свойства кислот вы знаете? (ответы учащихся)

Подробнее будем говорить об этих свойствах на следующих уроках.

 

  1. Контроль и самопроверка знаний – 6 мин.

Определить вероятность протекания реакций разб. H2SO4 с веществами:

 

  • Pb
  • Ag
  • Ba
  • PbO
  • Ag2O
  • BaO
  • Pb(OH)2
  • Ba(OH)2
  • H3PO4
  • Na2SO3
  • NaCH3COO
  • NaCl

 

(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)

1 балл за каждое правильно названное вещество

 

  1. Подведение итогов, рефлексия – 3 мин

Вернёмся к целям урока. всего ли мы достигли? Какие вопросы остались? Подсчитать баллы в листах самоконтроля, поставить оценку за урок:

«3» — 17-22б, «;» — 23-29б, «5» — 30-34б.

Заполнить таблицу «Знаю — не знаю, умею – не умею»

Знания, умения, навыки Знаю, умею Не знаю, не умею Могу допускать ошибки
1 Определение «кислоты» с точки зрения разных теорий
2 Признаки классификации кислот
3 Проклассифицировать кислоту
4 Общие химические свойства кислот
5 Составление уравнений реакций :

Молекулярных;

Полных ионных;
Сокращённых ионных
6 Определение «реакция нейтрализации»
7 Определение «реакция этерификации»
8 Определение вероятности протекания реакции кислоты с разными веществами
9 Работа с химическими реактивами
10 Правила техники безопасности при проведении хим.эксперимента

 

 

  • Домашнее задание – 1 мин

О.С.Габриелян, «Химия -11»,   § 22, в 5.

Творческое задание – составить опорный конспект или компьютерную презентацию «Классификация и свойства кислот»

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Лист самопроверки

«День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».

Тема урока: Кислоты

Цели  урока: Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека. Совершенствование навыков составления  уравнений химических реакций, проведения  химического эксперимента.

Этапы урока

Актуализация и проверка знаний

Выписать № формул, соответствующих:

 

А. Основным оксидам

Б. Кислотным оксидам

В. Амфотерным оксидам

Г. Растворимым основаниям

Д. Нерастворимым основаниям

Е. Кислотам

Ж. Солям

 

  • HCl
  • NaOH
  • CaO
  • Cu(OH)2
  • CO2
  • FeO
  • Fe2O3
  • H2SO4
  • Ca(OH)2
  • SO3
  • Al (OH)3
  • Na2CO3
  • ZnO
  • NaHCO3
  • Fe(OH)3
  • SO2
  • Ba(OH)2
  • MgO
  • K2SO4
  • H3PO4
  • Al2O3

 

Ответ:

 

А___________________

Б___________________

В___________________

Г___________________

Д___________________

Е___________________

Ж___________________

 

(1 балл за каждую правильно названную группу) Баллы:___________

Классификация кислот

Соотнесите:

Тип кислот:                                                             Формула вещества:

  • Кислородсодержащие а) H2SiO3
  • бескислородные б) HCOOH
  • одноосновные в) H2SO4
  • двухосновные г) HBr
  • сильные д) HNO3
  • слабые

Ответ:  1)                         2)                             3)                             4)                          5)                                6)                                        . (0,5 балла за каждую правильно названную группу)


Баллы:__________

 

 

Общие химические свойства кислот

Лабораторный опыт. Химические свойства органических и неорганических кислот. Допишите возможные уравнения реакций в молекулярном виде. Для двух первых реакций в каждом опыте составьте полные и сокращённые уравнения реакций.

Опыт 1. Изменение окраски индикаторов. Реакция нейтрализации.

HCl  +  NaOH =

 

CH3COOH  +  NaOH =

 

HCl  +  Cu(OH)2  =

CH3COOH  +  Cu(OH)2   =

Опыт 2. Взаимодействие кислот с металлами.

HCl  +  Zn =

 

CH3COOH  +  Mg =

 

HCl  +  Cu =

CH3COOH  +  Cu =

Опыт 3. Взаимодействие кислот с оксидами.

HCl  +  CaO =

 

CH3COOH  +  CaO =

 

HCl  +  CuO =

CH3COOH  +  CuO =

HCl  +  CO2 =

CH3COOH  +  CO2 =

Опыт 4. Взаимодействие кислот с солями.

HCl  +  CaCO3 =

 

CH3COOH  +  CaCO3 =

 

HCl  +  Na2SO4 =

CH3COOH  +  Na2SO4 =

 

(1 балл за каждое правильное уравнение) Баллы:___________

 

Реакция этерификации.

Допишите возможные уравнения реакций в молекулярном виде.

CH3COOH  +  CH3OH  =

H2SO4  + CH3OH   =

 

Контроль и самопроверка знаний

Определить вероятность протекания реакций разб. H2SO4 с веществами (выписать № вещества, способного взаимодействовать с разб.H2SO4):

 

  • Pb
  • Ag
  • Ba
  • PbO
  • Ag2O
  • BaO
  • Pb(OH)2
  • Ba(OH)2
  • H3PO4
  • Na2SO3
  • NaCH3COO
  • NaCl

Ответ: ___________________________________________

(1 балл за каждое правильно названное вещество) Баллы:___________

 

 

Итог (просуммировать баллы за все задания): ______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code