Дата:                                                                                                    Класс: 9   1  урок
Тема:   Предмет курса «Основы религиоведения»»
Цель урока:

Ознакомить с содержанием и важностью курса « Основы Религиоведения », а также рассказать  учащимся об основах гуманистического мировоззрения, духовно- нравственных ценностей, собственной системы убеждений.

— Показать, что основы религии необходимо знать каждому человеку, т.к. в наше время  это поможет правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, отличать истинные законы религии от ложных лозунгов.

Ожидаемый результат: Умение работать с различными источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей.
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель. С помощью пазлов класс делится на группы. пазлы

 

5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью приема «Мозговой штурм» осуществляет повторение пройденного материала.

Учитель начинает урок с применения стратегии «Мозговой штурм».

1.В чем, по  вашему мнению, заключается необходимость изучения предмета?

2. Что изучает религиоведение?

3.Что является основной целью религиоведения?

Ученики демонстрируя свои знания, заполняют перфокарты. перфокарты
20 мин.

III. Актуализация знаний.

С помощьюметода «Подумать-сговориться-обсудить» осуществляет усвоение нового материала.Предлагает ученикам «Графический тест».

содействовать формированию у учащихся основ гуманистического мировоззрения, духовно-нравственных ценностей, собственной системы убеждений. Учитель обращает внимание учащихся на слова «религия», «мировоззрение» и рассказывает, что религия в истории человечества и ее эпохах выражалось в разных формах. В древнюю эпоху она была тесно связана с мифами, в Греции и Риме широко распространились традиции многобожества, которые позднее воспринимались в большинстве как мифологические сюжеты. Нужно с первых же уроков использовать дополнительные материалы и вести работу в тетради. В тетради помимо записи следует записать новые слова, изученные на уроке: «религия», «мировоззрение», «светское общество».

 

Проблемное задание: определить, что изучает религиоведение?

Назовите основные задачи религиоведения?

Обобщая ответы учащихся, учитель дает правильное определение о религиоведении под запись учеников.

 

 

5

Религиоведение изучает основные закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее проявления, связь с другими областями общественной жизни и историей народов. В ней  представлена история ведущих религий – буддизма, христианства, ислама, их направлений. Уделяется должное внимание истории религиозной ситуации в Казахстане, раскрывается роль  и место ислама в быту, традициях, духовной жизни казахского народа.

Задачами  изучения религиоведения является получение знаний о  происхождении  и сущности религии, разных ее проявлениях, священных текстах, их идеологии и мировоззрении, особенностях культов.

Далее выслушиваются выступления учащихся  о значении курса «Основы религиоведения» в нашей жизни, учащиеся приводят в пример современную жизнь, связанную с религией.

 

 

Слово уч    Ребята, вам нравится  рилигия Что вы вспоминаете в связи с этим словом?      .

 

 

Ассоциация к слову

         Рилигия

 

 

 

 
1 группа – Составить рассаказ о Рилизме

2 группа- Слайд

3 группа- Диаграмма  Венн

Бог
Рилигия

 

 

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума»   и Инсерт проводит закрепление урока.

Прием  работа с текстом «Insert»

Ведение активного чтения параграфа 2 учебника прием Insert

(работают простым карандашом, на полях выставляют знаки)

Заполнение таблицы

V (уже знал) + (новое) — (думал иначе) ?(не понял, есть вопросы)
       

Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения.

 

. 1. Какое мнение сложилось у вас о предмете   религиоведение?

2. В чем, по-вашему, заключается необходимость изучения религии?

?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Ромашка Блума
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Понятие о религии. Структура и функции религии ы           2 урок
Цель:  Рассмотреть происхождение слова «религия», структуру и функции религии, религиозное мировоззрение.

— Развивать речь, умение анализировать факты, работать с дополнительной литературой.

.

Основные ключевые идеи: Урок направлен на развитие саморегуляции, а также использование стратегий критического мышления, что влияет на способности учеников к активному участию в своём обучении.
Ресурсы: Учебник, рабочие тетради, ноутбук, доска, карточки
Структура урока Описание заданий Деятельность учащихся
1. Орг. момент

(3 мин).

Раскрытие темы и целей урока с помощью ребят Отвечают на вопросы
2. Изучение нового материала

(15 мин).

Проверка дома задание

I.         Опрос домашнего задания:

1.      Каково происхождение слова религия?

2.      Какие науки, кроме религиоведения, изучают религию?

 

Составляют кластер (вспоминают материал прошлого урока)

Рилигия

 

 

 

 

 

 
Учитель  в начале урока предлагает учащимся записать ассоциации к понятию «религия». Затем просит учащихся, чтобы они дали простое определение этого термина.

Религия

 

 

 
Религия определяет взаимоотношения между Богом и человеком, признает существование сверхъестественных сил и веру в них.

 

(запись в тетрадях)

 

Далее учитель, обобщая ответы учащихся, говорит, что в наши дни термин «религия» очень широко используется в каждом государстве. Существует множество ответов на этот вопрос. Чаще всего говорят о вере,  храмах, священнослужителях,  молитвах, праздниках, реже — о нравственных заповедях,  культуре,  правилах поведения.

 

Типы определения – «Религия»

(учащиеся работают по учебнику)

 

1.                  Теологический                                             4 . Философско — социологическое

2.                  Биологическое                                             5. Этнологический

3.                  Психологический

 

Теологический – включает понимает религии «изнутри», объясняя ее как связь человека с Богом, Всевышним, Абсолютом, высшими силами, сверхъественными силами и т.д.

Биологическое  определение религии подразумевает ее как природный естественный религиозный инстинкт и средство в борьбе за жизнь, предполагается, что существует «ген религиозности».

Психологический аспект религии объясняется, исходя из индивидуальной и групповой психики, когда основой религии считают эмоциональную сферу жизни человека, включающую разнообразные чувства: страх, зависимость, почитание, переживание, возвышенное и т.д.

Философско – социологическое понимание религии рассматривает ее как форму общественного сознания и мировоззрения (религиозное сознание), как социальное функции и представленное как религиозная культура, религиозная идеология, религиозная мораль, религия и политика и т.д.

6

Этнологические  теории определения «религии» включают ее понимание как взаимодействие человека и этнической культуры, в которой религия является фактором самоидентификации этносов.

 

1 группа:

Учитель приводит в пример слова мыслителей о религии, и с каким определением  они согласны.

 

 

                      

 

 

 

 

Рисунок 1. Э.Тайлор                    Рисунок 2. А.Кунанбаев                        Рисунок 3. Цицерон

 

  Э.Тайлор: «Религия — вера в духовные существа».

Абай: «Религия-источник нравственных ценностей».

 Цицерон: «Религия-то, что должно быть чисто и свято воздаваемо богам, имеет смысл, если только они замечают это и если есть роду человеческому от бессмертных богов некое воздаяние».

 

2 группа — Практическая работа. ( Учитель дает письменное задание).

Задание: Что собой представляет структура и функции религии?

 

Выступления учащихся

Обобщая ответы, учитель говорит, что структуру религии составляет мировоззрение, которое опирается на веру в существование сверхъестественного и духовным фундаментом любой религии служит вера.

 

Религия

 

 

 

 
Религиозное сознание          Религиозная деятельность           Религиозные организации

верования,  идеи,                           некультовая и культовая                                  секта, деноминация

вероучение, идеология

 

(дать общую характеристику)

 

 

   Мифология — система мифов, включающая общее в мировоззрении человечества.

 

7

 

Рисунок № 4. Мифология.            Рисунок № 5. Посейдон                  Рисунок № 6. Мифологический конь

 

Запись в тетрадях

Таблица № 1                           Религиозная вера

                                             Религиозная вера
— вера в сверхъестественное, в высшие силы, в Бога или богов.
— вера в связь человека со сверхъестественным началом.
— вера в бессмертие души.
— вера в жизнь после смерти

 

Функции религии: 1. Мировоззренческая;

2. Ценностная;

3. Регулятивная;

                                                                                     

Учитель дает характеристику:        

Мировоззренческая: религия предлагает верующему систему взглядов, объясняющую происхождение  и объяснение мира общества и взглядов. Благодаря мировоззрению личность постигает смысл собственного существования, обретает идеалы.

Ценностная: религия в любом обществе выступает как источник нравственных ценностей. Нравственные ценности религий дают индивиду ориентиры во взаимоотношениях с обществом.

Регулятивная: религиозные идеи, ценности и установки регулируют отношения между людьми и в обществе. Вероучение выступает как обоснование общечеловеческих норм и практических правил поведения.

Основные функции религии взаимосвязаны между собой и направлены на достижение общей цели.

Далее выслушиваются выступления учащихся о том, как изучают религию теологи и атеисты.

Религия является основным объектом изучения трех дисциплин: теологии, атеизма и религиоведения. Задачей каждой из них является раскрытие сущности религии, изучение догматов, культа и вероучения, истории и современного  состояния. Каждая из этих дисциплин претендует на то, чтобы раскрыть истинный смысл религии.

 

8

Теология (богословие) решает проблемы изучения религии как бы изнутри. Эта дисциплина зарождается внутри каждой отдельной религии с целью обосновать ее положения с помощью различных аргументов, показать истинность собственного вероучения в сравнении с другими. Соответственно, исходной позицией теолога является убежденность в верности собственной позиции.

При этом критерием истины считается соответствие своему вероучению (исламскому христианскому буддийскому и т.д.)

Атеизм (позитив) отвергает существование сверхъестественных сил, включая Бога (или богов). Исходным постулатом атеистического подхода является твердая уверенность в ограниченности религии и ее земном, (а не сверхъестественном) происхождении.       

3. Закрепление

(5 мин).

Заполнение карточки понятий. Я показываю прибор, ребята записывают, для чего он нужен

 

1. Как вы понимаете, что такое религия?

2.Опишите структуру  религии?

3.Что такое религиозное мировоззрение

 

 

 

Заполняют карточку
4. Практическая работа

(15 минут)

Учащиеся выполняют задания практической работы индивидуально, меняясь по часовой стрелке.

На каждом столе лежит карточка с заданием, таблица

 

Выполняют по очереди все 5 заданий
5. Подведение итогов. Задание на дом

(2 мин).

Домашнее задание: параграф 2

 

Оценки за урок

 
6. Рефлексия.

(3 мин).

Рефлексия:

— достигли ли цели урока?

— какие затруднения возникли?

— а сейчас я предлагаю оценить свои знания полученные на уроке (Цветок «Где Я?»)

Записывают на стикерах свои впечатления и наклеивают на соответствующий лепесток.

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Comments

  1. Альфия

    Добрый день
    Очень интересный материал
    Как получить полный комплект

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code