Тема занятия:

Урок 1

Современные представления о строении атома, состояние и движение электронов в атоме. Первичный инструктаж по ТБ.
Ссылка: Учебная программа, среднесрочное планирование
Общие цели: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах  на основе характеристики состава, строения и свойств основных классов. Повторить генетическую связь между разными  классами органических соединений , закрепить умения составлять и  решать задачи
Результаты обучения: развитие коммуникативных навыков, общеучебных умений: сравнение, обобщение, выводы
Ключевые идеи: Вовлечение учащихся в  процесс обучения через развитие речи, памяти и мышления на основе подходов  стратегий 7 модулей
Ресурсы: Листы формата А3, А1, маркеры, клей, ножницы , презентация, учебник, интернет, кубик с вопросами, крточки для вопросов, секретные коробочка для деления на группы, раздаточный материал
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент

(1 мин)

Психологический настрой «Давайте поздороваемся»

Деление класса на группы по выбранным карточкам с названиями (моносахариды, дисахариды, полисахариды) из волшебной коробочки, выбор спикеров, которые распределяют работу и ведут оценочный лист

Ученики здороваются разными способами, руками, плечами, глазами, ногами и т.д.

Ученики вытаскивают карточку из коробочки с названием группы, в которую должны сесть

Проверка домашнего задания

(7 мин)

Стратегия «Кубик Блума» (КМ, НП, ВО, ТиО, УиЛ, ОО)

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Задание:

Бросить кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик, записать его и передать группам, у группы есть 30 секунд, чтобы подумать над ответом

Кроссворд».

Участники команды разгадывают кроссворд в течение 5 минут. Всего 15 вопросов.

Критерии оценки:

13 – 15  — две зеленые фишки

11-13 – одна зеленая фишка

меньше 10 – ни одной зеленой фишки

Ученики кидают кубик, составляют вопросы по своим граням, записывают на листах и передают другим группам.

 

 

Далее каждая группа отвечает на 2 вопроса

Определение целей и задач урока

(1 мин)

КМ

Сегодня у нас итоговый урок по данной теме. Итак, какая цель нашего урока?

 

Каждая группа называет цель урока, обсуждаем.

Запись числа и темы урока в  тетради

Реализация

(27 мин)

КМ, УиЛ, ТиО, ВО, НП, ИКТ

1.Какими углеводородами являются алканы?

2. Какими углеводородами являются алкены?

3. Простейший представитель алкенов?

4. Какой вид изомерии возможен для соединений, у которых есть двойная связь и нет вращения вокруг неё?

5.Какой вид  изомерии характерен для алканов?

6. Изомерия различных классов органических соединений?

7. Вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но различное строение?

8. Название СН2=С=СН2?

9. У каких непредельных углеводородов в молекулах между атомами углеводорода две двойные связи?

10. Органические соединения, состоящие исключительно из атомов углерода и водорода?

Задание:

1 группа

«Молекулы и атомы  обратимо бездействуют сами по себе».

Ответ. Атомы и группы атомов взаимно влияют друг на друга.

 

2 группа

«Важность не в качестве. Важность в беспорядке».

Ответ.  «Свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекулы».

 

3 группа

 

1.      Число π-связей в молекуле бутина-1 равно _______

2.      Имеют одинаковый состав, но разное строение ___________

3.      Пропаналь и бутаналь являются _______________________

4.      Свойства веществ определяются не только составом, но и ___________________________________________________

5.      Перекрывание электронных облаков  вдоль оси – это _________________________________________________

6.      В молекуле циклогексана нет__________________________________________________

7.      CnH2n+2 –это формула для ______________________________________углеводородов

8.      Для алканов характерна реакция ____________________________

9.      УГЛЕВОДОРОДЫ (УВ) — органические соединения, молекулы которых состоят ___________________________________________

10.  Число σ- и π-связей в молекуле этилена соответственно____и ____

11.  Структурная формула описывает_____________________________

12.  Ароматические углеводороды, – это соединения, молекулы которых__________________________________________________

Создать постер по своей теме, придумать слоган, который будет заголовком. В постере необходимо  отразить практическую значимость углевода и основные его характеристики, пользуясь учебником,  раздаточным материалом и интернетом

 

Создают кластер, пользуются интернетом

 

 

 

 

 

 

Прикрепляют кластер к стене

(3 мин) Физминутка «Корея» С удовольствием выполняют упражнения (видео)
Рефлексия

(3 мин)

Взаимооценивание постеров стикерами (ОдО)

Просмотр всех постеров, на стикерах записывают пожелания, комментарии или вопросы для постеров других групп. затем защита своего постера, его презентация. В презентации участвуют все, каждый что-то говорит по постеру, отвечают на вопросы других групп, записанных на стикерах. Затем если другим группам что-либо не понятно, то задают вопросы, а группа долга на них ответить.

 

Делают записи на стикерах для постеров других групп

Защищают свой постер

Подведение итогов Каждая группа высказывается по уроку, и по материалу
Домашнее задание

(2 мин)

Повторить весь материал и подготовиться к контрольной работе.

 

 

 

Оценочный лист группы _________________, лидер группы_____________________

 

ФИ Составление вопросов Ответы на вопросы Формулирование цели Работа по созданию «Постера» Итоговая отметка
активность качество защита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                             Класс: 10   урок 2
Тема:Квантовые числа. Принцип Паули, правило Хунда, правила Клечковского, изотопы.
Цель урока:

Образовательная:

знать 4 квантовых числа, в чем заключается принцип Паули, правило Гунда и правило Клечковского.

уметь давать характеристику главному, орбитальному, магнитному и спиновому квантовым числам.

 

Развивающая: Обогащение и усложнение словарного запаса речи. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, сопоставлять, выделять главное. Развивать умение сотрудничать в группе.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа:Активизация учащихся, создание ситуации успеха.

Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Проявление интереса к материалу изучения.

Оценивают правильность выполнения заданий.

Учебник
10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По методу «ИНСЕРТ» организует проверку изученного материала.

Прием  работа с текстом «Insert»

Ведение активного чтения параграфа 2 учебника прием Insert

(работают простым карандашом, на полях выставляют знаки)

Заполнение таблицы

V (уже знал) + (новое) — (думал иначе) ?(не понял, есть вопросы)

Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения.

 

Заполняя таблицу, осуществляют взаимопроверку пройденного материала. Таблица «ИНСЕРТ»
20 мин. III. Актуализация знаний

Распределение электронов в многоэлектронном атоме основано на принципе минимума энергии, принципе В.Паули, правиле Ф.Хунда и правиле Клечковского.

Принцип минимума энергии: Электрон в первую очередь располагается в пределах электронной подоболочки с наинизшей энергией. Вначале заполняются орбитали, характеризующиеся наименьшей потенциальной энергией.

Принцип Паули:В атоме не может быть двух электронов, у которых все четыре квантовых числа были бы одинаковыми.  Следовательно, каждая орбиталь, характеризующаяся определенными значениями n, ? и m?, может быть занята не более чем двумя электронами, спины которых имеют противоположные знаки. Такие электроны называются спаренными. Пользуясь принципом Паули, можно подсчитать, какое максимальное число электронов может находиться на каждом уровне и подуровне, т.е. определить емкость уровней и подуровней. Количество орбиталей на подуровне определяется количеством возможных значений магнитного квантового числа, т.е. 2? + 1 значение. Так как на каждой орбитали (определенное значение квантовых чисел n, ? и m?) может разместиться два электрона, обладающие разными значениями спина, то максимальное  количество электронов, которое можно разместить на данном подуровне равно: 2(2? + 1). Максимальное количество электронов, которое может находиться на данном уровне, характеризующемся главным квантовым числом n,  равно 2n2.

Правило Хунда: В наиболее устойчивом состоянии атома электроны размещаются в пределах электронной подоболочки так, чтобы их суммарный спин был максимален. м являеисясостояниеки наиболлеронов, которое может находиться на данном уровне, характеризующимся главным квантовым числом 
Так, например, у атома азота на внешнем электронном уровне находится два и три р-электрона. Здесь электроны на орбиталях изображены стрелками, направленными вверх или вниз в зависимости от знака спинового квантового числа. s-Подуровень содержит единственную орбиталь, на которой находится  два электрона с противоположными спинами в соответствии с принципом Паули. В соответствии с правилом Хунда минимум энергии будет обладать конфигурация, в которой на каждой из трех р-орбиталей будет находиться по одному  электрону с одинаково направленными спинами, поэтому суммарный спин будет максимальным (±3/2):

Первое правило Клечковского: Электрон обладает наинизшей энергией на той электронной подоболочке, где сумма  главного и орбитального квантового числа минимальна.          Е = min   при  n + ? = min. В соответствии с первым правилом Клечковского заполнение подуровней электронами происходит в порядке от подуровней с минимальным значением суммы (n + ?) к подуровням большими значениями n + ? . Если сумма (n + ?) одинакова для рассматриваемых электронных подоболочек, при распределении электронов используется второе правило Клечковского: Электрон обладает наинизшей энергией на подоболочке с наименьшим значением главного квантового числа

 

 

 

Демонстрируют знания, умения.  Осмысливают значимость языка в жизни человека.

 

Плакат

 

 

Карточки

5 мин. IV. Закрепление урока. Предлагает разноуровневые задания учащимся. Работают с разноуровневыми заданиями. Разноуровневые карточки
5 мин. V. Итог урока

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию урока.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Фиксируют и анализируют выводы по уроку. Ученики оценивают свою работу и рабоду одноклассников. Карточки

 

 

Фишки

 2 мин. YI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневники.

 

Итог урока:__________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:_________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:__________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Дата:                                                                             Класс: 10   урок 3
Тема: Определение строения атомов химических элементов, размещение электронов по энергетическим уровням и орбиталям, электронные конфигурации атомов и ионов.
Цель урока:

Научить школьников записывать электронные конфигурации атомов элементов I-IV периодов.
: сформировать у учащихся личностную мотивацию, познавательный интерес к данной теме;
развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, диалектическое мышление;
углубить знания о взаимосвязи строения атома и структурой ПСХЭ;
отработать навыки работы с опорным конспектом и ПСХЭ.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница».

 

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.
10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы.

. Из каких элементарных частиц состоит атом?

2. Какие элементарные частицы называют протонами?

3. Какие элементарные частицы называют нейтронами?

4. Что такое массовое число?

5. Что такое изотопы?

6. Какие элементарные частицы называют электронами?

7. Почему модель строения атома называют планетарной?

 

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Кубик Блума
20 мин. III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кластер» осуществляет усвоение нового материала.Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

Расположение атомной орбитали относительно ядра, её форма и размеры определяются запасом энергии, которым обладают находящиеся на ней ē. Чем меньше запас энергии ē, тем сильнее притягивается он к ядру и тем меньше по размерам его орбиталь.

А) ē,  который при движении образует облако шаровой (сферической) формы, называют s-электронами, а орбиталь s-орбиталь. Для каждого значенияn существует одна s-орбиталь, но с соответствующим запасом энергии электронов на нем и, следовательно, с соответствующим диаметром, растущим по мере ↑ значения n.

Б) электронное облако может иметь форму гантели. Гантелевидные облака с одинаковым запасом энергии расположены в пространстве по взаимоперпендикулярным осям координат x, y, z, проведённых через ядро атома. Это р-облака. Каждое из них вмещает р-электроны. С ↑ значения nэлектронызанимают р-орбитали, расположенные на больших расстояниях от ядра и направленные по осям x, y, z.

Помимо s- и р-облаков, существуют d- и f-облака. Они более сложные по строению. (рис.4стр.11 )

Обычно ē стремятся занять наиболее близкое к ядру положение, соответствующее меньшему запасу энергии: сначала заполняются s-орбиталь, потом р-орбиталь. ē занимают  d- и f-орбитали лишь тогда, когда s- и р-орбитали уже заполнены.

 

1s  < 2s  < 2p   < 3s  < 3p  < 4s  < 3d  < 4p  < 5s  < 4d  < 5p  < 6s  <  5d1 =4f14 < 5d10 <6p  < 7s  < 6d1 = 5f14 < 6d10< 7p.

La                                   Ac

У элементов 4-го и 5-го периодов первые 2 ē занимают соотв. 4s- и 5s-орбитали. Начиная с 3-го эл-та каждого большого периода , последующие 10 ē поступят на предыдущие 3d- и 4d-орбитали соответственно ( у эл-тов побочных подгрупп).

У эл-тов 6го и 7-го периодов первые 2 ē поступят на внешний s-подуровень, следующий 1 ē ( у La и Ac) на предыдущий d-подуровень. Затем 14 ē поступят на третий снаружи энерг. уровень на 4 f- и 5 f-орбитали соотв. у лантаноидов и актиноидов. Затем снова начнёт застраиваться второй снаружи энерг. уровень (d-подуровень): у элементов побочных подгрупп, и, наконец, только после заполнения десятью электронами d-подуровня будет снова заполняться внешний р-подуровень.

В атоме Не+2 2 s-электрона. Как могут существовать на одном энерг. уровне 2 электронных облака сферической формы? Дело в том, что помимо поступательного вращения вокруг ядра ē одновременно вращается вокруг своей оси. Такое вращение называют спиновым, или спином (англ. веретено). ē может вращаться по часовой стрелке и против неё. 2ē с антипараллельными (противоположными) спинами создают около себя магнитное поле с протовоположнонаправленными силовыми линиями. При этом возникают условия для взаимного притяжения ē, и 2 ē с противоположными спинами могут находиться на одной орбитали. Этот принцип носит название принципа Паули: «В атоме, на одной орбитали может находиться не более двух электронов, но их спины будут противоположны».

Электронная конфигурация атома –

показывает распределение ē по энерг. уровням и  подуровням.

+1Н   1s1  ←число ē с данной формой облака

↑↖ форма электронного облака

Номер

энерг.уровня

Графические электронные формулы (изображения электронной структуры атома) –

показывает распределение ē по энерг. уровням,  подуровням и орбиталям.

I период:  +1Н

Где ↑ — ē,    ↑↓ — ē с антипараллельными спинами,  орбиталь.

 

При записи графической электронной формулы следует помнить правило Паули и правило Хундда « Если в пределах одного подуровня имеется несколько свободных орбиталей, то ē размещаются каждый на отдельной орбитали и лишь при отсутствии свободных орбиталей объединяются в пары».

(Работа с электронными и графическими электронными формулами).

Напр., H+11s1;    He+21s2;      Li+31s22s1 ;    Na+11 1s2 2s2 2p63s1 ;     Ar+181s2 2s2 2p6 3s23p6 ;

I период:    водород и гелий s-элементы, у них заполняется электронами s-орбиталь.

II период: Li  и    Be – s-элементы

B, С, N, O, F, Ne – р-элементы

В зависимости от того, какой подуровень атома заполняется электронами последним, все элементы делят на 4 электронных семейства или блока:

1) s-элементыу них заполняется ē-ми  s-подуровень внешнего слоя атома; к ним относятся водород, гелий и эл-ты гл.п/гр. I и II групп.

2) р-элементы – у них заполняется электронамир-подуровень внешнего уровня атома; к ним относят элементы гл.п/гр. III —  VIII групп.

3) d-элементы – у них заполняется электронами d-подуровень предвнешнего уровня атома; к ним относятся эл-ты побоч.п/гр. . I —  VIII групп,т.е. эл-ты вставных декад больших периодов, распложенные между s- и р-элементами, их также называют переходными элементами.

4) f-элементы — у них заполняется электронами f-подуровень третьего снаружи уровня атома; к ним относятся лантаноиды ( 4f-элементы) и актиноиды (5f-элементы).

У атомов меди и хрома происходит «провал» ē с 4s- на 3d-подуровень, что объясняется большей энергетической устойчивостью образующихся при этом электронных конфигураций 3d5 и 3d10:

29Cu 1s22s22p63s23p64s13d10

24Cr 1s22s22p63s23p64s13d5

Экспериментально доказано, что состояния атомов, при которых p-, d-, f-орбитали заполнены наполовину (p3, d5, f7), целиком (p6, d10, f14) или свободны, обладают повышенной устойчивостью. Этим объясняются переходы – «провалы» — электронов между близкорасположенными орбиталями. Те же отклонения наблюдаются у аналога хрома – молибдена, а также у элементов подгруппы меди – серебра и золота. Уникален в этом отношении палладий, у атома которого 5s-электронывообще отсутствуют и который имеет след. Конфигурацию: 46Pd 1s22s22p63s23p64s23d1065s04d10.

 

. Заполнение таблицы

Характеристика элемента Na P Al I Au F Be
Порядковый номер
Число протонов
Число электронов
Заряд ядра
Атомная масса
Число нейтронов

1.Укажите символы называемых химических элементов (учитель называет элементы, учащиеся поднимают карточки с символами элементов) (фронтальная работа)

2. Дайте ответы на вопросы (работа в парах- обсуждение вопросов, индивидуальный опрос)

1. Из каких элементарных частиц состоит атом?

2. Какие элементарные частицы называют протонами?

3. Какие элементарные частицы называют нейтронами?

4.Какие элементарные частицы называют электронами?

5.Отгадайте, о какой элементарной частице идет речь?

а) Очень положительный
С массою внушительной,
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его – нейтрон.
Догадались? Он-….(протон)!.

б) Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион,
А я нейтральный и зовусь…(нейтрон)!

в) Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там,
Свет зажег, нагрел утюг
…. – наш лучший друг.
Если в атом он попал –
То считай почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (электрон)

6. Почему модель строения атома называют планетарной?

10 мин. IV.Итог урока. Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности.Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям.Задание для 1-й группы: химические элементы № 12, 13, 15, 18.Задание для 2-й группы: химические элементы № 7, 8, 15, 16.Задание для 3-й группы: химические элементы № 3, 4, 11, 12.Задание для 4-й группы: химические элементы № 3, 6, 9, 10.

Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

 

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

Стикеры

 2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:__________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата Предмет химия Класс 10               Урок 4

 

Названиезанятия Периодический закон и периодическая система в свете учения о строении атома, химический элемент: классификация, характеристика, электроотрицательность химических элементов. Характеристика химического элемента по положению в периодической системе1
Общие  цели Цель

Дать представление учащимся  о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Закрепить знания учащихся о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома.

Знать определение периодического закона химических элементов.

Знать структуру периодической системы химических элементов.

Уметь составлять характеристику химическим элементам

Способствовать развитию навыков работы в составе малых групп.

Способствовать развитию познавательного интереса.

Создавать условия для развития логического мышления, творческих способностей, фантазии.

Ознакомить с правилами ТБ в кабинете химии и неукоснительно их выполнять.

 

Результатобучения Будут знать, что такое химический элемент. Классификация элементов по электронным структурам их атомов. Период. Группа. Периодичности в периодической системе. Электронная структура атомов.Уметь использовать полученныепонятия для выполнения упражнений. Знают и понимают основные понятия темы. Уметь сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.Применяют полученные знания при решении  упражнений.Умеют аргументировать свое понимание.Умеют отстаивать свою точку зрения в диалоге, во время мозгового штурма.Приобретают навыки работы в составе малых групп.Применят свои творческие способности при выполнении заданий.
Ключевыеидеи Особенности строения периодической системы химических элементов. Периодический закон химических элементов. Состав и строение атомов.
Источники Учебник химии 10  класса § 1

К.М. Джексембина. Н.Н. Нурахметов методическое руководство

10 класс,  стр. 6-8

 

Материалы и оборудование ИКТ. Компьютер, проектор, экран, презентация.

Электронный учебник  «Химия 10 класса». Опорные схемы.

Раздаточный материал: маркеры, стикеры, ватман, фломастеры.

Периодическая система химических элементов.

Ход занятия

 

Этапы проведения занятия Время –

 

Действия учителя  и действия учеников
1. Организационный момент.

2. Мотивация.

 

3 мин.

 

3 мин.

Подготовка к уроку. Приветствие. Краткое,  сообщение плана урока. Формирование групп. Распределение ролей в группах.

 

Начинаем изучать  тему. Периодический закон и периодическая система химических элементов (8 часов).

 

3. Актуализация

Прием КМ

Логические цепочки «Верно — неверно»

 

 2мин. Стадия вызова.

Мозговой штурм. Логические цепочки «Верно — неверно»

Раскрыть понятия: что такое атом, протон,  электрон, нейтрон, электронное  облако (орбиталь), электронный слой, период, группа, подгруппа,  металлы, неметаллы, доля, относительная  молекулярная масса, массовая доля.

1. Назвать количество групп и периодов в ПСХЭ.

2. Назвать элементы  IА  и  IVА  группы и количество электронов на внешнем слое.

3. Назвать элементы начинающие и заканчивающие 2 период, 3 период.

4. Формирование новых знаний и способов действия

 

Использование ИКТ

презентация

 

 

20 мин. Стадия осмысления:  Ознакомиться с презентацией.

До Д. И. Менделеева было предпринято около 50 попыток классифицировать химические элементы. Большинство ученых пытались выявить связь между химическими свойствами элементов и их соединений и атомной массой.

Д. И. Менделеев выделил периоды, в которых свойства химических элементов и образованных ими веществ закономерно изменяются

1. Металлические свойства простых веществ, наиболее ярко выраженные у щелочных металлов, ослабевают и сменяются не металлическими, которые наиболее ярко выражены у галогенов.

2. Значение степени окисления атомов элементов в высших оксидах возрастает от +1 до +7 (+8 только для Os и Ru).

3. Значение степени окисления атомов элементов в гидридах (соединениях металлов с водородом) и в летучих водородных соединениях возрастает сначала от +1 до +3 и затем от –4 до –1. Например:

+1 +2 +3 –4 –3 –2 –1
LiH  BeH2  BH3  CH4  NH3  H2O HF

4. Основные оксиды элементов начала периода сменяет амфотерный оксид и далее – кислотные, свойства которых усиливаются:

Na2OMgO Al2O3  SiO2 P2O5 SO3 Cl2O7 
основные оксиды амфотерный оксид кислотные оксиды

5. Гидроксиды-основания через амфотерный гидроксид сменяются все более сильными кислотами. Например:

NaOH  Mg(OH)2  Al(OH)3  Н2SiO3  Н3РО4  H2SO4  HClO4
щелочь основание амфотерный гидроксид слабая кислота кислота средней силы сильная кислота очень сильная кислота

Периодическая система Менделеева – это естественная классификация элементов по электронным структурам их атомов.

Современная формулировка периодического закона гласит: «Свойства элементов находятся в периодической зависимости от зарядов ядер их атомов». Это обстоятельство отражено в периодической системе в виде горизонтальных и вертикальных рядов – периодов и групп. Электронная модель легко позволяет выделить группы и периоды. Структура электронной оболочки атомов элемента изменяется периодически с ростом порядкового номера элемента.

Периодические изменения свойств химических элементов обусловлены правильным повторением электронной конфигурации внешнего энергетического уровня (валентных электронов) их атомов с увеличением заряда ядра.

Период – горизонтальные ряды элементов с одинаковым максимальным значением главного квантового числа валентных электронов. Номер периода обозначает число энергетических уровней в атоме элемента. Периоды могут состоять из 2 (первый), 8 (второй и третий), 18 (четвертый и пятый) или 32 (шестой) элементов, Графическим изображением периодического закона является периодическая таблица. Она содержит 7 периодов и 8 групп.

Графическим изображением периодического закона является периодическая таблица. Она содержит 7 периодов и 8 групп.

В зависимости от количества электронов на внешнем энергетическом уровне. Последний, седьмой период незавершен. Все периоды (кроме первого) начинаются щелочным металлом (s-элементом), а заканчиваются благородным газом (ns2 np6).

Первый период (n = 1, l = 0) состоит из двух элементов H (1s1) и He (1s2).

Во втором периоде (n = 2, l = 0, 1) заполняются s— и p-орбитали от Li до Ne. Элементы называются соответсвенно s— и p-элементами.

В третьем периоде появляются пять d-орбиталей (n = 3, l = 0, 1, 2). Пока они вакантны, и третий период, как и второй, содержит восемь p-элементов от Na до Ar.

В четвертом периоде после десяти d-элементов появляются p-элементы от Ga (4s24p1) до Kr (4s24p6).

Пятый период повторяет четвертый – в нем также 18 элементов, и 4d-элементы, как и 3d, образуют вставную декаду (4d1–105s0–2).

В шестом периоде после лантана (5d16s2) – аналога скандия и иттрия, следуют 14 4f-элементов – лантаноидов.

Седьмой период отчасти повторяет шестой. 5f-элементов называются актиноидами. Их общая формула 5f2–146d0–17s2. Далее следуют еще 6 искусственно полученных 6d-элементов незавершенного седьмого периода.

5.Физкультминутка

 

6. Применение. Формирование умений и навыков.

Тест

ОдО

2 мин.

10 мин.

Придает учащимся позитивный настрой и снимает напряжение.

Электронный тест – по завершению теста самопроверка.

Совместная работа в группе, с последующим обсуждением.

1. Система Д. И. Менделеева позволила не только предсказать существование неизвестных элементов, но и предугадать их свойства, исправить неверно определенные атомные массы уже известных элементов. Приведите примеры данных фактов.

2. Чем отличаются друг от друга различные формулировки периодического закона?

3. Какова современная формулировка периодического закона?

4. Какие закономерности изменения свойств элементов и их соединений наблюдаются в зависимости от положения элемента в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева?

Задание для группы

Задача 1

Назвать элемент по таким данным: находится в III группе, относительная молекулярная масса высшего оксида 102.

а) Алюминий;  б) Скандий;   в)Галлий.

Дано:                                  Решение:

R2O3

Mr(R2O3)=102

Mr(R2O3)=102, Ar(O)=16

2x+16*3=102

2x=102-48

2x=54

x=27

R-?

Данная Аг соответствует элементу Al.

Ответ: Алюминий.

Задача 2.

Назвать элемент по таким данным: находится во II группе, относительная молекулярная масса гидроксида 235.

а) Кальций;   б) Меркурий;     в) Стронций

 

Дано:                             Решение:

R(OH)2

Mr(R(OH)2

 

Mr(R(OH)2=235, Ar(O)=16, Ar(H)=1

R-?

 

x+34=235,

x=235-34=201

 

Данная Аг соответствует элементу Hg.

Ответ: Меркурий

Задача 3.

Назвать элемент по таким данным: находится в IV группе, относительная молекулярная масса высшего оксида 60.

а) Станум;    б) Силиций;      в) Карбон

RO2

Mr(RO2)=60

Mr(RO2)=60, Ar(O)=16

x+32=60

x=60-32=28

R-?

Дано:                            Решение:

Данная Аг соответствует элементу  Si.

Ответ: Силиций

 

 

 

 

                                  

ОдО и СО 2 мин. Свод оценок по листу оценивания. Подведение итогов по уроку.

Объявление результатов формативного оценивания.

7. Информация о домашнем задании. 1мин. Учитель информирует о домашнем задании, дает консультацию.

Учебник § 1

Упр. 1-3  к § 1

 

   Рефлексия.

Подведение итогов урока.

2 мин. Что нового вы узнали на уроке?

Что вызвало затруднение?

Как вы оцениваете работу своей группы. На стикерах напишите свои пожелания и поместите в «Корзину идей».

Секретарь даст оценку работе каждого в группе по оценочному листу.

Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы.

 

тест

  1. Какое свойство химических элементов Д. И. Менделеев положил в основу их классификации?

a.Относительную атомную массу.
b. Строение внешних электронных слоев
c. Величину заряда ядра атома
d. Валентность элемента

  1. Свойства химического элемента определяются в первую очередь:
  1. a. числом электронных уровней;
    b. относительной атомной массой;
    c. строением валентных энергетических уровней;
    d. числом нейтронов в ядре.
  1. Каждый период, кроме первого, начинается:
  1. a. со щелочно-земельного металла;
    b. с инертного газа;
    c. с галогена;
    d. со щелочного металла.
  1. Каждыйпериодзавершается:
  1. a. щелочным металлом;
    b. щелочноземельным металлом;
    c. галогеном;
    d. инертным газом.
  1. Как по периодической системе определить, в главной или побочной подгруппе находится элемент? Элементнаходится в главнойподгруппе, если:
  1. a. он расположен в одной подгруппе с элементом второго периода;
    b. этоs— илиp-элемент;
    c. в этой подгруппе больше элементов, чем в другой подгруппе этой группы;
    d. все предыдущие ответы верны.
  1. Какое из перечисленных свойств элемента изменяется периодически с увеличением заряда ядра атома?
  1. a. Относительная атомная масса.
    b. Строение внешних электронных слоев.
    c. Число протонов в ядре.
    d. Число энергетических уровней.
  1. С возрастанием порядкового номера элемента периодически повторяется:
  1. a. заряд ядра атома;
    b. химические свойства элемента;
    c. общее число электронов;
    d. число энергетических уровней.
  1. Какое утверждение из общей характеристики подгруппы галогенов неверно?
  1. a. У атомов галогенов с увеличением порядкового номера возрастают радиус, восстановительные свойства и уменьшаются значения электроотрицательности.
    b. Молекулы простых веществ, образованных галогенами, двухатомны и в ряду фтор – хлор – бром – иод возрастают плотность, интенсивность окраски, температура кипения и металлические свойства веществ.
    c. Окислительные свойства галогенов с увеличением порядкового номера элементов возрастают, а восстановительные – убывают.
    d. В ряду галогеноводородовфтороводород – хлороводород – бромоводород – иодоводород прочность молекул уменьшается, а кислотные свойства их растворов возрастают.
  1. Высшая степень окисления атомов в главной подгруппе с увеличением порядкового номера элемента (сверху вниз):
  1. a. увеличивается;
    b. уменьшается;
    c. не изменяется;
    d. изменяется периодически.
  1. Для элементов главных подгрупп номер группы в периодической системе равен числу:
  1. энергетических уровней в атоме;
    b. электронов на внешнем энергетическом уровне;
    c. подуровней на внешнем энергетическом уровне;
    d. электронов в атоме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                      Класс: 10   урок    урок 5

 

Тема:  Структурные частицы вещества: атом, ион, молекула и их характеристики.
Цель урока:   дать первоначальные знания пятиклассникам о молекулах как постройках из атомов;

сформулировать понятие о сложных и простых веществах, неорганических и органических веществах

развивать логическое мышление

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. С помощью разрезанных пазлов, класс делится  на группы. Пазлы
10 мин. II. Проверка домашней работы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме. Демонстрируют свои знания, умения и навыки. Карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. Дает возможность ученикам  самостоятельно изучить тему с помощью метода «ДЖИГСО». Индивидуально дает задания слабым ученикам

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают тему.

ревнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад высказал мысль о том, что все тела в природе состоят из мельчайших невидимых, непроницаемых, неделимых, вечно движущихся частиц – атомов. Слово “атом” в переводе означает “неделимый”. Позднее, в средние века, учение об атомах преследовалось религией, которая тормозила развитие науки в целом, и химии в частности.

Учение о молекулах и атомах было разработано в середине 18 века великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 – 1765 гг.) Он утверждал, что тела в природе состоят из корпускл (молекул), в состав которых входят элементы (атомы). Многообразие веществ ученый прозорливо объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них. Удивительно верной и смелой для того времени была мысль М. В. Ломоносова о том, что некоторые корпускулы (молекулы) могут состоять из одинаковых элементов (атомов). Учение об атомах получило дальнейшее развитие в трудах известного английского ученого Джона Дальтона (1766 – 1844 гг.).

МОЛЕКУЛЫ И АТОМЫ

Можно ли опытным путем доказать, что молекулы состоят из атомов?

То, что атомы действительно существуют, подтверждают многие химические реакции. Так, например, при пропускании постоянного тока через воду в одной из трубок прибора собирается газ, в котором тлеющая лучинка ярко вспыхивает. Это кислород. В другой трубке собирается вдвое больше газа, который от зажженной лучинки загорается. Это водород.

 

Схема аппарата для разложения воды (аппарат Гофмана)

Объяснить это явление можно так. Мельчайшая частица воды – молекула состоит из 2 атомов водорода и одного атома кислорода. При пропускании постоянного тока через воду ее молекулы распадаются и образуются химически неделимые частицы – атомы кислорода и водорода. Затем атомы соединяются по два, и из двух молекул воды образуется одна – двухатомная молекула кислорода и две водорода.

 

Некоторые представления об атомах и молекулах, высказанные М. В. Ломоносовым за полвека до Д. Дальтона, оказались более достоверными и научными. Например, английский ученый категорически отрицал возможность существования молекул, состоящих из одинаковых атомов. Его взгляды отрицательно сказались на развитие химии.Учение о молекулах и атомах окончательно было принято только в 1860 г. на Всемирном съезде химиков в Карлеруэ.

Итак, что такое молекулы и атомы?

Молекулы – мельчайшие частицы вещества, состав которых и химические свойства такие же, как у данного вещества. Молекулы – предельный результат механического дробления вещества.

Атомы – это мельчайшие химически неделимые частицы, из которых состоят молекулы. Молекулы, в отличие от атомов, являются химически делимыми частицами.

Молекулярные вещества

Молекулярные вещества — это вещества, мельчайшими структурными частицами которых являются молекулы

Молекулы — наименьшая частица молекулярного вещества, способная существовать самостоятельно и сохраняющая его химические свойства.

Молекулярные вещества имеют низкие температуры плавления и кипения и находятся в стандартных условиях в твердом, жидком или газообразном состоянии.

Задание для группы:

1 группа.. Вычислите число атомов азота в 100г карбоната аммония, содержащего 10% неазотистых примесей.

 

2 группа: При нормальных условиях 12 л газовой смеси, состоящей из аммиака и углекислого газа, имеют массу 18 г. Сколько литров каждого из газов содержит смесь?

 

3 групппа . При действии избытка соляной кислоты на 8,24 г смеси оксида марганца (IV) с неизвестным оксидом МО2, который не реагирует с соляной кислотой, получено 1,344 л газа при н.у. Входе другого опыта установлено, что мольное отношение оксида марганца (IV) к неизвестному оксиду равно 3:1. Установите формулу неизвестного оксида и вычислите его массовую долю в смеси.

5 мин. IV. Закрепление урока. Закрепляет урок по методу «Мозговая атака».

Задание №1

Используя набор моделей атомов, построй молекулу  углекислого газа и запиши в тетради, из атомов каких химических элементов она состоит.

 

Задание №2

Используя набор атомов, построй молекулу воды и запиши в тетради, из атомов каких химических элементов она состоит.

 

Задание №3 

Используя  набор моделей атомов, построй молекулу пропана. Она состоит из трех атомов углерода и восьми атомов водорода. Как называется молекула пропана и почему?

 

Ученики активно отвечают на вопросы.
5 мин. V. Подведение урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и  учащимися. Систематизирует и обобщает совместное  достижение. Проводит рефлексию. фишки

стикеры

 2 мин. VI.Домашняя работа. Объясняет выполнение домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

 

итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:__________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code