Дата Урок 1                                     9 класс
Тема урока: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева).
Цель: Как ое  значение Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева имели для развития мировой науки?
Задачи: учащиеся должны знать основные положения Периодического закона; уметь давать характеристику элементам по положению в  Периодической системе; применять знания для предположения свойств; анализировать причины, обусловливавшие свойства; синтезировать знания для составления уравнений химических реакций; оценивать значение значение Периодического закона и Периодической система химических элементов Д.И.Менделеева  для развития мировой науки.
Ожидаемый результат: учащиеся демонстрируют знания основных положений Периодического закона; умеют давать характеристику элементам по положению в  Периодической системе; применяют знания для предположения свойств ; анализируют причины, обусловливавшие свойства; синтезируют знания для составления уравнений химических реакций; оценивают значение Периодического закона и Периодической система химических элементов Д.И.Менделеева  для развития мировой науки.
Ключевые идеи: создание коллаборативной среды позволит создать благоприятный эмоциональный климат в классе и подготовить учащихся к эффективному восприятию нового материала, диалоговое взаимообучение учащихся позволит установить межличностный контакт, определить уровень знания и понимания каждого учащегося, развить навыки взаимодействия и взаимооценивания, диалогическое общение учащихся с учителем позволит позиционировать себя учащемуся как «акционера в своем образовательном сообществе», индивидуальная работа позволит повысить уровень саморегулирования и развить навыки самооценивания, активизация критического мышления учащихся позволит развивать навыки исследовательской деятельности, опираясь на собственный и косвенный опыт, групповое взаимообучение позволит развить навыки эффективного общения и решения проблем, публичные выступления и консультирования позволит развивать лидерские качества в обучении, рефлексия позволит повысить уровень самомотивации и самооценивания.
Учебник: Химия: Учебник для 8 классов общеобразовательной школы / под общей редакцией  Н.Н.Нурахметова,К.А.Сарманова, К.М.Сарманова / 3 – е издание, переработанное – Алматы: Мектеп, 2012. –206с.
Дополнительная литература: Химия: Учебник пособие « Сборник задач и упражнений для 8 классов» А.Е.Темирбулатова// 3 – е издание, переработанное – Алматы: Мектеп, 2012. –128с.
Время Деятельность учителя Деятельность обучающихся Оценивание Ресурсы
1. Вызов:

1.1 Эмоциональный настрой по стратегии «Мониторинг настроения».

Задача: создать коллаборативную среду способствующую повышению эффективности восприятия нового материала.

Учащиеся должны высказать одним словом, свое настроение.

 

1.2 Деление класса на группы по средствам составления характеристик.

Задача: развивать критическое мышление на основе активизации аналитических процессов.

Учащиеся должны взять по одному химическому элементу и сформировать  группы (1 группа – натрий, 2 группа – сера 3 группа –углерод).

 

1.3 Проверка домашнего задания.

Организация проверки домашнего задания, по средствам  самостоятельной работы с разноуровневыми тестами.

Задача: активизировать когнитивные знания по теме для успешного перехода от уровней знание, умение и применение к уровням анализ, синтез и оценка.

Учащиеся должны работая самостоятельно выполнить разноуровневые тесты. По окончанию самостоятельной  работы с разноуровневыми тестами учащиеся должны провести взаимооценивание и самооценивание работ.

Оборонял дом Павлова в Сталинграде.

 

1.4 Целепологание.

Формулирование цели урока, по средствам диалогического общения учителя с учениками.

Задача: установить устойчивое диалогическое взаимодействие учащихся с учителем для повышения уровня саморегуляции.

Учащиеся должны в процессе диалогического взаимодействия с  учителем сформулировать цель урока

1. Вызов:

1.1 Эмоциональный настрой по стратегии «Мониторинг настроения».

Учащиеся, одним словом выражают свое настроение, в результате начинается формирование коллаборативной среды на основе установление субъект – субъектных отношений.

 

1.2 Деление класса на  группы по средствам составления  характеристик.

Учащиеся берут по одному по одному химическому элементу и формируют  группы (1 группа – натрий, 2 группа – сера 3 группа –углерод), в результате учащиеся повторяют материал по теме «Характеристика  химических элементов по положению в Периодической системе».

 

1.3 Проверка домашнего задания.

Учащиеся, работая самостоятельно,  отвечают на разноуровневые тесты. По окончанию работы с разноуровневыми тестами учащиеся проводят взаимооценивание и самооценивание работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Целепологание.

Учащиеся, диалогически взаимодействуя с учителем, формулируют цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценивание учащихся и самооценивание. Максимальная оценка 1 балл (по 5 балльной шкале, каждый правильный ответ оценивается в 0,2 балла).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 комплекта карточек с фрагментами элементов для составления характеристик. 3 таблички на столы с надписями: 1 группа – натрий, 2 группа – сера 3 группа –углерод.

 

 

Карточки для самостоятельной работы с разноуровневыми тестами.

Листы     оценивания.

Интерактивная доска.

Образец для проверки самостоятельной работы с разноуровневыми тестами.

 

 

 

  2. Осмысление:

2.1 Групповая работа.

По средствам стратегии «Колесо последствий» оцениваются последствия Великой Отечественной войны для Казахстана.

Задача: решить поставленную проблему с опорой на собственный и косвенный опыт в процессе группового взаимообучения.

Учащиеся должны работая в группах подготовить презентации на предложенную тему. По окончанию групповой работы спикеры групп должны защитить подготовленные презентации. После защиты группы должны провести взаимооценивание по предложенным критериям.

2. Осмысление:

2.1 Групповая работа.

Учащиеся, работая в группах, готовят презентацию на предложенную тему. По окончанию групповой работы спикеры групп защищают подготовленные презентации. После защиты группы проводят взаимооценивание по предложенным критериям.

 

Взаимооценивание групп.

Максимальная оценка 2 балла (по 5 балльной шкале).

 

Флипчарты, маркеры, стикеры.

Материал по теме. Листы оценивания.

 

Релаксация
  2.2 Самостоятельная работа с проблемными вопросами.

По средствам самостоятельной работы с проблемными вопросами рассматриваются отдельные вопросы темы.

Задача: определить уровень усвоение темы на основе саморегуляции учащихся в процессе самостоятельной работы.

Каждый учащийся должен выбрать один из трех предложенных вопросов подразделенных по уровню сложности на категории А, В, С и самостоятельно ответить на него. По окончанию самостоятельной  работы с проблемными вопросами учащиеся должны провести взаимооценивание и самооценивание работ. От каждой группы по одному учащемуся должны зачитать свои ответы.

Проблемные вопросы.

Вопрос категории А:

Оцените значение периодического закона

Вопрос категории В:

Объясните, почему свойства химических элементов изменяются периодически?

Вопрос категории С:

Какие свойства будут  иметь элементы второго периода?

2.2 Самостоятельная работа с проблемными вопросами.

Каждый учащийся выбирает один из трех предложенных вопросов подразделенных по уровню сложности на категории А, В, С и самостоятельно отвечает на него. По окончанию самостоятельной  работы с проблемными вопросами учащиеся проводят взаимооценивание и самооценивание работ. От каждой группы по одному учащемуся зачитывают свои ответы.

Модельные ответы:

Вопрос категории А:

Периодический закон-это компас для поиска новых элементов, для создания новых веществ и материалов.

Вопрос категории В:

Причинами является рост заряда ядра периодически, что предполагает сходное строение и следовательно, сходные свойтва.

Вопрос категории С:

Свойства элементов слева направо изменяются периодически – от типичных металлов до типичных неметаллов.

Карточки с проблемными вопросами. Листы оценивания. Интерактивная доска.

Образец для проверки самостоятельной работы с проблемными вопросами.

  3. Рефлексия:

3.1 Общая рефлексия.

По средствам стратегии «Знал – Узнал – Хочу узнать» проходит общая рефлексия.

Задача: повысить уровень саморегуляции и самомотивации через создания алгоритма действия по средствам рефлексии.

Учащиеся должны на стикерах записать, что им знали до урока, что узнали на уроке и чтобы они хотели в последующем узнать по этой теме.

 

3.2 Организация домашнего задания.

Проработать параграфы по теме. Написать эссе на тему «Значение Периодического закона для развития мировой науки в целом» (150 слов).

Задача: создать условия для всестороннего осмысления темы в процессе самостоятельной работы дома.

Учащиеся должны записать домашнее задание в дневник и при необходимости задать уточняющие вопросы учителю.

 

3.3 Подведение итогов.

Учитель подводит итоги урока, выставляет и комментирует полученные учащимися оценки.

Задача: направить учащихся по индивидуальным траекториям работы по теме по средствам комментариев учителя.

Учащиеся должны выслушать и зафиксировать комментарии учителя по освоению темы.

3. Рефлексия:

3.1 Общая рефлексия.

Учащиеся на стикерах записывают, что они знали до урока, что узнали на уроки и чтобы они хотели в последующем узнать по этой теме.

 

 

 

 

3.2 Организация домашнего задания.

Учащиеся записывают, домашнее задание в дневник и при необходимости задают уточняющие вопросы учителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Подведение итогов.

Учащиеся слушают и фиксируют комментарии учителя по освоению темы.

 

Стикеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дневники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дневники.

 

 

 

 

 

Найдется  ль  правило  простое,

Чтоб  целый  мир  объединить?      

Таблицу  Менделеев  строит —

 Природы   ищет  алфавит.

 

1.Заполните  таблицу,  проанализируйте  её.

 

N Химический

элемент

Ar  

Металл-

неметалл

Число е

внешне-го слоя

Высшая

с.о.

( по О )

 

оксид

 

гидроксид

   характер с.о.

поН

соедин

с  Н

 

1  водород 1 неметалл 1      +1 Н2О         —  —    —  —
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8
 9

2.Допишите  формулировку  Периодического  закона,  сделанную  Д.И.  Менделеевым:

«Свойства  простых  веществ  и  их   соединений  находятся  в  ________________

       зависимости  от  величины  __________________  _______________  _________.»

  1. Вставьте пропущенные  слова  в  определение  о  периоде:Период – это  ряд   химических _________________,  расположенных  в  порядкевозрастания  ______  от______________  металла  до  ______________  газа.

По  порядку,  по  закону                                Металлы  под  металлами,

                  элементы  встали  в  ряд.едкие  под  едкими,

                  И  выходит,  что  в  колонку                         ковкие  под  ковкими.

                  все  похожие  стоят.                                       Идут  своим  клетками.

 Кремний  встал  под  углеродом,                По  порядку  всё  стоит –

 сера  схожа  с кислородом,                          вот  Природы  Алфавит!

алюминийстал  под  бором –

замечательный  подбор!

 

4.Изменение  свойств  в  периоде,   причины.

Вставьте  недостающие  слова:  возрастают,  убывают,  увеличиваются, уменьшаются,

 не  изменяются,  изменяется, основные,  кислотные,  амфотерные.

 

Свойства:                                                       Причины:

 

1)   металлические  свойства  _______________ ,            1)  заряд  ядра  и  число  электронов

2)   неметаллические  свойства  _____________,           на  внешнем  слое  ____________

3)   высшая с.о.( по  кислороду)______________( равно N___________)

с  ____  до ____,                                                 2)  число  электронных  слоёв  ___

4)   с.о. у  неметаллов ( по Н )  _______________            ___________ ( равно N __________)

с ____ до  _____,3)  радиус  атома  _______________

5)   характер  соединений ___________________

от _______________через _________________

к  ________________ .

 

     В  главной   подгруппе:

1)   металлические  свойства  ________________           1)  число  электронов  на  внешнем

2)   неметаллические  _______________________           слое __________(равно N________)

3)   основные  свойства  _____________________           2)  число  электронных  слоёв _____

4)   кислотные  свойства _____________________            _________ ( равно N ___________)

3)  R  атома  ____________________

 

5.Допишите  современную  формулировку  Периодического    закона:

Свойства  простых  веществ  и  их  соединений  находятся  в  периодической   зависимости  от  _____________    ______________  ___________   и  строения   внешних

___________________уровней.

 

  1. Самостоятельная работа       Учебник  стр. 20

         1вариант — №52 вариант — № 6                 3 вариант — № 7

 

 

7.Д/з: § 3,  стр.  20 № 4,8.  Сообщение по теме « Значение П.З»

 

 

N Химический

элемент

Ar  

Металл-

неметалл

Число е

внешне-го слоя

Высшая

с.о.

( по О )

 

оксид

 

гидроксид

Харак-тер с.о.

по Н

соедин

с  Н

 

1  водород 1 неметалл      1      +1 Н2О         —     —    —      —
 2  гелий 4 инерт.газ      2        —
 3  литий 7 щелоч М      1        +1   Li2O LiOH основн ?      ?
 4 берилий 9 металл      2        +2 BeO   Be(OH)2 амфот ? ?
 5   бор 11 неметалл      3        +3   B2O3 ?     ?    ?      ?
 6   углерод 12 неметалл      4        +4   CO2   H2CO3 кислот   -4    СН4
 7  азот 14 неметалл      5        +5 N2O5   HNO3 кислот   -3 NH3
 8  кислород 16 неметалл      6        —      —         —     —   -2    H2O
 9  фтор 19 галоген      7        —      —         —     —   -1    HF
10  неон 20 инерт газ      8        —      —         —     —    —      —
11  натрий 23 щелоч М      1        +1   Na2O NaOH основн    ?     ?
12  магний 24 металл      2        +2 MgO   Mg(OH)2 основн    ?     ?
13  алюминий 27 металл      3        +3   Al2O3   Al(OH)3 амфот    ?     ?
14  кремний 28 неметалл      4        +4   SiO2   H2SiO3 кислот   -4    SiH4
15  фосфор 31 неметалл      5        +5   P2O5   H3PO4 кислот   -3    PH3
16  сера 32 неметалл      6        +6   SO2   H2SO4 кислот   -2    H2S
17  хлор 36 галоген      7        +7   Cl2O7   HClO4 кислот   -1 HCl
18  аргон  (?) 40 инерт газ      8         —      —        —      —    —      —
19  калий  (?) 39 щелоч М      1        +1    K2O    KOH основн    ?      ?
20  кальций 40 металл      2        +2 CaO Ca(OH)2 основн    ?      ?

 

?  — о  свойствах  соединений  этого  химического  элемента мы  ещё  мало  знаем.

 

 

 

 

Тема

Урок 2

Характеристика хим. элемента на основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева.
Цель изучить характеристику химического элемента, опираясь на ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Задачи:

  1. Образовательные:

познакомить учащихся с планом характеристики химического элемента;

вспомнить закономерности изменения свойств атомов, простых веществ и соединений в главных п/группах и периодах ПСХЭ Д.И. Менделеева; научить давать полную характеристику, опираясь на план, некоторых металлов(на примере магния) и неметаллов(на примере серы);

2.  Развивающие:

развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию; формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;

развивать у учащихся ориентирование в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент Стихотворение  М.Глазкова
«Таблица Менделеева»:«Пусть в зимний день
с метелями
Не навещает грусть,
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем,
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст,
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть». 
 
2. Вызов На доске записаны ключевые слова:
Противоположные свойства
Группы
Менделеев
Закономерность
Масса
ПодвигПо этим словам предлагается составить небольшой рассказ и записать его в тетрадях. На эту работу отводится 5 минут. Затем заслушивается 2 – 3 рассказа.После проделанной работыучащимся задаётся вопрос :«Что бы они хотели узнать исходя из ключевых слов и созданных и Отгадайте кроссворд. Задание: впишите названия элементов- неметаллов. 

1.Элемент с порядковым номером 14

2.Элемент,  содержащий 6 протонов в ядре

3.Второй по порядку в ряду инертных элементов

4.Самый распространенный элемент в земной коре

5.Элемент, относительная атомная масса которого равна 4

6. Атом элемента, имеющий заряд ядра +17

7. Элемент 4 периода, 6А группы

8. Латинское название «сульфур», а русское …..

9.А.Лавуазье дал имя «горючему воздуху» «гидрогениум» — рождающий воду.

 

ми рассказов?».

 

Составляют рассказ, используя ключевые слова. Обсуждают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Полученные вопросы записывают на доске в методике «Мозгового штурма».

 

3. Осмысление Закономерности изменения свойств атомов, простых веществ и соединений, образованных химическими элементами, в пределах главных п/групп и периодов ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Формы существования химического элемента и их свойства Изменение свойств
В главных п/группах В периодах

 

Атомы Заряд ядра увеличивается увеличивается
  Число заполняемых энергетических уровней Увеличивается

Н +1

Li +3

Na +11

Не изменяется и равно номеру периода

Li    Be     B      C 

Число электронов на внешнем энергетическом уровне Не изменяется и равно номеру группы

Н  1s1

Li  1s2 2s1

Na 1s2 2s2 2p6 3s1

Увеличивается

Li  1s2 2s1

Be 1s2 2s2

B  1s2 2s2 2p1

C 1s2 2s2 2p2

Радиус атома Увеличивается

Н +1

Li +3

Na +11

Уменьшается
Восстановительные свойства Усиливаются Ослабевают
Окислительные свойства Ослабевают Усиливаются
Высшая степень окисления Постоянная и равна № группы Увеличивается от +1 до +7

 

Низшая степень окисления Не изменяется и равна № группы Увеличивается от -4 до -1
Простые вещества Металлические свойства Усиливаются Ослабевают
Неметаллические свойства Ослабевают Усиливаются
Соединения элементов Характер химических свойств высшего оксида и высшего гидроксида Усиление основных свойств и ослабевание кислотных свойств  

Основный           Амфотерный         Кислотный

 

Усиление кислотных свойств и ослабевание основных

 

Щелочь        нерастворимое основание           Амфотерный гидроксид

         

        Кислота

 

 

Характеристика металла на примере магния.

1. Магний имеет порядковый номер в Периодической системе Z = 12 и массовое число А = 24. Соответственно заряд ядра его атома +12 (число протонов). Следовательно, число нейтронов в ядре равно N = А — Z = 12. Так как атом электронейтрален, то число электронов, содержащихся в атоме магния, тоже равно 12.

Элемент магний находится в 3-м периоде Периодической системы, значит, все электроны атома располагаются на трёх энергетических уровнях. Строение электронной оболочки атома магния можно отразить с помощью следующей схемы:

Исходя из строения атома, можно предсказать и степень окисления магния в его соединениях. В химических реакциях атом магния отдаёт два внешних электрона, проявляя восстановительные свойства, следовательно, он получает степень окисления +2.

Восстановительные свойства у магния выражены сильнее, чем у бериллия, но слабее, чем у кальция (элементы IIА группы), что связано с увеличением радиусов атомов при переходе от Be к Mg и Са. Соответственно в ряду Be — Mg — Са два внешних электрона всё более удаляются от ядра, ослабевает их связь с ядром, и они всё легче покидают атом, который при этом переходит в ион М2+ (М — металл).

2. Для магния — простого вещества — характерна металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь, а отсюда и все типичные для металлов свойства (вспомните какие).

3. Металлические свойства у магния выражены сильнее, чем у бериллия, но слабее, чем у кальция (объясните почему, учитывая, что металлические свойства определяются в первую очередь способностью атомов отдавать электроны).

4. Металлические свойства у магния выражены слабее, чем у натрия, но сильнее, чем у алюминия (соседние элементы 3-го периода) (объясните почему).

5. Оксид магния MgO является основным оксидом и проявляет все типичные свойства основных оксидов (iвспомните какие).

6. В качестве гидроксида магнию соответствует основание Mg(OH)2, которое проявляет все характерные свойства оснований (вспомните какие).

7. Летучего водородного соединения магний не образует.

Контрольное тестирование.

Учащиеся самостоятельно 5–7 мин отвечают на тестовые задания, которые заранее напечатаны и розданы каждому на стол.

1. К щелочным металлам относятся элементы:
а) Na; б) Al; в) Ca; г) Li.

2. Натрий хранят под слоем:
а) керосина; б) воды; в) песка; г) бензина.

3. Самый активный среди элементов:
а) Li; б) Na; в) Сs; г) K.

4. Среда, характерная для раствора NaOH:
а) кислая; б) щелочная; в) нейтральная.

5. Установите соответствие:

Щелочной металл Оксид
1) Na а) Li2O
2) Li б) Cs2O
3) Cs в) Na2O
г) Na2O2
д) СsO2

6. Установите соответствие:

Оксид Гидроксид
1) Li2O а) NaOH
2) Rb2O б) LiOH
3) Na2O в) RbOH
4) K2O г) KOH

7. К галогенам относятся:
а) Сl; б) Mn; в) Вr; г) Re.

8. Выберите среду, характерную для водного раствора НСl:
а) щелочная; б) кислая; в) нейтральная.

9. В основу классификации элементов Д.И.Менделеев положил:
а) массу; б) плотность; в) температуру.

10. Допишите предложение:
«Д.И.Менделеев расположил элементы в порядке…»

11. В перечне химических элементов Al, P, Na, C, Cu больше:
а) металлов; б) неметаллов.

12. Малые периоды – это:
а) 1; б) 2; в) 5; г) 7.

13. В главную подгруппу I группы входят:
а) Nа; б) Сu; в) K; г) Li.

14. В главной подгруппе с уменьшением порядкового номера металлические свойства:
а) усиливаются; б) ослабевают; в) не меняются.

Тем ученикам, которые активно работали при проверке тестов и правильно на них ответили, выставляются высокие оценки.

Работают с информационным текстом.

Делают пометки, стараются найти ответы на вопросы.

Обсуждают в группах.

 

Составляют рассказ на основе прочитанного.

Заслушивают рассказы одноклассников, дополняют их.

После того, как учащиеся ответят на тесты, они все вместе проверяют ответы.

1.                  Химические элементы делятся на…….

2.                  Атомы металлов на внешнем уровне содержат……электронов. При химических реакциях металлы способны……электроны, т.е.проявляют …….. свойства

3.                  Простое вещество металл имеет ……..кристаллическую решетку и ……..химическую связь.

4.                  Металлу соответствует…….оксид, которому соответствует ……

5.                  Основные оксиды и основания  имеют общие свойства: реагируют с…… и ……….

6.                  Атомы неметаллов на внешнем уровне содержат…… электронов. Атомы неметаллов могут присоединять и отдавать электроны, т.е. проявляют ……… и ………. свойства

7.                  Неметаллу соответствует……. оксид,  которому соответствует……..

8.                  Кислотные оксиды и кислоты имеют общее свойство: реагируют с …… и   ……..

Оксиды и гидроксиды переходных элементов проявляют……..свойства, т.е. реагируют и

Домашнее задание Прочитать параграфы учебника, относящиеся к теме урок, и ответить на поставленные там вопросы.

Творческие задания.
1. Придумать и нарисовать ребусы.
2. Написать сочинение-сказку, которая начинается словами: «Встретил как-то раз натрий в вазелиновой шубе кислород и…»

3. Написать «Письмо от благодарных потомков к Д.И.Менделееву».

 

 

 
Рефлексия По следующему плану составляется Синквейн:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – три глагола

4 строчка – 4 слова (предложение, выражающее содержание темы)

5 строчка – существительное синоним

Письмо учителю:

Самым интересным на уроке было….

Сегодня я узнал….

Что вызвало затруднения…..

По ходу урока используется презентация

 

Составляют Синквейн  по предложенному плану.

 

  1. Ученый
  2. Великий, русский
  3. Создал, открыл, систематизировал
  4. Создатель периодической системы элементов
  5. Химик

 

 

 

Тема занятия: Свойства оксидов, кислот, солей и оснований в свете ТЭД.   Урок 3  
Ссылка: Учебная программа, календарно-тематический план
Общие цели: расширить и углубить представления учащихся о солях и их химических свойствах с точки зрения ТЭД
Результаты обучения: Учащиеся знают определение солей по ТЭД, умеют составлять уравнения химических свойств солей с точки зрения
Ключевые идеи: Вовлечение учащихся в  процесс обучения через развитие речи, памяти и мышления на основе подходов  стратегий 7 модулей
Ресурсы: Листы А3, фломастеры, карандаши, презентация, учебник, приложения 2,3,4,5
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учеников Примечания
Организационный момент Психологический настрой: «Круг пожеланий» (НП)

 

Деление класса на группы (НП)

Проверка домашнего задания Что такое основание в свете теории электролитической диссоциации?(слайд 2) (ИКТ, КМ, ВО)

Задание 1: Выберите тот ряд, в котором  находятся только основания и дайте им названия.(слайд 2)

А) СаO, Zn(OH)2, MgCO3

В)Cr(OH)3, Al(OH)3, Сa(OH)2

С) NaOH, KOH, NH4Cl

Д) CO2, HCl, FeOHCO

Задание 2. Напишите электролитическую диссоциацию тех оснований, которые являются электролитами.(слайд 3)

NaOH,  Ba(OH)2NH4OH,   Al(OH)3

Задание 3. С какими из перечисленных веществ реагирует  раствор гидроксида натрия? (слайд 4)

1. Гидроксид калия

2. Вода

3. Серная кислота

4. Оксид бария

5. Медь

6. Хлорид бария

7. Оксид углерода (IV)

8. Соляная кислота

9. Магний

10. Раствор фенолфталеина

Ответы учеников
Определение целей и задач урока

 

ОдО, КМ

Я хочу, чтобы каждая группа сформулировала цели урока, их необходимо написать на лепестках цветка под названием группы

Далее необходимо озвучить цели? выяснить у всех ли групп он схожи

Прописывают цели, обсуждают
Реализация КМ, УиЛ, ТиО, ВО, НП, ИКТ

Что такое соли в свете электролитической диссоциации? (

Таблица: «Химические свойства оснований в свете электролитической диссоциации».

(в приложении 3приложении 4 и приложении 5– инструкция к выполнению лабораторного опыта).

Задания  для группы

Уровень 1. Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах.

Мg + …. H2SO4 > ………… + Н2^

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Cu + H2SO4 >

Вывод. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до………………………………………………………………………………

Уровень 2. Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах:

а) магний + серная кислота —>

…………………………………………………………………………………………………………………………

б) медь + серная кислота —>

Вывод.…………………………………………………………………………………………………………………

Опыт 3

Взаимодействие кислот с основными оксидами

Опыт взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой будет демонстрировать учитель на видео, вам нужно предположить: растворится ли оксид меди (II) в серной кислоте?

Задания

Уровень 1. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что формулы оксидов пишутся в молекулярном виде).

СuО + H2SO4 > ………….. + Н2О

…………………………………………………………………………………………………

Вывод. Кислоты взаимодействуют с …………………….……………………..……………….…, при этом получаются ………………………………….… и …….….….………..……………………

Уровень 2. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что оксиды — неэлектролиты).

Оксид меди (II) + серная кислота >

…………………………………………………………………………………………………………

Вывод.………………………………………………………………………………………………….……

Опыт 4

Взаимодействие кислот с основаниями

В седьмой ячейке находится гидроксид меди (II), добавьте к нему серную кислоту, перемешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете?

Задания

Уровень 1. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что нерастворимые основания не распадаются на ионы).

Сu(ОН)2 + H2SO4 > …………… + Н2О

…………………………………………………………………………………………………………Вывод. Кислоты взаимодействуют с ………………………….………….. при этом получаются

Уровень 2. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что нерастворимые основания не распадаются на ионы).

Гидроксид меди (II) + серная кислота >

…………………………………………………………………………………………………………

Вывод

Учащиеся дают определение солей с точки зрения ТЭД

 

Учащиеся выполняют опыт в группах по приложению и записывают уравнения реакций на листах А3

Физминутка С удовольствием выполняют упражнения (презентация)
Итог урока Вывод:

1) солями называют электролиты, которые при диссоциации образую катионы металлов и катионы аммония и анионы кислотных остатков;

2) соли взаимодействуют с более активными металлами, чем металл, входящий в состав данной соли; с кислотами, со щелочами и с другими солями.

3) при изучении химических свойств солей мы получали новые соли (4 способа)

 

Рефлексия «Дерева Блоба»ОдО

По результатам своей работы на уроке, вам необходимо установить степень достижения учебной цели и приобретение уверенности в своих знаниях.

Заполняют дерево Блоба

 

Домашнее задание Эссе на тему «Значение солей в природе»

 

 

Работа в группах: Каждый учащийся получает задание, выполнив его, обмениваются для проверки ( для проверки имеются дескрипторы)

Вариант№1

1.Разложите на ионы следующие соединения: Na2COHCl  H2O  NaOH  H2S

Дайте характеристику каждого вещества (электролит, неэлектролит, класс соединений)

  1. Составьте реакцию ионного обмена между веществами: KOH и FeCl2
  2. Предложите молекулярное уравнение и полную ионную форму для реакции:

Pb2++ S2- →PbS ↓   опишите осадок

  1. Задача: При смешении 300г 45% раствора серной кислоты с хлоридом бария, выпал осадок. Определите осадок, охарактеризуйте его, найдите массу осадка.

 

Решение Вариант№1

  1. Na2CO→ 2Na+ + CO32- (соль, электролит), HCl → H++ Cl (кислота, электролит), H2O (оксид, неэлектролит),  NaOH → Na+ + OH  (основание, электролит),  H2S→ 2H+  +S2- (кислота, неэлектролит)
  1. 2KOH и FeCl2→ 2KCl + Fe(OH)2

Краткая форма: Fe2+ + 2OH—   → Fe(OH)2

  1. молекулярная форма:

PbCl2 + Na2S → PbS ↓ + 2NaCl  (осадок черного цвета)

Полная форма:

Pb2+ +  2Cl + 2Na+ +  S2- → PbS ↓ + 2Na+ + 2Cl

  1. Решение:
  1. Уравнение реакции: H2SO4 + BaCl2 → BaSO4 ↓ + 2HCl
  2. Определяем массу чистого вещества: m = 300*45/100 =135г
  3. Составляем пропорцию и решаем: осадок белого цвета сульфат бария, находим его массу m = 135*233/98=321

Ответ: 321г

 

Вариант№2

1.Разложите на ионы следующие соединения: K3PO4   H2SO4  Al2O3  Mg(OH)2  Ca(NO3)2

Дайте характеристику каждого вещества (электролит, неэлектролит, класс соединений)

  1. Составьте реакцию ионного обмена между веществами: Na3PO4 и AgNO3
  2. Предложите молекулярное уравнение и полную ионную форму для реакции:

Cu2++ 2OH →Cu(OH)2 ↓   опишите осадок

  1. Задача: При смешении 120г 80% раствора азотной кислоты с карбонатом калия, выделился газ. Определите газ, охарактеризуйте его, найдите объём выделившегося газа.

 

Решение Вариант№1

  1. K3PO4 → 3 K + + PO4 3- (соль, электролит),H2SO4→ 2H++ SO4 2- (кислота, электролит), Al2O3 (оксид, неэлектролит),  Mg(OH)2 → Mg2+ + 2OH  (основание, электролит),  Ca(NO3)2→ Ca2+ +2NO3 (кислота, электролит)
  2. Na3PO4 + 3 AgNO3 → 3NaNO3  + Ag3 PO4

Краткая форма: 3Ag+ + PO43-   → Ag3 PO4

  1. молекулярная форма:

СuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2 ↓ + 2NaCl  (осадок cинего цвета)

Полная форма:

Сu2+ +  2Cl + 2Na+ +  2OH → Cu(OH)2 ↓ + 2Na+ + 2Cl

  1. Решение:
  1. Уравнение реакции: HNO3 + K2CO3 → KNO3 + H2O + CO2
  2. Определяем массу чистого вещества: m = 120*80/100 =96г
  3. Составляем пропорцию и решаем: бесцветный газ, находим его объём V = 96*22.4/63=34л

Ответ: 34л.

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Comments

  1. Анара

    сколько стоит полный комплект 8-11 класс ССП,КСП по химии русские классы, и как скоро доставка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code