Краткосрочный план урока   № 1

 

Школа:
Дата:«____»____________20___г.

 

ФИО учителя:

 

Класс:7 «____» класс. Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока: Введение в курс истории Казахстана
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
7.1.1.1 объснять демографические изменения и миграционные процессы  в период джунгарских нашествий

7.3.1.2 анализировать внутреннее политическое положение Казахского ханства

Цели урока: обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: термин «средние века», этимология данного термина, возможные границы применения, место средних веков в истории Казахстана, а также основные события данного периода
Цели обучения Все смогут: учащиеся расширят и систематизируют знания по теме, разовьют навыки исследовательской деятельности

Большинство: сделать выводы, сравнивая источники информации, объясняя сходства и различия.

Некоторые: используя источники, рассмотрит философские и литературные произведения об обществе  кочевников тюркского периода с различных точек зрения

 

Критерии успеха  Научатся синтезировать  все полученные знания;

Научатся анализировать, рассуждать,  обобщать и работать в группе

Объяснение нового материала, с упором на место средних веков в истории человечества, а также основных событий данного периода

Высказывает собственное мнение на основе информации, отобранного из предложенных источников.

Языковые цели

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

жыршы

жырау

историческое произведение

Ключевые слова и словосочетания:

Следующие причины/ факторы, краткосрочные/ среднесрочные/ долгосрочные.

Полезные языковые единицы для диалог/подписки в классе:

Пункты для обсуждения:

Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)

Предложения по подписке:

Мы определили…

В итоге…

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные

связи

Взаимосвязь с предметами: самопознание, познание мира, естествознание, музыка.
Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код
Предварительные

знания

систематизировать материал по пополнению знаний людей о планете Земля.
Ход урока
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы
 

Начало урока

Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница».

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.

Задание по методике CLIL «Говорящая карта»: ученики двух групп запонимают где расположены данные государства и подбегают объясняют к своим группам. Активная форма проходит ввиде игры

 
Критерии успеха Учащиеся должны знать компоненты действий, правила нахождения неизвестных компонентов  
 

 

Середина урока

 

С.в. – особая эпоха истории в процессе развития человечества, охватывающая период с 5 по 17 века, и характеризующаяся распадом рабовладельческих отношений, зарождением, господством феодализма и постепенной сменой феодализма зарождавшимися буржуазными отношениями.

 

Средние века охватывают очень важный период в истории Казахстана – именно в это время на территории Казахстана появляются первые предки современных казахов – тюрки. Родство с тюрками позволяет говорить казахам на языке тюркской группы и понимать таджиков, узбеков, турков.

В эпоху средних веков на территории Казахстана появились первые государства – каганаты Тюркский, Западно-Тюркский, Тюргешский, Огузкий, государства кыпчаков, караханидов, найманов и кереев. В средние века на территории Казахстана стал действовать Великий Шелковый путь и получила большое распространение религия ИСЛАМ. Большое развитие получила также культура – ученые Аль-Фараби, Аль-Бируни, Юсуф Бааласагуни, Махмуд Кашгари, Ибн-Синна оставили большой след в региональном и мировом наследии.

К сожалению, в средние века по территории Средней Азии и Казахстана прокатилась целая череда войн и завоевательных походов самых разных народов – арабов, монголо-татар, воинов эмира Тимура (Тамерлана), джунгар.

В то же время, начиная именно со средних веков, на картах появляются первые государства, в полной мере можно назвать предками современной Республики Казахстан – Ак-Орда, Ногайская Орда, Моголистан, и наконец, образовалось в 1465 году Казахское ханство, а также сам термин «казах», который первоначально имел не национальный, а скорее, социальный признак. В средневековье Казахским ханством управляли легендарные ханы, которые сейчас выступают примером для развивающегося Казахстана. Именно в средние века начались первые контакты с Россией, которые нашли свое продолжение в Новое и Новейшее время.

Поэтому, несмотря на название, мы, говоря об истории, чаще всего говорим об эпохе средневековья

П. Уровень мыслительных навыков: анализ, синтез

Критерии оценивания Дескриптор
Представляет информацию в виде различных схем, таблиц, диаграмм точно передает основное содержание материалаа;
демонстрирует очень хороший уровень грамотности.
Учебник:

Слайд

Карточки

 

Критерии успеха называть основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых  
Конец урока

 

Закрепление новых знаний

·         Назовите хронологические рамки Средних веков? Чем вызваны именно эти границы?

·         Каких деятелей культуры Вы знаете? Чем они знамениты? О чем говорят приставки Кашгари, Баласагуни и др.?

Какой строй господствовал в средневековье? Дайте его определение

Игра « Кто я?»

Один ученик выходит к доске, учитель показывает классу, кто он. Ученик задает 3 наводящих вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». И по ответам догадывается «кто он».

 

Обратная связь: «Яблоня» (если считаете, что урок прошел отлично, то наклеить зеленые стикеры на яблоню, а если вы что то не поняли,  то красные стикеры)

 

Домашнее задание

Критерии:

1-      описывает эпоху, в которой жила историческая личность;

2-      описывает жизнь и окружающую среду, в которой жила историческая личность;

3-      описывает историческое место, деятельность исторической личности;

4- описывает особенности личности;

5- дает оценку исторической личности;

6 – высказывает собственное мнение, взгляд на историческую личность

 

 

 
Критерии успеха умение составлять характеристику географического положения.  
Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

 

Целое и части  презентация задания

 

К концу урока учащиеся научатся:

Проведите работу по самооцениванию учащихся спомощью Лестницы успеха в рабочей тетради.

№1:

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт.

 

№2

На носочках ходят мыши.

Так, чтоб кот их не услышал.

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочный план урока .№2

 

Раздел долгосрочного плана: Школа:
Дата ФИО учителя:
Класс: 7 Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока:  Тюркский каганат (552-603 гг)

 

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке
 7.3.1.2 Раскрыть условия и показать закономер­ности образования Тюркского каганата с его населением, хозяйством и культурой.

7.3.1.1 Познакомить с историей родины, началом образования раннесредневековых тюрк­ских государств — периодом тюркской эпохи,

Цели урока:
 

знать: что такое каганат, взаимоотношения тюрков с соседями

понимать: основные термины и понятия

уметь: привести пример усиления и упадка государства, объяснить связь между соседями, сравнивать первое средневековое государство Европы и Азии

Цели урока Все учащиеся смогут

понимает и объясняет что такое каганат, приводит сравнение с ранними протогосударственными объединениями,  приводит   примеры,  дает оценку внешней и внутренней политике каганатов

Большинство учащихся смогут

понимает и объясняет что такое каганат, видит различие между внешней и внутренней политикой, сможеть показать плюсы и минусы в развитии государства, запомнит основные имена и даты

Некоторые учащиеся смогут

понимает и объясняет что такое  каганат, выделяет ключевые определения, даты, имена

Критерии

оценивания

Критерий оценивания

представляет информацию в виде различных схем, таблиц, диаграмм

Дескрипторы

-определяет тему текста; основную мысль;

-извлекает главную и второстепенную информацию, может представить ее в различных графических формах;

-дает объяснение новой информации, делает выводы

 

Языковые цели

 

Учащиеся смогут:

— строить речь логично и последовательно в соответствии с нормами устной и письменной речи.

Привитие ценностей

 

 

  1. Уважение
  2. Сотрудничество
  3. Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность
  4. Обучение на протяжении всей жизни
  5. Гуманность и толерантность
Межпредметные связи  география, всемирная история.
Навыки использования ИКТ умение работать в поисковой системе Google, Википедия; навык работы с учебным материалом.

навык работы с презентацией Power Point.

Предварительные знания:

 

 

Данный раздел посвящен вопросам истории образования Монгольской империи, политические, этнические, культурные изменения в Центральной Азии во время монгольского правления. Рассматривается материал по истории государств, сыгравшие важную роль в истории Казахского ханства такие как Белая Орда и Золотая Орда, Могулистан, ханство Абулхаира, Ногайская Орда, Сибирское ханство. Изучаются изменения, отображенные в средневековом искусстве.

 

Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы
Начало урока

10  мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает ученикам деление на группы по составлению пазлов

Ученики берут пазлы, составляют картинки и формируют группы

Учитель предлагает двух человечков: грустного и весёлого.

Почему у человека может быть хорошее и плохое настроение? Предлагает выработать правила группы.

Дети называют причины с целью последующей выработки правил работы в группе.

 

Психологический настрой.

Дотянуться до неба

Учащиеся настраиваются на работу во время урока.

Выбирают лидера группы.

Знакомятся со способами оценивания.

Какие есть периоды в истории средневекового Казахстана.  Приведите примеры.

Какие периоды совпадают друг с другом?

Какие события мы будем изучать в том или ином периоде?

Ученики отвечают на простые вопросы.

Ученики стараются сравнить периоды и выделить общие черты.

Называют события

 

Государства             https://www.youtube.com/

watch?v=ZYcuVPaK0gI http://e

history.kz/ru/contents/vie

w/496

 

 

 

 

 

Середина урока

 

10мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 мин

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

20 мин

Основная часть

КМ- чтение параграфа и составления кластер-схемы с помощью приёма Инсерт

Назовите хронологические рамки государств, территории, столицы, титулы и имена правителей, социальное устройство, экономическое и политическое положение. Что вы можете отметить интересного по новой теме? Почему именно этот факт вас заинтересовал?

История средневекового Казахстана делится на 3 периода

  1. начало ср веков 6-9 вв
  2. середина ср веков 10-14вв
  3. создание единого казахского государства 15-18вв

В первый период существовали Тюркский, Западнотюркский, Тюргешский, Карлукский, Огузский и Кимакский каганаты. Историю этих государств мы изучим отдельно. В этот период существовали феодальные государства на территории Казахстана, активно развивались международные связи (с Византией, Персией, Китаем).

Во 2 период существовало государство Караханидов очень высокоразвитое по экономическому и политическому положению. В этот период появилось много выдающихся личностей. Среди них Абу-Наср аль Фараби, Ахмед Яссауи, М. Кашгари, Ю. Баласагуни.

Третий период характерен тем, что территорию Казахстана и его жителей называли общим названием Казахское ханство. В то время на казахстанские территории часто вторгались джунгары. Даже известное в памяти народа «Актабан шубурунды»(Годы Великого бедствия) принесло много людских потерь и материальных последствий.

Мы познакомимся с достижениями национальной культуры, обычиями, обрядами и традициями каз народа.

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

1. Территория: с востока Алтая до западного побережья Каспийского моря

2. Население: племена теле(тирек-общее название тюркских племен). По китайским источникам от названия теле произошло название «тюрк»(турк) + в состав населения входили более 30 племен теле, в том числе киргизы, Огузы, уйсуны, дулу, уйгуры.

3. Политическое положение:Для того чтобы Тюркский каганат господствовал на огромной территории Азиатского континента непосредственно тюркам пришлось весьти борьбу за свою независимость. Для этого им нужен был сильный правитель – титул правителя у древних тюркских народов был Бумынь который вел борьбу против жужаней.  В 552г.  тюркский каган  Бумынь совершил поход против жужаней. Для упрочения своей власти  он заключил союз с китайцами. После победы над жужанями Бумыню было присвоен титул «елхан» — «всенародный хан». Однако в  конце 552г. Бумынь умер и его место занял его сын Кара-Еске который тоже незадолго скончался. Осенью 553г. каганом стал Мукан-жужане потерпели еще одно поражение—Жужанский каганат пришел в упадок. После чего тюрки покорили земли кочесников на севере, на востоке вплоть до китайской реки Хуанхе подчинив племена огуз-татар, киданей.

Кроме того, правители Северного Китая платили дань кагану Мукану, чтобы еще больше приблизить свое расположение. Это говорит о том, насколько сильно было политическое влияние Тюркского каганата на востоке в 570-580гг. После тюрки стали совершать завоевательные походы на запад. Младший брат кагана Бумыня Иштеми покорил согдийцев и племена живших у Алтая. 555г. захват земель до Аральского моря.  В Средней Азии эфталиты оказали сопротивление тюркам, тюрки в рез-тек чтобы восстановить утраченные силы, временно отказались от походов. Покорили тюрков лишь через 10 лет в 563-567гг.

Т.о. тюрки завоевали огромные территории от Китая до Амударьи, весь Прикаспийский регион. Тюркский каганат не только стал в ряд таких крупных государств как Китай, Иран и Византия, но и превратился в могущественную державу.

      4. Хозяйство: Основной вид полукочевое и кочевое скотоводство. Люди расмещались на лугах таких рек как Или, Чу, Талас, Иртыш. В этих местах находились водные источники—благоприятные условия. Основной вид скота – животноводство,  использовался для изготовления одежды и приготовления пищи. Кроме того, тюркские племена постепенно стали заниматься земледелием.

     5. Культура: тесно связана со спецификой его хозяйства. Кочевой образ жизни обусловил необходимость создания юрт. Т.к. осн средством передвижения была лошадь поэтому особое внимание уделяли изготовлению конского снаряжения (сбруя, седло, узда, подковы). Такие принадлежности были и у др кочевых народов. Все это подтверждается многочесленными находками. Существовал  особый обряд погребения – умерших сжигали(культ поклонение огню, + это считалось обрядом очищения, человек избавлялся от болезней, злых духов) а залу трупов захоранивали, позднее с 7 в. умерших начали хоронить в погребении вместе с вещами и предметами, что было связано с верой в загробный мир.

     6. Распад Тюркского каганата:

а) междоусобная борьба за власть внутри династии

б) с 581г. междоусобные войны в каганате

в) походы Китайцев и др  соседних государств

Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на улусы-владения. 603г. разделился на 2 части – Западнотюркский      и Восточнотюркский каганаты.

Подготовьте защиту своего постера (текст нельзя читать с листочка). Время выступления – 3 минуты.

 

Критерии оценивания Дескрипторы  
Демонстрирует понимание   основной информации, даёт описание

Тюркский каганат

— содержание текста точно передаёт Тюркский каганате  — рисует постер с  материаламисезона;

— представляет материал в интересной форме;

— в защите проекта принимает вся группа;

— время выступления 3 минуты.

 

Обратная связь: спикеры групп дают перекрёстную оценку выступившей группе.

 

 

 

 

Образование и укрепление Казахского ханства

http://ibrain.kz/istoriyakazahstana/obrazovanieiukrepleniekazahskogohanstva Белая Орда (XIII-начало XV вв.)

http://taktoent.net/publ/810183

 

http://www.vostlit.info

(Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и запада).

 

 

Конец урока

5мин.

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

Закрепление

Вопросы для повтореие

  1. Какую территорию включает в себя Тюркский каганат
  2. Как был создан Тюркский каганат
  3. Каким был этнический состав каганата
  4. Расскажите о хозяйстве каганата
  5. Как развивалась культура в каганате
  6. Каковы причины распада каганата

 

Учащиеся рассказывают что они узнали на сегодняшнем уроке.

В конце урока учащиеся проводят рефлексию

Обратная связь: feedback

1. Что Вам понравилось на уроке?

2. Что не понравилось на уроке?

3. Что бы Вы хотели изучить по больше?

4. Какой информации на уроке было больше всего?

5. С чем Вы не согласны?

Домашнее задание:  напишите Эссе на тему: «Белая орда -занимает главное место в формировании казахского ханства»

 

 
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
 
Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочный план урока   №3

 

 

 

Раздел долгосрочного плана:

.

 

Школа:
Дата: ФИО учителя:
Класс:7 Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока: Западнотюркский (603-704гг) и Восточнотюркский (682-744 гг) каганаты
Тип урока: изучение новой темы; закрепление знаний и формирование  умений и навыков по пройденной теме
Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке 7.3.2.1 Раскрыть сущность политических событий и систематизировать знания учащихся

 

Цели урока обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: территория каганата, политическое положение и социальная структура общества, распад Тюркского каганата.

 

Критерии

оценивания

 

Знание и понимание Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Применение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся
Критическое мышление знания о тюркском государстве,которое существовало в Казахстане в средние века, о его политико-экономическом строе.
Синтез Знакомство с территорией, этническим составом, хозяйством, культурой и причинами распада

Западнотюркского каганата

 

Языковые цели

 

кругозор и мышление их к рассуждениям о развитии дипломатических,культурных связей Западнотюркского каганата

Предметная лексика и терминология:

Битва, историческое значение , атака, армия, восстание

Полезные фразы для диалога/письма:

… На основе анализа источников можно сделать следующие выводы…

Это событие / было важным / значительным, так как

Историческое значение битвы…

По моему мнению, …

Привитие ценностей

 

способность видеть и понимать проблемы окружающих, другие точки зрения; умение правильно реагировать на критику; иметь навыки работы в группе, исполнять различные роли в коллективе;
Межпредметные связи Во время работы с контурной картой использует навыки и умения полученные на уроках географии.
Навыки использования ИКТ Учащиеся используют интернет для поиска ответов на вопросы по теме урока
Предварительные знания Знает имена тюркских каганов, внутреннюю и внешнюю политику тюркских государств.
План урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
1-урок

Начало урока

ПСМ

 

 

У Покажите иллюстрации, изображающие сцену битвы, войну. Спросите, каковы причины войны. Учащиеся выявляют причины битвы или войны, приводят примеры. В результате выполнения данного задания  учащиеся делают вывод о том, что войны и сражения бывают за землю, за власть, за независимость и т.д. (эти причины можно написать на доске).

Опорос Домашнего задания.

Введение.

Вопросы к классу

1.Какой период охватывает средневековье?

2.Назовите три основные периоды средневекового Казахстана.

3.Что происходит в раннем средневековье?

4. Какой язык стал преобладающим?

5.Что  можно сказать о культуре в этот период?

6.Почему второй период самый значимый в истории средневекового Казахстана?

7. Чем интересно и значимо позднее средневековье

Задание посмотрите на  запись на доске?

Какую письменность я использовала?

Я использовала тюркскую письменность, написала имя  Верховного бога тюрков.

На протяжении  многих уроков мы будем знакомиться с тюркской историей и тюркской культурой.

 

У Учащиеся знакомятся  с темой и целями урока(можно привлечь учащихся к формулированию целей урока)

Иллюстрации

Презентация

 

 

Лист формата А3

 

 

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

После распада Тюркского каганата начинается процесс размежевания границ между его частями. Несмотря на то, что эти части граничили друг с другом, обладали первоначально схожей культурой и хозяйством, в дальнейшем пути их кардинально разойдутся. Если западная часть станет основой для формирования тюркских народностей – узбеков, казахов, уйгуров, кыргызов и др., то в восточной части в дальнейшем пройдет процесс образования монгольского народа. В историческом плане эти два родственных народа и территории неоднократно будут противостоять друг другу – достаточно вспомнить нападения монголо-татар Чингисхана в XIII веке и джунгар XVII-XVIII веках.

Усвоение новых знаний

Образование Западно-тюркского государства.

В 603 г. западная часть Тюркского каганата обособляется в отдельное самостоятельное государство.

Территория

Нижние течения Волги и Кубани     Верховья Волги и Иртыша

 

 

 
 

 

 

Реки Тарим и Амударья           Реки Или и Чу

 

Основной район – Семиречье, древне уйсунские земли от гор Каратау до Джунгарии

Столица – горо Суяб (близ г. Токмак в Кыргызстане), летняя резиденция – Мынбулак (близ г. Туркестан).

 

Этнический состав

Этническим ядром Западно-тюркского каганата стали «10 племен», к востоку от Чу выделились 5 племен – дулу, а к западу от нее – 5 племен – нушиби. В исторических источниках Западно-тюркский каганат по другому называют «Он ок будун» (страна десяти стрел).

Наиболее крупные племена каганата:

·         Уйсуны, канглы – Семиречье, район Сырдарьи;

·         Тюргеши – районы Балхаша, Заилийского Алатау;

·         Карлуки – Восточный Казахстан;

·         Чигили – побережье Иссык-куля;

·         Ягма – Восточный Туркестан.

 

Политическая история

Западно-Тюркский каганат достигает своего могущества во время правления Джегуй (Шегу)-кагана (610-618) и Тон-жабгу-кагана (618-630). Они предприняли победоносные походы в Тохаристан и Афганистан и раздвинули границы государства до северо-западной Индии.

Одной из целей набегов тюрков на соседние племена и народы был – захват рабов. На завоеванных землях тюрки сохраняли социальное, политическое, экономическое и государственное устройство, в основном господство ограничивалось сбором податей. Для этого из местных жителей набирали сборщиков податей, называемых селифами.

В результате междоусобной борьбы к власти в 634 году пришел Ешбар Елтерис, который провел административно-государственную реформу.

Непрерывные междоусобицы, частные смены правителей, сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил привели к 16-летней межплеменной войне (640-657 гг.) и вторжению в Семиречье войск Китая (Танская империя). Борьба тюрков против танской экспансии привела к возвышению рода тюргеши и падению Западно-Тюркского каганата в начале VIII в (704 г.).

Восточные тюрки в результате кровопролитной борьбы с Китаем восстановили свое государство в Монголии. Восточно-тюркский каганат в конце VII – начале VIII веков при правлении каганов  Бильге-кагана и Культегина расширил свое влияние до территорий Казахстана, Центральной Азии, восточного Туркестана и Южной Сибири. После их смерти начинается распад Восточно-Тюркского каганата.

 

Общественное устройство

 

Ø  Каган – первое лицо в каганате. Кагана избирали только из аристократического рода – «тюрк-ашна».

Власть кагана:

a)      Верховный владыка;

b)      Правитель;

c)      Военачальник;

d)     Собственник всех земель;

e)      Верховный судья.

Ø  Тегины – наследники кагана.

Ø  Ябгу, шад, эльтебер – высшие государственные титулы, они принадлежала каганскому роду.

Ø  Буюруки, тарханы – выполняли судебные функции.

Ø  Тудуны – наместники кагана на завоеванных землях. Они контролировали сбор податей и посылку дани в каганскую ставку.

Ø  Беки – правители родов и племен.

Ø  Кара-будун – основное зависимое население.

Ø  Таты – рабы.

В Западный Тюркский каганат входили племена усуней, канглов, карлуки, тюргеши и т.д. Все эти племена были близки по языку, быту и занятием. Основным занятием населения Тюркского и Западно — Тюркского каганата было кочевое хозяйство, но небольшая часть населения занималась земледелием. На территории Западного каганата, особенно в Семиречье было много городов: Суяб, Тараз, Мерке, Кулан и другие. Города являлись политическими экономическими и культурными центрами. В первой половине VIII века на территории Казахстана велась оживленная торговля. Культура Западно – Тюркского каганата в то время достигла высокого развития, существовала письменность. Религиозные верования были различны. Тюрки поклонялись огню, воде и небу. Верховным божеством считалось небо – «тенгри», которому они приносили в жертву лошадей, быков и баранов. Управление в Западно-Тюркском каганате было такое же, как и в Тюркском. В результате внутренней слабости каганата, феодальных междоусобиц, а так же вторжения китайских и арабских войск в Западно-Тюркском каганате в 704 году власть перешла к тюргешам.

.Дополните текст.
Западнотюркский каганат занимал территорию на юго-востоке, начиная от рек ____и Чу, на северо-западе до нижних течений рек ____ и Кубань. Столицей каганата и зимней ставкой кагана являлся город _____, расположенный на берегу реки _____ А летняя ставка находилась в местности _______
Учащиеся прочитают материалы и ответят на вопросы по содержанию, один вопрос предполагает анализ увиденного на предыдущем уроке, учащиеся должны связать тему и идею увиденного с прочитанным материалом.

Ф оценивание

 Для цели обучения 7.Ч6.

Критерии оценивания Дескрипторы
Демонстрирует понимание   основной информации прочитанного.

Отвечает на вопросы, делает выводы по прочитанному.

— определяет главную и

второстепенную информацию

прочитанного текста.

 

 

— правильно отвечает на вопросы по содержанию, приводит аргументы.

После завершения работы в группах готовят выступление, это могут быть один или два ученика от группы (по прочитанным 4 текстам). Учащиеся должны вкратце ознакомить класс с темой своих текстов (обзор текста), т.к. учащиеся не знакомы с содержанием других текстов. Более подробно учащиеся должны остановиться на аргументах из видео, подходящих к их тексту.

Задание для групп

Зашифрованные даты

А 8 5 6 3 2 0 0 7 0 4 9 5 1 8
Б 4 4 1 9 8 7 6 3 5 5 7 5 5 2
В 0 3 0 6 0 3 4 5 6 7 9 1 0 3
Г 4 6 3 4 0 5 5 5 3 2 1 0 9 7
Д 4 5 6 3 0 0 8 4 6 2 7 3 3 2
Е 9 9 3 0 1 0 1 7 8 9 7 4 1 3

.Исторический портрет.
А) Важную роль во внешней политике он отводил отношениям с Ираном и Византией. При столкновениях между ними он всегда был на стороне своего союзника – Византии.
Б) В 634 г. при поддержки племени нушеби он пришел к власти. Стал проводить реформы, ввел систему управления государством – «он ок будун»
В конце учащиеся   могут сделать вывод о том, совпали ли их прогнозы  о  распаде  каганатов с тем, что они прочитали.

 

.

Тематическая карта, контурная  карта

Конец урока

 

 

Закрепление новых знаний

·         Расскажите об образовании Западно-Тюркского каганата. Скажите, с какими государствами он граничил.

·         Что послужило причиной ослабления и распада Западно-тюркского каганата? Какие государства способствовали распад Западно-тюркского каганата?

·         Что вы запомнили о системе «он ок будун», введенной каганом Ешбаром?

·         Дайте определение терминов «каган», «селиф», «тудуны», «беки», «таты».

·         Назовите наиболее известных правителей тюрков. Укажите их годы жизни.

Стратегия «Лестница Успеха»

 

Для проведения собственной рефлексии мыслительной деятельности на уроке предоставить время (3 минуты). Целесообразней поощрить нерешительных и стеснительных детей озвучить свою ступеньку Успеха (очень важно, чтобы все учащиеся на уроке говорили).

Домашнее задание:

Передайте через мини-рисунок свои впечатления  о каганатах

 
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация выражена в ходе выполнения задания по видео.

Задания предполагают разделение обязанностей в группе- творческая часть, ответы на вопросы, подведение выводов.

 

Наблюдение учителя в ходе реализации приема «Одна минута».

После ответа на вопросы по содержанию видео и выступления по прогнозированию событий взаимооценивание

Кабинет снабжен инструкцией по ТБ на двух языках.

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
 
Общая оценка

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочный план урока   № 4

 

 

 
           

Дата:

Класс:

Школа:

 

Ф.И.О. учителя:

Тема урока:

 

Тюргешский каганат (704-756 гг
Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке  

7.3.1.2 анализировать внутреннее политическое положение Тюргешский каганата

Цели урока Дать представление о хане Абылае как одного из великих казахских ханов, выдающегося государственного деятеля и дипломата. Раскрыть основные этапы его жизни
Цели урока Все учащиеся смогут

понимает и объясняет что такое каганат, приводит доказательства правильной политики первых правителей, сравнивает с ранними государствами, выделяет сходства и различия,  приводит   примеры,  дает оценку внешней и внутренней политике государства

Большинство учащихся смогут

понимает и объясняет что такое каганат, видит различие между внешней и внутренней политикой, сможет  показать плюсы и минусы в развитии государства, запомнит основные имена и даты

Некоторые учащиеся смогут

понимает и объясняет что такое  каганат, выделяет ключевые определения, даты, имена

Критерии

оценивания

Критерий оценивания

знать: что такое каганат, причины борьбы арабов и китайцев за Семиречье

понимать: основные термины и понятия

уметь: привести пример усиления и упадка государства, объяснить связь между соседями, дать оценку личности правителя

Дескрипторы

-определяет тему текста; основную мысль;

-извлекает главную и второстепенную информацию, может представить ее в различных графических формах;

-дает объяснение новой информации, делает выводы

 

Языковые цели

 

Предметная лексика и терминология:

социальная группа, белая кость, черная кость,  имущественное неравенство, виды собственности на землю, ханство, орда, хан, султан, визирь, войско,  феодализм, указ, судья

Серия полезных фраз для диалога/письма

У меня… в отличие от хана …..    особенности…

Следующие причины / факторы краткосрочные / среднесрочные / долгосрочные были…
Наиболее важными изменениями …………… / достижениями………..были…

Это событие / важно / существенное изменение, потому что …
В результате…

Привитие ценностей мужество, лидерство, терпимость, единство
Межпредметные связи Всемирная история, география, Основы права
Навыки применения ИКТ Internet, ppt, e-history.kz, massaget.kz

 

Предварительные знания

 

Анализируют , устанавливают причины расцвета и упадка государства.

Делают вывод о влиянии тюркского каганата на ход истории в раннем средневековье.

Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы
Начало урока

 

Психологический настрой

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

•          желаю (соприкасаются большими пальцами);

•          успеха (указательными);

•          большого (средними);

•          во всём (безымянными);

•          и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Стартер. Стратегия «Корзина идей»

Опрос домашнего задания

1.Что вы узнали об образовании Тюркского каганата?

2.Что говорят китайские источники о Тюркском каганате?

3.Сможете ли вы рассказать о внутренней и внешней политике каганата?

4.Расскажите о хозяйственной деятельности каганата?

5.Что вы знеаете о религиозных верованиях тюркских народов?

6.Какие исторические события привели к распаду каганата?

 

1.

 
Середина урока

 

 

 

Исторический концепт (фокус): доказательство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия «Пометки на полях»

  1. Прочитайте материал о теме, делая на полях пометки.

“√” отмечают информацию, которая вам известна.

“+” отмечают новую информацию, новые знания.

“?” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

2.      Определите тему и основную мысль текста.

3.      Разными маркерами закрасьте главную и второстепенную информацию.

  1. Территория и наесление. В 704г. племена тюргешей свергли господство зап тюрков и создали свое гос Тюргешский каганат.
  2. Территория: Жетысу+ начиная с г. Шымкент на юго-востоке Ср. Азии.
  3. Административный центр г. Суяб
  4. Население составляля тюркоязычные племена. Первые сведения встреч в историч  памятниках Культегина и кит летописях.
  5. Основатель каган Ушлик.  Разделил осн племена на 2 орды. Ставка Большой нах-сь в г. Суяб, а Малой в г. Кунгит(р. Или). В самом городе жили племена кунгитов. Тюргеши делились на желтых(Сары), и черных (кара) м/д ними постоянно велась б/ба за власть.
  6. Внутреннее и внешнее положение каганата. Политич власть сосредоточена в руках кагана. Каганат разд на 20 администр областей.  После смерти Тюргешского правителя в 706г нач б/ба за власть. Этим хотел воспользоваться каган Восточнотюрк каганата Капаган. Но к власти пришел каган Сулу (715-738) – каганат усилился, вместе с каганом Сулу победу  одержали  черные тюргеши.  Столицей был выбран г. Талас(Тараз).  Внешняя политика кагана Сулу была сложной, т.к. с запада нападали арабы, с востока опасность со стороны Китая +сложным положением пользовался Восточнотюрк каганат. Поэтому каган Сулу прибегал к родственным отношениям. Так в 717г он посетил Танскую империю и женил своего сына на дочери восточнотюркского каганата Бильге, а сам женился на дочери Тибетского царя.

Вместе с племенем  карлуков в 737 г каган одержал в Тохаристане кр победу над иноземным завоевателем. После возвращения на родину каган Сулу был убит тарханом Бага.

Арабы кагана Сулу называли «бодающимся» или «рогатым», т. к  он во всех сражениях принимал участие сам—арабы избегали стокновения с ним. Полководец кагана Кули-Шор в 720-721г одержав победу над арабами, изгнал их с территории Согдианы.

После смерти Сулу каганом стал его сын Тукарсан Кутшар – он правил очень мало—нет сведений. Возобновилась б/ба  м/д белыми и черными тюргешами которая длилась  20 лет –каганат ослаб. Узнав об этом Китайские войска направляют свои воцска из г. Куш(Вост Туркестан) в Жетысу и в 748г захватывают г. Суяб.  В 751г у г. Атлах близ Тараза карлукско-арабские войска нанесли поражение кит войску т.е в помощь тюргешам. После этого китайцы уходят из Жетысу. Тюргешский тархан Жыпыр (749-753) захватил власть каганата в свои руки. Однако он не смог улучшить политич и экономич положение, междоусобная война не прекращалась—Тюргешский каганат пришел в упадок. Вожди Карлукских племен в 756 г. воспользовавшись ситуацией свергли тюргешского каганата и захватили власть.

  1. Хозяйство. Кочевое и полукочевое скотоводство. Некоторые вели особый образ жизни, занимались торговлей, ремеслом. Происходили конфликты из-за земли. Большое развитие получила торговля, т.к ч/з земли каганата проходил ВШП. Центры торг г. Суяб, Баласагун, Тараз, Исфиджаб. В каганате выпускали свои монеты в 704-766г в Таразе.  Происходит массовое переселение согдийцев в Жетысу. (арабское нашествие, или налоги, 3-ии считали что в связи с торговлей стали осваивать новые земли). Согдийцы – ираноязычная народность из ср Азии и Юж Каз.

Почти вековая история Тюргешского каганата имеет большое значение для истории вековой степи и степного гос-ва. Самым значительным событием в истории каганата было Атлахская битва, в которой разбиты китайские войска.

 

Выступления групп.

Спикеры представляют работу групп, определяют тему, основную мысль текста, главную и второстепенную информацию текста.

Информация, требующая разъяснений, может быть раскрыта наиболее подготовленными учащимися. Также можно оставить ее в качестве домашнего задания.

Задание для группы

1-заполните кластер

 

1                              2

Тюргешский каганат (704-756 гг

 

 

 

 

 

 

 

 
Работа по карте:

 

В 713 году арабы захватили Ходжент, Фергану и пытались завладеть Ташкентом, и в 715 г. проникнуть в Восточный–Туркестан, однако арабская экспансия была остановлена тургешами, и в том же году очистили от арабов Фергану, а уже в 717 году талантливый каган Сулук сумел восстановить прежнюю мощь каганата.

Выбор заданий по цвету стикера (на каждом стикере написано одно задание, учащиеся подходят к доске, отрывают стикер, читают и выполняют задание)

1) Определить территорию западно-тюркского каганата и указать столицу.

2) «Он ок будун»: укажи племена _____________

3) найди соотвветствие: Шегу, Тон, Ешбар, Елтерис,Тардуш, Ушлик

 

Работа по новой теме:

Игра «Да-Нет»

1)В 704 году победив арабов возник Тюргешский каганат(-)

2) Основная территория Жетесу(+)

3) Основ вное племя теле (-)                                                                                                                         4) Основатель тюргешей Ушлик (-)

5)Столица Малой ОрдыСуяб, Большой Кунгит (-)

6) Тюргеши делились на красных и белых (-)

 

Составление «толстых» и «тонких» вопросов   по новой теме.

 

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто?

Что?

Когда?

Как звали… ?

Было ли… ?

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

 

 

История Казахстана с древности и до наших дней. 5 том. ІІ том. Атамура, 2010., сс.373-384

Материалы по истории Казахских ханств XV – XVIII веков (извлечения из персидских и тюркских сочинений). – Алма-Ата: Наука, 1969.

http://baq.kz/news/3799

Казах ели.  История Казахстана. Kazak eli. 3 seriya. Художественный материал. http://www.youtube.com/watch?v=Jkuzz_U8D-E

 

 

Конец урока

Самооценивание,

рефлексия

  1. Какие племена входили в состав каганата
  2. Что вы знаете о внешней и внутренней политике каганата
  3. Почему каганат распался
  4. Расскажите про хозяйство тюргешей

Рефлексия:

— Что узнал, чему научился?

— В чем испытывал трудность? Почему?

— Над чем необходимо работать?

Домашнее задание.

Нарисуйте постер к проанализированному тексту. Подготовьте по нему монологическое высказывание.

 
     
Дополнительная информация
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности

Для развития коммуникативных навыков  создаются пары / группы, где учащиеся с высокими способностями  поддерживают учащихся с низкими способностями. Учитель должен контролировать участие  всех учащихся  в процессе обсуждения.

Учащиеся с низим уровнем способностей могут двумя предложениями выразить свою мысль. Учащиеся с высоким уровнем способностей дают полный ответ.

Оценивается

работа в группе,   умение слушать обсуждение,  при необходимости оказывать поддержку группе или отдельным учащимся

 

ИКТ -смотреть видео  по  ссылкам, приведенном выше, выражать свои идеи, сочетая их с полученными   теоретическими знаниями.

Ценности — взаимного уважения и сотрудничества учащихся при выполнении работы, повышение чувства патриотизма к своей стране.

 

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы

 
Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я узнал(а) о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

 

 

 

Приложение

Схема 1.

Политическая власть в Тюргешском каганате.

каган
Воины и простое население
Владетели (тутуки) 20 уделов (тутукств) по 7 тысяч воинов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2.

Общественное устройство в каганате

                        Желтые (сары)                                               черные (кара)

Т                     Ю                    Р                     Г                     Е                     Ш                    И

Зависимые тюркские племена
каган
Большая Орда г. Суяб
Малая Орда г. Кунгит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные задачи ко второму пункту плана.

Задача № 1

Арабы называли кагана Сулыка “бодающимся” или “рогатым”. Используя текст § 3 с. 15 найдите факты, которые бы объяснили это прозвище.

Задача № 2

Используя текст § 3 с. 15-16 докажите, что после смерти кагана Сулыка начинается ослабление Тюргешского каганата. Выделите причины распада государства и запишите их в таблицу 1.

 

Алгоритм доказательства.

Как правильно строить доказательство.

  1. Уясни и сформулируй мысль, правильность которой следует доказать.
  2. Приведи и разъясни факты, подтверждающие данную мысль.
  3. Сделай вывод, завершающий доказательство.

 

При изучении третьего вопроса учащиеся читают текст § 3 с. 16-17 и по примерному плану дают характеристику хозяйственной деятельности тюргешей.

 

 

 

Примерный план для характеристики хозяйства тюргешей.

  1. Кочевое и полукочевое скотоводство.
  2. Оседлый образ жизни.
  3. Торговля и денежное обращение
  4. Города

Вывод: Что общего в развитии хозяйства в каганатах, в чем вы видите различие?

 

К четвертому пункту – Согдийцы в Жетысу –  учащиеся составляют простой план.

 

Закрепление изученного.

1.*Прочитайте отрывок из Большой надписи в честь Кюль-Тегина1. Сделайте все возможные выводы.

Тогда же нам пришлось тюргешей усмирять.

Мы в горы поднялись, Алтунскую2 тайгу

Прошли насквозь, Иртыш преодолели вплавь –

И на тюргешей, в ночь, врасплох напали мы.

А при Болчу нам дал сраженье их каган –

Его войска на нас, как буря и огонь,

Обрушились, но им противостали мы.

Но снова Кюль-тегин ворвался в стан врагов:

Кагана их пленил, с ним – беков всех его,

Тутука3 азов4 взял, — тюргеши нам сдались.

Кагана их казнив, тюргешский каганат

Включили мы в свои владенья, а народ,

Поскольку он теперь весь нам принадлежал,

Велели расселить на местности Табар.

Из книги Н. Келимбетова “Древний период

истории казахской литературы”, Алматы 1998 , с. 41

Кюль-Тегин1 – младший сын Ильтериш – кагана, основателя Восточнотюркского каганата. Кюль-тегин – знаменитый полководец и воин, годы жизни 685-731 гг

 

Алтунская тайга2 – горная местность на территории Алтая

 

Тутук3 – военный правитель тюргешей.

 

Азы4 – название одной из ветвей тюргешей.

 

  1. За годы своего правления Сулык каган вел политическую и военную борьбу в трех направлениях. Впишите в пустые клеточки три главных противника тюргешей.

 

 

 

против

Сулык — каган
Арабы

?

Китай

?

Восточный Тюркский каганат

?

 

 

 

 

 

 

  1. Впишите вместо точек правильный ответ.
  1. Время существования Тюргешского каганат ……………. (704-756гг)
  2. Административным центром был город……………….(Суяб)
  3. За непобедимость и личное участие во многих сражениях этому кагану…………враги дали прозвище «бодающийся» (Сулык)
  4. …………… — это ираноязычная народность, жившая в Средней Азии. (Согдийцы)
  5. Атлахское сражение было в …………. году. (751г)
  6. Назови правильный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JOSPARIK.KZ Күнтізбелік жоспар, сабақ жоспары, ОМЖ, ҚМЖ. Поурочные планы, план-конспект. ОМЖ, КМЖ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code