Краткосрочный план урока   № 1

 

Школа:
Дата:«____»____________20___г.

 

ФИО учителя:

 

Класс:5 «____» класс. Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока: Как появился первый человек

 

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
5.1.1.1 – объяснять происхождение человека на основе  различных теорий;

5.1.1.2 – объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия

Цели урока: объяснять происхождение человека на основе  различных теорий

объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия

Цели обучения

учащихся

Все учащиеся смогут:

учащиеся смогут объяснять, как произошел человек

учащиеся смогут объяснять и различать первичные формы объединения людей Большинство учащихся будут уметь:

Знает виды исторических источников

Некоторые учащиеся смогут:

описывать результаты наблюдений,

самостоятельно выполнять наблюдение за информациями

Критерии успеха  Умеют находить и использовать нужную информацию.

Знает как анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Будут уметь работать над идей произведений

решения проблемных ситуаций

-потребности в творческой деятельности

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные

связи

Взаимосвязь с предметами: самопознание, познание мира, естествознание, музыка.
Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код
Предварительные

знания

Можно ссылаться на любые предварительные знания по другим дисциплинам, например, предмет  познание мира – знания о возникновении первых  людей, в науке — знания, связанные с объяснением происхождения видов и теорией эволюции, в географии — знания о формировании континентов и изменениях в климате, и знания, связанные с изучением создания мифов в рамках религиозных традиций.
Ход урока
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы
 

Начало урока

Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница».

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.

Ребята, вам нравится   история? Что вы вспоминаете в связи с этим словом?

Ассоциация к слову                          

История

 

 

 
3

Работа с кластерами

История

 

Первыми использовали греки и арабы

Геродот и СымаЦянь

 

 

Запад                              Восток

Учащимся предлагается посмотреть на иллюстрации и определить, что между ними общего. Учащиеся высказывают свои предположения.

Далее учитель демонстрирует видеоролик, показывающий споры о происхождении человека. Попросите учащихся  определить наиболее вероятную теорию.

Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошёл…,так как…»

Иллюстрации, видео показывающие разные теории о происхождении человека. Рисунок, показывающий эволюцию человека от гоминид до современного человека.

http://www.mhealth.ru/health/healthnews/evolyucziya-cheloveka-prodolzhaetsya/

 

Ссылка на видео о происхождении человека: https://www.youtube.com/watch?v=6SWaYLbqfOM

 

Критерии успеха Используя учебники, заполняют таблицу в группе.

Презентуют работы, отвечают на вопросы

 
 

 

Середина урока

 

По методу «Поп -корн» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися.

:

 

 

Австралопитеки – южные обезьяны. Первые их останки были найдены в пустыне Калахари в Южной Африке.

Жили в степи и лесостепи, где особую роль играли глаза и умение стоять прямо, чтобы вовремя заметить хищника. Процесс становления человека проходил в эпоху резких климатических изменений, когда в корне менялась вся окружающая среда. Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела.

Челюсти у них были гораздо массивнее, чем у человека, лицевой отдел черепа-небольшой, а тяжелые надбровья нависали над глазницами. Обороняясь от хищников,они использовали камни, палки, которые находили на земле. Сами изготавливать орудия труда не умели.

Человек умелый – вероятно, жил одновременно с австралопитековой обезьяной, которая являлась для него такой же добычей, как и другие животные. Ученые считают, что они жили бок о бок в течение примерно 2-х миллионов лет.

Человек умелый имел рост 140 см и средний вес 40 – 50 кг.

Большой палец руки еще не был противопоставлен остальным пальцам, т.к. был достаточно коротким.

Древнейшие люди — к ним относится питекантроп, или обезьяночеловек, его рост составлял 175 см, т.е. он был гораздо выше человека умелого. Также выделяют важного представителя питекантропа – синантропа. Его рост был примерно 150 см, он имел крупную голову с развитым надглазничным валиком.

Питекантропы и синантропы относятся к человеку прямоходящему.

Ученые установили, что жили они в коллективах из 3-6 взрослых мужчин, 6-10 женщин и 15-20 детей разного возраста. Жизнь такого сообщества невозможна без общения, поэтому у них была примитивная речь из небольшого набора сигналов – понятий. Хотя голосовой аппарат их не был таким мощным и гибким как у современного человека, но он позволял издавать более сложные звуки (речь похожая на лепет), чем просто бормотание и визги современных обезьян. Важную роль играли мимика и жесты.

Человек не являлся большим и мощным хищником, способным охотиться в одиночку, поэтому охота на добычу проходила коллективно и требовала хитрости и слаженности в действиях. Человек прямоходящий научился сам изготавливать орудия. Также он научился замечать сезонные миграции животных и сам перемещался вслед за ними, поэтому он уже мог запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находил путь обратно.

Особую роль сыграло использование огня, который сделал человека независимым от климата и позволил расселиться по поверхности Земли. Однако, он не умел сам добывать огонь, он научился только поддерживать его..

Современные люди – некоторые ученые считают, что они произошли одновременно в разных концах Земного шара, другие ( и это предпочтительная версия) – что в одном месте и постепенно заселили Землю. Ископаемые были названы кроманьонцами.

У них была прямая походка, рука приобрела возможность совершать точные и ловкие движения, изготавливать сложные орудия труда и с их помощью строить жилье.

Человек научился не просто носить шкуры животных, но шить из них одежду, защищаясь от холода и мошки.

К этому виду людей относимся и мы с вами, и наше видовое название Homo sapiens.

В течение всего этапа становления человека как вида существенно менялся такой важный параметр в строении как объем мозга (а не его масса), который свидетельствует о прогрессивном развитии интеллектуальных способностей человека.

В заключение важно сказать, что внешний облик человека изменился очень сильно за 1 млн. лет, тогда как культура изменялась не так сильно, а вот последние 40 тыс. лет внешний облик почти не изменился, зато культура шагнула от каменных орудий до настоящей цивилизации.

Человек развивался, занимал всю планету и в конечном итоге в дальнейшем сам стал на нее влиять.

Учащиеся в группах исследуют одну из теорий происхождения человека, используя различные ресурсы (вебсайты, материалы, заранее подготовленные учителем).

Учащиеся разрабатывают мини-проект на постере по данным вопросам.

Анализ и обсуждение.

Защита мини-проектов (постеров)

Ответы на проблемные вопросы.

Критерии оценивания:

·         Учащиеся  объясняют происхождение человека на основе  различных теорий

Дескрипторы:

1.      Группа изучила одну теорию.

2.      Использовали различные ресурсы.

3.      Подготовили мини-проект.

4.      Провели защиту мини проекта.

Ответили на проблемные вопросы

 

Работа в группах. Метод «карусель»

Заполнение мозаической таблицы «Хронология раннего палеолита».

Презентация выполненной работы.

— если я вас правильно понял то…?

— по вашему выступлению я пришел к выводу что..

— так вы утверждаете что…?

1.      Составление кластеров

Выделите основные теории о происхождении человека в современной науке

Какой теории вы доверяете и почему?

работа с учебным пособием

школьная лекция

Работа с учебником – запись в тетради

Составление антропологической карты

Австралопитек –

Питекантроп

Синантроп

Неандерталец

Кроманьонец

Человек разумный

составление кластера (коллажа)

 

Напишите рассказ как человек заселили территорию Казахстана

 

Учебник:

Слайд

Карточки

 

Критерии успеха отвечать на поставленные вопросы и конкретизировать мысль в наглядной форме  
Конец урока

 

Работа учащихся в группах с использованием различных источников

Составляют схему

Теперь давайте обобщим изученное и составим схему родословного древа современного человека «древо человека»)

 

 

Историческое эссе

Вопросы для закрепление урока;

  1. что означает слово история
  2. Кого мы называет отцами истории
  3. Кого называют шежиреши, а кого летописцами
  4. Зачем нужно изучать историю

 

Г) Приготовьте заранее и раздайте группам по 4 карточки с названиями форм общественной организации (стадо, род, община, племя). Предложите учащимся разложить карточки в  хронологическом порядке. Возможно, не все учащиеся выполнят данное задание верно. После этого раздайте учащимся карточки с определениями предложенных ранее терминов и снова попросите разложить карточки с терминами в соответствующей последовательности.

(Г) Учащимся  предлагается в группах (можно провести жеребьёвку) изобразить одну из форм объединения людей в виде пантомимы: человеческое стадо, род, община, племя, используя их краткое описание.

После показа пантомим, учитель предлагает учащимся сделать аргументированный вывод об изменениях в жизни первобытных людей.

Критерии оценивания:

·         учащиеся смогут объяснять и различать первичные формы объединения людей

Дескрипторы:

1.      Артистичность учащихся.

2.      Отражение различий  форм объединения людей в пантомиме.

3.      Делают выводы.

(ИС) В результате исследования учащиеся смогут  анализировать различные теории о происхождении человека и делать аргументированные выводы.

Рефлексия урока. Учитель предлагает начать заполнение таблицы «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ) по проблеме урока.

 

 
Критерии успеха умение составлять характеристику географического положения.  
Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

 

Целое и части  презентация задания

 

К концу урока учащиеся научатся:

Проведите работу по самооцениванию учащихся спомощью Лестницы успеха в рабочей тетради.

№1:

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт.

 

№2

На носочках ходят мыши.

Так, чтоб кот их не услышал.

 

 

 

 

 

Краткосрочный план урока   № 10

Школа:
Дата:«____»____________20___г.

 

ФИО учителя:

 

Класс: 5  «____» класс. Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока: Как появление колесницы изменило мир
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
. 7.1.1.3 — работает с источниками географической информации: карты, рисунки, тексты, фотографии, графические материалы
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Египет».
Цели обучения Все учащиеся смогут:

Объяснить , что могут рассказать археологические находки

Большинство учащихся будут уметь:

описывать социальную организацию древнего общества;

Некоторые учащиеся смогут:

описывать результаты наблюдений,

самостоятельно выполнять наблюдение за историю

Критерии успеха Научиться  группировать карты по различным признакам;

Совершенствовать умения понимать., читать и знать древнию истрию.

,

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные

связи

Взаимосвязь с предметами: обучение грамоте на родном языке,  самопознание, познание мира, естествознание, музыка.
Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код
Предварительные

знания

Расширить знания о роли географической карты в жизни людей
Ход урока
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

 

Ресурсы
 

Начало урока

Организационный этап. Эпиграф к уроку: « Есть  три пути познания: размышления — самый благородный; подражания – самый легкий; опыта – самый горький»

Повторение изученного материала.

—      С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа. («.. .Ивот, если бы войско его величества не возымело наме­рения пограбить имущество врагов…»)

—      Что захватывали в качестве добычи в таких походах египет­ские воины? (Оружие, коней, скот, рабов м, конечно, золо­тые, и серебряные вещи.)

—      Кому воздавали хвалу воины Египта? (Своему фараону.)

—      Кому они приносили награбленное? (Своему фараону.)

—      Как распределял награбленное имущество фараон? (Ему и вельможам доставалось практически все, а простые вои­ны ничего не получали.)

Какой характер носили войны? (Грабительский, несправед­ливый.)

Решение кроссворда «Сумей прочитать».

 

1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней. 2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество. 3. Одно из первых занятий челове­ка. 4. Первый металл, который освоил человек. 5. Первое орудие для возделывания земли. 6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет тому назад. 7. Домашнее животное. 8. Материал для возделыва­ния посуды на гончарном круге. 9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека. 10. Объединение родов, живущих в одной местности.

Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина. 9. Рубило. 10. Племя.

 

 
Критерии успеха ·         Сформировать умения и навыки работы с картой и учебником

 

 
 

 

Середина урока

 

Постановка цели и задач урока.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

работа по группам

Для работы у каждой группы есть учебник, дополнительная литература и карточка-задание.

1. Условия работы групп (написать на доске).

а)           Консультанты получают карточку-задание.

б)           Работа с литературой — 25 минут.

в)           Время на обсуждение, составление рассказа — 10 минут.

г) Выступления групп — 5-7 минут (на втором уроке).

2. Заполнение таблицы в тетради всеми учащимися на протяже­нии всего (второго) урока по итогам выступления групп.

Направления культуры Достижения Значение для мировой культуры
1. Архитектура    
2. Скульптура и живопись    
3. Медицина    
4. Письменность    
5. Литература    

3. Карточки-задания для всех групп.

 

 

Учебник:

Рабочая тетрадь:

Ресурсы

•     девять звёзд из картона;

•     карточки с цифрами;

сигнальные карточки.

 

Критерии успеха умение самостоя-тельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы  
Конец урока

 

Самостоятельное  применение знаний

I.     Проведение игры «Историческая эстафета»

1-      й          этап. «Знаешь ли ты где находится…»

—      Египет.

—      Нил.

—      Первая столица Древнего Египта.

—      Дельта.

—      Территории, куда совершали свои походы фараоны Египта. Все указанное нужно отметить на контурной карте.

2-      й          этап. «Расскажи о жизни…»

Разгадай чайнворд:

1. Материал для письма. 2. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека. 3. Злой бог суховей. 4. Один из египетских фа­раонов. 5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения. 6. Подневольный человек. 7. Сплав меди и олова. 8. Ученый, который изучает звездное небо. 9. Столица Египта. 10. Египетская гробница. 11. Греческий историк, который описал историю Египта. 12. Стенобитный снаряд. 13. Сборы в поль­зу государства.

      2           1
        13          
3 12  
   
4         11        
    9         10    
     
   
        8         7
5               6  

 

Ответы: 1. Папирус. 2. Сфинкс. 3. Сет. 4. Тутмос. 5. Скульптор. 6. Раб. 7. Бронза. 8. Астроном. 9. Мемфис. 10. Саркофаг. 11. Геродот. 12. Таран. 13. Налоги

Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» 
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить
.

 
Критерии успеха оценивание собственной деятельности на уроке  
Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

 

  К концу урока учащиеся научатся:

Проведите работу по самооцениванию учащихся спомощью Лестницы успеха в рабочей тетради.

 

№1:

Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

 

№2

На носочках ходят мыши.

Так, чтоб кот их не услышал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code