Тема занятия: Температура. Способы её измерения. Различные виды термометров. Температурные шкалы.  Урок 1
Ресурсы: Учебник «физика 8 класс», раздаточный материал, информационные листы,

интерактивная доска, компьютерная презентация,  видеофильм,  стикеры для рефлексии.

Цели обучения: •учащиеся умеют приводить примеры тепловых явлений, знают величину темперетару, характеризирующее тепловое состояние тел, устройства жидкостного термометра и правила пользования им и что, температура тела определяется энергией его молекул.

•учащиеся создадут условия для благоприятного психологического климата в классе через работу в группах.

•будут развивать критическое мышление  посредством творческих заданий.

•  учащиеся будут развивать умения работать в составе малых групп (умение доказать свою точку зрения; понятно, аргументировано излагать свои мысли).

Результат  обучения: •выступления учащихся о молекулярном строении  тел, понятия: атом и молекула, опираясь на постеры.

• творческий подход к выполнению заданий путем создания постера.

• изложение  мыслей о строении вещества ,доказательств своих точек зрения при защите своих работ;

• вывод о  том, что  групповая работа является основой для  создания благоприятной  атмосферы для работы в классе.

Используемый подход: 1. Использование ИКТ  в преподавании и обучении.

2. Новые подходы в преподавании и обучении(работа в группах).

3. Обучение критическому мышлению

4. Оценивание обучения и оценивание для обучения.

Время Вид деятельности Действия учителя Действия ученика
I.Орг.момент.

3 мин

1.Де Деление на группы  способом «МОЗАИКА». Берется две картинки с рисунками термометра и стакана с водой, разрезаются на части по числу участников. Каждому участнику выдается по кусочку открытки. Когда открытки будут сложены, образуются группы.

2. Психологический настрой

 

 

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать, обсуждать,

Можем мы урок начать!

Выбирают кусочки открытки и садятся по своим рисункам на группы.
III.  Стадия вызова

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Стадия осмысления.

7 мин

 

 

 

 

 

10 мин

 

5 мин

3 мин

а) Приём

«Мозговой штурм» отгадывание загадок, в которых встречается тепловые явления.

 

 

Работа в группах:

а) Приём «Кластер»:

Примерный кластер дан в приложении 1.

б)  Защита кластеров.

Формативное оценивание:  перед уроком я раздала ученикам разноцветные стикеры и листы для взаимооценивания. Где каждая группа может оценить друг друга по выполнению заданий

Красный стикер: ученики ответили отлично;

Желтый стикер: хорошо;

Зеленый стикер: удовлетворительно.

При этом каждая группа оценивает по определенным критерии оценивания.

 

а) Работа с учебником.

 

Дано:                              Формула:                                        Решение:

t – 36,5°С            Т=(t+273)К                            Т=(36,5°+273)К=309,5К

Т — ?                                      Ответ: Т=309,5К

Упр.1(2).

Дано:                  Формула:                            Решение:

t1 = 25°С         =  =  = 3,4 раз

t2 = 85°С

— ?                                               Ответ: увеличилась в 3,4 раза.

 

 

Формативное оценивание  со стороны учителя (поощерения)

 

 

б) Исследовательская работа

Формативное оценивание:  перед уроком я раздала ученикам разноцветные стикеры и листы для взаимооценивания. Где каждая группа может оценить друг друга по выполнению заданий

Красный стикер: ученики ответили отлично;

Желтый стикер: хорошо;

Зеленый стикер: удовлетворительно.

При этом каждая группа оценивает по определенным критерии оценивания.

в) Музыкальная физминутка.

 

 

-Валяется камень на мерзлой земле, его подберешь – исчезает в тепле.    (Лед)

— Зимой в поле лежал, весной – в реку побежал.   (Снег)

— Днем стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)

-Покружилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

— Я под мышкой посижу и что делать укажу: или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр)

 

Составление кластера на тему «Температура и ее измерение» и записать способы измерения, чем измеряют, в чем измеряется, виды термометров.

 

Почему  одни тела  холодные, другие  горячие?

Что  произойдет,  если  соприкоснуться горячие и холодные тела?

Чем  измеряют  температуру? В чем различие  этих термометров?

Девиз группы: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь».

Задание. Знакомство с устройством термометра.

Оборудование:

1) термометр;2) стакан с холодной водой.

Измерение температуры воды и воздуха.

 

 

Учащиеся разгадывают загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся  читают в учебнике параграф и составляют кластер, обсуждаем после составления.

Творческая защита кластеров учащимися на постерах,

Ученики внимательно слушают своих свертников  для четкого оценивания. После выступлений каждой группы ученики оценивают друг-друга.

 

Каждая группа отвечает на вопросы

Запись в тетрадях основных понятий

Определяют

1 группа температуру воздуха,

2 группа –вода,

Ученики выполняют исследовательскую работу и сдают отчет о проделанной работе.

Учащиеся под музыку выполняют вместе  упражнения.

V.Рефлексия

7 мин

Приём «Синквейн»

«Поезд счастья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разъяснение  по заданию

А теперь я хочу узнать, понравился вам урок или нет. Я вам предлагаю выразить это с помощью смайлика. На парте перед каждым ребенком  два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось  не интересным.

Творческая работа- четверостишье на тему «температура»,   Работа талантливых учеников

 

Дети подходят и ставят знак у того вагона, т.е  этапа которое им больше всего понравилось по окончании урока.

 

 

VI. Итог урока.

1 мин

Домашнее задание.

1.§1, 2 пересказ

2.Стр 19 экспериментальное задание №1

 

Учитель дает домашнее задание. Учащиеся в дневники записывают домашнее задание.
 

Что прошло хорошо

1. Ребята хорошо взаимодействовали в группах.

2. Учащиеся с удовольствием выполняли все предложенные им задания и хорошо справлялись с ними.

Использование синквейна дало  учащимся возможность почувствовать себя поэтом или писателем, обогащало словарный запас, учило формулировать идею параграфа и готовило к пересказу.

3. Использование ИКТ сделало урок более оживлённым, насыщенным и интересным.

Что было не так хорошо 1. Недостаточно дала детям информации.

2. Дети потратили больше запланированного времени на составление кластера.

Изменения к уроку 1. Тщательнее отбирать информацию для предоставления её учащимся.

2. Передо мной появилась задача продолжать учить ребят систематизировать учебный материал по определённой схеме.

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                             Класс: 8урок 2
Тема: Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия. Температура
Цель урока: Познакомить с основными  понятиями: тепловое, броуновское движение. Диффузия. Температура.

-Научить измерять температуру, переводить из разных шкал в шкалу по Цельсию

Задачи:

Образовательная: формирование у учащихся разностороннего применения физических знаний о тепловом движении молекул.

Развивающие:знают основные  понятия, законы: тепловое,броуновское движение.Диффузия. –Измеряют температуру, -переводят температурные шкалы в систему СИ

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы. Пазлы
10 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся. Демонстрируют свои знания.

 

Карты
15 мин. III. Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует повторение знаний, закрепление умений. С помощью метода «Путешествие по галерее» осуществляет усвоение нового материала.

 

Все молекулы любого вещества находятся в постоянном движении. Это движение называют тепловым, так как скорость этого движения увеличивается с увеличением температуры. Явления диффузии и броуновского движения экспериментально подтверждают существование теплового движения молекул.

Диффузия – это явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества.

Скорость диффузии зависит от материала ,от площади соприкосновения ,

от разности концентраций вещества и направлена в сторону уменьшения концентрации.

Скорость диффузии увеличивается при увеличении температуры.

Скорость диффузии в газах больше , чем в жидкостях, а жидкостях больше, чем в твердых телах , так как  в различных  агрегатных состояниях  вещества  различные расстояния между молекулами.

Броуновское движение – это движение взвешенных в жидкостях или газах частиц  при соударениях с молекулами растворителя . Броуновской частицей могут быть воздушный пузырек, пылинка , соринка и капля масла, плавающие в воде. Молекулы растворителя (вода) двигаются хаотично, сталкиваются с частицей, которая  двигается в ту сторону , с которой больше молекул ударило. Траектория броуновской частицы – случайная ломанная линия.

Скорость броуновского движения увеличивается при увеличении температуры и при уменьшении массы броуновской частицы.

 

Р. Броун  1827г. Броуновское движение.

Броуновское движение – беспорядочное и непрерывное движение взвешенных в жидкости или газе частиц.

 

Зависимость диффузии от 0t
При    t0       увеличивается v диффузии При   t0       уменьшается V;
При    t0       уменьшается v диффузии;

 

Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют те­пловым движением.

 

Потенциальная энергия – энергия, которая определяется взаимным положением тел или частей тела.

 

Кинетическая энергия – энергия, которой обладает тело вследствие своего движения.

 

Температура — это физическая характеристика состояния веще­ства, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества.

Учитель задает вопросы: (слайд 3)

1.      Что такое диффузия?

2.      Одинаково ли протекает диффузия в газах, жидкостях, твердых телах?

3.      Одинаково ли протекает диффузия в холодной и горячей воде?

4.      Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества?

5.      Имеются ли различия между молекулами льда, воды, водяного пара?

6.      Как расположены и как движутся молекулы газа, жидкости, твердого тела?

Значение диффузии в природе и производственной практике.

·         Вследствие диффузии газа состав воздуха у поверхности Земли однороден;

·         Диффузия имеет существенное значение в питании растений и других организмов;

·         Явление диффузии используют на сахарных заводах при извлечении сахара из свеклы;

·         На явлении диффузии основаны соление овощей, варка варения, получение компотов и многие другие технологические процессы;

·         Диффузию молекул твердых тел используют в технике: для придания железным и стальным деталям значительной твердости их поверхностный слой подвергают диффузному насыщению углеродом (цементация).

7.

10 мин. IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

Вопросы для повторения:

1.   Как меняется давление газа при изменении его температуры (при постоянном объеме)?

2.   Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры?

3.   Что мы понимаем под температурой вещества?

4.   Сформулируйте правила измерения температуры воды, воздуха.

5.   Какие температурные шкалы вам известны?

6.  Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. V. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках. Дневник

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

 

 

 

Слайд №1 Слайд №2
Слайд №3 (3d ролик) Слайд №4 (3d ролик)
Слайд №5(3d ролик) Слайд №6 (3d ролик)
Слайд №5

 

 

 

 

 

Дата:                                                                 Класс: 8    урок 3
Тема: Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии
Цель урока: повторить понятия о потенциальной и кинетической энергий; механическая энергия изолированной системы тела, в котором не действует силы трения сохраняет неизменное решение:                          W =  +  = const. (const означает неизменную величину). Энергия тело за счет которой совершается работа, уменьшается. Изменение этой энергий тела равно величине совершенной телом работы;

дать понятия внутренней энергий тел и двум способам её изменения, (путем теплообмена сохраненныйтелом и путем совершение механической работы)

Углубить знания о превращений энергий из одного вида в другой, о тепловых явлениях.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы. Пазлы
5 мин. 1.      II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет

Проверка домашней задачи:

Дано:                Формула:                      Решение:

Т = 20 К            Т = (t+273)К                t = (20 – 273)°С = — 253°С

t — ?                    t = (Т – 273)°С         Ответ: t = — 253°С

Упр.1(4)

Дано:                Формула:                      Решение:

t = — 73°С          Т = (t+273)К           Т = (-73+273)К=200К

Т — ?                                                          Ответ: 200К

Повторить физику за 7 класс (повторение по учебнику)

Решение задач:

Упр.2 (стр.22) физика – 7 класс

Дано:                      СИ:

S = 100 км²   =100·

F = 50 Н

p — ?

Формула: p =

Решение: p =  = 50·10²Н/м²=5·10³Па         Ответ: p=5·10³Па

проверку знаний учащихся.

Демонстрируют свои знания.

 

Карты
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы. Разговорная пятиминутка.

— Вопросы:

1.      Какие виды механической энергии существуют?

2.      Какую энергию называют потенциальной? От каких величин она зависит?

3.      Какую энергию называют потенциальной? От каких величин она зависит?

4.      В каком случае кинетическую энергию тела можно считать равной нулю?

 

Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями. —
15 мин. IY. Актуализация знаний

Демонстрируют знания, умения. Выполняют упражнения.Постеры

 

механике кинетическая энергия движущегося тела зависит от массы. Потенциальная энергия зависит от взаимного расположения тел или частей тела.

Внутри системы энергия может лишь переходить от одного тела к другому или превращается из одного вида в другой.

Однако при этом полная механическая энергия изолированной системы тел, в которой не действуют силы трения, сохраняет неизменное значение: W= const.

Тела, обладающие тем или другим видом энергий, могут совершить определенную работу.

Энергия тела, за счет которой совершается работа, уменьшается. Изменение этой энергий тела равно величине совершенной телом работы.

Провести физический эксперимент по рис.15 – 16.

Вывод: при отсутствий трения и при воздействий только сил упругости тяготения суммарная потенциальная и кинетическая энергия тела или системы тел остается во всех случаях постоянной.

Во-вторых, перечисленных случаях часть механической энергий тела (потенциальная энергия тяготения или упругости или кинетической энергий движения) преобразуются в энергию, зависимую от его состояния. В отличия от механической энергий её называют внутренней энергией тела.

Под внутренней энергий тела понимают энергию хаотическую (кинетическое движения частиц, из которых состоит тело, и энергию их взаимодействия (потенциальная энергия)).

Сумма кинетической энергий теплового движения и потенциальной энергий взаимодействия всех молекул тела называют внутренней энергий тела.

Внутренняя энергия тела зависит от его температуры, от того, является ли оно твердым, жидким или газообразным, сплошным или мелкораздробленным:

1.      От температуры тела (чем выше температура, тем больше его средняя кинетическая энергия движение молекул).

2.      От его состояния (твердый, жидкий, газообразный, сплошной, мелкораздробленный) – измельченные тела образуют больше внутренней энергий, чем целое.

Способ изменения внутренней энергий

 
Теплообмен                         совершенная механическая работа

Провести физический эксперимент: взять горячую воду и опустить туда ложку (через 2 минуты) Задаю вопрос: Что произошло с ложкой (оно нагрелось) это и есть 1 способ теплообмена

Рассказ опыта по рис.17

Внутренняя энергия тела изменяется при изменения скорости движения его молекул, а следовательно, при изменении температуры тела.

Процессы, связанные с изменением температуры вещества, называются тепловыми.

Изменение внутренней энергий системы может происходить, если система сама передает тепло или совершает механическую работу

 

Дидактическая задача для группы  

Опыт № 1

Падение металлического шарика на металлическую плиту.

Потенциальная энергия превращается в кинетическую.

Шарик остановился.

– Куда исчезла механическая энергия?

Смоделируем ситуацию и возьмём вместо металлического шарика пластилиновый. Что происходит с шариком?

А теперь возьмём металлический шарик, а вместо металлической плиты возьмём … (на что нужно бросить шарик, чтобы теперь поверхность деформировалась?) на песок.

– Что происходит с песком?

Вывод: изменилась потенциальная энергия взаимодействия частиц (молекул) из которых состоит тело.

Если измерить очень чувствительным термометром температуру плиты и шарика, то он покажет увеличение температуры и шарика, и плиты.

Вывод: изменилась кинетическая энергия частиц (молекул) из которых состоит тело.

Опыт № 2

Сгибание медной проволоки. Проволока нагрелась.

Вывод: изменилась кинетическая энергия частиц (молекул) из которых состоит тело.

Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называется внутренней энергией.

Внутренняя энергия обозначается буквой U латинского алфавита и измеряется также как и механическая энергия в джоулях.

Особенностью внутренней энергии является то, что она всегда больше нуля, ведь тепловое движение частиц никогда не прекращается. При этом величина внутренней энергии не зависит от механической энергии тела.

Каждый из вас обладает внутренней энергией, так как способен совершить работу, например, по передвижению любого предмета, находящегося у вас на парте, но вы не обладаете механической энергией, так как покоитесь относительно Земли.

Работая, вы растрачиваете вашу внутреннюю энергию, а как вы её восполняете? Вот некоторые сведения, полезные для поддержания вашего здоровья «на уровне». Поглощая пищу, вы потребляете содержащуюся в ней внутреннюю энергию в следующих количествах: хлеб – 9000 Дж/г, сахар – 17 000 Дж/г, масло – 33000 Дж/г.

Работая, вы расходуете энергию в следующих примерно количествах (за 1 ч на 1 кг массы человека): при зарядке – 16 000 Дж, при ходьбе – 15 000 Дж, при лежании – 4000 Дж)

10 мин. V. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока

1 группа. Задание: Если взять кусочек негашёной извести (оксид кальция) и полить его водой, то взаимодействуя, реагирующие вещества нагреваются  и над ними образуется пар. Почему?

При химической реакции происходит внутренней энергии реагирующих веществ, поэтому выделяется теплота. Изменение внутренней энергии реагирующих частиц равно количеству теплоты, которое идёт на повышение температуры этих веществ до температуры кипения воды и на её испарение. Вот поэтому теперь для простоты в магазинах продают уже гашёную известь

2 группа. Задание: Мы часто говорим: «Растения накапливают энергию», вспомните из курса биологии, как происходит это накопление.

Зёрна хлорофилла поглощают солнечную энергию, которая в зелёном листе превращается во внутреннюю энергию питательных веществ. За счёт внутренней энергии питательных веществ растения растут. Животные питаются растениями и используют внутреннюю энергию питательных веществ. Правильно! Все живые существа на Земле для процессов жизнедеятельности используют внутреннюю энергию питательных веществ, в которую превратилась солнечная энергия.  «Кладовая солнца» – так можно назвать окружающий мир живой природы.

3 группа. Задание. 1. Каков основной способ изменения внутренней энергии, если:

– точат нож;
– тает лед, принесенный в комнату;
– ломают проволоку;
– чайник греется на плитке;
– отмерзают уши зимой;
– лопается воздушный шарик.

2. Почему после сильного шторма вода в море становится теплее?

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. VI. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин. VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках. Дневник

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                            Класс: 8         урок 4
Тема: Виды теплопередачи. Теплопроводность. Теплопроводность.
Цель урока: ознакомить учащихся с одним из видов теплообмена — теплопроводностью; научить их объяснять тепловые явления на основании молекулярно-кинетической теории.

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Хорошее настроение».Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу.
5 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы»осуществляет проверку знаний учащихся. Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы.

Расставить ударение в данных словах:

  баловать, добыча, начать, документ, ждала, занят, занята, каталог, квартал, километр

 

Демонстрируют свои знания.

баловать, добыча, начать,

документ, ждала, занят, занята, каталог, квартал, километр

 

 

 

 

 

Мяч

15 мин. IV. Актуализация знаний.

 

Виды теплопередачи

 

 

 

 

 
 

 

.

 

Изменение внутренней энергии посредством теплопередачи может производиться по-разному. Различают три вида теплообмена:

 

 

 

 

 

 
Теплообмен посредством теплопроводности.

Когда вы опускаете чайную ложку в стакан с горячим чаем, то нагревается не только та часть ложки, которая опущена в воду, но и постепенно нагревается та часть ложки, которая находится над водой. Значит, внутренняя энергия может переходить не только от одного тела к другому, но и от одной части тела к другой части того же тела.

 

Проведем следующий опыт. В штативе закрепим толстую медную проволоку. К проволоке прикрепим воском или
пластилином несколько гвоздиков. Нагреем свободный конец проволоки. Сначала от нагревания размягчается воск, который удерживает ближайший от пламени  гвоздик. Этот гвоздик отрывается от стержня и падает. Затем падает второй, третий и т.д. Следовательно, стержень проводит тепло.

 

Как объясняется это явление?

 

В медной проволоке, как и во всех твердых телах, молекулы совершают колебательные движения около некоторых
положений равновесия. При нагревании скорость колебательного движения молекул металла увеличивается в той части проволоки, которая ближе расположена к пламени. Эти молекулы, взаимодействуя с соседними молекулами, передают им часть своей энергии. В результате чего повышается температура отрезка проволоки. Затем увеличивается скорость колебательного движения молекул в следующих отрезках проволоки и т.д., пока не прогреется вся проволока. Важно отметить, что сами молекулы, передавая кинетическую энергию, при этом не меняют свое местоположение, то есть само вещество не перемещается.

Явление передачи внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при их
непосредственном контакте называется теплопроводностью.

Разные вещества имеют неодинаковую теплопроводность.

 

В этом можно убедиться на опыте. Верхние концы
стержней одинакового размера из меди, алюминия, железа, стекла и дерева прогреваются горячей водой. К нижним концам этих стержней прикреплены воском гвоздики. Быстрее всего отпадает гвоздик от медного стержня, значит медь — очень
хороший проводник тепла. Через некоторое время отпадает гвоздик от алюминиевого стержня, а затем — от железного.
Ждать, пока прогреются стеклянный и деревянный стержни, приходится очень долго.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим теплопроводность жидкостей и газов.

Возьмем пробирку с водой и погрузим в нее кусочек льда, а чтобы он не всплыл вверх (лед легче воды), придавим его медным грузиком. Но при этом вода имеет свободный доступ ко льду. Будем нагревать ее верхнюю часть. Вскоре вода у поверхности начинает кипеть, выделяя клубы пара. Но на дне пробирки за это время лед так и не растает. Это означает, что у жидкостей теплопроводность невелика (за исключением ртути и расплавленных металлов).    Исследуем теплопроводность газов.

Сухую пробирку наденем на палец и нагреем в пламени спиртовки донышком вверх. Палец при этом долго не почувствует тепла.

Это связано с тем, что расстояние между молекулами газа больше, чем у жидкостей и твердых тел.

 

 

 

Таким образом, способностью передавать тепло или теплопроводностью обладают все вещества: и твердые, и жидкие, и газообразные.

Однако, теплопроводность различных веществ неодинакова.

Лучшими проводниками тепла являются металлы.

Хуже всех проводят тепло газы.

Самым плохим проводником тепла является вакуум.

 

   Задание для группы

1.   В кастрюле с водой, поставленной на электроплиту, теплопередача в воде осуществляется  преимущественно.

а.   излучением и конвекцией

б.   конвекцией и теплопроводностью

в.   теплопроводностью

г.   Конвекцией

2.   При выполнении измерений теплоемкости тела при помощи калориметра можно получить более точный результат, если в пространстве между двумя сосудами калориметра находится:
A) вакуум;
Б) воздух;
B) вода.

а. 1

б. 2

в. 3

г.  во всех случаях А—В точность измерений одинакова

3.   Как нагревается вода в чайнике, стоящем на электрической плите?

а.  Нагревание воды в чайнике осуществляется в основном за счет поглощения излучения электрической плиты.

б.  Нагревание воды в чайнике осуществляется только за счет явления теплопроводности

в.  Нагревание воды в чайнике происходит за счет явления теплопроводности и конвекции.

г.  Нагревание воды в чайнике происходит только за счет конвекции.

4.   В одинаковые сосуды с холодной водой опустили нагретые до 1000С сплошные шары одинакового объема, в первый сосуд — из меди, а во второй — из цинка. После достижения состояния теплового равновесия оказалось, что в сосудах установилась разная температура. В каком из сосудов окажется более высокая температура?

а.  В первом сосуде, так как удельная теплоемкость меди больше удельной теплоемкости цинка.

б.   В первом сосуде, так как плотность меди больше плотности цинка.

в. Во втором сосуде, так как удельная теплоемкость цинка больше удельной теплоемкости меди.

г.   Во втором сосуде, так как плотность цинка больше плотности меди.

10 мин. V. Закрепление урока. С помощью метода «Аквариум» проводит закрепление урока.

 

) Что называют теплопроводностью?

 

2) Чем объясняется плохая теплопроводность газов?

 

3) Какие вещества имеют наибольшую и наименьшую теплопроводность?

 

4) Какое вещество обладает наибольшей теплопроводностью?

А. Шерсть.      Б. Железо.        В. Бумага.

 

5)Теплопроводностью называют вид теплопередачи, при котором энергия…

А. Переносится самими частицами вещества.

Б. Передается от нагретого конца тела холодному, но само вещество при этом не перемещается.

В. Передается с помощью лучей.

 

6) Изменится ли температура тела, если оно испускает энергии столько же, сколько поглощает?

 

Делают разбор предложения.

 

 

Карточки

 

 

 

 

5 мин. VI. Итог урока

Оценивание фишками  Проводит рефлексию.

— За что бы вы себя могли похвалить?

— Какие трудности встретились на уроке?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников.  

Светофор

 

Стикеры

 

 2 мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках. Дневник

 

 

Итог урока:__________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:_________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:__________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                           Класс: 85 урок
Тема: Конвекция.  Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.
Цель урока: дать понятия об излучении как виде теплопередачи, примерах теплопередачи в природе и технике.Углубить понятия об излучении, о примерах теплопередачи.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Хорошее настроение».Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу.
5 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.

Из каждый группый отвечает на вопросы

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы. С помощью приема «Корзина идей» проводит первичное восприятие по данной теме.

вода;

Демонстрируют свои знания.

На стикерах записывают все, что знают

 

 

Стикеры

15 мин. IV. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.

  • Конвекция – вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями газа и жидкости.

 

Существует два вида конвекции: естественная и вынужденная.

 

Естественная конвекция – самопроизвольное охлаждение, нагревание, перемещение.

Вынужденная конвекция – перемещение с помощью насоса, мешалки и т.п.

Конвекция в жидкостях.  Жидкости и газы  нагреваются снизу, так как у них плохая теплопроводность. У горячих слоёв жидкости (газа) плотность уменьшается, и они поднимаются вверх, уступая место более холодным. Возникает циркуляция («движение по кругу») слоёв.

 

Конвекция учитывается при установке отопительных приборов: батареи располагаются у пола. В этом случае в комнате устанавливается устойчивое конвекционное движение воздуха.

В твердых телах конвекции нет, так как их частицы не обладают большой подвижностью. Много проявлений конвекции можно обнаружить в природе и жизни человека. Конвекция также находит применение в технике.

 

 

Решение практической задачи

У многих выражение «тепло домашнего очага» ассоциируется с уютной квартирой, уставленной удобной мебелью, с пушистым ковром под ногами, с чашкой ароматного кофе и с мурлыкающим котом. Но стоит за окном завьюжить метелям, появиться морозным узорам на окнах, мы вдруг начинаем понимать слово «тепло» в его прямом, а не в переносном значении.

Умеем ли мы беречь микроклимат в доме? Не слишком ли беззаботно смотрим в окна с щелями между рамами? Давайте проверим.

Практическая задача: Рассчитайте количество теплоты, которое теряет наша школа, имеющая 60 окон?

Учитель: При сжигании в нашей котельной 1 м3 природного газа выделяется 3520000 Дж тепла. Как видите потеря тепла большая. Это осознаешь, когда оплачиваешь счета за газ, электричество, отопление и начинаешь понимать: «Лучше серьезно заняться теплоизоляцией собственного жилища».

Тепло уходит из дома не только через неоклеенные окна и неутепленные двери. Немало его улетучивается через стены и пол, даже если он у вас покрыт толстым ковром. Не мало тепла уходит через потолок из — за плохого состояния чердака. Так как же уберечь тепло?

 

10 мин. V. Закрепление урока.

каждой группе задание на карточке. В течение одной минутыобучающиеся должны изобразить, как происходит теплопроводность в данном состоянии вещества. Другие обучающиеся должны определить, какое это состояние.

Восстановите в данном тексте Карточки

 

 

 

 

5 мин. VI. Итог урока.  С помощью метода «Телеграмма» проводит итог урока.

Оценивание фишками  Проводит рефлексию.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока, и отправляют своим одноклассникам телеграмму. Оценивают работу своих одноклассников.  

Светофор

 

Стикеры

 

 2 мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Учеики записывают в дневниках. Дневник

 

Итог урока:_______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code