География, 9  класс

Урок № 1: ЭГП Казахстана. Природные условия и ресурсы.

 

Цель урока: 1) Сформировать знания учащихся об экономико-географическом положении Казахстана на политической  карте мира и о значении природных условий и природных ресурсов для развития хозяйства; 2) Развивать умение давать характеристику экономико-географического положения государства; 3)Патриотическое воспитание.

 

Метод обучения:  словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

 

Оборудование:  1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.

 

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

 

II.Проверка домашнего задания. Раздать ученикам тесты за 8  класс с целью проверки прочности усвоения знаний за предыдущий курс обучения.

 

III.Всесторонняя проверка знаний.

1.Каких топливных полезных ископаемых разведано больше (по массе)? (уголь)

2.Животные обитают в воздухе до высоты (150м)

  1. Город Туркестан в 2000 году отметил (1500 лет)
  2. Дата объявления Казахстаном независимости (16.12.1991г)
  3. «Пятым океаном» называют (атмосферу)
  4. Самый большой по площади климатический пояс Евразии (умеренный)
  5. Последнее катастрофическое землетрясение в Алмазы произошло в (1911г)
  6. Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)
  7. Заморозки на юге Казахстана бывают в (начале осени и поздне-весенний период)
  8. Антропогенные природные комплексы (сады и водохранилища)

 

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. На каком материке расположена наша республика? Проблемный вопрос: Выгодно ли экономико-географическое положение Казахстана?

 

V.Объяснение новой темы.

  1. ЭГП РК (площадь 2 724,9 тыс.кв. км – 2% Земли или 6,1% Азии; протяженность границ 13 311 км, из них12 711 по суше; разведанные запасы угля 176,6 млрд. т; 51 аэропорт, из них 13 международных)
  2. Природные условия (рельеф, почва, климат, солнечное тепло, водный режим)
  3. Природные ресурсы (полезные ископаемые, почва, вода, атмосферный воздух, растительный и животный мир)
  4. Минеральные ресурсы (из 109 элементов таблицы Менделеева разведаны 99, используются 60; по запасам на 6 месте в мире, по запасам вольфрама -1 место, хромита и фосфора -2, марганца -3, свинца и молибдена – 4, золота – 6, железа – 8, урана -9, нефти – 11)
  5. Земельные ресурсы (270,1 млн. га, из них 82% пригодны для с/х; по площади распаханных земель на 6 месте в мире)
  6. Водные ресурсы (объем поверхностных вод 115,3 млрд. куб. м; 85 тыс. рек, 48 тыс. озер общей площадью 45 тыс. кв. км; 4 тыс. водохранилищ)
  7. Биологические ресурсы (5700 видов растительности, из них 14% эндемиков, 279 видов занесены в Красную Книгу РК; леса занимают 4% общей площади территории страны; 155 видов млекопитающих, 480 – рептилий, 150 – рыб; в Каспии 90% всех осетровых рыб; 10 заповедников)

 

VI.Усвоение новой темы.

  1. Дата объявления Казахстаном независимости (16.12.1991г)
  2. Последнее катастрофическое землетрясение в Алматы произошло в (1911г)
  3. Лесостепная зона Казахстана расположена на (севере)
  4. Работа с вопросами в учебнике.

 

VII.Домашнее задание. Стр. 3-4, §1,2,сх. 1

 

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Поскольку большую часть территории Казахстана занимают равнины, то можно сказать, что природные условия республики благоприятны для развития сельского хозяйства и строительства дорог и промышленности. Благоприятны и большие минеральные богатства. К отрицательным сторонам географического положения относится удаленность от Мирового Океана, засушливость климата, слабая обеспеченность пресной водой

                                          География, 9  класс

Урок № 2: Население и его плотность

 

Цель урока: 1) Сформировать знания учащихся о численности, плотности населения, естественном приросте; 2) Развивать умение работать с картой и таблицами; 3)Патриотическое воспитание.

 

Метод обучения:  словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

 

Оборудование:  1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.

 

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

 

II.Проверка домашнего задания.

  1. ЭГП РК (площадь 2 724,9 тыс.кв. км – 2% Земли или 6,1% Азии; протяженность границ 13 311 км, из них12 711 по суше; разведанные запасы угля 176,6 млрд. т; 51 аэропорт, из них 13 международных)
  2. Природные условия (рельеф, почва, климат, солнечное тепло, водный режим)
  3. Природные ресурсы (полезные ископаемые, почва, вода, атмосферный воздух, растительный и животный мир)
  4. Минеральные ресурсы (из 109 элементов таблицы Менделеева разведаны 99, используются 60; по запасам на 6 месте в мире, по запасам вольфрама -1 место, хромита и фосфора -2, марганца -3, свинца и молибдена – 4, золота – 6, железа – 8, урана -9, нефти – 11)
  5. Земельные ресурсы (270,1 млн. га, из них 82% пригодны для с/х; по площади распаханных земель на 6 месте в мире)
  6. Водные ресурсы (объем поверхностных вод 115,3 млрд. куб. м; 85 тыс. рек, 48 тыс. озер общей площадью 45 тыс. кв. км; 4 тыс. водохранилищ)
  7. Биологические ресурсы (5700 видов растительности, из них 14% эндемиков, 279 видов занесены в Красную Книгу РК; леса занимают 4% общей площади территории страны; 155 видов млекопитающих, 480 – рептилий, 150 – рыб; в Каспии 90% всех осетровых рыб; 10 заповедников)

 

III.Всесторонняя проверка знаний.

  1. Лесостепная зона Казахстана расположена на (севере)
  2. Из указанных видов природных ресурсов считаются невосполнимыми (минеральные)
  3. Изотермы – это линии с (одинаковой температурой)
  4. Самый сухой регион Казахстана (Западный)
  5. По площади Казахстан занимает место в мире (9)
  6. Тургайская ложбина разделяет (Западно-Сибирскую равнину и Казахский мелкосопочник)
  7. Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)
  8. Столица Кыргызстана (Бишкек)
  9. Параллели имеют направление (запад-восток)
  10. Самая высокая вершина Заилийского Алатау (Талгар)

11. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)

12. Длительность вегетационного периода на казахстанской части Западно-Сибирской равнины составляет (160-170дней)

  1. Столица Казахстана Астана расположена на (Казахском мелкосопочнике)
  2. Самая мутная река Казахстана (Сырдарья)

 

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Равномерно ли расселено население по территории республики и как это влияет на развитие экономики?

 

V.Объяснение новой темы.

  1. Численность населения (по данным 2002 г. численность 14, 851 млн. человек, на 2005 год – 15, 074 млн. – 50-е место в мире и 4-е в СНГ; рождаемость – новорожденные на 1 тыс. человек в год; смертность; естественный прирост; сейчас коэффициент естественного прироста – 6,3; механическое движение; миграции)
  2. Плотность населения (степень населенности конкретного населения – 5,5 человек на 1 кв. км – это в 6, 6 раза ниже мирового показателя 40 человек, плотность сельского населения – 2,6 человек на кв. км)
  3. Национальный состав населения (130 национальностей и народов; казахов 7,985 млн. человек -57,2%, в Кызылординской области – 94%, в ЮКО – 68%, в сельской местности более 90%; русских 27,2%; диаспора – пребывание значительной части народа за пределами своей страны; украинцев – 3,1%, узбеков – 2,7%, татар – 1,6%; депортация)

4.Казахская диаспора в странах мира (всего численность казахов 12,5 млн. человек – 70-е место в мире; всего в мире более 3000 народов и народностей; 4млн. казахов в 54 странах мира)

 

VI.Усвоение новой темы.

  1. По площади Казахстан занимает место в мире (9)
  2. Сельское население преобладает в области (Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской)
  3. Численность населения республики Казахстан (1989г) составляет (16,5млн. чел)

 

VII.Домашнее задание. §3, диаграмма 1, составить график

 

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Знания о численности населения, его возрастном и половом составе, географическом размещении, плотности имеют большое значение

                                          География, 9  класс

Урок № 3: Трудовые ресурсы

 

Цель урока: 1) Сформировать знания о трудовых ресурсах и половом составе Казахстана; 2) Развивать демографические понятия; 3)Патриотическое воспитание.

 

Метод обучения:  словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

 

Оборудование:  1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.

 

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

 

II.Проверка домашнего задания.

  1. Численность населения (по данным 2002 г. численность 14, 851 млн. человек, на 2005 год – 15, 074 млн. – 50-е место в мире и 4-е в СНГ; рождаемость – новорожденные на 1 тыс. человек в год; смертность; естественный прирост; сейчас коэффициент естественного прироста – 6,3; механическое движение; миграции)
  2. Плотность населения (степень населенности конкретного населения – 5,5 человек на 1 кв. км – это в 6, 6 раза ниже мирового показателя 40 человек, плотность сельского населения – 2,6 человек на кв. км)
  3. Национальный состав населения (130 национальностей и народов; казахов 7,985 млн. человек -57,2%, в Кызылординской области – 94%, в ЮКО – 68%, в сельской местности более 90%; русских 27,2%; диаспора – пребывание значительной части народа за пределами своей страны; украинцев – 3,1%, узбеков – 2,7%, татар – 1,6%; депортация)

4.Казахская диаспора в странах мира (всего численность казахов 12,5 млн. человек – 70-е место в мире; всего в мире более 3000 народов и народностей; 4млн.)

 

III.Всесторонняя проверка знаний.

  1. Гипотеза немецких учёных о вулканическом происхождении Тянь-Шаня была опровергнута и научно описано их образование (П.П. Семёновым)
  2. В полупустынях Казахстана получили развитие (светло-каштановые почвы)

3.В Евразии первое место по площади занимает (Россия)

4.К невозобновимым природным ресурсам относят (нефть, газ)

  1. Главная причина неравномерности распределения растений и животных на Земле (распределение тепла и влаги)
  2. По Аральскому морю проходит граница Казахстана с (Узбекистаном)

7. Географическими полюсами Земли являются (Северный и Южный)

  1. Самым холодным климатическим поясом считается (арктический)

 

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Для чего демографам необходимо знать состав трудовых ресурсов и возрастной состав населения?

 

V.Объяснение новой темы.

  1. Трудовые ресурсы часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом работы в народном хозяйстве; в Казахстане трудовыми ресурсами считается население в возрасте: мужчины – 16-63 года, женщины – 16-58 лет, это свыше 9 млн. чел. или 59,2%;люди, работающие на производстве, в сельском хозяйстве, строительстве, создают машины, приборы, строят дома – производят материальные ценности в отличие от работников образования, науки, культуры, здравоохранения, службы быта; экономически активное население – часть населения, занятая в общественном производстве, включая сферу услуг и личное подсобное хозяйство)
  2. Городское население (показывает степень индустриализации страны; 57% городского населения в Казахстане; возросло число горожан в Кызылординской, Актюбинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Костанайской областях; урбанизация – рост численности городского населения; в РК 20 городов численностью населения больше 100 тыс. чел.; городская агломерация – концентрация населенных пунктов в окрестностях крупных промышленных центров; самая крупная – Караганды-Темиртау; ИЗА – индекс загрязнения атмосферы – 7 городов – Риддер, Усть-Каменогорск, Актобе, Алматы)
  3. Особенности размещения сельского населения (снизилось с 1989 г. на 431 тыс. чел., или на 6%, особенно вблизи Алматы и Астаны)

 

VI.Усвоение новой темы.

  1. Урбанизация – это (процесс роста городского населения)
  2. Сельское население преобладает в области (Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской)
  3. Пик роста промышленности и увеличение городского населения в Центральном Казахстане пришёлся на (годы Великой Отечественной войны)

 

VII.Домашнее задание. § 4, диаграмма 2,3, схема 2

 

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Для нормального развития экономики важно иметь достаточно развитый контингент молодежи, которая легче осваивает, по сравнению с взрослым населением, достижения науки и техники

                                          География, 9  класс

Урок № 4: Общая характеристика хозяйства

 

Цель урока: 1) Сформировать знания об основных чертах хозяйства; 2) Развивать умение работать с картой; 3)Патриотическое воспитание.

 

Метод обучения:  словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

 

Оборудование:  1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.

 

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

 

II.Проверка домашнего задания.

  1. Трудовые ресурсы часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом работы в народном хозяйстве; в Казахстане трудовыми ресурсами считается население в возрасте: мужчины – 16-63 года, женщины – 16-58 лет, это свыше 9 млн. чел. или 59,2%;люди, работающие на производстве, в сельском хозяйстве, строительстве, создают машины, приборы, строят дома – производят материальные ценности в отличие от работников образования, науки, культуры, здравоохранения, службы быта; экономически активное население – часть населения, занятая в общественном производстве, включая сферу услуг и личное подсобное хозяйство)
  2. Городское население (показывает степень индустриализации страны; 57% городского населения в Казахстане; возросло число горожан в Кызылординской, Актюбинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Костанайской областях; урбанизация – рост численности городского населения; в РК 20 городов численностью населения больше 100 тыс. чел.; городская агломерация – концентрация населенных пунктов в окрестностях крупных промышленных центров; самая крупная – Караганды-Темиртау; ИЗА – индекс загрязнения атмосферы – 7 городов – Риддер, Усть-Каменогорск, Актобе, Алматы)
  3. Особенности размещения сельского населения (снизилось с 1989 г. на 431 тыс. чел., или на 6%, особенно вблизи Алматы и Астаны)

 

III.Всесторонняя проверка знаний.

  1. Академия наук Казахстана была образована в (1946г)
  2. Кайнозойская эра делится на 3 основных периода (палеоген, неоген, четвертичный)
  3. Человек создал новые природные комплексы (поля, сады, огороды, парки)
  4. В скольких агрегатных состояниях может находиться вода в природе? (3)
  5. Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)
  6. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)
  7. Туранская низменность располагается на … Казахстана (юго-западе и юге)
  8. Почва плодородная в (степи)
  9. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)

 

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Что относится к народному хозяйству? Какие предпосылки нужны для его развития?

 

V.Объяснение новой темы.

  1. Развития хозяйства Казахстана (экономика; предприятия бывают государственными, частными, акционерными, кооперативными; хозяйственные отрасли)
  2. Производственная сфера (электроэнергетика, машиностроение и др., товары народного потребления, транспортировка до потребителя – транспорт, связь)
  3. Непроизводственная сфера (бытовые – жилье, коммунальное хозяйство и др., духовные – культура, искусство; здравоохранение, отдых, образование, спорт, бытовое обслуживание)
  4. Промышленность (по СНГ Казахстан по объему производства стоит на третьем месте; обеспеченность сырьем и топливом; группа А – производство средств производства – топливо, электроэнергия, машины, сырье и др.; группа В – производство предметов потребления; промышленность дает 50% продукции)
  5. Тяжелая промышленность (топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, производство строительных материалов)
  6. Легкая и пищевая промышленность (текстильная, швейная, кожевенная, обувная; мясная, рыбная, сахарная, вино-водочная, консервная и др.)
  7. Формы организации производства (концентрация – сосредоточение производства на крупных предприятиях; специализация – разделение труда, производство определенных видов продукции – однородность продукции и технологического процесса; кооперация – производственные связи между предприятиями, выпускающими однородную продукцию)

 

VI.Усвоение новой темы.

  1. К производственной сфере народного хозяйства относится (транспорт, связь)
  2. К непроизводственной сфере народного хозяйства относится (коммунальное хозяйство и службы быта)
  3. Сосредоточение в районе производства определённого вида продукции, значительная часть которого предназначена для межрайонного обмена (специализация)

 

VII.Домашнее задание. § 5, схема 3

 

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Концентрация, специализация и кооперация производства способствуют интенсивному развитию всех отраслей промышленности. В целях наилучшего обеспечения населения отечественной продукцией большое внимание уделяется на развитие отраслей обрабатывающей промышленности, для чего необходимо привлекать иностранные инвестиции, широко внедрять новые технологии, восстанавливать производ

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code