№ 1

Дата: __.09.15 г.

Предмет: Черчение

Класс: 9

Тема: Введение. Предмет черчения, краткие сведения об истории развития чертежа.

Цели: Познакомить учащихся с новым предметом черчения и с историей развития данной науки.

Формирование у учащихся пространственного воображения и основ графической культуры.

Воспитание у школьников усидчивости, прилежности и самостоятельности.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: стандартный

Оборудование: учебник,

Ход урока:

1 Орг. момент.

  1. Сообщение темы, цели урока.

 

  1. Объяснение нового материала.

Чертежом называется документ, состоящий из изображений предмета и других необходимых для его изготовления сведений. Изображения вычерчивают по определенным правилам с помощью чертежных инструментов. По чертежу можно получить сведения об устройстве, размерах и форме предмета.

Виды изображения

 

 

 

 

Аксонометрия                                              развертка

Проекция предмета: фронтальная, горизонтальная и профильная

Черчения – учебный предмет о правилах выполнения, чтения чертежей и решения с их помощью задач.

Предмет «черчения» тесно связан с математикой, так как знания по геометрии учащиеся должны использовать для черчения, и наоборот, — черчения помогает выполнять геометрические изображения и понимать сложные геометрические фигуры.

                    Об истории возникновения графических способов изображений и чертежа

 

        В технике используется множество способов, с помощью которых получают различные

графические изображения. Наиболее употребимые из них создавались и совершенствовались

в течение многих веков.
К сожалению, история сохранила не много исторических документов, по которым возможно

проследить эволюцию графических способов отображения информации. Однако совершенно очевидно,

что их основы закладывались в глубокой древности.

Рассматривая историю развития изображений, принятых в технике, следует обратиться к истокам —

первобытным рисункам и древним пиктограммам. Именно в них берет свое начало, зарождается и

формируется графический язык, основой которого являются способы изображений. Из истории вы знаете,

что рисунок появился как средство общения между людьми задолго до создания письменности.

В дальнейшем на его основе развивалось рисунчатое письмо. В древности многие народы любую

информацию (донесения о боевых походах, сообщения делового и политического характера, охотничьи

сообщения, магические заклинания, любовные послания) передавали с помощью рисунков. На рис. 2, а

изображено иероглифическое письмо, выполненное с помощью символов — иероглифов. Расшифровка

некоторых иероглифов приведена на рис. 2, б. Древние иероглифы, как правило, представляют собой

контурные рисунки. Именно эта особенность изображения «роднит» его с контурными изображениями

чертежа.

Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют о зарождении картографического способа

передачи информации, который совершенствовался в течение многих веков.
Одной из древнейших карт (за 2500 лет до н.э.) считается так называемый вавилонский чертеж,

выполненный на глиняной табличке.
Рисунки, планы, чертежи эпохи средневековья не указывают на какое-либо заметное развитие

существовавших способов изображений. Однако есть основания утверждать, что в этот период зарождался

архитектурный чертеж.
В эпоху Возрождения открывались законы перспективы, закладывались практические основы

отображения технической информации новыми графическими способами. Великим Леонардо да Винчи

(1452-1519) в наследство потомкам были оставлены графические изображения летательного аппарата,

метательных машин. Они были выполнены особым способом, который его современники называли

«конической перспективой». Этот способ не потерял своей актуальности по сей день. В настоящее время

он называется «линейной перспективой» и используется в архитектуре, рисунке, живописи, дизайне.

Несмотря на то что рисунок не дает полного представления о внутреннем устройстве и действительных размерах изображаемого объекта, долгое время им пользовались как основным техническим документом, с помощью которого строили различные сооружения. Так, например, знаменитый своей архитектурой Софийский собор в Киеве (XI в.) был воздвигнут по рисункам. В Древней Руси по рисункам были построены новгородские и московские храмы и многие другие замечательные памятники старины.
Со временем перспективные рисунки трансформировались в особый вид графического изображения —

технические рисунки.
Развитие способов изображений на Руси шло самобытным путем. На миниатюрах XIV-XV вв. мы

можем увидеть изображения, которые напоминают современные аксонометрические изображения и

технические рисунки, используемые в настоящее время в технической графике (рис. 3).
Чертежи на Руси изготавливались «чертежщика-ми» (чертежниками), упоминание о которых можно

найти в «Пушкарском приказе» Ивана IV. Другие изображения — чертежи-рисунки, представляли собой

вид на сооружение «с высоты птичьего полета» и широко использовались русскими мастерами и

строителями. Примером может служить чертеж-план части Кремля, выполненный П. Годуновым в

начале XVII в. (рис. 4).
В России существовали графические способы, которые позволяли изобразить машину, архитектурное

сооружение с нескольких сторон, чтобы получить более полное представление об их форме и размерах.

Но так как эти изображения проекционно не связывались между собой, ими было трудно пользоваться.

В конце XVII в. в России вводятся масштабные изображения (рис. 5). На чертежах начинают указывать

масштабы и размеры.
Развитие техники вызвало необходимость совершенствовать методы и способы графических

изображений. В XVIII в. условный (иногда примитивный) рисунок уступает место другому виду

графического изображения — чертежу. Русские чертежники и сам царь Петр I выполняли чертежи

методом, который позже будет назван методом прямоугольных проекций (основателем метода является

французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра I преподавание черчения было

введено во всех технических учебных заведениях. Появились новые виды изображений, названные

профилями (профиль спереди, сверху) (рис. 6), которые стали прообразами современных изображений

в системе трех проекций, используемых на чертежах.
С большим мастерством выполняли чертежи крупнейшие русские механики и изобретатели.

Сохранились чертежи мостов через Неву, семафорного телеграфа, водохода и другие проекты

выполненные И.П. Кулибиным. Интерес представляют способы отображения формы изделия на

чертежах, используемые: Федором Борзовым при создании подъемного ворота, Р. Глинковым при

проектировании деталей прядильно-чесальной машины (рис. 7), И.И. Ползуновым при изобретении

парового двигателя, отцом и сыном Черепановыми при строительстве первого в России паровоза.
Дошедшие до нас рисунки и чертежи XVII-XVIII вв. свидетельствуют не только о высоком искусстве

их выполнения, но и об использовании метода прямоугольного проецирования задолго до его

теоретического обоснования.
Большой вклад в развитие технической графики внес Я.А. Севастьянов, издав в 1818 г. труд, который

позволил придать чертежам большую информативность.
Развитию технической графики посвятили свои труды профессора А.И. Добряков, Н.А. Рынин,

Д.И. Каргин, Н.Ф. Четвертухин и другие.
С течением времени изображения совершенствовались, видоизменялись, становились удобными

для работы и постепенно преобразовывались в изображения современного чертежа.
Вся история развития чертежа непрерывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время

чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне,

строительстве.
Долгие годы чертежи выполнялись ручным способом с использованием «кружала» — циркуля, »

наугольника» — угольника и разных кругломерных снастей, что занимало много времени. В начале XX

столетия была начата работа по механизации рабочего места конструктора. В результате ее появились

чертежные машины, чертежные и пишущие приборы различных систем, что позволило ускорить процесс

выполнения чертежей. В настоящее время созданы машинные способы выполнения чертежей, которые

значительно упростили этот процесс и ускорили разработку проектно-конструкторской документации.

Однако создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка,

с которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение».
Графический язык часто называют международным техническим языком общения, потому что

технически грамотные люди могут читать чертежи, выполненные в разных странах мира.

 

4.Работа с учебником.

Прочитать текс учебника 3-6.

— Что вам запомнилось из параграфа?

 

5.Подведение итогов.

Расскажите, что вы больше всего запомнили из истории появления предмета черчения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 2

Дата: __.09.15 г.

Предмет: Черчение

Класс: 9

Тема: Чертежные инструменты и принадлежности, рациональные приемы работы.

Цели: Ознакомление учащихся с чертежными инструментами и принадлежностями. Научить учащихся  рационально использовать чертежные инструменты. Формирование у учащихся пространственного воображения и основ графической культуры. Воспитание у школьников усидчивости, прилежности и самостоятельности.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: стандартный

Оборудование: учебник, чертежные инструменты, бумага для черчения.

 

Ход урока:

1 Орг. момент.

  1. Сообщение темы, цели урока.
  2. Проверка д/з.

Повторить понятие чертеж.

Основные понятия предмета черчения.

С какими предметами она взаимосвязана.

Что изучает предмет черчения?

 

  1. Объяснение нового материала.

Для выполнения чертежей необходимы различные инструменты, материалы и принадлежности.

Перечень инструментов и материалов:

Чертежные карандаши: средней твердости (ТМ или ВН) и мягкие (М или В)

Линейка масштабная

Чертежный угольник с углами 900, 450 и 450.

Чертежный угольник с углами 900, 600  и 300

Готовальня – набор чертежных инструментов, куда входят, циркуль, измеритель, рейсфедеры для обведения чертежей тушью, удлинитель, коробка для игл и графитовых стержней, центрик и другие принадлежности.

Доска чертежная

Бумага чертежная (ватман)

Кнопки

Резинка

Тетрадь в клетку.

Чертежные приборы и материалы необходимо аккуратно хранить, содержать в чистоте и правильно подготавливать к работе.

 

                   Материалы, принадлежности, чертежные инструменты

 

      Для черчения вам потребуются различные материалы, инструменты и принадлежности, которые

будет необходимо подготовить к работе.

Бумага является основным материалом, на котором выполняются графические и текстовые

конструкторские документы. В зависимости от назначения и срока хранения чертежи могут выполнять

на чертежной бумаге, кальке, миллиметровой бумаге, писчей бумаге в клетку. Перед выполнением

графической работы бумагу необходимо проверить: чистый белый лист не должен содержать складок,

замятин, морщин; не следует использовать бумагу, которая лохматится под действием резинки (ластика).
Запомните:
1. Графические изображения выполняются на гладкой стороне бумаги.
2. Во время выполнения чертежей необходимо следить за чистотой рук, чтобы не испачкать чертеж.
3. Свободное поле чертежа рекомендуется закрывать чистым листом бумаги, чтобы графитная пыль

не пачкала чертежную бумагу.

Карандаши играют важную роль в выполнении чертежей, поскольку качество графического изображения

зависит от правильного выбора их твердости. Промышленностью выпускаются наборы карандашей

различной твердости. Степень твердости обозначается буквами и цифрами, которые наносятся на

карандаш: M, 2M, ЗМ, 4М, 5М, 6М, В — мягкие, Т, 2Т, ЗТ, 4Т, 5Т, 6Т, 7Т, Н — твердые, ТМ, НВ, СТ —

средней твердости.
Буквой обозначается мягкость или твердость карандаша. Числом обозначается степень мягкости или

твердости. Чем больше число, стоящее перед буквой, тем тверже или мягче карандаш. На уроках

черчения в школе будем использовать карандаши, обозначение которых указано в рамках.
Выполнение чертежа начинают карандашами Т, 2Т, нанося линии построений, а обводят чертеж

карандашами М, 2М.
Оттачивают карандаш с того конца, где нет надписи. Это позволяет сохранить его маркировку.

Качество проводимых линий зависит от того, как заточен грифель карандаша. На рис. 8, а, б показаны

варианты подготовки карандашей к работе. Коническую заточку стержня производят для твердых

карандашей. Затачивание грифеля в виде лопаточки осуществляется для мягких карандашей. При работе

графитовый стержень стачивается, изменяя толщину линий чертежа, поэтому его необходимо

подтачивать на наждачном оселке (рис. 8, в).
Проводить линии надо не спеша, сохраняя один и тот же нажим. Не следует проводить линии длиннее,

чем требуется. При проведении линий нельзя наклонять карандаш над линейкой или от нее, так как

линия получится неровной.
Положение рук при проведении линий показано на рис. 9.
Резинка (ластик) используется для удаления ненужных изображений, надписей. Ластик должен быть

мягким и иметь острые края. Острым краем удобно удалять линии, не затрагивая соседние.
Готовальней называется набор чертежных инструментов и принадлежностей, уложенных в футляр.
Готовальни в зависимости от их назначения бывают разных типов и отличаются друг от друга

количеством и качеством входящих в них инструментов. Рассмотрим содержимое готовален.
В готовальне хранятся циркули. Они бывают различными по форме и назначению.
Циркуль-измеритель применяется для измерения, откладывания и деления отрезков. Он имеет две

шарнирно соединенные ножки с иглами (рис. 10).
Перед работой циркулем-измерителем необходимо иглы выставить на одном уровне. Все действия

циркулем-измерителем выполняются одной рукой.
Круговой циркуль применяется для проведения окружностей средних и больших диаметров. В одной

из ножек он имеет карандашную вставку в другой — иглу (рис. 11, а).
Стержень карандашной вставки должен выходить наружу на 5-7 мм. В круговом циркуле ножка

с грифелем должна быть несколько длиннее ножки с иглой, что облегчает проведение окружностей

(рис. 11, б, в).
Кронциркуль — малый циркуль для проведения окружностей малого диаметра от 0,5 до 8 мм.
Центрик — кнопка с углублением для иглы циркуля. Используется для проведения нескольких

окружностей или их дуг из одного центра. Центрик вкалывается в центр окружностей, что

предотвращает появление порывов бумаги.
Готовальня также может содержать инструменты, предназначенные для работы тушью.
Линейка — простейший чертежный инструмент, служащий для проведения прямых линий и измерения

размеров. В работе удобнее использовать тонкие прозрачные линейки (рис. 12).
Приступая к работе, необходимо проверить рабочую сторону линейки (грань, на/которой штрихами

нанесена измерительная шкала). Для этого вдоль рабочего ребра проводят тонкую линию. Перевернув

линейку, совмещают ее рабочую сторону с проведенной линией и проводят вторую линию. Если обе

линии слились в одну, то край линейки прямолинеен.
Рейсшина — чертежная линейка для проведения параллельных линий. Состоит из линейки с

поперечиной, прижимаемой к кромке чертежной доски рукой. Обычно одна из планок поперечины

делается подвижной для проведения параллельных линий под любым углом к кромке доски (рис. 13).

 

В настоящее время используются и другие виды рейсшин, например, инерционные, которые сочетают

в себе свойства универсальной линейки, прибора для штриховки и транспортира.
Все горизонтальные параллельные линии проводятся с помощью рейсшины простой (рис. 14) или

инерционной линейки.
Угольники. В практике выполнения чертежей используются два угольника с углами 90°, 45°, 45° и

с углами 90°, 30°, 60° (рис. 15, а). Удобен в работе и раздвижной угольник (рис. 15, б).
Перед использованием угольников необходимо проверить прямолинейность его сторон (осуществляется

тем же способом, что и проверка прямолинейности линейки) и наличие прямого угла угольника. Способ

проверки угольника на наличие прямого угла изображен на рис. 16.
Для проведения вертикальных и наклонных параллельных линий можно использовать рейсшину с

угольником (рис. 17), два угольника или линейку с угольником.
Транспортир — инструмент для градусного измерения и вычерчивания углов, изготавливаемый из

жести или пластмассы (рис. 18).

Лекало — тонкая пластинка с криволинейными кромками, служащая для

вычерчивания кривых (лекальных) линий, которые нельзя провести с помощью циркуля. Разновидности

лекал представлены на рис. 19.
Лекала используются для обводки лекальных кривых, ранее проверенных от руки по точкам (рис. 20).

Для обводки линии подбирают лекала с такими кромками, чтобы можно было обвести как можно

больший участок кривой.
Чертежная доска — доска, изготовленная из мягких пород древесины, к которой прикрепляют лист

чертежной бумаги с помощью кнопок.

 

5.Практическая часть

Выполнение упражнения после параграфа на стр.7

 

  1. Домашнее задание: §1.1- 1.2

 

Итог урока, оценки.

 

 

№ 19

Дата: 12.11.15 г.

Предмет: Черчение

Класс: 9

Тема:  Геометрические тела, проекции многогранников.

Цели: Учить учащихся изображать на плоскости геометрические тела, проекции многогранников.  Развивать память, внимание, глазомер, логическое мышление. Продолжать воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: стандартный

Оборудование: учебник, листы, карандаши, презентация

 

Ход урока:

  1. Орг. момент.

 Сообщение темы, цели урока.

 

2.Актуализация знаний учащихся.

На уроках математики вы изучали геометрические тела. Несколько тел вы видите на экране. Давайте вспомним их названия. Учащиеся дают названия геометрическим телам. (рис. 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

1 – четырехугольная призма
2 – усеченный конус
3 – треугольная призма
4 – цилиндр
5 – шестиугольная призма
6 – конус
7 – куб
8 – усеченная шестиугольная пирамида

 

Задание 2. Даны геометрические тела и названия геометрических тел. Вызываем ученика к доске и вместе с ним перетаскиваем многогранники и тела вращения под названия, а затем перетаскиваем названия геометрических тел. (рис 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

Делаем вывод, что все тела делятся на многогранники и тела вращения.

Просмотр ПРЕЗЕНТАЦИИ

Слайд 2. Все геометрические тела делятся на многогранники и тела вращения. Многогранники: призма и пирамида. Тела вращения: цилиндр, конус, шар, тор. Схему учащиеся перечерчивают в рабочую тетрадь.

Объяснение нового материала.

Многие из окружающих нас предметов имеют форму геометрических тел или их сочетаний.

Геометрическим телом – называют любую замкнутую область пространства вместе с ее границей – поверхностью, рассматриваемой как множество точек, координаты которой удовлетворяют определенному уравнению.

Все тела разделяют на многогранники и тела вращения.

Многогранники это геометрические тела, ограниченные плоскими многоугольниками. Эти многоугольники называются гранями, линии их пересечения – ребрами, а угол, образованный гранями, сходящимися в одной точке – вершинами, называется многогранным углом.

Слайд 3. Рассмотрим пирамиду. Записываем определение пирамиды. Вершина пирамиды – общая вершина всех граней, обозначается буквой S. Высота пирамиды – перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды (Рис. 3).

 

 

 

 

 

 

Слайд 4. Правильная пирамида. Если основание пирамиды — правильный многоугольник, а высота опускается в центр основания, то — пирамида правильная.
В правильной пирамиде все боковые ребра равны, все боковые грани равные равнобедренные треугольники.
Высота треугольника боковой грани правильной пирамиды называется — апофема правильной пирамиды.

Слайд 5. Анимация построения правильной шестиугольной пирамиды с обозначением ее основных элементов (Рис. 4).

 

 

 

 

 

 

Слайд 6. Записываем в тетрадь определение призмы. Призма – многогранник, у которого два основания (равные, параллельно расположенные многоугольники), а боковые грани параллелограммы. Призма может быть четырехугольной, пятиугольной, шестиугольной и т.д. Призма называется по фигуре, лежащей в основании. Анимация построения правильной шестиугольной призмы с обозначением ее основных элементов (Рис. 5).

 

 

 

 

 

 

Слайд 7. Правильная призма – это прямая призма, в основании которой лежит правильный многоугольник. Параллелепипед – правильная четырехугольная призма (Рис. 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8. Куб – параллелепипед, все грани которого квадраты (Рис. 7).

 

 

Слайд 9. Записываем определение цилиндра. Тело вращения – цилиндр, образованное вращением прямоугольника вокруг оси, проходящей через одну из его сторон. Анимация получения цилиндра (Рис. 8).

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают определения геометрических тел в тетрадь.

 

4.Физминутка для глаз

 

 

5.Практическая работа «Построение чертежа правильной призмы».

Дана треугольная правильная призма. В основании лежит правильный треугольник. Высота призмы = 70 мм, а сторона основания = 40 мм. Рассматриваем призму (направление главного вида показано стрелкой), определяем плоские фигуры, который мы увидим на виде спереди, сверху и слева. Вытаскиваем изображения видов и расставляем на поле чертежа (Рис. 9).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно выполняют чертеж правильной шестиугольной призмы. Размеры призмы: высота – 60 мм, диаметр описанной окружности вокруг основания – 50 мм.
Построение чертежа с вида сверху, затем строится вид спереди,  затем строится вид слева и наносятся размеры (Рис. 10).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Анализ работ и их оценивание.

 

7.Итог урока:

— Что нового узнали на уроке?

— Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

— Добились ли вы поставленных целей?

— Все ли успели выполнить работу?

 

8.Информация о домашнем задании

Параграф 3.1-3.2

 

 

Урок № 20

Дата: 14.11.15 г.

Предмет: Черчение

Класс: 9

Тема:  Проекции тел вращения.

Цели: Учить учащихся изображать проекции тел вращения.  Развивать память, внимание, глазомер, логическое мышление. Продолжать воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: стандартный

Оборудование: учебник, листы, карандаши, презентация

 

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы, цели урока.

 

3.Объяснение нового материала.

Тела вращения ограничены поверхностями, которые получаются в результате вращения какой-либо линии вокруг неподвижной оси. Линия, которая при своем движении образует поверхность, называется образующей, а линия, по которой она перемещается, — направляющей. Наиболее часто встречаются такие тела вращения, как цилиндр, конус, шар.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Записываем определение цилиндра. Тело вращения – цилиндр, образованное вращением прямоугольника вокруг оси, проходящей через одну из его сторон. Анимация получения цилиндра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим пирамиду. Записываем определение пирамиды. Вершина пирамиды – общая вершина всех граней, обозначается буквой S. Высота пирамиды – перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Практическая работа.

 

5.Итог урока:

— Что нового узнали на уроке?

 

6.Информация о домашнем задании

Параграф 3.3

 

Урок № 33

Дата: 10.01.15 г.

Предмет: Черчение

Класс: 9

Тема:  Расположение основных видов на чертеже.

Цели: Познакомить учащихся с расположением основных видов на чертеже. Развивать память, внимание, глазомер, логическое мышление. Продолжать воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: стандартный

Оборудование: учебник, листы, карандаши,

 

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы, цели урока.

 

3.Слово учителя.

Изображения предметов выполняются по правилам прямоугольного проецирования на плоскости проекций. При этом предмет располагается между наблюдателем и соответствующей плоскостью проекции. За основные плоскости проекций принимают шесть граней куба, которые условно размещаются с одной плоскостью.

Представьте себе, что предмет (рис. 4.1.) расположен внутри куба. Спроецировав его на все шесть плоскостей и развернув куб, полученную картинку на рисунке 4.2.

Изображение на фронтальной плоскости проекций принимается на чертеже в качестве главного. Предмет располагают относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение на ней давало наиболее полное представление о форме и размерах предмета.

Устанавливаются следующие названия видов, получаемых на основных плоскостях проекций:

– вид спереди (главный вид)

– вид сверху

— вид слева

— вид справа

– вид снизу

– вид сзади

 

Обычно на учебных чертежах достаточно выполнения трех основных видов (спереди, сверху, слева).

Все виды на чертеже должны, по возможности, располагаться в проекционной связи, что облегчает чтение чертежа. В этом случае на чертеж не наносятся какие-либо надписи, разъясняющие наименование видов рисунок 4.3.
Если виды не находятся в непосредственной проекционной связи с главным видом, то направление проецирования  должно быть указано стрелкой около соответствующего изображения. Над стрелкой и полученным видом следует нанести одну и ту же прописную букву – рисунок 4.4.

Соответствие размеров стрелок, указывающих направление взгляда, должно соответствовать приведенным на рисунке 4.5. Размер шрифта буквенных обозначений должно быть  на 1…2 номера больше размера шрифта цифр размерных чисел.

 

Главный вид и другие основные виды должны быть рационально расположены на поле чертежа с учетом нанесения размеров и размещения текстовых надписей.

Следует обратить внимание на то, что без достаточных оснований располагать виды вне проекционной связи, так как это затрудняет чтение чертежа. Но иногда для наиболее полного использования поля чертежа виды рационально размещать иначе. На рисунке 4.6. показано такое построение. И в том и в другом случаях поле чертежа используется нерационально – его нижняя часть остается незаполненной.

 

 

4.Практическая  работа.

Рассмотрите рисунок 4.11 и определите, в каком положении на главном виде лучше изобразить деталь. Начертите.

 

5.Итог урока:

— На какие этапы делится работа по составлению чертежа модели (детали) с натуры или наглядного изображения?

-Чем руководствуются при выборе положения модели для построения главного вида?

 

6.Информация о домашнем задании

Параграф 4.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок № 34

Дата: 14.01.15 г.

Предмет: Черчение

Класс: 9

Тема:  Построение третьего вида предмета, заданными двумя основными видами.

Цели: Познакомить учащихся с построением третьего вида предмета, заданными двумя основными видами. Развивать память, внимание, глазомер, логическое мышление. Продолжать воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: стандартный

Оборудование: учебник, листы, карандаши,

 

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы, цели урока.

 

3.Объяснение нового материала.

Построение чертежа модели или детали выполняется по – разному. Чертеж может выполняться с натуры, по наглядному (аксонометрическому)  изображению или по двум заданным видам (проекциям), когда надо построить третий. На рисунке 4.14 изображена модель в аксонометрической проекции. Требуется выполнить чертеж модели.

Чертеж выполняется в определенной последовательности:

1.Изучение конструкции модели. Проводится анализ формы предмета. Основание модели – прямоугольная плита. На ней стоит цилиндр. Плита в форме параллепипеда имеет четыре среза в виде треугольных призм, два вертикальных выреза в виде параллепипедов и один горизонтальный вырез, также имеющий форму параллепипеда.

  1. Выбор положения для главного вида. Выбирают направление проецирования, т.е. положение главного вида. В данном случае наиболее удачное положение модели для изображения главного вида по стрелке 3, рисунок 4.14.

3.Определение необходимого количества изображений. Выбрав положения для главного вида, определяют необходимое количество изображений, которое должно быть минимальным, но достаточным, чтобы полностью выявить форму предмета. В данном случае необходимо выполнить три вида.

  1. Выбор формата. Планирование площади листа. Определив количество изображений, выбирают масштаб и формат. Затем размечают поле чертежа: строят габаритные прямоугольники, проводят осевые и центральные линии и наносят тонкими линиями ориентировочные контуры будущих изображений. При этом оставляют место для нанесения размеров. Поле чертежа надо использовать рационально.

5.Обводка чертежа и нанесение размеров. Обводка выполняется в определенной последовательности.

 

Ответить на вопросы, какие и где необходимо нанести размеры, поможет нам анализ формы модели. Модель мысленно расчленяем на отдельные геометрические тела. Определяем какими измерениями  обозначим их размеры. Их и наносят на чертеже модели.

Последовательность нанесения размеров.

— основание служит  прямоугольный параллепипед. Поэтому наносят размеры прямоугольного параллепипеда: длину, ширину, высоту – рисунок 4.15.

— следующим этапом является простановка размеров цилиндра – диаметра и высоты – рисунок 4.16.

— затем указывают размеры срезов и вырезов. У треугольных призм должно быть нанесено по три размера. Высота срезов равна высоте параллепипеда, которая уже указана.

Для призматических вырезов должно быть дано по три размера, один из которых равен размеру основания модели – рисунок 4.17.

 

После нанесения габаритных размеров проверяют, не образовались ли где-нибудь замкнутые цепочки, не повторяются ли размеры, и, в случае необходимости, убирают лишние.

Аналогично производят построения, если необходимо выполнить чертеж модели с натуры.

 

Чтобы успешно выполнять и читать чертежи, надо научиться строить третий вид предметов по двум данным. Это одна из задач курса черчения.

Двумя заданными видами могут быть вид спереди и сверху, вид спереди и слева, иногда вид слева и сверху. Во всех случаях построение выполняется аналогично.

Для построения недостающего вида сначала полностью представляют себе форму предмета по заданным изображениям, а затем с помощью линий связи строят недостающий вид.

 

Рассмотреть пример в учебнике на странице 20.

 

Форма многих деталей осложняется различными срезами и вырезами, и тогда третьи проекции этих  элементов строят по точкам.  На рисунке 4.20 а даны две проекции и наглядное изображение цилиндра с Т-образным вырезом, который ограничен четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными плоскостями.

 

 

4.Практическая  работа.

Рассмотрите рисунок 4.18 б, страница 19. Выполнить в тетради три вида модели.

 

5.Итог урока:

— На какие этапы делится работа по составлению чертежа модели (детали) с натуры или наглядного изображения?

-Чем руководствуются при выборе положения модели для построения главного вида?

— Каков порядок выполнения чертежа или модели?

— Как определить, где и какие размеры нанести на чертеж?

 

6.Информация о домашнем задании

Параграф 4.4. – 4.5.

 

 

 

53

Дата: 1.04.15 г.

Предмет: Черчение

Класс: 9

Тема:  Выполнение эскизов простейших деталей.

Цели: Познакомить учащихся с выполнением эскизов простейших деталей. Развивать память, внимание, глазомер, логическое мышление. Продолжать воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: стандартный

Оборудование: учебник, листы, карандаши,

 

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы, цели урока.

 

  1. Объяснение нового материала.

Назначение эскизов. К эскизам относят чертежи, предназначенные для разового использования в производстве. Изображение предмета на эскизе выполняется, но правилам прямоугольного проецирования, но от руки с соблюдением пропорций между частями изображаемого предмета на глаз.

Эскизами пользуются конструкторы при проектировании, например, новых машин. Эскизы применяются также при ремонте оборудования, когда вместо вышедшей из строя детали надо изготовить новую. Тогда с натуры снимают эскиз детали.

На производстве часто приходится непосредственно по эскизу изготовлять деталь, поэтому к нему следует относиться как к важному техническому документу.

Эскизы должны быть выполнены в соответствии со стандартами ГОСТа на чертежи. Линии на эскизе должны быть ровными и четкими. Все надписи следует выполнять чертежным шрифтом.

Эскиз выполняют обычно на бумаге в клетку. Это удобнее и быстрее. По клетке легко проводить перпендикулярные и параллельные линии, соблюдать пропорциональность частей предмета при построении изображений. Дуги окружностей можно провести циркулем, а потом обвести от руки. Выполняют эскиз мягким карандашом (М или 2М).

Для обмера детали при съемке эскиза с натуры используют различные измерительные инструменты.

Рис. 152. Измерение линейкой

Измерение линейных величин выполняют при помощи линейки (рис. 152). Для более точных измерений (с погрешностью не более 0,1…0,05 мм) используют штангенциркуль (рис. 153).

Рис. 153. Измерение штангенциркулем

Штангенциркулем измеряют линейные размеры, диаметры цилиндрических элементов (наружных и внутренних), а также глубину отверстий и углублений.

В практике применяют и другие измерительные инструменты.

Что называется эскизом?

Каким требованиям должен удовлетворять эскиз?

 

Порядок выполнения эскизов. Приступая к выполнению эскиза, прежде всего надо внимательно ознакомиться с деталью: по-возможности выяснить ее назначение, четко уяснить общую геометрическую форму детали, форму ее отдельных частей. При этом полезно мысленно разделить деталь на части, имеющие форму простых геометрических тел.

Затем следует установить, сколько видов необходимо для полного выявления формы и размеров детали, выбрать главный вид. Он должен давать отчетливое и наиболее полное представление о форме детали.

На главном виде должно быть по возможности меньше штриховых линий.

Помните, что число видов можно сократить, используя значки «диаметр» и «квадрат», условное обозначение толщины детали и др.

Строят изображения детали на эскизе в такой последовательности (рис. 154):

Чертят на листе выбранного формата внешнюю рамку и рамку, ограничивающую поле чертежа. Размечают и вычерчивают графы основной надписи.

Определяют, как лучше разместить изображения на поле чертежа, и вычерчивают тонкими линиями габаритные прямоугольники. При необходимости проводят осевые и центровые линии (рис. 154, а).

Наносят на видах внешние (видимые) контуры детали (рис. 154. б).

Штриховыми линиями изображают невидимые части и элементы детали (рис. 154, в). Обводят эскиз.

Наносят выносные и размерные линии (рис. 154, г).

Обмеряют деталь, наносят размерные числа и в случае необходимости надписи (рис. 154, д).

Заполняют основную надпись (рис. 154. в), где указывают название детали, материал, из которого она изготовлена.

Рис. 154. Последовательность выполнения эскиза

В заключение проверяют эскиз. При этом необходимо убедиться, что:

изображения построены правильно и в проекционной связи;

главный вид детали выбран удачно;

видов достаточно, для того чтобы выявить форму детали;

размеры нанесены правильно;

сделаны необходимые поясняющие надписи:

правильно заполнена основная надпись.

 

4.Практическая  работа.

-Из каких основных этапов складывается работа по снятию эскиза с натуры?

— Какова последовательность выполнения эскиза?

Выполните эскиз одной из деталей по указанию учителя с натуры или по наглядному изображению (рис. 155).

Рис. 155. Задания для упражнений

 

5.Итог урока:

— В чем заключается назначение эскизов?

— Для обмера детали при съемке эскиза с натуры используют различные измерительные инструменты. Какие, перечислите?

— Из каких основных этапов складывается работа по снятию эскиза с натуры?

— Какова последовательность выполнения эскиза?

 

6.Информация о домашнем задании

Параграф 5.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54

Дата: 4.04.15 г.

Предмет: Черчение

Класс: 9

Тема:  Графическая работа: Чертеж детали по эскизу или чертеж детали с частичным изменением конструкции.

Цели: Продолжать учить учащихся выполнять графическую работу. Развивать память, внимание, глазомер, логическое мышление. Продолжать воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.

Тип урока: урок закрепления  знаний

Вид урока: стандартный

Оборудование: учебник, листы, карандаши,

 

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы, цели урока.

 

3.Графическая  работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют графическую работу по теме «Чертеж детали по эскизу или чертеж детали с частичным изменением конструкции»  (приложение 12, страница 138)

Задание: выполните эскизы 2-х – 3- х деталей с нанесением размеров.

 

4.Итог урока:

— Что закрепляли на уроке?

 

5.Информация о домашнем задании

Повторить изученный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55

Дата: 8.04.15 г.

Предмет: Черчение

Класс: 9

Тема:  Графическая работа: Чертеж детали по эскизу или чертеж детали с частичным изменением конструкции.

Цели: Продолжать учить учащихся выполнять графическую работу. Развивать память, внимание, глазомер, логическое мышление. Продолжать воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.

Тип урока: урок закрепления  знаний

Вид урока: стандартный

Оборудование: учебник, листы, карандаши,

 

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы, цели урока.

 

3.Графическая  работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют графическую работу по теме «Чертеж детали по эскизу или чертеж детали с частичным изменением конструкции»  (приложение 13, страница 140)

Задание: выполните рабочий чертеж одной детали

 

4.Итог урока:

— Что закрепляли на уроке?

 

5.Информация о домашнем задании

Повторить изученный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56

Дата: 11.04.15 г.

Предмет: Черчение

Класс: 9

Тема:  Выполнение чертежа детали по предварительно выполненному эскизу.

Цели: Познакомить учащихся с выполнением эскизов простейших деталей. Развивать память, внимание, глазомер, логическое мышление. Продолжать воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: стандартный

Оборудование: учебник, листы, карандаши,

 

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы, цели урока.

 

  1. Объяснение нового материала.

Эскиз — это рисунок предмета, по которому делается чертёж.

Выполнение чертежа плоской детали:

— Понятие о симметрии.

— Вычерчивание габаритных размеров (габариты — это?).

— Вычерчивание элементов детали, основываясь на осях симметрии.

 

Технический рисунок — это наглядное изображение изделия, в котором видны сразу три его стороны.

На чертеже, эскизе или техническом рисунке обязательно показывают все размеры, необходимые для изготовления изделия.

Надписи на графических документах выполняют специальным чертёжным шрифтом (чертёжными буквами).

На все чертежи, а также на изготовленные по ним изделия имеются  специальные документы — стандарты.

По стандартам изготавливают все предметы на производстве (пояснить).

 

Основными стандартами являются:

— Государственный стандарт (ГОСТ).

По имеющейся объёмной детали выполнить тех. Рисунок.

Определить, в каком масштабе изображена деталь на выполненном техническом рисунке.

Прежде чем перейти к изучению нового, восстановите в памяти основное из того, что вы узнали по черчению в прошлом учебном году.

Чертежи получают методом проецирования. Изображение на плоскости, полученное при помощи воображаемых проецирующих лучей, проведенных через точки предмета, называют проекцией этого предмета (см. рис. 38).

Если проецирующие лучи направлены к плоскости проекций под острым углом, проецирование называют косоугольным. Из косоугольных проекций вы знаете фронтальную диметрическую проекцию (см. рис. 60, а, в).

Если проецирующие лучи направлены к плоскости проекций под прямым углом, проецирование называют прямоугольным (см. рис. 42). Оно является основным способом получения изображений на чертежах. Прямоугольное проецирование используют для получения чертежей в системе прямоугольных проекций (см. рис. 49), а также наглядного изображения — прямоугольной изометрической проекции (см. рис. 60, б, г).

В машиностроительном черчении, как вы знаете, используют виды. В зависимости от того, с какой стороны мы смотрим на предмет (спереди, сверху или слева), получают вид спереди (его называют также главным видом), вид сверху, вид слева. Виды располагают в проекционной связи: вид сверху—под главным видом, вид слева — справа от главного вида, на одном уровне с ним (см. рис. 52).

Количество видов на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для полного выявления формы и размеров предмета.

Выявлению формы детали помогают условные значки «диаметр», «квадрат» и другие обозначения и надписи. Благодаря этому форму цилиндрических, призматических и других предметов можно передать не тремя видами, а двумя или даже одним.

Чтобы понять по чертежу форму сложного предмета, его мысленно разделяют на части, представляющие собой геометрические тела, т. е. анализируют форму (см. рис. 101). Затем мысленно объединив эти части, воссоздают общую форму предмета.

Анализ формы предмета помогает и нанесению размеров на чертеже (см. рис. 116).

4.Практическая работа

По одному из наглядных изображений (рис. 161) выполните в тетради чертеж детали в трех видах, М1:1. Нанесите размеры.

Рис. 161. Задания для упражнений

  1. Итог урока:

— В чем заключается назначение эскизов?

— Для обмера детали при съемке эскиза с натуры используют различные измерительные инструменты. Какие, перечислите?

— Из каких основных этапов складывается работа по снятию эскиза с натуры?

— Какова последовательность выполнения эскиза?

 

6.Информация о домашнем задании

Параграф 6.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code