Дата:                                                                            Класс: 11      урок 1
Тема: Электромагнитные колебания в колебательном контуре
Цель урока:

Обеспечить знание учащимися  понятий и определений: колебательный контур, виды колебаний, характеристики колебаний, превращение энергии  в  колебательном контуре.

Развивающие: мышление, умение логически мыслить, анализировать, выделять главное, а также развитие умений решать задачи

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы. Пазлы
5 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся.

1.      Что называется периодом колебаний?( Период колебаний – это время , в течение которого совершается одно полное колебание)

2.      Что называется амплитудой колебаний? (Наибольшее значение колеблющейся величины называется амплитудой колебаний)

3.       Что такое  фаза колебаний?(Аргумент косинуса или синуса в уравнении φ=(ω0t+ φ0) называется фазой колебаний

4.      По какой формуле рассчитать энергию электрического поля?

5.      По какой формуле рассчитать энергию магнитного поля?

6.      Чему равна полная энергия?

 

 

Демонстрируют свои знания. Карты
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы. Разговорная пятиминутка.

— . Колебательный контур содержит конденсатор электроемкостью С=8 пФ и катушку индуктивностью L=0,5 мГн. Максималь­ная сила тока в катушке 1т=40 мА. Определите максимальное напряжение на обкладках конденсатора.

Дано:                   СИ

С=8 пФ 8∙10-12Ф

L=0,5 мГн            0,5∙10-3Гн

1т=40 мА            40∙10-3 А

 

Найти:

Um-?

Решение:

 

 

 

 

Ответ : Um=317В
WЭ=WМ

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями. — Вчера я смотрела по телевизору очень интересную передачу… Кто смотрел эту передачу? Что вам больше всего запомнилось?
15 мин. IY. Актуализация знаний

Демонстрируют знания, умения. Выполняют упражнения.Постеры

Покажем  как  изменяются величины на графике.

(

 

Электрическая цепь, состоящая из катушки и конденсатора, на­зывается колебательным контуром.

За 1С Конденсатор начнет разряжаться, в цепи появится электрический ток. Вследствие самоиндукции сила тока увеличивается постоянно. При этом уменьшается энергия электрического поля и возрастает энергия магнитного поля:

В момент, когда конденсатор полностью разрядился (q = 0), энер­гия электрического поля равна нулю. Энергия магнитного поля мак­симальна. Сила тока достигает максимального значения 1М.

Несмотря на то, что к этому моменту разность потенциалов на концах катушки станет равной нулю, ток не прекращается сразу. Этому препятствует самоиндукция. Как только сила тока и создан­ное током магнитное поле начнет уменьшаться, возникает вихревое электрическое поле, которое направлено по току и поддерживает его, конденсатор начнет перезаряжаться.

Он перезаряжается до тех пор, пока сила тока, постепенно уменьшаясь, не станет равна нулю. WM = 0, а \УЭстанет максималь­ным.

Далее процесс протекает в обратном направлении и конденсатор опять перезаряжается. Если бы не было потерь энергии, процесс продолжился бы сколь угодно долго. Но катушка имеет сопротивле­ние и это ведет к выделению теплоты.

Примеры:

 

 

10 мин. V. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» пр

2.Раздача индивидуальных карточек с заданием контрольной работы.
1 группа
1.Какую роль играют индуктивность и емкость в колебательном контуре?
2.Почему в колебательном контуре колебания не прекращаются в тот момент, когда конденсатор полностью
разрядится?
3..Найти отношение энергии магнитного поля к энергии электрического поля для момента времени t=T/8, считая, что процессы происходят в идеальном колебательном контуре.

4.Пластины плоского конденсатора, включенного в колебательный контур, сближают. Как будет меняться при этом частота колебаний контура?

5.Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=888 пФ и катушка индуктивностью L=2мГн. На какую частоту настроен контур?
6.Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=25нФ и катушки индуктивностью L=1,014Гн. Обкладки конденсатора имеют заряд q=2,5мкКл. Написать уравнение изменения разности потенциалов на обкладках конденсатора и тока в цепи с числовыми коэффициентами. Найти разность потенциалов на обкладках конденсатора и ток в цепи в моменты времени Т/4. Построить графики найденных зависимостей в пределах одного периода.
2 группа:
1.Почему в колебательном контуре колебания не прекращаются в тот момент, когда конденсатор полностью разрядится?
2.Где будет сосредоточена энергия колебательного контура в момент времени t=T/4, t=T/2, t=5T/4 ?
3.Дан идеальный колебательный контур. Что в нем определяет частоту и амплитуду колебаний.
4.Как изменится период и частота колебаний в контуре, если индуктивность увеличить в 2 раза, а емкость – в 4 раза?
5.Вычислить частоту собственных колебаний в контуре, если его индуктивность равна 12мГн, емкость – 0,88мкФ, а сопротивление контура равно нулю.
6.Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=25нФ и катушки индуктивностью L=1,014Гн. Обкладки конденсатора имеют заряд q=2,5мкКл. Написать уравнение изменения разности потенциалов на обкладках конденсатора и тока в цепи с числовыми коэффициентами. Найти разность потенциалов на обкладках конденсатора и ток в цепи в моменты времени Т/2. Построить графики найденных зависимостей в пределах одного периода. оводит закрепление урока.

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. VI. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин. VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках. Дневник

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                           Класс: 11   урок 2
Тема:  Уравнение свободных электромагнитных колебаний
Цель урока: продолжить формирования умений  в решения типовых задач с использованием графиков и уравнений конкретных видов электромагнитных колебаний. Выявление уровня усвоения и владения материалом темы.

расширение и углубление теоретического материала, его глубокое осмысление путём сравнения и сопоставления, абстрагирования и конкретизации при решении типовых задач различными методами и нестандартных задач.

ва.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик»

— Возьмите себя за руки и улыбнитесь друг другу.

Ученики осмысливают поставленную цель. Дети берут друг друга за руки и улыбаются.
5 мин. II. Мотивация к изучению нового.

Задать вопросы:

Как называется раздел физики, который мы начали изучать?

Что называют электромагнитными колебаниями?

Какие методы изучения темы мы уже использовали

Ученики отвечают на вопросы учителя.

 

Делают словообразовательный разбор слов.

Карточки
25 мин. III. Актуализация знаний

  Задание для группы:

Задача 1.

Сила тока в цепи переменного тока меняется со временем по закону i =20 Cos 100πt. Определить характеристики колебательной системы и построить график данного колебательного процесса.

Решение.

1.Выясним сначала, какой это вид колебаний.

Гармонические колебания.

2.Запишем уравнение в общем виде: i = Cos ω t

3.Проводим сравнение общего уравнения с данным.

Увидели, что = 20А, а  ω = 100π.

4.Для построения графика нужны следующие величины:  и T.

мы уже нашли, а теперь найдём T, используя формулу T = ; T = .

5.Теперь выберем и построим оси координат; одна – время, вторая – переменный ток.

Обязательно нужно выбрать правильно масштаб.

6. Давайте вспомним, какой график функций y = Cosx. Зная с алгебры промежутки возрастания и убывания функции y = Cosx, мы построим схематично график. T = 0,02с. 7.Проведем плавную линию.

Итак, мы построили график колебаний  по уравнению i =20 Cos 100πt. Рисунок 1.

i,A
20
t,c
0,02
-20
0,01

Ребята, давайте подчеркнём основные этапы, т.е. проговорим алгоритм решения такого типа задач.

Алгоритм:

1.Сравниваем конкретное уравнение с уравнением в общем виде.

2.Определяем характеристики колебательной системы и обозначаем их. , T, ω.

3.Выбираем масштаб, строим и обозначаем оси.

4.Показываем значение периода, полупериода, значение максимального тока в характерных точках. Схематично проводим график по аналогии с y = Cosx.

5.Применяем формулы конкретного вида сопротивления и закона Ома.

Используя алгоритм в обратном порядке, т.е. с 4 пункта до 1 пункта, мы сможем решать задачи — обратные данной.

Задача 2.

Пусть дан график колебаний в колебательном контуре радиопередатчика  системы. Определить её характеристики и записать уравнение зависимости силы тока i = i(t), текущего в катушке, от времени, если L = 0,2Гн.

Решение.

1.По данному графику мы можем определить: U  = 50В,  T = 0,4 c.

2.Для записи уравнения, необходимо рассчитать циклическую частоту по формуле:             T = → ω = → ω =

3.График, каких колебаний нам дан? Это синусоида или косинусоида?

u = U Sinωt         →          u = 50 Sin 5π                 Рисунок 2.

u,B
50
t,c
0,2
0,4
-50

4. Используя закон Ома для участка цепи, где присутствует катушка с индуктивностьюL = 0,2Гн, рассчитаем  I  .

I  и X X

I

Если рассматривать колебательный контур с катушкой индуктивности, то знаем что I  уменьшается по сравнению cU , и что колебания силы тока отстают от колебаний напряжения на . График строим передвижением вертикальной оси вправо на .

5.Используя данные, запишем уравнение зависимости i = i(t).

I = I Sin (ω t — )        

i= 16 Sin (5πt  — )

А теперь, каждый у себя в тетради самостоятельно воспроизведет обе задачи, кто быстро решит эти задачи, переходит к самостоятельной работе.

 

5 мин. IV. Закрепление урока.

Самостоятельное задание для групп

1 группа

1.                  Собрать электрическую цепь –

колебательный контур с источником тока и ключом.

2.                  Нарисовать схему этой электрической цепи.

2 группа

 

1.      Нарисовать график гармонических колебаний заряда на одной из обкладок конденсатора колебательного контура.

2.      Нарисовать график колебаний заряда в реальном колебательном контуре.

3.      Сравнить их, сделать письменный вывод

3 группа

(Вывести основное уравнение свободных гармонических колебаний в колебательном контуре.

1.      Выполнить анализ этого уравнения.

4 группа

1.      Вывести формулу Томсона.

2.      Провести анализ этой формулы.

Выполнили Самооценка Итоговая оценка
Переход одной части в другую –-
5 мин. V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма»

— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

— Какие знания у вас были крепкими?

Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Пишут телеграмму своим одноклассникам. фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы: Повторить теоретический материал по теме «Словообразование». Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог урока:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                           Класс: 11   урок 3
Тема:Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями Графики гармонических колебаний
Цель урока:сравнить аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями, записать характеристику механических и электрических колебаний;

развивать внимательность и усидчивость учащихся;

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится» Ученики осмысливают поставленную цель. Играют в игру «Мне в тебе нравится».
5 мин. II. Мотивация к изучению нового.

Какое движение называется колебательным движением?

— Каковы его свойства?

Какие колебания называются свободными? Вынужденными?

— В чем отличие свободных колебаний от вынужденных?

Основная учебная проблема нашего урока: «Могут ли происходить колебания в каких-либо других физических системах?»

. Физический диктант

1 группа 2 группа
1)     Какой физической величине соответствует наибольшее значение колеблющейся величины? (амплитуда) 1)     Какая физическая величина равна числу колебаний в единицу времени? (частота колебаний)
2)      Напишите формулу:

Свободных электромагнитных колебаний

2)      Напишите формулу:

Томсона

3)      Что такое «гармонические колебания»? 3)      Что такое «период колебаний»?
4)      Запишите формулу:

Частоты колебаний

4)Запишите формулу:

Собственной циклической частоты колебаний

5)      Какой буквой обозначается циклическая частота? 5)Какой буквой обозначается частота колебаний?
6)      Запишите единицу измерения:

Периода колебаний

6)      Запишите единицу измерения:

Частоты колебаний

7)      Напишите математическую формулу фазы колебаний?
Ученики отвечают на вопросы учителя.

Делают словообразовательный разбор слов.

 

 

 

Карточки
25 мин. III. Актуализация знаний

 

 

 

 

лектромагнитные колеб Характеристики колебаний

Механические колебания Электрические колебания
Координата х Заряд q
Амплитуда А Максимальный заряд qm
Скорость V=x1 Сила тока i=q1
Ускорение a=V1=x11 Скорость изменения силы тока i1=q11
Масса m Индуктивность L
Жёсткость пружины k Обратная величина электроёмкости 1/С
Сила F Напряжение U
Потенциальная энергия деформированной пружины

Wn=kx2/2

Энергия электрического поля конденсатора
Кинетическая энергия грузика

Wk=mV2/2

Энергия магнитного поля катушки

 

Колебания в контуре имеют сходство со свободными механическими колебаниями, например с колебаниями тела, закрепленного на пружине (пружинный маятник). Сходство относится не к природе самих величин, которые периодически изменяются, а к процессам периодического изменения различных величин.

При механических колебаниях периодически изменяются координата тела хи проекция его скорости x, а при электромагнитных колебаниях изменяются заряд q конденсатора и сила тока i в цепи. Одинаковый характер изменения величин (механических и электрических) объясняется тем, что имеется аналогия в условиях, при которых возникают механические и электромагнитные колебания.

Возвращение к положению равновесия тела на пружине вызывается силой упругости  Fx упр, пропорциональной смещению тела от положения равновесия. Коэффициентом пропорциональности является жесткость пружины k.

Разрядка конденсатора (появление тока) обусловлена напряжением и между пластинами конденсатора, которое про порционально заряду q. Коэффициентом пропорциональности является величина , обратная емкости, так как u = q.

Подобно тому как, вследствие инертности, тело лишь постепенно увеличивает скорость под действием сильт и эта скорость после прекращения действия силы не становится сразу равной нулю, электрический ток в катушке за счет явления самоиндукции увеличивается под действием напряжения постепенно и не исчезает сразу, когда это напряжение становится равным нулю. Индуктивность контура L выполняет ту же роль, что и масса тела т при механических колебаниях. Соответственно кинетическая энергия тела  аналогична энергии магнитного поля тока

Зарядка конденсатора от батареи аналогична сообщению телу, прикрепленному к пружине, потенциальной энергии при смещении тела на расстояние  xm   от положения равновесия (рис. 4.5, а). Сравнивая это выражение c энергией конденсатора замечаем, что жесткость k пружины выполняет при механических колебаниях такую же роль, как величина , обратная емкости, при электромагнитных колебаниях. При этом начальная координата хm соответствует заряду qm.

Возникновение в электрической цепи тока i соответствует появлению в механической колебательной системе скорости тела x   под действием силы упругости пружины (рис. 4.5, б).

Момент времени, когда конденсатор разрядится, а сила тока достигнет максимума, аналогичен тому моменту времени, когда тело будет проходить с максимальной скоростью (рис. 4.5, в) положение равновесия.

Далее конденсатор в ходе электромагнитных колебаний начнет перезаряжаться, а тело в ходе механических колебаний — смещаться влево от положения равновесия (рис. 4.5, г). По прошествии половины периода Т конденсатор полностью перезарядится и сила тока станет равной нулю.

При механических колебаниях этому соответствует отклонение тела в крайнее левое положение, когда его скорость равна нулю

Задание для групп

 

1а. Груз массой m, прикрепленный к пружине жесткостью k, отвели от положения равновесия и отпустили. Определите максимальное смещение от положения равновесия, если максимальная скорость груза vmax 1б. В колебательном контуре , состоящем из конденсатора емкостью С и катушки индуктивности L, максимальное значение силы тока Imax. Определите максимальное значение заряда конденсатора.
Дано:

max

k

m

Решение:

по закону сохранения энергии

,

cследовательно

Проверка размерности:

[x]=

Ответ:

Дано:

Imax

С

L

Решение:

по закону сохранения энергии

, следовательно

Проверка размерности:

Ответ:

5 мин. Выполняют грамматическое задание.

 

5 мин. V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма»

 

Самостоятельная работа № 1

1 группа

 

1.                  Сила тока в колебательном контур, содержащем катушку индуктивности 10мГц, меняется по закону: . Найдите:

ü    Im – амплитудное значение силы тока;

ü    Период, частоту и циклическую частоту колебаний;

ü    Амплитудное значение силы тока

2.Определите амплитудное значение электрического заряда и циклическую частоту

q=2*10-6cos(500Пt)

3. Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=30 пФ и катушка индуктивностью L=0,2МГн. На какую частоту настроен контур?

4.Определите по рисунку  частоту, циклическую частоту, период, максимальный заряд,

 

 

 

2 группа

1.Заряд на обкладках конденсатора колебательного контура меняется по закону

q=2*10-6cos(104 Пt) Кл. Найдите

ü  амплитуду колебаний заряда qm;

ü  период и частоту колебаний.

ü  Амплитудное значение заряда

2. Напряжение на конденсаторе в колебательном контуре изменяется по закону: u=20cos105Пt. Определите период колебаний

3.Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=444 пФ и катушка индуктивностью L=4мГн.На какую частоту настроен контур?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

— Какие знания у вас были крепкими?

Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Пишут телеграмму своим одноклассникам. фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы: Повторить теоретический материал по теме «Словообразование». Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог урока:_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                           Класс: 11   урок 4
Тема:Вынужденные колебания. Автоколебания

Практическая работа №1 «Компьютерное моделирование электромагнитных колебаний»

Цель урока:формирование у учащихся  положительной мотивации профессиональной деятельности, связанной с проектированием  лабораторных занятий с применением ИКТ;

содействие становлению коммуникативной компетентности учащихся  в условиях групповой деятельности по анализу  и разработке цифровых  материалов учебного назначения и проектов лабораторных занятий физике с использованием ресурсов и инструментов виртуальной среды.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится» Ученики осмысливают поставленную цель. Играют в игру «Мне в тебе нравится».
5 мин. II. Мотивация к изучению нового.

Проводит терминологическую разминку.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Заполняют таблицу

Терминологическая таблица
25 мин. III. Актуализация знаний. С помощью метода «Кластер» осуществляет усвоение нового материала.

Подготовка  отчета о результатах выполнения работы.

     Проанализировать содержание инструкции к виртуальной модели. Переработать инструкции в соответствии на основе обобщенного плана анализа интерактивной модели физического эксперимента.

 

4. Физический эксперимент.   Инструкция к работе  с натурной установкой

«Вынужденные колебания в RCL-контуре. Резонанс»  (традиционный вариант инструкции к лабораторной работе школьного физпрактикума) 

Цель: исследование зависимости силы тока в RCL-контуре от частоты вынужденных  колебаний,  определение резонансной частоты.

Оборудование: генератор звуковой;  вольтметр;  миллиамперметр; катушка индуктивности;  магазин сопротивлений; конденсатор переменной емкости.

Порядок выполнения:

1. Соберите на монтажном столе схему, показанную на рис. 1

2.  Установите сопротивление в цепи 1000 Ом. Изменяя частоту генератора от 200 Гц до 500 Гц через  20 Гц, с помощью амперметра измерьте силу тока в цепи и занесите измеренные значения в таблицу.

Повторите эксперимент для других значений активного сопротивления: 500 Ом, 200 Ом и 10 Ом. Данные занесите в таблицу 1. Целесообразно для оформления результатов эксперимента  использовать табличный процессор MSExcel.

3. Постройте на одной координатной плоскости графики зависимости силы тока в цепи от частоты генератора для различных значений активного сопротивления. По графикам определите резонансную частоту для каждого из значений сопротивлений. Целесообразно для  построения графиков использовать табличный процессор MSExcel.

4. Рассчитайте по номинальным параметрам контура  частоту резонанса и сравните полученное значение с экспериментальным.

 

5. Результаты эксперимента.

 

Таблица 1.Зависимость силы тока от частоты колебаний тока  и величины активного

сопротивления контура  

R, Ом ω, Гц
200 240 260 300 440 460 500
I, мА
1000
500
200
10

 

 

Экспериментальное значение:

Расчетное значение резонансной частоты:

Параметры контура:

Конденсатор: С = 0,22 мкФ; Катушка: L = 40 Гн.

Расчет ошибки метода определения резонансной частоты:

 

Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя.
1.
 

Карточки

 

Учебник

 

Бумага А4

5 мин. IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

— какова зависимость силы тока в колебательном контуре от частоты колебаний напряжения внешнего источника?

чему равно значение  резонансной частоты для данного колебательного контура?

как зависит величина силы тока при резонансной частоте от активного сопротивления контура?

Разноуровневые карточки
5 мин. V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма»

— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

— Какие знания у вас были крепкими?

Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Пишут телеграмму своим одноклассникам. фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы: Повторить теоретический материал по теме «Словообразование». Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог урока:_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                           Класс: 11   урок 5
Тема:Переменный ток. Решение задач

Практическая работа №2 «Компьютерное  моделирование  зависимости  напряжения  и  силы  тока,  электрической и магнитной энергии от времени при электрических колебаниях

для разных параметров колебательного контура

Цель урока:объяснение понятия колебательного контура и сути электромагнитных колебаний с использованием динамической модели “колебательный контур”.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится» Ученики осмысливают поставленную цель. Играют в игру «Мне в тебе нравится».
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит проверку домашней работы.

1.      Свободные и вынужденные колебания.

2.      Условия возникновения колебаний.

3.      Математический маятник.

4.      Уравнение движения тела, колеблющегося под действием сил упругости.

5.      Уравнение движения математического маятника.

Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя. Карточки
5 мин. III. Мотивация к изучению нового.

 

, 1-3 группа

1. Какую роль играют индуктивность и емкость в колебательном контуре?

2. Почему в колебательном контуре колебания не прекращаются в тот момент, когда конденсатор полностью разрядится?

3. Найти отношение энергии магнитного поля к энергии электрического поля для момента времени t=T/8, считая, что процессы происходят в идеальном колебательном контуре.

4. Пластины плоского конденсатора, включенного в колебательный контур, сближают. Как будет меняться при этом частота колебаний контура?

5. Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=888 пФ и катушка индуктивностью L=2мГн. На какую частоту настроен контур?

6. Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=25нФ и катушки индуктивностью L=1,014Гн. Обкладки конденсатора имеют заряд q=2,5мкКл. Написать уравнение изменения разности потенциалов на обкладках конденсатора и тока в цепи с числовыми коэффициентами. Найти разность потенциалов на обкладках конденсатора и ток в цепи в моменты времени Т/4. Построить графики найденных зависимостей в пределах одного периода.

2 -4 группа:

1. Почему в колебательном контуре колебания не прекращаются в тот момент, когда конденсатор полностью разрядится?

2. Где будет сосредоточена энергия колебательного контура в момент времени t=T/4, t=T/2, t=5T/4 ?

3. Дан идеальный колебательный контур. Что в нем определяет частоту и амплитуду колебаний.

4. Как изменится период и частота колебаний в контуре, если индуктивность увеличить в 2 раза, а емкость – в 4 раза?

5. Вычислить частоту собственных колебаний в контуре, если его индуктивность равна 12мГн, емкость – 0,88мкФ, а сопротивление контура равно нулю.

6. Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=25нФ и катушки индуктивностью L=1,014Гн. Обкладки конденсатора имеют заряд q=2,5мкКл. Написать уравнение изменения разности потенциалов на обкладках конденсатора и тока в цепи с числовыми коэффициентами. Найти разность потенциалов на обкладках конденсатора и ток в цепи в моменты времени Т/2. Построить графики найденных зависимостей в пределах одного периода.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Словосочетание- сочетание двух и более слов по смыслу и грамматически.

 

— Из двух.

— с помощью вопросов.

 

— согласование, управление, примыкание.

20 мин. IV. Актуализация знаний. С помощью метода «Кластер» осуществляет усвоение нового материала. Демонстрируют свои знания.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения.

 

Карточки

 

Учебник

 

Бумага А4

5 мин. V. Закрепление урока. С помощью метода «Корзина идей» проводит закрепление урока. (воздух)

Выполняют упражнения. Работают над тестовыми заданиями.

Корзина

 

 

Тесты

5 мин. VI. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма»

— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

— Какие знания у вас были крепкими?

Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Пишут телеграмму своим одноклассникам. фишки

 

стикеры

 2 мин. VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог урока:_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code