Дата:                                                                           Класс: 7   урок 1
Тема: Природа и человек. Физика – наука о природе.
Цель урока: создать представление о физике, как науке;

пробудить интерес к изучению физики и развить любознательность;

определить круг изучаемых явлений;

развивать кругозор учащихся при выяснении значения физики в жизни человека и общества;

показать невозможность технического прогресса без знания физических законов.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа:Активизация учащихся, создание ситуации успеха.

Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Проявление интереса к материалу изучения.

Оценивают правильность выполнения заданий.

Учебник
10 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «ИНСЕРТ» осуществляет проверку знаний учащихся.

Прием  работа с текстом «Insert»

Ведение активного чтения параграфа 2 учебника прием Insert

(работают простым карандашом, на полях выставляют знаки)

Заполнение таблицы

V (уже знал) + (новое) — (думал иначе) ?(не понял, есть вопросы)

Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения.

Демонстрируют свои знания.

 

Таблица «ИНСЕРТ»
20 мин. III. Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует повторение знаний, закрепление умений. По методу «Ромашка Блума»

 

1. Человек живет в мире природы. Природа-это то, что нас окружает: вода, воздух, земля, деревья, животные, звезды, планеты, т.е. все в целом. Человек и сам является неотъемлемой частью природы. С древних времен люди видели в Земле и Солнце источники жизни. Понятия «земля» и «мать» были неотделимы. Они остаются едиными и по сей день. Мы любим Землю, как мать, а мать сравниваем с Солнцем. Называя Жетысу «красой земли» наши предки выражали горячую любовь к родной земле, а значит и к природе. Они придавали исключительно высокое значение сохранению природной чистоты  окружающего мира: лесов, озер и рек. Передовая из поколения в поколение мудрые изречения: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться», «Встретив родник, очищай его источник», воспитывали молодое поколение в духе бережного отношения к родной природе.

  Природа находится в непрерывном изменении (радуга, гром, тает снег, замерзают лужи движение небесных тел, обмеление рек и озер, смена времен года и т.д.)

Многообразные изменения, происходящие в природе, называют природными явлениями.

   Явления в природе взаимосвязаны.  Изучением  природных явлений занимаются такие науки, как физика, астрономия, биология, география, геология, химия. Каждая наука при этом преследует свои цели и использует свои методы.

Задание для группы

1  группа Природа — окружающий нас материальный мир.

2 группа Живая природа – может рождаться, расти и развиваться самостоятельно.

3 группа Физика – наука о природе.

4 группа: Явления природы – изменения, происходящие в природе.

 

Упражнение 1

Вы знаете, как происходят многие явления, и, надеюсь, легко закончите фразы, предскажите, чем закончатся следующие события а) Если выпустить из рук тяжелый предмет, то

б) Если цветок не поливать, то

с) Если сверкнула молния, то…

д) Подумайте и скажите, какие явления мы наблюдаем, когда: а) слушаем радио, б) включаем электрический свет в) включаем телевизор.

устные высказывания учащихся о уроке

Демонстрируют знания, умения. Выполняют упражнения.

 

Разноуровневые задания

 

учебник

10 мин. IV. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям.

 

По методу «Ассоциативная карта» проводит закрепление урока.

Физика – наука о природе

 

 

 

 

 
1 Почему Галилео Галилея считают первым физиком?

2. Что является предметом изучения физики?

3. Какова приблизительная громкость шепота в дБ?

4. Назовите органы чувств человека.

5. Через какой орган чувств человек получает наибольший объем информа­ции по сравнению с другими?

Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

 

Карточки

 

 

 

фишки

 2 мин. V. Домашняя работа. Объясняет выполнение домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках (Упражнение 3)

 

 

Итог урока:_________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                             Класс: 7   урок 2
Тема: Физические термины и понятия. Физика и техника. Физика в современном мире. Наука о небесных телах.
Цель урока: :  создать представленике о первичном понятии в физике (тело, вещества).

Развивающая: развивать кругозор учащихся при выяснении значения физики в жизни человека и общества; показать невозможности технического прогресса без знания физических законов.

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунока на спине».

 

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. Бумага А4

Маркер

10 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью ромашки Блума проверить знания учащихся

1.      Что называется материей?

2.      Что называется веществом?

3.      Что называется телом?

Назовите 4 величайших открытия XX века

 

Демонстрируют свои знания, умения. Ромашка Блума
20 мин. III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала.

«Фюзис» (греч.)  — природа.

Физика – наука о наиболее простых  и общих явлениях в природе.

Физические явления (ф.я.) изменения, происходящие в природе:

1.            механические

2.            тепловые

3.            электрические

4.            магнитные

5.            световые

6.            ядерные

Физический закон устанавливает связь между ф.я., их причину и следствия.

Физическая теория объясняет ф.я., происходящие в природе.

 

Материя – это все, что есть во Вселенной.

 

 

   Задание для индивидуальной работы

1 группа

Даны карточки со словами: стул, дерево, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, тень, масло, компас. Найдите закономерность и распределите термины.

Примерный ответ. Стул Дерево Дождь

Звезда Железо Ветер

Компас Масло Молния

Воздух Кислород Тень

В первой колонке приведены физические тела, во второй: вещества, в третьей: явления.

2 группа

Даны слова и словосочетания. Впишите эти слова и словосочетания в соответствии с указанными явлениями. Механические явления, Оптические явления, Электрические  явления и Тепловые.

Кипение воды, снег, катится автомобиль, выстрел из ружья, падает парашютист, гремит гром, сверкает молния, электрическая искра, мерцание звезд, затмение Солнца, электрическая лампочка горит, тень от деревьев, ветер колышет листья.

Задачи для слабых учеников. Веселые задачи .

1. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением?

(ответ: конечно) 2. Вам во сне добрый волшебник подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Друзья очень радовались, жаль только, что это был сон. Можно ли считать явление и подарок доброго волшебника физическим явлением?

(ответ: нет) 3. Коля ловил девочек, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики?

(ответ: и физики, и химики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты. Г. Остер) Задачи для любителей литературы.

О каких явлениях идет речь в этих отрывках?

1.Из художественного произведения «Взятие Олегом Царьграда».

… И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь». 2.Из повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

… Пропал я, пропал! Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания служащих Центрального совета народного хозяйства, плеснул кипятком и обварил мне левый бок. 3.Из романа Ю. Бондарева «Горячий снег».

…Кузнецов, мгновенно стряхнув остатки сна, подошел к двери и от жгучего сияния пустынных под солнцем снегов зажмурился даже, задохнулся от режущего морозного воздуха.

(ответы: 1. механическое явление. 2. тепловое явление. 3. оптическое явление.)

 

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

З адания на развитие логического мышления.
Задание 1 (для индивидуальной  работы)

Даны карточки со словами: стул, дерево, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, тень, масло, компас. Найдите закономерность и распределите термины.
Примерный ответ.

Стул Дерево Дождь
Звезда Железо Ветер
Компас Масло Молния
Воздух Кислород Тень

 

В первой колонке приведены физические тела, во второй: вещества, в третьей: явления.

                      Задание 2 ( для парной работы).

Даны слова и словосочетания. Впишите эти слова и словосочетания в соответствии с указанными явлениями.

Механические
явления Оптические
явления Электрические
явления Тепловые явления

Кипение воды, снег, катится автомобиль, выстрел из ружья, падает парашютист, гремит гром, сверкает молния, электрическая искра, мерцание звезд, затмение Солнца, электрическая лампочка горит, тень от деревьев, ветер колышет листья.

Задачи для  слабых учеников.
Веселые задачи .
1. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением?
(ответ: конечно)

2. Вам во сне добрый волшебник подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Друзья очень радовались, жаль только, что это был сон. Можно ли считать явление и подарок доброго волшебника физическим явлением?
(ответ: нет)

3. Коля ловил девочек, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики?
(ответ: и физики, и химики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты. Г. Остер)

10

 

Закрепление урока

4 группы.

Найти в интрнете и составить презентацию

. Открытие атомной энергии.

2. Освоение космоса.

3. Создание лазера.

4. Возникновения кибернетики и связанной с ней электронно-вычислительной техники.

Задание для Разминки

 

Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях

.

1. Я в Москве, он в Ленинграде

В разных комнатах сидим.

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним.  (Телефон)

 

2. В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

В нем летают чудо — птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идет,

А зимою сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно?  (Телевизор)

 

3. Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд.  (Ракета)

 

4. Сначала — блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)

5. Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит.  (Эхо)

 

 

Игровые и интерактивные упражнения.

Загадки.

 

 

10 мин. IV.Итог урока. Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности.Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.- Понравился ли вам урок?- Что было трудным для вас?- Что вам больше понравилось?

 

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Оценочные листы

 

Стикеры

 2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог урока:________________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:_______________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Урок 3

Народная астрономия древнего мира. Центральная Азия и развитие науки.

 

Ссылка Среднесрочное планирование и  календарно-тематическое планирование  для 7 класс 2015-16 учебного года
Общие цели  Ознакомление со взглядами  древних мыслителей на строение вселенной, развитие любознательности, уважения к трудам учёных. Умение грамотно выстраивать свою речь.

 

Результат обучения 1.      Знать имена древних мыслителей их теории.

2.      Знать основные вехи развития науки.

3.      Уметь отвечать на вопросы исторического характера.

1.      Уметь работать в коллективе и принимать иные точки зрения.

Основные идеи
Ресурсы Презентация,  карточки-задания для  парной работы,   разноуровневые задания, тесты.
Модули НППО, ОКМ, ОдО  и ОО, ОВОУ, УЛО
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг.

Момент

3 мин

Здравствуйте, ребята! Давайте по очереди поприветствуем друг друга, используя карточки со словами.

Сегодня наш урок необычный, попробуем побыть настоящими исследователями, экспериментаторами, убедимся , что знание физики необходимо во многих отраслях науки и техники, производства, народного хозяйства, и в быту.

Какая цель нашего сегодняшнего урока???

Обьявление целей и задач урока.

Но сначала мы проверим домашнее задание.

 

 

приветствие
Актуализация знаний

5 мин

а) Устная работа.

1.      Что такое физика?

2.      Что изучает физика?

3.      Почему физику считают одной из основных наук о природе?

4.      Какие физические термины вам известны?

5.      Что называется физическим телом?

6.      Что происходит с физическими телами в природе?

7.      Что называется физическими явлениями?

Б) Физический диктант

Закончите предложения.          а) Земля движется вокруг… б) Луна движется вокруг … в) Все планеты движутся вокруг … г) Спутник движется вокруг … д) Все небесные тела движутся в … е) Лед плавится и превращается- … ж) Вода отвердевает и превращается … з) Вода кипит и превращается … и) Пар охлаждается и превращается… к) Физическими явлениями называются изменения, которые … л) Физикой называется наука, которая …           ­

8.      Подумайте и скажите, какие явления мы наблюдаем, когда: а) слушаем радио; б) включаем электрический свет; в) включаем телевизор.

 

 

устные ответы (коллективная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа, запись в тетраде

 

 

 

Взаимооценивание.

 

 

Изучение нового материала

18    минут

I.       Самостоятельное изучение нового материала.

а) Прочитав §4, §5 и §6 учебника, ответьте на вопросы:

1.    Что изучает астрономия?

2.    Из чего состоит галактика?

3.    Какие выводы можно сделать из взаимосвязи астрономии и физики?

4.    Как называется основной прибор, применяемый в астрономии?

5.    Как возникли названия небесных тел?

6.    Какие легенды о небесных телах вы знаете?

б) Закрепление материала. Разбор вопросов:

1.      Прослушать ответы на предыдущие вопросы.

2.      Почему нужно знать человеку законы природы? (Чтобы понять, как работают созданные учеными машины и механизмы. Для этого нужно усвоить основы современной науки.)

3.    Почему людям необходимо понять окружающий мир? (Чтобы использовать его законы для облегчения труда, улучшения жизни людей.)

4.    Привести примеры, доказывающие, что физика – фундамент главнейших направлений техники. (Примеры  появившихся технических наук на основе физики.)

5.     Почему понятия физики и ее законы лежат в основе любого раздела естествознания? (Физика изучает простейшие и наиболее общие свойства материального мира.)

 

Работа учащихся с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбор вопросов, ответы учащихся на вопросы учителя, коллективная работа

Закрепление изученного

 

15  минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнение разноуровневых заданий

Уровень А (1-10 вопроса по 0,5 балла)

1.      … — одна из восьми планет которые вращаются вокруг Солнца: а) Луна; б) Земля; в) Звезда; г) Млечный путь.

2.      Юпитер – по-казахски называется. а) Қoңырқай; б) Есекқырған; в) Аңырақай; г) Болпан.

3.    Раздел науки, где изучается движение искуственно созданных аппаратов в космическом пространстве, называется …. а) космологией; б) космогонией; в) космонавтикой; г) астрофизикой.

4.    Признательные потомки называют его «вторым учителем». а) Аристотель; б) абу-Насыр аль-Фараби; в) Ломоносов; г) Архимед.

5.      Впервые нога человека ступила на Луну в … году. а) 1967 г; б) 1966 г; в) 1969 г; г) 1968 г.

6.      Область астрономии, изучающая происхождение и развитие небесных тел и их систем, называется …. а) космологией; б) космогонией; в) космонавтикой; г) астрофизикой.

7.      Как называется основной прибор, применяемый в астрономии? а) аккумулятор; б) весы; в) секундомер; г) телескоп.

8.      Раздел науки, где астрономические объекты изучаются на основе физических методов, называется …. а) космологией; б) космогонией; в) космонавтикой; г) астрофизикой.

9.      Первый в мире космонавт: а) Т.Аубакиров; б) Ю.Гагарин; в) Т.Мусабаев; г) Н.Армстронг; д) Э.Олдрин.

10.   Учение астрономии о Вселенной, о ее общих свойствах, представления о мироздании называют …  а) космологией; б) космогонией; в) космонавтикой; г) астрофизикой.

Уровень В (1-2 вопроса по 0,5 балла)

1.      Галактика не включает в себя … а) Звезды; б) Планеты; в) Вселенную; г) Кометы.

2.      К астрономическим телам не относится: а) звезды; б) планеты; в) аметисты; г) метеориты.

3.      Что можно увидеть в телескоп на Солнце? [пятна, факелы, протуберанцы].

4.      Каково направление вращения Солнца? [в сторону движения планет].

5.      Во сколько раз Солнце больше Земли? [в 109 раз].

 

Ребята выполняют задания, сопоставляют уточняют свои знания.

Взаимопроверка По ходу Взаимоопрос

 

Работа выполняется индивидуально,  Если у детей возникнуть трудности можно перейти к коллективной проверке.

 

 

Рефлексия

2 мин

Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
Какие понятия должны запомнить?
Что понравилось на уроке? Почему?
Что не понравилось?А теперь давайте подведём итоги нашего урока. Сейчас Вы должны показать своё отношение к этому уроку. Если Вы всё прекрасно поняли, то поднимите красную карточку, если не всё поняли, что-то упустили, то поднимите зелёную карточку. И если ничего не поняли, считаете, урок плохим то поднимаете жёлтую карточку.
Поднятие карточки КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ
Домашнее задание 2 минуты читать §2-4 учебника, ответьте на вопросы в конце параграфа устно. Доделать разноуровневые задания.

Уровень С

У нас сложилась чрезвычайная ситуация. Всем известно, что наша планета всегда славилась чистейшей водой из прекрасных источников, наши водные курорты испокон века привлекали путешественников своей красотой и чудодейственной целебной силой. НО… (Далее следует доклад на 3 5 мин., излагающий проблему в области загрязнения воды, с презентацией.)

Записывают домашнее задание, коллективное обсуждение

Карта к уроку №3

  1. Задание 1: Самостоятельное изучение нового материала.

а) Прочитай §2, §3 и §4 учебника, ответьте на вопросы:

  1. Что изучает астрономия?
  2. Из чего состоит галактика?
  3. Какие выводы можно сделать из взаимосвязи астрономии и физики?
  4. Как называется основной прибор, применяемый в астрономии?
  5. Как возникли названия небесных тел?
  6. Какие легенды о небесных телах вы знаете?

б) Закрепление материала. Разбор вопросов:

  1. Прослушать ответы на предыдущие вопросы.
  2. Почему нужно знать человеку законы природы?
  3. Почему людям необходимо понять окружающий мир? Привести примеры, доказывающие, что физика – фундамент главнейших направлений техники.
  4. Почему понятия физики и ее законы лежат в основе любого раздела естествознания?

 

Задание 2 Тест    Уровень А (1-10 вопроса по 0,5 балла)

  1. … — одна из восьми планет которые вращаются вокруг Солнца: а) Луна; б) Земля; в) Звезда; г) Млечный путь.
  2. Юпитер – по-казахски называется. а) Қoңырқай; б) Есекқырған; в) Аңырақай; г) Болпан.
  3. Раздел науки, где изучается движение искуственно созданных аппаратов в космическом пространстве, называется …. а) космологией; б) космогонией; в) космонавтикой; г) астрофизикой.
  4. Признательные потомки называют его «вторым учителем». а) Аристотель; б) абу-Насыр аль-Фараби; в) Ломоносов; г) Архимед.
  5. Впервые нога человека ступила на Луну в … году. а) 1967 г; б) 1966 г; в) 1969 г; г) 1968 г.
  6. Область астрономии, изучающая происхождение и развитие небесных тел и их систем, называется …. а) космологией; б) космогонией; в) космонавтикой; г) астрофизикой.
  7. Как называется основной прибор, применяемый в астрономии? а) аккумулятор; б) весы; в) секундомер; г) телескоп.
  8. Раздел науки, где астрономические объекты изучаются на основе физических методов, называется …. а) космологией; б) космогонией; в) космонавтикой; г) астрофизикой.
  9. Первый в мире космонавт: а) Т.Аубакиров; б) Ю.Гагарин; в) Т.Мусабаев; г) Н.Армстронг; д) Э.Олдрин.
  10. Учение астрономии о Вселенной, о ее общих свойствах, представления о мироздании называют … а) космологией; б) космогонией; в) космонавтикой; г) астрофизикой.

Задание 3 Уровень В (1-2 вопроса по 0,5 балла)

  1. Галактика не включает в себя … а) Звезды; б) Планеты; в) Вселенную; г) Кометы.
  2. К астрономическим телам не относится: а) звезды; б) планеты; в) аметисты; г) метеориты.
  3. Что можно увидеть в телескоп на Солнце? [пятна, факелы, протуберанцы].
  4. Каково направление вращения Солнца? __________________________________
  5. Во сколько раз Солнце больше Земли? ____________________________________.

 

Задание 4 читать §2-4 учебника, ответьте на вопросы в конце параграфа устно. Доделать разноуровневые задания.

Уровень С

У нас сложилась чрезвычайная ситуация. Всем известно, что наша планета всегда славилась чистейшей водой из прекрасных источников, наши водные курорты испокон века привлекали путешественников своей красотой и чудодейственной целебной силой. НО… (Далее следует доклад на 3 5 мин., излагающий проблему в области загрязнения воды, с презентацией.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:

 

Дата:                                                                            Класс:  7     урок 4
Тема: Научные методы изучения природы. Физический эксперимент. Физическая теория
Цель урока: объяснить учащимся основные научные методы изучения природы.

Задачи:

Учебная: познакомить с понятием наблюдения, эксперимента, теоретического осмысления, научной гипотезы; познакомить с неукоснительными требованиями  для описания хода эксперимента.

Развивающая: развить познавательный интерес к предмету.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунока на спине».

 

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. Бумага А4

Маркер

10 мин. Проверка пройденного материала. С помощь метода «Поп-корн» проверить домашнюю работу.

Почему диапазон восприятия органов чувств человека достаточен для адап­тации к жизни в зимних условиях?

2. Чем ограничен диапазон восприятия органов осязания?

3. Чем ограничен диапазон восприятия органов вкуса?

4. Чем ограничен диапазон восприятия органов обоняния?

5. Чем ограничен диапазон восприятия органов слуха?

 

Сравнивать ранее освоенные объекты по определенным семантическим характеристикам ; рефлексировать о своих предположениях об изучаемом объекте, подтверждая или корректируя пометки в семантической карте; развивать свои навыки самостоятельной работы с текстом. Ламинированные листы
20 мин. III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала.

Контролирует выполнение записей учащимися.

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

 

1.      Семантическая карта

наблюдение Эксперимент теория
Ньютон
Франклин

2.      Перед изучением новой темы обучающиеся так же отмечают для этого семантические характеристики, но наблюдается ещё один знак «?»- вопрос, показывающий то, в чем дети неуверенны.

3.      Чтение нового текста.

Обсуждение изученного и возвращение к таблице: подтверждение или корректировка предварительной деятельности

 

 

 

Работа с карточками (физический диктант)

1  группа

1.       Среди  наиболее распространённых научных методов являются
2.      Дайте определение термину «гипотеза»

 

 2 группа

1.       С помощью какого физического прибора можно довести скорость движения элементарных частиц?

2.       Вставь пропущенные спутники

3 группа

1.      Вставь пропущенные слова.

Выдвижение _______________ не является научным открытием. Правильность любой гипотезы или __________ доказывается только практический опыт или эксперимент.

 

2.      Какой американский ученый выдвинул верную гипотезу о возникновении молнии?

 

 

1.      Подведение итогов.

 

10 мин. IV.Итог урока. Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности.Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям.Закрепление изученного1. С чего начинается работа физика? .2. Что такое эксперимент?

3. Почему эксперимент является критерием правильности физической теории?

4. Что такое модель в физике?

5. Приведите пример физической модели.

6. В чем заключается взаимосвязь теории и физической модели?

Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

 

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

Стикеры

 2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

 

 

 

 

 

Класс _______________________________________                                                Дата проведения ____________________________________________

Тема урока № 5: Физические величины. Измерение величин. Точность измерений и вычислений. Метрическая система мер. Международная система единиц.

Цель обучения: Познакомить учащихся с приближенной записью больших и малых чисел, сформировать общие представления о точности измерений и вычислений.

Ожидаемый результат:

А: Ученики знают понятия: абсолютная и относительная погрешности, инструментальная погрешность, прямой и косвенный методы измерения; действия над степенями.

В: Ученики могут определять цену деления шкалы прибора, погрешность, выполнять действия над степенями.

С: Ученики могут определять показания приборов с учетом погрешности, формулировать определения.

Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика Ресурсы Оценивание для обучения Модули
Мотивационный этап – 10 мин 1 мин Стратегия «Привет» Учащиеся здороваются друг с другом как с президентом, соседом, родственником
9 мин Учитель проверяет домашнее задание, проводя проверочную работу Учащиеся выполняют задание на бумажных носителях

) Экспресс – опрос:

1. Какие научные методы изучения природы наиболее распространены?

2. Что такое гипотеза?

3. Какие физические и астрономические приборы, кроме приведенных в учебнике, вы знаете?

4. Какова основная функция эксперимента?

5. Какие требования ставятся при проведении эксперимента7

6. Какова основная функция физической теории?

7. Какова самая главная особенность теории? С помощью каких примеров можно ее продемонстрировать?

 

Задания на бумажных носителях два варианта
Операционный этап – 15 мин 3 мин Стадия вызова. Учитель предлагает измерить длину книги различными линейками.

 

Учитель называет тему урока и предлагает учащимся сформулировать цели урока

Учащиеся измеряют линейкой длину книги, каждый озвучивает свой результат, и делают вывод.

 

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, формулируют цели урока

 

Линейки различных видов.

НП (диалоговое), КМ, ИКТ
7 мин Учитель  предлагает просмотреть видеоролик и в парах сформулировать определения прямого и косвенного метода измерения. Учащиеся в тетради самостоятельно формулируют определения прямого и косвенного метода измерения. Видеоролик «Точность измерений» КМ, ИКТ
5 мин Учитель знакомит с записью больших чисел в стандартном виде.

1500000000=1,5·109

0,00000042=4,2·10-7

Учащиеся в тетрадь записывают математические преобразования

10m·10n = 10m+n

10m:10n = 10m-n

(10m)n = 10m·n

100 = 1

 

Слайд с записями чисел в стандартном виде ИКТ
Рефлексивный этап – 20 мин 3 мин Задание 1. Стр 43 упр 4 № 1. Учащиеся выполняют задание в парах, сверяются в группе с шаблоном решения Шаблон:

8300=8,3·103                816200000=8,16·108

0,0527=5,2·10-2            0,000000029=2,9·10-8

взаимооценка ОдО и ОО
3 мин Задание 2. Стр. 43 упр 4 № 2 Учащиеся выполняют задание в парах, сверяются в группе с шаблоном решения. Шаблон:

107·105=107+5=1012            108·10-3=108+(-3)=105

10-6·10-6=10-6+(-6)=10-12      108:10-3=108-(-5)=10 13

10-5:10-7=10-5-(-7)=10 -12

взаимооценка ОдО и ОО
9 мин Задание3.  Стр 42 задание 6  № 2

 

 

Учащиеся выполняют задание, затем обмениваются тетрадями и сверяются по шаблону. Шаблон:

Название прибора Измеряемая физ величина погрешность
Линейка Длина А)(7-0,25)см≤ l ≤(7+0,25)cм; 6,75см≤ l ≤7,25cм

 

б) (7-0,05)см≤ l ≤(7+0,05)cм; 6,95см≤ l ≤7,05cм

 

Мензурка Объем А)(30-0,5)см3 ≤V≤(30+0,5) см3; 29,5см3 ≤V≤30,5 см3

 

Б)( 150-2,5)см3 ≤V≤(150+2,5) см3; 147,5см3 ≤V≤152,5 см3

 

секундомер время (10-0,5) с≤t≤(10+0,5)с

9,5 с≤t≤ 10,5с

 

взаимооценка ОдО и ОО
3 мин Рефлексия. Учащиеся оценивают себя и работу в группах, используя рефлексивный бланк.

 

 

 Рефлексивный бланк

Ф.И._________ класс ___________

Самооценка:

Я знаю ___________

Было трудно ____, потому что ____

Я понимаю _____________

Я умею _________________

Взаимооценка:
Имя _____ за что ______
Имя_____ за что ______

 

Одно пожелание (кому) __________  что именно ____________________

 

Самооценка, взаимооценка ОдО и ОО
2 мин Домашнее задание

 

§7 выучить определения, зад6№1 упр4№8,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физической величиной называется количественная характеристика свойства физического объекта или физического явления.

Значением физической величины называют некоторое число с единицей измерения. Измерение – определение значения величины опытным путем с помощью средств измерения. (слайд 3 – 4)

Прямое измерение – определение значения величины непосредственно с помощью средств измерения.

Косвенное измерение – определения значения величины по формуле, связывающей ее с другими величинами, непосредственно измерениями.

Примеры старинных мер длины, массы, времени. Историческая справка (сообщение учащегося)

В 1793году во Франции принята Метрическая система мер. В 1960 году ХI Генеральной конференцией по мерам и весам принята Международная система единиц – СИ.

Измерения очень важны в нашей жизни, для их проведения необходимы измерительные приборы. Самые простые приборы для измерения длины  линейка, рулетка, мерная лента.

Для измерения объема жидкости мензурка, мерный цилиндр, мерная колба.

Для измерения температуры используют комнатный, водный, медицинский термометры. Медицинский, в свою очередь, бывает электронный и ртутный.

Существуют и другие измерительные приборы. Например, времени секундомер, часы. Силы — динамометр. Давления, атмосферного – барометр, газов в сосуде — манометр.

Приборы делят на шкальные и цифровые. Каждый шкальный прибор имеет шкалу и цену деления. (слайд 7 – 9)

Значением физической величины называют некоторое число с единицей измерения, а определяют при помощи измерений.

Чтобы определить цену деления шкалы прибора, нужно разность двух любых значений величины, указанных на шкале, разделить на число делений между ними.

Что значит измерить какую -либо физическую величину? Это значить сравнить ее с какой- либо величиной, принятой за единицу измерения.

У современных измерительных приборов есть ШКАЛА, на которую наносят деления для удобства измерений.

 

 

Деление шкалы – промежуток между двумя соседними отметками на шкале.

Цена деления— наименьшее значение шкалы измерительного прибора

Чтобы определить цену деления, нужно найти два ближайших штриха шкалы, около которых написаны числовые значения. Затем из большего значения вычесть меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.

Цена деления =

 

 

Точность измерения зависит от чувствительности прибора и опытности человека, делающего измерения. При измерениях обязательно будут несовпадения с предыдущим, измерением это называется инструментальная погрешность.

При измерениях еще учитывают инструментальную погрешность— это половина цены деления прибора.

И запись  величины будет выглядеть так

L=(4.00±0.25)см

Т.е.3,75≤ L ≥4,25

Значит чем меньше расстоянии между делениями прибора , тем точней прибор.

 

Чтобы было удобнее измерять физические величины, кроме основных еди­ниц используют кратные единицы, которые в 10, 100, 1000 и т.д. больше основных и дольные, которые в 10,100,1000меньше основной единицы. Для их обозначения используют специальные приставки (см. таблицу)..

 

Наименование приставки Обозначение приставки Множитель Наименование , множителя
нано н 10-‘=0,000000001 одна миллиардная
микро мк 10-4=0,000001 одна миллионная
МИЛЛИ м 10-М),001 одна тысячная
санти с КН0.01 одна сотая
деци д 10-‘=0,1 одна десятая
дека да 10’=10 десять
гекто г 10J=100 сто
кило к 103=1000 тысяча
мега М 106=1000000 миллион
гига Г 109=1000000000 миллиард

 

 

1) Определить цену деления и объем воды в мензурке.

Ц.д. =

2)объем жидкости равен

V =170мл + 3∙10мл=200мл

Ответ: 200мл

 

2)Про какой прибор говорится в загадке?

Я под мышкой посижу

И что делать укажу

Или разрешу гулять

Или уложу в кровать.    (Градусник – термометр)

3) Выполнение упражнения 1(4) из учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                          Класс: 7          урок 6
Тема: Приближенная запись больших и малых чисел.
Цель урока:

сформировать общие представления о метрической системе мер,    познакомить учащихся с приближенной записью больших и малых чисел

развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;

сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения

по проблеме  урока.  .

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Комплимент».

 

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.
10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По методу «Поп-корн» осуществляет проверку домашней работы.

 

Самостоятельная работа

Вариант 1.

Записать числа в стандартном виде.

1) 700 000=
2) 0,000 007 =
3) Нуль, запятая, двадцать пять нулей, один =
4) Девятнадцать и восемь нулей =
5) 3,2 ·10-2 · 3·104 =
6) 9,9 · 10-11 : 3 · 10-17 =

 

.             Самостоятельная работа

Вариант 2.

Записать числа в стандартном виде.

1) 30 000 000 =
2) 0,000 003 =
3) Нуль, запятая, шестьдесят восемь  =
4) Двенадцать и девять  нулей =
5)1,2 ·1012 · 5·10-20 =
6) 2,24· 10 25 : 0,4 · 10 27 =

 

 

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.
20 мин. III. Актуализация знаний.

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. Осуществляет усвоение нового материала.

Контролирует выполнение записей учащимися.

 

В старину все страны пользовались своими единицами измерения. Например, казахи для измерения длины использовали такие единицы, как қарыс (расстояние между раздвинутыми большим и средним пальцами, по- русски пядь), табан (длина ступни) и др. В Англии и США до сих пор пользуются такими единицами длины, как миля, ярд, фут, дюйм .

Бессистемность единиц измерения затрудняла торговые отношения между народами, тормозила развитие промышленности. В связи с этим Франция предложила использовать Метрическую систему мер . В качестве основной единицы был взят метр.

 

 

Запиши в иной форме задания1 и 2 из упражнения 4 стр.41.

8300=…..                           107х105=…

8162000=…                       108х10-3=…

0,0527=….                         106х10-6=…

0,000000029=…                108:10-3=…

10-7:10-5=…

 

Сравните, соответствует ли расход бензина на поездку из Костаная в Астану- 100 литров,  пройденному расстоянию. Определите наименьшее расстояние  в км от Костаная до Астаны по карте. Запишите найденное число в км, используя стандартный вид числа. Расход бензина на 100км- 10 литров.

 

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

Ученики самостоятельно выполняют 23-е  упражнение.

Учебник
10 мин. IV.Итог урока. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Одаренные дети составляют «Синкевейн»Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям.. Запишите числа в стандартном виде.1)      26 000 =

2)      45 000 000 =

3)      0,000 785 =

4)      0,001 07 =

5)      83,6 =

6)      0,004 19 =

7)      36,23·10-2 =

8)      0,27·107 =

9)      Пять и пятнадцать нулей =

10). Нуль, запятая, двадцать пять нулей, двадцать три =

5.                                              Самостоятельная работа

Вариант 2.

Записать числа в стандартном виде.

1) 30 000 000 =
2) 0,000 003 =
3) Нуль, запятая, шестьдесят восемь  =
4) Двенадцать и девять  нулей =
5)1,2 ·1012 · 5·10-20 =
6) 2,24· 10 25 : 0,4 · 10 27 =

Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

 

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

Стикеры

 2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code