Тема Химия – раздел естествознания, наука о веществах. Развитие, значение химии.  Урок 1
Цель дать представление о химии как науки о веществах, ее значении и развитии.

Задачи:

Образовательные: Сформировать у учащихся представления о понятиях «химия», «вещество»,  «химические свойства».

Развивающие: Развить у учащихся речевые и мыслительные навыки, умение анализировать и   делать выводы по изученному материалу.

Ожидаймый результат: Знают значение химии как науки. Умеют сравнивать свойства веществ, применять основные методы химии

 

Этапы урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся  

    Идеи 7 модулей

Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

 

Создание благоприятного климата в классе (приветствие). Фронтальный опрос с использованием вопросов разноуровневого порядка.

·         Какие ассоциации вызывает у вас  слово «химия»? Запишем это в тетради.

Положительные

 

Отрицательные
Пища  животных и человека

Удобрения;

Одежда;

Лекарства;

Топливо;

Строительный материал; и др.

 

Загрязнение окружающей среды;

Отравление, гибель растений, животных, людей;

Изготовление алкоголя и наркотиков;

Изготовление взрывчатых веществ; и др

Прочитать. Обсудить с учащимися выполненное задание.

·         Можно ли уменьшить список «отрицательные»?

·          А нужно ли вам лично изучение химии?

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы Психологический климат в классе, мотивация.

Совместное целеполагание. Диалоговое обучение.

 

2 Актуализация знании Проверка пройденного материала.

По методу «Поп-корн» учитель организует проверку домашнего задания

 

1.Выписать отдельно названия веществ и тел: железо, окно, медь, капрон, ртуть, нож, сахар, напильник, карандаш, вода (  ____ тела)

 

2. Ключевые слова  урока: химия вещества, свойства.

 

3.Составление синквейна – учащиеся составляют синквейн по плану;

Одно существительное;

Два прилагательных;

Три глагола;

Крылатая фраза;

Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.

Примерный вариант синквейна:

Химия

Увлекательная, сложная;

Учить, изучать, удивляться;

Лучше один раз увидеть, чем два услышать!

Наука.

    Мы живем в окружении физических тел. Окружающую нас природу изучает множество наук.

  • Какие науки вы изучали?

Ответ учащихся: Биология, экология, география, физика.

  • Что является предметом изучения каждой из наук о природе?

Ответ учащихся: Тела неживой природы – предмет изучения физики и географии, а тела живой природы- биологии. Экология изучает взаимоотношения живых организмов (тел живой природы) друг с другом, с телами неживой природы.

1.4. Прежде чем задать следующий вопрос, давайте посмотрим опыт.

Демонстрация «Извержение вулкана».

·         Какие изменения вы наблюдали?

1.5.    Что изучает химия?

Ответ учащихся: Химия изучает вещества, превращение одних веществ в другие.

Веществ  много — более 10 млн.

  • Что вы знаете о веществах?

Ответ учащихся:

  • Знаем:

Вещества — это то, из чего состоят физические тела.

Вещества естественные и искусственные.

Вещества обладают физическими свойствами.
Вещества имеют газообразное, жидкое, твердое агрегатное состояние.

Вещества отличаются по цвету, блеску, запаху, вкусу плотности, растворимости, температуры кипения, температуры плавления, электропроводности и др.

  • Не знаем, но хотим узнать:

Почему происходят превращения?

2.1. «Угадай вещество». Работа в парах. Каждой паре учащихся выдается текст задания.

Нужно угадать вещество, описать физические свойства вещества. Где применяется данное вещество.

Вопросы разного порядка.

 Индивидуальная работа

 

Демонстрируют знания, умения. Выполняют упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы высокого уровня, развитие критического мышления, работа с одаренными и талантливыми детьми.
3 Применение Игра «Третий лишний»  (тело или вещество)

1.вода, стакан, стекло                     4.нож, древесина, карандаш

2.одежда, железо, стекло                 5.стол, древесина, авторучка

3.гвоздь, железо, кувшин                6.глина, гвоздь, железо

Игра  «химическая физкультминутка»

Задание 1.Учитель перечисляет названия веществ и физических тел. Если названо вещество, то встают учащиеся первого  ряда, если названы физические тела, то встают учащиеся  второго ряда.

                    Вещества       Физические тела
 Кислород

Вода

Железо

Сера

Сахар

 

Стакан

Ручка

Мяч

Яблоко

Машина

 

Задание 2.Учитель перечисляет химические и физические превращения. Если названо физическое превращение, поднимаем левую руку, если названо химическое — поднимаем правую руку.

Физические явления Химические явления
Превращение воды в пар

Растворение сахара в воде

Высыхание белья

Движение машины

 

 

Скисание молока

Горение дров

Ржавление железа

Дыхание

Приведите примеры по схеме. Взаимопроверка. Игра «Кто больше»  Учащиеся работают парами.

  • Один из них называет природные вещества, другой — искусственные.
  • Один из них называет физические явления, другой – химические явлении

Выигрывает тот, который назовет больше всех.

Демонстрируют знания, умения. Выполняют упражнения.

 

Самореализация, ЗБР,

Работа с одаренными и талантливыми детьми, оценивание для обучения, оценивание обучения,

4

 

 

5

Рефлексия

 

 

Объяснение д/з

Прием  работа с текстом «Insert»

Ведение активного чтения параграфа2 учебника прием Insert

(работают простым карандашом, на полях выставляют знаки)

Заполнение таблицы

V (уже знал) + (новое) — (думал иначе) ?(не понял, есть вопросы)

Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения.

 

 

Учащиеся делятся на группы и анализируют  пройденный материал составляют кластер по теме. Защита проектов.

 

домашнее задание  §1, прочитать, ответить на вопросы 1-4.

Работа в группах

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение.

Кластер – элемент  технологии критического мышления. Оценивание для обучения, оценивание обучения.

 

Все планы уроков составлены с учетом возрастных особенностей учащихся 8 класса, с применением ИКТ в преподавании, так как уроки проходят в условиях стандартного кабинета химии.

Линейка: металл, пластмасса, древесина.

Монеты: серебро, медь, золото.

Керамика: чашка, блюдце.

Шёлк, капрон, хлопок: платье.

Блюдо: фарфор.

Гвозди, шурупы, болты: железо.

Стол: древесина, пластмасса.

Графит, древесина: карандаш.

Стаканы: стекло.

  1. Выпишите отдельно из приведённого списка названия тел и веществ:

I вариант: ложка, алюминий, льдина, вода. Медь, кирпич, проволока, водород.

II вариант: снежинка, кристалл, сода, железо, кружка, сахароза, уголь, проволока.

  1. Напишите названия :

I вариант: некоторых веществ, из которых могут быть изготовлены стакан и линейка.

II вариант: некоторых тел, которые могут быть изготовлены из следующих веществ: алюминия и стекла.

Предполагаемые ответы:

I вариант:

  1. Тела: ложка, льдина, кирпич, проволока.

Вещества: алюминий, вода, медь, водород.

  1. Стакан: стекло, хрусталь, металл, пластмасса.

Линейка: дерево, пластмасса, металл.

II вариант:

  1. Тела: снежинка, кристалл, кружка, уголь, проволока.

Вещества: сода, железо, сахароза.

  1. Алюминий: проволока, детская посуда, кастрюля.

Стекло: листовое стекло, ваза, люстра, блюдо.

 

Трудно сказать, когда и где наши далёкие предки впервые стали заниматься химией. Полагают, что примерно пять – шесть тысяч лет назад в древнейших очагах цивилизации – Китае, Египте, Индии и Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) – уже получали из руд металлы, готовили краски, обжигали глиняные сосуды, использовали травы для лечения ран и болезней.

Термин «химия» появился в IV веке н.э. в греческом языке. Возможно (и к этому склоняется большинство исследователей), это слово происходит от «Кеми» — «Чёрная страна»; так в глубокой древности называли Египет. В 332 – 331 гг. до н.э. в Египте Александром Македонским был основан город Александрия. Здесь существовала академия наук, Александрийский мусейон, где «священному искусству химии» было отведено особое здание, храм Сераписа – храм жизни, смерти и исцеления.

Этот храм был разрушен фанатиками – христианами в 391г. Н.э., а кочевники – арабы, завоевав Александрию в 640г., завершили его уничтожение. Арабы – химики ввели вместо названия «химия» иное – «алхимия». Алхимию считали искусством превращения неблагородных металлов (железа, свинца, меди) в благородные (золото и серебро) с помощью особого вещества – «философского камня». Алхимики несколько веков упорно искали способы получения чудодейственного вещества. Даже знаменитый английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон (1643 – 1727) значительную часть своей жизни посвятил попыткам получить «философский камень».

 

 

Задание 1.

Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым

Исчезаю. Был я …(мел)

Задание 2.
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это,
И знают: имя мое …(медь)
 

Задание 3.

Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока —
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я … (алюминий)

Задание 4.

Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде —
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит: …(поваренная соль)

Задание 5.

Обычно белый, как мука,
От иода я синею.
Но как боюсь я кипятка!
В нем сразу стану … клеем (крахмал)

 

Задание 6.

Я — серый порошок,
Пока мой дом — мешок.
Воды напьюсь, и в этот же момент
Я затвердею сразу. Я — …(цемент)

 

 

 

 

 

Дата:                                                                             Класс: 8   урок 2
Тема: Вещества и их свойства.
Цель урока

обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между химией и другими естественными науками, между веществом и физическим телом, между формами существования химического элемента;

развивающие: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по средствам работы в малых группах;- дать первоначальные понятия о веществе как объекте изучения химии;
— научить определять и описывать свойства веществ.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы. Пазлы
10 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Инсерт» осуществляет проверку знаний учащихся.

 

Прием  работа с домашним текстом «Insert»

Ведение активного чтения параграфа2 учебника прием Insert

(работают простым карандашом, на полях выставляют знаки)

Заполнение таблицы

V (уже знал) + (новое) — (думал иначе) ?(не понял, есть вопросы)

Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения.

 

 

 

 

Демонстрируют свои знания.

 

Карты
15 мин. III. Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует повторение знаний, закрепление умений. С помощью метода «Путешествие по галерее» осуществляет усвоение нового материала.

 

Химия… Удивительная, занимательная, интересная!!! Как много ожиданий связано с этим предметом у школьников, нам кажется, что он только и состоит из реактивов и опытов. А еще  из разных чашек и колб с жидкостями, которые при добавлении чего-нибудь красочно меняют цвет.

    Но это совершенно не так,  химия – это сложная наука, полная формул и математики, таблиц и элементов. Но в то же время, химия – наука опытов и чудесных превращений!  Чтобы нам понять, с чем мы имеем дело, давайте разберемся, что такое химия.
Во-первых, химия – это наука!!! О чем?  О веществах, их свойствах и превращениях.

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Химия – сложная наука, но  удивительная сила  влечет  и влечет людей заниматься ею.

А что же такое вещество?    Вещество – это то, из чего состоят физические тела.

Из чего же состоят вещества? Из курса физики вы знаете, что многие вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы так малы, что на острие иглы их может поместиться многие миллиарды. Различают 110 видов атомов.

Определенный вид атомов – химический элемент.

Атомы могут существовать в разных формах: поодиночке (рис.1),  соединяться с такими же атомами (рис.2) , соединяться с другими видами атомов (рис.3).

 

Рис.1                                   Рис.2                                Рис. 3

 

При соединении атомов одного химического элемента образуется простые вещества.

Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента.

При соединении атомов разных химических элементов образуются сложные вещества.

Сложные вещества — вещества, образованные атомами разных химических элементов.

Таким образом, химический элемент может существовать в трех формах: свободные атомы, простые вещества, сложные вещества.

Различные вещества отличаются друг от друга своими свойствами.

Свойства веществ – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

 

 

 

Первоначальные понятия о веществе и его свойствах.

Из курса физики вы знакомы с понятиями «физические тела» и «вещество». Что же принято называть веществом?

Вещество – это то, из чего состоят физические тела.

Каждое вещество обладает определенными свойствами физическими и химическими.

Физические свойства – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

К физическим свойствам вещества относятся: агрегатное состояние, цвет, плотность, блеск, запах, растворимость, температура плавления и кипения, электропроводность, плотность.

Одна из задач химии – изучение физических и химических свойств веществ.

 

индивидуальная работа –  в течение  2 минут ребята индивидуально в тетради составляют  кластер  “Что я сам знаю о  химии? ”(рис.1):

                                     Рис. 1. Кластер        “Что я сам знаю о  химии? ”              

работа в группах – в течение 5 минут ребята рассказывают о своих ассоциациях  учащимся группы (группа по 4 человека), дополняют свой кластер  новыми понятиями.

“защита схемы” – каждая группа представляет свою схему учащимся других групп (четверть ватмана) и отвечает на вопрос “Что мы вместе знаем о химии?”. Составляем единый кластер на доске (каждая группа рассказывает по одной ассоциации, не повторяясь, один ученик  записывает ключевые слова на доске) – 5 минут.

используется метод “инсерта”. Каждому учащемуся раздается опорный конспект  для изучения. Читая текст, ученик на полях с правой стороны ставит маркировки (выражает свое отношение к прочитанному) – 5 минут:

      “V” – то, что уже известно;

      “—”  —  противоречит вашим представлениям; 

     “+”  — новое;

     “?” – хочу узнать.

Ребята маркируют тексти дополняют свой кластер  новыми понятиями.

10 мин. IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

составление синквейна – учащиеся составляют синквейн по плану;

1)      Одно существительное;

2)      Два прилагательных;

3)      Три глагола;

4)      Крылатая фраза;

5)      Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.

Примерный вариант синквейна:

1)      Вещества;

2)      Увлекательная, сложная;

3)      Учить, изучать, удивляться;

4)      Лучше один раз увидеть, чем два услышать!

5)      Наука.

—  прослушиваем синквейны учащихся.

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. V. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках. Дневник

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code