Тема :Механическое движение. Тело отсчета. Относительность движения. Урок 1 
Задачи изучения этого урока Сформировать у учащихся представление об относительности движения и покоя;

ввести новые понятия: тело отсчета, система отсчета; систематизировать знания по теме; Развитие речи, мышления; развитие умственной деятельности: умений обобщать, моделировать; формирование эмоциональной сферы личности, развитие творческих способностей; Развитие нравственных и эстетических представлений о нормах поведения в современном обществе. Воспитание установки на самообразование;

Задачи занятия Учащиеся покажут:

1.      Знание  теоретического  материала,

2.      Умение применять их  при  работе.

3.      Умение  работать с учебником и определять ключевые моменты.

4.      Ораторские способности.

Языковые задачи Предметно-ориентированная лексика и терминология:

Механическое движение, тело отсчета, система отсчета, относительность движения.

Прошлый материал Масса и плотность вещества, инертность.
План
Планируемое время Планируемые задания Источники
 

2 минуты

 

 

3 минуты

 

 

 

 

2 минуты

 

 

 

3 минуты

 

 

 

2 минуты

 

 

 

 

2  минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  минута

 

 

 

 

2  минуты

 

 

 

 

5 минут

 

1  минута

 

5  минут

 

3  минуты

 

6 минут (по 3 минуты на каждую группу)

 

 

 

2 минуты

 

2 минуты

 

 

 

2 минуты

 

 

 

2 минуты

 

 

Орг  момент.

«Стартер».

Физический диктант

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте-ка повторим домашнее задание. Я предлагаю вам написать физический диктант.

Взаимопроверка по ключу.

 

Дифференцированные задания (по своему усмотрению выбирают уровень заданий)

Самопроверка по ключу.

 

Целеполагание.

Через наводящие вопросы привести к понятию движения в окружающем мире.

— Мы с вами изучили основные положения о строении вещества. Вспомним, что все вещества состоят из …? (молекул). Каково поведение молекул в веществе? (молекулы в веществе двигаются непрерывно, беспорядочно, хаотично). Но движутся не только молекулы. Движутся люди, животные, небесные тела, словом все то, что существует Во вселенной независимо от нашего сознания, т.е. материя. Основное свойство материи – движение. Движение – есть жизнь.

 

Более конкретно сформулировать мысли школьников. Для озвучивания темы урока задействовать учеников.

 

Рефлексия «Древо знаний»

На начало урока – определение уровня своих знаний о движении

 

Разбивка на группы

Каждый ученик вытягивает карточку с фрагментом высказывания о движении.  Группируются по целому высказыванию

1.      В движении сила растет и набирает мощь. Вергилий

2.      Жизнь требует движения.  Аристотель

 

 

Изучение новой темы

Учащиеся работают над теоретическим материалом. Индивидуальное изучение темы.

 

равила работы в группе. Распределение обязанностей.

(оратор, будильник, теоретик, практик, оформитель)

 

Создание постера «Механическое движение»

 

 

Физ.минутка

Выполняют

Защита постера

Соблюдение  критериев.

-ключевые слова

-примеры

-рисунок или аппликация с определением тела отсчета и системы отсчета.

Оценивание постеров

Выставление и комментарии оценок.

Обратная связь.

Треугольник 3-2-1:

-три ключевых слова урока

-две характеристики работы группы

-один вопрос учителю по данной теме (на следующий урок)

Древо знаний  — отразите изменения в ваших знаниях о движении,

 

Оценки за урок по шкале баллирования самостоятельный перевод в оценку за урок

 

 

Домашнее задание.

 

Звучит музыка

 

Карточки

Ключ ответов и критерии оценивания ответов на слайде презентации.

 

 

Презентация к уроку.

На интерактивной доске сетка кроссворда.

 

Ключ ответов и критерии оценивания ответов на слайде презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древо знаний

 

 

 

Карточку с фрагментом высказывания о движении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник физики §11.

 

 

 

 

Правила работы в группе

 

 

атман, фломастеры, стикеры, клей, журнал «Непоседа»

 

 

презентация

 

постеры

 

 

стикеры

 

карточка

 

Древо знаний 

 

 

 

Таблица оценивания

 

 

Учебник физики §11.

 

Дополнительная информация
Дифференцирование – Как вы планируете помочь ученикам? Какие задания вы планируете для способных учеников?

Физический диктант  позволит оценить степень усвоения материала, дифференцированные задания – знаниевый  уровень учащихся.

Для талантливых учеников – выполнение всех трех уровней заданий (дополнительные баллы), оценивание участия каждого ученика  в групповой работе.

Оценка – Как вы планируете проверять знания учеников?

Каждое задание имеет критерии оценивания, итоги урока собираются в таблицу оценивания. Формативное оценивание позволит корректировать знания и умения учеников.

Здравоохранение и безопасность.

Связи ИКТ.

Во время урока постоянная смена деятельности, что позволяет ученикам быть постоянно активными.

Модули: Лидерство и, ТиО, ДО, ОцО и ОО, КМ, ИКТ, ОТкУ и ВОУ
Отражение.

 

1.    Были ли задачи урока ясны?

2.    Чему сегодня научились ученики?

3.    Какая была атмосфера в классе?

4.    Хорошо ли прошла работа по дифференцированию?

5.    Прошло ли все согласно запланированному времени?

6.    Какие изменения в плане я сделала бы и почему?

Место для оценки вашего урока.
 

1.      Задачи урока были ясны и полностью выполнимы, так целеполагание исходило от них.

2.      Определять что является телом отсчета и относительность движения.

3.      Ученики с  большим удовольствием участвовали на всех этапах урока, атмосфера дружелюбия, сотрудничества.

4.      Ученики оказывали друг другу помощь, консультировали, спорили, искали способы решения проблемы

5.      Немного не хватило времени для обратной связи, пришлось занять время перемены (2 минуты)

6.       Дать опережающее задание для талантливых и одаренных.

Общая оценка.
1.      Какие две вещи понравились больше всего (учитывая как преподавание, так и обучение)?

1.      Способность приводить примеры и наглядно демонстрировать их.

2.      Перевод баллов в оценку за урок полностью совпал уровнем знаний учащихся

2. Какие идеи могли бы улучшить урок?

1. Использование ИКТ не только для демонстрации презентации, и при работе в группе

3. Что я узнала из этого урока о своем классе в целом и отдельно об учениках, которые будут со мной на следующем уроке? Ученики 7-го «В» класса в целом с поставленной задачей справились. Оценивание групповой работы было завышенным (в основном 5 и 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Относительность механического движения – это зависимость траектории движения тела, пройденного пути, перемещения и скорости от выбора системы отсчёта.                                                                         Механическоедвижениеотносительно: теломожетпокоиться в однойсистемеотсчета и в это же времядвигаться в другой; егоположение (координата) различно в разных системах отсчета. Относительна и траекториядвижениятела.                                                                         Перемещениетела, пройденныйим путь и егоскоростьтакжеизменяются при переходе от однойсистемыотсчета к другой. Так, водительнеподвиженотносительно корпуса автомобиля, движущегося по шоссе, перемещение, путь и скоростьводителяотносительноавтомобиляравны нулю, но, например, относительнодеревьеввдольшоссеониимеютнекоторыезначения.

Можно ли быть неподвижным и при этом двигаться быстрее автомобиля Формулы 1? Оказывается, можно. Любое движение зависит от выбора системы отсчета, то есть любое движение относительно. Тема сегодняшнего урока: «Относительность движения. Закон сложения перемещений и скоростей». Мы узнаем, как выбрать систему отсчета в том или ином случае, как при этом найти перемещение и скорость тела

Относительность движения

Механическим движением называют изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. В этом определении ключевой является фраза «относительно других тел». Каждый из нас относительно какой-либо поверхности неподвижен, но относительно Солнца мы совершаем вместе со всей Землей орбитальное движение со скоростью 30 км/с, то есть движение зависит от системы отсчета.

Система отсчета – совокупность системы координат и часов, связанных с телом, относительно которого изучается движение. Например, описывая движения пассажиров в салоне автомобиля, систему отсчета можно связать с придорожным кафе, а можно с салоном автомобиля или с движущимся встречным автомобилем, если мы оцениваем время обгона (Рис. 1).

Рис. 1. Выбор системы отсчета

Какие же физические величины и понятия зависят от выбора системы отсчета? Это:

  1. Положение или координаты тела.
  2. Траектория.
  3. Перемещение и путь.
  4. Скорость.

Зависимость характеристик движения от выбора системы отсчета называется относительностью движения.

В истории человечества были и драматические случаи, связанные как раз с выбором системы отсчета. Казнь Джордано Бруно, отречение Галилео Галилея – все это следствия борьбы между сторонниками геоцентрической системы отсчета и гелиоцентрической системой отсчета. Уж очень сложно было человечеству привыкнуть к мысли о том, что Земля – это вовсе не центр мироздания, а вполне обычная планета. А движение можно рассматривать не только относительно Земли, это движение будет абсолютным и относительно Солнца, звезд или любых других тел. Описывать движение небесных тел в системе отсчета, связанной с Солнцем, намного удобнее и проще, это убедительно показали сначала Кеплер, а потом и Ньютон, который на основании рассмотрения движения Луны вокруг Земли вывел свой знаменитый закон всемирного тяготения.

Закон сложения перемещений и скоростей

Если мы говорим, что траектория, путь, перемещение и скорость являются относительными, то есть зависят от выбора системы отсчета, то про время мы этого не говорим. В рамках классической, или Ньютоновой, механики время есть величина абсолютная, то есть протекающее во всех системах отсчета одинаково.

Рассмотрим, как находить перемещение и скорость в одной системе отсчета, если они нам известны в другой системе отсчета.

Человек идет по палубе парохода со скоростью   относительно парохода. Пароход движется поступательно со скоростью   относительно берега. Найдем скорость   человека относительно берега (Рис. 2).

Свяжем неподвижную систему отсчета (хОу) с Землей, а подвижную (х’О’у) – с пароходом.

 

Рис. 2. Пример задачи

Из Рис. 2 видно, что перемещение:

Δ  = Δ  + Δ  ⇒ Δ  ≠ Δ ,

где Δ  – перемещение человека относительно парохода, Δ  – перемещение парохода относительно берега, Δ  – перемещение человека относительно берега.

Таким образом, если тело одновременно участвует в нескольких движениях, то результирующее перемещение точки равно векторной сумме перемещений, совершаемых ею в каждом из движений. В этом состоит установленный экспериментально принцип независимости движений.

Разделив это уравнение на промежуток времени, за который произошли перемещения человека и парохода, получим закон сложения скоростей:

=  +

Скорость   тела относительно неподвижной системы отсчета равна геометрической сумме скорости   тела относительно подвижной системы отсчета и скорости   самой подвижной системы отсчета относительно неподвижной.

 

Упражнение 1.Какую систему координат следует выбрать (одномерную, двух­мерную или трехмерную) для определения положения следующих тел:

  • Трактор в поле.
  • Вертолет.
  • Поезд.
  • Люстра в комнате.
  • Лифт.
  • Подводная лодка.
  • Шахматная фигура.
  • Самолет на взлетной полосе.

Задание для груупп

Задание 1.В рабочей тетради нарисуйте дорогу, на которой изобразите велосипедиста, мост, автомобиль, дерево, идущего пешехода, светофор.

Проведите в тетради координатную ось параллельно дороге. Примите дерево за тело отсчета.

Выберите масштаб (1 деление — 100 м).

Определите координаты моста, дерева и светофора.

Определите начальные координаты пешехода, велосипедиста и автомобиля.

Покажите вектор перемещения для каждого из этих тел, его проекцию на ось Y и найдите модуль вектора перемещения, а также пройденный путь в следующих случаях:

  • автомобиль доехал до светофора;
  • пешеход дошел до дерева;
  • велосипедист доехал до светофора и вернулся к дереву.

Задание 2.Выполните те же упражнения, что и в задании 1, но за тело отсчета выберите мост.

Сравните пути и перемещения каждого из тел (полученные при выполнении заданий 1 и 2).

 

  • Ответьте устно на вопросы:
  • В чем состоит основная задача механики?
  • Зачем введено понятие материальной точки? Когда тело можно считать материальной точкой?
  • Что такое система отсчета (СО)? Для чего вводится?
  • Какие виды систем координат (СК) вы знаете?
  • Что такое траектория?
  • В чем отличие пути от перемещения?

 

  • Решите кроссворд:

 

  1. Наука о неживой природе. 2. Тысячная доля метра. 3. Прибор для измерения объема жидкостей. 4. Что означает греческое слово цэушы [физис], от которого произошло слово «физика»? 5. Механические, тепловые, электрические, световые явления – это явления… 6. Все, что есть во Вселенной. 7. Древнегреческий ученный. 8. «Отец» русской авиации. 9. Город, в котором в 1954 г. была построена первая в мире атомная электростанция. 10. Величина, характеризующая степень нагретости тела. 11. Русский ученый, усовершенствовавший лампы дневного света. 12. Свертывающаяся в круг металлическая или матерчатая измерительная лампа с делениями. 13. Название транспортного отечественного самолета, грузоподъемностью 150 т, построенного в 1985 году. 14. Единица длины, равная 0,1 м. 15. Русский ученый и организатор, с именем которого связано развитие отечественной автономной энергетики. 16. Физическая величина, характеризующая расстояние. 17. «Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А. С. Пушкин). 18. Критерий истины.
И
З
И
Ч
Е
Ф 1
Е
И
К
С
4
3
2
7
6
5
8
9
12
11
10
14
13
16
15
18
17
Е
В
И
Ч
И
Л
Ы
Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:1. Физика. 2. Миллиметр. 3. Мензурка. 4. Природа. 5.… физические. 6. Материя. 7. Аристотель. 8. Жуковский. 9. Обнинск. 10. Температура. 11. Вавило­ва. 12. Рулетка. 13. Руслан. 14. Дециметр. 15. Курчатов. 16. Длина. 17. Ломоносов. 18. Опыт.

 

Что называется механическим движением? Примеры.

  1. В чем заключаетсяосновная задачамеханики?
  2. Что называетсятелом отсчета?Системой отсчета?
  3. Что называетсяматериальной точкой? Примеры.
  4. Что называетсятраекторией? Примеры.
  5. Что такоепуть? Обозначение, единицы измерения.
  6. Что называетсяперемещением? Примеры.
  7. В каком случае модуль перемещения и путьсовпадают?
  8. От чего зависит знак проекции вектора перемещения?
  9. Чем путьотличаетсяот координаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                             Класс: 10  урок 2
Тема:Основные кинематические понятия и уравнения
1.      Цель урока:Cформулировать основные положения молекулярно-кинетической теории.

Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа:Активизация учащихся, создание ситуации успеха.

Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Проявление интереса к материалу изучения.

Оценивают правильность выполнения заданий.

Учебник
10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По методу «ИНСЕРТ» организует проверку изученного материала.

 

Заполняя таблицу, осуществляют взаимопроверку пройденного материала. Таблица «ИНСЕРТ»
20 мин. III. Актуализация знаний

 

 

Прямолинейное равномерное движение.

Вариант 1.

1. Определить знаки проекций векторов.

Х
V2
V3
V1

 

 
 
2. По графику движения тела определите: начальную координату, проекцию скорости, составьте уравнение движения x(t).

t, с
5
х, м
0
5
10
1
5
2
3
4

 

 

 

 

 

 

 

 
3. Уравнения движения двух тел имеют вид: х1(t)= 20 — 4t,  х2(t)= 10 + t. Найти время и место встречи.

 

Прямолинейное равномерное движение

Вариант 2.

V3

1. Определить знаки проекций векторов.

V1
V2
Х

 

 
 
2. По уравнению движения тела x(t) = — 10 + 4t постройте график. Найдите начальную координату и проекцию скорости.

3. Уравнения движения двух тел имеют вид:  х1(t)= 25 — 10t,  х2(t)= 10 + 5t. Найти время и место встречи.

 

Прямолинейное равномерное движение.

Вариант 3.

V3

1. Определить знаки проекций векторов.

Х
V1
V2

 

 
 

2. По графику движения тела определите: начальную координату, проекцию скорости, составьте уравнение движения x(t).

t, с
х, м
0
5
30
10
50
20
30
40
15

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3. Уравнения движения двух тел имеют вид: х1(t)= 4 + 0,5t,  х2(t)= 8 — 2t. Найти время и место встречи.

 

Прямолинейное равномерное движение.

Вариант 4.

V3

1. Определить знаки проекций векторов.

Х
V2
V1

 

 
 

2. По уравнению движения тела x(t) = 8 + t постройте график. Найдите начальную координату и проекцию скорости.

3. Уравнения движения двух тел имеют вид: х1(t)= 5 + 3t,  х2(t)= 20 — 2t. Найти время и место встречи.

 

 

 

Прямолинейное равномерное движение.

Вариант 5.

V3

1. Определить знаки проекций векторов.

Х
V1
V2

 

 
 

х, м

2. По графику движения тела определите: начальную координату, проекцию скорости, составьте уравнение движения x(t).

-2
1
t, с
5
3
-4
4
0
2
2

 

 

 

 

 

 

 
3. Уравнения движения двух тел имеют вид: х1(t)= 3 + 2t,  х2(t)= 6 + t. Найти время и место встречи.

 

 

 

 

Прямолинейное равномерное движение.

Вариант 6.

V3

1. Определить знаки проекций векторов.

Х
V2
V1

 

 
 

2. По уравнению движения тела x(t) = — 200 + 50t постройте график. Найдите начальную координату и проекцию скорости.

3. Уравнения движения двух тел имеют вид: х1(t)= 5t,  х2(t)= 2 + t. Найти время и место встречи.

 

 

 

 

 

5 мин. IV. Закрепление урока. Предлагает разноуровневые задания учащимся.

 

Работают с разноуровневыми заданиями. Разноуровневые карточки
5 мин. V. Итог урока

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию урока.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Фиксируют и анализируют выводы по уроку. Ученики оценивают свою работу и рабоду одноклассников. Карточки

 

 

Фишки

 2 мин. YI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневники.

 

Итог урока:__________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:_________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:__________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ урока 3 Класс 10 Дата проведения
Тема урока Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Основные цели и задачи урока:
учебные  познакомить учащихся с наиболее сложным видом движения под действием силы тяжести (в случае, когда начальная скорость направлена под углом к горизонту), ознакомить учащихся с движение брошенного тела под углом к горизонту, научить рассчитывать параметры этого движения;
развивающие сформировать навыки работы с текстом, по решению задач из раздела «Кинематика»; развитее саморегуляции и самоконтроля, творческого подхода к учебному заданию, навыков работы в паре, группе, корректировки ведения беседы.
воспитательные воспитывать умение отстаивать свое мнение в групповой исследовательской беседе, соблюдая принципы толерантности, сотрудничество, трудолюбие, целеустремленность, воспитывать аккуратность в графических построениях
Тип урока Урок изучения нового материала
Методы обучения наглядный, словесный (беседа, объяснение), практический.
Формы организации учебной деятельности учащихся фронтальная; самостоятельная,  парная, групповая.
Применение модулей 1.Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

2.Обучение критическому  мышлению

3.Оценивание для обучения и оценивание обучения

6.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Критерии успеха правильно использовать текстовый материал в процессе выполнения заданий;

правильно применять формулы и законы при решении задач в процессе выполнения заданий;

использовать и анализировать текстовый материал, участвуя в обсуждении;

творческий подход к выполнению заданий;

«Я знаю:…»;

«Я понимаю: …»;

«Я могу: …применять формулы … при решении задач»;.

Оборудование и материалы Учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска,  цветные стикеры

 

Этапы урока ХОД УРОКА

 

Прогнозируемые результаты
Создание коллаборативной среды

(2 мин)

1.                 Организационный момент

(Приветствие учащихся, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания). Психологический настрой.

 

Полная готовность класса и оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся
Основная часть урока

(35 мин)

Проверка ДЗ

Упр.1. (3,4)  стр. 36.

 

Задача 3. (Движение тела под действием силы тяжести. Прямолинейное движение по вертикали)

Аэростат поднимается с поверхности Земли вертикально вверх с ускорением a = 2 м/с2. Через время t = 5 с от начала его движения  из него выпал предмет. Через какой промежуток времени t этот предмет упадет на землю.

 

Решение:

 

Дано:

t1=5 сек

а=2 м/с2

g=9.8м/с2

Формулы:

 

 

 

Решение:

 

Ответ: 3,45 сек.

 

υ0=?

t=?

 

 

 

Задача 4.

Тело падает с высоты h = 45 м. Найдите среднюю скорость его движения на второй половине пути. Начальная скорость тела была равна нулю. Сопротивление воздуха не учитывать.

Дано:

h=45 м

g=9.8м/с2

Формулы:

=>

 

 

 

Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:25,5 м/с.

 

υср=?

 

 

 

Деление по группам.

 

Вызов.

Почему любое тело брошенное вверх падает на землю?

Что общего между выстрелом из пушки, футболистом, спортсменом толкающим ядро?

Как, по вашему мнению, движется тело брошенное под углом к горизонту?

Какой будет цель нашего урока?

Как вы сформулируете тему урока?

 

2.Сообщается тема урока,  Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

* !?Попытайтесь сформулировать цель и задачи урока

учащиеся формулируют цели урока.

 

Ведение таблицы ЗУХ

Осмысление

Падение тел, наблюдаемое нами в повседневной жизни, строго говоря, не является свободным, поскольку помимо силы тяжести на тела действует сила сопротивления воздуха. Но если сила сопротивления пренебрежимо мала по сравнению с силой тяжести, то движение тела очень близко к свободному (как, например, при падении маленького тяжелого гладкого шарика).

Тела падают свободно в безвоздушном пространстве, например, внутри сосуда, из которого откачан воздух.

Поскольку сила тяжести, действующая на каждое тело вблизи поверхности земли, постоянна, то свободно падающее тело должно двигаться с постоянным ускорением, т. е. равноускоренно (это вытекает из второго закона Ньютона).

На  Земли все тела независимо от их масс и других физических характеристик совершают свободное падение с одинаковым ускорением.

 

Свободное падение.

Свободным падением называется движение тела под действием одной единственной силы — силы тяжести. Уравнения движения тела при свободном падении имеют такой же вид, как и уравнения для равнопеременного движения с ускорением

(1)

 

или в скалярном виде:

Если тело бросить вертикально вверх, при этом сопротивление воздуха отсутствует, то

координата (высота броска)   (1.6)

 

скорость

(1.7)

время полета

Максимальная высота полета

Итальянский физик Г.Галилей первым рассчитал величину ускорения свободного падения на Земле, бросая со знаменитой Пизанской башни разные по массе тела. Все они падали с ускорением, равным 9,8 м/с2.

Великий английский физик И.Ньютон рассчитал ускорение свободного падения на Земле, используя закон всемирного тяготения. Его величина также оказалась равной 9,8 м/с2.

Необходимо обратить внимание на отличие уравнения движения от уравнения траектории. Под уравнением движения понимают зависимость координаты от времени, т. е. х — f(t), а под уравнением траектории — зависимость одной координаты от другой, т. е. у = f(x).

 

 

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Тело, начальная скорость кото­рого υ0, брошено по углом α0 к гори­зонту. Требуется найти время всего полета t, максимальную дальность xmax, максимальную вы­соту подъема уmax. Решение задачи основывается на принципе независи­мости движений, заключающемся в том, что движение тела по оси Ох можно рассматривать независимо от движения по оси Оу. Так как вдоль оси Ох на тело не действуют никакие силы, то в соответствии с первым законом Ньютона движение тела будет равномерным.

Так как мы пренебрегаем сопротивлением воздуха, то ускорение направлено только к поверхности Земли (g) – вдоль вертикальной оси (y), вдоль оси х движение равномерное и прямолинейное.

В любой точке траектории vx=v0x=v0 cosα0.

Запишем уравнение по оси Ox:

    (1.8)

по оси Оу

 или 

   (1.9)

 

Время всего полета находим из формулы (1.9), принимая y=0;

(1.10)

 

Подставляя выражение (1.10) в формулу (1.8), найдем xmax;

(1.11)

Из уравнения (1.11) видно, что максимальная дальность полета (при заданной v0) будет одинаковой при двух разных углах α01 и α02, в сумме дающих 90°, т. е. α01+ α02 = 90°. Из тригонометрии известно, что sin α = cos (90° — α).

Используя тригонометрическое тождество 2 sin α0 • cos α0= sin 2α0, уравнение (1.11) примет вид

максимальное расстояние, которое пролетит тело:

 

 

поэтому при заданной скорости v0 дальность полета будет макси­мальной при α0 = 45°. Подставляя половину времени полета   в уравнение (1.9), найдем ymax;

 

Решая совместно уравнения (1.8) и (1.9), исключая время имеем:

 

 

что представляет собой уравнение параболы.

Таким образом, уравнение траектории для тела, брошенного под углом к горизонту, представляет собой уравнение параболы.

 

Используя то, что парабола – это симметричная кривая, найдем максимальную высоту, которой может достичь тело.

Время, за которое тело долетит до середины, равно:

 

Время подъема:

 

Угол, под которым направлен вектор скорости в любой момент времени:

 

Решение задачи основывается на принципе независимости движения, заключающаяся в том, что движение тела по оси Ох можно рассматривать независимо по оси Оу.

 

Ох – силы е действуют, равномерное

Задание для групп.

Составить кластер по изученному материалу. Отразить основные понятия и законы. Привести пример с доказательствами.

Работа над кластером. Защита кластера.

Ведение таблицы ЗХУ.

Взаимопроверка.

«5» – выполнил всё задание правильно;

«4» — выполнил всё задание с 1-2 ошибками;

«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четко и однозначно вместе с учащимися будут сформулированы цель урока и образовательные задачи урока.

 

 

 

Стратегии

Продвинутая лекция (вызов – осмысление – рефлексия)

Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Своя опора

Мозговая атака

Групповая дискуссия

Ключевые термины

Дерево мудрости

Исследовательский фартук

Корзинка идей

Кластер

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильные ответы в процессе беседы, активность учащихся

Учащиеся учатся анализировать и делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируется знание по основным понятиям урока.

 

 

 

 

Учащиеся обсуждая, находят ответы на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание и осуществляют проверку.

Исследовательская беседа.

Делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы.

Учащиеся оценивают работу, выставляют оценку.

Показывают на сколько изученный материал усвоен.

 

 

Рефлексия

(2 мин)

Подведение итога урока

Ученики на стикерах пишут оценку урока, прилепляют записи к доске, о том чему они научились, что нового они узнали, как поняли урок, понравилось ли урок, как они чувствовали себя на уроке.

Суммативное оценивание
Домашнее задание

(1 мин)

Инструктаж домашнего задания

ДЗ читать §

 

 

:

 

 

Тема урока: Графические методы решения задач. Лабораторная работа        урок 4

«Изучение движения тела, брошенного горизонтально».

Цели урока:

Предметный компонент:

  • Сформировать знания о баллистике – о разделе физики, изучающий движение тел в поле силы тяжести.
  • Продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений при работе с физическими приборами и компьютерными моделями.

Надпредметный компонент:

  • Создать условия для того, чтобы обучающиеся научились:

Обосновать необходимость проведения предложенного им эксперимента для проверки результатов решения задач.

Нетрадиционные образовательные результаты, которые достигаются при применении ИКТ

  • Формулировать гипотезы и отбирать из них те, которые подлежат проверке;
  • Поиска путей решения проблемы;
  • Планирование эксперимента для решения проблемы
  • Обоснование полученных решений;
  • Работать с информацией, представленный в электронном виде.

 

Особенности организации

учебного занятия.

 

Традиционная методика С применением ИКТ

 

Формы организации учебного занятия

 

Вводная беседа

Беседа при подведении итогов урока.

Выполнение традиционной фронтальной лабораторной работы

Исследовательская практическая работа

Графическое представление задач баллистического движения

 

Учебное оборудование

Традиционная методика С применением ИКТ
  • Штатив с муфтой и лапкой
  • Желоб дугообразный
  • Шарик стальной
  • Пленка- отметчик
  • Направляющая прибора для изучения прямолинейного движения
  • Скотч
Сетевые версии программ: «Лабораторные работы по физике»

«Открытая физика» под редакцией профессора МФТИ С. М. Козела

Модель «Движение тела, брошенного под углом к горизонту»

 

 

Нетрадиционные образовательные результаты, которые достигаются при применении ИКТ технологий:

  • учащимся предоставляются возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерными моделями;
  • учащимся предоставляется индивидуальный темп обучения;
  • учащимся предоставляется возможность выполнить компьютерную лабораторную работу

В результате:

  • учащиеся приобретают навыки оптимального пользования персонального компьютера как обогащающего средства;
  • учитель получает возможность провести быструю индивидуальную диагностику результативности процесса обучения
  • у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с учащимися ( особенно с отстающими) в ходе которого он может корректировать процесс познания.

 

Этапы урока

 

1.Актуализация знаний и мотивация учения. Входной контроль.5 минут.

2.Изучение нового материала в процессе групповой работы:

— с компьютером

— физическими лабораторными приборами

— решение графических задач

— исследовательская работа 30 минут

3.Обобщение результатов эксперимента

И формирование вывода (учитель отвечает на вопросы учащихся, расставляет акценты)                                                   3мин.

4.Закрепление знаний «Экспертный контроль».                  5 мин.

5.Подведение итогов урока.                                                   1 мин.

6.Домашнее задание: теоретический план по данной теме по учебнику, привести

Примеры баллистического движения в атмосфере.

 

Приложение: Рабочая карта урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code