Краткосрочный план урока № 1

 

 

Раздел долгосрочного плана: 1 Школа:
Дата ФИО учителя:
Класс: 5

Урока 1

Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока Шедевры классического искусства. Творчество Казахстанских художников.  Виды и жанры изобразительного искусства
Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке 5.1.2.1 — изучать и определять особенности  произведений искусства, ремесла и дизайна  казахской национальной и мировой культуры
Цели урока Знакомство с видами и жанрами искусства (презентация)

Изучать особенности произведений искусства (исследовательская работа)

Изучать ремесла и дизайна казахской национальной и мировой культуры (исследовательская работа)

Использовать электронные носители для исследовательской работы (ИКТ)

Языковые цели

 

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

·                Возрождение, импрессионизм, экспрессионизм, современное искусство, живопись, графика, скульптура, архитектура, пейзаж, натюрморт, пятно, штрих, объем, форма, пространство, цвет, линия.

Полезные выражения для диалогов и письма:

·                Почему на ваш взгляд художник использует…материалы?

·                Чем вас привлекла работа художника?

·                Можете ли вы описать…?

·                Чем вам понравилась это техника?

·                Как бы вы улучшили свою работу?

Привитие ценностей Привитие ценностей осуществляется посредством изучения казахстанских художников
Межпредметные связи Изобразительное искусство, история искусства,
Навыки использования

ИКТ

Учащиеся будут использовать электронные носители для исследовательской работы
Предварительные

знания

 

Учащиеся в начальных классах изучали виды и жанры изобразительного искусства
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы
Начало урока

 

 

 

 

 

 

Приветствие

Создание коллабаративной среды:

«Паутинка ассоциаций»

Пошаговая инструкция проведения «паутинки»:
— использовать большой лист бумаги (флипчарт вполне подойдет);
— взять набор цветных ручек, карандашей, фломастеров (чтобы были тонкие и толстые линии);
— выбрать главную тему или объект, который вы хотите «поштурмить»;
— начать с крупного изображения в центре листа, которое будет изображать главное;
— вокруг главного изображения записать ключевые слова и наиболее важные идеи, которые выскажут участники (в свободном режиме); соединить их толстыми линиями с центром;
— от этих линий провести более тонкие линии, стимулировать участников, пусть высказывают дополнительные идеи, детали, которые вам следует записать на эти линии;
— где возможно, использовать рисунки;

Знакомство с темой и с целью урока.

Показ презентаций «Искусство». Учащиеся могут познакомиться с произведениями художников от эпохи Возрождения до современного искусства, а также с работами казахстанских художников.   Обсуждение презентаций.

—        Чем отличаются виды изобразительного искусства друг от друга?

—        Что вы видите на картинах?

—        Чем они отличаются друг от друга?

—        Каким образом художники передают настроение в картине?

Ватман, маркеры и фломастеры

 

Скульптура

https://ru.wikipedia.org/wiki/Скульптура

живопись

https://ru.wikipedia.org/wiki/Живопись

графика

https://ru.wikipedia.org/wiki/Графика

 

Примеры произведений искусства по основными жанрами. Предлагаемые ключевые направления в искусстве.

http://www.artalmaty.kz/gallery.php#102

http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/h/heem/cornelis/vanitas.html

http://www.accessart.org.uk/tag/stilllife/

 

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жанры в изобразительном искусстве.

 Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство. Оно очень разнообразно и поэтому делится на жанры.

– Что такое жанр изобразительного искусства? Как вы думаете? (Вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами)

– Давайте познакомимся, какие существуют жанры изобразительного искусства, рассматривая слайды презентации. (Слайд 6)

Жанры возникли в разное время.

Анималистка  жанр изобразительного искусства, главные герои – животные. Древнейший – анималистический (от фраflЦ.Animale – животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Сфинкс – олицетворение единства животного и человека, в ассирийской культуре – образ крылатого быка с головой человека, в греческой – кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Известный писатель – анималист Евгений Чарушин написал и проиллюстрировал множество своих произведений. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. (Слайд7-9)

Портрет  от франц. portrait, от portraire – изображать – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. Портрет – один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета лежит увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим условием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем не только внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человека как представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры. Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства (прежде вcего – в скульптуре) он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий тому назад. Портрет – один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: одиночный, подгрудный, поясной, в рост, парный портрет, групповой, автопортрет. (Слайды10-14)

Карикатура от итал. caricatura, от caricare – преувеличивать – особый жанр графического искусства, построенный на использовании элементов сатиры и юмора. В карикатуре сознательно преувеличиваются, обостряются какие-либо внешние или внутренние черты персонажей или явлений. В карикатуре может сочетаться реальное и фантастическое, правдоподобное и абсурдное. При этом всегда преследуется конкретная цель – осмеяние определенного лица или явления. Графическая карикатура получает наибольшее распространение в периоды социальных конфликтов: восстаний, войн, революций. (Слайд15)

Пейзаж – от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства.

Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (Itал. marina – морской). В 1897 году вместе с картиной Рерих “Гонец” возник пейзаж исторический, показывающий природу, всей ее древности, как бы увиденной глазами наших далеких предков. Произведения А. М. Васнецова, посвященные прошлому Москве “Симонов монастырь. Облака и золотые купола”, “Красная площадь”, вы, можно отнести к историческому городскому пейзажу. Написал в 1923 году картину “Транспорт налаживается”, Б. Н. Яковлев основоположник советского индустриального пейзажа. (Слайды16-20)

Натюрморт от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как “мертвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны, творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д. (Слайды21-23)

Бытовой жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

Родина бытового жанра, как и натюрморта, – Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще совсем недавно первой половине минувшего столетия, он считался низким, недостойным вниманий художника. К бытовому жанру относятся: картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. (Слайды24-27)

Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Когда в картине, рисунке или скульптуре рассказывается о жизни далекого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем (“исторический пейзаж”), батальным жанром. (Слайды28-30)

Сказочно-мифологический – жанр изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок . Это один из самых душевных и таинственных жанров. Одним из таких художников является Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев. (Слайды 31-33)

Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром

Практическая работа:

С помощью цветных карточек учащиеся делятся на группы.

Лидеры групп вытягивают одну карточку с названием разных времен.

Эпоха возрождения, передвижники, Казахстанские художники.

В течений 10 минут проводят исследовательскую работу по художникам, учитывая следующие моменты:

—        Художники

—        Направление в искусстве

—        Знаменитые работы

Раздать ученикам распечатанные (цветная распечатка) картины художников (репродукции). Учащиеся классифицируют репродукции по видам и жанрам изобразительного искусства, аргументируя ответы примерами.

Например, картины художников Леонардо/графика/,

А. Галимбаева /живопись/ и т.д.

Предложить ученикам использовать полезные выражения для диалога.

 

Презентация работ:

Для презентаций своей работы каждой группе предлагается 4 минуты

Взаимооценивание с помощью смайликов и обратная связь от учителя

Художница Анар Абжанова

http://dorogoe.kz/journal/iskusstvo/2034

Творчество эпохи Возрождения Леонардо да Винчи

http://ru.wikipedia.org/wiki/Леонардо_да_Винчи

http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/leonardo.html

 

Творчество Пабло Пикассо

http://www.liveinternet.ru/community/3299606/post289812079/

http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post163844619/

Анри Матисс.

http://www.wikiart.org/ru/henri-matisse

 

Конец урока

 

В конце урока учащиеся заполняют таблицу ЗУХ

Знал

Узнал

Хочу узнать

Стратегия «Ролевая игра» (9 мин.).

1        группа. «В природе».

2        группа. «В мире растении.

3        группа. «В строительных издельяхе».

Дескрипторы: составляет диалог, демонстрирует речевые и коммуникативные навыки.

ФО: «Три хлопка»

Итог урока. Рефлексия

Учитель может предложить ученикам на рабочих

листах дописать продолжение следующих предложений:

1. Я научился…

2. Я могу научить других…

3. Я не понял / не смог…

4. В дальнейшем я

 

Оцените свою работу на уроке как учёного, насколько вы были наблюдательны, активны, дисциплинированны

Зелёный – высокий уровень, жёлтый – средний уровень

 

С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

 
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация

 

Взаимооценивание

 

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.  

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 
 
Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

Краткосрочный план урока №2

 

 

 

 

 

Раздел 1.

 

Школа:
Дата: Имя учителя:
Класс:5

 

Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока Искусство натюрморта.

Декоративный национальный натюрморт

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу) 5.1.5.2 — выполнять эскизы и наброски для реализации творческих идей

5.1.6.4 — экспериментировать и использовать техники, художественные материалы, учитывая свойства выбранных средств

5.2.1.1 — использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства  искусства для передачи своих идей и чувств

5.2.3.4 — использовать элементы казахской национальной культуры в процессе создания творческих работ и изделий

Цели урока обучение рисованию изображения с натуры; обучение стилизации любой формы; обучение созданию цветовой гаммы картины.

 

Цели  обучения учащихся Все учащиеся смогут

Творческий подход  работе при выполнении эмоционального натюрморта.

Учить  отличать реалистический натюрморт от декоративного

Большинство учащихся смогут

умение принимать и сохранять учебную задачу; контроль процесса и результатов своей деятельности, внесение необходимой коррективы

Некоторые учащиеся смогут

самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-работают с инструкционной картой  при выполнении заданий

Критерии

оценивания

Критерий оценивания

Понимает основное содержание текстов.

Дескрипторы

-определяет тему текста;

-определяет основную мысль;

-извлекает главную и второстепенную информацию;

-демонстрирует грамотную речь

Языковые цели

 

Учащиеся смогут:

— строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи;

— отвечать на вопросы на основе информации прочитанного текста.

Привитие ценностей

 

Гражданская ответственность и казахстанский патриотизм воспитываются через изучение и осознание уникальности родной страны, академическая честность.
Межпредметные связи Урок опирается на знания по предметам: «Естествознание», «Самопознание», «Этика».
Навыки использования

ИКТ

Совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска необходимой информации (работа с интерактивной доской, работа с интернет-ресурсами при поиске дополнительной информации)
Предварительные знания

 

Знают о растительном мире и его значении в жизни человека. Знают правила техники безопасности при работе с инструментами, а также санитарно-гигиенические нормы.

Могут самостоятельно отбирать, обдумывать и обрабатывать полученную информацию.

План
Запланированные сроки Запланированные мероприятия Источники
Начало урока

 

Стадия вызова

Психологический настрой

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

•          желаю (соприкасаются большими пальцами);

•          успеха (указательными);

•          большого (средними);

•          во всём (безымянными);

•          и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Стартер. Стратегия «Корзина идей»

К каким последствиям может привести не правильное питание?

Презентация
Середина урока

 

Целеполагание урока: цели урока

П3 Представление информации в различных формах

П6 Соблюдение орфографических норм

ИЯ2 Использование синтаксических конструкций

сочетании все эти вещества.

Натюрморт просто так не нарисуешь, нужно соблюдать правила, приемы, средства композиции.

Возникает вопрос: — Над чем будем работать на уроке?

 

Т. е. создадим свой натюрморт с соблюдением правил.

 

Что такое натюрморт? Какое из определений верное?

А второе определение, какого жанра?

 

То есть мы будем изображать мир вещей.

 

 

 

 

 

 

Работа в паре.

Самостоятельная работа.

Дайте название натюрмортам.

С названием работ  художников вы быстро определились. Почему моему натюрморту было сложно дать название?

 

1. Набор  предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи, характеризующие определенный быт, и т. п.

Поэтому когда мы начинаем работу над натюрмортом мы должны определиться с темой. (запись на доске: 1. Тема)

Давайте исправим, уберем ненужные предметы в моем натюрморте.

 

2.  Мы устранили ошибку в содержании, а в композиционном решении есть проблемы, предметы правильно расположены на листе?

Обратимся к композициям известных художников

2. Натюрморт должен иметь композиционный центр — предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой. Предметы в натюрморте должны быть зрительно уравновешены, расположены так, чтобы возникло ощущение, что они водят хоровод вокруг главного предмета. Вместе все предметы вписываются в фигуру: треугольник, круг или квадрат.  Композиционный  центр совсем не обязательно совпадает с центром.

Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота; если слишком сблизить — натюрморт может получиться, наоборот, очень тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия.

3. В каком из натюрмортов выдержано равновесие?

Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям. Этим будет усиливаться выразительность натюрморта, предметы будут как бы помогать выявлять характерные качества друг друга.

В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

(2. Композиция)

Возвращаемся к неправильному натюрморту, исправляем

4. Существенную роль в натюрморте играет фон. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль.

+ облегченный передний план позволяет нашему глазу лучше воспринять предметы, размещенные в пространстве.

Ненавязчивый задний план, он только дополняет, а не главенствует.

5. Дело дошло до цветового решения — колорита… Колорит играет большую роль в любой живописной работе. На что будет влиять цветовое решение?

Какой колорит данных композиций?

6. Чтобы предметы приобрели форму для этого нужно использовать законы перспективы при рисунке кубических форм и округлых — цилиндрических.

На каком рисунке все предметы правильно построены?

7. Восприятию формы помогает еще разбивка предметов на светотень.

 

 

Итак, мы поэтапно разобрали работу над натюрмортом, выделили правила, средства композиции, записали ключевые слова.

 

Прежде чем начать работу над своим натюрмортом составим план работы исходя из выше написанного.

1. Определить  тему и сюжет. (Мы выберем общую тему Времена года)

2. Определить композицию натюрморта

3. Нарисовать предметы, фон

4. Подобрать цвет (колорит).

5. Дать название своему рисунку.

6.  Представление рисунка.

 

А какой натюрморт для вас интереснее изобразить с натуры или придуманный?

Как можно сделать так чтобы мы могли совместить два варианта и с натуры и придуманный?

 

Взаимооценивание.

Критерий оценивания Дескриптор Балл Полученный балл
Учащийся
Понимает содержание текста, содержащего знакомые лексические и грамматические единицы. определяет главную информацию текста; 1  
находит слова приветствия. 1  
  Итого: 2  

 

 

 

 

http://www.silkadv.com/ru/node/633

 

Конец урока Работа  для групп  Вопросы по группам

Самостоятельная работа учащихся: пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Если есть типичные ошибки у большинства учащихся, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком.

(Учитель: Приступаем к живописи. Работаем акварелью.

На палитре создаем нужный цвет и работаем лессировками над фоном. Все время смотрим на натюрморт, цвет должен быть максимально близким к натуре.

Рефлексия.

В конце урока учащиеся выполнят задание «3-х минутная пауза».

На экран интерактивной доски вывести фразы рефлексии (либо распечатать на листах) и предложить учащимся продолжить подходящую к его ощущениям от урока фразу

Учащиеся должны продолжить одну из фраз:

— Я изменил мое отношение к..

— Я узнал больше о…

— Я был удивлен …

— Я почувствовал…

— Я соотнес …

— Я сопереживал..

 

 
Дополнительная информация
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся? Метапредметные связи
Здоровье и безопасность
Связи с ИКТ
Связи с ценностями (воспит. элемент)
     
Размышления

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился(лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?

 

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 
 
Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

1:

 

2:

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

1:

 

2:

Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code